Среднее царство Египта
Среднее царство Египта | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 2055 г. до н.э. – ок. 1650 г. до н.э. | |||||||||
Капитал | Фивы , Итжтави | ||||||||
Общие языки | Древний Египет | ||||||||
Религия | Древняя египетская религия | ||||||||
Правительство | Божественная , абсолютная монархия | ||||||||
фараон | |||||||||
• в. 2061 – 2010 гг. до н.э. | Ментухотеп II (первый) | ||||||||
• в. 1650 г. до н.э. | Мернеферре Ай или последний царь Тринадцатой династии Египта | ||||||||
История | |||||||||
• Началось | в. 2055 г. до н.э. | ||||||||
• Завершено | в. 1650 г. до н.э. | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Египет Судан |
История Египта |
---|
Египетский портал |
Периоды и династии Древнего Египта |
---|
Все годы указаны до нашей эры. |
Среднее царство Египта (также известное как Период воссоединения ) — это период в истории Древнего Египта, следующий за периодом политического разделения, известным как Первый промежуточный период . Среднее царство просуществовало примерно с 2040 по 1782 год до нашей эры, начиная с воссоединения Египта под властью Ментухотепа II в Одиннадцатой династии до конца Двенадцатой династии . Цари Одиннадцатой династии правили из Фив , а цари Двенадцатой династии правили из Эль-Лишта .
Концепция Среднего царства как одного из трех золотых веков была придумана в 1845 году немецким египтологом бароном фон Бунзеном , и ее определение значительно менялось на протяжении 19 и 20 веков. [1] Некоторые ученые также полностью относят Тринадцатую династию Египта к этому периоду, и в этом случае Среднее царство закончится примерно в 1650 г. Нижний Египет. В период Среднего царства Осирис стал самым важным божеством в народной религии . [2] За Срединным царством последовал Второй промежуточный период Египта , еще один период разделения, который включал в себя иностранное правление Нижнего Египта гиксосами Западной Азии.
Политическая история [ править ]
Периоды Древнего Египта [ править ]
Одиннадцатой Воссоединение при династии
После распада Старого царства Египет вступил в период слабой власти фараонов и децентрализации, названный Первым промежуточным периодом . [3] К концу этого периода две соперничающие династии, известные в египтологии как Десятая и Одиннадцатая, боролись за контроль над всей страной. Одиннадцатая фиванская династия правила только южным Египтом от Первого водопада до Десятого нома Верхнего Египта. На севере Нижним Египтом управляла конкурирующая Десятая династия из Гераклеополя . [4] Борьбу должен был завершить Ментухотеп II , взошедший на фиванский престол в 2055 году до нашей эры. [5] Во время четырнадцатого года правления Ментухотепа II он воспользовался восстанием в Тинитском Номе, чтобы начать нападение на Гераклеополь, которое не встретило большого сопротивления. [4] После свержения последних правителей Десятой династии Ментухотеп начал консолидацию своей власти над всем Египтом, и этот процесс он завершил к 39-му году своего правления. [3] По этой причине Ментухотеп II считается основателем Поднебесной. [6]
Ментухотеп II командовал мелкими кампаниями вплоть до Второго порога в Нубии , который обрел независимость в первый переходный период . Он также восстановил египетскую гегемонию над Синайским регионом, который был потерян Египтом после распада Древнего царства. [7] Чтобы укрепить свою власть, он восстановил культ правителя, изображая себя богом при жизни, носящим головные уборы Амона и Мина . [8] Он умер после 51 года правления и передал трон своему сыну Ментухотепу III . [7]
Ментухотеп III правил всего двенадцать лет, в течение которых он продолжал укреплять фиванское правление над всем Египтом, строя ряд фортов в восточной части Дельты, чтобы защитить Египет от угроз из Азии. [7] Он также отправил первую экспедицию в Пунт во времена Среднего царства на кораблях, построенных в конце Вади-Хаммамат на Красном море. [9] На смену Ментухотепу III пришел Ментухотеп IV , чье имя, что примечательно, исключено из всех списков древнеегипетских царей. [10] В Туринском списке королей утверждается, что после Ментухотепа III наступили «семь лет без короля». [11] Несмотря на это отсутствие, о его правлении свидетельствуют несколько надписей в Вади-Хаммамате , в которых записаны экспедиции на побережье Красного моря и добыча камня для королевских памятников. [10] Руководителем этой экспедиции был его визирь Аменемхет, которого многие считают будущим фараоном Аменемхетом I , первым царем Двенадцатой династии . [12] [13]
Отсутствие Ментухотепа IV в списках царей породило теорию о том, что Аменемхет I узурпировал его трон. [13] Хотя современных отчетов об этой борьбе нет, некоторые косвенные доказательства могут указывать на существование гражданской войны в конце 11-й династии. [10] Надписи, оставленные неким Нери, Хати-а из Гермополя , предполагают, что в месте под названием Шедиет-ша на него напали силы правящего царя, но его силы одержали победу. Хнумхотеп I , чиновник при Аменемхете I, утверждает, что участвовал во флотилии из двадцати кораблей, посланной для усмирения Верхнего Египта. Дональд Редфорд предложил интерпретировать эти события как свидетельство открытой войны между двумя династическими претендентами. [14] Несомненно то, что, как бы он ни пришел к власти, Аменемхет I не был царского происхождения. [13]
Двенадцатая династия [ править ]
Начало Двенадцатой династии [ править ]
Начиная с Двенадцатой династии, фараоны часто содержали хорошо обученные постоянные армии, в которые входили нубийские контингенты. Они сформировали основу более крупных сил, которые были собраны для защиты от вторжения или экспедиций вверх по Нилу или через Синай. Однако военная стратегия Среднего царства в основном носила оборонительный характер: укрепления были построены у Первого порога Нила, в дельте и на Синайском перешейке. [16]
В начале своего правления Аменемхет I был вынужден провести кампанию в районе Дельты, которому не уделялось такого внимания, как Верхнему Египту во времена 11-й династии. [17] Кроме того, он укрепил оборону между Египтом и Азией, построив Стены Правителя в районе Восточной Дельты. [18] Возможно, в ответ на эти постоянные волнения Аменемхет I построил новую столицу Египта на севере, известную как Аменемхет Ит Тави , или Аменемхет, Захватчик Двух Земель . [19] Местоположение этой столицы неизвестно, но предположительно находится недалеко от городского некрополя, современного Эль-Лишта . [20] Как и Ментухотеп II, Аменемхет подкреплял свои претензии на власть пропагандой. [21] В частности, примерно к этому времени относится Пророчество Неферти , которое якобы является оракулом священника Древнего царства, который предсказывает, что царь Аменемхет I придет с крайнего юга Египта, чтобы восстановить царство после столетий хаоса. [20]
Несмотря на пропаганду, Аменемхет никогда не обладал абсолютной властью, которой теоретически располагали фараоны Старого царства. В течение Первого переходного периода значительную власть приобрели правители номов Египта — номархи . Их должности стали передаваться по наследству, а некоторые номархи заключали брачные союзы с номархами соседних номов. [22] Чтобы укрепить свои позиции, Аменемхет потребовал регистрации земли, изменил границы номов и назначил номархов непосредственно, когда должности стали вакантными, но согласился с системой номархов, вероятно, чтобы успокоить номархов, которые поддерживали его правление. [23] Это дало Среднему царству более феодальную организацию, чем Египет имел раньше или будет иметь впоследствии. [24]
На двадцатом году своего правления Аменемхет назначил своего сына Сенусрета I. своим соправителем [24] начало практики, которая будет неоднократно использоваться в остальной части Среднего царства и снова во время Нового царства. Предположительно, на тридцатом году правления Аменемхета он был убит в результате дворцового заговора. Сенусрет, ведя кампанию против ливийских захватчиков, поспешил домой в Итджтави, чтобы предотвратить захват правительства. [25] Во время своего правления Сенусрет продолжал практику прямого назначения номархов. [26] и подорвали автономию местного духовенства, построив культовые центры по всему Египту. [27] Под его правлением египетские армии продвинулись на юг, в Нубию до Второго водопада, построив пограничный форт в Буэне и объединив всю Нижнюю Нубию в качестве египетской колонии. [28] Сенусрет I также осуществлял контроль над землей Куш, от Второго до Третьего порога, включая остров Сай. Самая южная надпись, содержащая имя Сесостриса I, была найдена на острове Арго, к северу от современной Донголы. [29] На западе он укрепил свою власть над оазисами и расширил торговые контакты с Сирией и Палестиной до Угарита . [30] На 43-м году своего правления Сенусрет назначил Аменемхета II младшим соправителем, прежде чем умер на 46-м году жизни. [31]
Правление Аменемхета II часто характеризуют как в основном мирное. [30] но записи его генута , или ежедневников, поставили под сомнение эту оценку. [36] Среди этих записей, сохранившихся на стенах храмов в Тоде и Мемфисе, есть описания мирных договоров с некоторыми сирийско-палестинскими городами и военных конфликтов с другими. [36] На юге Аменемхет направил кампанию через нижнюю Нубию для осмотра Вавата . [30] Не похоже, что Аменемхет продолжил политику своих предшественников по назначению номархов, но позволил ей снова стать наследственной. [26] Еще одна экспедиция в Пунт датируется его правлением. [36] На 33-м году своего правления он назначил соправителем своего сына Сенусрета II . [37]
Доказательств какой-либо военной деятельности во время правления Сенусрета II не существует. Вместо этого Сенусрет, похоже, сосредоточился на внутренних проблемах, особенно на ирригации Файюма . Этот проект, охватывающий несколько поколений, был направлен на превращение Файюмского оазиса в продуктивный участок сельскохозяйственных угодий. [38] В конце концов Сенусрет разместил свою пирамиду на месте Эль-Лахуна , недалеко от слияния Нила и главного ирригационного канала Фаюума, Бахр Юсефа . [39] Он царствовал всего пятнадцать лет, [40] что объясняет незавершенность многих его конструкций. [38] его сын Сенусрет III Ему наследовал .
Высота Поднебесной [ править ]
Сенусрет III был королем-воином, который часто сам выходил на поле боя. На шестом году обучения он заново прокопал канал Старого Королевства вокруг Первого водопада, чтобы облегчить путешествие в Верхнюю Нубию . Он использовал это, чтобы начать серию жестоких кампаний в Нубии на шестом, восьмом, десятом и шестнадцатом годах жизни. После своих побед Сенусрет построил ряд массивных фортов по всей стране, чтобы установить формальную границу между египетскими завоеваниями и непокоренной Нубией в Семне . [41] Персоналу этих фортов было поручено часто отправлять в столицу отчеты о передвижениях и деятельности местных уроженцев меджаев , некоторые из которых сохранились, что показывает, насколько жестко египтяне намеревались контролировать южную границу. [42] Меджаям не разрешалось отправляться на корабле к северу от границы, и они не могли въезжать по суше со своими стадами, но им разрешалось путешествовать в местные форты для торговли. [43] После этого Сенусрет на 19-м году своего существования отправил еще один поход, но повернул обратно из-за аномально низкого уровня Нила, что поставило под угрозу его корабли. [41] На севере один из солдат Сенусрета записывает кампанию в Палестину, возможно, против Сихема , единственное упоминание о военной кампании против определенного места в Палестине в литературе Среднего Царства: [44] хотя есть и другие упоминания о действиях против азиатов. [45] Неизвестно, хотел ли Египет контролировать Ханаан, как Северную Нубию, но там были найдены многочисленные административные печати того периода, а также другие признаки возросшей активности на севере в этот период. [46] [47] Как и в старом королевстве, особенно крепким был контакт с Библом , известным своей ценной древесиной. [48]
Внутри страны Сенусрету отдали должное за административную реформу, которая передала больше власти в руки назначенцев центрального правительства, а не региональных властей. [41] Египет был разделен на три водных , или административных подразделения: Север, Юг и Главу Юга (возможно , Нижний Египет , большая часть Верхнего Египта и номы первоначального Фиванского царства во время войны с Гераклеополем соответственно). Каждым регионом управляли Репортер , Второй Репортер , своего рода совет ( Джаджат ) и штат мелких чиновников и писцов. [51] Власть номархов, похоже, окончательно ослабела во время его правления, что было воспринято как признак того, что центральное правительство окончательно подавило их, хотя нет никаких записей о том, что Сенусрет когда-либо предпринимал против них прямые действия. [41]
Сенусрет III оставил после себя неизгладимое наследие как фараон-воин. Его имя было эллинизировано более поздними греческими историками как Сесострис, имя, которое затем было дано объединению Сенусрета и нескольких фараонов-воинов Нового царства. [52] В Нубии египетские поселенцы поклонялись Сенусрету как Богу-покровителю. [53] Продолжительность его правления остается открытым вопросом. Его сын Аменемхет III начал править после 19-го года правления Сенусрета, который широко считается самой высокой засвидетельствованной датой правления Сенусрета. [54] Однако ссылка на 39-й год на фрагменте, найденном среди строительных обломков погребального храма Сенусрета, предполагает возможность длительного сосуществования с его сыном. [55]
Правление Аменемхета III было вершиной экономического процветания Поднебесной. Его правление примечательно тем, насколько Египет эксплуатировал свои ресурсы. Шахтерские лагеря на Синае, которые раньше использовались лишь периодическими экспедициями, действовали на полупостоянной основе, о чем свидетельствует строительство домов, стен и даже местных кладбищ. [56] Есть 25 отдельных упоминаний о горнодобывающих экспедициях на Синае и четыре об экспедициях в Вади-Хаммамате, в одной из которых работало более двух тысяч человек. [57] Аменемхет усилил оборону своего отца в Нубии [58] и продолжил проект мелиорации земель Файюма. [59] После 45-летнего правления Аменемхета III сменил Аменемхет IV . [56] чье девятилетнее правление плохо засвидетельствовано. [60] Очевидно, что к этому времени династическая власть начала ослабевать, чему было предложено несколько объяснений. Современные записи об уровнях разлива Нила указывают на то, что конец правления Аменемхета III был засушливым, и неурожаи, возможно, помогли дестабилизировать династию. [59] Кроме того, Аменемхет III правил необычайно долго, что создает проблемы с преемственностью. [61] Последний аргумент, возможно, объясняет, почему Аменемхет IV сменил Собекнеферу , первую исторически засвидетельствованную женщину-фараона Египта. [61] Собекнеферу правил не более четырёх лет, [62] и поскольку у нее, по-видимому, не было наследников, с ее смертью Двенадцатая династия внезапно закончилась, как и Золотой век Среднего царства.
во второй период Спад промежуточный
После смерти Собекнефру трон, возможно, перешел к Сехемре Хутави Собехотепу , [63] [64] хотя в более старых исследованиях Вегаф , который ранее был Великим надзирателем войск, [65] считалось, что он правил следующим. [66] Начиная с этого правления, Египтом в течение примерно десяти-пятнадцати лет правил ряд эфемерных царей. [67] Древние египетские источники считают их первыми царями Тринадцатой династии , хотя термин «династия» вводит в заблуждение, поскольку большинство царей Тринадцатой династии не были родственниками. [68] Имена этих недолговечных королей засвидетельствованы на нескольких памятниках и граффити , а порядок их преемственности известен только из Туринского канона , хотя даже этому нельзя полностью доверять. [67]
После первоначального династического хаоса ряд правящих дольше и лучше засвидетельствованных королей правили от пятидесяти до восьмидесяти лет. [67] Сильнейший царь этого периода, Неферхотеп I , правил одиннадцать лет и сохранял эффективный контроль над Верхним Египтом, Нубией и Дельтой. [69] за возможными исключениями Ксоиса и Авариса . [70] Неферхотеп I был даже признан сюзереном правителя Библоса, что указывает на то, что Тринадцатая династия смогла сохранить большую часть власти Двенадцатой династии, по крайней мере, до его правления. [70] В какой-то момент во время 13-й династии Ксоис и Аварис начали управлять собой. [70] правителями Ксоиса были Четырнадцатая династия, а азиатскими правителями Авариса были гиксосы Пятнадцатой династии. Согласно Манефону , это последнее восстание произошло во время правления преемника Неферхотепа, Собехотепа IV , хотя археологических свидетельств нет. [71] На смену Собехотепу IV пришло недолгое правление Собехотепа V , за которым последовали Вахибре Ибиау , затем Мернеферре Ай . Вахибре Ибиау правил десять лет, а Мернеферре Ай правил двадцать три года, самый долгий срок среди всех царей Тринадцатой династии, но ни один из этих двух царей не оставил столько свидетельств, как Неферхотеп из Собехотепа IV. Несмотря на это, они оба, похоже, владели по крайней мере частью Нижнего Египта. Однако после Мернеферре Ай ни один король не оставил своего имени ни на одном предмете, найденном за пределами юга. [72] Так начинается заключительная часть Тринадцатой династии, когда южные цари продолжают править Верхним Египтом. Но когда единство Египта полностью распалось, Среднее царство уступило место Второму переходному периоду . [73]
Администрация [ править ]
Когда Одиннадцатая династия воссоединила Египет, ей пришлось создать централизованную администрацию, какой не существовало в Египте со времен падения правительства Старого царства. Для этого он назначал людей на должности, которые вышли из употребления в децентрализованном Первом промежуточном периоде. Высшим из них был визирь. [74] Визирь был главным министром короля, выполняя все повседневные дела правительства вместо короля. [74] Это была монументальная задача, поэтому ее часто делили на две должности: визиря севера и визиря юга. Неизвестно, как часто это происходило в Среднем царстве, но у Сенусрета I явно было два одновременно действовавших визиря. [74] Другие должности были унаследованы от провинциальной формы правления в Фивах, использовавшейся Одиннадцатой династией до воссоединения Египта. [75] Надзиратель запечатанных товаров стал казначеем страны, а надзиратель поместья стал главным управляющим короля. [75] Эти три должности и писец Королевского документа, вероятно, личный писец короля, кажутся наиболее важными должностями центрального правительства, судя по количеству памятников тем, кто занимает эти должности. [75]
Кроме того, в центральное правительство были возвращены многие посты Древнего царства, которые утратили свое первоначальное значение и стали просто почетными. [74] Только высокопоставленные чиновники могли претендовать на титул « Член Элиты» , который широко применялся в течение Первого переходного периода. [75]
Эта основная форма управления сохранялась по всему Среднему царству, хотя есть некоторые свидетельства серьезной реформы центрального правительства при Сенусрете III. Записи его правления показывают, что Верхний и Нижний Египет были разделены на отдельные территории и управлялись отдельными администраторами. [26] Административные документы и частные стелы указывают на распространение новых бюрократических должностей примерно в это время, которые рассматривались как свидетельство более крупного центрального правительства. [76] Управление королевской резиденцией было передано в отдельное подразделение правительства. [26] Военные были переданы под контроль главного генерала. [26] Однако не исключено, что эти титулы и должности были гораздо старше и просто не были зафиксированы на погребальных стелах по религиозным условностям. [76]
Правительство провинции [ править ]
Децентрализация в течение Первого промежуточного периода оставила отдельные египетские провинции, или Номы , под контролем могущественных семей, носивших наследственный титул Великого Вождя Нома , или Номарха . [77] Эта позиция сложилась во времена Пятой и Шестой династий, когда различные полномочия провинциальных чиновников Старого Королевства стали осуществляться одним человеком. [77] Примерно в это же время провинциальная аристократия начала строить для себя сложные гробницы, которые рассматривались как свидетельство богатства и власти, которые эти правители приобрели в качестве номархов. [77] К концу Первого промежуточного периода некоторые номархи управляли своими номами как второстепенные властители, например, номарх Нери из Гермополя, который датировал надписи годом своего правления. [74]
Когда к власти пришла Одиннадцатая династия, необходимо было подчинить себе власть номархов, если Египет хотел воссоединиться под властью центрального правительства. Первые важные шаги в этом направлении были сделаны при Аменемхете I. Аменемхет сделал город, а не ном, центром управления, и только хатья , или мэр более крупных городов, было разрешено носить титул номарч. [26] Титул номарха продолжал использоваться до правления Сенусрета III. [26] как и тщательно продуманные гробницы, свидетельствующие об их могуществе, после чего они внезапно исчезли. [78] Это интерпретировалось несколькими способами. Традиционно считалось, что Сенусрет III предпринял какие-то действия по подавлению семей кочевников во время своего правления. [79] В последнее время были предложены и другие интерпретации. Детлеф Франке утверждал, что Сенусрет II проводил политику обучения сыновей номархов в столице и назначения их на государственные должности. Таким образом, многие провинциальные семьи, возможно, лишились отпрысков. [26] Кроме того, хотя титул Великого Повелителя Нома исчез, другие отличительные титулы номархов остались. В течение Первого переходного периода люди, носившие титул Великого Повелителя, также часто носили титул Надзирателя Жрецов. [80] В позднем Среднем царстве существовали семьи, носившие по наследству титулы мэра и надзирателя священников. [78] Поэтому утверждалось, что великие семьи кочевников никогда не были покорены, а просто были поглощены фараонским управлением страной. [78] Хотя это правда, что большие гробницы, свидетельствующие о номархах, исчезли в конце Двенадцатой династии, великие королевские гробницы также прекратили строительство вскоре после этого из-за общей нестабильности, связанной с упадком Среднего царства. [78]
и климат Сельское хозяйство
Это я вырастил зерно, бог зерна меня любил,
Нил обожал меня во всех своих источниках;
Никто не алкал в мои годы, не жаждал;
они сидели довольные всеми моими делами, вспоминая обо мне с любовью;
и я твердо поставил каждую вещь на свое место. [81]
отрывок из Наставлений Аменемхета
На протяжении всей истории Древнего Египта ежегодный разлив реки Нил использовался для удобрения земель вокруг него. Это было важно для сельского хозяйства и производства продуктов питания. Есть свидетельства того, что крах предыдущего Старого Королевства мог быть частично вызван низким уровнем наводнений, приведших к голоду. [82] Эта тенденция, по-видимому, изменилась на противоположную в первые годы Среднего царства: на протяжении большей части этой эпохи регистрировался относительно высокий уровень воды, при этом средний уровень наводнения на 19 метров превышал уровень без наводнений. [83] Годы повторяющихся высоких уровней наводнений соответствуют наиболее процветающему периоду Среднего царства, который пришелся на период правления Аменемхета III. [84] Кажется, это подтверждается в некоторой литературе того периода, например, в « Наставлениях Аменемхета» , где король рассказывает своему сыну, как процветало сельское хозяйство при его правлении. [81]
Искусство [ править ]
После воссоединения Египта в Поднебесной цари Одиннадцатой и Двенадцатой династий смогли снова сосредоточиться на искусстве. Во времена Одиннадцатой династии цари создавали свои памятники в стиле, вдохновленном мемфисскими моделями Пятой и начала Шестой династий. За это время фиванский рельефный стиль, существовавший до объединения, практически исчез. Эти изменения имели идеологическую цель, поскольку короли Одиннадцатой династии создавали централизованное государство после Первого промежуточного периода и возвращались к политическим идеалам Старого Королевства. [85] В начале Двенадцатой династии произведения искусства имели единообразный стиль из-за влияния королевских мастерских. Именно в этот момент качество художественной продукции для элиты общества достигло высшей точки, которую никогда не удалось превзойти, хотя ей и удавалось равняться в другие периоды. [86] Египет процветал в конце Двенадцатой династии, и это отразилось на качестве материалов, используемых для изготовления царских и частных памятников.
Короли Двенадцатой династии были похоронены в комплексах пирамид , основанных на пирамидах Пятой и Шестой династий. [87] В Старом Королевстве они были сделаны из каменных кирпичей, но короли Среднего царства предпочитали делать свои кирпичи из сырца и облицовывать их облицовкой из турского известняка. [88] Частные гробницы, например найденные в Фивах, обычно представляли собой длинный проход, вырубленный в скале, с небольшой камерой в конце. Они, как правило, имели мало украшений или вообще не имели их. [89] Каменные саркофаги-коробочки как с плоскими, так и со сводчатыми крышками изготавливались в Поднебесной, как продолжение традиции Древнего царства. Мотивы на них были более разнообразными и более художественными, чем на любых саркофагах, созданных до и после Среднего царства. [90] Кроме того, погребальные стелы развивались в отношении изображений и иконографии. Они продолжали показывать умершего сидящим перед столом с подношениями, включая жену умершего и других членов семьи. [91]
К концу Среднего царства произошли изменения в произведениях искусства, помещенных в нецарские гробницы. Количество деревянных моделей гробниц резко сократилось, и на смену им пришли небольшие фаянсовые модели еды. Вместе с умершими стали хоронить волшебные палочки и жезлы, модели животных-защитников и фигурки плодородия. [92] Кроме того, увеличилось количество статуй и погребальных стел, но снизилось их качество. В конце Двенадцатой династии гробы с внутренним убранством стали редкостью, а украшения снаружи стали более изысканными. гроб риши . В это время впервые появился Изготовленный из дерева или картона , гроб имел форму тела, завернутого в полотно, с украшенным бисером воротником и погребальной маской. [93]
Произошли изменения и в художественной форме стел в Поднебесной. В это время стелы с закругленными вершинами развились из прямоугольной формы предыдущих периодов. Многие примеры обоих этих типов относятся к этому периоду; [94] раскопки в Абидосе выявили более 2000 частных стел, от отличных произведений до грубых предметов, хотя очень немногие из них принадлежали элите. [95] Кроме того, в этот период впервые были найдены классические царские памятные стелы. Они имели форму стел с закругленными вершинами и использовались для обозначения границ. Например, Сенусрет III использовал их для обозначения границы между Египтом и Нубией. [94] Из-за процветания этого периода низшая элита могла заказывать себе статуи и стелы, хотя они были худшего художественного качества. [96] Те, кто заказывал нецарские стелы, имели конечной целью вечное существование. Эта цель сообщалась особым размещением на каменных плитах информации, подобной царским стелам (изображение владельца, формула подношения, надписи имен, родословных и титулов). [97]
Скульптура [ править ]
В первой половине Двенадцатой династии пропорции человеческой фигуры вернулись к традиционному мемфитскому стилю Пятой и начала Шестой династий. [98] Мужские фигуры имели широкие плечи, низкую поясницу и толстые мускулистые конечности. У женщин были стройные фигуры, более высокая поясница и отсутствие мускулатуры. [98] В этот период эскизы для изготовления статуй и рельефов были выложены на прямоугольной сетке — новой системе направляющих. Поскольку эта система содержала большее количество линий, она позволяла маркировать больше частей тела. Стоящие фигуры состояли из восемнадцати квадратов от ступней до линии роста волос. Сидящие фигуры состояли из четырнадцати квадратов между ступнями и линией роста волос, включая горизонтальное бедро и колено. [99] Сидящая статуя царя Аменемхета III из черного гранита справа вверху является прекрасным примером мужских пропорций и квадратной системы сетки этого периода. [100] Большинство королевских статуй, таких как эта, служили олицетворением королевской власти. [101]
Качество египетской скульптуры достигло своего пика в Среднем царстве. [102] Королевские статуи сочетали в себе элегантность и силу, что редко можно было увидеть после этого периода. [103] Популярной формой скульптуры в то время был сфинкс . В этот период сфинксы появлялись парами, лежали, с человеческими лицами, львиной гривой и ушами. Примером может служить диоритовый сфинкс Сенусрета III . [102]
Одним из нововведений в скульптуре , произошедших во времена Среднего царства, была блочная статуя , которая продолжала пользоваться популярностью вплоть до царства Птолемеев почти 2000 лет спустя. [104] Блочные статуи представляют собой человека, сидящего на корточках с подтянутыми к груди коленями и сложенными на коленях руками. Часто эти мужчины носят «широкий плащ», который сводит тело фигуры к простой блочной форме. [105] Поверхность одежды или «широкого плаща» оставляла место для надписей. [86] Большая часть деталей отведена голове изображаемого человека. В некоторых случаях моделирование конечностей скульптором сохранено. [106] Существует два основных типа блочных статуй: у одних ступни полностью закрыты плащом, а у других ступни открыты. [107]
Эта статуя справа представляет женщину из высшего эшелона общества и демонстрирует черты искусства Среднего царства. Тяжелый трехчастный парик обрамляет широкое лицо и проходит за ушами, создавая впечатление, что они выдвинуты вперед. Они большие, что соответствует древнеегипетскому идеалу красоты; тот же идеал требовал маленькой груди, и в этом отношении скульптура не является исключением. В то время как естественный изгиб бровей опускается к основанию носа, искусственные брови с низким рельефом абсолютно прямые над внутренними углами глаз, что указывает на то, что бюст относится к раннему периоду Двенадцатой династии. Примерно в 1900 году до нашей эры искусственные брови начали повторять естественный изгиб и опускаться к носу. [108]
В эпоху поздней Двенадцатой династии пропорции человеческой фигуры изменились. Эти изменения сохранились на протяжении периодов с тринадцатой по семнадцатую династий. Мужские фигуры имели меньшие головы по сравнению с остальным телом, узкие плечи и талию, высокую поясницу и отсутствие мускулистых конечностей. Женские фигуры имели эти пропорции в большей степени с более узкими плечами и талией, стройными конечностями и более высокой поясницей, чтобы сохранить различие между мужскими и женскими размерами. [109]
Литература [ править ]
Ричард Б. Паркинсон и Людвиг Д. Моренц пишут, что древнеегипетская литература, в узком смысле определяемая как беллетристика («красивое письмо»), не записывалась в письменной форме до начала Двенадцатой династии. [110] Тексты Древнего Царства служили главным образом для поддержания божественных культов, сохранения душ в загробной жизни и документирования отчетов для практического использования в повседневной жизни. Лишь в Поднебесной тексты писались с целью развлечения и интеллектуального любопытства. [111] Паркинсон и Моренц также предполагают, что письменные произведения Среднего царства были транскрипцией устной литературы Старого царства. [112] Известно, что некоторая устная поэзия сохранилась и в более поздней письменности; например, песни носильщиков сохранились в виде написанных стихов в надгробных надписях Старого царства. [111]
Также считается, что рост среднего класса и рост числа писцов, необходимых для расширения бюрократии при Сенусрете II, помогли стимулировать развитие литературы Среднего царства. [62] Позже древние египтяне считали литературу этого времени «классической». [62] Такие истории, как « Сказка о моряке, потерпев кораблекрушение» и « История Синухе», были написаны в этот период и были достаточно популярны, чтобы впоследствии их широко копировали. [62] В это время было также создано множество философских произведений, в том числе «Спор между человеком и его Ба» , где несчастный человек беседует со своей душой, «Сатира ремесел» , в которой роль писца превозносится выше всех других профессий, и «Магическая работа». сказки, предположительно рассказанные фараону Древнего царства Хуфу в папирусе Весткара . [62]
Фараонам с двенадцатой по восемнадцатую династии приписывают сохранение некоторых из наиболее интересных египетских папирусов :
- 1950 г. до н.э.: Деревянная табличка Ахмим .
- 1950 г. до н.э.: папирусы Хеканахта .
- 1800 г. до н.э.: Берлинский папирус 6619 г.
- 1800 г. до н.э.: Московский математический папирус.
- 1650 г. до н.э.: Математический папирус Ринда .
- 1600 г. до н.э.: папирус Эдвина Смита .
- 1550 г. до н.э.: папирус Эберса .
Ссылки [ править ]
- ^ Шнайдер, Томас (27 августа 2008 г.). «Периодизация египетской истории: Манефон, конвенция и не только» . В Клаусе-Петере Адаме (ред.). Историография в Антике . Вальтер де Грюйтер. стр. 181–197. ISBN 978-3-11-020672-2 .
- ^ Дэвид, Розали (2002). Религия и магия в Древнем Египте . Книги о пингвинах. п. 156
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гримал. (1988) с. 156
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гримал. (1988) с. 155
- ^ Шоу. (2000) с. 149
- ^ Хабачи. (1963) стр. 16–52.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гримал. (1988) с. 157
- ^ Шоу. (2000) с. 151
- ^ Шоу. (2000) с. 156
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Редфорд. (1992) с. 71.
- ^ Гардинер. (1964) с. 124.
- ^ Редфорд. (1992) с. 72.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гардинер. (1964) с. 125.
- ^ Редфорд. (1992) стр.74
- ^ «Фигура-хранитель» . www.metmuseum.org . Метрополитен-музей . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ стр5. «Энциклопедия военной истории Коллинза» (4-е издание, 1993 г.), Dupuy & Dupuy.
- ^ Арнольд. (1991) с. 20.
- ^ Шоу. (2000) с. 148
- ^ Арнольд. (1991) с. 14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шоу. (2000) с. 158
- ^ Гримал. (1988) с. 159
- ^ Гардинер. (1964) с. 128.
- ^ Гримал. (1988) с. 160
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гардинер. (1964) с. 129.
- ^ Шоу. (2000) с. 160
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Шоу. (2000) с. 175
- ^ Шоу. (2000) с. 162
- ^ Шоу. (2000) с. 161
- ^ Грималь, Николас (1994). История Древнего Египта . Уайли-Блэквелл (19 июля 1994 г.). п. 164.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гримал. (1988) с. 165
- ^ Счастлив. (1977) с. 5.
- ^ Миеруп, Марк Ван Де (2010). История Древнего Египта . Джон Уайли и сыновья. п. 131. ИСБН 978-1-4051-6070-4 .
- ^ Бард, Кэтрин А. (2015). Введение в археологию Древнего Египта . Джон Уайли и сыновья. п. 188. ИСБН 978-1-118-89611-2 .
- ^ Камрин, Дженис (2009). «Ааму Шу в гробнице Хнумхотепа II в Бени Хасане». Журнал древнеегипетских взаимосвязей . 1 (3). S2CID 199601200 .
- ^ Карри, Эндрю (2018). «Правители чужих земель — журнал «Археология»» . www.archaeology.org .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шоу. (2000) с. 163
- ^ Счастлив. (1977) с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шоу. (2000) с. 164
- ^ Гардинер. (1964) с. 138.
- ^ Гримал. (1988) с. 166
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Шоу. (2000) с. 166
- ^ Гардинер. (1964) с. 136.
- ^ Гардинер. (1964) с. 135.
- ^ Редфорд. (1992) с. 76
- ^ Бар, С.; Кан, Д.; Ширли, Джей-Джей (2011). Египет, Ханаан и Израиль: история, империализм, идеология и литература (Культура и история Древнего Ближнего Востока) . БРИЛЛ. п. 198.
- ^ Среднее царство (1938–1630 до н.э.) и Второй промежуточный период (ок. 1630–1540 до н.э.)
- ^ Ну и дела, Джон (2004). «Упущенные из виду доказательства внешней политики Сесостриса III». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 41 : 23–31. дои : 10.2307/20297185 . JSTOR 20297185 .
- ^ Штайнер, Маргрит Л.; Киллебрю, Энн Э. (2014). Оксфордский справочник по археологии Леванта: ок. 8000–332 гг . до н.э. Издательство Оксфордского университета. стр. 72–73.
- ^ Граецкий, Вольфрам (2014). «Гробница 197 в Абидосе, еще одно свидетельство торговли на дальние расстояния в Поднебесной». Ägypten und Levante / Египет и Левант . 24 : 159–170. дои : 10.1553/с159 . JSTOR 43553796 .
- ^ Стивенсон, Алиса (2015). Музей египетской археологии Петри: персонажи и коллекции . УКЛ Пресс. п. 54. ИСБН 9781910634042 .
- ^ Хейс. (1953) с. 32
- ^ Шоу и Николсон. (1995) с. 260
- ^ Олдред. (1987) стр.129
- ^ Вегнер. (1996) с. 250
- ^ Вегнер. (1996) с. 260
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гримал. (1988) с. 170
- ^ Граецкий. (2006) с. 60
- ^ Шоу. (2000) с. 168
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шоу. (2000) с. 169
- ^ Шоу. (2000) с. 170
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гримал. (1988) с. 171
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Шоу. (2000) с. 171
- ^ KSB Рихольт : Политическая ситуация в Египте во время второго промежуточного периода, около 1800–1550 до н.э. , Публикации Института Карстена Нибура, том. 20. Копенгаген: Музей Tusculanum Press, 1997.
- ^ Даррелл Д. Бейкер: Энциклопедия фараонов: Том I - от периода от периода до двадцатой династии, 3300–1069 гг. До н.э. , Стейси Интернэшнл, ISBN 978-1-905299-37-9 , 2008 г.
- ^ Граецкий. (2006) с. 66
- ^ Гримал. (1988) с. 183
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Граецкий. (2006) с. 64
- ^ Граецкий. (2006) с. 65
- ^ Граецкий. (2006) с. 71
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шоу. (2000) с. 172
- ^ Граецкий. (2006) с. 72
- ^ Граецкий. (2006) с. 74
- ^ Граецкий. (2006) с. 75
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Шоу. (2000) с. 174
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Граецкий. (2006) с. 21
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ричардс. (2005) с. 7
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Триггер, Кемп, О'Коннор и Ллойд. (1983) с. 108
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Триггер, Кемп, О'Коннор и Ллойд. (1983) с. 112
- ^ Гримал. (1988) с. 167
- ^ Триггер, Кемп, О'Коннор и Ллойд. (1983) с. 109
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Взращивать. (2001) с. 88
- ^ Белл. (1975) с. 227
- ^ Белл. (1975) с. 230
- ^ Белл. (1975) с. 263
- ^ Робинс, Гей (2008). Искусство Древнего Египта (Перед. Ред.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 90. ИСБН 9780674030657 . OCLC 191732570 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Робинс (2008) , с. 109.
- ^ Робинс (2008) , с. 96.
- ^ Уотсон, Филип Дж.; Гендроп, Пол; Стиллман, Дэми (2003). «Пирамида | Роща Арт» . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t070190 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 03 декабря 2018 г.
- ^ «Фивы (i) | Роща искусства» . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t084413 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 03 декабря 2018 г.
- ^ «Саркофаг | Роща Арт» . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t075996 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 03 декабря 2018 г.
- ^ Робинс (2008) , с. 102.
- ^ Робинс (2008) , с. 114.
- ^ Робинс (2008) , с. 115.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коллон, Доминик; Струдвик, Найджел; Литтлтон, Маргарет; Видехаге, Питер; Блэр, Шейла С.; Бенсон, Элизабет П. (2003). «Стела | Роща Арт» . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t081249 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 03 декабря 2018 г.
- ^ «Абидос | Роща Арт» . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t000298 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 03 декабря 2018 г.
- ^ Робинс (2008) , с. 110.
- ^ Оппенгейм, Адела; Арнольд, Доротея; Арнольд, Дитер; Ямамото, Кей (2015). Древний Египет преобразился: Среднее царство . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 36. ISBN 9781588395641 . OCLC 909251373 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Робинс (2008) , стр. 106, 107.
- ^ Робинс (2008) , стр. 107, 108.
- ^ «Статуя Аменемхета III» . Эрмитаж . Проверено 6 декабря 2018 г.
- ^ Робинс (2008) , стр. 112, 113.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бодденс-Хосанг, FJE; д'Альбиак, Кэрол (2003). «Сфинкс | Гроув Арт» . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t080560 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 03 декабря 2018 г.
- ^ Руссманн, Эдна Р. (2003). «Тахарка | Роща Арт» . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.t083009 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 03 декабря 2018 г.
- ^ Качели. (1994) с. 27
- ^ Ботмер, 94.
- ^ Шоу, «Блочная статуя».
- ^ Поздний период , 4–5.
- ^ Ботмер, Бернард (1974). Краткий путеводитель по отделу египетского и классического искусства . Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский музей. п. 36.
- ^ Робинс (2008) , с. 118.
- ^ Паркинсон 2002 , стр. 45–46, 49–50, 55–56; Моренц 2003 , с. 102; см. также Simpson 1972 , стр. 3–6 и Erman 2005 , стр. xxiv–xxv.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Моренц 2003 , с. 102.
- ^ Паркинсон 2002 , с. 45–46, 49–50, 55–56; Моренц 2003 , с. 102.
Библиография [ править ]
- Олдред, Сирил (1987). Египтяне . Темза и Гудзон.
- Арнольд, Доротея (1991). «Аменемхет I и начало двенадцатой династии в Фивах». Журнал Метрополитен-музея . 26 :5–48. дои : 10.2307/1512902 . JSTOR 1512902 . S2CID 191398579 .
- Белл, Барбара (1975). «Климат и история Египта: Среднее царство». Американский журнал археологии . 79 (3). Археологический институт Америки: 223–269. дои : 10.2307/503481 . JSTOR 503481 . S2CID 192999731 .
- Эрман, Адольф (2005). Древнеегипетская литература: Сборник стихов, повествований и инструкций третьего и второго тысячелетий до нашей эры . Перевод Эйлуорда М. Блэкмана. Нью-Йорк: Кеган Пол. ISBN 0-7103-0964-3 .
- Фостер, Джон Л. (2001). Древнеегипетская литература: Антология . Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-72527-2 .
- Гардинер, Алан (1964). Египет фараонов . Издательство Оксфордского университета.
- Граецкий, Вольфрам (2006). Среднее царство Древнего Египта . Джеральда Дакворта и Ко. Лтд. ISBN 0-7156-3435-6 .
- Грималь, Николас (1988). История Древнего Египта . Книжный магазин Артема Файяра.
- Хабачи, Лабиб (1963). «Царь Небхепетре Ментухотеп: его памятники, место в истории, обожествление и необычные изображения в виде богов». Анналы Службы египетских древностей . 19 :16–52.
- Хейс, Уильям (1953). «Заметки о правительстве Египта в позднем Среднем царстве». Журнал ближневосточных исследований . 12 : 31–39. дои : 10.1086/371108 . S2CID 162220262 .
- Моренц, Людвид Д. (2003), «Литература как конструкция прошлого в Среднем царстве» , в Тейт, Джон В. (редактор), «Никогда подобное не происходило»: взгляд Египта на свое прошлое , перевод Мартин Уортингтон, Лондон: Университетский колледж Лондона, Институт археологии, издательство Cavendish Publishing Limited, стр. 101–118 , ISBN. 1-84472-007-1
- Мурнейн, Уильям Дж. (1977). Древнеегипетские центры . Исследования древневосточной цивилизации. Том. 40. Восточный институт Чикагского университета. ISBN 0-918986-03-6 .
- Паркинсон, РБ (2002). Поэзия и культура в Среднем царстве Египте: темная сторона совершенства . Лондон: Континуум. ISBN 0-8264-5637-5 .
- Редфорд, Дональд (1992). Египет, Ханаан и Израиль в древние времена . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-00086-7 .
- Ричардс, Джанет (2005). Общество и смерть в Древнем Египте . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-84033-3 .
- Шоу, Ян; Николсон, Пол (1995). Словарь Древнего Египта . Темза и Гудзон.
- Шоу, Ян (2000). Оксфордская история Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-280458-8 .
- Симпсон, Уильям Келли (1972). Литература Древнего Египта: антология рассказов, инструкций и поэзии . переводы Р.О. Фолкнера, Эдварда Ф. Венте-младшего и Уильяма Келли Симпсона. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-01482-1 .
- Титер, Эмили (1994). «Египетское искусство». Художественный институт Чикагского музейного дела . 20 (1). Институт искусств Чикаго: 14–31. дои : 10.2307/4112949 . JSTOR 4112949 .
- Триггер, Б.; Кемп, Барри; О'Коннор, Дэвид; Ллойд, Алан (1983). Древний Египет: Социальная история . Издательство Кембриджского университета.
- Вегнер, Йозеф (1996). «Природа и хронология царской преемственности Сенусрета III – Аменемхета III: некоторые соображения, основанные на новых свидетельствах из заупокойного храма Сенусрета III в Абидосе». Журнал ближневосточных исследований . 55 (4): 249–279. дои : 10.1086/373863 . S2CID 161869330 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Аллен, Джеймс П. Литература Среднего Египта: восемь литературных произведений Среднего царства . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2015.
- Буррио, Жанин. Фараоны и смертные: египетское искусство в Поднебесной . Кембридж, Великобритания: Музей Фицуильяма, 1988.
- Граецкий, Вольфганг. Среднее царство Древнего Египта: история, археология и общество . Бристоль, Великобритания: Золотой Дом, 2006.
- Кемп, Барри Дж. Древний Египет: анатомия цивилизации . 2-е изд. Лондон: Рутледж, 2006.
- Оппенгейм, Адела, Дитер Арнольд и Кей Ямамото. Преобразование Древнего Египта: Среднее царство . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2015.
- Паркинсон, Ричард Б. Голоса из Древнего Египта: Антология сочинений Среднего Царства . Норман: Университет Оклахомы Пресс, 1991.
- --. Поэзия и культура в Среднем царстве Египте: темная сторона совершенства . Лондон: Континуум, 2002.
- Шпаковская, Кася. Повседневная жизнь в Древнем Египте . Оксфорд: Блэквелл, 2008.
- Вендрих, Виллеке, изд. Египетская археология . Чичестер, Великобритания: Wiley-Blackwell, 2010.
Внешние ссылки [ править ]
- Научный инструмент для преобразования календарных дат, упомянутых в греческих и демотических папирусах из Египта, в юлианские даты.
- Египетское искусство в Среднем царстве.
- Среднее царство Египта
- Государства и территории, основанные в 3 тысячелетии до нашей эры.
- Государства и территории, упраздненные в 17 веке до нашей эры.
- 3 тысячелетие до нашей эры в Египте.
- 2-е тысячелетие до нашей эры в Египте.
- Бывшие королевства
- Поселения 3-го тысячелетия до нашей эры в Египте
- Разрушения в Египте во 2-м тысячелетии до н.э.
- 21 век до нашей эры в Египте
- 20 век до нашей эры в Египте.
- 19 век до нашей эры в Египте.
- 17 век до нашей эры в Египте.
- Заведения XXI века до нашей эры