Серпопард
Серпопард известное — мифическое животное, из древнеегипетского и месопотамского искусства. Слово «серпопард» — современная чеканка. Это сочетание слов « змей » и « леопард », полученное из интерпретации, согласно которой существо представляет собой животное с телом леопарда и длинной шеей и головой змеи. Однако их также интерпретировали как «львов со змеиной шеей». Ни в каких древних текстах нет известного имени этого существа.
Изображения
[ редактировать ]Изображение особенно часто встречается на украшенных косметических палитрах додинастического периода Египта и, более широко, в качестве мотивов дизайна на цилиндрических печатях в протописьменный период Месопотамии (около 3500–3000 гг. до н. э.). Примеры включают палитру Нармера и палитру Оксфорда . Цилиндрическая печать Урука (изображение выше) очень четко отображает этот мотив. Обычно изображаются два существа, чьи шеи переплетены.
Интерпретации
[ редактировать ]Изображение обычно классифицируется как кошачье с необычайно длинной шеей , и при внимательном рассмотрении напоминает львицу . Он имеет характерный для этого вида хохолок на конце хвоста, пятен нет, голова с круглыми ушами больше всего напоминает львицу, а не змею, поскольку у змей нет ушей, и нет типичных змеиных черт, таких как как чешуя, язык или рептилии . форма головы [1]
Высказывалось предположение, что в древнеегипетском искусстве серпопард представляет собой «символ хаоса, царившего за пределами Египта», который должен укротить царь. Обычно их изображают побежденными или сдержанными, как в палитре Нармера, или нападающими на других животных. Но в месопотамском искусстве они изображены парами, с переплетенными шеями. [2]
Использование в Месопотамии этих «львов со змеиной шеей» и других животных и гибридов животных рассматривается некоторыми учеными как «проявление хтонического аспекта бога природной жизненной силы, который проявляется во всей жизни, вырывающейся из земли». [3]
Как и другие древние народы, египтяне известны точными изображениями существ, которых они наблюдали. Их составные существа имеют узнаваемые черты животных, первоначально представлявших эти божества , слитые в новых существ. [ нужна ссылка ]
Львицы играли важную роль в религиозных концепциях как Верхнего , так и Нижнего Египта и, вероятно, считались животными, связанными с защитой и королевской властью. Длинные шеи могут быть простым преувеличением, используемым в качестве обрамляющего элемента художественного мотива, либо образуя зону для смешивания косметики, как в палитре Нармера, либо окружая ее, как в маленькой палитре.
Изображения подобных фантастических животных известны также из Элама и Месопотамии . [4] как и многие другие культуры.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Серпопарды появляются в Хроник Кейна книге «Красная пирамида» . послал двух серпопардов Сет атаковать Филиппа Македонского, Сэди Кейн, Картера Кейна и Хуфу. Они были побеждены Бастом .
- Серпопард появился в карточной игре Magic: The Gathering в египетском мире Амонхета. Его тип существа — «кошачья змея», и он имеет явные змеиные черты, которых не было на древних изображениях.
- Серпопард нападает на Малика и Карину в некрополе под Ксаром Алахари в «Песне о призраках и руинах» Розанны А. Браун .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- О'Коннор, Дэвид 2002. Контекст, функция и программа: понимание церемониальных палитр. Журнал Американского исследовательского центра в Египте 39: 5–25.
- ^ «Палитра Нармера. Корпус египетских позднедодинастических палитр» . Xoomer.alice.it . Проверено 23 августа 2010 г.
- ^ Росс, Мика (редактор), С берегов Евфрата: Исследования в честь Алисы Луизы Слотски , с. 177, 2008, Айзенбраунс, ISBN 1575061449 , 9781575061443, книги Google
- ^ Анри Франкфорт, Искусство и архитектура Древнего Востока , издательство Йельского университета, 1996, стр.37
- ^ Майкл Райс, Создание Египта: истоки Древнего Египта, 5000-2000 до н.э. , Routledge 2003, стр.68
Внешние ссылки
[ редактировать ]- хорошие изображения палитры Narmer от Франческо Рафаэле