Рана
Джабру был богом, которому, согласно спискам месопотамских богов, поклонялись в Эламе . Однако он не засвидетельствован ни в каких эламских источниках.
Месопотамские свидетельства
[ редактировать ]Хотя Джабру описывается как эламский бог, он известен исключительно из месопотамских текстов. [ 1 ] и свидетельства о нем встречаются нечасто. [ 2 ] Эламский город по имени Джабру действительно существовал, [ 1 ] но согласно ассирийскому тексту Такульту, его божеством-покровителем была богиня по имени Джабриту. [ 3 ] Он был расположен недалеко от границы Элама и Вавилонии и упоминается в надписи Амар-Сина , где упоминается, что он был разрушен рядом с Хухнуром. [ 4 ] предположительно является культовым центром Рухуратера . [ 5 ]
Согласно комментарию Шурпу , Джабру был эламским эквивалентом месопотамского бога, олицетворяющего небо, Ану . [ 1 ] Однако согласно списку богов Ан = Анум , бог, носивший имя Ябну ( д иа-аб-на ) вместо этого был « Энлилем Эламским». [ 6 ] Уилфред Г. Ламберт заключает, что оба этих теонима представляют собой варианты написания одного и того же имени. [ 1 ]
В ассирийском тексте, известном как « Видение подземного мира ассирийского принца» (НДС 10057), Джабру упоминается как один из трех богов, охраняющих труп царя, двое других — Хумбан и Напириша . [ 2 ] Александр Локотионов отмечает, что эта последовательность богов отражает ссылку на Джабру в Шурпу, и что ее включение, возможно, указывает на то, что для ассирийцев подземный мир «мог быть просто хранилищем экзотики и необычности». [ 2 ]
Спекулятивная идентификация
[ редактировать ]Из-за его предполагаемого сходства с Ану Хайдемари Кох предполагает, что Джабру был отцом Хумбана , которого месопотамцы иногда приравнивали к Энлилю, во многом аналогично тому, как Ану можно было рассматривать как отца Энлиля. [ 7 ] Однако по крайней мере в одном источнике Джабру приравнивался к Энлилю, а не к Ану. [ 1 ]
Кох также предположил, что эламское слово тепти («господин»; иногда пишется с так называемым божественным определителем). [ 8 ] ) может быть титулом или табуированным именем Джабру, используемым как теофорный элемент личных имен. [ 7 ] Однако теория о том, что некоторые эламские боги являются просто табуированными именами для других ( Киририша вместо Пиникира , Напириша вместо Хумбана), в целом отвергается в недавних исследованиях. [ 9 ] а Воутер Хенкельман в более поздней публикации называет предположение Коха спекулятивным. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Ламберт 1980 , с. 229.
- ^ Jump up to: а б с Локтионов 2016 , с.51.
- ^ Ламберт 1980a , с. 230.
- ^ Эдзард 1983 , с. 230.
- ^ Хенкельман 2011 , с. 449.
- ^ Фелиу 2006 , с. 245.
- ^ Jump up to: а б Кох 1995 , с.1961.
- ^ Садок 1984 , с. 49.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 354.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 328.
Библиография
[ редактировать ]- Эдзард, Дитц-Отто (1983), "Jabru (Stadt)" , Reallexikon der Assyriologie , получено 25 марта 2022 г.
- Фелиу, Луис (2006). «Относительно этимологии Энлиля: подход An = Anum» . Šapal tibnim mü illakū: исследования, подаренные Хоакину Санмартину по случаю его 65-летия . Барселона: Редакция AUSA. ISBN 84-88810-71-7 . OCLC 157130833 .
- Хенкельман, Воутер FM (2008). Другие боги, которые есть: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя . Лейден: Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN 978-90-6258-414-7 .
- Хенкельман, Wouter FM (2011), "Ruhurater" , Reallexikon der Assyriologie , получено 25 марта 2022 г.
- Кох, Хайдемари (1995). «Богословие и богослужение в Эламе и Ахеменидском Иране». Цивилизации Древнего Ближнего Востока . 3 : 1959–1969.
- Ламберт, Уилфред Г. (1980), «Джабну» , Reallexikon der Assyriologie , получено 25 марта 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1980a), «Jabrītu» , Reallexikon der Assyriologie , получено 25 марта 2022 г.
- Локтионов, Александр Александрович (2016). «Египтизирующий» преступный мир судит ассирийского принца? Новые взгляды на НДС 10057» (PDF) . Журнал древней истории Ближнего Востока . 3 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 39–55. дои : 10.1515/janeh-2016-0012 . ISSN 2328-9554 .
- Садок, Ран (1984). Эламский ономастикон (PDF) . Проверено 25 марта 2022 г.