Jump to content

Травленые бусины из сердолика

Травленые бусины из сердолика
Гравированные бусины из сердолика в этом ожерелье с Королевского кладбища Ура, датируемые Первой династией Ура (2600–2500 гг. до н. э.), вероятно, были импортированы из долины Инда. [1] Британский музей .

Травленые бусины из сердолика , или иногда отбеленные бусины из сердолика , представляют собой разновидность древних декоративных бус из сердолика с гравированным узором белого цвета, которые, вероятно, были изготовлены цивилизацией долины Инда в 3-м тысячелетии до нашей эры. Они были изготовлены по технологии щелочного травления, разработанной хараппцами , и огромное количество этих бус было найдено в археологических памятниках цивилизации долины Инда. [2] [1] [3] [4] Они считаются важным маркером древней торговли между долиной Инда , Месопотамией и даже Древним Египтом , поскольку эти драгоценные и уникальные промышленные изделия в большом количестве обращались между этими географическими областями в 3-м тысячелетии до нашей эры и были найдены в многочисленных гробницах. . [5]

Технология производства

[ редактировать ]
Чеканные бусины из сердолика долины Инда
(3 тысячелетие до н.э.)
Украшенные бусины из сердолика, Хараппы . культура [6]
Цивилизация долины Инда выгравировала бусину из сердолика, Мохенджо-Даро . [7]
Изготовление травленых бус из сердолика в наше время в Сехване : один смешивает щелочную формулу в ступке , а другой готовит брасеро (Mackay, 1933). [7]

Травленые бусины из сердолика с характерным рисунком широко известны из различных памятников цивилизации долины Инда , датируемых 3-м тысячелетием до нашей эры, например, в Дхолавире , и эти бусины «были экспортированы в Месопотамский регион во второй половине 3-го тысячелетия до нашей эры и имели чрезвычайно важное значение». . [8] [9]

Техника изготовления травленых бус из сердолика была объектом этнографических исследований, в частности Х.К. Бека. [10] [11] Он довольно сложен и требует тонкого мастерства, травления и правильного обжига. химических реакций [10] Сначала бусине необходимо придать форму, отполировать ее в необработанном состоянии и проколоть в центре, чтобы сформировать правильную бусину желаемой формы. [5] Один только этот процесс может занять от трех до восьми дней работы. [5]

Затем необходимо приготовить химический травящий агент, который обычно представляет собой липкую пасту, приготовленную из щелочного раствора моющей соды ( карбоната натрия ) и сока растений, чаще всего Capparis aphylla , куста, растущего в засушливых или засушливых районах Африки, Ирана, Пакистана. и Индия. [10] После смешивания текстура пасты также должна быть подходящей, чтобы обеспечить хорошее растекание без растекания, что позволяет создать красивый дизайн. [10] После нанесения пасту оставляют высыхать, после чего она образует только прозрачный лак. [10] [5]

Бусину такой конструкции необходимо обжигать при соответствующей температуре: не слишком горячей, чтобы бусины не сломались, но достаточно горячей, чтобы можно было провести химическое травление сердолика. [10] В результате дизайн получается красивого белого цвета, обычно с некоторыми кальцинированными остатками на поверхности, которые можно легко смахнуть щеткой. [10] [5]

В 1933 году Эрнест Маккей изучал этот процесс, который все еще реализуется в Синде . [12] который был резюмирован Грегори Посселем следующим образом:

«Процесс начался с сока, извлеченного из кончиков молодых побегов куста, называемого на синдхи «кирар» (Capparis aphylla). Затем информатор измельчил стиральную соду в мелкий порошок и смешал ее с водой в чашке. небольшое количество этого нанесли на кирар и тщательно растерли все до жидкой массы. Затем мастер процедил эту смесь через кусок полотна в большую пустую раковину мидии, и «краска» была готова. Затем раскрашенному камню давали высохнуть, сначала в руке, а затем помещая его на металлическую пластину над углем. Когда сердолик полностью высох, его покрывали горящими углями и раздували огонь. около пяти минут. Затем кусок сняли с огня и дали ему медленно остыть в течение примерно 10 минут под перевернутой чашкой, после чего мастер быстро протер кусок сердолика тряпкой и передал его на проверку. !"

- Грегори Поссель , Цивилизация Инда: современный взгляд . [13]

Месопотамия

[ редактировать ]
Цивилизация долины Инда выгравировала бусину из сердолика, раскопанную в Мохенджо-Даро . [7]
Гравированная бусина из сердолика, раскопанная в Сузах , датированная 2600-1700 гг. до н.э. Музей Лувр . [14]

Гравированные бусы из сердолика из Инда были найдены в гробницах Королевского кладбища Ура , датируемых 2600–2450 годами до нашей эры. [15] Они являются важным маркером отношений Инда и Месопотамии в древние времена. Неошумерский правитель Гудеа ( ок. 2100 г. до н.э. ) в своих цилиндрах Гудеа (цилиндр B XIV) упомянул о приобретении «блоков ляпис-лазури и яркого сердолика из Мелухи ». [16] [17] Мелухху обычно отождествляют с регионом Инда, и после 1760 г. до н. э. о Мелуххе нет известных упоминаний. [18] Считается, что эти бусины из сердолика считались важным символом статуса в шумерском обществе. [5]

Местные месопотамские творения (аккадский период и период Ура III, около 2100 г. до н.э.)

[ редактировать ]
Сердолик короля Шульги
( ок. 2094–2047 гг. до н.э.)
𒀭 𒊩𒌆𒆤
𒎏𒀀𒉌
𒀭𒂄𒄀
𒍑𒆗𒂵
𒈗 𒋀𒀊𒆠 𒈠
𒈗 𒆠𒂗
𒄀 𒆠𒌵 𒆤

𒉆𒋾𒆷𒉌𒂠
𒀀𒈬𒈾𒊒
Д Нинлиль........................ "Для Нинлиль "
НИН-а-ни............ "его госпожа",
Д ШУЛЬ-ГИ......................... "Шульги"
НИТА КАЛАГ га........ "могучий человек"
ЛУГАЛ УРИМ КИ ма..... "Царь Ура"
ЛУГАЛЬ кин-................. "Царь Шумера "
ги киУРИке............ "и Аккад ",
нам-ти-ла-ни-сзе3........... "за свою жизнь"
а му-на-ру........................ "посвящается (этому)"
Бусина из сердолика, удлиненная (7 см), хараппский стиль, происхождение неизвестно. Несет клинописную памятную надпись Шульги , посвящающую бусину богине Нинлиль : «Нинлиль, его Госпоже, Шульги, могучему мужу, царю Ура, царю земель Шумера и Аккада, посвятившему (эту бусину) для своего (собственного) ) жизнь". Британский музей, BM 129493 [26] [27] [28] [29] Этот тип сердоликовых бусин, вероятно, был импортирован из Индии. [30]

Некоторые из этих бусин, вероятно, индийского происхождения, были выгравированы шумерскими царями в целях посвящения. [9] Шульги , в частности, известен тем, что выгравировал на двух сердоликовых бусах посвящение своим богам. [9]

Один из них был найден в Сузах Жаком де Морганом и сейчас находится в Лувре . Его надпись гласит: « Нингаль , его мать, Шульги, бог своей земли, царь Ура, царь четырёх сторон света, за свою жизнь посвятивший (этому)» (Лувр, Sb 6627). [31] [32] [33] Считается, что эта бусина относится к меньшему типу «классически хараппских» бус и первоначально была привезена из долины Инда, а затем выгравирована Шульги. [34]

Другая бусина из сердолика находится в Британском музее , ее надпись гласит: « Нинлиль , его Госпоже, Шульги, могучему мужу, царю Ура, царю земель Шумера и Аккада, посвятившему (эту бусину) за свою (собственную) жизнь. ( Британский музей, BM 129493). [26] [27]

Эти два примера показывают, что существовал определенный уровень месопотамской адаптации и заимствования технологии травления при использовании или украшении бус из сердолика, поскольку среди бус из сердолика, раскопанных в районе Инда, нет известных бус с текстовыми надписями. [35] [30] В Месопотамии традиция начертания бус из драгоценных камней с религиозными посвящениями была древней: бусина из лазурита, принадлежавшая царю Месаннепаде и датируемая ок. 2550 г. до н.э. Также известен [36] [37] [38] Такие бусины-посвящения были созданы и намного позже, как, например, агатовая посвященная Саргоном II Дамкине бусина , в VIII веке до нашей эры. [39] [40]

Некоторые из рисунков на гравированных бусах из сердолика, найденных в Месопотамии, также являются типично месопотамскими и не имеют эквивалента в регионе Инда, например ступенчатые узоры, гильошированные узоры или в одном случае месопотамский символ солнца. [30] Это еще раз предполагает существование месопотамских мастерских, посвященных созданию некоторых местных образцов гравированных бус из сердолика, сам материал из сердолика, скорее всего, происходил из региона Инда. [30] [41]

Несколько гравированных бус из сердолика также были найдены в Древнем Египте , предположительно они были импортированы из цивилизации долины Инда через Месопотамию, на этот раз в рамках отношений между Египтом и Месопотамией . Известны примеры, относящиеся к позднему Среднему царству ок. 1800 год до нашей эры . Лондон, Музей египетской археологии Петри, исх. UC30334. [42] [43]

Некоторые редкие образцы гравированных бус из сердолика были найдены при археологических раскопках в древней Греции, что указывает на древние торговые отношения с Месопотамией и цивилизацией долины Инда . Один из таких объектов можно увидеть в Археологическом музее Эгины , это самое известное местонахождение объектов этого типа на западе. [46]

Центральная Юго-Восточная и Восточная Азия

[ редактировать ]
Индийская гравированная бусина из сердолика, культура Нилгири , I тысячелетие до н.э.

Гравированные бусины из сердолика, происходящие из долины Инда, были раскопаны в различных археологических памятниках Китая, начиная с периода Западной Чжоу и весенне-осеннего периода (начало половины 1-го тысячелетия до нашей эры) до Хань и династий Цзинь . [47] В погребальных остатках обнаружено около 55 таких экземпляров, в основном из южного ( Юньнань и Гуандун ) и северо-западного Китая ( Синьцзян ). [47] Они красного цвета с белыми мотивами и были изготовлены с использованием методов сверления, известных только в Индии. [47] Они считаются импортными товарами и указывают на ранний культурный обмен. [47]

Таджикистан и Сибирь

[ редактировать ]

Травленые бусины из сердолика были найдены в женских сакских захоронениях, датируемых 8-6 веками до нашей эры на Памире , Таджикистан , и все они, вероятно, были импортированы из Индии. [47] Травленые бусы из сердолика, вероятно, изготовленные в Иране или Средней Азии, где они были найдены в сакской гробнице Аржан-2 , предполагают торговый обмен с югом. [48]

Юго-Восточная Азия

[ редактировать ]

Травленые бусины из сердолика были отмечены в Таиланде (4-й век до н.э. - 4-й век нашей эры), Вьетнаме (3-2 века до нашей эры, Са Хуинь , Ок Эо культуры ), Филиппинах (пещера Манунггул, 9-2 века до нашей эры), Индонезии , Малайзии ( Куала Селинсинг, Перак, 200 г. до н.э., возможно, намного старше), Мьянма (местоположение недалеко от Мандалая , 8-5 вв. до н.э.). [49]

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Оле, Клеман (18 января 2019 г.). «Травление сердоликовых бус: понимание и воспроизведение древней техники» . Лаборатория всемирной истории . Британский музей.
  1. ^ Перейти обратно: а б Примечание Британского музея: «Золотые и сердоликовые бусины. Две бусины с выгравированными белыми узорами, вероятно, были импортированы из долины Инда. Они были изготовлены по технологии, разработанной Хараппской цивилизацией». Фотография ожерелья с музейной заметкой.
  2. ^ О технике травления см. Маккей, Эрнест (1925). «Связи Шумера с Древней Индией». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии (4): 699. JSTOR   25220818 .
  3. ^ Гиме, Музей (2016). Забытые города Инда: археология Пакистана (на французском языке). Цифровое переиздание FeniXX. п. 355. ИСБН  9782402052467 .
  4. ^ «Такие бусины встречаются довольно часто на всех основных территориях Хараппской цивилизации». в Пакистанская археология №2 . 1965. с. 21.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. стр. 395–396.
  6. ^ Чанхударо, Эрнест Дж. Маккей, Американское восточное общество, 1943 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Маккей, Эрнест (1935). Индская цивилизация . стр. Табличка К, пункт № 5.
  8. ^ Нандагопал, Прабхакар (2018). Прогулка с единорогом. Социальная организация и материальная культура в древней Южной Азии . Археопресс Археология. стр. 475–485.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Макинтош, Джейн (2008). Древняя долина Инда: новые перспективы . АВС-КЛИО. п. 185. ИСБН  978-1-57607-907-2 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Лаборатория всемирной истории» . Британский музей . 18 января 2019 г.
  11. ^ Beck HC Травленые бусины из сердолика . Журнал антикваров 13: 1933: 384–398. Бек, Гораций К. (8 января 2012 г.). «Травленые бусины из сердолика». Журнал антикваров . 13 (4): 384–398. дои : 10.1017/S000358150003883X .
  12. ^ Маккей, Эрнест Дж. Х (1943). Раскопки Чанху Даро, 1935-36 гг .
  13. ^ Поссель, Грегори Л. (2002). Индская цивилизация: современный взгляд . Роуман Альтамира. п. 96. ИСБН  978-0-7591-0172-2 .
  14. ^ Маккей, Эрнест (1925). «Связи Шумера с Древней Индией». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии (4): 699. JSTOR   25220818 .
  15. ^ Макинтош, Джейн (2008). Древняя долина Инда: новые перспективы . АВС-КЛИО. стр. 182–190. ISBN  9781576079072 .
  16. ^ Мури, Питер Роджер Стюарт (1999). Древние месопотамские материалы и промышленность: археологические свидетельства . Айзенбрауны. п. 87. ИСБН  978-1-57506-042-2 .
  17. ^ Мури, Питер Роджер Стюарт (1999). Древние месопотамские материалы и промышленность: археологические свидетельства . Айзенбрауны. п. 97. ИСБН  978-1-57506-042-2 .
  18. ^ «MS 2814 — Коллекция Шойена» . www.schoyencollection.com .
  19. ^ Холл, HR (Гарри Реджинальд); Вулли, Леонард; Легрен, Леон (1934). Ура раскопки . Попечители двух музеев благодаря гранту Корпорации Карнеги в Нью-Йорке. п. 133.
  20. ^ Ссылка на Лувр Sb 17751 «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
  21. ^ Гиме, Музей (2016). Забытые города Инда: археология Пакистана (на французском языке). Цифровое переиздание FeniXX. стр. 354–355. ISBN  9782402052467 .
  22. ^ Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . п. 395.
  23. ^ Нандагопал, Прабхакар (13 августа 2018 г.). Украшенные бусины из сердолика с памятника индуистской цивилизации Дхолавира (Великий Ранн Каччхи, Гуджарат) . издательства Archaeopress Publishing Ltd. ISBN  978 1 78491 917 7 .
  24. ^ «Индская бусина из сердолика, найденная в Ниппуре в Месопотамии» . www.metmuseum.org .
  25. ^ АН1925.261
  26. ^ Перейти обратно: а б (РИМЭ 3/2, стр. 161-162)
  27. ^ Перейти обратно: а б "ДИНГИР.НИН.ЛИЛА / НИН-А-НИ / ДИНГИР.ШУЛ.ГИ / НИТА-КАЛАГ.ГА / ЛУГАЛ УРИ/ .КИ-МА / ЛУГАЛ.КИ.ЕН / ГИ КИ-УРИ3.КИ / НАМ.ТИ. ЛА НИ.ШЕ3/ А МУ.НА.РУ." Перевод надписи: «Нинлиль, его госпожа Шульги, могучий муж, царь Ура, царь Шумера и Аккада, посвятила (этот камень) ради своей жизни». «цилиндрическое уплотнение / буртик» . Британский музей .
  28. ^ «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
  29. ^ Сб 6627 Поттс, профессор Дэниел Т. (1999). Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства . Издательство Кембриджского университета. п. xiv. ISBN  978-0-521-56496-0 .
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. с. 243. ИСБН  978-1-58839-043-1 .
  31. ^ Лувр, комната 305, показ 4 уведомления о Лувре .
  32. Описание с фотографией и надписью «Нингал, его мать, Шульги, бог своей земли, царь Ура, король четырёх сторон света, за свою жизнь посвятивший (это)» в: Поттс, Д.Т. Археология Элама . п. 134, табл. 5.2.
  33. ^ «Жемчужина во имя короля Шульги, посвященная богине Нингаль Фото (C) RMN-Grand Palais / Hervé Lewandowski» . Музей Лувр .
  34. ^ Ру, Валентин (2017). Сердолик из Индии: от технических практик Камбея к техносистемам Инда (на французском языке). Издания Дома гуманитарных наук. п. 364, параграф 41. ISBN  978-2-7351-1868-7 .
  35. ^ Робинсон, Эндрю (2015). Инд: утраченные цивилизации . Книги реакции. стр. 99–100. ISBN  978-1-78023-541-7 .
  36. ^ Описание с фотографией: Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. с. 143. ИСБН  978-1-58839-043-1 .
  37. ^ Востока: Том. 73 . Григорианский библейский книжный магазин. п. 183.
  38. ^ Информацию об открытии «Сокровищ Ура» и подробном содержимом банки см.: Попугай, Андре (1965). «Марийские раскопки» . Сирия. Археология, искусство и история . 42 (3): 197–225. дои : 10.3406/syria.1965.5808 .
  39. ^ Ру, Валентин (2017). Сердолик из Индии: от технических практик Камбея к техносистемам Инда (на французском языке). Издания Дома гуманитарных наук. п. 331, примечание 4. ISBN  978-2-7351-1868-7 .
  40. ^ Лувр, AO1936. «Встреча Национальных музеев-Гран-Пале» . www.photo.rmn.fr .
  41. ^ Перейти обратно: а б с Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. С. 300–301. ISBN  978-1-58839-043-1 .
  42. ^ Граецкий, Вольфрам (2014). «Гробница 197 в Абидосе, еще одно свидетельство торговли на дальние расстояния в Поднебесной». Ägypten und Levante / Египет и Левант . 24 : 159–170. дои : 10.1553/с159 . JSTOR   43553796 .
  43. ^ Стивенсон, Алиса (2015). Музей египетской археологии Петри: персонажи и коллекции . УКЛ Пресс. п. 54. ИСБН  9781910634042 .
  44. ^ Граецкий, Вольфрам (2014). «МОГИЛА 197 В АБИДОСЕ, ДАЛЬНЕЙШИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СРЕДНЕМ КОРОЛЕВСТВЕ». Ägypten und Levante / Египет и Левант . 24 : 159–170. дои : 10.1553/с159 . JSTOR   43553796 .
  45. ^ Стивенсон, Алиса (2015). Музей египетской археологии Петри: персонажи и коллекции . УКЛ Пресс. п. 54. ИСБН  9781910634042 .
  46. ^ Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. с. 261, Объект 166 а и б. ISBN  978-1-58839-043-1 .
  47. ^ Перейти обратно: а б с д и Чжао, Дэюнь (2014). «Исследование гравированных бус из сердолика, обнаруженных в Китае» (PDF) . Китайская археология . 14 : 176–181 – через Институт археологии (CASS).
  48. ^ Панькова Светлана; Симпсон, Сент-Джон (1 января 2017 г.). Скифы: воины древней Сибири . Британский музей. п. 141, пункт 74.
  49. ^ Гловер, Ян К.; Беллина, Беренис (2001). «Щелочные травленые бусины Востока Индии в поздний доисторический и ранний исторический периоды» . Бюллетень Французской школы Крайнего Востока . 88 : 191–215. ISSN   0336-1519 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1af9d2ba03aeb5761b4e0ad9d8386f2c__1707089580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/2c/1af9d2ba03aeb5761b4e0ad9d8386f2c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Etched carnelian beads - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)