Тексты проклятий
Тексты проклятий , также называемые списками проскрипций , [1] — это древнеегипетские иератические тексты, в которых перечисляются враги фараона , чаще всего враги египетского государства или докучливые иностранные соседи. [2] Тексты чаще всего писались на статуэтках связанных иностранцев, чашах или глыбах глины или камня, которые впоследствии уничтожались. Церемониальный процесс разрушения имен и их захоронения был задуман как своего рода симпатическая магия , которая воздействовала на людей или существ, названных в текстах. Фрагменты обычно размещали возле гробниц или ритуальных мест. Эта практика была наиболее распространена во время конфликта с азиатскими соседями Египта. [3]
Исторические периоды текстов проклятий
[ редактировать ]Тексты проклятий засвидетельствованы от позднего Старого царства ( ок. 2686–2160 до н.э.) до Нового царства (ок. 1550–1069).
Самые ранние тексты о физических проклятиях датируются 6-й династией (24–22 века до н.э.) во времена Старого царства Египта . Это статуэтки, сделанные из необожженной глины и имеющие форму связанных иностранцев с именными ярлыками, написанными на их груди, иногда красными чернилами. [4] [5] Более 400 таких статуэток были раскопаны на кладбище в Гизе , а несколько других были раскопаны в поселениях Элефантина и Балат. [4]
В Среднем царстве (ок. 2055–1650 гг.) египтяне продолжали использовать статуэтки в качестве текстов проклятий. датируемая концом 12-й династии была раскопана Например, в некрополе Саккара группа как больших, так и малых фигурок , . [4] Египтяне Среднего царства также начали использовать керамические сосуды для текстов проклятий, о чем свидетельствуют раскопки более 175 сосудов за пределами египетской крепости Миргисса в Нижней Нубии . Эти сосуды, датируемые серединой XII династии , были исписаны длинными текстами проклятий и, судя по всему, были намеренно разбиты, вероятно, в рамках ритуала проклятия. [4]
лишь несколько примеров текстов проклятий, относящихся ко Второму промежуточному периоду (ок. 1700–1550) и Новому царству (ок. 1550–1069). Было найдено [6]
Периоды, отраженные в текстах
[ редактировать ]Было отмечено, что более поздние тексты проклятий, созданные во времена Среднего царства, по крайней мере частично повторяют, с некоторыми обновлениями, формулы из более старых текстов Древнего царства. [7] Поэтому Бен-Тор утверждает, что тексты Среднего царства не отражают, ни частично, ни полностью, историческую реальность своего времени, а историческую реальность Древнего царства или, говоря археологически, раннего бронзового века (EB), а не Среднего царства. Бронзовый век (МБ). [7] Он указывает, что все выявленные объекты были оккупированы во время ЭБ, причем большинство из них было укреплено. [7]
Сайты, где были найдены тексты проклятий
[ редактировать ]Было обнаружено более 1000 месторождений проклятий, включая места в Семне , Уронарти , Миргиссе , Элефантине , Фивах , Балате, Абидосе , Хелуане , Саккаре и Гизе . [8] Поскольку кувшины, статуэтки, вазы и статуи с проклятиями были почти уничтожены во время ритуалов, археологам приходится собирать вместе все части, которые они находят в ямах с проклятиями, чтобы узнать о ритуалах. В Гизе были обнаружены четыре месторождения, в которых хранились фигурки, упакованные в глиняные кувшины. [9]
В крепости Миргисса в Среднем царстве останки проклятия включали 200 разбитых красных ваз с надписями, более 400 разбитых красных ваз без надписей, почти 350 глиняных фигурок, четыре фигуры из известняка, небольшие следы окрашенного в красный цвет пчелиного воска (вероятно, остатки расплавленных фигурок) и одну человеческую фигурку. -чья голова была ритуально отрублена. [10] [11] Другие свидетельства человеческих жертвоприношений и жертв проклятий, а также жертвоприношений животных были найдены в Аварисе , вероятно, из 18-й династии. Были обнаружены две ямы для проклятий: в одной были черепа и пальцы, а в другой - два полных мужских скелета.
Жорж Позенер опубликовал свои выводы из Саккары в 1940 году, которые позже стали известны как Брюссельские тексты. Фигурки там называют более 60 вражеских городов, людей и племен. [12]
Ритуал проклятия
[ редактировать ]Ритуал проклятия был процессом, с помощью которого можно было помешать или уничтожить своих врагов. Обычно ритуальный объект(ы) связывали (обычно небольшую статуэтку, но иногда практиковались человеческие жертвоприношения), затем объект разбивали, топтали, кололи, резали, протыкали копьем, плевали, запирали в ящике, сжигали, пропитывали водой. в моче и, наконец, похоронен. Но не каждое проклятие включало в себя все предыдущие компоненты. В полном обряде любое из этих действий может использоваться множество раз с множеством фигур. В одном из зафиксированных обрядов содержалось указание «плюнуть в него четыре раза… топтать его левой ногой… ударить его копьем… зарезать его ножом… поместить его в огонь… плюнуть». на него в огне много раз" [8] [13]
Упомянутые места
[ редактировать ]Наличие иностранных названий городов и племен уже давно стало для исследователей источником более подробной информации о датах и влиянии этих памятников. Первые две группы опубликованных текстов проклятий, берлинские и брюссельские, содержат многочисленные упоминания о ханаанских и финикийских городах. Тексты в Берлине и Брюсселе датируются примерно концом 20-го века до нашей эры - серединой 18-го века до нашей эры. С археологической точки зрения эти тексты проклятий варьируются от MB I до MB IIB. Археологические находки этого периода были обнаружены не во всех местах, упомянутых в египетских текстах проклятий. [14]
Места, упомянутые в текстах проклятий, где имеются существенные археологические находки из MB IIA: [15]
Места, упомянутые в текстах проклятий, с небольшим количеством археологических находок из MB IIA или вообще без них: [15]
Место Бейт-Шеан, возможно, также упоминалось в этих наборах текстов проклятий, но это место не было идентифицировано с уверенностью. Библос упоминался в текстах проклятий как название племени, но не как место. [16]
Большинство ученых утверждают, что Шу-ту, упомянутый в текстах проклятий и других египетских текстах, может относиться к земле и народу Моава , судя по тексту в Числах 24:17. [ нужны разъяснения ] где моавитяне называются «сыновьями Шефа». Однако также возможно, что термин Шу-ту может относиться ко всем людям, живущим на территории от Вади аль-Хасса до Нахр-эз-Зерка , а не относиться исключительно к Моаву. [17]
Королевство Куш в Нубии также упоминается в текстах проклятий.
Исследовать
[ редактировать ]Тексты проклятий являются важным ресурсом для исследователей в области древней истории Ближнего Востока XX–XVIII веков до н.э. [18] и изучение Библии . Первая группа текстов проклятий была опубликована Куртом Зете в 1926 году и известна как Берлинские тексты. Жорж Позенер опубликовал вторую группу текстов в 1957 году, известную как Брюссельские тексты. [19] [12]
Первая коллекция начертана на глиняных черепках и содержит имена примерно 20 мест в Ханаане и Финикии и более 30 правителей того периода. Эти тексты содержат, возможно, первое известное упоминание об Иерусалиме . [20] с начала 2-го тысячелетия до нашей эры, с конца 11-й династии до 12-й династии .
Вторая группа текстов начертана на фигурках связанных пленников, обнаруженных в Саккаре . Эта группа содержит названия 64 мест, обычно с указанием одного или двух правителей. Перечислены семь известных азиатских стран. [21] Эта группа датируется концом 12-й династии.
Дополнительная группа текстов, тексты Миргиссы , была опубликована Иваном Кенигом в 1990 году.
Тексты проклятий в основном начертаны на (не)обожженных глиняных материалах и написаны черным углеродом или красным железом, содержащими пигменты. Препятствием для возможности читать их спустя тысячи лет является то, что эти тексты со временем поблекли. Частично эту проблему удалось преодолеть за счет применения методов многоспектральной визуализации для повышения читаемости. [22]
Историческая интерпретация
[ редактировать ]Интерпретация историками значения текстов проклятий была хорошо известна благодаря документам, в которых подробно описывается ритуал создания текстов и способ их уничтожения. [23] Чтобы вызвать форму магии для защиты Египта и фараона, в более ранних случаях, но особенно в период Птолемеев, они начали использоваться все большим количеством египтян для личного пользования. [24]
Поскольку многие из ранних текстов проклятий встречаются на керамике, некоторые историки полагают, что ритуальное разбивание фигурок проклятий возникло в результате разбивания глиняных сосудов, используемых при погребальных приготовлениях, чтобы предотвратить их использование для других целей и отказаться от любой магической силы, которая может находились в сосуде после того, как его использовали для погребальных омовений. [25]
За пределами Египта
[ редактировать ]Тексты проклятий посвящены царям и городам, от которых египтяне чувствовали угрозу; некоторые из них жили в ханаанских и сирийских землях. Тексты проклятий, в том числе группы Берлина, Брюсселя и Мигриссы, содержат проклятия, направленные против более чем 100 сиро-палестинских королей и деревень. [26]
Нубийские короли, такие как Сегерсенти, упоминались в текстах проклятий, а также более 200 других нубийских королей. [27]
Библейские связи с текстами проклятий:Египетские источники важны для понимания истории Ханаана. Их отношения с египетскими фараонами оживляются некоторыми текстами проклятий. [28] В некоторых текстах проклятий люди, живущие по обе стороны реки Иордан, называются су-ту . Ученые связывают су-ту и «сыновей Шета» или «бене-сета», упомянутых в книге Чисел 24:17 Библии:
«Я увижу его, но не теперь; я увижу его, но не близко; взойдет звезда от Иакова, и поднимется скипетр от Израиля, и поразит углы Моава, и истребит всех детей из Шета». ( Иврит : בני שת bənê-Šêṯ )
Широко распространено мнение, что «сыны Шефа» — это те, кто жил в Моаве, или моавитяне, на границах земель евреев. [29]
Доктор А. Бентцен в 1950-х годах выдвинул свой тезис о том, что первая и вторая главы книги Амоса в Ветхом Завете «созданы по культовым образцам, напоминающим ритуал, лежащий в основе египетских текстов проклятий». Многие приняли эту теорию и неверно истолковали ее, заявив, что есть свидетельства того, что на речь Амоса повлияли египетские тексты проклятий. Бентцен просто утверждает, что влияние речи Амоса напоминает (не находится под влиянием) египетские тексты проклятий. Они похожи, но связи нет. Другие книги Библии имеют то же сходство; Даниил 11:41; Исаия 11:14; Иеремия 48–49; Софония 2:8–9; Иезекииль 25:1–14 и Неемия 13:1–2:23. [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эдвардс, Гэдд и Хаммонд (1971), стр. 494
- ^ Пинч, Джеральдин (1995). Магия в Древнем Египте . Издательство Техасского университета. п. 92ф. ISBN 978-0-292-76559-7 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Эдвардс, Гэдд и Хаммонд (1971), стр. 508.
- ^ Перейти обратно: а б с д Зайдльмайер, Стефан Дж. (2001). «Тексты проклятий». Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета.
- ^ См. Зейдлмайер (2001) и Тайс, Кристоффер (2014). «Магия и космос. Магическая защита избранных помещений Древнего Египта и сравнение с соседними культурными областями». Восточные религии в древности 13, Тюбинген, стр. 65–87 для сборника материалов.
- ^ Ван Де Миеруп, Марк (2011). История Древнего Египта . Чичестер: Уайли-Блэквелл. п. 109. ИСБН 978-1-4051-6071-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бен-Тор (2006), с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Мюлештейн, Керри. 2008, Ритуал проклятия. В Виллеке Вендрихе, Жакко Дилемане (ред.). Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Лос-Анджелес.
- ^ Абу Бакр, Абдель Монейм и Юрген Осинг, «Профессиональные тексты Древнего царства», MDAIK 29, 1973, 97–133; Осинг, «Тексты об изгнании из Старого Королевства (II)», стр. 133–85; Герман Юндер, Гиза VIII, Вена: Академия наук, 1947, стр. 30–38; и Стефан Дж. Зейдлмайер, «Могильные поля от перехода от старения к Срединному царству». Исследования по археологии первого промежуточного периода , Гейдельберг: Heidelberger Orientverlag, 1990, стр. 488–89.
- ^ Ритнер, Роберт. 1993. Механика древнеегипетской магической практики. Исследования древней восточной цивилизации 54. Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 153–154
- ^ Вила, Un rituel, с. 631, рис. 15: и Ритнер, Механика Древнего Египта, с. 163
- ^ Перейти обратно: а б Бен-Тор (2006).
- ^ Шотт, Зигфрид. 1929 г. Документы мифологического содержания. Документы египетской древности 6, изд. Лейпциг: Дж. К. Хинрихс.
- ^ Бен-Тор (2006), стр. 63–87; см. последние ссылки и карты Кристофера Тайса , «Магия и космос. Магическая защита избранных пространств в Древнем Египте наряду с сравнением с соседними культурными областями» ( «Восточные религии в древности 13»), Тюбинген, 2014, стр. 82–85.
- ^ Перейти обратно: а б Бен-Тор (2006), с. 67.
- ^ Бен-Тор (2006), с. 68.
- ^ Воршех (1997), стр. 229–230.
- ^ Олбрайт, ВФ (1969). Исследования по истории культуры: дисциплины гуманитарные науки . Айер Паблишинг. п. 18. ISBN 978-0-8369-1170-1 .
- ^ Райт, GE (1961). Библия и древний Ближний Восток: Очерки в честь Уильяма Фоксвелла Олбрайта . Даблдэй. п. 304 . Проверено 19 августа 2010 г.
- ^ Дэвид Ноэль Фридман; Аллен С. Майерс; Астрид Б. Бек (2000). Библейский словарь Эрдмана . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 694–695. ISBN 978-0-8028-2400-4 .
- ^ Аарон, Йоханан (1979). Земля Библии: историческая география Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 100-1 144–147. ISBN 978-0-664-24266-4 .
- ^ Ван дер Перре, Афина; Брэкманс, Деннис; Бошлоос, Ванесса; Оссье, Франция; Хамеув, Хендрик; Дельво, Люк (2018). «Египетские фигурки проклятий из Королевских музеев искусства и истории Брюсселя: консервация, пигменты и оцифровка». Бюллетень королевских музеев искусства и истории . 87/88: 5–29.
- ^ Франсуаза Дюнан , Кристиана Зиви-Кош, Боги и люди в Египте: с 3000 г. до н.э. по 395 г. н.э., Cornell University Press, 2005, стр. 126
- ^ Пол Аллан Миреки, Марвин В. Мейер, Магия и ритуалы в древнем мире, Brill 2002, Часть 4, стр. 440
- ^ Якобус Ван Дейк, Некрополь Нового Королевства в Мемфисе, Гронинген, 1993, с. 185f
- ^ (Отношения Египта с Палестиной в Поднебесной, Бюллетень американских школ восточных исследований Джеймса М. Вайнштейна, № 217 (февраль 1975 г.), стр. 1–16)
- ^ (Три правителя в Нубии и раннем Среднем царстве в Египте Журнал Ближневосточных исследований Брюса Уильямса, том 72, № 1 (апрель 2013 г.), стр. 1–10)
- ^ (Книги и статьи на иврите Israel Exploration Journal , Том 10, № 3 (1960), стр. 184–189)
- ^ (Египет и Моав Удо Воршех, Библейский археолог, Том 60, № 4, Археология Моава (декабрь 1997 г.), стр. 229–236)
- ^ (Образец «текстов проклятий» в пророческой литературе. M. WEISS Israel Exploration Journal, Том 19, № 3 (1969), стр. 150–157)
Библиография
[ редактировать ]- КЭС Эдвардс; Си Джей Гэдд; НГЛ Хаммонд (1971). Кембриджская древняя история: ранняя история Ближнего Востока . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-07791-0 . Проверено 19 августа 2010 г.
- Николас Грималь (1994). История Древнего Египта . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-631-19396-8 .
- Бен-Тор, Амнон (2006), Яира Амит; Надав Нааман (ред.), «Отражают ли тексты проклятий точную картину современной карты поселений Палестины?» , Очерки древнего Израиля в его ближневосточном контексте: дань уважения Надаву Нааману , EISENBRAUNS, стр. 63–87, ISBN 978-1-57506-128-3 Повторный доступ 20 июля 2022 г.
- Жорж Позенер : Князья и страны Азии и Нубии. Иератические тексты на приворотных фигурках Среднего царства. Брюссель, 1940 год (Jüngere Texte der 12. Dynastie).
- Курт Сете : Остракизм враждебных князей, народов и вещей на черепках древнеегипетской керамики из Среднего царства. (=: Трактаты Прусской академии наук. 1926 г., философско-исторический класс № 5) Берлин 1926 г. (старые проскрипционные тексты 12-й династии).
- Кристофер Тайс , Магия и космос. Магическая защита избранных комнат в Древнем Египте и сравнение с соседними культурными областями (Восточные религии в древности 13), Тюбинген, 2014, стр. 65–87.
- Кристофер Тайс : Тексты остракизма . В: Микаэла Баукс, Клаус Коенен, Стефан Алкиер (ред.): Научный библейский лексикон в Интернете (WiBiLex), Штутгарт, 2006 г. и далее.
- Томас Л. Томпсон (2002). Историчность патриархальных повествований: поиски исторического Авраама . Международная издательская группа «Континуум». стр. 98–117. ISBN 978-1-56338-389-2 .
- Воршех, Удо (декабрь 1997 г.). «Египет и Моав». Библейский археолог . 60 (Археология Моава): 229–236. дои : 10.2307/3210625 . JSTOR 3210625 . S2CID 164026781 .