Ню (мифология)
Нет | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Аспект Хе , олицетворяющий бесконечные воды хаоса. На основе папируса Ани и росписей гробниц Нового царства. | |||||
Имя иероглифами |
| ||||
Символ | Вода | ||||
Супруга | Наунет |
Наунет | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
![]() Наунет и Нун | ||||||
Имя иероглифами |
| |||||
Супруга | Нет |
Ну («Водный») или Нун («Инертный») ( древнеегипетский : nnw Nānaw ; коптский : Ⲛⲟⲩⲛ Существительное ), в древнеегипетской религии — олицетворение первозданной водной бездны , существовавшей во времена творения и из которой возник бог солнца-создатель Ра . [1]
Ну — одно из восьми божеств Огдоады , олицетворяющее древнеегипетский первозданный Хаос, из которого возник первозданный курган . Нун можно рассматривать как первого из богов, создателя реальности и олицетворения космоса. Нун также считается богом, который разрушит существование и вернет все Нун, откуда оно пришло. Никакого культа к Нун не было адресовано.
Супругой Нуна (или его женским аспектом) была богиня Нунут. [2] или Наунет ( древнеегипетский : nnwt ).
Имя
[ редактировать ]Имя Ну соотносится с нэн «бездействие» в игре слов: «Я поднял их из водной массы [ ню ], из бездействия [ нэн ]». Это имя также сравнивают с коптским существительным «пропасть; глубокая». [3]
Миф о происхождении
[ редактировать ]Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Древние египтяне представляли океаническую бездну Монахини как окружающий пузырь, в котором заключена сфера жизни, что представляет собой глубочайшую тайну их космогонии. [4] В древнеегипетских описаниях творения первоначальный холм земли возник из вод Монахини. [5] Монахиня — источник всего, что появляется в дифференцированном мире, охватывающий все аспекты божественного и земного существования. В космогонии Эннеады Нун воспринимается как трансцендентная в момент творения наряду с Атумом, богом-творцом. [4]
Миф о сотворении мира
[ редактировать ]Вначале Вселенная состояла только из огромного хаотического космического океана, а сам океан назывался Ню. В некоторых версиях этого мифа в начале времен Мехет-Верет , изображаемая в виде коровы с солнечным диском между рогами, рождает солнце, которое, как говорят, поднялось из вод творения и породило бог Солнца Ра в некоторых мифах. [1] Вселенная была захвачена огромной массой первобытных вод, и среди этого первобытного хаоса возник Бенбен, пирамидальный курган. был цветок лотоса , С Бенбеном [6] и из этого, когда оно расцвело, появился Ра. [ нужна ссылка ] Существовало множество версий появления солнца, и говорили, что оно вышло прямо из кургана или из цветка лотоса, выросшего из кургана, в форме цапли, сокола, жука-скарабея или человеческого ребенка. [7] [1] В Гелиополе творение приписывали Атуму , божеству, тесно связанному с Ра, которое, как говорили, существовало в водах Ну как инертное потенциальное существо.
История
[ редактировать ]Начиная со Среднего царства , Нун описывается как «отец богов» и изображается на стенах храмов на протяжении всей остальной древнеегипетской религиозной истории. [4]
наряду В Огдоаду с Наунет и Нун входят Амаунет и Амон ; Хаухет и Хе ; и Каукет и Кек . Как и у других божеств Огдоадов, у Ну не было храмов или какого-либо центра поклонения. Несмотря на это, Ну иногда представляли священным озером или, как в Абидосе , подземным ручьем. [ нужна ссылка ]
Иконография
[ редактировать ]
Нун изображалась как антропоморфная крупная фигура и олицетворение первобытных вод. [1] с водной рябью, заполняющей тело, держит зазубренную пальмовую ветвь. Нун также изображался в антропоморфной форме, но с головой лягушки, и в древнеегипетском искусстве он обычно изображался держащим ввысь солнечную ладью или солнечный диск. Он может появиться, приветствуя восходящее солнце в облике павиана. В противном случае Нун символизируется наличием священной цистерны или озера, как в святилищах Карнака и Дендары . [ нужна ссылка ]
Ню обычно изображался как мужчина, но также имел аспекты, которые могли быть представлены как женщины, так и мужчины. Наунет (также пишется Нунет) — женский аспект имени Ну с женским окончанием. Мужской аспект, Нун, пишется с окончанием мужского рода. Как и в первобытных концепциях Огдоады, мужской аспект Ну изображался в виде лягушки или человека с лягушачьей головой. В древнеегипетском искусстве Нун также появляется как бородатый мужчина с сине-зеленой кожей, олицетворяющий воду. Наунет изображается в виде змеи или змееголовой женщины. [ нужна ссылка ]
В 12-м часе «Книги Врат » Ну изображен с воздетыми руками, держащими солнечную кору (или барку, ладью ). Лодку занимают восемь божеств, а Хепри , утренний аспект Ра, стоит посередине и окружен семью другими божествами. [ нужна ссылка ]
В поздний период, когда Египет был оккупирован иностранными державами, негативный аспект Нуна (то есть хаос) стал доминирующим восприятием, отражая силы беспорядка, которые высвободились в стране. [4]
См. также
[ редактировать ]- Абзу – Первозданное море в месопотамской мифологии.
- Космический океан – Мифологический мотив
- Небесный свод – твердый купол, разделяющий первобытные воды.
- Хапи – древнеегипетский бог ежегодного разлива Нила.
- Море Суфа - Первозданное море в мандейской космологии.
- Техом – Первичные воды творения в Библии
- Вишну – главное божество в индуизме.
- Вадж-вер – древнеегипетский бог плодородия.
- Уцзи – исконное в китайской философии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. стр. 206–207 . ISBN 0-500-05120-8 .
- ^ Бадж, Э. А. Уоллис (1920). Египетский иероглифический словарь . Дж. Мюррей. п. 350 .
- ^ Бадж, Э. А. Уоллис (1904). Боги египтян: или исследования египетской мифологии . Том. 1. Метуэн и компания. п. 284.
- ^ Перейти обратно: а б с д Макбрайд, Дэниел Р. (2003). Оксфордский основной путеводитель по египетской мифологии . Беркли. ISBN 0-425-19096-Х .
- ^ Сильверман, Дэвид П. (2003). Древний Египет . Издательство Оксфордского университета. п. 120. ИСБН 0-19-521952-Х .
- ^ «Древнеегипетские мифы о сотворении мира: от водного хаоса до космического яйца» . Музей Гленкэрн . 13 июля 2021 г. Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ Аллен, Джеймс П. (2010). Среднеегипетский: введение в язык и культуру иероглифов . Издательство Кембриджского университета. п. 144. ИСБН 978-1139486354 .