Удачи, катастрофа
Удачи, катастрофа | |
---|---|
Координаты | 37°01' с.ш., 23°10' в.д. 37 ° 01' с.ш. 23 ° 10' в.д. / 37,017 ° с.ш. 23,167 ° в.д. |
Дата | 27 апреля 1941 г |
Цель | Военный корабль Slamat и эсминцы HMS Diamond и HMS Wryneck |
Тип атаки | Воздушная атака на корабли |
Оружие | Юнкерс Ju 87 Пикирующие бомбардировщики |
Летальные исходы | 983 |
Преступники | ВВС |
Катастрофа «Сламат» представляет собой череду трех связанных кораблекрушений во время битвы за Грецию 27 апреля 1941 года. Голландский военный корабль «Сламат» и Королевского флота эсминцы HMS Diamond и HMS Wryneck затонули в результате воздушных атак Luftwaffe Junkers Ju 87 пикирующих бомбардировщиков . Три корабля затонули у восточного побережья Пелопоннеса во время операции «Демон», которая заключалась в эвакуации британских, австралийских и новозеландских войск из Греции после их поражения в результате вторжения немецких и итальянских войск.
Потеря трех кораблей привела к гибели примерно 983 человек. Выжили только 66 человек.
Операция Демон
[ редактировать ]6 апреля 1941 года Германия и Италия вторглись в Югославию и Грецию . Экспедиционный корпус британских, австралийских и новозеландских войск уже находился в Греции, но они и греческие защитники уступили захватчикам позиции и к 17 апреля [ 1 ] Британская империя начала планировать эвакуацию 60 000 солдат.
Slamat — голландский военный корабль водоизмещением 11 406 брт , переоборудованный из Koninklijke Rotterdamsche Lloyd («Королевский голландский Ллойд») океанского лайнера . С октября 1940 года действовал в Индийском океане , но в апреле 1941 года ему было приказано через Суэцкий канал выйти в Средиземное море для участия в операции «Демон».
Конвой АГ 14
[ редактировать ]К 23 апреля «Сламат» находился в Средиземном море, а 24 числа он был одним из шести торговых судов, вышедших из Александрии с конвоем AG 14 в Грецию. Британские, австралийские и новозеландские силы были рассредоточены по большей части территории Греции, поэтому 26 апреля, когда AG 14 достиг греческих вод, он разделился, чтобы достичь разных точек посадки. [ 2 ] Slamat и меньший военный корабль, водоизмещением 7513 брт Khedive Ismail , управляемый British-India Line , вместе с крейсером HMS Calcutta и несколькими эсминцами были отправлены в Науплию. [ 3 ] и Толон в Арголическом заливе на востоке Пелопоннеса . Корвет HMS Salvia прочёл залив Науплиа на наличие мин ещё до прибытия кораблей. [ 2 ]
Воздушная разведка Люфтваффе обнаружила AG 14 в полдень 26 апреля. [ 2 ] Захватчики имели превосходство в воздухе, а возможности Королевских ВВС по сопротивлению сокращались с каждым днем. [ 4 ] 24 апреля Belfast Steamship Company военный корабль Ulster Prince сел на мель на фарватере залива Науплиа, заблокировав доступ кораблям в порт. На следующий день воздушная атака привела к полной гибели севшего на мель корабля. [ 5 ] Кораблям теперь придется вставать на якорь в бухте, и тендеры потребуются для доставки к ним войск и техники с берега, поэтому десантный корабль пехоты «Гленерн» (переоборудованный торговый корабль «Глен Лайн» ) был отправлен для доставки нескольких десантных кораблей в порт. Науплия. Однако 26 апреля Junkers Ju 87 Stuka атака вывела из строя Гленерн . [ 6 ] поэтому она высадила свои LCA на берег для использования в Монемвасии и отбуксировала в залив Суда . По пути в Науплию конвой подвергся нападению самолетов, и несколько бомб попали в Сламат , причинив тяжелые повреждения палубам B и C, уничтожив две ее спасательные шлюпки и ранив одного члена экипажа. Немцы осознали, что корабли погрузят войска ночью и уйдут рано утром следующего дня (27 апреля), поэтому генерал дер Флигер Вольфрам фрайгерр фон Рихтгофен , командующий VIII. Fliegerkorps планировал атаковать корабли, когда они покидали различные точки посадки. [ 2 ]
26 апреля в 23:40 легкие крейсеры «Орион» и HMAS «Перт» присоединились к «Хедиву Исмаил» , «Сламат» , «Калькутта» и четырем эсминцам в заливе Науплиа. Эсминец HMS Diamond патрулировал, опасаясь подводных лодок, в то время как другие корабли по очереди отправляли войска. Единственными доступными тендерами были десантные суда А5 , местные каики и собственные катера. Один каик, Агиос Георгиос , представлял собой большую лодку, вмещающую 600 человек. Была зыбь и легкий ветер, а в темноте произошли одна или две аварии, и один китобойный корабль перевернулся. Калькутта и Орион погрузили на борт 960 и 600 солдат соответственно; эсминцы HMS Hotspur и Isis 500 и 408. Медленная скорость посадки означала, что Хедив Исмаил не получила свою очередь и не погрузила на борт никаких войск.
В 03:00 Калькутта приказала всем кораблям отплыть, но Сламат не подчинился и продолжил погрузку войск. Калькутта и Хедив Исмаил отплыли в 04:00; Сламат последовала за ней в 04:15, к этому времени она погрузила на борт около 500 военнослужащих: примерно половину своей вместимости. [ 3 ] Приблизительно 700–2000 человек остались позади, но Хотспур остался в Науплии, чтобы погрузить на борт как можно больше из них. [ 2 ]
Потеря Сламата
[ редактировать ]Конвой двинулся на юг по Арголическому заливу; Калькутта и Хедив Исмаил на скорости 12 узлов (22 км/ч) и Сламат на полной скорости 16 узлов (30 км/ч), чтобы догнать их. В 06:45 [ 2 ] или 07:15 часов [ 3 ] Самолеты Люфтваффе атаковали конвой у Леонидиона у устья залива. Первыми атаковали три истребителя Messerschmitt Bf 109 , за ними последовал Staffel из девяти Junkers Ju 87 Stuka пикирующих бомбардировщиков из Sturzkampfgeschwader 77 в Альмиросе , бомбардировщики Junkers Ju 88 и Dornier Do 17 и еще несколько бомбардировщиков Bf 109. [ 2 ] Нападавшие в основном нацеливались на военные корабли, но зенитный огонь из Калькутты и Даймонда сначала не позволил самолетам поразить Сламат . Затем SC250 250-килограммовая (550 фунтов) бомба взорвалась между ее мостиком и носовой трубой, в результате чего мостик, диспетчерская и каюта капитана загорелись. Ее система водоснабжения вышла из строя, что лишило ее команду возможности тушить пожар. Еще одна бомба попала в корабль, и он накренился на правый борт. [ 2 ]
Сламата Капитан , Тьяллинг Луидинга , отдал приказ покинуть корабль. Бомбардировка и пожар уничтожили некоторые из ее спасательных шлюпок и спасательных плотов , а оставшиеся шлюпки и плоты были спущены на воду в результате второй атаки «Штуки» . [ 7 ] Хотспур сообщил, что видел четыре бомбы, попавшие в Сламат . По крайней мере две спасательные шлюпки перевернулись; № 10 от перегрузки и № 4, когда в разгар перевозки выживших Даймонду пришлось умчаться от нее, чтобы уклониться от воздушной атаки. Пилот «Штуки» , Бертольд Юнг, видел, как «один или два» его товарища-пилота расстреливали из пулеметов выживших в лодках. Юнг служил в Немецкий военно-морской флот, и вернувшись на аэродром Альмирос, он очень сильно жаловался, что люди в спасательных шлюпках достаточно пострадали, поэтому в будущем их следует щадить. [ 2 ]
Орион , Исида и Хедив Исмаил продолжали двигаться, чтобы достичь залива Суда , в то время как Калькутта спасла некоторых выживших и приказала эсминцу «Даймонд » идти рядом со Сламатом, чтобы спасти еще больше. В 08:15 Даймонд сообщила, что она все еще спасает выживших и все еще подвергается воздушной атаке. В 09:16 эсминцы HMAS Vendetta , HMAS Waterhen и HMS Wryneck прибыли из залива Суда на Крите , чтобы усилить конвой, поэтому Калькутта послала Wryneck на помощь Даймонду . В 09:25 Даймонд сообщила, что спасла большую часть выживших и направляется в залив Суда. Она оставила несколько человек на спасательных плотах, где их расстреляли самолеты. Калькутты Капитан сообщил, что атака продолжалась примерно до 10:00. [ 2 ] Ринек достиг Даймонда около 10:00. [ 2 ] и подал сигнал о запросе на прикрытие самолетов в 10:25. [ 3 ]
Даймонд в сопровождении Райнека вернулся в Сламат и прибыл около 11:00. Эсминцы обнаружили шлюпки № 10 и № 4 Сламата спасательные , обе из которых были восстановлены. Они спасли 30 военнослужащих и двух голландских членов экипажа с № 10, а также и второго Сламата офицера нескольких других выживших с № 4. Сламат горел от носа до кормы, а Даймонд выпустил торпеду в ее левый борт, которая затонула в результате переворота. де грация . [ 2 ] [ 7 ] К настоящему времени «Даймонд» нес около 600 выживших со , Сламата включая капитана Луидингу. [ 2 ]
Потеря Алмаза и Кривошея
[ редактировать ]Около 13:15 « Штаффель» в составе четырех-девяти бомбардировщиков Ju 87 вышел из-под Солнца и внезапно атаковал два эсминца. [ 2 ]
Одна бомба попала в , отделение машинное Даймонда остановив его двигатели и обрушив трубу, мачту и радиоантенну. Другой взорвался в море у левого борта, пробоив корпус под носовой палубой. ее машинного отделения Старшина Х. Т. Дэвис находился на палубе, но бросился вниз и сбросил давление в котле № 3, чтобы предотвратить риск взрыва котла. [ 2 ] Она затонула за восемь минут. Обе ее спасательные шлюпки были уничтожены, но ее команда спустила на воду три поплавка «Карли» . [ 2 ]
Три бомбы попали в Райнек . Первый взорвался на левом борту и повредил корпус; вторая и третья попали в машинное отделение и мостик. Ее инженер Морис Уолдрон отключил ее котлы, вывел на палубу раненого австралийского офицера, за которым он присматривал, и поместил его в поплавок Карли. Wryneck перевернулась влево , но сумела спустить на воду свой китобойный корабль и три поплавка Carley, прежде чем затонула через 10–15 минут. [ 2 ]
Лейтенант-коммандер Филип Картрайт, командовавший «Даймондом» , находился на поплавке «Карли», но уступил свое место матросу, находившемуся в воде. Картрайта больше не видели. [ 2 ] Несколько человек на плавучих платформах Карли погибли либо от ран, либо утонули в волнах. В их число входили лейтенант-командир Роберт Лейн, который командовал Ринекком , и доктор Г.Х. Бранд, который был врачом гражданского корабля на Сламате . [ 2 ]
Спасения
[ редактировать ]судно Райнека Китобойное получило две пробоины, но его отремонтировали. Пассажиры были мокрыми насквозь, компас был поврежден, а питьевая вода загрязнена. Ее четыре весла были исправны, поэтому командование принял на себя инженер Уолдрон, и она отправилась на восток мимо мыса Малеас , буксируя два поплавка «Карли» и их пассажиров. [ 2 ] Вечером ветер усилился, из-за чего поплавки ударились о лодку, поэтому Уолдрон неохотно бросил их по течению. Уолдрон также ухаживал за старшим моряком Джорджем Фуллером, у которого были пулевые ранения в живот и бедро. [ 2 ]
В 19:00 крейсер HMS Phoebe и семь эсминцев достигли бухты Суда и высадили эвакуированные войска. Вице -адмирал Сил Света Генри Придэм-Уиппелл забеспокоился, что Даймонда среди них нет. Между 19:22 и 19:55 неоднократные попытки связаться с Даймондом по радио не принесли ответа. Райнеку было приказано хранить молчание по радио , поэтому не было предпринято никаких попыток связаться с ней по рации. Вместо этого Фиби и Калькутту спросили, видели ли они ее, но их ответы в 22:35 и 22:45 были неопределенными. [ 8 ]
Придэм-Виппелл отправил эсминец HMS Griffin на позицию в Арголическом заливе, где Сламат затерялся . Гриффин нашел 14 выживших на двух платформах Карли. В 02:40 она сообщила о спасении, сообщив, что оба эсминца были потоплены около 13:30 и она все еще ищет судно Райнека китобойное . Утром она нашла еще поплавки и еще четырех выживших. Она отвезла выживших на Крит. [ 2 ]
Последний выживший из Сламата , [ 9 ] Ветеран Службы Королевской армии Джордж Декстер утверждает, что после того, как Райнек был потоплен, он и трое других мужчин были спасены Орионом . [ 10 ]
Утром 28 апреля китобойное судно находилось примерно в 30 морских милях (56 км) от Милоса в Эгейском море и взяло курс на остров. В полдень она заметила скалу Ананес, примерно в 13 морских милях (24 км) к юго-востоку от Милоса, поэтому Уолдрон решил приземлиться там, поскольку все были измотаны. В скале есть залив, где китобой нашел каику, полную греческих беженцев и британских солдат, отправившихся из Пирея и направлявшихся на Крит, но плывущих только ночью, чтобы избежать обнаружения. Вечером каик покинул Ананес и направился на юг, на Крит. Как можно больше выживших перебрались на каик, но он был очень набит, поэтому отбуксировал китобой с пятью мужчинами, все еще находившимися в нем. Утром 29 апреля каик заметил небольшой десантный корабль А6 , вышедший из Порто-Рафти недалеко от Афин. Она взяла на борт всех с каика и китобойного судна, и на следующий день они достигли залива Суда. После непродолжительного пребывания выжившие со Сламата , Даймонда и Райнека были доставлены на HMS Hotspur в Порт-Саид. , Египет. [ 2 ]
Потери
[ редактировать ]Около 1000 человек погибли в результате потери Сламата , Даймонда и Райнека . Из примерно 500 солдат, которых погрузил Сламат , восемь выжили. [ 8 ] Из ее состава, состоящего из 193 членов экипажа и 21 австралийского и новозеландского стрелка DEMS , выжили 11. Из Даймонда 166 человек выжило 20. Из « Ринека » 106 членов экипажа выжило 27. У Сламата был смешанный экипаж из 84 гоанцев , 74 голландцев, 24 китайцев, 10 австралийцев и норвежца. Среди 11 выживших оказались шесть жителей Гоа, четверо голландцев и еще один. [ 7 ]
Тела троих членов экипажа " Сламата " выбросило на берег вдали от места крушения: ученика рулевого Дж. Пилле на греческом острове Стамперия, второго помощника капитана Г. ван дер Вуда в Александрии в Египте и триммера фонаря Й. ван дер Брюгге в секторе Газа в Палестине . [ 2 ]
Споры
[ редактировать ]Вице-адмирал Придэм-Виппел возложил главную ответственность за катастрофу на Сламата , утверждая, что ее неспособность вылететь в течение 75 минут после того, как ей был приказано, «привела к тому, что она оказалась в пределах досягаемости пикирующих бомбардировщиков намного позже рассвета». [ 4 ] В томе своей истории «Вторая мировая война » Уинстон Черчилль написал: «В Навплионе произошла катастрофа. «Сламат», в отважной, но ошибочной попытке погрузить на борт максимальное количество людей, слишком долго оставался на якорной стоянке». Голландский историк Карел Беземер согласился с тем, что, если бы Сламат подчинился приказу и ушел вовремя, конвой не подвергся бы нападению. [ 2 ]
Франс Луидинга, опубликовавший в 1995 году книгу о своем отце Тьяллинге Луидинге, отмечает, что если бы Сламат ушел вовремя, конвой в момент нападения находился бы всего на 20 морских миль (37 км) южнее. Он все еще находился в пределах досягаемости от базы Jg 77 в Альмиросе и вряд ли давал достаточное преимущество при уменьшении истребительного прикрытия Королевских ВВС. Немцы знали, что конвой проведет ночь с 26 на 27 апреля, эвакуируя войска из Науплии, и к рассвету не выйдет далеко за пределы Арголического залива. Франс Луидинга обвиняет Королевский флот в том, что он включил в эвакуацию военные корабли, утверждая, что только военные корабли обладали скоростью, маневренностью и огневой мощью, чтобы вернуться из Науплии под обстрелом. [ 2 ]
Вопреки аргументам Луидинги, военный корабль «Хедив Исмаил» выжил, тогда как эсминцы «Даймонд» и «Ринек» были потоплены. А если бы конвой находился на 20 морских миль южнее, Вендетта , Уотерхен и Райнек могли бы встретить его в 08:00, а не в 09:15, что увеличило бы как его зенитный огонь, так и возможности по спасению выживших. Расстояние от Альмироса позволяло тем же «Штукам» совершать неоднократные атакующие заходы, хотя на обратном пути на базу один из них останавливался в Коринфе для дозаправки. Увеличение расстояния туда и обратно на 40 морских миль могло бы незначительно снизить способность самолета к повторным атакам.
Общая ситуация была такова, что, если бы Сламат ушел вовремя, как было приказано, он, скорее, лишь смягчил бы нападение, а не предотвратил его. Адмиралтейство, возможно, было обеспокоено как общим риском, возникающим из-за того, что союзные и гражданские корабли не выполняли приказы Королевского флота, так и любыми прямыми потерями, которые могла или не могла быть вызвана задержка Луидинги.
Награды и памятники
[ редактировать ]В ноябре 1941 года Филип Картрайт из HMS Diamond был посмертно удостоен звания кавалера ордена «За выдающиеся заслуги» . От HMS Wryneck Морис Уолдрон получил Крест за выдающиеся заслуги , а Джордж Фуллер - медаль за выдающуюся храбрость . Адмиралтейство «который, хотя и был тяжело ранен, боролся со предприняло необычный шаг, опубликовав в «Лондонской газете» цитату о Фуллере: своим орудием до последнего, а когда его корабль был потоплен, воодушевил выживших своей храбростью и жизнерадостностью» . [ 11 ]
В мае 1945 года Нидерланды были освобождены , и голландское правительство вернулось из изгнания. В августе 1946 года королева Нидерландов Вильгельмина написала вдове капитана Луидинги письмо, в котором выразила сочувствие в связи со смертью мужа, благодарность за его военную службу и похвалила его как een groot Zoon van ons Zeevarend Volk («великий сын нашего народа-мореплавателя»). [ 7 ]
Войска и военно-морской персонал Великобритании и Содружества , погибшие при затоплении кораблей «Сламат» , «Даймонд» и «Ринек» , названы в Комиссии Содружества по военным захоронениям Афинском мемориале на военном кладбище союзников Фалерон в Палео Фалиро к юго-востоку от Афин. [ 12 ] Персонал Королевского флота также увековечен в Великобритании на памятниках Королевскому флоту в Чатеме , Плимуте и Портсмуте . Джордж Декстер заказал памятник всему военнослужащему, погибшему в результате затопления трех кораблей. Он находится в Клубе Королевского Британского Легиона , Шард Энд , Бирмингем . [ 10 ]
не было Нидерландского памятника Сламату до 2011 года, когда голландский скульптор Николас ван Ронкенштейн установил памятник жертвам всех трех кораблей. Он был установлен в Синт-Лауренскерк («Церковь Святого Лаврентия») в Роттердаме и официально открыт к 70-летию катастрофы, 27 апреля. [ 7 ]
27 июня 2012 года на нынешнем корабле HMS Diamond состоялась церемония возложения венков к месту «Сламата» затопления . Среди участников были Даймонда командир , потомки некоторых погибших из Нидерландов и Новой Зеландии, а также главнокомандующий ВМС Греции . [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчет об эвакуации британских войск из Греции, апрель 1941 года» . Приложение к The London Gazette . № 38293. 19 мая 1948 г. с. 3044 . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С «Затопление «Сламата», 27 апреля 1941 года. Операция «Демон» . Голландские пассажирские суда: Willem Ruys, Sibajak, Slamat, Indrapoera, Insulinde, Patria . 4 ноября 2010 г. Проверено 7 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Отчет об эвакуации британских войск из Греции, апрель 1941 года» . Приложение к The London Gazette . № 38293. 19 мая 1948 г. с. 3052 . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет об эвакуации британских войск из Греции, апрель 1941 года» . Приложение к The London Gazette . № 38293. 19 мая 1948 г. с. 3050 . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ «Отчет об эвакуации британских войск из Греции, апрель 1941 года» . Приложение к The London Gazette . № 38293. 19 мая 1948 г. с. 3047 . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ «Отчет об эвакуации британских войск из Греции, апрель 1941 года» . Приложение к The London Gazette . № 38293. 19 мая 1948 г. с. 3048 . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ван Лиерде, Эдуард. «Памятник Сламату» . Royal Rotterdam Lloyd в Аудхорне. Архивировано из оригинала 6 января 2014 года . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет об эвакуации британских войск из Греции, апрель 1941 года» . Приложение к The London Gazette . № 38293. 19 мая 1948 г. с. 3053 . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Чедвик, Эдвард (2009). «Подвинься, Клуни, познакомься с Джорджем Декстером» . Бирмингемская почта . Архивировано из оригинала 8 января 2014 года . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Ричардсон, Энди (5 ноября 2013 г.). «Корабли, на которых я был, были потоплены в один и тот же день – и я выжил, чтобы рассказать об этом» . Бирмингемская почта . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ «Адмиралтейство» . Приложение к The London Gazette . № 35342. 7 ноября 1941 г. с. 6494 . Проверено 7 января 2014 г.
- ^ «Военное кладбище Фалерон» . Детали кладбища . Комиссия Содружества по военным захоронениям.
- ^ «HMS Diamond отдает дань памяти жертвам войны» . Королевский флот . 27 июня 2012 года . Проверено 8 января 2014 г.
Источники и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беземер, KWL (1987). История голландского торгового флота во Второй мировой войне (на голландском языке). Эльзевир. ISBN 90-100-6040-3 .
- Крабб, Брайан Джеймс (2021). Операция «Демон». История эвакуации войск Британского Содружества с материковой Греции и трагической гибели голландского военного корабля Slamat и эсминцев HM Diamond и Wryneck в апреле 1941 года . Анджела Янг. ISBN 978-1-527271-01-2 .
- Луидинга, Франс (1995). Операция «Демон». Судоходный журнал Тьяллинга Луидинги 1890–1941 гг. Капитан Роттердамского Ллойда (на голландском языке). самостоятельно опубликовано. ISBN 978-90-802461-2-6 .