Jump to content

Успокоиться

Успокоиться
небесная богиня
Цифровой коллаж, показывающий изображение Кетеша вместе с иероглифами, взятыми с отдельного египетского рельефа.
(«Камень Тройной Богини»)
Символ Лев, змея, букет папируса или египетского лотоса, парик Хатор.
Родители Птах или Ра [1]

Кетеш (также Qodesh , Qadesh , Qedesh , Qetesh , Kadesh , Kedesh , Kadeš или Qades / ˈ k ɑː d ɛ ʃ / ) была богиней, которая была включена в древнеегипетскую религию в позднем бронзовом веке . Ее имя, вероятно, было создано египтянами на основе семитского корня Q-D-Š, означающего «святая» или «благословенная». [2] засвидетельствовано как титул Эль и, возможно, Атирата и дальнейшего независимого божества в текстах из Угарита . [3]

Из-за отсутствия четких упоминаний о Кетеш как об отдельном божестве в угаритских и других сиро-палестинских источниках, многие современные исследователи считают ее египетским божеством, находящимся под влиянием религии и иконографии Ханаана , а не просто ханаанским божеством, принятым египтянами ( примеры которых включают Решефа и Анат ) [4] [5]

Характер

[ редактировать ]

В египетской религии функции Кетеш трудно определить из-за отсутствия прямых упоминаний, но ее эпитеты (особенно стандартный, «госпожа небес») могут указывать на астральный характер, а отсутствие присутствия в царском культе может означать что в основном простолюдины считали ее богиней-защитницей. Известные источники не связывают ее с плодовитостью или сексом, а теории, представляющие ее как « священную блудницу », считаются устаревшими в современной науке из-за отсутствия доказательств. [6]

Ее эпитеты включают «Хозяйка всех богов», «Госпожа звезд небес», «Возлюбленная Птаха », «Великая магия, повелительница звезд» и « Глаз Ра , не имеющий себе равных». [7] Связь с Птахом или Ра, очевидная в ее эпитетах, известна и из египетских текстов об Анат и Астарте. [8] [9]

Иконография

[ редактировать ]
Стела Кетеша/Кадеша, XIX династия (1292–1186 до н. э.), Египетский музей .
Кетеш в головном уборе Хатор стоит на льве; она держит цветок лотоса и змею, слева от нее Мин и Решеф справа ( Лувр ).

На стеле, изображающей божество, Кетеш изображена фронтально обнаженной (редкий мотив в египетском искусстве, хотя и не связанный исключительно с ней), носящей парик Хатор и стоящая на льве, между Мин и ханаанским богом-воином Решефом . В одной руке она держит змею, а в другой — букет цветов лотоса или папируса. [10] [11]

Источник

[ редактировать ]

Ранние исследователи пытались доказать, что Кетеш была просто формой известного ханаанского божества, а не полностью независимой богиней. Уильям Ф. Олбрайт предположил в 1939 году, что она была формой «леди Библоса» ( Баалат Гебал ), а Рене Дюссар предположил связь с «Ашератом» (например, библейской Ашерой ) в 1941 году. Последующие исследования пытались найти дополнительные доказательства. за эквивалентность Кетеша и Ашеры, несмотря на разные функции и символы. [12]

Аргументы, представляющие Кетеш и Ашеру как одну и ту же богиню, основаны на ошибочном представлении о том, что Ашера, Астарта и Анат были единственными тремя выдающимися богинями в религии древнего Леванта и образовывали троицу. [13] Однако, хотя Аштарт (Астарта) и Анат были тесно связаны друг с другом в Угарите , в египетских источниках и в других местах, [14] [15] нет никаких свидетельств объединения Атирата и Аштарта, а также Атират не связан тесно с Аштартом и Анат в угаритских текстах. [16] Концепция Атирата, Анат и Аштарт как троицы и единственных выдающихся богинь во всем регионе (популяризированная такими авторами, как Тиква Фраймер-Кенски ) является современной и игнорирует большую роль других женских божеств, например Шапаша , в известных текстах, а также тот факт, что Эль, по-видимому, является божеством, наиболее тесно связанным с Атиратом в первоисточниках. [17] [18] Одним из авторов, опирающихся на теорию троицы Анат-Аштарт-Атират, является Саул М. Олян (автор книги «Ашера и Культ Яхве в Израиле »), который называет бляшку Кудшу-Астарте-Анат «тройной слитной ипостасью» и считает Кудшу является эпитетом Атирата, полученным методом исключения, поскольку Астарта и Анат появляются в надписи после Кудшу. [19] [20]

Современные египтологи , такие как Кристиан Зиви-Кош, не считают Кетеш ипостасью Анат или Астарты, но богиней, возникшей в Египте, возможно, без явной предшественницы среди ханаанских или сирийских богинь, хотя и получившей семитское имя и связанной в основном с иностранными богинями. божества. [21]

[ редактировать ]

Кетеш — имя, данное Гоаулду , который когда-то владел Вала Мал Дораном , повторяющимся, а затем постоянным персонажем в 9 и 10 сезонах научно-фантастического телесериала « Звёздные врата SG-1» соответственно .

Кетеш — также имя, использованное в ​​«Приключения Сары Джейн» эпизоде «Прощай, Сара Джейн Смит» , и подтверждено, что это гуманоидный вид (также известный как «похитители душ») Руби Уайт (злодейка эпизода), который питается волнением и повышенными эмоциями. и имеют желудки, которые живут вне их тел.

Кроме того, Кадеш, также называемый Квинн, персонаж фантастического романа Холли Робердс «Укушенный смертью», опубликованного в 2021 году.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ I. Корнелиус, Кудшу , Иконография божеств и демонов на древнем Ближнем Востоке (электронная предварительная публикация), с. 1, 4
  2. ^ Ч. Зиви-Чош, Иностранные божества в Египте [в:] Дж. Дилеман, В. Вендрич (ред.), Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос- Анджелесе, 2011, стр. 5-6
  3. ^ М. Креберник, Qdš [в:] Настоящий лексикон ассириологии и ближневосточной археологии, том. 11, 2008, с. 176
  4. ^ С.Л. Будин, Переосмысление синкретизма Афродиты-Аштарт , Numen vol. 51, нет. 2, 2004, с. 100
  5. ^ I. Корнелиус, Кудшу , Иконография божеств и демонов на древнем Ближнем Востоке (электронная предварительная публикация), с. 1: «богиня по имени К. не известна ни в угаритских, ни в каких-либо других сиро-палестинских текстах»
  6. ^ I. Корнелиус, Кудшу , Иконография божеств и демонов на древнем Ближнем Востоке (электронная предварительная публикация), с. 4
  7. ^ «Святой» Джоанны Стаки» . www.matrifocus.com . Архивировано из оригинала 31 января 2008 года . Проверено 19 марта 2018 г.
  8. ^ М. Смит, «Аттарт в сирийских текстах позднего бронзового века [в:] DT Sugimoto (редактор), Трансформация богини. Иштар – Астарта – Афродита , 2014, с. 66
  9. ^ К. Тазава, Астарта в Новом царстве Египта: пересмотр ее роли и функций [в:] DT Sugimoto (редактор), Трансформация богини. Иштар – Астарта – Афродита , 2014, с. 110
  10. ^ Ч. Зиви-Чош, Иностранные божества в Египте [в:] Дж. Дилеман, В. Вендрич (ред.), Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос- Анджелесе, 2011, стр. 6-7
  11. ^ I. Корнелиус, Кудшу , Иконография божеств и демонов на древнем Ближнем Востоке (электронная предварительная публикация), с. 1
  12. ^ С.А. Виггинс, Миф об Ашере: Леди-Львица и Богиня-Змея , Ugarit-Forschungen 23, 1991, стр. 384-386; 389
  13. ^ С.А. Виггинс, Миф об Ашере: Леди-Львица и Богиня-Змея , Ugarit-Forschungen 23, 1991, стр. 387
  14. ^ М. Смит, «Аттарт в сирийских текстах позднего бронзового века [в:] DT Sugimoto (редактор), Трансформация богини. Иштар – Астарта – Афродита , 2014, с. 49-51
  15. ^ Г. Дель Олме Лете, KTU 1.107: Сборник заклинаний против укуса змеи [в] О. Лорец, С. Рибичини, WGE Watson, J. Á. Замора (ред.), Ритуал, религия и разум. Исследования древнего мира в честь Паоло Кселлы , 2013, с. 198
  16. ^ С.А. Виггинс, Переоценка Ашеры: с дальнейшими соображениями о богине , 2007, стр. 57, сноска 124; см. также стр. 169
  17. ^ С. А. Виггинс, Переоценка Ашеры Тиквы Фример-Кенски [в:] Р. Х. Баел, С. Хэллоуэй, Дж. Скарлок, По следам Тиквы Фраймер-Кенски , 2009, стр. 2009, с. 174
  18. ^ С.А. Виггинс, Шапш, Лампа богов [в:] Н. Вятт (ред.), Угарит, религия и культура: материалы Международного коллоквиума по Угариту, религии и культуре, Эдинбург, июль 1994 г.; эссе, представленные в честь профессора Джона К.Л. Гибсона , 1999, с. 327
  19. ^ Угаритский цикл Ваала: Том 2 Марка С. Смита, страница 295
  20. ^ Истоки библейского монотеизма: политеистическое происхождение Израиля и угаритские тексты Марка С. Смита - страница 237
  21. ^ Ч. Зиви-Чош, Иностранные божества в Египте [в:] Дж. Дилеман, В. Вендрич (ред.), Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос- Анджелесе, 2011, стр. 5-6
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b9d7c00a87b2f140e09a71b7687e7a3__1721689080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/a3/8b9d7c00a87b2f140e09a71b7687e7a3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Qetesh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)