Убаонер
Убаонер в иероглифах | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Убаонер (Уба-инер) Wb3-младший [1] тот, кто раскалывает камень [2] |
Убаонер — имя вымышленного древнеегипетского мага, появляющегося во второй главе истории, рассказанной в легендарном папирусе Весткара . Говорят, что он творил чудеса во время правления царя ( фараона ) Небки ( 3-я династия ).
Литературный человек
[ редактировать ]нет Убаонер появляется только во второй истории папируса Весткара — археологических или исторических свидетельств его существования . Тем не менее, он представляет собой объект большого интереса для египтологов , поскольку его магический трюк связан с более поздними культурными представлениями о личности царя Небки. В этой истории Убаонер описывается как верховный жрец-чтитель. [3] [4] [5] [6]
Чудо Убаонера
[ редактировать ]Согласно папирусу Весткара, Убаонера несколько раз предала собственная жена. Она тайно любит простолюдина, проживающего в Мемфисе , и посылает ему дорогую одежду и другие материалы. Простолюдин приходит в гости к жене Убаонера и говорит ей: «Разве нет павильона у озера?» [4] Жена говорит: «Смотри, давай проведем там немного времени». [4] Она зовет смотрителя Убаонера и приказывает ему: «Приготовьте шатер со всеми хорошими вещами». [4] И вот жена Убаонера и простолюдин проводят время в шатре вместе, выпивая, пока не допьют. Вечером того же дня простолюдина забирает его служанка, которая ждала у озера. Там тоже ждал смотритель Убаонера, и он сказал себе: «Я пойду к Убаонеру». [4] Через два дня смотритель рассказывает все Убаонеру и делает комментарий: «Видишь, это твоя жена провела день в твоем шатре; она была вместе с тем простолюдином, которого вы знаете. То, что он сделал два раза у вашего озера, было прелюбодеянием . [4] В этой связи Убаонер говорит смотрителю: «Принеси мне пару [...] [7] изготовлен из черного дерева и джаама . Я создам [...] [7] и отправь его как предвестник». [4] Он создает небольшую фигурку из воска в форме крокодила длиной в семь пальцев. Он заколдовывает статуэтку и передает ее своему смотрителю со словами: «Когда он придет очищаться в озере, этот простолюдин, тогда ты можешь бросить ему вслед этого воскового крокодила». [4] Смотритель выполняет приказ и ждет до следующего дня. На следующее утро жена Убаонера приказывает смотрителю: «Пусть приготовят шатер у озера, ибо я буду сидеть в нем». [4] После этого она проводит целый день в шатре вместе с простолюдином. Вечером того же дня простолюдин покидает павильон, чтобы искупаться в озере. Смотритель быстро бросает восковую фигурку вслед незнакомцу, и когда идол касается воды, он становится настоящим живым крокодилом длиной 3,70 метра. Животное пожирает простолюдина и исчезает в глубине озера на семь дней. В течение этих семи дней фараон Небка принимает Убаонера для важной аудиенции. После аудиенции Убаонер приглашает Небку посетить его дом со словами: «Пусть ваше величество пройдёт и увидит чудо, происшедшее во времена вашего величества [...] [7] простолюдин». [4] Небка и Убаонер идут к озеру, где Убаонер приказывает крокодилу выйти из воды и освободить простолюдина. Когда царь Небка видит это, он говорит: «Этот крокодил опасен!» [4] Но Убаонер наклоняется и прикасается к крокодилу, и тот тут же снова становится восковой фигуркой. Затем Убаонер отдает отчет Небке о происходящем. Небка говорит крокодилу: «Забери свое!» [4] и животное хватает простолюдина и исчезает. Жену Убаонера тоже приводят в Небку и фараон приговаривает ее к смерти. Ее привозят в место к востоку от дворца и сжигают заживо. Ее прах выброшен в Нил . [4] [8] [6]
Современный анализ
[ редактировать ]Адольф Эрман и Курт Генрих Зете когда-то считали истории Весткара Папируса простым фольклором . Они считали таких литературных деятелей, как Джаджаеманх и другие герои папируса Весткара, чистой выдумкой, созданной только для развлечения, поскольку археологических свидетельств о них нет. [5] [8]
Современные египтологи, такие как Верена Леппер и Мириам Лихтхайм, отрицают эту точку зрения и утверждают, что Сете и Эрман, возможно, просто не смогли увидеть глубину таких романов. Они считают, что история Убаонера описывает классический случай прелюбодеяния через жену и типичный вид наказания за него во времена Старого Королевства (в данном случае это смертная казнь ). Кроме того, оно проливает положительный свет на личность короля Небки. Царь изображен строгим, но законным судьей ; он наказывает за проступки и неэтичное поведение, в данном случае за предательство жены Убаонера. Кроме того, Леппер и Лихтхайм указывают на множество подобных, но несколько более поздних древнеегипетских писаний, в которых маги выполняют очень похожие магические трюки. По мнению египтологов, их рассказы явно навеяны рассказом об Убаонере. И поскольку они демонстрируют ту же манеру речи и одинаковое восприятие причудливых фраз, что и папирус Весткара, Леппер и Лихтхайм считают, что Убаонер (и другие мудрецы из того же папируса) должны были быть известны египетским авторам в течение длительного времени. . [4] [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Весткар-Папирус, столбец 1, строка 22.
- ^ EA Уоллис Бадж: Введение в древнеегипетскую литературу . Dover Publications, Нью-Йорк, 1997 г., ISBN 0-486-29502-8 , стр. 25.
- ^ Алан Б. Ллойд: Геродот, книга II: введение , Группа 1. BRILL, Лейден, 1975, ISBN 90-04-04179-6 , страницы 104–106.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Верена М. Леппер: Расследование pWestcar. Филологический и литературный (ре)анализ . В: «Египтологические трактаты» , том 70. Харрасовиц, Висбаден, 2008 г., ISBN 3-447-05651-7 , страницы 35–41 и 308–310.
- ^ Jump up to: а б Адольф Эрман: Сказки Папируса Весткара I. Введение и комментарии . В кн.: Сообщения из восточных сборников . Выпуск V, Государственные музеи Берлина, Берлин, 1890 г. страницы 10–12.
- ^ Jump up to: а б с Мириам Лихтхайм: Древнеегипетская литература: книга для чтения. Старое и Среднее Царства , Группа 1. Издательство Калифорнийского университета, 2000 г., ISBN 0-520-02899-6 , страницы 215–220.
- ^ Jump up to: а б с Текст в этом месте утерян из-за серьезных повреждений; см.: Верена М. Леппер: Расследование pWestcar. Филологический и литературный (ре)анализ . В: «Египтологические трактаты» , том 70. Харрасовиц, Висбаден, 2008 г., ISBN 3-447-05651-7 , страницы 35–41.
- ^ Jump up to: а б Адольф Эрман: Сказки Папируса Весткара I. Введение и комментарии . В кн.: Сообщения из восточных сборников . Выпуск V, Государственные музеи Берлина, Берлин, 1890 г. страницы 7–10.