Дельфин
В греческой мифологии Дельфин ( греч . Δελφύνη ) — это имя, данное, по некоторым сведениям, чудовищному змею, убитому Аполлоном в Дельфах . Хотя в эллинистических и более поздних источниках дельфийское чудовище, убитое Аполлоном, обычно называют змеем мужского пола Пифоном , в самом раннем известном сообщении об этой истории, в гомеровском гимне Аполлону (6 век до н.э.), бог убивает безымянную женщину. -змея ( дракаина ), впоследствии названная Дельфиной. [ 1 ] Согласно Суде , Дельфы были названы в честь Дельфины. [ 2 ]
Мифология
[ редактировать ]В «Гомеровском гимне» змея описывается как «раздутая, огромная драконица, свирепое чудовище, причиняющее великий вред людям на земле, самим людям и их тонконогим овцам; ибо она была очень кровавой чумой». [ 3 ] и говорит, что «кто бы ни встретил драконицу, судный день сметет его». [ 4 ] Согласно «Гимну», она была приемной матерью змеиного чудовища Тифона , которого подарила драконице, «злу ко злу» ( κακῷ κακόν ), его мать Гера . [ 5 ] Тифону предстояло в конечном итоге сразиться с Зевсом за господство над космосом. [ 6 ] описывается Далее в Гимне , как Аполлон, строя свой пророческий храм в Дельфах, встретил змею возле «сладкого текущего источника». [ 7 ] Аполлон выстрелил в драконицу стрелой из лука, [ 8 ] и монстр:
- с горькими муками, лежал, задыхаясь, и катался по этому месту. Ужасный шум нарастал, невыразимый, когда она постоянно корчилась туда-сюда среди леса, и так она оставила свою жизнь, выдыхая ее кровью. [ 9 ]
Аполлоний Родосский (начало III века до н. э.) говорит, что Аполлон «убил своим луком чудовище Дельфину» «под скалистым хребтом Парнаса» и что победу приветствовали «корикийские нимфы», которые были связаны с Корикийская пещера на склонах Парнаса над Дельфами. [ 10 ] Плутарх (ок. 46 г. н. э. – 120 г. н. э.) называет чудовище, которое «сражалось с Аполлоном за оракула в Дельфах», женщиной. [ 11 ] и говорит, что, хотя было записано, что когда-то оракул в Дельфах был сделан «пустынным и неприступным» драконицей, на самом деле «именно опустошение привлекло это существо, а не то, что существо вызвало опустошение». [ 12 ] Дельфина также появляется в рассказе Аполлодора (I или II век нашей эры) о битве Тифона с Зевсом. [ 13 ] где ее называют и «драконом» ( дракаина ), и «полузвериной девушкой». [ 14 ] По словам Аполлодора, Тифону удалось отрезать сухожилия Зевса от его тела. Затем Тифон спрятал отрезанные сухожилия в Корикийской пещере в Киликии (пещере, отличной от той, что над Дельфами), и поручил драконице Дельфине охранять их. [ 15 ] Географический поэт (II век нашей эры?) Дионисий Перигет упоминает кольцо змеи Дельфины, прислонившейся к жертвенному треножнику Аполлона . [ 16 ] Нонн в своей «Дионисии» говорит, что Аполлон сначала убил Дельфину, а затем отправился жить на Олимп . [ 17 ]
Дельфина имеет несколько общих черт с подругой Тифона, чудовищной Ехидной . [ 18 ] Подобно Дельфине Аполлодора, Ехидна была полудевицей-полузмеей. [ 19 ] и то и другое было «чумой» ( πῆμα ) для людей. [ 20 ] Оба также были тесно связаны с Тифоном и Корикийской пещерой. [ 21 ]
Имя
[ редактировать ]Имя Дельфин означает «матка» ( δελφύς ), [ 22 ] и, вероятно, возник в результате обратного образования Delphi. [ 23 ] Другие родственные формы имени: Дельфина (женщина) и Дельфинес (мужчина), по-видимому, также использовались для обозначения дельфийского дракона. [ 24 ] Например, по словам летописца VII века Иоанна Антиохийского , некоторые говорили, что Пифийские игры проводились в честь змея-самца Дельфина, а другие говорили, что героиня ( herôis ) Дельфина. [ 25 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гимн Аполлону (3) 300–306 , 349–374 ; Огден 2013a, стр. 40 и далее. ; Огден 2013b, с. 41 ; Жесткий, с. 145 ; Ганц, с. 88; Фонтенроуз, стр. 13–14 ; п. 94 . О монстре по имени «Дельфин» см., например: Аполлоний Родосский , Argonautica 2.705–707 ; Фрагмент Каллимаха 116 (364) Майр ; Аполлодор , 1.6.3 ; Нонн , Дионисий 13.28 . Самое раннее появление в литературных источниках дракона Питона мужского пола встречается во фрагменте Симонида (около 500 г. до н. э.), хотя, возможно, существуют более ранние иконографические свидетельства существования дельфийского дракона мужского пола, см. Ogden 2013a, p. 43 .
- ^ Suda , delta,210 , pi,3137 .
- ^ Гимн Аполлону (3) 300–304 .
- ^ Гимн Аполлону (3) 356 .
- ^ Гимн Аполлону (3) 305–355 ; Фонтенроуз, с. 14 . Согласно Гимну, жена Зевса Гера, разгневанная на мужа за то, что он сам родил Афину , сама родила Тифона. Однако в большинстве случаев Тифон был потомком Геи и Тартара , например , Гесиод , Теогония 820–822 ; Аполлодор , 1.6.3 , и Гигин , к басням. предисловие
- ^ Гесиод , Теогония 836–838 .
- ^ Гимн Аполлону (3) 285–300 .
- ^ Гимн Аполлону (3) 300–304 , 357 .
- ^ Гимн Аполлону (3) 358–362 .
- ^ Аполлоний Родосский , Аргонавтика 2.705–707 ; Фонтенроуз, стр. 78 . О нимфах, связанных с пещерой, см. Эсхил , Эвменид 22 .
- ^ Плутарх , Моралия 988А (XII стр. 504–507) .
- ^ Плутарх , Моралия 414А (V стр. 372, 373) . Огден 2013а, с. 42 с н. 95 , отмечает, что «неясно, как это следует интегрировать с дискуссиями Плутарха о Python где-либо еще».
- ^ Аполлодор , 1.6.3 .
- ^ Огден 2013a, с. 44 ; Фонтенроуз, с. 95 .
- ^ Огден, 2013a, с. 42 ; Жесткий, с. 84 ; Фонтенроуз, с. 94 .
- ^ Огден 2013a, с. 178; Фонтенроуз, с. 15 н. 4 (где добавляется оговорка «если текст верен»).
- ↑ Нонн, Дионисия, 13.19.
- ^ Фонтенроуз, стр. 94–97 утверждает, что Ехидна и Дельфина (наряду с Чето и, возможно, Сциллой) были разными именами одного и того же существа.
- ^ Гесиод , Теогония 295-305 ; Огден 2013а, с. 44 ; Фонтенбло, с. 95 .
- ^ Гимн Аполлону (3) 304 : πῆμα ; Гесиод , Теогония 329 : πῆμ᾽ .
- ^ Фонтенроуз, стр. 408–409 . Огден 2103b, с. 23 , предполагает, что в рассказе Аполлодора «мы могли бы представить», что Дельфина, как и Ехидна, была супругой Тифона, и что связь имени Дельфины с «чревом» может подразумевать, что, как и Ехидна, она также была «плодовитой прародительницей драконов». ".
- ^ Огден 2013a, с. 44 ; Лидделл и Скотт, δελφύς .
- ^ Огден 2013a, стр. 154–155 . Лейн Фокс, с. 288, говорится, что имя «Дельфина уникально в греческих мифах, но может иметь хеттское происхождение».
- ^ Огден 2013a, с. 42 с н. 97 ; Хард, стр. 145 ; 620 н. 9 ; Фонтенроуз, стр. 14–15 с. 4 .
- ^ Огден 2013a, стр. 179; Фонтенроуз, с. 15 н. 4 . Согласно Огдену 2013a, с. 187, возможно, это отражало традицию, превращавшую драконицу в женщину.
Ссылки
[ редактировать ]- Эсхил , Эвмениды у Эсхила, с английским переводом Герберта Вейра Смита, доктора философии, в двух томах. Том 2. Кембридж, Массачусетс. Издательство Гарвардского университета . 1926. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Аноним, «Гомеровский гимн Аполлону» , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Аполлоний Родосский , Аполлоний Родий: Аргонавтика , перевод Роберта Купера Ситона, В. Хайнемана, 1912. Интернет-архив .
- Каллимах , Каллимах и Ликофрон с английским переводом А.В. Майра; Аратус, с английским переводом Г. Р. Майра , Лондон: В. Хайнеманн, Нью-Йорк: Г. П. Патнэм, 1921. Интернет-архив.
- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Фонтенроуз, Джозеф Эдди, Питон: исследование дельфийского мифа и его истоков , University of California Press , 1959. ISBN 9780520040915 .
- Ганц, Тимоти, Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гигин, Гай Юлий , Мифы о Гигине . Отредактировано и переведено Мэри А. Грант, Лоуренс: University of Kansas Press, 1960.
- Лейн Фокс, Робин , Путешествующие герои: в эпическую эпоху Гомера , Vintage Books, 2010. ISBN 9780679763864 .
- Нонн , Дионисий ; перевод Роуз, WHD , I Книги I – XV. Классическая библиотека Леба № 344, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1940. Интернет-архив.
- Лидделл, Генри Джордж , Роберт Скотт . Греко-английский лексикон . Переработано и дополнено сэром Генри Стюартом Джонсом при содействии. Родерик Маккензи. Оксфорд. Кларендон Пресс. 1940. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Огден, Дэниел (2013a), Дракон: миф о драконе и культ змеи в греческом и римском мирах , Oxford University Press, 2013. ISBN 9780199557325 .
- Огден, Дэниел (2013b), Драконы, змеи и убийцы в классическом и раннехристианском мирах: справочник , Oxford University Press. ISBN 978-0-19-992509-4 .
- Плутарх , Моралия, Том V: Исида и Осирис. E в Дельфи. Оракулы в Дельфах больше не даются в стихах. Устаревание оракулов . Перевод Фрэнка Коула Бэббита. Классическая библиотека Леба № 306. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1936. ISBN 978-0-674-99337-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Плутарх , Моралия, том XII: О лике, появляющемся на орбите Луны. О принципе холода. Что полезнее: огонь или вода. Умнее ли наземные или морские животные. Звери рациональны. О поедании плоти . Перевод Гарольда Чернисса, У. К. Хелмбольда. Классическая библиотека Леба № 406. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1957. ISBN 978-0-674-99447-8 Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .