Битва у мыса Экномуса
Битва у мыса Экномуса | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Первой Пунической войны. | |||||||
Морское сражение при Экноме (256 г. до н.э.) | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Римская республика | Карфаген | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Марк Атилий Регул Луций Манлий Вулсо | Гамилькар У них есть | ||||||
Сила | |||||||
330 кораблей 138,600 [1] –140 000 членов экипажа и морской пехоты | 350 кораблей 147,000 [2] –150 000 членов экипажа и морской пехоты | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
24 корабля потоплены 10 000 человек убиты | 30 кораблей потоплены 64 корабля захвачены 30 000–40 000 человек убиты или взяты в плен. | ||||||
Битва при мысе Экном или Экномос ( древнегреческий : Ἔκνομος ) — морское сражение на юге Сицилии в 256 г. до н. э. между флотами Карфагена и Римской республики во время Первой Пунической войны (264–241 до н. э.). Карфагенским флотом командовал Ганнон. [примечание 1] и Гамилькар ; римский флот совместно консулами на этот год Марком Атилием Регулом и Луцием Манлием Вулсо Лонгом . Это привело к явной победе римлян.
Римский флот из 330 военных кораблей плюс неизвестное количество транспортов отплыл из Остии , порта Рима, и погрузил на борт около 26 000 отборных легионеров незадолго до битвы . Они планировали переправиться в Африку и вторгнуться на родину Карфагена, на территории нынешнего Туниса . Карфагеняне знали о намерениях римлян и собрали все доступные военные корабли, 350 человек, у южного побережья Сицилии, чтобы перехватить их. С участием в общей сложности около 680 военных кораблей, на борту которых находилось до 290 000 членов экипажа и морской пехоты, это сражение, возможно, было крупнейшим сражением в древней истории и, возможно, крупнейшим морским сражением в истории по количеству участвующих бойцов. [4] [5] [примечание 2]
Когда флоты встретились, карфагеняне взяли на себя инициативу, и битва разделилась на три отдельных конфликта, в которых карфагеняне надеялись, что их превосходные навыки управления кораблем одержат победу. После продолжительного и запутанного дня боев карфагеняне потерпели решительное поражение, потеряв 30 потопленных кораблей и 64 захваченных в плен из-за потерь римлян в 24 потопленных корабля.
Источники
[ редактировать ]Основной источник почти всех аспектов Первой Пунической войны. [примечание 3] — историк Полибий ( ок. 200 — ок. 118 до н. э.), грек, отправленный в Рим в 167 г. до н. э. в качестве заложника. Среди его работ — ныне утерянное руководство по военной тактике, [8] но наиболее известен он благодаря «Историям» , написанным где-то после 167 г. до н. э., или примерно через столетие после битвы при Экноме. [9] [10] Работа Полибия считается в целом объективной и в значительной степени нейтральной - между карфагенской и римской точками зрения. [11] [12]
Большинство карфагенских письменных источников были уничтожены вместе с их столицей Карфагеном в 146 г. до н.э., поэтому рассказ Полибия о Первой Пунической войне основан на нескольких, ныне утерянных, греческих и латинских источниках. [13] Полибий был историком-аналитиком и по возможности лично брал интервью у участников событий, о которых писал. [14] [15] Только первая книга из 40, входящих в «Истории», посвящена этой войне. [16] но современный историк Г. К. Типпс считает, что «Истории» содержат «обширный и тщательно подробный отчет о битве при Экномусе». [10] Точность рассказа Полибия широко обсуждалась на протяжении последних 150 лет, но современный консенсус заключается в том, чтобы принять его в основном за чистую монету, а детали битвы в современных источниках почти полностью основаны на интерпретациях рассказа Полибия. [16] [17] [18] Существуют и другие, более поздние истории войны, но в фрагментарной или краткой форме. [19] и они обычно более подробно освещают военные действия на суше, чем на море. [20] Современные историки обычно также принимают во внимание более поздние истории Диодора Сицилийского и Диона Кассия , хотя классик Адриан Голдсуорси утверждает, что «рассказ Полибия обычно следует отдавать предпочтение, если он отличается от любого из других наших рассказов». [примечание 4] [15] Другие источники включают надписи, археологические свидетельства и эмпирические данные реконструкций, таких как трирема Олимпиада . [22]
Фон
[ редактировать ]Операции на Сицилии
[ редактировать ]В 264 году до нашей эры государства Карфаген и Рим вступили в войну, начав Первую Пуническую войну. [23] Карфаген был авторитетной морской державой в Западном Средиземноморье; Рим недавно объединил под своим контролем материковую Италию к югу от реки По . Непосредственной причиной войны стал контроль над сицилийским городом Мессана (современная Мессина ). В более широком смысле обе стороны хотели контролировать Сиракузы , самый могущественный город-государство на Сицилии. [24] К 256 г. до н. э. война переросла в борьбу, в которой римляне пытались решительно победить карфагенян и, как минимум, контролировать всю Сицилию. [25]
Карфагеняне придерживались своей традиционной политики ожидания, пока их противники изнемогают, в надежде затем вернуть себе часть или все свои владения и заключить взаимоприемлемый мирный договор. [26] Римляне, по сути, были сухопутной державой и получили контроль над большей частью Сицилии. Война там зашла в тупик, поскольку карфагеняне сосредоточились на защите своих хорошо укрепленных городов; в основном они располагались на побережье, поэтому их можно было снабжать и подкреплять, при этом римляне не могли использовать свою превосходящую армию для вмешательства. [27] [28] Фокус войны сместился на море, где у римлян было мало опыта; в тех немногих случаях, когда они ранее чувствовали необходимость в военно-морском присутствии, они полагались на небольшие эскадры, предоставленные их союзниками. [29] [30]
Корабли
[ редактировать ]В этот период стандартным военным кораблем карфагенского флота была квинкверема , что означает «пятивесельный». [20] Квинкверема была галерой , ок. 45 метров (150 футов) в длину, ок. Ширина 5 метров (16 футов) на уровне воды, палуба стоит ок. Высота 3 метра (10 футов) над уровнем моря, водоизмещение около 100 тонн (110 коротких тонн ; 98 длинных тонн ). Эксперт по галерам Джон Коутс предположил, что они могут поддерживать скорость 7 узлов (8,1 миль в час; 13 км / ч) в течение длительного времени. [31] Квинкерема в качестве военного корабля превосходила предыдущую опору средиземноморского флота - триеру. [32] [33] и, будучи тяжелее, в плохую погоду работали лучше, чем триеры. [34] Современная реплика галеры «Олимпия» развивала скорость 8,5 узлов (9,8 миль в час; 15,7 км/ч) и курсировала со скоростью 4 узла (4,6 миль в час; 7,4 км/ч) в течение нескольких часов подряд. [20]
Общепринятая теория расположения гребцов в квинкверемах состоит в том, что должны быть наборы или ряды из трех весел, одно над другим, с двумя гребцами на каждом из двух верхних весел и одним на нижнем, всего в общей сложности по пять гребцов в шеренге. Это будет повторяться по бокам камбуза, всего по 28 рядов с каждой стороны; Всего 168 весел. [35] Чтобы эффективно управлять кораблем, по крайней мере один человек на каждом весле должен был иметь некоторый опыт. Суда строились как катафракты, или «защищенные», корабли с закрытым корпусом для защиты гребцов и полной палубой, способной нести морскую пехоту и катапульты . [36] [37] Карфагенские квинкеремы использовали отдельный «весловой ящик», в котором находились гребцы и который был прикреплен к основному корпусу. Такое развитие событий означало, что гребцы будут располагаться выше или на уровне палубы. [38] [39] что позволило усилить корпус и увеличить грузоподъемность; а также улучшение условий вентиляции гребцов, важного фактора сохранения их выносливости, и тем самым улучшение поддерживаемой скорости корабля. [40]
В 260 г. до н.э. римляне намеревались построить флот из 100 квинкверем и 20 триер. [27] В качестве образца для своей собственной они использовали потерпевшую кораблекрушение карфагенскую квинкверему. [41] Будучи начинающими корабелами, римляне строили копии, которые были тяжелее карфагенских судов, а значит, медленнее и менее маневренными. [34] Квинкверемы служили рабочей лошадкой римского и карфагенского флотов на протяжении Пунических войн , хотя гексаремы (шесть гребцов на ряд), квадриремы иногда упоминаются также (четыре гребца на ряд) и триеры. Этот тип был настолько повсеместным, что Полибий использовал его как сокращение от слова «военный корабль» в целом. [42] На квинкереме находился экипаж из 300 человек: 280 гребцов и 20 палубных матросов и офицеров; [43] он также обычно имеет на борту 40 морских пехотинцев; [44] если бы битва считалась неизбежной, это число было бы увеличено до 120. [45] [46]
Военно-морские операции
[ редактировать ]Чтобы заставить гребцов грести как единое целое, не говоря уже о выполнении более сложных боевых маневров, требовалось долгое и упорное обучение. [47] В результате римляне изначально оказались в невыгодном положении по сравнению с более опытными карфагенянами. Чтобы противостоять карфагенскому превосходству, римляне ввели корвус , мост шириной 1,2 м (4 фута) и длиной 11 м (36 футов) с тяжелым шипом на нижней стороне, который был предназначен для того, чтобы протыкать и закреплять палубу вражеского корабля. [45] Это позволило римским легионерам, действовавшим в качестве морской пехоты, брать абордаж вражеские корабли и захватывать их, вместо того, чтобы использовать ранее традиционную тактику тарана на . Все военные корабли были оснащены таранами - тройным набором бронзовых лопастей шириной 60 см (2 фута) и весом до 270 кг (600 фунтов), расположенных у ватерлинии. Они изготавливались индивидуально методом выплавляемой модели, чтобы неподвижно прилегать к носу камбуза . [48] За столетие, предшествовавшее Пуническим войнам, абордаж становился все более распространенным явлением, а таран уменьшился, поскольку более крупным и тяжелым судам, принятым на вооружение в этот период, не хватало скорости и маневренности, необходимых для тарана, а их более прочная конструкция снижала эффективность тарана даже в случае успешная атака. Римская адаптация корвуса была развитием этой тенденции и компенсировала их первоначальный недостаток в навыках маневрирования кораблем. Однако дополнительный вес носовой части ухудшил маневренность корабля, и в бурных морских условиях корвус стал бесполезным. [49] [50]
Во многом из-за использования римлянами корвуса карфагеняне потерпели поражение в крупных морских сражениях при Милах в 260 г. до н. э. и Сульках в 257 г. до н. э. Эти победы и их разочарование в продолжающейся тупиковой ситуации на Сицилии заставили римлян сосредоточиться на морской стратегии и разработать план вторжения в сердце Карфагена в Северной Африке и поставить под угрозу их столицу Карфаген (недалеко от того, что сейчас называется Тунисом). ), в надежде на победный исход войны. [51] Обе стороны были полны решимости установить военно-морское превосходство и вложили большие суммы денег и рабочей силы в поддержание и увеличение численности своих военно-морских сил. [52] [53]
Прелюдия
[ редактировать ]Карфагенский флот собрался в Карфагене поздней весной 256 г. до н. э., прежде чем отправиться в Лилибей (современная Марсала), свою главную базу на Сицилии, для пополнения запасов и погрузки солдат для использования в качестве морской пехоты. Затем он поплыл на восток вдоль побережья Сицилии к Гераклее Минойской , самому восточному из сицилийских городов, которые все еще принадлежали карфагенянам. [54] и к нему присоединились те корабли, которые уже действовали из Сицилии, не менее 62, а возможно, и больше. [55] Это увеличило карфагенский флот до 350 кораблей, почти все квинкверемы, под командованием Ганнона , потерпевшего поражение при Агригенте шестью годами ранее, и Гамилькара , победителя битвы при Термах (не путать с Гамилькаром Баркой ). [33] [51]
Примерно в то же время римляне собрались, вероятно, в Остии , порту Рима. Римский флот состоял из 330 военных кораблей, большинство из которых были квинкверемами. [33] Их сопровождало неизвестное количество транспортов, в основном с лошадьми сил вторжения. [6] Два консула этого года, Марк Атилий Регул и Луций Манлий Вулсо Лонг , получили командование флотом; каждый плыл на гексареме, единственных более крупных кораблях, участвовавших в битве. [33] Римский флот двинулся на юг вдоль побережья Италии, переправился на Сицилию в Мессане и поплыл на юг, а затем на запад к рейду в Финтиасе ( современная Ликата), где они встретились с римской армией на Сицилии. Римский флот погрузил на каждый военный корабль по 80 отборных легионеров , намереваясь либо высадить их в Африке для достижения своей стратегической цели, либо дополнить морскую пехоту на галерах, если карфагенский флот бросит им вызов. [44] [56] [57]
Всего на борту римского флота находилось 140 000 человек: гребцы, другой экипаж, морская пехота и солдаты. [2] Число карфагенян менее точно известно, но Полибий оценил его в 150 000 человек, и большинство современных историков в целом поддерживают это. Если эти цифры примерно верны, то битва при Экномусе, возможно, является крупнейшим морским сражением всех времен по количеству участников. [6] [4] [58]
Вместо того чтобы плыть прямо из Финтия в Северную Африку, римляне поплыли на запад, намереваясь пересечь Сицилийский пролив в его самом узком месте. Это позволит свести к минимуму время пребывания флота в открытом море; корабли того времени, особенно менее мореходные галеры, по возможности держались в поле зрения суши. [59] Карфагеняне знали о намерениях римлян и правильно предвидели их маршрут. Они перехватили римский флот к востоку от Гераклеи Минойской после того, как он покинул Ликату. Обычно утверждается, что флоты встретились у мыса Экном сразу после того, как римляне покинули Ликату. [60] Однако это не подтверждается Полибием или каким-либо другим первоисточником; это современная конвенция. [61] Средневековый историк Иоанн Зонарас цитирует Дио Кассия, чтобы определить место битвы непосредственно к востоку от Гераклеи Минойской. [61]
Боевой
[ редактировать ]Римский флот компактным строем двигался вдоль побережья Сицилии. Они были развернуты в четыре эскадрильи разной численности. Первые две эскадрильи (I и II) шли впереди, каждая выстроилась в эшелон , вместе образуя клин. Эскадрилья справа находилась под командованием Вулсо, а эскадрилья слева - под командованием Регулуса. Гексаремы консулов плыли рядом друг с другом, в «острие» клина. Третья эскадрилья (III) шла сразу за ними, буксируя транспорты. Четвертый (IV) шел в ряд, прикрывая тыл. Карфагеняне поплыли на восток, ожидая встретить римский флот, и, возможно, были предупреждены о его приближении небольшими разведывательными кораблями. [62] Они были организованы в три эскадрильи разного размера, выстроенные в одну линию, причем их левое, обращенное к суше крыло (1) было выдвинуто вперед. Карфагенским центром (2) командовал Гамилькар, а правым (3) — Ганноном. Флоты заметили друг друга и оба двинулись вперед. [63]
Когда две передовые римские эскадры, первая и вторая, направились к середине карфагенской линии, Гамилькар устроил притворное отступление своим центром, второй карфагенской эскадрой, вероятно, гребя задом наперед, а консулы преследовали его. Третья римская эскадра, буксировавшая транспорты, отстала, и между двумя передовыми и двумя задними римскими эскадрами образовалась брешь. Оба карфагенских крыла наступали на две самые задние эскадрильи, обходя римский центр и пытаясь атаковать с флангов, чтобы избежать абордажного механизма корвуса . Карфагенская сухопутная эскадра первой атаковала римские военные корабли, буксирующие транспорты, третью римскую эскадру, которая оказалась незащищенной в результате наступления их центра. Римляне сбросили буксиры, чтобы иметь возможность маневрировать. Войска Ганнона, расположенные к морю, третья карфагенская эскадра, состояла из самых быстрых и маневренных карфагенских кораблей и атаковала римскую эскадру в тылу своего четвертого флота; которому мешали дрейфующие транспорты. Отделив римский центр от двух крайних эскадр, Гамилькар и его корабли второй карфагенской эскадры повернулись к борьбе с преследующими римлянами. Таким образом, битва разделилась на три отдельных боя. [64] [65]
Современные и древние историки предполагают, что отступление Гамилькара было направлено именно на то, чтобы создать такую ситуацию: разбить компактный римский строй и позволить карфагенянам использовать свои более высокие тактические навыки, чтобы перехитрить угрозу корви и протаранить римские корабли в их боковые или задние. Во времена Экнома ни скорость, ни маневренность римских кораблей, ни мастерство их команд не могли сравниться с карфагенянами. [66] [67] Римляне стали более опытными за четыре года с тех пор, как они впервые построили свой флот, а недавнее значительное увеличение численности карфагенского флота означало, что у многих из их экипажей было мало опыта. Следовательно, превосходство в маневренности их кораблей и мореплавании их экипажей было меньше, чем они думали. Более того, прочно построенные римские корабли были менее восприимчивы к эффекту успешного тарана, чем ожидали карфагеняне. Три боя превратились в бесформенные потасовки, [65] где превосходное управление кораблем имело мало значения. С другой стороны, когда римляне смогли использовать свои корви и абордаж, они получили преимущество в виде опытных и тяжелобронированных легионеров, которых они отправили в Африку. [44] [46]
Командиры третьей римской эскадры, буксировавшей транспорты, почувствовали себя побежденными и отступили к берегу. Несмотря на то, что они начали бой выдвинутым вперед эшелоном своего основного флота, их противники — корабли первой карфагенской эскадры — не смогли отрезать их от берега. римлян, Оказавшись там, третья римская эскадра заняла оборонительную позицию: они остановились на мелководье, отвернувшись от суши, так что карфагеняне могли с трудом атаковать их фланги, и им пришлось столкнуться с корви если они атаковали с фронта. . Несмотря на это, эта битва оказалась для римлян наиболее тяжелым испытанием. Самая задняя римская эскадра также потерпела поражение от третьей эскадры карфагенян. Он оказал упорное сопротивление, но его положение стало отчаянным. [65]
Исход битвы решился в борьбе центров двух флотов – первой и второй римских эскадр против второй карфагенской эскадры. Несколько римских кораблей были протаранены и потоплены, как и несколько карфагенских. Еще больше карфагенских кораблей были взяты на абордаж и захвачены. После продолжительного боя экипажи уцелевших кораблей карфагенского центра пали духом и обратились в бегство. [65] Римский центр прекратил преследование в ответ на сигналы консулов и поплыл назад, чтобы помочь своим двум тыловым эскадрам и спасти дрейфующие транспорты. Первая эскадра Вулсо атаковала первую карфагенскую эскадру. Вторая эскадрилья Регула начала атаку на третью эскадрилью Ханно. Он подошел к карфагенянам с их оторвавшейся стороны, угрожая заманить их в ловушку против четвертой римской эскадры, с которой они уже сражались. Ганнон отступил вместе с теми кораблями третьей карфагенской эскадры, которые смогли выбраться. [68] Регул и его вторая римская эскадра затем двинулись, чтобы усилить атаку Вулсо с помощью первой римской эскадры на последнюю карфагенскую эскадру, все еще сражающуюся, первую, которая теперь была окружена. Это было время, когда карфагеняне понесли самые тяжелые потери; 50 их кораблей, оказавшихся в ловушке у берега и значительно превосходивших их численностью, сдались. [69] После продолжительного и беспорядочного дня боев карфагеняне потерпели решительное поражение, потеряв 30 потопленных кораблей и 64 взятых в плен из-за потерь римлян в 24 потопленных корабля. [70] Карфагеняне потеряли от 30 000 до 40 000 человек, большинство из которых взято в плен; Потери римлян составили около 10 000 убитыми. [71]
Последствия
[ редактировать ]После битвы римляне высадились на Сицилии для ремонта, отдыха экипажей и реорганизации своих сил. Носы битвы захваченных карфагенских кораблей были отправлены в Рим для украшения оратора Форума трибуны , согласно традиции, возникшей после при Милах . Карфагенский флот отступил в свои воды, где снова приготовился к бою. Его командиры не смогли предсказать место высадки римлян и находились на западной стороне мыса Бон , когда римляне под командованием Регула успешно высадились на востоке у Асписа (современная Келибия ) и осадили его . [70] Манлий вернулся в Рим и отпраздновал триумф . [72] Гамилькар и 5500 карфагенских солдат были выведены из Сицилии для усиления карфагенской армии в Африке. [73]
Вторжение Регула поначалу прошло успешно, и в 255 г. до н.э. карфагеняне потребовали мира . Условия, предложенные Регулом, были настолько суровы, что карфагеняне продолжали сражаться, разгромив его армию. [74] Римляне послали флот для эвакуации выживших, а карфагеняне попытались этому противостоять. В результате битвы при мысе Гермеум у Африки карфагеняне потерпели тяжелое поражение, потеряв захваченными 114 кораблей. [75] Римский флот, в свою очередь, был опустошен штормом при возвращении в Италию, потеряв 384 корабля и 100 000 человек. [75] [76] Возможно, наличие корвуса сделало римские корабли гораздо менее мореходными; нет никаких записей об их использовании после этой катастрофы. [77]
Война в конечном итоге закончилась в 241 г. до н.э. победой римлян в битве у Эгатских островов , что привело к заключению мира. Отныне Рим стал ведущей военной державой в западном Средиземноморье и во все большей степени во всем Средиземноморском регионе. Огромные усилия по строительству 1000 галер во время войны заложили основу морского господства Рима на 600 лет. [78]
Примечания, цитаты и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Он был известен как Ганнон Великий, второй (из трёх) карфагенян по имени Ханно, удостоенный этого прозвища. [3]
- ^ Многие историки не приняли цифры, данные Полибием о флотах. На таком расстоянии мы не можем знать, верны ли цифры Полибия, поэтому лучший подход — широко принять их. [6]
- ^ Термин «Пунический» происходит от латинского слова Punicus (или Poenicus ), что означает « карфагенянин происхождение карфагенян », и является ссылкой на финикийское . [7]
- ^ Источники, кроме Полибия, обсуждаются Бернаром Минео в «Основных литературных источниках Пунических войн (кроме Полибия)». [21]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Лазенби 1996 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Лэзенби 1996 , с. 86.
- ^ Отверстия 2007 , с. 15; стр.15, н.п. 1.
- ^ Jump up to: а б Лэзенби 1996 , с. 87.
- ^ Миллс, Эрик (2020). «Величайшая битва Великого моря» . Военно-морской институт США . Проверено 7 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Голдсуорси 2000 , стр. 110–111.
- ^ Сидвелл и Джонс 1998 , с. 16.
- ^ Шатт 1938 , с. 53.
- ^ Голдсуорси 2000 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Советы 1985 , с. 432.
- ^ Лазенби 1996 , стр. x – xi.
- ^ В этом 2016 г. , стр. 23–24.
- ^ Голдсуорси 2000 , с. 23.
- ^ Шатт 1938 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Голсуорси 2000 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Голдсуорси, 2000 , стр. 20–21.
- ^ Лазенби 1996 , стр. x–xi, 82–84.
- ^ Советы 1985 , стр. 432–433.
- ^ Голдсуорси 2000 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б с Голсуорси 2000 , с. 98.
- ^ Минео 2015 , стр. 111–127.
- ^ Голдсуорси 2000 , стр. 23, 98.
- ^ Уормингтон 1993 , с. 168.
- ^ Голдсуорси 2000 , стр. 74–75.
- ^ Голдсуорси 2000 , с. 129.
- ^ Голдсуорси 2000 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Голсуорси 2000 , с. 97.
- ^ Бэгналл 1999 , стр. 64–66.
- ^ Бэгналл 1999 , с. 66.
- ^ Голдсуорси 2000 , стр. 91–92, 97.
- ^ Коутс 2004 , с. 138.
- ^ Голдсуорси 2000 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б с д Советы 1985 , с. 434.
- ^ Jump up to: а б Мюррей 2011 , с. 69.
- ^ Кассон 1995 , с. 101.
- ^ де Соуза 2008 , с. 358.
- ^ Мейер 1986 , с. 120.
- ^ Коутс 2004 , стр. 137–138.
- ^ Моррисон и Коутс 1996 , стр. 259–260, 270.
- ^ Коутс 2004 , стр. 129–130, 138–139.
- ^ Голдсуорси 2000 , стр. 99–100.
- ^ Голдсуорси 2000 , с. 104.
- ^ Голдсуорси 2000 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с Советы 1985 , с. 435.
- ^ Jump up to: а б Кассон 1995 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Голдсуорси 2000 , стр. 102–103.
- ^ Кассон 1995 , стр. 278–280.
- ^ Карри 2012 , стр. 35–36.
- ^ Валлинга 1956 , стр. 77–90.
- ^ Голдсуорси 2000 , стр. 100–101, 103.
- ^ Jump up to: а б Ранков 2015 , с. 155.
- ^ Голдсуорси 2000 , с. 110.
- ^ Лазенби 1996 , с. 83.
- ^ Советы 1985 , стр. 435–446.
- ^ Лазенби 1996 , стр. 83, 86.
- ^ Уоллбанк 1959 , с. 10.
- ^ Лазенби 1996 , стр. 84–85.
- ^ Советы 1985 , с. 436.
- ^ Советы 1985 , с. 445.
- ^ Советы 1985 , с. 446.
- ^ Jump up to: а б Ранков 2015 , с. 156.
- ^ Советы 1985 , с. 452, н.68.
- ^ Голдсуорси 2000 , стр. 111–112.
- ^ Голдсуорси 2000 , стр. 112–113.
- ^ Jump up to: а б с д Советы 1985 , с. 459.
- ^ Голдсуорси 2000 , стр. 110, 112.
- ^ Советы 1985 , стр. 453, 460.
- ^ Роджерс 1937 , с. 288.
- ^ Советы 1985 , стр. 459–460.
- ^ Jump up to: а б Бэгналл 1999 , с. 69.
- ^ Роджерс 1937 , с. 282.
- ^ Дарт и Вервает 2011 , с. 271.
- ^ Ранков 2015 , стр. 156–157.
- ^ Голдсуорси 2000 , стр. 87–90.
- ^ Jump up to: а б Советы 1985 , с. 438.
- ^ Майлз 2011 , с. 189.
- ^ Лазенби 1996 , стр. 112, 117.
- ^ Голдсуорси 2000 , стр. 128–129, 357, 359–360.
Источники
[ редактировать ]- Бэгналл, Найджел (1999). Пунические войны: Рим, Карфаген и борьба за Средиземноморье . Лондон: Пимлико. ISBN 978-0-7126-6608-4 .
- Кассон, Лайонел (1995). Корабли и мореплавание в древнем мире . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0-8018-5130-0 .
- Коутс, Джон Ф. (2004). «Корабельная архитектура и весельные системы древних галер». В Гардинере, Роберт (ред.). Возраст галеры: средиземноморские весельные суда с доклассических времен . Лондон: Кризалис. стр. 127–141. ISBN 978-0-85177-955-3 .
- Карри, Энн (2012). «Оружие, изменившее историю». Археология . 65 (1): 32–37. JSTOR 41780760 .
- Дарт, Кристофер Дж.; Верват, Фредерик Дж. (2011). «Значение военно-морского триумфа в римской истории (260–29 гг. До н. Э.)». Журнал папирологии и эпиграфики . 176 . Доктор Рудольф Хабельт ГмбХ: 267–280. JSTOR 41291126 .
- Голсуорси, Адриан (2000). Падение Карфагена . Лондон: Феникс. ISBN 978-0-304-36642-2 .
- Хау, Лиза Ирен (2016). Нравственная история от Геродота до Диодора Сицилийского . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1474411073 .
- Ойос, Декстер (2007). Беспримирительная война: борьба Карфагена за выживание, 241–237 гг . до н.э. Лейден ; Бостон: Брилл. ISBN 978-90-474-2192-4 .
- Лэзенби, Джон Фрэнсис (1996). Первая Пуническая война: Военная история . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-2674-0 . ( требуется регистрация )
- Мейер, Фик (1986). История мореплавания в классическом мире . Лондон; Сидней: Крум и Хелм. ISBN 978-0-70993-5650 .
- Майлз, Ричард (2011). Карфаген должен быть разрушен . Нью-Йорк: Пингвин. ISBN 978-0-14-101809-6 .
- Минео, Бернард (2015) [2011]. «Основные литературные источники Пунических войн (кроме Полибия)». В Ойосе, Декстер (ред.). Спутник Пунических войн . Чичестер, Западный Суссекс: Джон Вили и сыновья. ISBN 978-1-1190-2550-4 .
- Моррисон, Джон С. и Коутс, Джон Ф. (1996). Греческие и римские весельные военные корабли . Оксфорд: Книги Оксбоу. ISBN 978-1-90018-8074 .
- Мюррей, Уильям М. (2011). Эпоха титанов: взлет и падение великих эллинистических флотов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19993-2405 .
- Ранков, Борис (2015) [2011]. «Война фаз: стратегии и тупики». В Ойосе, Декстер (ред.). Спутник Пунических войн . Оксфорд: Джон Уайли и сыновья. стр. 149–166. ISBN 978-1-405-17600-2 .
- Роджерс, Уильям Ледьярд (1937). Греческая и римская военно-морская война . Аннаполис: Военно-морской институт США. стр. 278–291. OCLC 800534587 .
- Шатт, RJH (1938). «Полибий: Очерк». Греция и Рим . 8 (22): 50–57. дои : 10.1017/S001738350000588X . JSTOR 642112 . S2CID 162905667 .
- Сидвелл, Кейт С.; Джонс, Питер В. (1998). Мир Рима: введение в римскую культуру . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-38600-5 .
- де Соуза, Филип (2008). «Морские силы». В Сабине, Филип; ван Вис, Ханс и Уитби, Майкл (ред.). Кембриджская история греческих и римских войн, Том 1: Греция, эллинистический мир и возвышение Рима . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 357–367. ISBN 978-0-521-85779-6 .
- Советы, ГК (1985). «Битва при Экномусе». Historia: Журнал древней истории . 34 (4): 432–465. JSTOR 4435938 .
- Уолбанк, ФРВ (1959). «Морская триаи». Классический обзор . 64 (1): 10–11. дои : 10.1017/S0009840X00092258 . JSTOR 702509 . S2CID 162463877 .
- Валлинга, Герман Таммо (1956). Посадочный мост римлян . Гронинген; Джакарта: Дж. Б. Уолтерс. OCLC 458845955 .
- Уормингтон, Брайан Герберт (1993) [1960]. Карфаген . Нью-Йорк: ISBN Barnes & Noble, Inc. 978-1-56619-210-1 .