Вридни
43°31′16″ с.ш. 16°26′44″ в.д. / 43,52111° с.ш. 16,44556° в.д.
![]() Вридни в Сплите, Хорватия , 10 апреля 2013 года.
(Деревянная надстройка отсутствует) | |
История | |
---|---|
Имя |
|
Владелец |
|
Строитель | Howaldtswerke Дочерняя компания Howaldt & Co. Риека (река) |
Номер двора | (Должно быть) 1 |
Запущен | 1894 |
Завершенный | 1894 |
Статус | Мемориальный корабль |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Портовый буксир [ 1 ] |
Тоннаж | Дедвейт 10,7 тонны [ 2 ] |
Длина | |
Луч | 2,90 м (9 футов 6 дюймов) [ 1 ] |
Высота | 1,50 м (4 фута 11 дюймов) [ 1 ] |
Черновик | 1,20 м (3 фута 11 дюймов) [ 1 ] |
Установленная мощность | 33 кВт [ 1 ] |
Движение |
|
Скорость | 6 кун |



Вридни — стальной винтовой пароход- буксир , построенный в Риеке, Хорватия (в то время Фиуме , Австро-Венгрия ), [ 3 ] в 1894 году, как Бе , [ а ] дочерней компанией Howaldtswerke Howaldt & Co, как первая новостройка [ 4 ] тогдашней новой верфи в Бргуди, Риека (ныне 3. Maj Shipyard ), и один из двух буксиров, построенных для собственного использования верфи. [ 5 ] Поршневая паровая машина была изготовлена в Киле , Германия.
История
[ редактировать ]В 1902 году Howaldt & Co. прекратила свое существование, а Леги был продан Impressa Triestina di Tomasso Cossovich & Ci. из Триеста . [ 4 ] В 1922 году судно прибыло в Сплит, Хорватия , где под названием Doket до 1932 года служило портовым буксиром. Затем судно использовалось для буксировки небольших буксиров на верфи Сплита (ныне Brodosplit Shipyard Ltd. ). Во время Второй мировой войны корабль с осени 1943 года входил в состав Югославского партизанского флота , скрываясь от опасностей немецкой авиации в бухтах и заливах острова Хвар . В том же году корабль участвовал в спасении парохода «Груз» в водах, окружающих остров Брач . [ 6 ] Во время бомбардировки Сплита , 30 августа 1944 года, судно получило повреждения, позднее было отремонтировано в Висе . [ 7 ] В дальнейшем корабль служил одним из вспомогательных грузовых кораблей Партизанского флота до конца войны. [ 6 ]
После Второй мировой войны корабль сначала был переименован в «Омладинац» (точно неизвестно когда), затем «Вридни» в 1962 году ; Служил на Бродосплитском судостроительном заводе до 1969 года. [ 8 ]
Сегодня Вридни находится в относительно плохом состоянии и лишен двигателя. [ б ] выставлен на стоянке судостроительного завода в Бродосплите и, очевидно, ожидает реставрации в качестве корабля-музея.
Описание и особенности
[ редактировать ]На металлической табличке, ныне найденной на надстройке, написано: « HOWALDTSWERKE, KIEL, 1894, No 452 », но это, судя по всему, не оригинальная табличка. [ 1 ] поскольку судно № 452, как сообщается, представляло собой понтон «А» постройки 1906 года, [ 4 ]
Морской альманах Министерства транспорта Королевства Югославия за 1930 год. [ 3 ] утверждает, что «Докет» представляет собой паровой буксир с гребным винтом, стальной, скорость 8 узлов, осадка 1,5 м, длина 12,5 м, ширина 2,8 м, высота 1,5 м. grt 11, nrt 5, nhp 10, ihp 50. Место постройки Риека (Фиуме) 1894. Минимальный экипаж 2. Карты 24. Владелец: Морская Техническая Промышленная Компания д.д. "Марьян" Сплит. [ с ] [ 7 ]
Строительство
[ редактировать ]Корабль отличался довольно необычной цилиндрической формой, особенно в подводной части, что обусловило хорошие морские качества (волны, создаваемые плаванием, были, как утверждается, «почти незаметными» [ 1 ] ). Конструкция представляет собой клепаную стальную конструкцию с деревянной палубой, металлической воронкой и деревянной надстройкой (сейчас отсутствует). [ 6 ]
Движение
[ редактировать ]Цилиндрический угольный паровой котел и поршневая паровая машина максимальной мощностью 45 л.с. (33 кВт) занимали котельное отделение и машинное отделение на миделе корабля. Двигатель приводил в движение четырехлопастной высокосортный (приблизительно P/D ~ 1) воздушный винт диаметром 900 мм с чрезвычайно узкими лопастями (примерно A D /A O ~ 0,2), [ 1 ] позволяя развивать скорость около 6 узлов. [ 11 ] Котел шотландского типа имеет диаметр 1,40 м и длину 1,10 м. Сравнительно большой паровой купол — 500 мм в диаметре и длине. Наружная оболочка цилиндрической воронки имеет диаметр 540 мм. Диаметр оси винта 70 мм, длина ступицы винта 110 мм. [ 1 ]
Статус
[ редактировать ]Корабль внесен в список культурных ценностей Республики Хорватия под регистрационным номером Z-437. [ 12 ]
Разное
[ редактировать ]- Название корабля «Вридни» — хорватское диалектное слово. [ д ] означает «старательный».
- Первоначальное название корабля «Леги» - венгерское слово, означающее «муха» (насекомое).
- Вестник Бродосплитского судостроительного завода [ 13 ] был назван в честь корабля «Вридни».
- Судно является одним из старейших полностью сохранившихся кораблей в мире .
Примечания
[ редактировать ]- ^ По данным некоторых источников [ 2 ] корабль служил в Риеке под названием Doket , что означает: док.
- ^ Сам паровой двигатель был разобран и отреставрирован и является экспонатом Хорватского морского музея в Сплите . [ 9 ] а паровой котел законсервирован и хранится во внутреннем музее Бродосплитского судостроительного завода. [ 10 ]
- ^ Морско-техническое промышленное предприятие Д.Д. «Марьян» Сплит .
- ^ Как используется в Далмации , особенно в Сплите .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Игорь Беламарич: Знакомство с кораблем , Хорватский гидрографический институт, Сплит, 2005 г., ISBN 953-6165-46-5 , с. 176-8 (хорватский)
- ^ Jump up to: а б Степан Лозо, Гордана Тюдор: Начало сплитского судостроения / Росси — первые хорватские паровозы , Хорватский морской музей, Сплит, 2006, ISBN 953-97658-5-4 (хорватский)
- ^ Jump up to: а б Морской ежегодник за 1930 год; Министерство транспорта Королевства Югославия, Управление морского сообщения, типография «Ново Доба», Сплит; стр. 116, № 12.
- ^ Jump up to: а б с Комментарии к фотографии Вридни на Shipspotting.com
- ^ Публикация на "Vlakovi" (хорватский форум о транспорте).
- ^ Jump up to: а б с Пресс-центр Бродосплитского судостроительного завода Интернет-страницы
- ^ Jump up to: а б Публикация на "Палюбе" (форум о кораблях)
- ^ "Вридни", Вестник верфи Бродосплит, год I, № 1, июнь 2006 г.
- ^ Отчеты Хорватского морского музея, Сплит: [1] , с. 7; и [2] , с. 2 (хорватский)
- ^ Управление по связям с общественностью судоремонтного завода Бродосплит
- ^ "Укорак с временем" (Журнал Ассоциации морских инженеров, Сплит ), № 44, с. 74 (хорватский)
- ^ Выдержка из Реестра хорватских культурных ценностей № 1/2002 (хорватский)
- ^ Вестник Бродосплитской верфи "Вридни"; архив онлайн-издания
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Игорь Беламарич: Корабль и энтропия , Литературный кружок, Сплит, 1998, ISBN 953-163-111-5 (хорватский)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Газетная статья о Ценном ; «Свободная Далмация», 7 февраля 2003 г. (хорватский)
- Судовой регистр - база данных виртуального венгерского судового регистра.
- Фотография Докета в конце Второй мировой войны.
- Интересное историческое фото Вридни.
- Фотография Вридни на imageshack.us
- Интересное фото, показывающее внутреннюю часть стального корпуса.
- Изображение, демонстрирующее первоначальный вид надстройки.
- Изображение, показывающее отделенную исходную надстройку.
- Фотографии Вридни на кораблях в Сплите