Олень прыгает на лодке

Лодка Хьортспринг ( датский : Hjortspringbåden ) — судно, спроектированное как большое каноэ , из скандинавского доримского железного века . Он был построен примерно в 400–300 годах до нашей эры. Корпус и останки были заново открыты и раскопаны в 1921–1922 годах в болоте Хьортспринг Мозе на острове Алс в Сёндеръюлланде , южная Дания . [1] Лодка является старейшей находкой деревянного дощатого корабля в Скандинавии и очень напоминает тысячи петроглифов кораблей скандинавского бронзового века, найденных по всей Скандинавии. [2] Судно представляет собой деревянную лодку, построенную из клинкера более 19 метров (62 фута) , общей длиной , внутренней длиной 13,6 метра (45 футов) и шириной 2 метра (6,6 фута). Десять решеток , которые могли бы служить сиденьями, охватывают лодку, в каждой по два человека; это предполагает наличие места для экипажа численностью не менее 20 человек, который приводит лодку в движение веслами . [2] Лодка весила бы примерно 530 килограммов (1170 фунтов), что позволяло бы экипажу легко переносить ее.
Сопутствующие находки
[ редактировать ]
Найденная лодка содержала большое количество оружия и доспехов, в том числе 131 щит кельтского типа , 33 искусно изготовленных выступа щитов , 138 железных наконечников копий, 31 наконечник копий из кости или рога, 11 однолезвийных железных мечей и останки несколько кольчуг . Два меча были намеренно согнуты — практика, связанная с ритуалами железного века. Самый большой из наконечников копий имеет длину 43,5 сантиметра (17,1 дюйма). В находке также находились миски, шкатулки, кузнечные инструменты и другие предметы повседневного обихода. Затопление судна в болоте было истолковано как преднамеренное жертвоприношение . [3] Это подтверждается наличием расчлененной лошади, помещенной под лодку во время захоронения, а также ягненка, теленка и двух собак. многочисленные могилы В Дании этого периода времени были обнаружены , содержащие аналогичный погребальный инвентарь и принесенных в жертву лошадей, собак, ягнят, коров, других животных и людей . [4] [5] [6] [7]
Строительство
[ редактировать ]
Лодка Хьортспринга была построена из липы досок (липы), сшитых вместе шнуром из липовой коры , елового корня или сыромятной кожи . Смола использовалась для уплотнения и покрытия швов, чтобы сделать лодку водонепроницаемой. Длинное бревно землянки образует нижнюю доску, которая также действует как киль , с двумя дополнительными досками или ремнями , прикрепленными с обеих сторон для формирования корпуса. Это позволяет большому судну сидеть высоко в воде и преодолевать мелководье даже с полным экипажем и большой нагрузкой. Для создания отчетливого форштевня и ахтерштевней использовались полые бревна. Эти части форштевня вместе с нижней планкой простираются вперед и назад от корпуса, образуя культовые «клювы» конструкции лодок этого типа. Вертикальные дубовые стойки, закрепленные деревянными колышками и смолой, скрепляют верхний и нижний «клювы» и скрепляют оба конца плавсредства. Тонкие ветки орешника образуют ребра , прикрепленные к планкам досок. Эти планки были изготовлены путем распиливания остальных досок; это создавало прочную точку крепления без необходимости отдельно прикреплять каждую планку привязками или колышками к длинным доскам корпуса. Доски корпуса и ореховые нервюры поддерживаются брусьями и более толстыми поддерживающими ребрами пепел .
Высокий уровень мастерства, присутствующий в археологической находке, указывает на то, что методы строительства лодок Хьортпсринга значительно старше, чем сама лодка. [8]
Более поздняя история этого типа
[ редактировать ]Суда такого стиля и конструкции строились и использовались как минимум до III века нашей эры. Металлические заклепки все чаще встречаются в более поздних находках, а конструкция форштевня была упрощена до единой изогнутой формы, которая расширялась и сужалась наружу от корпуса. Эти более поздние стволы, или носы , были сделаны из цельных кусков дерева или из нескольких соединенных частей. Многие из основных методов судостроения, найденных в лодке Хьортспринг, сохранились и в эпоху викингов . Это продолжение можно увидеть в находках лодок из Халсноя (200 г. н.э.), Нидама (300–400 гг. н.э.), Саттон-Ху (600–700 гг. н.э.) и Квалсунда (690 г. н.э.). [9]
Современная реконструкция - Тилия Алси
[ редактировать ]Полная реконструкция лодки «Йёртспрунг» была начата в 1999 году. [10]
См. также
[ редактировать ]- Скандинавия железного века
- Каноэ-долбленка
- Сшитый кораблик
- Лодка с привязными проушинами
- Клинкер (лодкостроение)
- Нидам Моуз
- Корабельное захоронение
- Болотное тело
- Смерть в скандинавском язычестве
- Национальный музей Дании
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Торкильд Рамскоу (1965). Древние времена Дании . Путеводители по Национальному музею (Nationalmuseet (Дания)) (на датском языке). Копенгаген. стр. 43. ISBN 9788748068513 . OCLC 43695721 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Полин Асингх (2009). Граубаллеманден: портрет болота (на датском языке). Копенгаген: Gyldendal A/S. стр. 195. ISBN 978-87-02-05688-4 .
- ^ Томас Диксон (2009). Датский дизайн . Гилдендаль А/С. стр. 31–2. ISBN 978-87-02-07768-1 .
- ^ ПВ Глоб ; Руперт Брюс-Митфорд (пер.) (1969). Болотные люди: сохранился человек железного века . Лондон: Faber and Faber Ltd., стр. 185–86. OCLC 1014843010 .
- ^ Флемминг Каул (1988). Когда замолчали орудия: открытие Хьортспринга и его предыстория (на датском языке). Копенгаген: Датский национальный музей. ISBN 9788717060234 .
- ^ Клавс Рандсборг (1999). «В железный век: беседа о войне и обществе». У Джона Кармана; Энтони Хардинг (ред.). Древние войны: археологические перспективы . Страуд: Саттон. стр. 191–202. ISBN 9780750917957 .
- ^ Клавс Рандсборг (1996). Оленьиный прыжок: война и жертвоприношения в ранней Европе . Орхус: Издательство Орхусского университета. ISBN 9788772885452 .
- ^ Арне Эмиль Кристенсен (1968). Лодки Севера: история судостроения в Норвегии . Норвежское культурное наследие. Том 2. Осло: Det Norske Samlaget. стр. 18–20. OCLC 964234377 .
- ^ А.В. Броггер ; Хокон Шетелиг ; Кэтрин Джон (пер.) (1951). Корабли викингов: их происхождение и эволюция . Осло: Дрейерс Форлаг. стр. 48–60. OCLC 464543657 .
- ^ «Сестра лодки Хьортспринга, Тилия Алси» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Оле Крамлин-Педерсен и Афина Тракадас (ред.), Хьортспринг: доримский военный корабль железного века в контексте , [Корабли и лодки Севера, том 5], Роскилле: Музей кораблей викингов, 2003; ISBN 8785180521
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Гильдия лодок Хьортспринга» .
- Музей Фотевикен . «Лодка Хьортспринг» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2006 г. Проверено 28 августа 2005 г.
- «Библиография на лодке» . Саутгемптонский университет. Архивировано из оригинала 1 января 2005 г.
- «Рецензия на книгу Крамлина-Педерсена» . Университетский колледж Лондона.
- «Консервация лодки» . Датский национальный музей. Архивировано из оригинала 28 августа 2005 г.
- Аксель Нельсон. "Fartyg Føre Vikingatiden" [Скандинавские корабли до эпохи викингов] (на шведском языке).