Битва при Эгатах
Битва при Эгатах | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Первой Пунической войны. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Римская республика | Карфаген | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Гай Лутаций Катул Квинт Валерий Фалт | У них есть | ||||||
Сила | |||||||
в. 200 квинкерем | в. 250 квинкерем | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
30 квинкерем затонуло 50 квинкерем повреждены | 50 квинкерем затонуло Захвачено 70 квинкерем 10 000 человек взяты в плен | ||||||
Битва при Эгатах — морское сражение, произошедшее 10 марта 241 года до нашей эры между флотами Карфагена и Рима во время Первой Пунической войны . Это произошло среди островов Эгат , у западного побережья острова Сицилия . Карфагенянами командовал Ганнон, а римлянами находился под общим началом Гая Лутация Катула , но Квинт Валерий Фальтон командовал во время битвы . Это была последняя и решающая битва 23-летней Первой Пунической войны.
Римская армия несколько лет блокировала карфагенян в их последних опорных пунктах на западном побережье Сицилии. Почти обанкротившись, римляне заняли деньги на строительство военно-морского флота, который они использовали для расширения блокады до моря. Карфагеняне собрали более крупный флот, который намеревались использовать для доставки припасов на Сицилию. Затем туда отправится большая часть карфагенской армии, дислоцированной там в качестве морской пехоты . Он был перехвачен римским флотом, и в упорном сражении более обученные римляне победили недостаточно укомплектованный и плохо обученный карфагенский флот, который еще больше страдал от того, что был загружен припасами и еще не погрузил на борт полный состав морской пехоты.
В результате Карфаген потребовал мира и согласился на Лутационный договор , по которому Карфаген сдал Сицилию Риму и выплатил существенные репарации . Отныне Рим стал ведущей военной державой в западном Средиземноморье и во все большей степени во всем Средиземноморском регионе.
Первоисточники
[ редактировать ]Основной источник почти всех аспектов Первой Пунической войны. [примечание 1] — историк Полибий ( ок. 200 — ок. 118 до н. э.), грек, отправленный в Рим в 167 г. до н. э. в качестве заложника. [2] [3] Среди его работ — ныне утерянное руководство по военной тактике. [4] но сегодня он известен благодаря «Историям» , написанным где-то после 146 г. до н.э., или примерно через столетие после битвы при Эгатах. [2] [5] Работа Полибия считается в целом объективной и в значительной степени нейтральной по отношению к карфагенской и римской точкам зрения. [6] [7]
Карфагенские письменные источники были уничтожены вместе с их столицей Карфагеном в 146 г. до н.э., и поэтому отчет Полибия о Первой Пунической войне основан на нескольких, ныне утерянных, греческих и латинских источниках. [8] Полибий был историком-аналитиком и по возможности лично брал интервью у участников событий, о которых писал. [9] [10] Только первая книга из 40, входящих в «Истории», посвящена Первой Пунической войне. [11] Точность рассказа Полибия широко обсуждалась на протяжении последних 150 лет, но современный консенсус заключается в том, чтобы принять его в основном за чистую монету, а детали битвы в современных источниках почти полностью основаны на интерпретациях рассказа Полибия. [11] [12] [13] Современный историк Эндрю Карри считает, что «Полибий оказывается довольно надежным»; [14] в то время как Декстер Хойос описывает его как «на удивление хорошо информированного, трудолюбивого и проницательного историка». [15] Существуют и другие, более поздние истории войны, но в фрагментарной или краткой форме. [3] [16] и они обычно более подробно освещают военные действия на суше, чем на море. [17] Современные историки обычно также принимают во внимание более поздние истории Диодора Сицилийского и Диона Кассия , хотя классик Адриан Голдсуорси утверждает, что «рассказ Полибия обычно следует отдавать предпочтение, если он отличается от любого из других наших рассказов». [10] [примечание 2]
Другие источники включают надписи, археологические свидетельства и эмпирические данные реконструкций, таких как трирема Олимпиада . [19] С 2010 года на месте боя был обнаружен ряд артефактов, их анализ и обнаружение других предметов продолжаются. [20]
Фон
[ редактировать ]Операции на Сицилии
[ редактировать ]В 264 году до нашей эры государства Карфаген и Рим вступили в войну, начав Первую Пуническую войну. [21] Карфаген был авторитетной морской державой в западном Средиземноморье; материковая Италия к югу от реки Арно недавно была объединена под контролем Рима . Непосредственной причиной войны стал контроль над сицилийским городом Мессана (современная Мессина ). В более широком смысле обе стороны хотели контролировать Сиракузы , самый могущественный город-государство на Сицилии . [22]
Корабли
[ редактировать ]В этот период стандартным средиземноморским военным кораблем была квинкверема , что означает «пятивесельный». [17] Квинкверема была галерой , ок. 45 метров (150 футов) в длину, ок. Ширина 5 метров (16 футов) на уровне воды, палуба стоит ок. Высота 3 метра (10 футов) над уровнем моря, водоизмещение около 100 тонн (110 коротких тонн ; 100 длинных тонн ). Эксперт по галерам Джон Коутс предположил, что они могут поддерживать скорость 7 узлов (8,1 миль в час; 13 км / ч) в течение длительного времени. [23] Современная копия галеры «Олимпия» развивала скорость 8,5 узлов (9,8 миль в час; 15,7 км/ч) и курсировала со скоростью 4 узла (4,6 миль в час; 7,4 км/ч) в течение нескольких часов подряд. [17] Средняя скорость 5–6 узлов (5,8–6,9 миль в час; 9,3–11,1 км/ч) была зафиксирована в современных плаваниях продолжительностью до недели. [24]
Суда строились как катафракты, или «защищенные», корабли с закрытым корпусом и полной палубой, способные нести морскую пехоту и катапульты . [25] [26] У них был отдельный «весловой ящик», прикрепленный к основному корпусу, в котором находились гребцы. Эти особенности позволили усилить корпус, увеличить грузоподъемность и улучшить условия для гребцов. [27] Общепринятая теория расположения гребцов в квинкверемах состоит в том, что должны быть наборы или ряды из трех весел, одно над другим, с двумя гребцами на каждом из двух верхних весел и одним на нижнем, всего в общей сложности по пять гребцов в шеренге. Это будет повторяться по бокам камбуза, всего по 28 рядов с каждой стороны; Всего 168 весел. [28]
У римлян было мало опыта военно-морского дела; в тех немногих случаях, когда они ранее чувствовали необходимость в военно-морском присутствии, они обычно полагались на небольшие эскадры, предоставленные их латинскими или греческими союзниками. [29] [30] [31] В 260 г. до н.э. римляне намеревались построить флот и использовали потерпевшую кораблекрушение карфагенскую квинкерему в качестве образца для своей собственной. [32] Будучи начинающими корабелами, римляне строили копии, которые были тяжелее карфагенских судов и, следовательно, медленнее и менее маневренными. [33] Квинкверемы служили рабочей лошадкой римского и карфагенского флотов на протяжении Пунических войн , хотя гексаремы (шесть гребцов на ряд), квадриремы иногда упоминаются также (четыре гребца на ряд) и триеры (три гребца на ряд). Этот тип был настолько повсеместным , что Полибий использовал его как сокращение от слова «военный корабль» в целом. [34] На квинкереме находился экипаж из 300 человек: 280 гребцов и 20 палубных матросов и офицеров; [35] он также обычно имеет на борту 40 морских пехотинцев; [36] если бы битва считалась неизбежной, это число было бы увеличено до 120. [37] [38]
Чтобы заставить гребцов грести как единое целое, не говоря уже о выполнении более сложных боевых маневров, требовалось долгое и упорное обучение. [39] По крайней мере, половина гребцов должна была иметь некоторый опыт, чтобы эффективно управлять кораблем. [25] В результате римляне изначально оказались в невыгодном положении по сравнению с более опытными карфагенянами. Все военные корабли были оснащены тараном - тройным набором бронзовых лопастей шириной 60 см (2 фута) и весом до 270 кг (600 фунтов), расположенных на ватерлинии. Тараны изготавливались индивидуально по выплавляемым моделям галеры так, чтобы неподвижно прилегать к носу , и закреплялись бронзовыми шипами. [40] [41] В идеале следует атаковать вражеский корабль сбоку или сзади, избегая таким образом возможности протаранить себя. Требовалось умение столкнуться с галерой противника с достаточной силой, чтобы сломать ее балки и заставить ее затонуть, но не с такой силой, чтобы неразрывно вонзить собственный таран в тонущего врага. Каждое судно в значительной степени полагалось на защиту других кораблей своей эскадры, а тактика предполагала маневрирование целыми эскадрильями, а не отдельными кораблями; хотя сражения иногда распадались на серию корабельных боев, которые сравнивали с воздушными боями . [42]
264–250 до н.э.
[ редактировать ]Во многом из-за изобретения римлянами корвуса , устройства, которое позволяло им легче захватывать и брать на абордаж вражеские суда, карфагеняне потерпели поражение в крупных морских сражениях при Милах (260 г. до н. э.), Сульчи (257 г. до н. э.), Экноме (256 г. до н. э.). ) и мыс Гермеум (255 г. до н.э.). Вскоре после последнего из них большая часть римского флота была уничтожена штормом, потери составили около 100 000 человек; неустойчивость римских кораблей в плохую погоду из-за присутствия ворона . Этой катастрофе могла способствовать [43] [44] В любом случае, после этого они не использовали корвус . [45] Римляне быстро восстановили свой флот, но потеряли еще 150 кораблей в результате очередного шторма в 253 г. до н. э. Они снова отстроились и в 250 г. до н.э. заблокировали главную карфагенскую базу на Сицилии Лилибей с помощью 200 военных кораблей. [46]
Карфагеняне восстановили господство на море в 249 г. до н. э., одержав победу над блокировавшим римский флот при Дрепане и Финтиасе . Эти поражения настолько деморализовали римлян, что они на семь лет ограничили свою военно-морскую деятельность мелкомасштабными операциями. [47] [48] [49] Отсутствие римского флота, вероятно, привело к тому, что Карфаген постепенно вывел из эксплуатации большую часть своего флота. Голдсуорси заявляет, что карфагенский флот бездействовал, и считает вероятным, что в строю осталось лишь несколько кораблей. [50] Конечно, они вывели большую часть своих военных кораблей с Сицилии. [51] [52] Карфагенское руководство предпочитало расширить зону своего контроля в Северной Африке за счет коренных нумидийцев . Ханнону Великому было поручено командовать операциями в Африке в 248 г. до н. э., а к 241 г. до н. э. он завоевал значительную территорию. Историк Найджел Бэгналл считает, что в этот период Карфаген рассматривал Сицилию как второстепенный театр. [53]
Прелюдия
[ редактировать ]К 248 г. до н. э. война длилась 15 лет, со многими переменами в судьбе. Оно переросло в борьбу, в которой римляне пытались решительно разгромить карфагенян и, как минимум, взять под контроль всю Сицилию. [54] Карфагеняне придерживались своей традиционной политики ожидания, пока их противники изнемогают, в надежде затем вернуть себе часть или все свои владения и заключить взаимоприемлемый мирный договор. Рим получил контроль над большей частью Сицилии. [55] а карфагеняне сохранили на острове только два города: Лилибей и Дрепана ; они были хорошо укреплены и расположены на западном побережье, где их можно было снабжать и подкреплять, при этом римляне не могли использовать свою превосходящую армию для вмешательства. [56] [57]
Когда Гамилькар Барса [примечание 3] принял командование карфагенянами на Сицилии в 247 г. до н.э., ему дали лишь небольшую армию, и карфагенский флот постепенно был выведен. Военные действия между римскими и карфагенскими войсками сводились к мелким наземным операциям, что соответствовало карфагенской стратегии. Гамилькар использовал общевойсковую тактику в рамках фабианской стратегии со своей базы в Эриксе , к северу от Дрепаны. Эта партизанская война сковала римские легионы и сохранила плацдарм Карфагена на Сицилии. [52] [53] [59]
В начале блокады Лилибея и Дрепаны 50 карфагенских квинкверем собрались у островов Эгат , которые лежат в 15–40 км (9,3–24,9 миль) к западу от Сицилии. Когда подул сильный западный ветер, они отплыли в Лилибей прежде, чем римляне успели отреагировать. Выгрузили подкрепление – то ли 4000, то ли 10 000 по разным древним источникам. [60] – и большое количество припасов. Они уклонились от римлян, уйдя ночью, эвакуировав карфагенскую конницу. [61] Римляне перегородили подход к Лилибею с суши земляными и деревянными лагерями и стенами и теперь неоднократно пытались заблокировать вход в гавань тяжелым деревянным заграждением ; из-за преобладающих морских условий они не увенчались успехом. [62] Два карфагенских гарнизона снабжались блокадниками . Это были легкие и маневренные квинкеремы с высококвалифицированным экипажем и лоцманами , знавшими мели и течения в сложных водах. Главным среди прорывателей блокады была галера, которой командовал Ганнибал Родосец , который насмехался над римлянами превосходством своего судна и команды. В конце концов римляне захватили Ганнибала и его хорошо построенную галеру. [63]
К 243 г. до н. э., после более чем 20 лет войны, оба государства были финансово и демографически истощены. [64] Доказательством финансового положения Карфагена является их просьба о размере 2000 талантов. ссуде в [примечание 4] из Птолемеевского Египта , в чем было отказано. [51] Рим также был близок к банкротству , и число взрослых граждан мужского пола, которые обеспечивали рабочую силу для флота и легионов , сократилось на 17 процентов с начала войны. [66]
Новый римский флот
[ редактировать ]В конце 243 г. до н.э., понимая, что они не захватят Дрепану и Лилибей, если не смогут распространить блокаду на море, римский сенат решил построить новый флот. [67] Когда государственная казна была истощена, сенат обратился к самым богатым гражданам Рима с просьбой о ссудах для финансирования строительства каждого корабля, подлежащих погашению за счет репараций, которые будут наложены на Карфаген после победы в войне, а также на пожертвование рабов в качестве гребцов. В результате появился флот из примерно 200 квинкерем, построенных, оборудованных и укомплектованных экипажем без государственных затрат. [68] [69] Римляне смоделировали корабли своего нового флота по образцу судна, захваченного у Ганнибала Родосца. [67] К тому времени римляне имели опыт судостроения и, имея в качестве модели проверенное судно, производили высококачественные квинкеремы. [50] Важно отметить, что корвус был заброшен, [67] что улучшило скорость и управляемость кораблей, но вынудило римлян изменить тактику; чтобы победить карфагенян, им нужно было быть превосходными моряками, а не превосходными солдатами. [70] [71] [72]
Новый римский флот был укомплектован в 242 г. до н. э., и консул Гай Лутаций Катул при содействии претора Квинта Валерия Фальтона повел его на Сицилию. Прибыв с 200 квинкеремами и 700 транспортами, нагруженными припасами и легионерскими подкреплениями, Катул без сопротивления захватил гавань Дрепана и якорные стоянки у Лилибея, поскольку карфагенских кораблей, способных противостоять римскому флоту, не было. Катул и Фальтон держали сильную эскадру у каждого города, когда позволяла погода, чтобы избежать любой возможности прохождения мимо них карфагенских припасов и обучать экипажи маневрам и учениям. Они также позаботились о хорошем обращении с экипажами, включая адекватное питание, и создали флот с экипажами на пике своих возможностей. [72] [73] Впечатленный энергией Катула и Фальтона, сенат продлил срок их полномочий сверх обычного одного года, и таким образом они стали проконсулом и пропретором соответственно. [74] [75]
Гарнизоны Лилибея и Дрепаны, а также армия Гамилькара в Эриксе держались стойко, но без припасов из Карфагена они не могли продержаться бесконечно. Карфаген начал готовить флот, оснащать транспорт, собирать припасы и обучать экипажи и морскую пехоту, чтобы противостоять римскому вызову. На подготовку 250 боевых кораблей ушло девять месяцев [67] и от 150 до 350 транспортов. У Карфагена было мало времени, поскольку припасы в их блокированных опорных пунктах заканчивались. Они изо всех сил пытались найти 100 000 человек, необходимых для полного укомплектования только военных кораблей, и у них не было достаточно времени для проведения расширенной подготовки, необходимой для того, чтобы экипажи могли эффективно работать вместе как команды. [67] [76]
Боевой
[ редактировать ]Карфагенский флот возглавил полководец по имени Ганнон ; он отличается от других карфагенян по имени Ганнон тем, что известен как сын Ганнибала. Возможно, это генерал, проигравший битвы при Агригентуме и Экноме; хотя историк Джон Лэзенби считает вероятным, что он был казнен за свои предыдущие неудачи. Неизвестно, почему не командовали победители Дрепаны, Адгербал и Картало. [77] Карфагенский план состоял в том, чтобы тайно собрать свой флот из 250 квинкверем и большого, но неизвестного количества транспортов у Иеры (Святого острова), самого западного из островов Эгат. Там они будут ждать попутного ветра и полагаться на внезапность и численность, чтобы пройти 45 км (28 миль) до Лилибея, прежде чем римляне узнают об этом и сосредоточат свой флот. Это было бы повторением успешного карфагенского подвига с меньшим флотом несколькими годами ранее. Затем они разгружали свои грузы, в основном зерно, и отправляли на борт большую часть карфагенской армии для использования в качестве морской пехоты на своих квинкверемах. Затем они будут готовиться к бою и искать римский флот. Учитывая множество доступных транспортных средств, неясно, почему карфагенские военные корабли также были нагружены грузом; и почему они еще не везли с собой морскую пехоту, взятую из их сил в Африке. Карфагенский флот прибыл к Иере в начале марта 241 г. до н.э. [67] [78]
Карфагенский флот был замечен римскими разведчиками, и Катул отказался от блокады. Он взял на борт своих 200 квинкерем полный состав солдат осаждающей римской армии в качестве морской пехоты. [50] Затем римский флот отплыл и бросил якорь у острова Эгуза (современный Фавиньяна ), в 16 км (10 миль) от Сицилии. На следующее утро, 10 марта, ветер дул сильно с запада, и течение шло в том же направлении. [78] Ханнон немедленно отправился в плавание. Катул сопоставил риск атаки с ветром на носу по сравнению с риском позволить Ганнону достичь Сицилии, чтобы освободить Лилибея, Дрепану и армию Гамилькара в Эриксе. Несмотря на неблагоприятные условия, проконсул решил перехватить карфагенян и приказал своему флоту подготовиться к бою. [79] Он приказал снять с римских кораблей мачты, паруса и другое ненужное оборудование, чтобы сделать их более мореходными в суровых условиях. [78] [80] Сам Катул не смог вступить в бой из-за ранений, полученных в предыдущем бою, поэтому в бою кораблями командовал его заместитель Фальтон. [80]
Противоборствующие флоты встретились западнее острова Форбанция (современный Леванцо ). [82] множество фрагментов свинцовых якорей Рядом с островом Леванцо было обнаружено , что заставило археолога Себастьяно Туса предположить, что римский флот останавливался здесь и что его корабли затем намеренно разрезали свои якоря, чтобы уменьшить вес, который они несли (каждый якорь весил 270 кг). (600 фунтов). [14] ). Римляне построились в единую линию кораблей и гребли против ветра, сквозь сильную волну, навстречу карфагенянам. Не имея выбора, карфагеняне опустили паруса и вступили в бой. [78] [83]
В последовавшей битве римляне пользовались гораздо большей мобильностью, поскольку их суда несли только самое необходимое, в то время как карфагеняне были обременены оборудованием, необходимым для длительного путешествия, и продовольствием для сицилийских гарнизонов. Карфагенские экипажи также были поспешно набраны и поэтому были неопытны, а на их кораблях не хватало морской пехоты, поскольку предполагалось, что она будет пополнена солдатами Гамилькара. [84] [85] Это был второй раз, когда римский флот сражался с карфагенянами, не используя корвус – в первый раз, в битве при Дрепане, они потерпели сильное поражение – [86] но они быстро одержали верх, используя большую маневренность своих кораблей для тарана карфагенских судов. Римские корабли не уступали своим противникам, поскольку они были созданы по образцу одного из лучших карфагенских кораблей, а их экипажи превосходили их. [87] Римляне потопили 50 карфагенских кораблей, из них 20 со всеми руками, а 70 взяли в плен вместе с 10 000 человек. [67] [80] Однако битва была упорной: римляне потеряли 30 кораблей потопленными и еще 50 поврежденными. Остальную часть карфагенского флота спасло лишь резкое изменение направления ветра, позволившее им бежать; поскольку римляне оставили свои мачты, паруса и снасти на берегу, они не смогли преследовать. Остатки карфагенян вернулись в Карфаген, где их неудачливый полководец был распят. [78] [88]
Последствия
[ редактировать ]Катулу был предоставлен триумф в честь его победы, а Фальтону был предоставлен отдельный и немного младший триумф. [89] Чтобы отпраздновать победу, Катул построил храм Ютурны на Марсовом поле , в районе Рима, ныне известном как Ларго ди Торре Аргентина . [90]
Одержав эту решительную победу над карфагенским флотом, Катул продолжил сухопутные операции на Сицилии против Лилибея, Эрикса и Дрепаны; который продолжал защищать Гамилькар Барка и его армия. [91] Карфагенский сенат не хотел выделять ресурсы, необходимые для строительства и укомплектования еще одного флота. [92] Карфагену потребовалось девять месяцев, чтобы снарядить потерпевший поражение флот, и если бы им потребовалось еще девять месяцев, чтобы подготовить еще один флот, у сицилийских городов, все еще державшихся, закончились бы запасы и они запросили бы условия . Таким образом, со стратегической точки зрения Карфаген должен был построить флот, способный победить римский флот, а затем собрать армию, способную победить римские армии на Сицилии. Вместо этого карфагенский сенат приказал Гамилькару заключить мирный договор с римлянами, который он предоставил своему подчиненному командующему Гиско . [88] [92] был Лутационный мирный договор подписан в том же году, что и битва при Эгате, и положил конец Первой Пунической войне; Карфаген эвакуировал Сицилию, выдал всех пленных, взятых во время войны, и выплатил контрибуцию в размере 3200 талантов. [примечание 5] более десяти лет. [93]
Отныне Рим стал ведущей военной державой в западном Средиземноморье и во все большей степени во всем Средиземноморском регионе. За время войны римляне построили более 1000 галер; и этот опыт строительства, комплектования, обучения, снабжения и обслуживания такого количества кораблей заложил основу морского господства Рима на 600 лет. [94]
Морская археология
[ редактировать ]19 (24 по состоянию на август 2022 года) бронзовых таранов С 2010 года в море у западного побережья Сицилии археологами обнаружено десять бронзовых шлемов и сотни амфор . боевых кораблей. Также были найдены [96] [97] [98] [99] С тех пор были обнаружены бараны, семь шлемов и шесть неповрежденных амфор, а также ряд фрагментов. [100] Надписи позволили определить, что четыре барана принадлежали кораблям римской постройки, один - карфагенскому судну, а происхождение остальных неизвестно. [101] Вполне возможно, что некоторые из кораблей, построенных римлянами, были захвачены карфагенянами в начале войны и были потоплены ими, когда они были потоплены. [102] Считается, что каждый из таранов был прикреплен к затонувшему военному кораблю, когда их бросили на морское дно. [103] Шесть шлемов были типа Монтефортино, обычно используемого легионами, три с одной или обеими бронзовыми нащечниками, все еще прикрепленными; седьмой, сильно проржавевший, имел другую конструкцию и, возможно, был карфагенским. [104] [105] Принимавшие участие археологи заявили, что расположение обнаруженных к настоящему времени артефактов подтверждает версию Полибия о том, где произошла битва. [106] Судя по размерам найденных баранов, археологи, изучавшие их, полагают, что все они произошли от триер, в отличие от рассказа Полибия о том, что все задействованные военные корабли были квинкверемами. [99] [107] Однако они полагают, что многочисленные идентифицированные амфоры подтверждают, что карфагенские корабли были нагружены припасами. [108]
Примечания, цитаты и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Термин «Пунический» происходит от латинского слова Punicus (или Poenicus ), что означает « карфагенянин происхождение карфагенян », и является ссылкой на финикийское . [1]
- ^ Источники, кроме Полибия, обсуждаются Бернаром Минео в «Основных литературных источниках Пунических войн (кроме Полибия)». [18]
- ^ Гамилькар Барка был отцом Ганнибала . [58]
- ^ 2000 талантов составляли примерно 52 000 кг (51 длинную тонну ) серебра. [65]
- ^ 3200 талантов составляли примерно 82 000 кг (81 длинную тонну) серебра. [65]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Сидвелл и Джонс 1998 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Голдсуорси 2006 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Советы 1985 , с. 432.
- ^ Шатт 1938 , с. 53.
- ^ Уоллбанк 1990 , стр. 11–12.
- ^ Лазенби 1996 , стр. x – xi.
- ^ В этом 2016 г. , стр. 23–24.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 23.
- ^ Шатт 1938 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Голдсуорси 2006 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Голдсуорси, 2006 , стр. 20–21.
- ^ Лазенби 1996 , стр. x–xi, 82–84.
- ^ Советы 1985 , стр. 432–433.
- ^ Jump up to: а б Карри 2012 , с. 34.
- ^ Ойос 2015 , с. 102.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б с Голдсуорси 2006 , с. 98.
- ^ Минео 2015 , стр. 111–127.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 23, 98.
- ^ Royal & Hearing 2019 , стр. 107-1. 13–18.
- ^ Уормингтон 1993 , с. 168.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 74–75.
- ^ Коутс 1995 , с. 138.
- ^ Кассон 1995 , с. 283.
- ^ Jump up to: а б де Соуза 2008 , с. 358.
- ^ Мейер 1986 , с. 120.
- ^ Коутс 1995 , стр. 129–130, 138–139.
- ^ Кассон 1995 , с. 101.
- ^ Майлз 2011 , с. 179.
- ^ Бэгналл 1999 , с. 66.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 91–92, 97.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 97, 99–100.
- ^ Мюррей 2011 , с. 69.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 104.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 100.
- ^ Советы 1985 , с. 435.
- ^ Кассон 1995 , с. 121.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 102–103.
- ^ Кассон 1995 , стр. 278–280.
- ^ Карри 2012 , стр. 35–36.
- ^ Hearing & Royal 2012 , с. 14.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 101–102.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 107–108, 110–115, 115–116.
- ^ Бэгналл 1999 , с. 78.
- ^ Бэгналл 1999 , с. 86.
- ^ Майлз 2011 , стр. 189–190.
- ^ Кассон 1995 , стр. 149–150.
- ^ Ранков 2015 , с. 163.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с Голдсуорси 2006 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Бэгналл 1999 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б Лэзенби 1996 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б Бэгналл 1999 , стр. 92–94.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 129.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 92, 96–97, 130.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 94–95.
- ^ Бэгналл 1999 , стр. 64–66.
- ^ Лазенби 1996 , с. 165.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 95.
- ^ Бэгналл 1999 , с. 85.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 117.
- ^ Бэгналл 1999 , стр. 84–86.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 117–118.
- ^ Брингманн 2007 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Лэзенби 1996 , с. 158.
- ^ Бэгналл 1999 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Майлз 2011 , с. 195.
- ^ Лазенби 1996 , с. 49.
- ^ Эрдкамп 2015 , с. 66.
- ^ Лазенби 1996 , с. 150.
- ^ Кассон 1991 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б Бэгналл 1999 , с. 95.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 123–124.
- ^ Лазенби 1996 , с. 152.
- ^ Смит 1870 , стр. 135, 138.
- ^ Бэгналл 1999 , стр. 95–96.
- ^ Лазенби 1996 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б с д и Бэгналл 1999 , с. 96.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 124–125.
- ^ Jump up to: а б с Голдсуорси 2006 , с. 125.
- ^ Кроуфорд 1974 , с. 315.
- ^ Hearing & Royal 2012 , с. 35.
- ^ Лазенби 1996 , с. 155.
- ^ Лазенби 1996 , стр. 154–155.
- ^ Майлз 2011 , стр. 195–196.
- ^ Лазенби 1996 , с. 151.
- ^ Лазенби 1996 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б Лэзенби 1996 , с. 157.
- ^ Дарт и Вервает 2011 , с. 272.
- ^ Чисхолм 1911 , с. 609.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 125–126.
- ^ Jump up to: а б Бэгналл 1999 , с. 97.
- ^ Майлз 2011 , с. 196.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 128–129, 357, 359–360.
- ^ Карри 2012 , с. 37.
- ^ Фонд РПМ 2020 .
- ^ Hearing & Royal 2012 , с. 12.
- ^ Порог 2013 .
- ^ Jump up to: а б Мюррей 2019 .
- ^ Hearing & Royal 2012 , стр. 107-1. 12, 26, 31–32.
- ^ Hearing & Royal 2012 , с. 18.
- ^ Hearing & Royal 2012 , с. 45.
- ^ Hearing & Royal 2012 , с. 39.
- ^ Hearing & Royal 2012 , с. 26.
- ^ Royal & Hearing 2019 , стр. 107-1. 167–168.
- ^ Hearing & Royal 2012 , стр. 107-1. 35–36.
- ^ Hearing & Royal 2012 , стр. 107-1. 39–42.
- ^ Hearing & Royal 2012 , с. 46.
Источники
[ редактировать ]- Бэгналл, Найджел (1999). Пунические войны: Рим, Карфаген и борьба за Средиземноморье . Лондон: Пимлико. ISBN 978-0-7126-6608-4 .
- Брингманн, Клаус (2007). История Римской республики . Кембридж; Молден, Массачусетс: Политика. ISBN 978-0-7456-3371-8 .
- Кассон, Лайонел (1991). Древние мореплаватели (2-е изд.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-06836-7 .
- Кассон, Лайонел (1995). Корабли и мореплавание в древнем мире . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-5130-8 .
- Коутс, Джон Ф. (1995). «Корабельная архитектура и весельные системы древних галер». В Моррисоне, Джон С .; Гардинер, Роберт (ред.). Эпоха галер: средиземноморские весельные суда с доклассических времен . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 127–141. ISBN 0-85177-554-3 .
- Кроуфорд, Майкл (1974). Римская республиканская чеканка . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. OCLC 859598398 .
- Карри, Эндрю (2012). «Оружие, изменившее историю». Археология . 65 (1): 32–37. JSTOR 41780760 .
- Дарт, Кристофер Дж.; Верват, Фредерик Дж. (2011). «Значение военно-морского триумфа в римской истории (260–29 до н.э.)». Журнал папирологии и эпиграфики . 176 . Доктор Рудольф Хабельт ГмбХ: 267–280. JSTOR 41291126 .
- Эрдкамп, Пол (2015) [2011]. «Человеческая сила и продовольствие в Первой и Второй Пунических войнах». В Ойосе, Декстер (ред.). Спутник Пунических войн . Чичестер, Западный Суссекс: Джон Вили и сыновья. стр. 58–76. ISBN 978-1-1190-2550-4 .
- Голсуорси, Адриан (2006). Падение Карфагена: Пунические войны 265–146 гг. до н. э . Лондон: Феникс. ISBN 978-0-304-36642-2 .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). " энциклопедия Британская Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 609–610.
- Хау, Лиза Ирен (2016). Нравственная история от Геродота до Диодора Сицилийского . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-1107-3 .
- Ойос, Декстер (2015) [2011]. Спутник Пунических войн . Чичестер, Западный Суссекс: Джон Вили и сыновья. ISBN 978-1-1190-2550-4 .
- Лэзенби, Джон Фрэнсис (1996). Первая Пуническая война: Военная история . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-2673-6 . ( требуется регистрация )
- Мейер, Фик (1986). История мореплавания в классическом мире . Лондон; Сидней: Крум и Хелм. ISBN 978-0-7099-3565-0 .
- Майлз, Ричард (2011). Карфаген должен быть разрушен . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-101809-6 .
- Минео, Бернард (2015) [2011]. «Основные литературные источники Пунических войн (кроме Полибия)». В Ойосе, Декстер (ред.). Спутник Пунических войн . Чичестер, Западный Суссекс: Джон Уайли. стр. 111–127. ISBN 978-1-1190-2550-4 .
- Мюррей, Уильям М. (2011). Эпоха титанов: взлет и падение великих эллинистических флотов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-993240-5 .
- Мюррей, Уильям (2019). «Классы кораблей Эгадских баранов и рассказ Полибия о Первой Пунической войне» . Общество классических исследований . Общество классических исследований . Проверено 16 января 2020 г. .
- Праг, Джонатан (2013). «Редкие бронзовые бараны, раскопанные на месте последней битвы Первой Пунической войны» . Медиа-сайт Оксфордского университета . Оксфордский университет. Архивировано из оригинала 1 октября 2013 года . Проверено 3 августа 2014 г.
- Ранков, Борис (2015) [2011]. «Война фаз: стратегии и тупики». В Ойосе, Декстер (ред.). Спутник Пунических войн . Оксфорд: Джон Уайли и сыновья. стр. 149–166. ISBN 978-1-1190-2550-4 .
- Роял, Джеффри Г.; Туса, Себастьяно, ред. (2019). Место битвы у Эгатских островов в конце Первой Пунической войны. Полевые работы, анализ и перспективы, 2005–2015 гг . Археологическая библиотека. Том. 60. Эрма ди Бретшнайдер. ISBN 978-88-913-1835-0 .
- «Проект «Битва за Эгадские острова»» . Морской фонд РПМ. 2020 . Проверено 7 октября 2020 г.
- Шатт, RJH (1938). «Полибий: Очерк». Греция и Рим . 8 (22): 50–57. дои : 10.1017/S001738350000588X . JSTOR 642112 . S2CID 162905667 .
- Сидвелл, Кейт С.; Джонс, Питер В. (1998). Мир Рима: введение в римскую культуру . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-38600-5 .
- Смит, Уильям (1870). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 2. Бостон: Литтл, Браун. OCLC 246156957 .
- де Соуза, Филип (2008). «Морские силы». В Сабине, Филип; ван Вис, Ханс и Уитби, Майкл (ред.). Кембриджская история греческих и римских войн, Том 1: Греция, эллинистический мир и возвышение Рима . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 357–367. ISBN 978-0-521-85779-6 .
- Советы, ГК (1985). «Битва при Экномусе». Historia: Журнал древней истории . 34 (4): 432–465. JSTOR 4435938 .
- Туса, Себастьяно; Роял, Джеффри (2012). «Пейзаж морского сражения у Эгадских островов (241 г. до н. э.)» (PDF) . Журнал римской археологии . 25 . Издательство Кембриджского университета: 7–48. дои : 10.1017/S1047759400001124 . ISSN 1047-7594 . S2CID 159518193 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 апреля 2020 года . Проверено 4 декабря 2019 г.
- Уолбанк, ФРВ (1990). Полибий . Том. 1. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06981-7 .
- Уормингтон, Брайан Герберт (1993) [1960]. Карфаген . Нью-Йорк: Barnes & Noble. ISBN 978-1-56619-210-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каспари, Максимилиан Отто Бисмарк (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 649–653. . В
- Полибий. Истории , главы 60–61». Перевод доступен онлайн в Чикагском университете .
- Полаковский, Матеуш (2016). Военные корабли Первой Пунической войны: археологическое исследование и реконструкция военного корабля «Эгади 10» из битвы при Эгадских островах (241 г. до н.э.) (PDF) (магистерская диссертация). Гринвилл: Университет Восточной Каролины . Проверено 18 апреля 2020 г.