Шалим
Шалим | |
---|---|
Бог сумерек | |
Планета | Венера |
Генеалогия | |
Родители | Эль (отец) Ашера (мать) |
Братья и сестры | Город |
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Шалим ( Шалам , Шалем , угаритский : 𐎌𐎍𐎎 , латинизированный: ŠLM ) — языческий бог в ханаанской религии , упоминаемый в надписях, найденных в Угарите (ныне Рас-Шамра, Сирия ). [1] [2] Уильям Ф. Олбрайт идентифицировал Шалима как бога сумерек, а Шахара как бога рассвета. [3] В «Словаре божеств и демонов в Библии » Венера представлена Шалимом как Вечерняя звезда, а Шахар — как Утренняя звезда. [1] Его имя происходит от трехсогласного семитского корня Š-LM («целый, безопасный, здоровый, мир»).
Угаритские надписи
[ редактировать ]Угаритский миф , известный как «Милостивые и Прекраснейшие Боги», описывает Шалима и его брата Шахара как потомков Эла от двух женщин, которых он встречает на берегу моря. Их обоих кормит «Леди», вероятно, Ашера , и их аппетиты такие же большие, как «(одна) губа к земле и (одна) губа к небу». В других угаритских текстах эти двое связаны с богиней солнца. [1]
Другая надпись представляет собой предложение, трижды повторенное в парамифологическом тексте: «Позвольте мне призвать милостивых богов, ненасытных богов мира ». Йм на большинстве семитских языков означает «день», а Шалим и Шахар, божества-близнецы заката и рассвета, считались его началом и концом. [4]
Шалим также упоминается отдельно в списках угаритских богов, и формы его имени также встречаются в личных именах, возможно, как божественное имя или эпитет . [1]
Многие учёные полагают, что имя Шалима сохранилось в названии города Иерусалим . [5] [1] [6] [7] [8] Бог Шалим, возможно, ассоциировался с сумерками и вечерней звездой в этимологических значениях «завершения» дня, «заката» и «мира». [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ван дер Торн и др., 1999, стр. 755-6
- ^ Голаны, 2003, с. 82. «Имя ханаанского божества заходящего солнца Салима, или Салема, [...] Имена [ Сахара и Салима] переводятся в современных научных текстах как Шахар и Шалим [...]»
- ^ Олбрайт, ВФ (1994). Яхве и боги Ханаана: исторический анализ двух контрастирующих религий . G - Серия справочных, информационных и междисциплинарных предметов. Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 187. ИСБН 978-0-931464-01-0 . ; ср. аккадское слово, обозначающее закат, шалам шамши .
- ^ ван дер Тоорн и др., 1999, с. 222.
- ^ Дженни Кин (2000). Восстановление Божественной женщины в иудаизме . Универсал-Издательство. стр. 65–. ISBN 978-1-58112-763-8 . Проверено 27 октября 2020 г.
Царские имена с корнем slm , такие как Соломон и Авесшалом, предполагают, что Шалиму все еще поклонялись в 10 веке до нашей эры и что ранний дом Давида участвовал в этом культе.
- ^ Н. Нааман, Ханаанский Иерусалим и его центральные соседи по горной местности во втором тысячелетии до нашей эры, Ugarit-Forschungen Vol. 24 (1992), стр. 275–291.
- ^ Л. Граббе, Этнические группы в Иерусалиме, в Иерусалиме в древней истории и традициях (Clark International, 2003), стр. 145-163.
- ^ Джон Дэй, Яхве и боги и богини Ханаана , Sheffield Academic Press 2002, стр. 180
- ^ Хельмер Ринггрен; Хайнц-Йозеф Фабри (2006). Богословский словарь Ветхого Завета . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 24–. ISBN 978-0-8028-2339-7 . Проверено 19 июня 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Олбрайт, Уильям Фоксвелл (1990) [1968]. Яхве и боги Ханаана: исторический анализ двух контрастирующих религий (Переиздание). Айзенбрауны. ISBN 978-0-931464-01-0 .
- Голан, Ариэль (2003). Доисторическая религия: мифология, символика . Ариэль Голан (оригинал из Университета Вирджинии. ISBN) . 978-965-90555-0-0 .
- ван дер Торн, Карел; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер Виллем (1999). Словарь божеств и демонов в Библии DDD (2-е, исправленное изд.). Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 9780802824912 .