Ух ты
Апоф | ||||
---|---|---|---|---|
![]() Изображение Апепа основано на изображении в гробнице Рамсеса I. | ||||
Имя иероглифами |
| |||
Обитель | Te | |||
Символ | Змея | |||
Тексты | Заклинания выхода днем | |||
Генеалогия | ||||
Родители | Нейт (в некоторых мифах) | |||
Братья и сестры | Ре [ сомнительно – обсудить ] |
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Апеп ( древнеегипетский : ꜥꜣpp ), также известный как Афоф ( / ə . ˈ f ɒ f / , коптский : Ⲁⲫⲱⲫ , латинизированный: Aphōph ) [1] или Апофис ( / ə . ˈ p ɒ . f ɪ s / ; древнегреческий : Ἄποφις , латинизированный : Апофис ), древнеегипетское божество , которое воплощало тьму и беспорядок и, таким образом, было противником света и Маат (порядка/ истины ) . Ре был носителем света и, следовательно, самым большим противником Апепа.
Функции
[ редактировать ]Поскольку Ра был солнечным божеством , носителем света и, таким образом, хранителем Маат, Апеп считался величайшим врагом Ра, и поэтому ему был присвоен титул Враг Ра , а также «Повелитель Хаоса».
«Повелитель Хаоса» рассматривался как гигантская змея или змей, что привело к таким титулам, как «Змей из Нила» и «Злой Дракон» . В некоторых уточнениях говорится, что он имел длину 16 ярдов и имел голову из кремня .
Представленная на чаше С-образной формы Накада I (ок. 4000–3550 гг. до н. э.) (сейчас находится в Каире), на внутреннем крае была изображена змея в сочетании с другими пустынными и водными животными как враг божества, по-видимому, солнечного божества, которое невидимо охотится на большом гребном судне. [3] Считается, что змея на внутреннем крае — это Апеп.
Немногочисленные мифические описания происхождения Апепа обычно показывают, что он родился после Ре, обычно из его пуповины . Джеральдин Пинч утверждает, что гораздо более поздний миф о сотворении объяснил, что «Апофис возник из слюны богини Нейт , когда она еще была в первобытных водах. Ее слюна превратилась в змею длиной 120 ярдов». [4] Но обычно считалось, что Апеп существовал с начала времен в водах Ну первобытного хаоса. [5]
Битвы с Ре
[ редактировать ]

Рассказы о битвах Апепа против Ре были разработаны во времена Нового царства . [7] Сказочники говорили, что каждый день Апеп должен скрываться за горизонтом и не упорствовать в царстве смертных. Это соответственно сделало его частью преступного мира . В некоторых историях Апеп ждал Ра на западной горе под названием Ману , где садилось солнце, а в других Апеп скрывался незадолго до рассвета, в Десятой области Ночи . Широкий диапазон возможных местонахождений Апепа принес ему титул «Окружающего мир» . Считалось, что его ужасающий рев заставит грохотать подземный мир. Мифы иногда говорят, что Апеп оказался там в ловушке, потому что он был предыдущим главным богом, свергнутым Ра, или потому, что он был злым и был заключен в тюрьму.
Тексты гроба подразумевают, что Апеп использовал магический взгляд, чтобы сокрушить Ра и его окружение. [8] Ре помогали несколько защитников, которые путешествовали с ним, включая Сета и, возможно, Око Ре . [9] Считалось, что движения Апепа вызывали землетрясения, а его битвы с Сетом, возможно, были призваны объяснить происхождение гроз. [10] В одном из рассказов Ре сам побеждает Апепа в образе кота . [11]
Религиозные практики
[ редактировать ]Считалось, что победа Ре каждую ночь обеспечивалась молитвами египетских жрецов и верующих в храмах . Египтяне практиковали ряд ритуалов и суеверий , которые, как считалось, отгоняли Апепа и помогали Ра продолжить его путешествие по небу. [12]
В ходе ежегодного обряда под названием « Ритуал свержения Апофиса » жрецы строили чучело (скульптуру или модель человека или божества) Апепа, которое, как считалось, содержало в себе все зло и тьму Египта , и сжигали его, чтобы защитить всех от зла и тьмы в Египте. Зло Апепа еще на год.
У египетских жрецов было подробное руководство по борьбе с Апопом, называемое «Книги свержения Апопа» (или « Книга Апопа » по-гречески). [13] В главах описан постепенный процесс обесчещения, расчленения и избавления, который включает в себя:
- Плевать на Апепа
- Осквернение Апепа левой ногой
- Взять копье, чтобы поразить Апепа
- Сковывание Апепа
- Взять нож, чтобы поразить Апепа
- Поджечь Апепа
Помимо рассказов о победах Ре, в этом руководстве содержались инструкции по изготовлению восковых моделей или небольших рисунков змеи, которую нужно было плевать, калечить и сжигать, одновременно читая заклинания , которые помогут Ре убить Апепа. Опасаясь, что даже образ Апепа может дать силу демону, любой рендеринг всегда включал в себя другое божество, чтобы подчинить монстра.
Поскольку считалось, что Апеп живет в подземном мире, его иногда считали Пожирателем душ . Таким образом, мертвецы тоже нуждались в защите, поэтому их иногда хоронили с помощью заклинаний, способных уничтожить Апепа. В Книге Мертвых нечасто описываются случаи, когда Ре победил змею хаоса, явно называемую Апеп. Только заклинания Книги Мертвых 7 и 39 можно объяснить как таковые. [14]
Галерея
[ редактировать ]- Иероглиф имени Апепа, изображающий змею, заколотую пятью ножами, Храм Эдфу , период Птолемеев.
- Ре в образе кота бьет Апепа ножом. Папирус Хунефера , XIX династия.
- Атум напротив Апепа, гробница Рамсеса I , 19-я династия (ок. 1292–1290 до н. э.)

См. также
[ редактировать ]- 99942 Апофис , астероид около Земли.
- Апеп (звездная система) — тройная звездная система, являющаяся прародительницей гамма-всплеска в Млечном Пути.
- Этногерпетология
- Джона Лангана « Рыбак В романе » упоминается как Апофис, змей, опоясывающий мир, используемый как источник магической силы.
- Никко Дженкинс , американский преступник, мотивировавший свою серию убийств утверждением, что он поклонник Апепа.
- Ёрмунганд
- месяц
- Уроборос
- Питон (мифология)
- Забудь это
- Вритра
- Уаджет
- Левиафан
- Сатана
- Древний змей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эрман, Адольф и Герман Грапов , ред. 1926–1953. Словарь египетского языка по заказу немецких академий . 6 томов. Лейпциг: Книжные магазины JC Hinrichs'schen. (Перепечатано в Берлине: Akademie-Verlag GmbH, 1971).
- ^ Иероглиф согласно Budge Gods of the Ancient Egypts (1969), Vol. Я, 180.
- ^ К. Вольтерман, в годовом отчете Ex Oriente Lux , Лейден, № 37 (2002).
- ^ Пинч, Джеральдин (2004). Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. п. 106. ИСБН 978-0-19-517024-5 .
- ^ Полное собрание богов и богинь Древнего Египта .
- ^ гробница Инхерхи, Дейр-эль-Медина
- ^ Дж. Ассманн, Египетская солнечная религия в Новом царстве , пер. А. Алкок (Лондон, 1995), 49–57.
- ^ Боргоутс, JF (1973). «Злой глаз Апописа». Журнал египетской археологии 59 . 114–115.
- ^ Боргоутс, JF (1973). «Злой глаз Апописа». Журнал египетской археологии 59 . 116.
- ^ Пинч, Джеральдин (2004). Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. п. 107. ИСБН 978-0-19-517024-5 .
- ^ Пинч, Джеральдин (2004). Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. стр. 107–108. ISBN 978-0-19-517024-5 .
- ^ «Бесконечные битвы между богом Ра и несокрушимым Апофисом в древнеегипетских верованиях — древние страницы» . www.ancientpages.com . 20 мая 2021 г. Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Главы 3–5 И. Косулис, Панайотис (1999). Магия и религия как перформативное теологическое единство: апотропный «Ритуал свержения Апофиса» (кандидатская диссертация). Университет Ливерпуля.
- ^ Дж. Ф. Боргоутс, Книга мертвых [39]: От крика к структуре (Studien zum Altaegyptischen Totenbuch 10, Висбаден, 2007).
Внешние ссылки
[ редактировать ]