Рожденный
Рожденный | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||
Имя иероглифами |
| ||||
Символ | ячмень, гусь, бык, гадюка | ||||
Генеалогия | |||||
Родители | Шу и Тефнут | ||||
Братья и сестры | Орех | ||||
Супруга | Нут , Тефнут , Рененутет (некоторые источники) | ||||
Потомство | Осирис , Исида , Сет , Нефтида , Херу-ур , Нехебкау (в некоторых мифах) | ||||
Эквиваленты | |||||
Греческий эквивалент | Кронос |
Геб ( древнеегипетское : gbb , египтологическое произношение : Gebeb ), также известный как Ceb ( / ˈ s ɛ b / , / ˈ k ɛ b / ), [а] был египетским богом Земли [1] член Эннеады Гелиополя . и мифологический Его также можно было считать отцом змей. В Древнем Египте считали, что смех Геба вызывает землетрясения. [2] и что он позволил посевам расти.
Имя
[ редактировать ]Имя произносилось как таковое начиная с греческого периода и первоначально было ошибочно прочитано как Себ . [3]
Роль и развитие
[ редактировать ]Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Самое старое изображение на фрагментарном рельефе бога царя Джосера в виде антропоморфной бороды, сопровождаемой его именем, датируется периодом правления во времена Третьей династии и было найдено в Гелиополе. [ нужна ссылка ] Однако бог так и не получил собственного храма. В более поздние времена его также могли изображать в виде барана , быка или крокодила (последний в виньетке « Книги мёртвых» дамы Херивебен в Египетском музее в Каире ). [ нужна ссылка ]
Геба часто боялись как отца змей (одно из названий змей было s3-t3 – «сын земли»). В одном из заклинаний «Текста гроба» Геб описывается как отец мифологического змея Нехебкау из первобытных времен. [ нужна ссылка ] Геб также часто встречается как первобытный божественный царь Египта, от которого его сын Осирис и его внук Гор унаследовали землю после многих конфликтов с разрушительным богом Сетом , братом и убийцей Осириса. Геба также можно рассматривать как олицетворение плодородной земли и бесплодной пустыни, причем последняя содержит мертвых или освобождает их из могил, что метафорически описывается как «Геб, открывающий пасть», или заключает в тюрьму тех, кто не достоин отправиться в плодородные северо-восточные земли. небесное Поле камыша . В последнем случае одним из его потусторонних атрибутов был зловещий посох с головой шакала (называемый wsr.t Могучий), поднимающийся из земли, к которому можно было привязать врагов. [ нужна ссылка ]
В гелиопольской Эннеаде (группе из девяти богов, созданных вначале единым богом Атумом ) Геб — муж Нут или Ра , неба или видимого дневного и ночного небосвода, сын более ранней первоэлемента Тефнут ( влага ) . и Шу («пустота») и отец четырёх меньших богов системы – Осириса , Сета , Исиды и Нефтиды . В этом контексте считалось, что Геб изначально был помолвлен с Нут, и Шу, бог воздуха, должен был разлучить его с ней. [4] Следовательно, в мифологических изображениях Геб изображался полулежащим человеком, иногда с еще направленным в сторону Нут фаллосом. Геб и Нут вместе образовали постоянную границу между первобытными водами и вновь созданным миром. [5]
С течением времени божество стало больше ассоциироваться с обитаемой землей Египта, а также стало одним из его первых правителей. Как хтоническое божество [6] он (как и Мин ) стал естественным образом ассоциироваться с подземным миром , пресными водами и растительностью ( говорят, что ячмень рос на его ребрах) и изображался с растениями и другими зелеными пятнами на своем теле . [7]
Его связь с растительностью, исцелением [7] а иногда и преступный мир, и королевская власть приносили Гебу случайную интерпретацию, что он был мужем Рененутет , второстепенной богини урожая, а также мифологической смотрительницей (значение ее имени - «кормящая змея») молодого короля в образе кобра , которую также можно считать матерью Нехебкау , первобытного змеиного бога, связанного с подземным миром. Классические авторы также приравнивают его к греческому Титану Кроносу . [ нужна ссылка ]
Птах и Ра, божества-творцы, обычно начинают список божественных предков. Есть предположения между Шу и Гебом и о том, кто был первым богом-царем Египта. История о том, как Шу, Геб и Нут были разделены, чтобы создать космос, теперь интерпретируется в более человеческих терминах; разоблачение враждебности и сексуальной ревности. Между завистью отца и сына и восстанием Шу против божественного порядка Геб бросает вызов лидерству Шу. Геб берет жену Шу, Тефнут, как свою главную царицу, отделяя Шу от сестры-жены. Точно так же, как Шу ранее поступил с ним. В « Книге Небесной Коровы » подразумевается, что Геб — наследник уходящего бога Солнца. После того как Геб передал трон своему сыну Осирису, он взял на себя роль судьи в Божественном Трибунале богов. [8]
Гусь
[ редактировать ]
Некоторые египтологи (в частности, Ян Бергман, Теренс Дюкен или Ричард Х. Уилкинсон) заявили, что Геб был связан с мифологическим божественным гусем- создателем , который отложил мировое яйцо , из которого солнце и/или мир возникло . Предполагается, что эта теория неверна и является результатом путаницы божественного имени «Геб» с именем белолобого гуся ( Anser albifrons ), которого первоначально называли gb(b) : «хромой, спотыкающийся». [9]
Этот птичий знак используется только как фонограмма для написания имени бога (Х.те Вельде, в: Lexikon der Aegyptologie II, лемма: Геб). Альтернативное древнее название этого вида гусей было trp, что также означает «ходить как пьяный», «спотыкаться». Белолобый гусь никогда не встречается как культовый символ или священная птица Геба. Упомянутый выше мифологический создатель «гусь» назывался Нгг wr «Великий Хонкер» и всегда изображался как нильский гусь/лисий гусь или египетский гусь ( Alopochen aegyptiacus ), который орнитологически принадлежит к отдельному роду и чье обычное египетское имя было smn . Коптский смон . Цветная виньетка на мифологическом папирусе, датируемом 21-й династией, неопровержимо изображает нильского гуся с раскрытым клювом ( Ngg wr !) в контексте солнечного творения. [10]
Подобные изображения этой божественной птицы можно найти на стенах храмов (Карнак, Дейр-эль-Бахари), где изображена сцена, где царь стоит на папирусном плоту и ритуально срывает папирус для фиванского бога Амона -Ре-Камутефа. Последний фиванский бог-творец мог быть воплощен в нильском гусыне, но никогда в белолобом гусыне. В «Книгах подземного мира» диакритический знак гуся (вероятнее всего, обозначавший тогда Anser albifrons ) иногда изображался на макушке стоящего анонимного мужского антропоморфного божества, указывая на личность Геба. Сам Геб никогда не изображался в виде нильского гуся, как позднее Амон, на некоторых стелах Нового царства называвшийся прямо: «Амон, прекрасный смн – гусь» (Нильский гусь). [10]
Единственная явная графическая путаница между иероглифами белолобого гуся (в обычном иероглифическом написании имени Геб, часто сопровождаемого дополнительным знаком -b) и нильского гуся в написании имени Геб, происходит в в скале высеченной гробнице. правителя провинции Саренпут II (XII династия, Поднебесная) на пустынном хребте Кубба-эль-Хава (напротив Асуана ), а именно на левой (южной) стене возле открытого дверного проема, в первой линии ярко расписанного погребального приношения формула. Эту путаницу можно сравнить с частым вырубанием агентами Эхнатона знака Шилохвостой Утки (что означает «сын») в царском титуле «Сын Ра», особенно в фиванских храмах, где они путали знак утки. с изображением нильского гуся, считавшегося формой тогдашнего запретного бога Амона. [10]
Геб, он же Кронос
[ редактировать ]В греко-римском Египте Геба приравнивали к греческому титану Кроносу , поскольку он занимал в греческом пантеоне совершенно такое же положение, как отец богов Зевса , Аида и Посейдона , как и Геб в египетской мифологии. Это уравнение особенно хорошо засвидетельствовано в Тебтунисе в южном Фаюме : Геб и Кронос были здесь частью местной версии культа Собека , бога-крокодила. [11] Уравнение было показано с одной стороны в местной иконографии богов, в которой Геб изображался человеком с атрибутами Кроноса, а Кронос — с атрибутами Геба. [12] С другой стороны, жрецы местного главного храма идентифицировали себя в египетских текстах как жрецы «Сокнебтунис-Геб», а в греческих текстах как жрецы «Сокнебтунис-Крон». Соответственно, египетские имена, образованные от имени бога Геба, были столь же популярны среди местных жителей, как и греческие имена, происходящие от Кроноса, особенно имя «Кронион». [13]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Древнегреческий : Κῆβ , латинизированный : Cē̂b , Греческое произношение: [kɛ̂ːb]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пинч, Джеральдин (2002). Справочник по египетской мифологии . Справочники мировой мифологии. АВС-КЛИО . п. 135. ИСБН 1-57607-763-2 .
- ^ «Геб» . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ Уоллис Бадж, Э.А. (1904). Боги египтян: исследования египетской мифологии . Издательство Кессинджера . ISBN 978-0766129863 . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ Мескелл, Линн Археологии социальной жизни: возраст, класс и т. д. в древнем Египте Уайли Блэквелл (20 октября 1999 г.) ISBN 978-0-631-21299-7 стр.103
- ^ Ван Дейк, Якобус (1995). «Мифы и мифотворчество в Древнем Египте» (PDF) . Якобусвандейк . Проверено 26 мая 2017 г.
- ^ Дюнан, Франсуаза (2004). Боги и люди в Египте с 3000 г. до н.э. по 395 г. н.э. Арманд Колен. п. 345. ИСБН 9780801488535 .
- ^ Jump up to: а б Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон . п. 105–106 . ISBN 9780500051207 .
- ^ Пинч, Джеральдин (2002). Справочник по египетской мифологии . Санта-Барбара: ABC-CLIO . стр. 76 , 77, 78. ISBN. 9781576072424 .
- ^ К. Вольтерман, «О названиях птиц и списке иероглифических знаков G 22, G 35 и H 3» в: «Ежегодный отчет Предазиатско-египетского общества Ex Oriente Lux», № 32 (1991–1992). (Лейден, 1993), с. 122, примечание 8
- ^ Jump up to: а б с текст: Доктор. Карлес Вольтерман, Амстелвен, Голландия
- ^ Кокельманн, Хольгер (2017). Повелитель озер, болот и рек. Исследования бога Себека и культов египетского бога-крокодила с начала до римских времен [ Повелитель озер, болот и рек. Исследования бога Собека и культов египетского бога-крокодила от истоков до римских времен (на немецком языке). Том 1. Висбаден: Харрассовиц. стр. 81–88. ISBN 978-3-447-10810-2 .
- ^ Рондо, Винсент (2013). Последние лица богов Египта. Иконографии, пантеоны и культы в эллинизированном Фаюме II–III веков нашей эры [ Последние лики богов Египта. Иконографии, пантеоны и культы в эллинизированном Фаюме II–III веков нашей эры ] (на французском языке). Париж: Издательство Университета Париж-Сорбонна; Издания Лувра. стр. 75–80, 122–127, 241–246.
- ^ Сиппель, Бенджамин (2020). Прихожане и заводчики верблюдов: Повседневная и общественная жизнь священников-собеков в Императорском Фаюме [ Поклонники и заводчики верблюдов: Повседневная и светская жизнь священников-собеков в Императорском Фаюме ] (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. стр. 73–78. ISBN 978-3-447-11485-1 .