Мелухха
𒈨𒈛𒄩𒆠
Мелуха или Мелухха ( шумерский : 𒈨𒈛𒄩 𒆠 Me-luḫ-ḫa К ) — шумерское имя выдающегося торгового партнёра Шумера в эпоху средней бронзы . Его идентификация остается открытым вопросом, но большинство ученых связывают его с цивилизацией долины Инда . [4]
Этимология
[ редактировать ]Аско Парпола отождествляет протодравидов с хараппской культурой и народом мелуханов, упомянутым в шумерских записях. В своей книге «Расшифровка индийской письменности». Парпола утверждает, что народ брахуи в Пакистане является остатком хараппской культуры . [5] По его мнению, слово «Мелухха» происходит от дравидийских слов мел («возвышенный») и акам («место»). Парпола также связывает Мелухху с Белуджистаном , который он называет « родиной протодравидов ». Он также связывает Мелухху с временным словом Млечча , ведическим словом, означающим «варвар» и используемым прибывшим арийскоязычным населением для обозначения коренного населения Хараппы. [6] [7]
что народ Мелухи был протодравидийцем, является тот факт, что кунжутное масло, которое, как полагают, экспортировалось в Месопотамию хараппцами Еще одним возможным свидетельством, указывающим на то , , было известно как ilu на шумерском языке и eḷḷu на аккадском языке . Одна из теорий состоит в том, что эти слова происходят от дравидийского названия кунжута ( eḷḷ или eḷḷu ). [8] Однако Майкл Витцель , который связывает IVC с предками носителей мунда , предлагает альтернативную этимологию от пара-мунда слова, обозначающего дикий кунжут: jar-tila . [ нужны разъяснения ] Мунда — австроазиатский язык. [9]
Торговля с Шумером
[ редактировать ]Шумерские тексты неоднократно упоминают три важных центра, с которыми они торговали: Маган , Дилмун и Мелухха. [12] [13] Шумерское местоположение Магана теперь считается территорией, в настоящее время охватывающей Объединенные Арабские Эмираты и Оман . [14] Дилмун был Персидского залива цивилизацией , которая торговала с месопотамскими цивилизациями. В настоящее время ученые пришли к единому мнению, что Дилмун включал Бахрейн , остров Файлака и прилегающее побережье Восточной Аравии в Персидском заливе . [15] [16]
Надписи
[ редактировать ]В надписи Саргон Аккадский (2334–2279 гг. до н. э.) упомянул корабли, пришедшие из Мелухи, Магана и Дилмуна . [19] Его внук Нарам-Син (2254–2218 гг. До н. э.), перечисляя мятежных царей под свое правление, упомянул « (..) Ибру , человека из Мелухи». [19] В надписи Гудеа из Лагаша ( ок. 21 век до н.э. ) упоминает мелуханцев, пришедших в Шумер продавать золотой песок, сердолик и т. д. [19] [13] В цилиндрах Гудеа Гудеа упоминает следующее:
«Я распространим в мире уважение к моему Храму, под моим именем соберется в нем вся вселенная, а Маган и Мелухха сойдут со своих гор, чтобы присутствовать».
— Надпись цилиндра А, IX:19 [20]
В цилиндре B , XIV, он упоминает о приобретении «блоков лазурита и яркого сердолика из Мелухи». [13] [21]
Мелухха также упоминается в мифологических легендах, таких как Энки и Нинхурсаг :
«Пусть чужая земля Мелухха погрузит для вас драгоценный желанный сердолик, прекрасное дерево мес и прекрасное дерево аба на большие корабли для вас»
— Энки и Нинхурсаг [22]
После 1760 г. до н. э. нет известных упоминаний о Мелухе. [19]
"Собака Мелуха"
[ редактировать ]В одной из своих надписей Ибби-Син упоминает, что получил в качестве добычи от Мархаси рыжую собаку Мелуху: [24] [25]
«Ибби-Син, бог своей страны, могучий царь, царь Ура и царь четырех сторон света, его крапчатая «собака» Мелуха, принесенная ими из Мархаши в качестве дани, он сделал ее копию, и для свою жизнь он посвятил ей ( Нанне )».
- Надпись Инни-Сина на собаке Мелухха. [26]
Для описания собаки используется определитель 𒁱 , который можно прочитать либо как прилагательное «красный», либо как «красный». [27] или пистолет 3 «крапчатый» как непереходный глагол, [28] и интерпретации различаются в зависимости от этих двух возможных значений. [29]
Считается, что эта «красная собака» могла быть волком , также называемым «азиатской красной собакой», разновидностью рыжей собаки, обитающей в Южной и Восточной Азии. [23]
Торговая колония Мелухан в Шумере
[ редактировать ]К концу шумерского периода в надписях имеются многочисленные упоминания о поселении Мелухха в Южном Шумере вблизи города-государства Гирсу . [30] Большинство упоминаний, похоже, относятся к Аккадской империи и особенно к периоду Ура III . [30] Местонахождение поселения предварительно отождествлено с городом Гуабба. [30] Ссылки на «большие лодки» в Гуаббе позволяют предположить, что она, возможно, функционировала как торговая колония, которая первоначально имела прямой контакт с Мелухой. [30]
Похоже, что прямая торговля с Мелухой затихла в период Ура III и была заменена торговлей с Дилмуном , что, возможно, соответствует концу городских систем в долине Инда примерно в то время. [30]
- Транскрипция таблички BM 17751 со словом «Мелухха» ( 𒈨𒈛𒄩𒆠 ). [31] Столбец II продолжает столбец I на оборотной стороне.
Артефакты
[ редактировать ]Несколько печатей Инда с хараппским письмом были найдены в Месопотамии, особенно в Уре , Вавилоне и Кише . [34] [35] [36] [37] [38] Тем не менее, археологические данные о существовании торговли с цивилизацией Инда в Месопотамии скудны. По словам Эндрю Робинсона :
С другой стороны, неопровержимых свидетельств торговли между Индом и Месопотамией не так много, как хотелось бы археологам. Ниссен говорит о «скудных археологических данных». Например, из Ура имеется только одна гиря из четырнадцати, найденных в Месопотамии, соседнем Иране (Сузы) и в районе Персидского залива. С момента самых ранних открытий в Месопотамии было обнаружено всего около двадцати печатей Инда, девять из которых были датированы аккадским периодом (2334–2154 гг. До н.э.), а две – династиями Исина и Ларсы (2000–1800 гг. до н.э.). [39]
Фигурки животных
[ редактировать ]Считается, что различные фигурки экзотических животных из золота или сердолика были импортированы из Мелухи. Множество таких статуэток было найдено при раскопках в Месопотамии. [23] Сердоликовая статуэтка азиатской обезьяны была найдена при раскопках Акрополя в Сузах и датирована примерно 2340–2100 годами до нашей эры. Предполагается, что его могли импортировать из Индии. Сейчас он находится в Лувре, номер Sb5884. [33]
Торговля морскими материалами
[ редактировать ]Конкретными предметами крупномасштабной торговли являются древесина и специальная древесина, такая как черное дерево, для перевозки которых использовались большие корабли. Также появляются предметы роскоши, такие как лазурит, добытый в хараппской колонии в Шортугае (современный Бадахшан на севере Афганистана ). [ нужна ссылка ] В 1980-е годы важные археологические открытия [ который? ] были сделаны в Рас-эль-Джинзе (Оман), расположенном в самой восточной точке Аравийского полуострова , демонстрируя морские связи долины Инда с Оманом и Ближним Востоком в целом. [45] [46] [ нужен лучший источник ]
Конфликт с аккадцами и неошумерами
[ редактировать ]По некоторым сведениям, аккадский царь Римуш сражался против войск Мелухи, в районе Элама : [49]
«Римуш, царь мира, в битве при Абалгамаше , царе Парахшума , одержал победу. И Захара [52] и Элам , Гупин и Мелуха в Парахуме собрались для битвы, но он (Римуш) одержал победу, поразил 16 212 человек и взял 4216 пленников. Далее он захватил Эмахсини, царя Элама, и всю знать Элама. Далее он захватил Сидагау, генерала Парахума, и Саргапи, генерала Захары, между городами Аван и Сузы , у «Средней реки». Далее он насыпал над ними курган на месте города. Более того, основания Парахума из страны Элама он вырвал, и так Римуш, царь мира, правит Эламом, (как) бог Энлиль ...» показал
Гудеа тоже в одной из своих надписей упоминал о своей победе над территориями Магана , Мелуххи, Элама и Амурру . [19]
Идентификация с долиной Инда
[ редактировать ]Большинство ученых предполагают, что Мелухха было шумерским названием цивилизации долины Инда . [53] Финские ученые Аско и Симо Парпола отождествляют Мелухху (более ранний вариант Ме-лах-ха ) из более ранних шумерских документов с дравидийским мел акам «высокая обитель» или «высокая страна». Многие предметы торговли, такие как древесина, минералы и драгоценные камни, действительно добывались в холмистых районах вблизи поселений Инда. Они также утверждают, что Мелухха является источником санскритского слова млечча , означающего «варвар, чужеземец». [54]
Ранние тексты, такие как надпись Римуш, описывающая битву с войсками Мелухи в районе Элама около 2200 г. до н. э., по-видимому, указывают на то, что Мелуха находится на востоке, что предполагает долину Инда . [49] Однако гораздо более поздние тексты, такие как цилиндр Рассама документирующий военные подвиги ассирийского царя ( Ашшурбанипала , 668–627 до н.э.), спустя много времени после того, как цивилизация долины Инда прекратила свое существование, похоже, подразумевают, что Мелуху можно найти в Африке. на территории Египта. [56]
Существует достаточно археологических свидетельств торговли между Месопотамией и цивилизацией долины Инда. Оттиски глиняных печатей из города Хараппа в долине Инда , очевидно, использовались для запечатывания связок товаров, о чем свидетельствуют отпечатки глиняных печатей со следами шнура или мешка на обратной стороне. Несколько таких печатей Инда были найдены в Уре и других местах Месопотамии. [57] [58]
в стиле Персидского залива Круглые штампованные, а не свернутые печати , также известные из Дильмуна, которые появляются на Лотале и острове Файлака ( Кувейт ), а также в Месопотамии, являются убедительным подтверждением сети морской торговли на дальние расстояния, которую ГЛ Поссель назвал «среднеазиатскую сферу взаимодействия». [59] торговля, менее точно среди отправляемых В известно : , чем товаров состояла в Месопотамию в обмен на серебро , олово , шерстяные ткани, возможно, нефть, зерно и другие продукты питания. Медные слитки, конечно же, битум , которые естественным образом встречались в Месопотамии, возможно, были обменены на хлопчатобумажные ткани и кур, основные продукты региона Инда, которые не являются родными для Месопотамии — все это уже приводилось.
«Мелухха» как Мероэ, VII – II века до н.э.
[ редактировать ]В ассирийскую и эллинистическую эпоху клинописные тексты продолжали использовать (или возрождать) старые географические названия, создавая, возможно, искусственное ощущение преемственности между современными событиями и событиями далекого прошлого. [60] Например, Мидию называют «землей кутиев » , [61] народ, который был известен около 2000 г. до н.э.
Мелухха также появляется в этих текстах в контексте, предполагающем, что «Мелухха» и «Маган» были царствами, прилегающими к Египту. В Рассама цилиндре Ашшурбанипал пишет о своем первом походе на Египет: «В моем первом походе я выступил против Магана и Мелуххи , и Тахарки , царя Мусура (Египета), и Кусу (« Царства Куш », т. е. Нубии), которого Асархаддон , царь Ассирии, отец, породивший меня, победил и чью землю он подчинил своей власти». [62] [63] В этом контексте «Маган» интерпретировался как «Мусур» (древнее название Египта), а «Мелухха» как « Мероэ » (столица Нубии ). [64]
В эллинистический период этот термин архаично использовался для обозначения птолемеевского Египта , например, в описании праздника, посвященного завершению Шестой сирийской войны , или в отношении кампаний Антиоха IV Эпифана в Египте ( «Царь Антиох шел маршем торжествующе по городам Мелухи» ). [65] [66]
Эти упоминания не обязательно означают, что ранние упоминания о Мелухе также относились к Египту. Прямые контакты между Шумером и долиной Инда прекратились даже во время фазы зрелого Хараппа, когда Оман и Бахрейн (Маган и Дилмун) стали посредниками. После разграбления Ура эламитами и последующих вторжений в Шумер его торговля и контакты переместились на запад, и Мелухха почти ушла в мифологическую память. Возобновление названия могло просто отражать культурную память о богатой и далекой стране, его использование в записях о Ахеменидов и Селевкидов, военных экспедициях служивших для прославления этих царей. Подобная переатрибуция архаичных географических терминов была обычным явлением в I тысячелетии до нашей эры. [66]
Правители
[ редактировать ]- (..)ибра (между 2300 г. до н.э. – 2200 г. до н.э.), возможно, современник Нарам-Сина из Аккада .
См. также
[ редактировать ]- Буддизм и римский мир
- Дилмун
- Экономическая история Индии
- Отношения Инда и Месопотамии
- Индо-римские торговые отношения
- Маган (цивилизация)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Цилиндрическая печать Ибни-Шаррума» . Музей Лувр .
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
- ^ Браун, Брайан А.; Фельдман, Мэриан Х. (2013). Критические подходы к древнему ближневосточному искусству . Вальтер де Грюйтер. п. 187. ИСБН 9781614510352 .
- ^ Макинтош 2008 , с. 46.
- ^ Аско Парпола (1994), Расшифровка письменности Инда , Cambridge University Press
- ^ Парпола, Аско; Парпола, Симо (1975), «О взаимосвязи шумерского топонима Мелухха и санскритского млекча» , Studia Orientalia , 46 : 205–238.
- ^ Витцель, Майкл (1999), «Языки-субстраты в древнеиндоарийском (ригведическом, среднем и поздневедическом)» (PDF) , Электронный журнал ведических исследований , том. 5, нет. 1, с. 25, заархивировано из оригинала (PDF) 6 февраля 2012 г. , получено 11 декабря 2018 г.
- ^ Саутворт, Франклин (2005). Лингвистическая археология Южной Азии . (См. Приложение C.)
- ^ Макинтош 2008 , с. 354.
- ^ Парпола, Аско (2015). Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда . Издательство Оксфордского университета. п. 353. ИСБН 9780190226930 .
- ^ «Печать переводчика Мелуххи. Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
- ^ Мури, Питер Роджер Стюарт (1999). Древние месопотамские материалы и промышленность: археологические свидетельства . Айзенбрауны. п. 352. ИСБН 978-1-57506-042-2 .
- ^ Jump up to: а б с Мури, Питер Роджер Стюарт (1999). Древние месопотамские материалы и промышленность: археологические свидетельства . Айзенбрауны. п. 87. ИСБН 978-1-57506-042-2 .
- ^ Абед, Ибрагим; Хеллиер, Питер (2001). Объединенные Арабские Эмираты: новый взгляд . Лондон: Трайдент Пресс. п. 40. ИСБН 978-1900724470 . OCLC 47140175 .
- ^ Наим, Массачусетс (1990). «Предыстория и протоистория Аравийского полуострова: Бахрейн». М. А. Наим . Хайдарабадские издательства. п. 32. ISBN 9788185492025 .
- ^ «Район Саад и Саид на острове Файлака» . ЮНЕСКО . Проверено 21 июля 2013 г.
- ^ "Я буду распространять в мире уважение к моему Храму, под моим именем соберется в нем вся вселенная, а Маган и Мелухха сойдут со своих гор, чтобы присутствовать"
« Я распространю миру почтение моего храма, под моим именем соберётся туда вселенная с горизонта, и [даже страны дальние] Маган и Мелухха, пришедшие со своих гор, сойдут туда » (цилиндр А, IX :19)" в «Музей Лувр» . - ^ «Электронный текстовый корпус шумерской литературы» . etcsl.orinst.ox.ac.uk .
- ^ Jump up to: а б с д и «MS 2814 — Коллекция Шойена» . www.schoyencollection.com .
- ^ « Я распространю над миром почтение моего храма, под моим именем соберется там вселенная с горизонта, и [даже страны дальние] Маган и Мелухха, выйдя из своих гор, сойдут туда » (цилиндр А , IX:19)» в «Музей Лувр» .
- ^ Мури, Питер Роджер Стюарт (1999). Древние месопотамские материалы и промышленность: археологические свидетельства . Айзенбрауны. п. 97. ИСБН 978-1-57506-042-2 .
- ^ Михаловский, Петр (2011). Переписка царей Ура (PDF) . п. 257, примечание 28.
- ^ Jump up to: а б с Макинтош 2008 , с. 187
- ^ Гелб, Ай-Джей (1970). «Маккан и Мелуха в ранних месопотамских источниках». Журнал ассириологии и восточной археологии . 64 (1): 4. JSTOR 23294921 .
- ^ Коль, Филип Л. (2015). Цивилизация Средней Азии бронзового века: недавние советские открытия . Рутледж. п. 389. ИСБН 978-1-317-28225-9 .
- ^ «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
- ^ «Запись в Шумерском словаре «Дар»» . oracc.iaas.upenn.edu .
- ^ «Запись в Шумерском словаре «Гуну»» . oracc.iaas.upenn.edu .
- ^ Лоулер, Эндрю (2016). Почему курица пересекла мир?: Эпическая сага о птице, которая питает цивилизацию . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-4767-2990-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и Вермаак, Фани (2008). «Гуабба, деревня Мелухан в Месопотамии» . Журнал семитов . 17/2 : 454–471.
- ^ Jump up to: а б с Симо Парпола, Аско Парпола и Роберт Х. Брансвиг-младший «Деревня Мелуха: свидетельства аккультурации хараппских торговцев в Месопотамии конца третьего тысячелетия?» в журнале экономической и социальной истории Востока Vol. 20, № 2, 1977, с. 136-137
- ^ «Коллекции онлайн Британского музея» . www.britishmuseum.org .
- ^ Jump up to: а б «Статуэтка азиатской обезьяны из Суз» .
- ^ Полный список открытий печатей Инда в Месопотамии см. Рид, Джулиан (2013). Индийский океан в древности . Рутледж. стр. 148–152. ISBN 9781136155314 .
- ^ Еще один список месопотамских находок печатей Инда: Поссель, Грегори Л. (2002). Индская цивилизация: современный взгляд . Роуман Альтамира. п. 221. ИСБН 9780759101722 .
- ^ Гэдд, Дж.Дж. (1958). Печати древнеиндийского стиля, найденные в Уре .
- ^ Подани, Аманда Х. (2012). Братство королей: как международные отношения сформировали древний Ближний Восток . Издательство Оксфордского университета. п. 49. ИСБН 978-0-19-971829-0 .
- ^ Джоан Аруз; Рональд Валленфельс (2003). Искусство первых городов: Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. п. 246. ИСБН 978-1-58839-043-1 .
Индские печати квадратной формы из обожженного стеатита были найдены в нескольких местах в Месопотамии.
- ^ Робинсон, Эндрю (2015), Инд: утраченные цивилизации , Лондон: Reakton Books, стр. 93, ISBN 9781780235417
- ^ Макинтош (2008) , с. 158 - 159 .
- ^ Олчин, Раймонд; Олчин, Бриджит (29 июля 1982 г.). Подъем цивилизации в Индии и Пакистане . Издательство Кембриджского университета. С. 188–189, перечень рисунков px . ISBN 978-0-521-28550-6 .
- ^ Кенойер, Джонатан М.; Хьюстон, Кимберли Бертон (2005). Древний мир Южной Азии . Издательство Оксфордского университета. п. 66. ИСБН 978-0-19-522243-2 .
На формованной терракотовой табличке изображена плоскодонная лодка Инда с центральной каютой. Ветви, привязанные к крыше, возможно, использовались для защиты от неудач, и путешественники брали с собой домашнюю птицу, чтобы помочь им добраться до земли.
- ^ Мэтью (2017) , с. 32 .
- ^ Робинсон, Эндрю (2015), Инд: утраченные цивилизации , Лондон: Reakton Books, стр. 89–91, ISBN 9781780235417 Вопрос о том ,
насколько такое речное судно, сделанное из тростника, было бы мореходным, остается спорным. ... Плоскодонные речные лодки Инда мутировали в серповидный корпус тростниковой лодки Хейердала, прежде чем выйти в Аравийское море? Достигли ли они, как Тигр, побережья Восточной Африки? Никто не знает.
- ^ Този, Маурицио (1987). «Индская цивилизация за пределами Индийского субконтинента». В Арделеану-Янсен, Александра; Городской, Городской (ред.). Забытые города на Инде, ранние культуры Пакистана с 8 по 2 тысячелетия (на немецком языке). Майнц-на-Рейне: П. фон Заберн. стр. 132–133. ISBN 3805309570 . ОСЛК 925200287 .
- ^ Брошюра Центра посетителей Рас-эль-Джинза (PDF) , Центр посетителей Рас-эль-Джинза, заархивировано из оригинала (PDF) 10 сентября 2016 г.
- ^ «CDLI-Найденные тексты» . cdli.ucla.edu .
- ^ Фрейн, Дуглас. Саргонический и Кутийский периоды . стр. 55–56.
- ^ Jump up to: а б с д Хэмблин, Уильям Дж. (2006). Война на древнем Ближнем Востоке до 1600 г. до н.э.: Святые воины на заре истории . Рутледж. стр. 93–94. ISBN 978-1-134-52062-6 .
- ^ Jump up to: а б «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
- ^ Фрейн, Дуглас. Саргонический и Кутийский периоды . стр. 57–58.
- ^ Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии: от раннего бронзового века до падения Персидской империи . Тейлор и Фрэнсис. п. 784. ИСБН 978-0-415-39485-7 .
- ^ Поссель, Грегори Л. (2002), Цивилизация Инда: современная перспектива , Роуман Альтамира, с. 219, ISBN 978-0-7591-0172-2
- ^ Парпола, Аско; Парпола, Симо (1975). «О связи шумерского топонима Мелухха и санскритского Млекча». Студия Ориенталия . 46 : 205–238.
- ↑ Примечание Британского музея: «Золотые и сердоликовые бусины. Две бусины с выгравированными белыми узорами, вероятно, были импортированы из долины Инда. Они были изготовлены по технологии, разработанной хараппской цивилизацией». Фотография рассматриваемого ожерелья.
- ^ Хансман, Джон (1973). «Перипл» Магана и Мелухи». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 36 (3): 554–587. дои : 10.1017/s0041977x00119858 . S2CID 140709175 .
- ^ «уркотики» . Hindunet.org . Архивировано из оригинала 11 декабря 2000 г.
- ^ Джон Кей (2000). Индия: История . п. 16 . ISBN 9780871138002 .
- ^ Поссель, Г.Л. (2007), «Сфера взаимодействия Средней Азии», Экспедиция 49/1 .
- ^ Ван Де Миеруп, Марк (1997). Древний месопотамский город . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 44.
- ^ Сакс и голод (1988). Астрономические дневники и родственные тексты из Вавилонии, том 1 . Вена: Издательство Австрийской академии наук. стр. –330 Обв.18.
- ^ Причард, Джеймс Б. (2016). Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету, с дополнениями . Издательство Принстонского университета. п. 294. ИСБН 978-1-4008-8276-2 .
- ^ Исходный текст и перевод: строки 51 и 52 цилиндра Рассама.
- ^ История Ассурбанипалла, перевод клинописных надписей Джорджа Смита . Уильямс и Норгейт. 1871. стр. 15 и 48.
- ^ Сакс и голод (1988). Астрономические дневники и родственные тексты из Вавилонии, том 2 . Вена: Издательство Австрийской академии наук. стр. –168 А Обв.14–15.
- ^ Jump up to: а б Космин, Пол Дж. (21 апреля 2014 г.). Земля королей слонов . Издательство Гарвардского университета. п. 321. ИСБН 978-0-674-72882-0 .
Библиография
[ редактировать ]- Мэтью, Канзас (2017). Судостроение, мореплавание и португальцы в досовременной Индии . Рутледж. ISBN 978-1-351-58833-1 .
- Макинтош, Джейн Р. (2008). Древняя долина Инда: новые перспективы . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 9781576079072 .
- Рид, Джулиан, изд. (1996). Индийский океан в древности . Лондон: Международный аэропорт Кеган Пол. OCLC 875303686 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мелухха и Агастья: альфа и омега индийского письма Ираватама Махадевана