Питон (мифология)
В мифологии греческой Пифон ( греч . Πύθων ; род . Πύθωνος) был змеем , иногда изображаемым как в средневековом стиле дракон , живущий в центре Земли , который, по мнению древних греков, находился в Дельфах .
Мифология
[ редактировать ]Пифон, иногда записываемый Пифон, возглавлял Дельфийский оракул , который существовал в центре культа его матери, Геи , «Земли», причем Пифон был топонимом, который заменил более раннее Криса . [1] Греки считали это место центром Земли , представленным камнем, омфалом или пупом, который охранял Пифон.
Пифон стал хтоническим врагом более позднего олимпийского божества Аполлона , который убил его и захватил бывший дом и оракул Пифона. Они были самыми известными и почитаемыми в древнегреческом и римском мире. [2] Как и многие монстры, Питон был известен как сын Геи и в пророчествах был сыном Геи. В свою очередь, Аполлону пришлось устранить его, прежде чем он смог основать храм в Дельфах. [3]
Версии и интерпретации
[ редактировать ]Существуют различные версии рождения и смерти Пифона от рук Аполлона. В гомеровском гимне Аполлону , который, как теперь полагают, был написан в 522 году до нашей эры, когда архаический период греческой истории уступал место классическому периоду, [5] приводятся небольшие подробности о битве Аполлона со змеем, в некоторых разделах идентифицируемым как смертоносная дракаина или ее родительница. Бог, ища место для своего святилища, достиг Дельф и увидел Пифона, который был проклятием для людей. Он убил змея и объявил себя владельцем святилища Оракула.
Версия, рассказанная Гигином [6] утверждает, что, когда Зевс лежал с богиней Лето , и она забеременела Артемидой и Аполлоном, Гера позавидовала и послала Пифона преследовать Лето по всем землям, чтобы помешать ей родить богов-близнецов. Таким образом, когда Аполлон родился и ему было четыре дня, он преследовал Пифона, направляясь прямо к горе Парнас , где обитал змей, и преследовал его до оракула Геи в Дельфах; там он осмелился проникнуть в священное место и убить его своими стрелами возле расселины в скале, где на треножнике сидела жрица. Роберт Грейвс , привычно усматривавший в первобытных мифах пересказ архаических политических и социальных потрясений, видел в этом захват эллинами доэллинской святыни. «Чтобы успокоить местное мнение в Дельфах, — писал он в «Греческих мифах» , — были учреждены регулярные погребальные игры в честь погибшего героя Пифона, а ее жрица осталась на своем посту».
Судя по эпиграмме 159 г. до н.э., кажется, что Пифон именно намеревался изнасиловать Лето. [7] [а] Клеарх из Соли писал, что пока Пифон преследовал их, Лето наступила на камень и, держа Аполлона в руках, крикнула ἵε παῖ ( híe paî , что означает «стреляй, дитя») ему, державшему лук и стрелы. [10]
Политика является предположительной, но миф сообщает, что Зевс приказал Аполлону очиститься от святотатства и учредил Пифийские игры , на которых Аполлон должен был председательствовать, в качестве покаяния за свой поступок.
Эрвин Роде писал, что Пифон был земным духом, который был завоеван Аполлоном и похоронен под омфалом , и что это случай, когда один бог возводит свой храм на могиле другого. [11]
Жрица оракула в Дельфах стала известна как Пифия, в честь топонима Пифон, который греки объяснили как названный в честь гниения (πύθειν) трупа убитого змея под действием Гипериона (дня) или Гелиоса (солнца). . [12]
Карл Кереньи отмечает, что в более старых сказках упоминаются два дракона, которых, возможно, намеренно объединили. [13] Женщина-дракон по имени Дельфин ( Δελφύνη ; ср. δελφύς , «чрево»), [14] и змей-мужчина Тифон ( Τυφῶν ; от τύφειν , «курить»), противник Зевса в «Титаномахии » , которого рассказчики перепутали с Пифоном. [15] [16] Пифон был добрым демоном (ἀγαθὸς δαίμων) храма, как это представлено в минойской религии. [17] но ее представляли в виде дракона, как это часто бывает в фольклоре Северной Европы, а также на Востоке. [18]
Этот миф был описан как аллегория рассеивания туманов и облаков пара, поднимающихся из прудов и болот (Питон) лучами Солнца (стрелами Аполлона). [19]
См. также
[ редактировать ]- Python — род семейства Pythonidae , в честь которого этот род был назван.
- Аполлон Бельведер
- Драконы в греческой мифологии
- Пифия
- Змея (символика)
- Святой Георгий и Дракон
- Метафора Солнца
- Ямата-но Ороти
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гимн Пифийскому Аполлону , л. 254–74: Тельфуса рекомендует Аполлону построить свой храм оракула на месте «Криса ниже полян Парнаса ».
- ^ Но также см. Додону , известного в самых ранних традициях.
- ^ Пьер Грималь, Словарь классической мифологии , св. "Питон"
- ^ «Аполлон, победивший Пифона» . Художественный музей Уолтерса .
- ^ Уолтер Буркерт , «Кинаиф, Поликрат и гомеровский гимн Аполлону» в Arktouros: эллинистические исследования, представленные BMW Knox ed. Г. В. Бауэрсок, В. Буркерт, MCJ Патнэм (Берлин: De Gruyter, 1979), стр. 53–62.
- ^ Басни 140.
- ^ Jump up to: а б Огден 2013 , с. 47 .
- ^ Греко-английский лексикон sv σκυλεύω
- ^ Греко-английский лексикон sv σκυλλώ
- ^ Мэйхью и др. 2022 , с. 68 .
- ^ ср. Роде, Психея , стр.97.
- ↑ Гомеровский гимн Пифийскому Аполлону , 363–369.
- ^ Кереньи Боги греков 1951:136.
- ^ δελφύς у Лидделла и Скотта .
- ^ «На многих изображениях изображен змей Пифон, живущий в дружбе с Аполлоном и охраняющий Омфалоса. Карл Кереньи (1951). Изд. 1980: Боги греков , стр. 36–37.
- ^ «На помпейской фреске Пифон мирно лежит на земле, а священники со священным двойным топором в руке приносят быка ( буфронион ). Джейн. Х. Хариссон (1912): Фемида. Исследование социального происхождения Греческая религия . Издательство Кембриджского университета, стр. 423–424.
- ^ В минойской религии змей является защитником домашнего хозяйства (кукуруза хранится в подземельях). Также в греческой религии «домашняя змея» ( οἰκουρὸς ὄφις ) в храме Афины в Акрополе и т. д., а также в греческом фольклоре. Мартин Нильссон, Том I, стр. 213–214.
- ^ Нордигские саги. Хеттский миф об Иллуянках . Также в Библии: Левиафан . В. Порциг (1930). Иллуянкас и Тифон. Малая Азия Исследования , стр. 379–386.
- ^ Райнс, Джордж Эдвин, изд. (1920). Американская энциклопедия . .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Двусмысленность здесь заключается в использовании выбранного глагола σκυλάω ( skuláō ), альтернативной формы σκυλεύω ( skuleúō ), означающего το лишить убитого врага его оружия и снаряжения, [7] [8] не совсем применимо к мифу о матери, спасающейся от опасности. Сравните также σκυλλώ ( черепṓ ), что означает «жестоко обращаться, приставать». [9]
- Буркерт, Уолтер , Греческая религия 1985.
- Дин, Джон Батерст, «Поклонение змею» , 1833 г. Ср. Глава V., с. 329. [1] [2]
- Фарнелл, Льюис Ричард, Культы греческих государств , 1896.
- Фонтенроуз, Джозеф Эдди , Питон; исследование дельфийского мифа и его истоков , 1959.
- Гудрич, Норма Лорре, Жрицы , 1990.
- Гатри, Уильям Кейт Чемберс, Греки и их боги , 1955.
- Холл, Мэнли Палмер , Тайные учения всех веков , 1928. Гл. 14 см. Греческие оракулы , www , PRS
- Харрисон, Джейн Эллен , Фемида: исследование социальных истоков греческой религии , 1912. ср. Глава IX, с. 329 особенно об убийстве Пифона.
- Кереньи, Карл , (1951) 1980. Боги греков, особенно стр. 135–6. [3] [4]
- Гомеровский гимн пифийскому Аполлону
- Мэйхью, Роберт; Мирхади, Дэвид С.; Доранди, Тициано; Уайт, Стивен (2022). Клеарх из Соли : текст, перевод и обсуждение . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-0-367-70681-4 .
- Огден, Дэниел (2013). Дракон: миф о драконе и культ змеи в греческом и римском мирах . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-955732-5 .
- Роде, Эрвин , Психея , 1925.
- Смит, Уильям ; Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873 г.). «Питон»