Жертвенный штатив

Жертвенный треножник , название которого происходит от греческого, означающего «трехногий», представляет собой трехногий предмет религиозной мебели, используемый при подношениях и других ритуальных процедурах. Эта ритуальная роль связана с его использованием в качестве простой подставки для посуды, поставленной над огнем. В качестве сиденья или подставки штатив является наиболее устойчивой мебельной конструкцией для неровной поверхности, поэтому его использование универсально и древнее.
Штативы имели два типа и несколько функций. Во-первых, некоторые оракулы произносили свои слова на больших треножниках. Гораздо более распространенными были треножники и чаши, в которых сжигались меньшие жертвы. Они особенно связаны с Аполлоном и Дельфийским оракулом в древней Греции . Их также передавали храмам в качестве вотивных подношений , присуждали в качестве призов на конкурсах, связанных с религиозными праздниками, и просто дарили между отдельными людьми.
Древняя Греция
[ редактировать ]Самым известным треножником Древней Греции был Дельфийский треножник, на котором пифийская жрица, сидела чтобы произнести пророчества божества. Сиденье представляло собой круглую плиту на вершине треножника, на которую клали лавровую ветвь , когда ее не занимала жрица. В этом смысле в классические времена треножник был посвящен Аполлону . Согласно мифу, Геракл оракулу отправился к Дельфийскому , чтобы спросить, что ему делать, чтобы искупить убийство Ифита . Оракул не хотел давать ему предзнаменования. Разъяренный герой схватил треножник, на котором сидела Пифия, чтобы произнести свои предсказания. Аполлон пытался помешать ему, и это вылилось в драку между богом и героем. Наконец, Зевсу пришлось вмешаться, чтобы положить конец этой ссоре. Миф о борьбе Геракла . с Аполлоном за треножник появляется на вазах, более древних, чем древнейшая письменная литература [1] Первоначально оракул мог быть связан с первобытным божеством, Землей.В геометрический период треножники прикреплялись к котлам, которые они поддерживали. В Дельфийском музее имеются фрагменты таких штативов, наиболее характерным из которых является тот, что имеет кольцеобразную ручку.

Еще одним известным треножником в Дельфах был Платейский треножник ; он был изготовлен из десятой части добычи, взятой у персидской армии после битвы при Платеях . Он представлял собой золотой таз, поддерживаемый бронзовым змеем с тремя головами (или тремя переплетенными змеями), со списком государств, принимавших участие в войне, начертанным на кольцах змеи. Золотая чаша была унесена фокейцами во время Третьей Священной войны (356–346 гг. до н.э.); подставка была перевезена императором Константином в Константинополь в 324 году, где в современном Стамбуле ее до сих пор можно увидеть на ипподроме Атмейданы выставке , хотя и в поврежденном состоянии: головы змей исчезли, однако одна из них сейчас выставлена на Рядом Стамбульские археологические музеи. Надпись, однако, восстановлена почти полностью. Такие штативы обычно имели три ушка (кольца, служившие ручками) и часто помимо трех ножек имели центральную стойку в качестве опоры.
часто упоминал штативы Гомер как призы в спортивных играх и как бесплатные подарки; в более поздние времена, богато украшенные и с надписями, они служили той же цели. Они также кажутся драгоценными подарками для гостей, как в случае с Феаком, поднесшим Одиссею котел и треножник. «Наш гость уже упаковал одежду, кованое золото и другие ценности, которые вы принесли для его принятия; давайте же теперь подарим ему дальше, каждому из нас, большой треножник и котел. мы не можем рассчитывать на то, что частные лица возьмут на себя бремя такого щедрого подарка». Одиссея , 13.10-15 [тр. С. Батлер]

Их также использовали в качестве подношений божествам , а в драматических состязаниях в Дионисии победивший хорег (богатый гражданин, который нес расходы на оснащение и обучение хора) получал корону и треножник. Он либо посвящал треножник какому-нибудь божеству, либо устанавливал его на вершину мраморного сооружения, возведенного в форме небольшого круглого храма на улице в Афинах , называемой улицей треножников. [2] от большого количества памятников такого рода. Один из них, Хорагический памятник Лисикрату , воздвигнутый им в ознаменование своей победы в драматическом состязании в 335 г. до н. э., стоит до сих пор. Форма победного треножника, ныне отсутствующего на вершине памятника Лисикрату, начиная с XVIII века, по-разному интерпретировалась учеными.
Мартин Л. Уэст пишет, что Пифия в Дельфах демонстрирует многие черты шаманских практик, которые, вероятно, унаследованы или находятся под влиянием практик Центральной Азии. Он упоминает, что она сидела в котле на треножнике и делала пророчества, находилась в состоянии экстатического транса, похожем на шаманское, и ее произнесения были неразборчивы. [3]
По мнению Геродота («История», I.144), победные треножники нельзя было выносить с территории храмового святилища, а оставлять там в качестве посвящения. [4] Раскопки в ранних святилищах, особенно в Олимпии , выявили многие сотни сосудов-треножников, в основном из бронзы , хранившихся в качестве вотивов . У них была неглубокая чаша с двумя высоко поднятыми ручками на трех ножках; в более поздних версиях подставка и чаша представляли собой разные части. В период ориентализации треножники часто украшались фигурными протомами в виде грифонов , сфинксов и других фантастических существ. [5]
Историко-типологическая эволюция штатива
[ редактировать ]Ранние жертвенные сосуды были в основном глиняными, некоторые из них были сделаны в виде треножников, а другие имели сплошное круглое основание под чашей, раздувающееся при опускании. В конце геометрического периода вводится новшество: треножники отделяются от большого бронзового котла ( лебеса ), который теперь на них ставится. В музее есть характерный экземпляр: на прекрасном бронзовом треножнике, стоящем на литых ножках, лежал большой шаровидный котел. На его губе развиты головы грифонов и львов, а также крылатые женские фигуры, возможно, сирены. Родом эти существа с Ближнего Востока, а техника литья с последующей ковки также отсылает к восточным мастерским. Что касается древнегреческих котлов-треножников, то после VIII века большинство из них увеличилось как в размерах, так и в количестве деталей, стало более декоративным и использовалось почти исключительно для посвящения богам в святилищах. [6]
- Грифоны из Олимпии, VII век до нашей эры.
- Ритуальный сосуд на треноге (римский рельеф I века нашей эры)
Древний Китай
[ редактировать ]
Керамика-тренога была частью археологического комплекса в Китае со времен самых ранних неолитических культур Цишань и Пейлиган в 7-м и 8-м тысячелетиях до нашей эры. [7] Жертвенные треножники также были распространенным типом ритуальной бронзы , также иногда встречавшейся в керамической форме. [8] Их часто называют « дингами », и обычно они имеют три ноги, но у некоторых есть четыре ноги.
Китайцы используют жертвенные треножники и в наше время, например, в 2005 году, когда «Трипод национального единства», сделанный из бронзы, был подарен правительством центрального Китая правительству Синьцзян-Уйгурского автономного района на северо-западе Китая в ознаменование его пятидесятилетия. Его описывали как традиционный китайский жертвенный сосуд, символизирующий единство. [9]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Роспись ваз с мифическим мотивом начинается в геометрическом стиле , но отождествление Геракла и Аполлона становится достоверным только в VI веке. (Вальтер Буркерт, Homo Necans (1982), перевод Питера Бинга (University of California Press), 1983, стр. 121, и библиографическое примечание.
- ^ Харрисон, Джейн Эллен ; Веррал, Маргарет де Г. , Мифология и памятники древних Афин как перевод части Аттики Павсания , Лондон и Нью-Йорк: Macmillan, 1890. Ср. стр.243
- ^ Мартин Личфилд Уэст , Орфические стихи , стр.147. "Пифия похожа на шаманку хотя бы в той мере, в какой она общается со своим богом, находясь в состоянии транса, и передает это присутствующим, произнося непонятные слова. Особенно поразительно то, что она сидит на котле, поддерживаемом треножником. Этот эксцентричный насест вряд ли можно объяснить иначе, как символическим кипячением, и, как таковое, он очень похож на воспоминание об инициационном кипячении шамана, переведенное из галлюцинаторного опыта в конкретные визуальные термины. Вероятно, это было в том же котле. , что титаны сварили Диониса в версии истории, известной Каллимаху и Эвфориону, и его останки были захоронены неподалеку». См. также Мирча Элиаде , Язык духов .
- ^ Геродот, Истории (изд. А.Д. Годли), Книга I.CXLIV:
- «Подобно тому, как дорийцы из нынешней страны «Пяти городов» — бывшей страны «Шести городов» — запрещают допускать кого-либо из соседних дорийцев в Триопийский храм и даже запрещают пользоваться им тем, [2] Давным-давно на играх в честь Триопийского Аполлона они предлагали победителям определенные бронзовые треножники, и те, кто их выигрывал, не должны были уносить их из храма, но; посвятите их там богу. [3] Когда человек из Галикарнаса по имени Агасикл победил, он пренебрег этим законом и, унеся треножник, пригвоздил его к стене своего дома. За это преступление пять городов - Линд, Иалис, Камир, Кос и Книд запретили шестому городу, Галикарнассу, участвовать в пользовании храмом. Таково было наказание, наложенное на галикарнасцев». [1]
- ^ Кук, Р.М. , Греческое искусство , , с. 160, Пингвин, 1986 г. (перепечатка 1972 г.), ISBN 0140218661
- ^ Нир, Ричард Т. (2012). Греческое искусство и археология: новая история, ок. 2500–150 гг . до н.э. Нью-Йорк: Thames & Hudson Inc., с. 100. ИСБН 978-0-500-28877-1 .
- ^ Старк, Мириам Т. (2006). Археология Азии . Издательство Блэквелл. п. 44. ИСБН 978-1-4051-0213-1 .
- ^ Эберхард, Вольфрам, История Китая , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, 3-е издание, 1969. Ср. стр.49 для иллюстрации древнего бронзового штатива, найденного в Аньяне .
- ^ «Штатив национального единства», подаренный в честь 50-летия Синьцзяна» , People's Daily , Китай, 1 октября 2005 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Смит, Уильям , Словарь греческих и римских древностей , 1870 г. Ср. п. 1162, статья о Трипосе
- Уэст, Мартин Литчфилд , Орфические стихи , Оксфорд, 1983.
- Уилсон, Питер, Афинское учреждение Хорегии: хор, город, сцена , 2000 г. (см. главу V - Монументализация победы, стр. 198 - обсуждение и пластины со треногами в качестве наград) [2]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бентон, Сильвия, «Эволюция штатива-Лебеса» , Ежегодник Британской школы в Афинах, Том. 35, (1934/1935), стр. 74–130.
Внешние ссылки
[ редактировать ]