Serekh
Серех в иероглифах | |||||
---|---|---|---|---|---|
(Юникод: 𓊁 ) срх / серех фасад (дворца) |

В египетских иероглифах серех представляет собой прямоугольное ограждение, представляющее собой нишу или закрытый фасад дворца, увенчанный (обычно) Гора соколом , что указывает на то, что заключенный текст является царским именем. Серех был самым ранним соглашением, использовавшимся для выделения царского имени в древнеегипетской иконографии , предшествовавшим более позднему и более известному картушу на четыре династии и на пять-семьсот лет.
Появление
[ редактировать ]Серех — орнаментальная виньетка, сочетающая в себе вид фасада дворца и план (вид сверху) царского двора. Термин серех происходит от египетского слова, означающего « фасад ». Различные серехи на разных типах предметов отображают бесчисленные вариации декора фасада по его сложности и детализации. Кажется, никаких строгих художественных правил оформления самого сереха не существовало. [1] [2] [3]
История
[ редактировать ]Серех впервые появился как декоративная миниатюра во времена поздней культуры Герзе , когда он использовался только в качестве королевского герба. Начиная с периода Древнего царства , первые случаи использования полного письменного слова появляются в старых папирусах. [1] [2] [3]

Серех обычно использовался в качестве королевского герба, подчеркивающего и прославляющего имя фараона . Его использование можно отнести еще к культуре Герзе ( ок. 3400 г. до н.э. ). Иероглифы, составляющие имя царя, были помещены внутри прямоугольной пристройки на вершине сереха, которая представляла собой царский двор. Кроме того, сокол бога Гора или, в некоторых случаях , животное Сета венчал серех, показывая небесного покровителя названного царя. [1] [2] [3]
Если слово «серех» было написано полными буквами (как показано в информационном окне выше), иногда сопровождалось миниатюрой сереха, его также можно было использовать в тексте. [1] [2] [3]
Одним из наиболее важных элементов королевского образа и идентичности в Древнем Египте было имя царя, важное, поскольку фараоны были обеспокоены тем, чтобы будущие поколения знали об их правлении. [5] Впервые они были замечены у правителей еще в династии 0 и продолжали использоваться королями на протяжении всей истории Древнего Египта. [6] серех Сенусрета I Например, был найден , который был королем во времена Двенадцатой династии, и сейчас выставлен в Метрополитен-музее в Нью-Йорке . Также можно увидеть серехи царей 30-й династии. [7] Серех представлял собой царский дворец, показанный в сочетании плана и фасада. Прямоугольный корпус представлял собой план, а узорчатая область представляла фасад фасада. [8] Серех, вырезанный или нарисованный чернилами на сосуде, означал, что его содержимое было продуктом и/или собственностью королевского двора. [9] Серех, содержащий имя короля, использовался на различных предметах и являлся фундаментальным утверждением королевской идеологии. [10] Имя царя было написано иероглифами, и сокол Гора, относящийся к богу неба Гору . его обычно венчал [5]
Имя Гор — первый из пяти королевских титулов, использовавшихся Пятой династией. Второй титул - (Он из) Двух Дам, представляющий царя как проявление и находящееся под защитой богинь Нехбет из Элькаба и Иераконполиса в Верхнем Египте и Ваджет из Буто в Нижнем Египте. [11] Третий титул — Золотой Гор, с соколом Гора над иероглифическим знаком золота . Четвертый титул часто переводится как «Он из осоки и пчелы», причем осока символизирует Верхний Египет, а пчела — символ Нижнего Египта. [11] Это также известно как nswt-bìty , титул, который выражал множество двойственностей, которыми правил царь: Верхний и Нижний Египет, Черная земля возделывания и Красная земля пустыни, царство дня и ночи и природное царство. и сверхъестественное. [12] Пятый титул — Сын Ра. [11] Это имя указывает на прямое солнечное происхождение царя как ребенка бога Солнца. [13] Имя Гора обычно писалось в серехах Древнего Египта. Есть пара случаев, когда имя Гора появляется без серехов, и только у Перибсена и Хасехемви есть серехи без имени Гора.
Гор
[ редактировать ]
Имя царя было написано иероглифами, и его обычно венчал сокол Гора, относящийся к богу Гору. [5] В результате имя царя в серехе стало известно египтологам как «имя Гора». [8] Написание имени короля внутри сереха символизировало царя в его дворце как центр королевской администрации и власти. Таким образом, серех в целом был символом царской власти. Присутствие сокола Гора показало, что живой царь был проявлением бога. [8] Кроме того, имена Гора нескольких царей Первой династии выражали агрессивную власть Гора, возможно, отражая принудительную власть королевской власти на этом раннем этапе египетской государственности. Примерами таких имен являются «Гор-боец» ( Хор-Аха ), «Гор сильный» ( Джер ) и «Гор, поднимающий руки» ( Ка'а ). Все эти названия раскрывают воинственную иконографию самых ранних царских памятников периода становления государства. Они подчеркивают власть, основанную на военной мощи и власти над жизнью и смертью. [14] Однако акценты во Второй династии начали меняться, возможно, из-за периодов нестабильности, с которыми сталкивались короли, хотя точная причина до сих пор оспаривается. Это привело к небольшому изменению структуры сереха исключительно во времена правления Перибсена и Хасехемви. Поскольку это изменение произошло только во время этих двух правлений, оно рассматривается как исключение, поскольку последующие короли вернулись к предыдущей иконографии.
Прогресс
[ редактировать ]Самые ранние серехи были пустыми, потому что сам по себе символ передавал необходимое послание царской власти. Со временем царь стал писать внутри сереха эпитет. [15] В этих серехах доминировал символ Гора. Только во времена Второй династии были замечены изменения в формулировке имени Гора на имя Сета, а затем на имя Гора и Сета. [14] Эти изменения произошли только во время Второй династии и рассматриваются как исключение из типичного использования имени Гора, о чем свидетельствует продолжающееся использование Гора в серехах египетских царей до и после Перибсена и Хасехемви. [15] Было высказано множество предположений относительно того, почему произошло это изменение, хотя точная причина до сих пор оспаривается.
Перибсен и Хасехемви
[ редактировать ]По причинам, которые остаются неясными, Сет достиг особой известности в конце Второй династии, временно заменив, а затем присоединившись к Гору в качестве бога на вершине царского сереха . [16] Когда имя Перибсена, предпоследнего царя Второй династии, было написано серехом, оно было увенчано не обычным иероглифом сокола Гора , а животным Сетом , собакой или шакалоподобным существом с широкой прямой хвост. [17]
Таким образом, Перибсен сделал визуальное заявление о том, что он был земным воплощением Сифа . [10] Значение Сифа в правление Перибсена отразилось и в запечатлении царя из Абидоса . Оно относилось к богу по имени «золотой» или, что более вероятно, «он из Нубта (Накады)», обычный эпитет Сифа в исторические времена. Похоже, что Сет был принят Перибсеном как свое личное божество. Это подчеркивается формулировкой надписи: «Он из Нубта передал Обе Земли своему сыну, двойному королю Перибсену». [16] Одна из интерпретаций этого резкого изменения формата царского имени заключается в том, что оно представляло собой своего рода восстание, которое было подавлено или примирено последним царем династии Хасехемви, чье имя появилось в серехах, увенчанных как соколом Гора , так и Сет животное . [17] Первоначально известный как Хасехем , что означает «Тот, кто возникает в отношении Силы», его имя со временем стало известно как Хасехемви, что означает «Тот, кто возникает в отношении Двух Сил». «Две Силы» в его имени некоторые интерпретировали как сокол Гора и животное Сет . [18] Добавление к имени Хасехема является еще одним свидетельством того, что он пытался объединить идеи Гора и Сета .
Хотя обоснованность этого предложения является спорной, эпитет Хасехемви, основанный на отпечатках печатей, подтверждает это мнение. Это интерпретируется как «Два Лорда в нем», что можно рассматривать как если бы он разрешил какой-то внутренний конфликт, особенно если «Два Лорда» рассматриваются как относящиеся к Гору и Сету и их последователям соответственно. [17] Другие рассматривали это свидетельство как способ провозгласить национальное обновление при Хасехемви, поскольку он смог воссоединить Верхний и Нижний Египет. Однако эта идея остается спекулятивной из-за отсутствия веских доказательств в ее поддержку. [19] Тем не менее, кажется вероятным, что международные отношения вышли на новый уровень при Хасехемви, поскольку оттиск печати во время его правления показал первое появление титула ìmì-r3 h3st, что означает «надзиратель за чужими землями». Это убедительно свидетельствует о навязывании египетской гегемонии на чужой территории. [20]
Изменение образа божества на серехе было значительным: хотя имя царя иногда появлялось в серехе без изображения божества выше, до сих пор известно, что ни одно божество, кроме Гора, не появлялось на серехе царя до начала правления. Перибсена. [18] Однако у серехов некоторых цариц наверху стояли другие божества. Примером может служить Нейтхотеп, над серехом которого располагались эмблемы богини Нейт. [21] На основании свидетельств того, что на стелах Перибсена были стерты изображения животных Сета , был сделан вывод, что какие бы причины ни были у Перибсена для замены своего сокола, они не получили признания среди королевских поколений после Хасехемви. [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Юрген фон Бекерат: Справочник египетских королевских имен . Мюнхенские египтологические исследования. Том 49. Филипп фон Заберн, Майнц, 1999 г., ISBN 3-8053-2591-6 , с. 7-9.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рольф Гундлах: Гор во дворце: центр государства и культуры в Египте фараонов . В: Рольф Гундлах, Джон Х. Тейлор: Египетские королевские резиденции: 4-й симпозиум по египетской королевской идеологии (4-е издание, Лондон, 2004 г.) . Харрасовиц, Висбаден, 2009 г., ISBN 978-3-447-05888-9 , с. 45–68.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тоби А.Х. Уилкинсон: Ранний династический Египет: стратегия, общество и безопасность. Рутледж, Лондон, 1999 г., ISBN 0-415-18633-1 , с. 56–57, 201–202.
- ^ Венгроу, Дэвид , Археология Древнего Египта Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-83586-2 стр.207
- ^ Перейти обратно: а б с д Кэтрин А. Бард, Введение в археологию Древнего Египта (Малден: Blackwell Publishing, 2008), стр. 114.
- ^ Ян Шоу, Оксфордская история Древнего Египта (Нью-Йорк: Oxford University Press Incorporated, 2000), стр. 6.
- ^ Стивен Квирк, Кем были фараоны?: История их имен со списком картушей (Лондон: British Museum Publications Limited, 1990), стр. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гей Робинс, Искусство Древнего Египта (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 2000), стр. 33.
- ^ Тоби А.Х. Уилкинсон, Ранний династический Египет (Нью-Йорк: Routledge, 2000), стр. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Робинс (2000), с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б с Бард (2008), с. 123.
- ^ Уилкинсон (2000), с. 200.
- ^ Квирк (1990), с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон (2000), с. 202.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон (2000), с. 201.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон (2000), с. 295.
- ^ Перейти обратно: а б с Бард, Кэтрин А. (2000). «Возникновение египетского государства (ок. 3200–2686 {{sc}до н.э.}}) ». В Шоу, Ян (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с Робинс (2000), с. 37.
- ^ Уилкинсон (2000), с. 91.
- ^ Уилкинсон (2000), с. 92.
- ^ Тоби А.Х. Уилкинсон: Ранний династический Египет - стратегия, безопасность и общество. Рутледж, Лондон, 1999 г., ISBN 0-415-26011-6, стр. 70 и 291
