Успокоиться
Успокоиться | |
---|---|
небесная богиня | |
![]() Цифровой коллаж, показывающий изображение Кетеша вместе с иероглифами, взятыми с отдельного египетского рельефа. («Камень Тройной Богини») | |
Символ | Лев, змея, букет папируса или египетского лотоса, парик Хатор. |
Родители | Птах или Ра [1] |
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Кетеш (также Qodesh , Qadesh , Qedesh , Qetesh , Kadesh , Kedesh , Kadeš или Qades / ˈ k ɑː d ɛ ʃ / ) была богиней, которая была включена в древнеегипетскую религию в позднем бронзовом веке . Ее имя, вероятно, было создано египтянами на основе семитского корня Q-D-Š, означающего «святая» или «благословенная». [2] засвидетельствовано как титул Эль и, возможно, Атирата и дальнейшего независимого божества в текстах из Угарита . [3]
Из-за отсутствия четких упоминаний о Кетеш как об отдельном божестве в угаритских и других сиро-палестинских источниках, многие современные исследователи считают ее египетским божеством, находящимся под влиянием религии и иконографии Ханаана , а не просто ханаанским божеством, принятым египтянами ( примеры которых включают Решефа и Анат ) [4] [5]
Характер
[ редактировать ]В египетской религии функции Кетеш трудно определить из-за отсутствия прямых упоминаний, но ее эпитеты (особенно стандартный, «госпожа небес») могут указывать на астральный характер, а отсутствие присутствия в царском культе может означать что в основном простолюдины считали ее богиней-защитницей. Известные источники не связывают ее с плодовитостью или сексом, а теории, представляющие ее как « священную блудницу », считаются устаревшими в современной науке из-за отсутствия доказательств. [6]
Ее эпитеты включают «Хозяйка всех богов», «Госпожа звезд небес», «Возлюбленная Птаха », «Великая магия, повелительница звезд» и « Глаз Ра , не имеющий себе равных». [7] Связь с Птахом или Ра, очевидная в ее эпитетах, известна и из египетских текстов об Анат и Астарте. [8] [9]
Иконография
[ редактировать ]
На стеле, изображающей божество, Кетеш изображена фронтально обнаженной (редкий мотив в египетском искусстве, хотя и не связанный исключительно с ней), носящей парик Хатор и стоящая на льве, между Мин и ханаанским богом-воином Решефом . В одной руке она держит змею, а в другой — букет цветов лотоса или папируса. [10] [11]
Источник
[ редактировать ]Ранние исследователи пытались доказать, что Кетеш была просто формой известного ханаанского божества, а не полностью независимой богиней. Уильям Ф. Олбрайт предположил в 1939 году, что она была формой «леди Библоса» ( Баалат Гебал ), а Рене Дюссар предположил связь с «Ашератом» (например, библейской Ашерой ) в 1941 году. Последующие исследования пытались найти дополнительные доказательства. за эквивалентность Кетеша и Ашеры, несмотря на разные функции и символы. [12]
Аргументы, представляющие Кетеш и Ашеру как одну и ту же богиню, основаны на ошибочном представлении о том, что Ашера, Астарта и Анат были единственными тремя выдающимися богинями в религии древнего Леванта и образовывали троицу. [13] Однако, хотя Аштарт (Астарта) и Анат были тесно связаны друг с другом в Угарите , в египетских источниках и в других местах, [14] [15] нет никаких свидетельств объединения Атирата и Аштарта, а также Атират не связан тесно с Аштартом и Анат в угаритских текстах. [16] Концепция Атирата, Анат и Аштарт как троицы и единственных выдающихся богинь во всем регионе (популяризированная такими авторами, как Тиква Фраймер-Кенски ) является современной и игнорирует большую роль других женских божеств, например Шапаша , в известных текстах, а также тот факт, что Эль, по-видимому, является божеством, наиболее тесно связанным с Атиратом в первоисточниках. [17] [18] Одним из авторов, опирающихся на теорию троицы Анат-Аштарт-Атират, является Саул М. Олян (автор книги «Ашера и Культ Яхве в Израиле »), который называет бляшку Кудшу-Астарте-Анат «тройной слитной ипостасью» и считает Кудшу является эпитетом Атирата, полученным методом исключения, поскольку Астарта и Анат появляются в надписи после Кудшу. [19] [20]
Современные египтологи , такие как Кристиан Зиви-Кош, не считают Кетеш ипостасью Анат или Астарты, но богиней, возникшей в Египте, возможно, без явной предшественницы среди ханаанских или сирийских богинь, хотя и получившей семитское имя и связанной в основном с иностранными богинями. божества. [21]
В популярной культуре
[ редактировать ]Кетеш — имя, данное Гоаулду , который когда-то владел Вала Мал Дораном , повторяющимся, а затем постоянным персонажем в 9 и 10 сезонах научно-фантастического телесериала « Звёздные врата SG-1» соответственно .
Кетеш — также имя, использованное в «Приключения Сары Джейн» эпизоде «Прощай, Сара Джейн Смит» , и подтверждено, что это гуманоидный вид (также известный как «похитители душ») Руби Уайт (злодейка эпизода), который питается волнением и повышенными эмоциями. и имеют желудки, которые живут вне их тел.
Кроме того, Кадеш, также называемый Квинн, персонаж фантастического романа Холли Робердс «Укушенный смертью», опубликованного в 2021 году.
См. также
[ редактировать ]- Шала , месопотамская богиня, также изображаемая обнаженной и связанная с небом.
- Царица Небесная (Античность)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ I. Корнелиус, Кудшу , Иконография божеств и демонов на древнем Ближнем Востоке (электронная предварительная публикация), с. 1, 4
- ^ Ч. Зиви-Чош, Иностранные божества в Египте [в:] Дж. Дилеман, В. Вендрич (ред.), Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос- Анджелесе, 2011, стр. 5-6
- ^ М. Креберник, Qdš [в:] Настоящий лексикон ассириологии и ближневосточной археологии, том. 11, 2008, с. 176
- ^ С.Л. Будин, Переосмысление синкретизма Афродиты-Аштарт , Numen vol. 51, нет. 2, 2004, с. 100
- ^ I. Корнелиус, Кудшу , Иконография божеств и демонов на древнем Ближнем Востоке (электронная предварительная публикация), с. 1: «богиня по имени К. не известна ни в угаритских, ни в каких-либо других сиро-палестинских текстах»
- ^ I. Корнелиус, Кудшу , Иконография божеств и демонов на древнем Ближнем Востоке (электронная предварительная публикация), с. 4
- ^ «Святой» Джоанны Стаки» . www.matrifocus.com . Архивировано из оригинала 31 января 2008 года . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ М. Смит, «Аттарт в сирийских текстах позднего бронзового века [в:] DT Sugimoto (редактор), Трансформация богини. Иштар – Астарта – Афродита , 2014, с. 66
- ^ К. Тазава, Астарта в Новом царстве Египта: пересмотр ее роли и функций [в:] DT Sugimoto (редактор), Трансформация богини. Иштар – Астарта – Афродита , 2014, с. 110
- ^ Ч. Зиви-Чош, Иностранные божества в Египте [в:] Дж. Дилеман, В. Вендрич (ред.), Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос- Анджелесе, 2011, стр. 6-7
- ^ I. Корнелиус, Кудшу , Иконография божеств и демонов на древнем Ближнем Востоке (электронная предварительная публикация), с. 1
- ^ С.А. Виггинс, Миф об Ашере: Леди-Львица и Богиня-Змея , Ugarit-Forschungen 23, 1991, стр. 384-386; 389
- ^ С.А. Виггинс, Миф об Ашере: Леди-Львица и Богиня-Змея , Ugarit-Forschungen 23, 1991, стр. 387
- ^ М. Смит, «Аттарт в сирийских текстах позднего бронзового века [в:] DT Sugimoto (редактор), Трансформация богини. Иштар – Астарта – Афродита , 2014, с. 49-51
- ^ Г. Дель Олме Лете, KTU 1.107: Сборник заклинаний против укуса змеи [в] О. Лорец, С. Рибичини, WGE Watson, J. Á. Замора (ред.), Ритуал, религия и разум. Исследования древнего мира в честь Паоло Кселлы , 2013, с. 198
- ^ С.А. Виггинс, Переоценка Ашеры: с дальнейшими соображениями о богине , 2007, стр. 57, сноска 124; см. также стр. 169
- ^ С. А. Виггинс, Переоценка Ашеры Тиквы Фример-Кенски [в:] Р. Х. Баел, С. Хэллоуэй, Дж. Скарлок, По следам Тиквы Фраймер-Кенски , 2009, стр. 2009, с. 174
- ^ С.А. Виггинс, Шапш, Лампа богов [в:] Н. Вятт (ред.), Угарит, религия и культура: материалы Международного коллоквиума по Угариту, религии и культуре, Эдинбург, июль 1994 г.; эссе, представленные в честь профессора Джона К.Л. Гибсона , 1999, с. 327
- ^ Угаритский цикл Ваала: Том 2 Марка С. Смита, страница 295
- ^ Истоки библейского монотеизма: политеистическое происхождение Израиля и угаритские тексты Марка С. Смита - страница 237
- ^ Ч. Зиви-Чош, Иностранные божества в Египте [в:] Дж. Дилеман, В. Вендрич (ред.), Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос- Анджелесе, 2011, стр. 5-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]