Jump to content

Югославский монитор Сава

Югославский монитор Сава
Черно-белое фото корабля рядом с доком
СМС Бодрог на реке Дунай в 1914 году.
История
Австро-Венгрия
Имя Бодрог
Тезка Река Бодрог
В эксплуатации 2 августа 1904 г.
Не работает 1918
Судьба Приписан к Королевству сербов, хорватов и словенцев (KSCS).
Королевство Югославия
Имя Собственный
Тезка Река Сава
Приобретенный 15 апреля 1920 г.
Судьба Затоплен экипажем 11/12 апреля 1941 г.
Независимое государство Хорватия
Имя Собственный
Приобретенный Подняли и отремонтировали
Судьба Затоплен экипажем 8/9 сентября 1944 г.
Социалистическая Федеративная Республика Югославия
Имя Собственный
Приобретенный Подняли и отремонтировали
Восстановлен 1952
Судьба Передан государственной компании
Примечания Служба в ВМФ закончилась в 1962 году.
Сербия
Имя Собственный
Приобретенный Министерство обороны Сербии и Военный музей в 2015 г.
Судьба Восстановлен
Статус
Общие характеристики
Класс и тип Темес Речной варан класса
Смещение 440 тонн (430 длинных тонн)
Длина 57,7 м (189 футов 4 дюйма)
Луч 9,5 м (31 фут 2 дюйма)
Черновик 1,2 м (3 фута 11 дюймов)
Установленная мощность
Движение 2 паровые машины тройного расширения
Скорость 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час)
Дополнить 77–79 офицеров и рядовых
Вооружение
  • 2 орудия 120 мм (4,7 дюйма) / L35 (2 × 1)
  • 1 × 120-мм (4,7 дюйма) гаубица L10
Броня

Югославский монитор Sava — это Temes класса речной монитор , построенный для ВМС Австро-Венгрии под названием SMS Bodrog . Она произвела первые выстрелы Первой мировой войны сразу после 01:00 29 июля 1914 года, когда она и двое других наблюдателей обстреляли сербскую оборону возле Белграда . Она входила в состав Дунайской флотилии и сражалась с сербскими и румынскими армиями от Белграда до устья Дуная . На заключительном этапе войны она была последним наблюдателем, отступившим в сторону Будапешта , но была захвачена сербами, когда приземлилась на песчаной отмели ниже по течению от Белграда. После войны она была передана вновь созданному Королевству сербов, хорватов и словенцев (позже Югославия ) и переименована в Саву . Она оставалась на службе в течение всего межвоенного периода, хотя бюджетные ограничения означали, что она не всегда была в полной боевой готовности.

Во время вторжения войск Оси в Югославию в апреле 1941 года Сава служил в составе 1-й мониторной дивизии. Вместе со своим коллегой-наставником Вардаром она заложила мины на Дунае недалеко от румынской границы в течение первых нескольких дней вторжения. Два наблюдателя отбили несколько атак Люфтваффе , но были вынуждены отойти в Белград. Из-за высокого уровня реки и низких мостов навигация была затруднена, и Сава была затоплена 11 апреля . Некоторые из ее экипажа пытались бежать через всю страну к южному побережью Адриатического моря, но все были схвачены до капитуляции Югославии . Позже судно было поднято военно-морским флотом Оси марионеточного государства , известного как Независимое государство Хорватия , и продолжало выполнять функции «Сава» до ночи 8 сентября 1944 года, когда оно снова было затоплено.

После Второй мировой войны «Сава» была снова поднята на воду и отремонтирована для службы в югославском флоте с 1952 по 1962 год. Затем она была передана государственной компании, которая в конечном итоге была приватизирована. В 2005 году правительство Сербии предоставило ей ограниченную охрану наследия после того, как граждане потребовали сохранить ее как плавучий музей , но в то время мало что было сделано для ее восстановления. Сербии Министерство обороны Белграда и Военный музей В 2015 году корабль приобрели . К началу 2019 года ее отреставрировали, а в ноябре 2021 года открыли как плавучий музей.

Описание и конструкция

[ редактировать ]

Речной Temes класса монитор , корабль был построен для австро-венгерского флота Х. Шёнихеном и спроектирован австрийским военно-морским архитектором Йозефом Тилем. Первоначально названный SMS Bodrog , он был заложен в Нойпесте 14 февраля 1903 года. [ 1 ] Как и ее родственный корабль SMS Temes , он имел общую длину 52,6 м (172 фута 7 дюймов). [ а ] ширина 9,5 м (31 фут 2 дюйма ) и нормальная осадка 1,2 м (3 фута 11 дюймов). [ 3 ] Ее стандартное водоизмещение составляло 440 тонн (430 длинных тонн), полное водоизмещение - 484,1 тонны (476,5 длинных тонн), а ее экипаж состоял из 77–79 офицеров и рядовых. [ 3 ] [ б ] Бодрог имел две паровые машины тройного расширения , каждая из которых приводила в движение один гребной вал. Пар вырабатывался двумя водотрубными котлами Ярроу , а ее двигатели имели мощность 1400 лошадиных сил (1000 кВт). Согласно проекту, она имела максимальную скорость 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час). [ 2 ] [ 3 ] и перевез 62 тонны (61 длинную тонну) угля. [ 4 ]

Бодрог был вооружен двумя 120-мм (4,7 дюйма) L/35. [ с ] орудия в одноорудийных башнях . [ 1 ] [ 3 ] Они были расположены вперед по обе стороны от боевой рубки, что значительно уменьшило дугу их стрельбы по сравнению с расположением орудий на предыдущих австро-венгерских речных мониторах. [ 3 ] Она также установила одну 120-мм (4,7 дюйма) гаубицу L/10 на центральной шарнирной установке . [ 1 ] располагался в кормовой части, но это было гораздо менее эффективное орудие, чем передние орудия. [ 3 ] [ 5 ] Максимальная дальность действия ее 120-мм орудий Škoda составляла 10 километров (6,2 мили), а ее гаубица могла стрелять 20-килограммовыми (44 фунтами) снарядами максимум на 6,2 км (3,9 мили). [ 6 ]

Ее броня состояла из пояса толщиной от 40 мм (1,6 дюйма) до 10 мм (0,39 дюйма), казематов и орудийных башен толщиной от 40 мм (1,6 дюйма) до 70 мм (2,8 дюйма) и палубной брони толщиной 19 мм (0,75 дюйма). в) толстый. Броня ее боевой рубки имела толщину 50 мм (2,0 дюйма). [ 3 ] [ д ] Ее броня, изготовленная из железо-никелевого сплава , была усовершенствованием доспехов более ранних австро-венгерских речных варанов. [ 3 ] «Бодрог» спущен на воду 12 апреля 1904 г., вступил в строй 2 августа 1904 г. [ 1 ] и завершено 10 ноября 1904 г. [ 2 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Сербская кампания

[ редактировать ]

«Бодрог» входил в состав Дунайской флотилии , а в начале Первой мировой войны базировался в Земуне , чуть выше по течению от Белграда на Дунае . [ 7 ] под командованием лейтенанта линейного корабля [ и ] (LSL) Paul Ekl. [ 1 ] Она делила базу с тремя другими наблюдателями и тремя патрульными катерами . [ 7 ] Австро-Венгрия объявила войну Сербии 28 июля 1914 года, и вскоре после 01:00 следующего дня Бодрог и двое других наблюдателей произвели первые военные выстрелы по сербским укреплениям на железнодорожном мосту Земун-Белград через Сава реку . и на холме Топчидер . [ 9 ] Мониторы уступили сербам в вооружении, и к августу они начали получать помощь от русских . Эта поддержка включала поставку и установку корабельных орудий, а также установку речных заграждений и мин . [ 10 ] 8 сентября австро-венгерская база в Земуне была эвакуирована перед лицом сербской контратаки . [ 11 ] Бодрог и тральщик «Андор» провели операцию по запугиванию в направлении Панчево 19 сентября, а шесть дней спустя Бодрог обстрелял сербские позиции на берегу Савы недалеко от Белграда. 28 сентября она встретилась с наблюдателем СМС Самошем в Бановцах , а на следующий день два наблюдателя нацелились на Белградскую крепость и провели разведку Земуна. 1 октября «Бодрог» отплыл в Будапешт , где был помещен в сухой док на две недели. Она вернулась во флотилию 15 октября. [ 1 ] К ноябрю французская артиллерийская поддержка прибыла в Белград, поставив под угрозу стоянку монитора. [ 12 ] а 12 ноября Экля заменил ЛСЛ Олаф Вульф. Тупиковая ситуация продолжалась до следующего месяца, когда сербы эвакуировали Белград перед лицом австро-венгерского нападения. [ 13 ] 1 декабря Бодрог и недавно назначенный наблюдатель СМС Эннс вступили в бой с отступающими сербами. [ 1 ] Менее чем через две недели австро-венгры отступили из Белграда, и вскоре он был отбит сербами при поддержке России и Франции. Бодрог продолжала действовать против Сербии и ее союзников в Белграде до декабря, когда ее база была переведена в Петроварадин , недалеко от Нови-Сада . на зиму [ 13 ]

Немцы и австро-венгры хотели перевезти боеприпасы по Дунаю в Османскую империю , поэтому 24 декабря 1914 года «Бодрог» и тральщик «Алмос» сопровождали пароход «Тринитас» , груженный боеприпасами , патрульный катер B и два буксира из Земун-па-Белград в сторону Ущелье Железные Ворота на сербско-румынской границе. [ 1 ] [ 14 ] Конвой преодолел строй обороны Белграда невредимым, но когда он достиг Смедерево , он получил информацию о том, что русские установили минное поле и бревенчатый барьер к югу от Железных ворот. Он повернул назад под шквальным огнем и отошел до Панчево, не повредив ни одно судно. Бодрог вернулся на базу, а монитор SMS Inn был отправлен охранять боеприпасы и сопровождать конвой обратно в Петроварадин. [ 14 ] В январе 1915 года британская артиллерия прибыла в Белград, еще больше укрепив его оборону. [ 15 ] и Бодрог провел первые месяцы года в Земуне. 23 февраля командование принял LSL Козимус Бём. 1 марта «Бодрог» и несколько других судов, включая монитор SMS Körös, были переведены в Петроварадин. [ 1 ] После начала Галлиполийской кампании поставки боеприпасов османам стали критическими, поэтому была запланирована еще одна попытка. 30 марта из Земуна вышел пароход «Белград» в сопровождении «Бодрога» и «Энса» . Конвой не был обнаружен, когда он проплывал мимо Белграда ночью во время шторма, но после того, как мониторы вернулись на базу, Белград подорвался на мине возле Винчи и, попав под сильный артиллерийский огонь, взорвался возле Ритопека . [ 14 ] 22 апреля 1915 года британский патрульный катер, доставленный по суше по железной дороге из Салоник, был использован для атаки на якорную стоянку Дунайской флотилии в Земуне, безуспешно выпустив две торпеды. [ 16 ]

В сентябре 1915 года к Центральным державам присоединилась Болгария , и вскоре сербская армия столкнулась с подавляющим наземным вторжением Австро-Венгрии, Германии и Болгарии. В начале октября 3-я австро-венгерская армия атаковала Белград, и Бодрог вместе с большей частью флотилии активно занимался поддержкой переправ в районе Белградской крепости и острова Ада-Циганлия . [ 17 ]

Цветная фотография большого острова посреди реки на фоне города.
Вид с Белградской крепости на остров Великой войны . Бодрог поддержал переправу через Дунай в октябре 1915 года в районе крепости.

Румынская кампания

[ редактировать ]

После захвата Белграда 11 октября и первоначального разминирования и других препятствий флотилия направилась вниз по течению к Оршове недалеко от венгерско-румынской границы и ждала, пока нижний Дунай будет очищен от мин. Начиная с 30 октября 1915 года, они сопровождали серию конвоев с боеприпасами по Дунаю в Лом , где боеприпасы были перегружены по болгарской железнодорожной системе для отправки в Османскую империю. [ 18 ]

В ноябре 1915 года Бодрог и другие наблюдатели были собраны в Рущуке , Болгария. [ 18 ] Центральные державы знали, что румыны ведут переговоры о вступлении в войну на стороне Антанты , поэтому флотилия создала защищенную базу в канале Белене для защиты 480-километровой (300 миль) границы по Дунаю между Румынией и Болгарией. [ 19 ] В 1915 году 120-мм гаубица на « Бодроге» была заменена одной 66-мм (2,6 дюйма) пушкой L/18, а также были установлены три пулемета. [ 3 ]

Когда румыны вступили в войну 27 августа 1916 года, мониторы снова оказались в Рущуке и были немедленно атакованы тремя импровизированными торпедными катерами, действовавшими из румынского речного порта Джурджу . Выпущенные торпеды не попали в мониторы, но попали в зажигалку с топливом. Получив задание на следующий день обстрелять Джурджу, вторая дивизия мониторов , состоящая из Бодрога и трех других мониторов, подожгла нефтехранилища, железнодорожную станцию ​​и склады , а также потопила несколько румынских лихтеров. Пока шла атака, Первая дивизия мониторов сопровождала корабли снабжения обратно на якорную стоянку Белене. Затем Бодрог и ее товарищи уничтожили два румынских патрульных катера и импровизированный минный заградитель на обратном пути в Белене. За этим последовали набеги дивизии как к востоку, так и к западу от Белене, в ходе которых Турну Мэгуреле и Зимнича . были обстреляны [ 20 ]

2 октября 1916 года Бодрог и Кёрёш атаковали румынский понтонный мост, возведенный через Дунай в Оряхово , получив пять прямых попаданий, что способствовало разгрому румынского наступления на Фламанду . За этим последовали действия в поддержку переправы Генерал-фельдмаршала. [ ж ] Августа фон Макензена Третья австро-венгерская армия в Систове . Затем Бодрог перезимовал в Турну-Северине . [ 1 ]

С 21 февраля 1917 года Бодрог и Корёш использовались в качестве охранных кораблей в Брэиле . 1 марта Бодрог застрял во льду в соседнем Мэцине . LSL Гвидо Ташлер принял командование Бодрогом в 1918 году. Весенняя оттепель того года привела к тому, что Бодрог , Корёш , Самош , Босна и несколько других судов были отправлены через устье Дуная в Черное море в составе Flottenabteilung Wulff (Флотской дивизии Вульф) под командованием. флоттенкапитана (капитана флота ) Олафа Вульфа, прибывшего в Одессу 12 апреля. 15 июля он вместе с «Босной» отошел в порт Николаев , а с 5 августа «Бодрог» находился в Херсоне . 12 сентября он вернулся в Брэилу вместе с другими судами. [ 1 ]

Бодрог был отправлен в Рени недалеко от устья Дуная для защиты отходящих австро-венгерских войск, прибывших туда 1 октября. Затем она поплыла вверх по течению, достигнув 11 октября Рущука, а двумя днями позже - Джурджу. 14 октября она была дислоцирована в Ломе. [ 22 ] Она была последним австро-венгерским наблюдателем, отступившим в сторону Будапешта, и единственным, кому не удалось добраться до города. 31 октября 1918 года Бодрог столкнулся с песчаной отмелью, двигаясь сквозь густой туман возле Винчи. [ 23 ] и сильный сербский артиллерийский огонь не позволил ее спасти. [ 3 ] Позже она была захвачена сербской армией. [ 24 ]

Межвоенный период и Вторая мировая война

[ редактировать ]
Черно-белая фотография самолета, летящего на фоне гор.
Во время отхода в сторону Белграда Сава и Вардар неоднократно подвергались атакам немецких Junkers Ju 87 Stuka пикирующих бомбардировщиков .

С момента перемирия до сентября 1919 года экипаж «Бодрога» состоял из моряков недавно созданного Королевства сербов, хорватов и словенцев ( сербско-хорватский : Kraljevina Srba, Hrvata i Slovenaca , KSCS; позднее Королевство Югославия). По условиям Сен-Жермен-ан-Леского договора « Бодрог» был передан КСКС вместе с рядом других судов, включая три других речных монитора, [ 25 ] но официально не был передан ВМФ КСКС и переименован в Саву до 15 апреля 1920 года. [ 26 ] [ 27 ] Ее однотипный корабль Temes был передан Румынии и переименован в Ardeal . [ 2 ] В 1925–26 годах «Сава» была переоборудована, но к следующему году только два из четырех речных мониторов ВМФ КСКС постоянно оставались в полной боевой готовности. [ 28 ] В 1932 году британский военно-морской атташе сообщил, что югославские корабли мало занимались артиллерийской подготовкой, а также мало учениями и маневрами из-за сокращения бюджета. [ 29 ] была установлена ​​единственная 2-фунтовая (40-мм (1,6 дюйма)) зенитная пушка Vickers QF L/39 , снятая с одной из «Храбри» класса подводных лодок во время ремонта. Между 1933 и 1934 годами на «Саве» для улучшения ее противовоздушная оборона. В 1939 году это орудие было заменено единственной Škoda калибра 40 мм L/67. зенитной пушкой [ 3 ]

Сава базировалась в Дубоваце под руководством Германии. , когда 6 апреля 1941 года началось вторжение войск Оси в Югославию Она была приписана к 1-й мониторной дивизии. [ 30 ] и отвечал за румынскую границу на Дунае, под оперативным контролем 3-й пехотной дивизии Дунавска . [ 31 ] Ее командиром был лейтенант линкора. [ г ] Удачи, Ройс. [ 3 ]

В тот день Сава и ее коллега-наставник Вардар отбили несколько атак отдельных самолетов Люфтваффе на свою базу. [ 33 ] В течение следующих трех дней два наблюдателя заминировали Дунай недалеко от границы с Румынией. [ 34 ] 11 апреля они были вынуждены отойти из Дубоваца в сторону Белграда. [ 35 ] Во время отхода они неоднократно подвергались атакам Junkers Ju 87 Stuka пикирующих бомбардировщиков . [ 36 ] Сава и ее товарищ-монитор не пострадали и около 20:00 бросили якорь в месте слияния Дуная и Савы недалеко от Белграда, где к ним присоединилась Морава . Три капитана посовещались и решили затопить свои суда из-за высокого уровня воды в реках и низких мостов, а это означало, что мониторам не хватало свободного пространства для свободного плавания. Экипажи мониторов затем перегрузили на два буксира, но когда один из буксиров проходил под железнодорожным мостом, на мосту случайно взорвались заряды, и мост упал на буксир. Из 110 офицеров и солдат, находившихся на борту судна, 95 погибли. [ 35 ] [ 37 ]

После затопления мониторов около 450 офицеров и солдат с Савы и других речных судов собрались в Обреноваце . Вооруженные только личным оружием и несколькими пулеметами, снятыми с затопленных судов, экипажи направились в сторону Которского залива на юге Адриатики двумя группами . Меньшая из двух групп достигла своей цели, но большая группа добралась до Сараево только к 14 апреля, прежде чем была вынуждена сдаться. [ 38 ] Остальные направились к Которскому заливу, который был захвачен итальянским XVII корпусом . 17 апреля [ 39 ]

Сава была поднята и отремонтирована военно-морским флотом марионеточного государства Оси — Независимого государства Хорватия . [ 37 ] на заводе железнодорожного подвижного состава в Славонском Броде , [ 3 ] и служила вместе со своим товарищем-монитором Моравой , которая также была поднята, отремонтирована и переименована в Босну . Вместе с шестью трофейными моторными лодками и десятью вспомогательными судами они составляли речную полицию хорватского государства. [ 40 ] Сава входил в состав 1-й патрульной группы командования Речной флотилии со штабом в Земуне. [ 41 ] и им командовал Капетан корвет [ ч ] Степан Лернер. [ 3 ] На хорватской службе Сава был вооружен двумя 120-мм пушками, одной 40-мм зенитной пушкой, одним Zbrojovka Brno 15-мм (0,59 дюйма) ZB-60 зенитным пулеметом , двумя ручными пулеметами и двумя минометами . [ 3 ] Ее экипаж затопил ее возле Славонски Брода в ночь на 8 сентября 1944 года и перешел на сторону югославских партизан . [ 42 ]

Послевоенный период

[ редактировать ]
Сава после реставрации, ноябрь 2021 г.

Сава снова была поднята и отремонтирована после Второй мировой войны. Вооружен двумя одиночными 105-мм (4,1 дюйма) артиллерийскими башнями, тремя одиночными 40-мм (1,6 дюйма) артустановками и шестью 20-мм (0,79 дюйма) орудиями. [ 43 ] она служила в югославском флоте с 1952 по 1962 год. После этого она была передана в руки государственной компании, которая была приватизирована после распада Югославии . В 2005 году правительство Сербии предоставило ей ограниченную охрану наследия после того, как граждане потребовали сохранить ее как плавучий музей, хотя по состоянию на 2014 год, когда она служила гравийной баржей, мало что было сделано для ее восстановления. [ 23 ] В декабре 2015 года «Саву» приобрели Министерство обороны Белграда Сербии и Военный музей , которые планировали ее восстановить. [ 44 ] Корабль является одним из двух сохранившихся австро-венгерских речных мониторов, служивших во время Первой мировой войны. [ 45 ] Другой — SMS Leitha , гораздо более старый монитор, который с 2014 года является кораблем-музеем, стоящим на якоре рядом со зданием венгерского парламента в Будапеште. [ 46 ] К началу 2019 года Сава была восстановлена. [ 47 ] Она была открыта как плавучий музей вдоль реки Сава в Белграде в ноябре 2021 года. [ 48 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ По словам Павлика, Христа и Винклера, ее общая длина составляла 56,2 м (184 фута 5 дюймов), [ 1 ] а Грегер сообщает, что ее общая длина составляет 57,7 м (189 футов 4 дюйма). [ 2 ]
  2. По данным Павлика, Христа и Винклера, ее экипаж насчитывал 77 офицеров и солдат. [ 1 ] а Грегер сообщает, что ее экипаж состоит из 86 офицеров и рядовых. [ 2 ]
  3. ^ L/35 обозначает длину пистолета. В данном случае калибр L/35 означает, что длина орудия в 35 раз превышала диаметр его канала ствола.
  4. По словам Павлика, Христа и Винклера, ее орудийные башни имели толщину брони 75 мм (3,0 дюйма). [ 1 ]
  5. ^ Эквивалент гауптмана ( капитана ) австро-венгерской армии. [ 8 ]
  6. ^ Эквивалент фельдмаршала британской армии . [ 21 ]
  7. ^ Это эквивалентно званию ВМС США лейтенанта-командующего . [ 32 ]
  8. ^ Это эквивалентно командующему США ВМС . [ 32 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Павлик, Крист и Винклер 1989 , стр. 60.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Грегер 1976 , с. 141.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Фрейвогель 2020 , с. 302.
  4. ^ Информационная группа Джейн, 1989 , с. 315.
  5. По словам Павлика, Христа и Винклера, также были установлены две 37-мм (1,5 дюйма) пушки, [ 1 ] но Фрейвогель не упоминает никаких дополнительных орудий. [ 3 ]
  6. ^ Грегер 1976 , с. 10.
  7. ^ Jump up to: а б Халперн 2012 , стр. 261–262.
  8. ^ Дик 1990 , Введение.
  9. ^ Ключи, 27 июля 2014 г.
  10. ^ Халперн 2012 , стр. 263–265.
  11. ^ Халперн 2012 , с. 263.
  12. ^ Халперн 2012 , с. 265.
  13. ^ Jump up to: а б Халперн 2012 , стр. 265–266.
  14. ^ Jump up to: а б с Халперн 2012 , с. 267.
  15. ^ Халперн 2012 , с. 266.
  16. ^ Халперн 2012 , стр. 270–271.
  17. ^ Халперн 2012 , с. 272.
  18. ^ Jump up to: а б Халперн 2012 , с. 274.
  19. ^ Халперн 2012 , с. 275.
  20. ^ Халперн 2012 , с. 277.
  21. ^ Момбауэр 2001 , с. хв.
  22. ^ Павлик, Христос и Винклер 1989 , стр. 60–61.
  23. ^ Jump up to: а б Сан-Диего Юнион-Трибьюн, 14 апреля 2014 г.
  24. ^ Фицсаймонс 1977 , с. 843.
  25. ^ Гардинер 1985 , стр. 422.
  26. ^ Гардинер 1985 , стр. 426.
  27. ^ Павлик, Крист и Винклер 1989 , стр. 61.
  28. ^ Джарман 1997a , с. 732.
  29. ^ Джарман 1997b , с. 451.
  30. ^ Нихорстер 2013a .
  31. ^ Терзич 1982 , стр. 168.
  32. ^ Jump up to: а б Нихорстер 2013b .
  33. ^ Терзич 1982 , стр. 297.
  34. ^ Терзич 1982 , стр. 333–334.
  35. ^ Jump up to: а б Терзич 1982 , стр. 391–392.
  36. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 222.
  37. ^ Jump up to: а б Шено 1980 , с. 357.
  38. ^ Терзич 1982 , стр. 405, 432.
  39. ^ Терзич 1982 , стр. 457.
  40. ^ Шено 1980 , с. 359.
  41. ^ Нихорстер 2013c .
  42. ^ Клуб военно-морских рекордов 1965 , с. 44.
  43. ^ Гардинер 1983 , стр. 392.
  44. ^ Министерство обороны Республики Сербия, 11 декабря 2015 г.
  45. Зарич, 27 апреля 2014 г ..
  46. ^ Ежедневные новости Венгрии, 15 августа 2014 г.
  47. Якшич, 3 апреля 2019 г ..
  48. Васович, 12 ноября 2021 г.

Книги и журналы

[ редактировать ]
  • Шено, Роджер, изд. (1980). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-146-5 .
  • Дик, Иштван (1990). За пределами национализма: социальная и политическая история офицерского корпуса Габсбургов, 1848–1918 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-992328-1 .
  • Фицсаймонс, Бернард, изд. (1977). Иллюстрированная энциклопедия оружия и боевых действий ХХ века . Том. 8. Нью-Йорк: Колумбийский дом. OCLC   732716343 .
  • Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918-1945 гг . Загреб, Хорватия: Деспот Бесконечный. ISBN  978-953-8218-72-9 .
  • Гардинер, Роберт, изд. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Гардинер, Роберт, изд. (1983). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1982» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-919-1 .
  • Грегер, Рене (1976). Австро-венгерские военные корабли Первой мировой войны . Лондон: Аллан. ISBN  978-0-7110-0623-2 .
  • Халперн, Пол Г. (2012). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-266-6 .
  • Информационная группа Джейн (1989) [1946/47]. Боевые корабли Джейн времен Второй мировой войны . Лондон: Студийные издания. ISBN  978-1-85170-194-0 .
  • Джарман, Роберт Л., изд. (1997а). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 1. Слау, Беркшир: Архивное издание. ISBN  978-1-85207-950-5 .
  • Джарман, Роберт Л., изд. (1997б). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 2. Слау, Беркшир: Архивное издание. ISBN  978-1-85207-950-5 .
  • Момбауэр, Анника (2001). Гельмут фон Мольтке и истоки Первой мировой войны . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-79101-4 .
  • Павлик, Джордж; Кристиан, Хайнц; Винклер, Герберт (1989). Дунайская флотилия КуК 1870–1918 [ Дунайская флотилия КуК 1870–1918 ] (на немецком языке). Грац, Австрия: H. Weishaupt Verlag. ISBN  978-3-900310-45-5 .
  • Шорс, Кристофер Ф.; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1987). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит, 1940–41 . Лондон: Груб-стрит. ISBN  978-0-948817-07-6 .
  • Терзич, Велимир (1982). Распад Королевства Югославии в 1941 году: причины и последствия ( поражения на сербско-хорватском языке). Том. 2. Белград, Югославия: Народная книга. OCLC   10276738 .
  • Клуб военно-морских рекордов (1965). «Независимый хорватский флот». Военный корабль Интернешнл . 2 . ISSN   0043-0374 .

Интернет-источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ca2f5ba3ef4b6be8072a6cb7d1946e9__1723049340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/e9/4ca2f5ba3ef4b6be8072a6cb7d1946e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yugoslav monitor Sava - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)