Штурцкампфгешвадер 77
Штурцкампфгешвадер 77 | |
---|---|
![]() Эмблема части StG 77 | |
Активный | 1 мая 1939 г. - 18 октября 1943 г. |
Страна | Германия |
Верность | ![]() |
Ветвь | ВВС |
Тип | Пикирующий бомбардировщик |
Роль | Непосредственная поддержка с воздуха Наступательный встречный воздух Морской запрет Противотанковая борьба |
Размер | Крыло ВВС |
Помолвки | Вторая мировая война |
Командиры | |
Примечательный командиры | Гюнтер Шварцкопф |
Знаки отличия | |
Идентификация символ | Распознавание эскадрильи S2 |
Sturzkampfgeschwader 77 (StG 77) — Люфтваффе пикирующих бомбардировщиков крыло во время Второй мировой войны . С самого начала войны StG 77 отличился во всех Вермахта крупных операциях вплоть до Сталинградской битвы в 1942 году. [ 1 ] Если утверждения StG 77 верны, то он нанес больше урона сухопутным силам противника, чем любое другое авиакрыло. [ 2 ] использовался Пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87 исключительно в боевых целях. Dornier Do 17 и Messerschmitt Bf 110 использовались в качестве воздушной разведки.
Основанная в мае 1939 года StG 77 вступила в войну только с двумя из трех обычных групп, приписанных к боевому крылу Люфтваффе. Он поддержал вторжение в Польшу в сентябре 1939 года, которое положило начало конфликту. В мае и июне 1940 года он действовал в перехвате, непосредственной авиационной поддержке и борьбе с судами, поддерживая группу армий A и группу армий B в битве за Нидерланды , битве за Бельгию и битве за Францию . В июне 1940 г. была добавлена третья группа. Начиная с июля 1940 года он участвовал в битве за Британию , но крылья, оснащенные Ju 87, были выведены из боя всего через пять недель. StG 77 летал против британских кораблей до зимы 1940/1941 года.
Затем StG 77 перебросился на Балканы . Он участвовал в боях за превосходство в воздухе, борьбе с судами, перехвате и непосредственной поддержке во время вторжения в Югославию , битвы за Грецию и битвы за Крит в апреле и мае 1941 года. Крыло нанесло тяжелые потери судоходству с помощью StG 1 , StG. 2 и СтГ 3 . StG 77 поддерживал группу армий «Центр» и группу армий «Юг» на Восточном фронте с июня 1941 года, после операции «Барбаросса» . В частности, он с отличием участвовал в битве под Уманью , битве за Киев , Крымской кампании , второй битве за Харьков , битве на Кавказе и, в конечном итоге, в Сталинградской битве .
В последний год своего существования StG 77 продолжал операции непосредственной авиационной поддержки групп армий «Центр» и «Юг», но с появлением варианта Ju 87G начал действовать более конкретно в противотанковых целях; специально вооружен для поражения советской бронетехники. Он участвовал в Курской битве в июле 1943 года и последующем отступлении к Днепру ; его последняя битва.
В октябре 1943 года полки «Штуки» были реорганизованы. Они были переименованы в Schlachtgeschwader (боевые крылья) в отличие от крыльев пикирующих бомбардировщиков ( Sturzkampfgeschwader ). Ju 87 стали слишком уязвимыми, и у них больше не было достаточно истребителей для сопровождения и топлива для совместных операций. Число пикирующих бомбардировщиков было сокращено и смешано с истребителями-бомбардировщиками, особенно с Focke-Wulf Fw 190 , которые могли сражаться на равных после сброса бомб.
Крыло прекратило свое существование 18 октября 1943 года. II. Группа была переименована в III. Gruppe Schlachtgeschwader 10 , остальные группы переименованы и отправлены в Schlachtgeschwader 77 .
Фон
[ редактировать ]Пикирующий бомбардировщик часто ассоциировался с разработками Германии в довоенную эпоху, но этот тип оставался второстепенным для планировщиков авиации, которые формировали зачаточное Люфтваффе. [ 3 ] Этот очевидный отход от практики и опыта Первой мировой войны возник из-за убеждения Генерального штаба ( Oberkommando der Luftwaffe ), что армейская авиация поддержки в 1917–1918 годах была чисто реакцией на позиционную войну . [ 3 ]
Немецкая воздушная доктрина по-прежнему опиралась на основы Operativer Luftkrieg (Оперативная воздушная война), в которых особое внимание уделялось препятствованию , стратегическим бомбардировкам (когда и если это возможно), но в первую очередь миссии по завоеванию господства в воздухе . Опыт гражданской войны в Испании побудил Генеральный штаб принять концепцию пикирующих бомбардировщиков позже, в 1930-х годах, хотя влияние войны на оперативные предпочтения Германии остается неоднозначным. Накануне Второй мировой войны некоторые немецкие авиационные планировщики рассматривали пикирующие бомбардировщики как стратегическое оружие, способное нанести точный удар по промышленности противника. Даже с учетом армейских групп поддержки в сентябре 1939 года только пятнадцать процентов фронтовых сил Люфтваффе содержали специализированные штурмовики. [ 3 ]
В сентябре 1939 года подразделения, оснащенные Ju 87, составляли только четыре полных крыла из примерно 300 самолетов, одним из которых был StG 77. Существовали еще два StG, но только в одной группе, а у LG 1 была еще одна в смешанном крыле. Ju 87, соответствующие доктрине, участвовали в различных миссиях; битва за превосходство в воздухе, пресечение, а также традиционная роль наземной поддержки, которой он известен.
Формирование
[ редактировать ]Stab (штабное подразделение)/StG 77 было сформировано в Швайнфурте 1 мая 1939 года из Stab./StG 51. Первоначально оно входило в состав Luftflotte 3 , затем было передано в Luftflotte 4 , которое использовало номера обозначений 76–100 и впоследствии было переименовано. [ 4 ]
Оберст Гюнтер Шварцкопф был назначен первым гешвадеркоммодором . С 1 июня 1939 года перебазировался в Бреслау -Шёнгартен, ныне аэропорт Вроцлава , а затем с 26 и 31 августа перешёл в Нойдорф . Когда началась война, у него было три боевых Ju 87. [ 4 ]
I./StG 77 был сформирован из I./StG 51 в Китцингене 14 мая 1939 года. Его перевели под Брига и гауптмана командование Карла-Фридриха-Карла фон Дальвигка цу Лихтенфельса. Накануне войны 31 августа 1939 года в его распоряжении было 39 Ju 87, из которых 34 были в боевой готовности. [ 5 ]
II./StG 77 был сформирован 14 мая 1939 года также из II./StG 51, его нумерация была изменена по образцу первой группы. Его перевели на ту же базу, что и Stab./StG 77. Командование получил гауптман Клеменс граф фон Шенборн-Визентхайд. К августу 1939 года 38 из 39 Ju 87 находились в боевой готовности. [ 6 ]
III./StG 77 был сформирован во время Второй мировой войны . Предположительно, он был сформирован в Барли, недалеко от Арраса , или, альтернативно, в Кане в Нормандии 9 июля 1940 года. Дитрих Пельц Командование получил . На момент начала боевых действий 37 из 38 приписанных к группе Ju 87 находились в боевой готовности. К тому времени Хельмут Боде принял на себя командование в качестве командира группы. [ 7 ]
Военная служба
[ редактировать ]StG 77 была передана под командование флигерфюрера zbV под командованием Вольфрама фон Рихтгофена в составе Luftflotte 4. В ходе кампании обе группы были усилены III./StG 51 и IV.(St)/ LG 1 . Удар, I. и II. Группе было приказано поддержать 10-ю армию на пути ее продвижения в южную Польшу . 1 сентября 1939 года немецкие войска вторглись в Польшу , вынудив западных союзников объявить войну и тем самым начав Вторую мировую войну. [ 4 ] Перед началом кампании, 28 августа 1939 года, словацкие войска пригрозили мятежом в знак протеста против нападения Германии и ненадолго угрожали аэродрому Спишска-Нова-Вес , где находился Стаб. и II./StG 77. Периметр охраняли парашютисты. [ 8 ] К моменту немецкой атаки StG 77 переместился на базы вокруг Оппельна . [ 9 ]
Польша
[ редактировать ]1 сентября многие экипажи I./StG 77 совершили четыре-пять боевых вылетов. При содействии I./StG 2 и I./KG 77 первая группа помогла уничтожить кавалерийские бригады Лодзинской армии ( Волынская кавалерийская бригада ). Атаки обеспечивали непосредственную поддержку с воздуха механизированному XVI корпусу . [ 10 ] II./StG 77 атаковал Велюнь , разрушив город, полагая, что там находится кавалерийский отряд. [ 6 ] Все крыло было задействовано в наступательных противовоздушных операциях против аэродромов. [ 11 ]
Со 2 по 3 сентября Радомско подверглись бомбардировкам скопления войск в районе . Первая группа также, вероятно, поразила цели вдоль реки Пилица . [ 9 ] В этот день части Рихтгофена уничтожили 7-ю польскую дивизию . [ 12 ] 4 сентября StG 77 вместе с KG 4 , KG 55 , KG 76 и KG 77 использовались против железнодорожного и автомобильного движения в поддержку 4-й армии . Атаки были настолько успешными, что целей не хватало. [ 12 ]
6 сентября I./StG 77 Варшавы впервые поразил цели в районе . Вторая группа поддержала наступление к Висле и двинулась к Крушине. С 8 по 13 сентября группа приняла участие в Радомском сражении , в котором с 8 по 13 сентября было уничтожено шесть польских дивизий. Это также уменьшило карман Илжи . I./StG 77 поддерживал битву за Радом до 11 сентября, когда он был отведен для атаки позиций под Варшавой. Это также уменьшило карман Илжи. [ 9 ]
Битва на Бзуре остановила наступление на Варшаву. 10-й армии удалось достичь своих пригородов к 8 сентября, и StG 77 совершила 140 боевых вылетов вместе с III./StG 151 по мостам, в то время как KG 77 перерезала железнодорожные пути. Бойцы Рихтгофена совершили 750 боевых вылетов и сбросили 388 тонн бомб. Воздушные действия уничтожили оставшееся сопротивление, позволив армии зачистить территорию. [ 13 ] StG 77 также использовался при осаде Варшавы . [ 14 ] Обе группы атаковали бункеры и крепость с 14 по 27 сентября. Они помогли разрушить крепость Модлин , позволив взять ее штурмом. StG 77 вернулся в Бриг после капитуляции Польши 6 октября 1939 года. [ 15 ]
Во время Странной войны StG 77 остался в составе Рихтгофена, но был помещен в состав VIII. Флигеркорпс . Авиационный корпус был придан Luftflotte 2 . Авиационный корпус, которым командовал Рихтгофен, имел большую часть самолетов Ju 87. Этим мощным силам непосредственной поддержки было приказано поддержать группы армий «А прорыв » из Арденн и наступление к Ла-Маншу . Он также должен был поддержать группу армий «Б» в Бельгии . [ 9 ]
Зиму 1939/40 года группы провели на тренировках. Штабное подразделение было оснащено шестью самолетами-разведчиками Dornier Do 17 M в Кельне . В его составе было три из четырех Ju 87. В первой группе был 31 самолет (из 39), а во второй группе было 38 из 39 Ju 87. У последнего было три Do 17 для помощи в обнаружении целей. [ 9 ] Быстрое наступление и развивающаяся ситуация требовали постоянной разведки о передвижениях союзников. Офицеры авиации, прикомандированные к немецким танковым и механизированным дивизиям, могли вызвать поддержку с воздуха по радио в течение 45–75 минут. [ 16 ]
Франция и Нидерланды
[ редактировать ]Все три подразделения открыли битву за Бельгию и битву за Нидерланды атаками на крепости 10 мая 1940 года. Эбен Эмаэль подвергся точной бомбардировке и помог десантникам в битве при форте Эбен-Эмаэль . StG 77 также участвовал в битве при Маастрихте , когда немецкая армия захватила жизненно важные плацдармы. [ 17 ] Первая группа в составе III./StG 2 , II(S)/ LG 2 и частей фронтовой артиллерии обеспечивала прикрытие огнем, мосты у Вроенховена и Вельдвезельта были захвачены, но оставались под огнем бельгийской армии в течение дня. [ 18 ]
11 мая StG 77 помогал бывшему командованию Рихтгоффена, ныне находящемуся под командованием Рихарда Путциера, против голландских аэродромов. [ 19 ] Позже в тот же день StG 77 участвовал в битве за Гаагу , когда Рихтгофен бросил половину своих сил на помощь немецким парашютистам. [ 20 ] I./StG 77 двинулся в Аахен 11 мая и поддержал форсирование 6-й армии через Маас . На следующий день он атаковал цели в районе Льежа . Стаб. и I./StG 77 двинулись в Рокруа , недалеко от Шарлевиль-Мезьер, чтобы не отставать от наступления. II./StG 77 Тирлемона также 13 мая действовал в районе , потеряв два Ju 87. Первая группа атаковала позиции вокруг Намюра 15 и 16 мая. [ 21 ]
StG 77 также внес свой вклад в битву при Седане . Это была первая крупная операция крыла в битве за Францию . авиакорпус StG 77 совершил 360 атак на позиции французской армии . 13 мая [ 22 ] Особенно эффективными были бомбардировки StG 77 с пикирования позиций французской артиллерии. [ 23 ] 14 мая StG 77 потерял командира Гюнтера Шварцкопфа , сбитого огнем с земли возле Седана. Его заменил Клеменс Граф фон Шёнборн-Визентайд. В этот день первая группа потеряла три из четырех Ju 87 над Седаном от истребителей Королевских ВВС (RAF). [ 24 ] В ходе операции «Седан» StG 77 потерял пять уничтоженных и два поврежденных. [ 25 ]
StG 77 сыграл важную роль в отражении атак французов на фланги группы армий «А», поскольку они расширяли коридор через северную Францию. 19 мая Шарля де Голля 4 -я кирасская дивизия потерпела поражение в битве при Монкорне . Осколочные бомбы были особенно разрушительными, срывая гусеницы танков. [ 26 ] Потери дивизии неизвестны, но она была разбита. [ 27 ]

22 мая аэродром Мервилля подвергся атаке I. или II./StG 77. Крыло потеряло четыре Ju 87 в боях со 145-й и 151-й эскадрильями RAF . [ 28 ] II./StG 77 атаковали дорожное движение возле Монтрея и Сен-Омера В тот же день 21 и 22 мая . Еще один погиб при проведении операций поддержки 25 мая. I./StG 77 продолжила победу при Аррасе , атаковав скопления войск к северу от города. [ 21 ] [ 29 ] В то время как StG 1 и KG 77 атаковали французские бронетанковые войска, оказывающие давление на немецкий фланг возле Амьена , StG 77 провел эффективные контрартиллерийские рейды возле Сен-Квентена 25 мая. [ 30 ]
С 22 мая StG 77 была сосредоточена против портов Ла-Манша. 23 мая Уго Сперле запросил поддержку StG 77 против Булони. Крыло часто вступало в контакт с 11-й группой RAF, действовавшей из Англии. Рихтгофен потерял 16 самолетов — пять из StG 77 только 22 мая. [ 29 ] Он поддерживал 10-ю танковую дивизию при взятии Булони . [ 31 ] К 21 мая крыло базировалось в Синт-Трейдене , Шенборн-Визентайд запросил топливо, поскольку запасы были исчерпаны. За исключением продовольствия, которого имелся пятидневный запас, обусловленный захваченной добычей, Люфтваффе испытывало нехватку поставок. [ 32 ]
23 мая французский эсминец Orage был поврежден I./StG 77 и был затоплен . Фрондер был поврежден. [ 33 ] StG 77 также поддержал осаду Кале . Город был превращен в руины по приказу Рихтгофена, и StG 77 получил поддержку от StG 2 и эскорт от JG 27 . [ 31 ] HMS Whitshed был поврежден в результате промаха в том же бою, но в результате чего StG неизвестно. Бомбы, упавшие возле набережной, привели к тяжелым жертвам, и британские войска были эвакуированы. [ 34 ]
StG 77 начал операции против Дюнкерка после падения Кале. В битве при Дюнкерке Ju 87 бомбили порт и атаковали корабли союзников, эвакуировав окруженные британскую и французскую армии. В составе StG 1 и 2 Ju 87 нанесли значительные потери Королевскому флоту и ВМС Франции . 27 мая на Лазурном берегу был затоплен пароход водоизмещением 3047 тонн, а колесный пароход Crested Eagle 28 мая - . 29 мая эсминец Королевского флота HMS Grenade был серьезно поврежден атакой Ju 87 в гавани Дюнкерка и впоследствии затонул. В тот же день французский эсминец «Мистраль» был поврежден бомбой. Jaguar и Verity были сильно повреждены, а траулеры Calvi и Polly Johnson (363 и 290 тонн) развалились под бомбардировкой. Торговое судно «Фенелла » водоизмещением 2376 тонн затонуло, взяв на борт 600 солдат. Нападения на время остановили эвакуацию. железнодорожные пароходы «Лорина» и «Норманния» водоизмещением 1564 и 1567 тонн. Потоплены также [ 35 ]
1 июня Ju 87 потопили « Скипджек» (815 тонн), эсминец «Кит» был потоплен, а «Василиск» был поврежден, а затем был затоплен Уайтхоллом . Позже Уайтхолл был сильно поврежден и вместе с Айвенго отступил обратно в Дувр . Havant , находившийся в строю всего три недели, был потоплен, а вечером французский эсминец Foudroyant после массовой атаки затонул . О дальнейших победах над судоходством было заявлено до наступления темноты 1 июня. Пароход «Павон» затонул, на борту находилось 1500 голландских солдат, большинство из которых были убиты. Нефтяной танкер «Нигер» также был уничтожен. Погибла также флотилия французских тральщиков — «Дени Папен» (264 тонны), « Муссайон» (380 тонн) и «Венера» (264 тонны). [ 35 ]
Крыло поддержало Fall Rot – заключительную фазу кампании. Сначала StG 77 поддержал наступление на Париж , которое пало 14 июня после того, как французское правительство объявило его открытым городом. Дальше события развивались стремительно. Он поддерживал группы армий А и С, когда они двигались, чтобы окружить линию Мажино , и содействовал продвижению через Сомму , Сену и Луару к французской границе со Швейцарией . Первая группа поддерживала операции намного дальше на запад и завершила кампанию 18 июня после нападения на скопления противника в Осере . Операции второй группы шли параллельно первой; хотя 13 июня им был разбомблен железнодорожный вокзал Эстерне. Он прекратил свое существование с 18 июня.
После перемирия 22 июня 1940 года StG 77 получил от восьми до десяти дней отдыха перед переездом в Кан в Нормандии.
Битва за Британию
[ редактировать ]В июне и июле 1940 года в Нормандии была создана третья группа, которая увеличила численность крыла примерно до чуть более 100 самолетов. I./StG 77 перебралась в Шербур-ан-Котантен перед началом операций против Соединенного Королевства . Он потерял один Staffel из-за Erprobungsgruppe 210 (испытательное крыло 210) и получил еще один. III./StG 77 был сформирован из II.(St)/ KG 76 и I./StG 76, но не был готов к развертыванию до середины августа. Когда он вступил в бой, у него были в рабочем состоянии все 38 Ju 87, кроме одного. StG 77 остался под командованием VIII. Флигеркорпс .
Затем StG 77 участвовал в начале битвы за Британию . В качестве прелюдии к уничтожению истребительного командования британских ВВС и установлению превосходства в воздухе для операции «Морской лев » Люфтваффе начали с нападения на корабли в Ла-Манше. Немцам это стало известно как Каналькампф , а британцам — Конвойный бой.
9 июля 1940 года немцы атаковали действовавшие маршруты конвоев. Последние вылеты дня совершили 27 самолетов I./StG 77 Ju 87 под командованием гауптмана Фридриха-Карла Лихтенфельса в сопровождении Bf 110, которые атаковали военно-морскую базу Портленда. Перехваченный 609-й эскадрильей , Лихтенфельс был убит вместе со своим наводчиком, а пилот «Спитфайра» был убит эскортом Bf 110; Лихтенфельс был кавалером Рыцарского креста Железного креста и опытным пилотом. [ 36 ] [ 37 ] Также был потерян эскорт Bf 110 из 13./LG 1. [ 38 ] водоизмещением 7085 брутто-тонн Грузовое судно Empire Daffodil было повреждено. Лихтенфельса заменил гауптман Герберт Майзель. [ 39 ] 18 июля при разведке целей авиаполк потерял самолет-разведчик Do 17. [ 40 ]
Рано утром 27 июля большой конвой BACON покинул Портленд, а 30 Ju 87 из I./StG 77 вылетели из Кана в 08:00, забрав по пути свой эскорт Bf 109 из JG 27. Группа № 10 RAF отправила три урагана из RAF Middle Wallop . Один Ju 87 был сбит до вмешательства Bf 109. Тем временем БЭКОН достиг Суонеджа в 09:45, и прибыла вторая волна Ju 87, чтобы атаковать корабли. Девять истребителей Королевских ВВС попытались перехватить, но потерпели неудачу и потеряли пилота 610-й эскадрильи убитым. [ 41 ]
8 августа StG 77 участвовал в крупных воздушных боях, когда авиакорпус Рихтгофена пытался уничтожить конвой PEEWIT. Поздно утром StG 2, 3 и 77 из Анже , Кана и Сен-Мало в сопровождении Bf 110 из V./LG 1 атаковали конвой к югу от острова Уайт вместе с примерно 30 Bf 109 из II. и III./JG 27 для высокого прикрытия. «Спитфайры» 609-й эскадрильи и «Харрикейны» из 257-й и 145-й эскадрилий атаковали немецкие соединения, к которым позже присоединилась 238-я эскадрилья. Ju 87 серьезно повредили SS Surte , MV Scheldt и SS Omlandia и вскоре после этого потопили SS Balmaha . SS Tres был потоплен StG 77; в результате атак четыре корабля были потоплены и четыре повреждены. [ 42 ] [ 43 ]

После того, как у StG 1 возникли проблемы с обнаружением конвоя из-за облачности, гауптман Вальдемар Плевиг, командир II./StG 77, по своему усмотрению пролетел над конвоем из Гавра на разведывательном самолете подразделения Do 17P и нашел условия достаточно хорошими для атаки. и 82 Ju 87 из III./StG 1, I./StG 3 и Stab, II./StG 77 были подняты по тревоге. [ 44 ] [ 42 ] Корабли CW 9 пошли дальше, а противолодочные яхты HMS Wilna , HMS Rion , траулеры HMS Cape Palliser , Kingston Chrysoberyl , Kingston Olivine и Stella Capella подверглись нападению, посланные для спасения выживших после первых затоплений. Мыс Паллисер и Рион были сильно повреждены; Истребительное командование направило 145-ю и 43-ю эскадрильи на защиту конвоя . Три StG 77 Stuks были сбиты 145-й эскадрильей и четыре повреждены 43-й эскадрильей (две получили повреждения на 70 процентов и 80 процентов). [ 44 ]
13 августа на Адлертаг началось наступление с целью уничтожения истребительного командования. Плохая связь и погода вызвали хаос. Приказы об отмене не дошли до штаб-квартиры Luftflotte 3. Уго Сперле приказал начать атаку. В 05:50 88 Ju 87 из StG 77 начали курс на Портлендскую гавань . [ 45 ] [ 46 ] Во второй половине дня в сопровождении JG 27 Bf 109 StG 77 и 52 Ju 87 атаковали британские ВВС Уормвелл . Гешвадер не смог найти цель и сбрасывал бомбы наугад. Остальные Ju 87 привлекли в тот день большое внимание, и StG 77 ускользнул незамеченным. [ 47 ]
18 августа 1940 года Ju 87 были выведены из боя за господство в воздухе после понесенных в этот день тяжелых потерь. StG 77 понес основную тяжесть потерь. Королевские ВВС Форд , Королевские ВВС Торни-Айленд , Госпорт и станция CH в Полинге Предполагалось, что целями были . Немецкие записи показывают, что Литтлхэмптон целью был , а не полицейский участок.
Аэродромы принадлежали береговому командованию ВВС Великобритании и авиации флота . StG 77 направил в налет 109 пикирующих бомбардировщиков. Это была самая большая концентрация Ju 87, действовавшая над Британией. [ 48 ] I./StG 77 должен был нанести удар по острову Торни 28 Ju 87; 28 II./StG 77 были переданы Форду; и 31 III./StG 77 Ju 87 должны были уничтожить радиолокационную станцию Полинг. Пикировщиков поддерживали 157 Bf 109; 70 из JG 27; 32 из JG 53 в непосредственном эскорте; и 55 из JG 2. [ 48 ]
Полинг был настолько сильно поврежден, что выбыл из строя до конца августа, но британцы заполнили брешь мобильными станциями. [ 49 ] II./StG 77 смогли с полной уверенностью атаковать Форд. Бомбы падали на хижины, ангары, здания и на самолеты, собравшиеся для обслуживания. Вначале бомбы попали в нефтяные резервуары и хранилища на месторождении, вызвав огромный пожар, который способствовал нанесению серьезного ущерба аэродрому. [ 50 ]
28 самолетов I./StG 77 были атакованы 43-й и 601-й эскадрильями, насчитывавшими 18 «Харрикейнов». Сопровождающие Bf 109 из II./JG 27 летели слишком далеко и не смогли остановить атаку «Харрикейнов» до того, как Ju 87 совершили пикирование. Три Ju 87 были сбиты в обмен на поврежденный «Харрикейн», подбитый ответным огнем. Некоторые ангары были повреждены, причинен большой ущерб. Когда эскортные Bf 109 развернулись навстречу двум сражающимся эскадрильям Королевских ВВС, около 300 самолетов заполнили участок неба длиной 25 миль, от Госпорта до Богнор-Реджиса . [ 51 ]
Отсутствие защиты I./StG 77 стоило ему 10 Ju 87, один из которых был поврежден и не подлежал ремонту. [ 52 ] Общие людские потери подразделения составили 17 человек убитыми и смертельно ранеными, шесть ранеными и пять пленными из 56 человек. [ 53 ] II./StG 77 потерял три Ju 87 в результате атаки истребителей, один был поврежден и не подлежал ремонту, пять членов экипажа погибли и один взят в плен. [ 52 ] III./StG 77 также потерял два Ju 87 и два поврежденных, четыре человека убиты. [ 54 ] Человеческие потери StG 77 составили 26 человек убитыми, шесть взятыми в плен и шесть ранеными. [ 55 ] Цена была слишком высока, и, за исключением спорадических атак на конвои в конце года, Ju 87 больше не играл роли в битве за Британию. [ 56 ] Среди погибших был Герберт Майзель, командир II./StG 77. Его заменил Гельмут Брук. [ 57 ]
Балканская кампания
[ редактировать ]StG 77 был передан в состав Luftflotte 4 для подготовки к вторжению в Югославию . Stab, I и III./StG 77 были переброшены в Арад на северо-западе Румынии . Первая группа выставила на вооружение 39 Ju 87, из них 33 — в рабочем состоянии. Третья группа базировалась в том же районе и имела в боевой готовности 32 из 40 самолетов. Стаб. подразделение располагало тремя пикирующими бомбардировщиками. II./StG 77 был направлен в Грац -Талерхоф с 34 из 39 Ju 87, готовыми к бою. [ 58 ] [ 59 ]
Первая и третья группы принимали активное участие в операции «Возмездие» — бомбардировке Белграда . StG 77 поразил точные цели в столице и ее окрестностях, включая Королевский дворец , с помощью 74 пикирующих бомбардировщиков и второй волны из 57 Ju 87 по мосту Смедерво и укреплениям в месте слияния рек Нера и Морава. [ 60 ]
Первая группа повторила эти операции. Вторая группа нанесла удары по аэродромам Королевских ВВС Югославии вокруг Загреба , Баня-Луки , Бихача и Приедора . Ему приписывают многочисленные уничтоженные на земле самолеты. [ 61 ] Аэродром Велика-Горча под Загребом был атакован и уничтожены две эскадрильи 4-й разведывательной группы. Было уничтожено 18 самолетов Breguet XIX и несколько Potez 25, принадлежавших IV армии. Похожая участь постигла 6-ю группу 7-й армии в Церкле и Бреге под Брежице. Обе атаки были осуществлены II./StG 77. [ 62 ]
Группа потеряла четыре Ju 87. [ 63 ] 11 апреля 87 Ju 87 атаковали аэродром Велики Радинчи I, что стоило StG 77 двух самолетов. 12 апреля железнодорожный узел Ядия был разрушен, что замедлило реакцию Югославии на вторжение. Беспощадные воздушные атаки нанесли тяжелые потери 24 югославским дивизиям, которые начали отступать на юг. 12 апреля на Дунае крыло потопило 540-тонный монитор «Драве» . [ 60 ]
14 апреля вторая группа двинулась в Загреб после быстрого продвижения на местах. [ 61 ] К этому времени I./StG 77 поразил цели в районе Панчево , а затем Биелины в восточной Боснии , и 15 апреля немецкие войска двинулись к Сараево. [ 64 ] [ 65 ] Обстрел Панчево прорвал линию фронта. [ 66 ] Всего через четыре дня после начала кампании, 10 апреля, III./StG 77 атаковал цели в северной Греции (вероятно, линия Метаксаса ). [ 67 ]

Быстрая капитуляция югославской армии позволила группам Ju 87 переключить свое внимание на порты на юге, чтобы предотвратить эвакуацию оставшихся сил или высадку британского экспедиционного корпуса. I./StG 77 двинулся из Арада в Белград-Земун с частями, выделенными в Биелине, 19 апреля. Через несколько дней группа двинулась для поддержки наступления на юг Греции . 15 мая он базировался в Аргосе в составе II./StG 77. III./StG 77 быстро двинулся на юг. 15 апреля он базировался в Прилеп-Западном, к югу от Скопле , в Македонии . 22 апреля группа бомбила наземные и морские цели в районе Афин. Потеря одного самолета. [ 68 ]
27 апреля он потерял один Ju 87 в атаке на HMS Hero , эвакуировавший британские войска. [ 69 ] Ju 87 также стали причиной катастрофы в Сламате . Они потопили голландский военный корабль « Сламат» . «Коста-Рика» (8085 тонн), «Санта-Клара» (13320 тонн) и «Ольстер Принс» (3800 тонн). Также были потоплены [ 70 ] Королевского флота Эсминцы HMS Diamond и HMS Wryneck пришли друг другу на помощь, но были потоплены другими немецкими самолетами. [ 71 ]
Операции на материковой части Греции прекратились 30 апреля. StG 77 отдыхала и планировала следующий этап наступления на Крит . Битва за Крит началась 20 мая. Ju 87 было приказано атаковать оборону, порты и аэродромы на острове. 21–22 мая немцы попытались отправить подкрепление на Крит по морю, но потеряли 10 судов из-за «Отряда D» под командованием контр-адмирала Ирвина Гленни . Силы, состоявшие из крейсеров HMS Dido , Orion и Ajax , заставили оставшиеся немецкие корабли отступить. «Штуки» были призваны противостоять британской морской угрозе. [ 72 ] Части StG 77 и I./StG 3 преследовали и повредили Орион и Дидону . [ 73 ] Орион эвакуировал 1100 солдат в Северную Африку; 260 из них были убиты и еще 280 ранены. [ 74 ]
Кампания закончилась падением Крита 1 июня. Только III./StG 77 заявил о потоплении 46 000 тонн кораблей. Он заявил, что повреждено 86 000 тонн. [ 67 ]
Восточный фронт
[ редактировать ]После окончания Критской операции StG 77 вернулась в Польшу под командованием II. Fliegerkorps и присоединен к Luftflotte 2 . Она действовала на стыке групп армий «Центр» и «Юг» .
22 июня 1941 года операция «Барбаросса» — вторжение в Советский Союз — положила начало войне на Восточном фронте. Первой задачей StG 77 была поддержка форсирования реки Буг и прорыва демаркационной линии, установленной нацистско-советским пактом в 1939 году. Эта поддержка помогла 17-й и 18-й танковым дивизиям переправиться. StG 77 поддерживал немецкие войска в битве под Белостоком-Минском . [ 75 ]
StG 77 были переброшены на юг для усиления IV. Летный корпус в операции «Мюнхен» в течение нескольких дней. [ 76 ] Он поддерживал 11-ю армию при продвижении через румынско-советскую границу. [ 77 ] К 5 июля StG 77 уничтожила 18 поездов и 500 транспортных средств. [ 75 ] 11 июля гауптман Густав Пресслер был сбит в тылу советских войск, но вернулся через несколько дней. Пресслер стал одним из трёх проигравших в тот день. 12 июля два I./StG 77 Ju 87 были сбиты, а 11 выведены из строя после атаки советской авиации на их аэродром со стороны 55-го ИАП. [ 78 ]
StG 77 беспрепятственно атаковал советские линии снабжения в битве за Умань . [ 79 ] 26 июля II./StG 77 потерял четыре Ju 87, а III./StG 77 был направлен на поддержку 11-й армии . 30 июля третья группа потеряла два Ju 87 против 36 ИАД при попытке разбомбить Семена Тимошенко штаб в Киеве . [ 80 ] Под Уманью атаки немецкой авиации при поддержке III./StG 77 составили 94 танка и 148 машин. [ 81 ]
Стремясь окружить советскую 26-ю армию , StG 77 получили приказ бомбить Каневские мосты через Днепр . Атаки провалились, и мосты упали только тогда, когда советские арьергарды взорвали их при отходе в середине августа. StG 77 действительно внес большой вклад в битву за Киев . Luftflotte 4, к которому IV. Fliegerkorps Приданный начал испытывать нехватку топлива, поскольку котел закрылся. Было решено использовать менее требовательные Ju 87 из состава StG 77. Летчики обнаружили, что карман богат мишенями. Было заявлено, что около 920 автомобилей уничтожены. [ 82 ] 18 сентября 6-я армия возобновила наступление на Киев. StG 77 совершал от четырех до шести боевых вылетов в день для поддержки, бомбя артиллерию, бункеры и позиции цитадели, пока город не был захвачен. [ 82 ]
Южнее II./StG 77 поддержал 17-ю армию при взятии Полтавы 18 сентября. [ 83 ] Части StG 77, в частности, 6. Staffel (эскадрилья), были задействованы в отражении контратак Черноморского флота . Советский ВМФ организовал высадку десанта на побережье Черного моря в тылу румынской армии. StG 77 обнаружил канонерскую лодку советского флота «Красная Армения» , буксир ОП-8 и эсминец « Фрунзе» ; Флагманский корабль адмирала Льва Владимирского . [ 84 ] 21 сентября StG 77 потопил все три судна. [ 85 ]
Транспорты все же доставили советский 3-й полк морской пехоты в Григорьевку, к юго-западу от Одессы , и устранили угрозу румынских тяжелых береговых батарей против порта. Советский десант задержал взятие Одессы . На следующий день 69-й ИАП атаковал базу Ju 87 и потерял 20 самолетов. Их претензии были чрезмерными. Ju 87 повредили эсминцы «Безпощадный» и «Безупречный» . Последний пришлось взять на буксир. плацдарм . В ближайшие дни «Штаффель» забрал еще пять военно-морских кораблей и четыре транспорта, что позволило румынам сдержать советский [ 86 ] 31 октября эсминец «Бодрый» обстрелял немецкие позиции вдоль береговой линии. StG 77 Ju 87 атаковали и ранили 50 членов его экипажа, обстреляв его палубу и надстройку пулеметным огнем. Двенадцать дней спустя StG 77 потопил крейсер «Червона Украина» . [ 84 ] >
StG 77 сражался на ранних этапах битвы за Москву до 23 октября 1941 года, но был отведен на юг, из 2-го в 4-й Luftflotte, поскольку падение Москвы считалось неизбежным. Вместо этого StG 77 поддерживала 11-ю армию, продвигавшуюся к Крыму . , ему не удалось соединиться с авиагруппой ВВС ЧФ Несмотря на поддержку KG 27 и JG 77 , советская ПВО помогла сорвать немецкое наступление. 24 октября, после усиления KG 51 , Крымский фронт рухнул и отступил к порту Севастополь, начав осаду . Боевые действия зашли в тупик. III./StG 77 потерял 12 Ju 87 в результате атаки советской авиации на аэродром Спат 22 ноября. [ 87 ]
StG 77 сыграл важную роль в Первой битве за Харьков , отразив советские контратаки Юго -Западного фронта и позволив группе армий «Юг» захватить город, несмотря на снегопад и высоту потолка в 500 футов. [ 88 ] В ноябре, после того как умелое советское наступление выбило немецкие войска в битве за Ростов из города , StG 77 прикрывал отступление немцев к реке Миус . Разведка обнаружила подготовку к новому наступлению 7 декабря. StG 77 уничтожил 70 грузовиков, а на следующий день еще больше машин, а также восемь танков и одну артиллерийскую батарею. В День подарков 1941 года авиаполк потерял пять Ju 87 под Сталино в результате обстрела с земли. Все экипажи вернулись, один с советской территории. Командир I./StG 77 Гельмут Брук дважды приземлялся в степи , чтобы подобрать немецких летчиков. [ 89 ]
В конце 1941 года вторжение не смогло уничтожить советскую армию. С 22 июня по 22 ноября 1941 года StG 77 заявила об уничтожении 2401 автомобиля, 234 танков, 92 артиллерийских батарей, 21 поезда, при этом потеряно 25 человек. На долю II./StG 77 пришлось 140 танков, 45 артиллерийских орудий, 43 зенитных орудия, а также 10 потопленных кораблей. [ 90 ]
Крым и Второй Харьков
[ редактировать ]Зимой 1941/42 года StG 77 оставался на юге. Luftflotte 4 создал Зондерштаб Крым (Специальный штаб Крыма) под командованием Роберта Риттера фон Грайма . К этому временному командованию был придан StG 77. Целью была поддержка немецкой 11-й армии в завоевании Крыма . КГ 51 и КГ 27 также были приданы командованию, которое устремилось на Керченский полуостров, когда 26 декабря 1941 года советская 44-я армия высадилась в Феодосии .
4 января 1942 года Черноморский флот высадил еще один батальон морской пехоты на берег в Евпатории, на западной стороне Крыма. StG 77 устранил угрозу, и морская пехота капитулировала в течение недели. [ 91 ] StG 77 в сочетании с KG 27 и KG 51 закрыли плацдарм для советских подкреплений. 5 января корабли «Ногин» и «Зырянин» были потоплены, два получили повреждения. Примечательно, что после капитуляции советского батальона морской пехоты в Евпатории 12 января немецкими войсками было убито 1300 местных жителей; «Расстреляно 1300 партизан», как записано в дневнике Главнокомандования. [ 92 ]
В первый день марта третья группа в ходе противотанковых операций уничтожила 13 танков и три машины. [ 93 ] III./StG 77 атаковал линию Парпач под Керчью 24 февраля 1942 года, нацелившись на артиллерийские позиции. Пять дней спустя в ходе 40 боевых вылетов было повреждено или уничтожено 20 танков. 2 и 3 марта он нанес дополнительные повреждения бронетехнике и транспорту. На Донбассе II./StG 77 потерял 6 командиров штаффеля Германа Рупперта, успешно летавшего против Черноморского флота, но был убит советскими истребителями. [ 94 ] 10 марта, очевидно, при содействии советских мирных жителей, сотрудничавших с Вермахтом, партизаны уничтожили три Ju 87. [ 95 ]
Советские истребительные силы были слабы, но зенитный огонь Черноморского флота нарушил точность бомбометания. Битва за Керченский полуостров продолжалась до мая 1942 года. Заметным успехом StG 77 стала атака III./StG 77 на 36-ю авиационную ремонтную мастерскую ЧФ ВВС в Круглой бухте под Севастополем, в результате которой погиб командир-начальник ВВС-ЧФ генерал-майор Николай. Остряков и его заместитель Ф.Г. Коробков 25 апреля. [ 96 ]
StG 77 в то время играл важную противотанковую роль в регионе. Хотя Ju 87 еще не обладал огневой мощью для уничтожения более тяжелых советских танков, если только не было прямого попадания, Красная Армия использовала на этом фронте более старые типы, и Ju 87 оказались эффективными. Операции пикирующих бомбардировщиков поначалу проводились без особого вмешательства. Операция «Охота на дроф» началась 8 мая 1942 года по разгрому плацдарма у Керчи. Пилоты StG 77 совершили пять боевых вылетов в день и сбросили 200 тонн бомб. [ 94 ] Целью ударов была 47-я армия . [ 97 ] 9 мая II./StG 77 потерял два Ju 87 в бою с 45-м истребительным авиационным полком при бомбардировке укреплений. [ 98 ]
Едва Керченская битва завершилась, как дальше на севере разразился кризис. Советское наступление под Харьковом застало Вермахт врасплох, и StG 77 был брошен на север, чтобы предотвратить прорыв; все крыло присутствовало в течение 48 часов с 13 мая. [ 99 ] В первые два дня «Штуки» IV. Fliegerkorps , единственным подразделением которого был StG 77, заявил, что уничтожено 54 танка. [ 100 ]
В ходе контратаки немецких войск StG 77 разрушил пять основных мостов через Донец и повредил еще четыре, пытаясь не допустить отступления советских войск, а KG 3 нанес тяжелые потери дорожному движению. [ 101 ] 29 мая I./StG 77 атаковал и уничтожил Matilda II ленд-лизовские танки под Харьковом. Командир Гельмут Брук был сфотографирован, осматривая один из них с инструкцией на английском языке. [ 99 ] IV. Fliegerkorps заявил об уничтожении 596 самолетов в воздухе, 19 на земле, 3083 автомобилей, 24 артиллерийских батарей, 22 железнодорожных паровозов, шести полных поездов и 227 танков, а также потери 49 самолетов. Исследование битвы, проведенное Германом Плохером, пришло к выводу, что авиакорпус был решающим фактором в предотвращении советской победы; Ju 87 выполняли жизненно важные операции по наземной поддержке в этом районе. [ 102 ]
После разгрома Харьковской наступательной операции все три группы были переведены обратно в VIII. Флигеркорпс . Сейчас флот насчитывает 600 самолетов, с 1 июня флот был направлен против Севастополя. Нефтяные, электрические, водяные насосы, портовые сооружения и базы подводных лодок подверглись атакам StG 77 Ju 87. Командующий воздушным флотом фон Рихтгофен наблюдал за бомбардировкой с наблюдательного пункта недалеко от линии фронта. Мишени были сильно повреждены, по всему портовому городу вспыхнули пожары. Люфтваффе совершило 723 вылета и сбросило 525 тонн фугасной взрывчатки В первый день . Несмотря на сильный зенитный огонь, был потерян всего один Ju 87. [ 103 ]
StG 77 поддерживал XXX армейский корпус на юге с 11 июня; экипажи совершали от трех до пяти боевых вылетов в день. 12 июня общевойсковой атакой одиннадцати 420-мм минометов и бомбардировкой с пикирования Ju 87 StG 77 было выведено из строя основное вооружение форта Сталин (три из четырех 76,2-мм орудий) в городе-крепости. 27 Ju 87 из II./StG 77 атаковали главную батарею Максима Горького и, предположительно, вывели ее из строя. Они также заявили, что береговая батарея №. 30 уничтожено, хотя, согласно советским данным, у них закончились боеприпасы, и они оставались в рабочем состоянии. [ 104 ] Другие источники утверждают, что миссия StG 77 17 июня вывела его из строя. [ 105 ]
Характер боевых действий был описан в одном отчете:
21 июня I./StG 77 совершил три вылета против противотанковых батарей, а через два дня поймал и уничтожил целую колонну конного транспорта в сопровождении нескольких танков в оврагах под Инкерманом. Не имея возможности выманить русских защитников в естественных пещерах и кавернах этого региона, StG 77 запечатал их, заблокировав выходные туннели к одной из таких систем на карте GB9 с помощью прицельной бомбардировки. Еще одна конно-транспортная колонна вместе с танками и войсками была уничтожена в овраге N2C. [ 106 ]
StG 77 летал против Черноморского флота, который доставлял припасы и эвакуировал советских раненых. 26 июня 1942 года II./StG 77 потопил эсминец «Безупречный» с 320 солдатами на борту. Эсминец затонул в течение двух минут. Эсминец «Ташкент» под командованием Василия Ерошенко уклонился от многочисленных атак Ju 87. После четырех часов преследования и сброса 335 бомб советский корабль ускользнул от StG 77. Корабль был серьезно поврежден в результате близкого попадания, но доставил в Новороссийск 2100 раненых советских солдат . Этот эпизод убедил советское командование прекратить отправку в порт крупных кораблей. [ 107 ]
1 июля, опасаясь Севастополя эвакуации в последнюю минуту, Люфтваффе направило 78 бомбардировщиков — из I./KG 76, 1./KG 100 и 40 Ju 87 из StG 77 — против портов Новороссийск, Тамань и Туапсе . За потерю только одного бомбардировщика « Ташкент » и транспортов «Украина» , «Пролетарий» и «Эльбрус» были потоплены. Спасательное судно «Черномор» , шхуна «Днестр» , два миноносца и патрульный катер. Кроме того, повреждения различной степени получили эсминцы «Сообразительный» и «Незаможник» , сторожевые корабли «Шквал» и «Шторм» , одна канонерская лодка, один миноносец, два транспорта и плавучий док. [ 107 ] В конце концов город был захвачен 12 июля. Со 2 июня по 3 июля 1942 года StG 77 совершил 7078 боевых вылетов и сбросил 3537 тонн бомб. Немецкий воздушный флот потерял всего 23 самолета. [ 108 ]
Сталинград, Курск и расформирование
[ редактировать ]StG 77 был на переднем крае летнего наступления Германии в 1942 году, операции «Синий» . Целью был захват богатого нефтью Кавказа . Крыло оказало помощь 1-й танковой армии во взятии Ворошиловграда , Ровеньков и отвоевании Ростова. [ 109 ] I./StG 77 нанес тяжелые повреждения советской пехоте, танкам и технике. К этому времени он записал свою 30-тысячную миссию. Штуки IV. Летный корпус проложил путь для 13-й танковой дивизии и 5-й танковой дивизии СС «Викинг» , прорвавших тяжелую противотанковую оборону под Ростовом. 24 июля I./StG 77 оказала неоценимую поддержку 57-му танковому корпусу, позволила немцам захватить мосты, ведущие в город. [ 110 ] [ 109 ]
После пленения путь на Кавказ был открыт, и IV. Флигеркорпусу было приказано поддержать Вильгельма Листа в его движении к нефтяным месторождениям. [ 111 ] Лишь небольшая группа Ju 87, E./StG 77, осталась на побережье Черного моря вместе с флигерфюрером Зюдом (Летающий лидер Юг). Группа поддерживала нападения на автомобильное и морское движение на Северном Кавказе. [ 112 ] В отчете ОКВ от 29 июля говорилось, что «Штуки» проводили бомбардировки без сопровождения истребителей из-за слабости советской авиации. [ 113 ]
I./StG 77 поддержал наступление на Сталинград 23 августа 1942 года. К 26 сентября он был отведен отдыха для в Бреслау и перевооружения. Он вернулся, как это было видно при поддержке сил Оси в Сталинградской битве . Помимо непосредственной поддержки с воздуха, она атаковала небольшие суда, усиливавшие советские войска в городе на реке Волге . Лодки, паромы и баржи подвергались обстрелам и бомбардировкам практически каждый день, от рассвета до заката. К 20 сентября у него было 20 боевых Ju 87 из 35. II./StG 77, сражавшихся в Воронежской битве и наступлении вниз по реке Дон . Он провел операции в районе Сталинграда, а затем 3 октября двинулся к юго-востоку от Краснодара, чтобы поддержать 1-ю танковую армию и 17-ю армию, чтобы закрепить успехи Германии на Северном Кавказе, несмотря на растущее сопротивление. III./StG 77 был переброшен на север после начальной фазы летнего наступления. Он должен был поддержать захват Ленинграда базировался на озере Ильмень , Вязьме и Витебске и временами . В сентябре он был придан Stab./StG 1. Наступление Ленинграда так и не было осуществлено. [ 114 ]

13 сентября StG 77 участвовал в крупном наступлении по уничтожению советских войск в городе. С помощью StG 2 и SG 1 , атакуя банки и мосты по всему городу. [ 115 ] К середине октября 1942 года StG 1, 2 и 77 в значительной степени заставили замолчать советскую артиллерию на восточном берегу Волги, прежде чем обратить свое внимание на корабли, которые пытались усилить сужающиеся советские очаги сопротивления. Советская 62-я армия была разделена на две части и из-за интенсивных воздушных атак на паромы снабжения получала гораздо меньшую материальную поддержку. 14 октября I./StG 77 вместе с II./StG 1 и I. и II./StG 2 совершили 53 крупных операции и совершили 320 индивидуальных боевых вылетов. [ 116 ] Двумя днями ранее StG 77 потерял командира Альфонса Ортофера, убитого во время воздушного налета на базу, ожидающего приказа на взлет. Он умер в больнице Майкопа . [ 117 ]
StG 77 не смог предотвратить успех операции «Уран» — советского контрнаступления. StG 77 поддержал неудавшуюся операцию по оказанию помощи ( операция «Зимний шторм »). Она действительно участвовала в интенсивных воздушных атаках, которые первоначально раскололи фронт 51-й армии . Атака провалилась, и крыло испытывает сильную истощение. Например, 8./StG 77 потерял шесть машин в период с 16 по 19 декабря 1942 года. К 20 декабря III./StG 77 имел только семь исправных пикирующих бомбардировщиков. [ 118 ] Крыло все же добилось определенных успехов при прикрытии отступления с Кавказа после советской операции «Маленький Сатурн» . За 29–30 декабря 4./StG 77 насчитывала у Зимовников 51 советский танк . 2 января 1943 года это же подразделение потеряло два Ju 87 от 236-го иап. [ 119 ] Символическим поражением StG 77 на Кавказе стал захват бомбохранилища в Белореченской 28 января 1943 года. [ 120 ]
19 февраля 1943 года, в разгар Третьей битвы за Харьков , в которой участвовали Stab., I. и II./StG 77, командующий Вальтер Эннекцерус был отстранен от командования за неспособность провести атаки, которые, по его мнению, были самоубийственными. Шлем Брук заменил его. III./StG 77 потеряла 29 наземных экипажей при отступлении из Россоши в Харьков. Вероятно, он участвовал в воздушных боях, но был уничтожен и отведен в Вюрцбург . Он был перестроен с использованием 37 Ju 87 и 245 офицеров и отправлен в Luftflotte 2, II. Флигеркорпс . Группа перебралась в Кальяри , но не использовалась до вторжения союзников на Сицилию ( операция «Хаски» ). В случае, если аэродромы на острове были настолько сильно повреждены, что было приказано вернуться на IV. Летный корпус , 27 апреля 1943 г. [ 121 ]
Летом 1943 года StG 77 была направлена для поддержки 2-го танкового корпуса СС на южном участке линии фронта в районе Курска. Все группы были отнесены к VIII. Флигеркорпс . Когда Курская битва 5 июля началась , это крыло поддерживало 4-ю танковую армию. Он сразу же начал нести потери. строй на фронте был перехвачен 88-м ИАП, оснащенным 17 Лавочкиными Ла-5 6 июля . Уничтожено 17 советских истребителей и серьезно повреждены 10 Ju 87. [ 122 ] В этот день авиакорпус потерял 11 уничтоженных и 11 поврежденных; На StG 77 приходится пятьдесят процентов потерь. [ 123 ]
8 июля StG 77 поддержала Великую Германию в борьбе с укрепленным селом Сырцево. StG 77 потерял пять Ju 87 и еще один был поврежден в бою с 240 ИАП. Авиационный корпус заявил, что при участии SG1 было уничтожено 84 советских танка, поврежден 21, уничтожено 40 машин, а также пять артиллерийских орудий, а также две зенитные пушки и две ракетные установки. К вечеру 8 июля было потеряно 16 пикировщиков. В последующие дни немцы вдвое сократили количество самолето-вылетов «Штук». [ 124 ]
11 июля 9./StG 77 в составе III./StG 77 потеряла еще пять Ju 87, поддерживая атаки на 69-ю армию . Их нападавшими были 183-й ИАП. Во второй половине дня 50 Ju 87 поддержали 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» атаку на высоту 252.2. 12 июля StG 77 участвовал в сражении под Прохоровкой . В то время как Ju 87 могли совершить только 150 боевых вылетов в поддержку, StG 2 с большим успехом атаковали советскую бронетехнику, наступавшую на открытом пространстве. 31-я танковая бригада 29-го танкового корпуса понесла тяжелые потери. Командир 36-й танковой бригады был ранен авиацией при подбитом его танке. 14 июля при поддержке XXXXVIII танкового корпуса было потеряно еще шесть Ju 87 . [ 125 ]
Немецкое наступление продолжалось на южном участке, но операция «Роланд» провалилась, и Красной Армии потребовалось время, чтобы начать контрнаступление — операцию «Полководец Румянцев» . Советские войска медленно оттесняли немцев. 19 июля 7./StG 77 была уничтожена советской атакой на базу Краматорская, а 4./StG 77 потеряла еще три советских истребителя. [ 126 ] В начале августа 1943 года началось летнее контрнаступление советских войск. В период с 5 по 31 июля 1943 года StG 77 потеряли 24 пикирующих бомбардировщика и 30 были повреждены. Их потери с июля по декабрь 1942 года составили всего 23. Подразделение «Штука» также потеряло восемь кавалеров Рыцарского креста Железного креста - Карла Фитцнера из 5./StG. 77 был одним из них; он был сбит и убит 8 июля. [ 127 ]
III./StG 77 действовала на Харьковском и Белгородском направлениях после падения последнего 5 августа. С 6 по 12 августа она потеряла четыре Ju 87 в боях и еще три при отступлении, чтобы не допустить их захвата. 17 августа это было под Полтавой , а на следующий день 7./StG 77 потеряла еще четыре в бою под Сумами ; четыре человека были убиты и двое ранены. Группа отступила к Сталино и потеряла еще три 2 и 3 сентября, а 8 и 9 сентября. Штаффель потерял два Ju 87 под Харьковом 5 сентября. Детали II./StG 77 менее ясны. К середине октября он участвовал в битве за Днепр , атакуя советские передовые отряды к востоку от Киева. Первая группа также повторила эти операции. Это был последний бой против мостов через Днепр, чтобы не допустить переправы советских войск. [ 128 ]
II Группа была переименована в III. Группа Schlachtgeschwader 10 18 октября 1943 года, остальные группы в тот же день переименованы в Schlachtgeschwader 77 .
Командиры
[ редактировать ]Коммодор
[ редактировать ]- Полковник Гюнтер Шварцкопф , 1 мая 1939 г. - 14 мая 1940 г. (KIA)
- Майор Клеменс Граф фон Шёнборн-Визентхайд , 15 мая 1940 г. - 20 июля 1942 г.
- Майор Альфонс Ортофер, 25 июля 1942 г. - 12 октября 1942 г. (KIA)
- Майор Вальтер Эннекцерус , 13 октября 1942 г. - 20 февраля 1943 г.
- Майор Гельмут Брук , 20 февраля 1943 г. - 18 октября 1943 г.
командиры групп
[ редактировать ]I./StG 77
[ редактировать ]- Капитан Фридрих-Карл Фрайгер фон Дальвигк цу Лихтенфельс , 1 мая 1939 г. - 13 июля 1940 г.
- Капитан Майзель, 14 июля 1940 г. - 18 августа 1940 г.
- Гауптман Гельмут Брук, 28 августа 1940 г. - 19 февраля 1943 г.
- Майор Вернер Роелл , 20 февраля 1943 г. - 18 октября 1943 г.
II./StG 77
[ редактировать ]- Капитан Клеменс Граф фон Шенборн-Визентайд, 1 мая 1939 г. - 15 мая 1940 г.
- Гауптман Вальдемар Плевиг, 15 мая 1940 г. - 8 августа 1940 г.
- Капитан Альфонс Ортофер, 15 августа 1940 г. - 27 июня 1942 г.
- Майор Курт Хун, 1 июля 1942 г. - 1 апреля 1943 г.
- Капитан Гельмут Лайхт , 1 апреля 1943 г. - 18 октября 1943 г.
III./StG 77
[ редактировать ]- Капитан Хельмут Боде , 9 июля 1940 г. - 25 августа 1942 г.
- Гауптман Георг Якоб , 26 августа 1942 г. - 1 декабря 1942 г.
- Капитан Франц Кислих , 1 января 1943 г. - 18 октября 1943 г.
См. также
[ редактировать ]Организация Люфтваффе во время Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хейворд 1998 , с. 123.
- ^ Хейворд 1998 , с. 145.
- ^ Перейти обратно: а б с Мюллер 1992 , стр. 17–19.
- ^ Перейти обратно: а б с де Зенг, Stankey & Creek 2009 , с. 125.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 128.
- ^ Перейти обратно: а б де Зенг, Stankey & Creek 2009 , с. 133.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 139.
- ^ Хутон 2007a , с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б с д и де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 125, 133.
- ^ Хутон 2007a , с. 88.
- ^ Хутон 2007a , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б Хутон 1994 , с. 183.
- ^ Хутон 2007a , с. 91.
- ^ Хутон 2007a , стр. 91–92.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 128, 133.
- ^ Хутон 2010 , с. 67, 70.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 125, 128, 133.
- ^ Калл, Ландер и Вайс 1999 , стр. 18.
- ^ Хутон 2007b , с. 49.
- ^ Хутон 2007b , с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 128, 134.
- ^ Хутон 2007b , с. 65.
- ^ Джексон 1974 , с. 111.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 125, 127, 128.
- ^ Калл, Ландер и Вайс 1999 , стр. 126, 127.
- ^ Хутон 2007b , с. 66.
- ^ Джексон 1974 , с. 112.
- ^ Калл, Ландер и Вайс 1999 , стр. 316.
- ^ Перейти обратно: а б Хутон 1994 , с. 258.
- ^ Джексон 1974 , с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон 1974 , стр. 115–116.
- ^ Хутон 2007b , с. 69.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 129.
- ^ Смит 2011 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2011 , стр. 130–142.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 150–155.
- ^ Уил 1997 , с. 69.
- ^ Калл 2013 , с. 186.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 129, 133.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 174–176.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 195–198.
- ^ Перейти обратно: а б Мейсон 1969 , стр. 217–218.
- ^ Сондерс 2010 , стр. 77–99.
- ^ Перейти обратно: а б Сондерс 2010 , стр. 100–112.
- ^ Бунгей 2000 , с. 208.
- ^ Маккей 2001 , с. 31.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 239–240.
- ^ Перейти обратно: а б Прайс 2010 , с. 170.
- ^ Хаф и Ричардс 2007 , с. 215.
- ^ Прайс 2010 , стр. 179–180.
- ^ Прайс 2010 , стр. 180–192.
- ^ Перейти обратно: а б Прайс 2010 , с. 200.
- ^ Уил 1997 , с. 81.
- ^ Прайс 2010 , с. 201.
- ^ Бунгей 2000 , с. 229.
- ^ Уорд 2004 , стр. 108–109.
- ^ Хаф и Ричардс 2007 , с. 216.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 180.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 130–134.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2011 , с. 178.
- ^ Перейти обратно: а б де Зенг, Stankey & Creek 2009 , с. 134.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 201.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 200.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 134, 130.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 227.
- ^ Смит 2011 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б де Зенг, Stankey & Creek 2009 , с. 141.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 130, 134, 141.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 130, 134.
- ^ Смит 2011 , с. 181.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , стр. 300–301.
- ^ Уорд 2004 , с. 121.
- ^ Уил 1997 , стр. 38–39.
- ^ Уорд 2004 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2011 , стр. 195–196.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 135, 141.
- ^ Бергстрем 2007a , стр. 39.
- ^ Бергстрем 2007a , стр. 40, 42.
- ^ Бергстрем 2007a , с. 62.
- ^ Бергстрем 2007a , с. 63.
- ^ Хутон 1999 , с. 99–100.
- ^ Перейти обратно: а б Бергстрем 2007a , с. 70.
- ^ Бергстрем 2007a , с. 97.
- ^ Перейти обратно: а б Бергстрем 2007a , с. 104.
- ^ Хейворд 1998 , с. 46.
- ^ Бергстрем 2007a , с. 98.
- ^ Бергстрем 2007a , стр. 99, 103, 104, 109.
- ^ Бергстрем 2007a , с. 109.
- ^ Bergström & Mikhailov 2001 , pp. 22, 23, 24.
- ^ Бергстрем 2007a , стр. 115.
- ^ Уил 2008 , с. 31.
- ^ Bergström & Mikhailov 2001 , p. 79.
- ^ Bergström & Mikhailov 2001 , p. 128.
- ^ Перейти обратно: а б Уил 2008 , с. 32.
- ^ Bergström & Mikhailov 2001 , p. 130.
- ^ Бергстрем 2007b , стр. 20, 28.
- ^ Bergström & Mikhailov 2001 , p. 153.
- ^ Бергстрем 2007b , стр. 30, 33.
- ^ Перейти обратно: а б Уил 2008 , с. 33.
- ^ Bergström & Mikhailov 2001 , p. 164.
- ^ Бергстрем 2007b , стр. 39.
- ^ Bergström & Mikhailov 2001 , pp. 164, 170.
- ^ Хейворд 1998 , с. 96.
- ^ Бергстрем 2007b , стр. 42, 43.
- ^ Хейворд 1998 , с. 107.
- ^ Хейворд 1998 , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б Бергстрем 2007b , стр. 45.
- ^ Бергстрем 2007b , стр. 46.
- ^ Перейти обратно: а б де Зенг, Stankey & Creek 2009 , с. 131.
- ^ Хейворд 1998 , стр. 145–147.
- ^ Хейворд 1998 , с. 151.
- ^ Хейворд 1998 , с. 153.
- ^ Хейворд 1998 , с. 156.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 131, 137, 143.
- ^ Бергстрем 2007b , стр. 79.
- ^ Бергстрем 2007b , стр. 84.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 127.
- ^ Бергстрем 2007b , стр. 100, 103–104.
- ^ Бергстрем 2007b , стр. 109.
- ^ Бергстрем 2007b , стр. 114.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 127, 131.
- ^ Бергстрем 2007c , стр. 56.
- ^ Бергстрем 2007c , стр. 58.
- ^ Бергстрем 2007c , стр. 62–63, 67, 69.
- ^ Бергстрем 2007c , стр. 76, 78, 79, 80, 99.
- ^ Бергстрем 2007c , стр. 101.
- ^ Бергстрем 2007c , стр. 118.
- ^ де Зенг, Stankey & Creek 2009 , стр. 132, 138, 145, 146.
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер (2007a). Барбаросса — Воздушный бой: июль – декабрь 1941 г. Лондон: Chevron/Иэн Аллан. ISBN 978-1-85780-270-2 .
- Бергстрем, Кристер (2007b). Сталинград — Воздушный бой: ноябрь 1942 г. — февраль 1943 г. Лондон: Chevron/Иэн Аллан. ISBN 978-1-85780-276-4 .
- Бергстрем, Кристер (2007c). Курск — Воздушный бой: июль 1943 года . Хинкли: Midland Pulishing. ISBN 978-1-903223-88-8 .
- Бергстрем, Кристер; Михайлов, Андрей (2001). Воздушная война Черного Креста / Красной Звезды на Восточном фронте, Том II, Возрождение, январь – июнь 1942 года . Пасифика, Калифорния: Военная история Тихоокеанского региона. ISBN 978-0-935553-51-2 .
- Бунгей, Стивен (2000). Самый опасный враг: история битвы за Британию . Лондон: Ауром Пресс. ISBN 978-1-85410-801-2 .
- Калл, Брайан; Ландер, Брюс; Вайс, Генрих (1999). Двенадцать дней мая . Лондон: Издательство Grub Street. ISBN 978-1-90230-412-0 .
- Калл, Брайан (2013). Первый из немногих: 5 июня — июль 1940 г. Фонтхилл Медиа. ISBN 978-1-78155-116-5 .
- де Зенг, HL; Стэнки, генеральный директор; Крик, Э.Дж. (2009). Пикирующие бомбардировщики и штурмовики Люфтваффе, 1933–1945: Справочный источник, Том. 1 . Издательство Иэна Аллана. ISBN 978-1-9065-3708-1 .
- Хейворд, Джоэл (1998). Остановка в Сталинграде : Люфтваффе и поражение Гитлера на Востоке, 1942-1943 гг . Университет Канзаса : Лоуренс. ISBN 978-0-7006-1146-1 .
- Хутон, Эдвард (1994). Триумфатор Феникса: Расцвет и расцвет Люфтваффе . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 978-1-86019-964-6 .
- Хутон, Эдвард (1999). Орел в огне: Падение Люфтваффе . Вайденфельдские военные. ISBN 978-1-85409-343-1 .
- Хутон, Эдвард (2007a). Люфтваффе на войне; Надвигается буря, 1933 – 1939 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-1-903223-71-0 .
- Хутон, Эдвард (2007b). Наша армия на войне; Блицкриг на Западе 1939 г. Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-1-85780-272-6 .
- Хутон, Эдвард (2010). Люфтваффе: исследование авиации, 1933–1945 гг . Классические публикации. ISBN 978-1-906537-18-0 .
- Хаф, Ричард; Ричардс, Денис (2007). Битва за Британию . Ручка и меч в стиле милитари . ISBN 978-1-84415-657-3 .
- Джексон, Роберт (1974). Воздушная война над Францией, 1939-1940 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0510-5 .
- Маккей, Рон (2001). Юнкерс Ю 88 . Лондон: Crowood Aviation. ISBN 978-1-86126-431-2 .
- Мейсон, Фрэнсис (1969). Битва за Британию . Лондон, Великобритания: Близнецы МакВиртер. ISBN 978-0-901928-00-9 .
- Мюллер, Ричард (1992). Воздушная война Германии в России . Нью-Йорк: Американская компания морских и авиационных пабов. ISBN 978-1-877-85313-5 .
- Прайс, Альфред (2010). Самый тяжелый день: Битва за Британию: 18 августа 1940 года . Лондон: Издательство Haynes. ISBN 978-1-84425-820-8 .
- Сондерс, Энди (2010). Конвой Пивит: 8 августа 1940 года: первый день битвы за Британию? . Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN 978-1-906502-67-6 .
- Шорс, Кристофер Ф.; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1987). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит, 1940–41 . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-0-948817-07-6 .
- Смит, Питер (2011). Юнкерс Ju 87 Штука: полная история . Лондон, Великобритания: Crecy Publishing Limited. ISBN 978-0-85979-156-4 .
- Уорд, Джон (2004). Гитлеровские эскадрильи «Штука»: Ju 87 на войне, 1936–1945 гг . Лондон: Орлы войны. ISBN 978-1-86227-246-0 .
- Уил, Джон (1997). Юнкерс Ju 87 Штукагешвадер 1937–41 . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-85532-636-1 .
- Уил, Джон (2008). Юнкерс Ju 87 Stukageschwader Русского фронта . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-78200-530-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер (2015). Битва за Британию: новый взгляд на эпический конфликт . Каземат: Оксфорд. ISBN 978-1612-00347-4 .
- Брукс, Эндрю. Воздушная война над Россией . Издательство Иэна Аллана. 2003. ISBN 978-0-7110-2890-6
- Кристофер Шорс (2002). Великие воздушные сражения Второй мировой войны . Грубская улица. ISBN 0-385-19917-1
- Кристофер Хаф и Денис Ричард (1990). Битва за Британию – юбилейная история . Издательство Гильдии. Ранее опубликовано Hodder & Stoughton, 1989 г. ISBN 0-340-42903-8
- Дирих, Вольфганг (2002). Kampfgeschwader 55 «Greif», Хроника документов и отчетов 1937-1945 гг . Моторная книга. ISBN 3-87943-340-2 .
- де Зенг, HL; Стэнки, генеральный директор; Крик, Э.Дж. (2007). Бомбардировочные части Люфтваффе 1933-1945 гг.; Справочный источник, Том 1 . Издательство Иэна Аллана. ISBN 978-1-85780-279-5
- Фрэнкс, Норман . Воздушный бой за Дюнкерк 26 мая — 3 июня 1940 года . Грубская улица. ISBN 1-904943-43-8
- Госс, Крис. (2000). Битва за Британию бомбардировщиков Люфтваффе . Креси, Манчестер. ISBN 0-947554-82-3
- Госс, Крис. (2010). Блиц Люфтваффе: внутренняя история, ноябрь 1940 г. — май 1941 г. Креси, Манчестер. ISBN 978-0-85979-148-9
- Сондерс, Энди. (2013). Штука Атака! Нападение пикирующих бомбардировщиков на Англию во время битвы за Британию . Граб-стрит, Лондон. ISBN 978-1908-117359
- Смит, Питер К. Ju 87 Stuka, Том первый: Пикирующие бомбардировщики Люфтваффе Ju 87, 1939–1941 гг . Лондон: Классические публикации, 2007. ISBN 978-1-903223-69-7 .