Адлертаг
Адлертаг | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Западного фронта . Второй мировой войны | |||||||
![]() Воздушный бой, 1940 год. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Хью Даудинг Кейт Парк Чарльз Портал | Герман Геринг Альберт Кессельринг Хьюго Сперле Джозеф Шмид | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Истребительное командование : 13 истребителей (воздух) [3] 1 боец (наземный) [2] 3 летчика-истребителя погибли [2] Бомбардировочное командование Королевских ВВС : 11 бомбардировщиков (воздушных) [2] 24 члена экипажа погибли [2] 9 взято в плен [4] Другой: 47 разных самолетов (наземных) [2] в. 25 мирных жителей убиты [5] | 47 [3] [6] –48 [7] уничтоженный самолет (воздух) 39 серьезно повреждены [7] около 200 убитых или взятых в плен, в том числе: 44 убитых 23 раненых как минимум 45 пропали без вести [8] |
Адлертаг («День орла») стал первым днем Unternehmen Adlerangriff («Операция «Атака орла»), воздушной операции Германии нацистской Люфтваффе (ВВС Германии), направленной на уничтожение британских Королевских ВВС (RAF). Операция произошла во время битвы за Британию после того, как Великобритания отвергла все попытки заключить мир с Германией. Однако Адлертаг и последующие операции не смогли уничтожить британские ВВС или добиться местного превосходства в воздухе.
16 июля 1940 года Гитлер дал немецким вооруженным силам ( Вермахту ) директиву ( Директива № 16 ), которая предписывала предварительную подготовку к вторжению в Великобританию. [9] Эта операция получила кодовое название Operation Sea Lion ( Unternehmen Seelöwe ). Прежде чем это можно было осуществить, превосходство в воздухе или господство в воздухе требовалось (контроль над воздухом). Люфтваффе должны были уничтожить ВВС Великобритании, чтобы помешать им атаковать флот вторжения или обеспечить защиту Королевского флота , Флота метрополии который мог попытаться предотвратить высадку с моря. 1 августа Гитлер дал люфтваффе главнокомандующему рейхсмаршалу ( маршалу империи) Герману Герингу и верховному командованию люфтваффе (высшему командованию военно-воздушных сил) директиву № 17 («О ведении воздушной и морской войны против Англия») для начала воздушного десанта.
Основной целью было истребительное командование Королевских ВВС . Уничтожение службы лишило бы британцев их преимущества в воздухе, и чувство уязвимости для воздушных атак могло бы привести к переговорам о мире. Весь июль и начало августа немцы готовились к Адлертагу . Дата штурма несколько раз переносилась из-за плохой погоды. В конце концов, это было осуществлено 13 августа 1940 года. Немецкие атаки 13 августа нанесли значительный ущерб и жертвы на земле, но, омраченные плохой разведкой и связью, они не оказали существенного влияния на способность истребительного командования защищать британскую авиацию. космос. [10]
Геринг обещал Гитлеру, что Адлертаг и Адлерангриф добьются требуемых результатов в течение нескольких дней или, в худшем случае, недель. [11] Это должно было стать началом конца истребительного командования Королевских ВВС, но Адлертаг и последующие операции не смогли ни уничтожить Королевские ВВС, ни добиться необходимого местного превосходства в воздухе. [10] В результате операция «Морской лев» была отложена на неопределенный срок.
Предыстория [ править ]
обзор Стратегический
После объявления войны нацистской Германии Великобританией и Францией после немецкого вторжения в Польшу, на Западном фронте возникла девятимесячная тупиковая ситуация . После Польской кампании , в октябре 1939 года, планировщики Oberkommando der Luftwaffe ( Люфтваффе Высшего командования ) и Oberkommando der Wehrmacht (Верховного командования вооруженных сил) обратили свое внимание на Западную Европу . [12]
Немецкое наступление, получившее название Unternehmen Gelb (Операция «Желтый») и также известное как « План Манштейна» , началось на Западе 10 мая 1940 года. Центральная кампания — Битва за Францию — закончилась поражением союзников и уничтожением основных сил французской армии. силы. Британский экспедиционный корпус избежал окружения во время битвы при Дюнкерке , но Вермахт захватил Париж 14 июня и захватил половину Франции. Французы капитулировали 25 июня 1940 года. [13]
После нейтрализации Западной Европы ОКЛ и ОКВ обратили свое внимание на Великобританию, которая теперь стала домом для оперативной базы союзников в Европе. Гитлер надеялся, что Британия пойдет на переговоры о перемирии, для чего он был готов предложить щедрые условия. Предварительные предложения Гитлера были отвергнуты коалиционным правительством Черчилля . [14] Теперь Гитлер приказал Люфтваффе и Кригсмарине подготовиться к высадке морского десанта на Британию под кодовым названием «Операция «Морской котик». Люфтваффе противника , должно было ликвидировать авиацию а Кригсмарине было приказано провести все необходимые приготовления для переброски немецкой армии ( «Хеер» ) через Ла-Манш. [а] Задача Люфтваффе стояла на первом месте. Геринг и Гитлер надеялись, что после того, как британские ВВС станут бессильными, во вторжении не будет необходимости. [16] Если бы это оказалось не так, Люфтваффе поддержало бы армию и не позволило бы Королевскому флоту препятствовать морскому движению Германии. [17] [18] Геринг назвал наступление против британских ВВС операцией «Атака орла» ( Адлерангриф ). [19]
Предыстория: ранние сражения [ править ]
Потери весенней кампании ослабили Люфтваффе перед битвой за Британию. Более 1400 самолетов было потеряно в битве за Францию, помимо примерно 500 самолетов, потерянных при завоевании Польши и Норвегии в 1939 году. [20] Службе пришлось ждать, пока она достигнет приемлемого уровня, прежде чем можно будет нанести главный удар по Королевским ВВС. [21] Поэтому первый этап немецкого воздушного наступления состоялся над Ла-Маншем . Каналкампф («Битва за Ла-Манш») редко включал атаки на аэродромы Королевских ВВС внутри страны, но поощрял подразделения Королевских ВВС вступать в бой, атакуя конвои Британского Ла-Манша. Эти операции продлятся с 10 июля по 8 августа 1940 года. [22] Атаки на судоходство не увенчались успехом; было потоплено всего 24 000 тонн ( брутто ). Установка мин с самолетов оказалась более прибыльной: потоплено 38 000 тонн. [23] Влияние на истребительное командование было минимальным. В июле он потерял 74 летчика-истребителя убитыми или пропавшими без вести и 48 ранеными, а к 3 августа его численность выросла до 1429 человек. К тому моменту не хватало всего 124 пилотов. [24]
На втором этапе атак в течение 8–18 августа были атакованы суда, прибрежные аэродромы, радары и станции к югу от Лондона. Люфтваффе постепенно увеличивало частоту атак. совершали налеты на цели на севере, вплоть до Ливерпуля . Немецкие бомбардировщики также в ночные часы [25] Первый крупный рейд вглубь страны и на аэродромы Королевских ВВС произошел 12 августа. RAF Hawkinge , Lympne , Manston и радиолокационные станции в Певенси , Рае и Дувре должны были быть уничтожены. Доки Портсмута также подверглись нападению. [26] Результаты рейдов оказались неоднозначными. Радиолокационная станция в Вентноре была сильно повреждена, другие объекты нападения также были повреждены, но не уничтожены. На следующее утро все было в рабочем состоянии. Атаки на гавань и базы британских ВВС не смогли их уничтожить. К концу дня все они не были полностью в рабочем состоянии, но на следующее утро вернулись в строй. Немецкая разведка не знала, что сам Лимпн даже не был оперативной станцией. Такого рода ошибка разведки привела к провалу Адлертага . [27]
Немцы не добились успеха, соизмеримого с их усилиями. Тем не менее, полагая, что они оказывают значительное влияние на истребительное командование, они приготовились начать полномасштабное нападение на британские ВВС на следующий день. [28] К 12 августа численность немецкой авиации достигла приемлемого уровня. После повышения показателей работоспособности Люфтваффе начали Адлертаг с 71 процентом бомбардировщиков, 85 процентами самолетов Bf 109 и 83 процентами самолетов Bf 110. [29]
Люфтваффе Подготовка [ править ]
Интеллект [ править ]

Неверная разведка была главной причиной провала «Адлертага». Хотя разрыв между британцами и немцами в этом отношении еще не был велик, британцы начали приобретать решающее преимущество в разведке. Поломка машины «Энигма» и плохая дисциплина связи в Люфтваффе позволили британцам легко получить доступ к немецким средствам связи. Влияние Ультра на битву за Британию является предметом споров: официальные исторические источники утверждают, что прямого влияния не было. Какова бы ни была правда, «Ультра» и служба Y в частности давали британцам все более точную картину боевого порядка немецких войск. [30]
Джозеф «Беппо» Шмид был командиром отдела военной разведки Люфтваффе ( Abteilung 5 в качестве начальника IC). За это время в отчетах Шмида был ряд ошибок. В июле 1940 года Шмид сильно переоценил силы Люфтваффе и недооценил Королевские ВВС. Наиболее серьезные ошибки были допущены в отношении радиолокации, идентификации аэродромов и производственных площадок. Шмид утверждал, что количество действующих аэродромов на юге Англии было строго ограничено; По оценкам, британцы могли производить только 180–330 истребителей в месяц (реальная цифра составляла 496), и эта цифра будет уменьшаться, что указывает на то, что Королевские ВВС не смогут выдержать длительную битву на истощение. Шмид также заявил, что командование на всех уровнях было жестким и негибким, а бойцы были привязаны к базам. В своем списке упущений Шмид не упомянул операции по техническому обслуживанию и организации ВВС, которые быстро вернули поврежденные самолеты. Он предвкушал короткую битву. Важно отметить, что Шмид не упомянул радар вообще. [31] [32] [33]
Отсутствие устойчивых и концентрированных атак на радар позволяло ему руководить развертыванием подразделений Королевских ВВС в подходящие моменты. Его постоянные предупреждения о предстоящих рейдах принесли решающую пользу истребительному командованию. У Люфтваффе также были плохие разведданные о типах аэродромов британских ВВС. Он неоднократно допускал ошибки, часто ошибочно идентифицируя аэродромы как базы истребительного командования, которые, как оказалось, принадлежали прибрежному командованию Королевских ВВС и бомбардировочному командованию Королевских ВВС . На Адлертаге большинство целей из списка Люфтваффе — в случае их уничтожения — ни в малейшей степени не нанесли бы ущерба истребительному командованию. [34]
Цели и боевой порядок [ править ]
Для атаки 13 августа 1940 года были выбраны следующие цели:
Немецкая бомбардировочная часть | Цель |
---|---|
Кампфгешвадер 1 (КГ 1) | Королевские ВВС Биггин Хилл [35] |
Кампфгешвадер 76 (КГ 76) [36] | РАФ Кенли [36] РАФ Дебден [36] /RAF Биггин Хилл [37] / Другие неизвестные цели [38] |
Кампфгешвадер 2 (КГ 2) | |
Кампфгешвадер 3 (КГ 3) | Королевские ВВС Истчерч [35] [Примечания 1] [41] |
Кампфгешвадер 53 (КГ 53) | Королевские ВВС Норт Уилд [42] |
Тестовая группа 210 |
|
Кампфгешвадер 4 (КГ 4) | Неизвестные цели (отсутствие записей)/некоторые операции по установке мин в Ла-Манше [44] |
Кампфгешвадер 40 (КГ 40) | РАФ Дишфорт |
Кампфгешвадер 26 (КГ 26) | РАФ Дишфорт [45] / Линтон-он-Уз [41] |
Кампфгешвадер 30 (КГ 30) | Королевские ВВС Дриффилд [46] |
Кампфгешвадер 27 (КГ 27) | Порты Бристоль / Биркенхед / Ливерпуль [47] |
Учебная эскадрилья 1 (LG 1) [48] | RAF Достойное падение [48] / Порты Саутгемптона , Портсмута и близлежащих аэродромов [49] / РАФ Детлинг [50] [51] /Другие неуказанные операции [52] |
Штурцкампфгешвадер 3 (StG 3) | StG 3 должен был принять участие. 13 августа по неизвестным причинам он был исключен из боевого порядка. [53] Другой источник утверждает, что вылеты подразделения были отменены из-за плохой погоды. [54] |
Кампфгешвадер 51 (КГ 51) | РАФ Бибери [55] / Спитхеда Гавань [56] / Вентнор РЛС |
Кампфгешвадер 54 (КГ 54) | База ВВС флота Госпорт [57] / РАФ Кройдон [58] РАФ Фарнборо [59] РАФ Одихам [60] |
Кампфгешвадер 55 (КГ 55) | Плимут [61] / Фелтэм [62] / РАФ Миддл Уоллоп [63] |
Штурцкампфгешвадер 1 (StG 1) | РАФ Уормвелл [10] /РАФ Детлинг [51] |
I. и II./ Sturzkampfgeschwader 2 (StG 2) |
|
Штурцкампфгешвадер 77 (StG 77) | Королевские ВВС Уормвелл/Портленд [59] |
Оперативное командование Королевских ВВС [ править ]

Краеугольным камнем британской обороны была сложная инфраструктура обнаружения, командования и контроля, обеспечивавшая ход боя. Это была система Даудинга , названная в честь ее главного разработчика, главного маршала авиации сэра Хью Даудинга , офицера авиации, командующего истребительным командованием Королевских ВВС. Даудинг модернизировал систему, созданную в 1917 году генерал-майором Э. Б. Эшмором . [64] Ядро системы Даудинга было реализовано самим Даудингом: использование радиопеленгации (RDF или радара) было по его указанию, а ее использование, дополненное информацией Королевского корпуса наблюдателей (ROC), сочеталось с организационной системой обработки эта информация имела решающее значение для способности Королевских ВВС эффективно перехватывать приближающиеся самолеты противника. Технология была названа RDF с вводящим в заблуждение намерением — расплывчатое описание скроет для противника всю природу системы, если о ее существовании когда-либо станет известно. [65] [66]
Первые признаки приближающихся воздушных налетов были получены средствами радиопеленгации Chain Home (RDF), расположенными вдоль береговой линии Великобритании. В большинстве случаев RDF могли подобрать соединения самолетов Люфтваффе , организованные на собственных аэродромах на севере Франции и Бельгии. Как только самолет-налетчик двинулся вглубь страны за радиолокационными станциями, Китайская республика нанесла на карту их построение. Информация от RDF и Корпуса наблюдателей была отправлена в главный оперативный зал штаба истребительного командования в RAF Bentley Priory . Сюжеты оценивались, чтобы определить, были ли они «враждебными» или «дружественными». В случае враждебности информация отправлялась в главный «оперативный зал», который находился в большом подземном бункере. [67]
Здесь информация о ходе каждого рейда составлялась Женскими вспомогательными военно-воздушными силами (WAAF), которые получали информацию по телефону. [68] Дополнительную информацию предоставляли радиопосты Y Service , которые отслеживали радиосвязь противника, и центр декодирования Ultra, базирующийся в Блетчли-парке , который передал Королевским ВВС разведданные о немецком боевом порядке. [69] Фишки с цветовой кодировкой, обозначающие каждый рейд, были помещены на большой стол, на который была наложена карта Британии, выровненная по британской модифицированной сетке . По мере перемещения участков налетающей авиации фишки расталкивались по карте магнитными «граблями». Эта система позволяла главному «диспетчеру истребителей» и Даудингу видеть, куда движется каждое соединение, на какой высоте и в какой численности. Это позволило оценить возможные цели. Возраст информации обозначался по цвету счетчика. Простота системы означала, что решения можно было принимать быстро. [67]
Эта информация одновременно отправлялась в штаб каждой группы, где она подвергалась перекрестной проверке через фильтровальную комнату, а затем направлялась в другую оперативную комнату, расположенную в подземном бункере. Поскольку Группа имела тактический контроль над боем, оперативный зал отличался по планировке от главного штаба в Бентли Прайори. Основная карта на графическом столе представляла район командования группы и прилегающие к ней аэродромы. Обширное радио- и телефонное оборудование передало и приняло постоянный поток информации с аэродромов различных секторов, а также от корпуса наблюдателей, командования ПВО и военно-морского флота. «Дежурный истребительный диспетчер» был личным представителем ГОК Группы, и ему было поручено контролировать, как и когда будет перехвачен каждый рейд. Если телефонная система выйдет из строя, инженеры прибудут на место в течение нескольких минут и отремонтируют сломанные каналы. [67]
Битва [ править ]
КГ 2 рейд [ править ]

Утром 13 августа погода была плохая, и Геринг приказал отложить рейды. [59] Однако Dornier Do 17 из KG 2 не были проинформированы и в 04:50 вылетели к своей цели. Им предстояло встретиться со своим эскортом из ZG 26 над Ла-Маншем. ZG 26 получила приказ об отмене, а II. и III./KG 2 — нет. К 05:10 сформировалась группа KG 2 под руководством гешвадеркоммодора Йоханнеса Финка. Часть взлетевшего отряда ZG 26 под командованием оберст-лейтенанта Иоахима Хута попыталась предупредить Дорнье об отмене. Не имея возможности связаться с бомбардировщиками по радио, Хут попытался подать им сигнал, пролетая перед ними и выполняя фигуры высшего пилотажа. Финк проигнорировал его и полетел дальше. KG 2 облетел побережье к своей цели — Истчерч аэродрому на острове Шеппи . Альберт Кессельринг отдал приказ бомбардировщикам прекратить выполнение заданий, если их эскорт не появится, но Финк не хотел, чтобы его обвиняли в неподчинении приказам, и продолжил движение вперед, даже несмотря на то, что Bf 110 повернули назад. Ответный этап должен был провести KG 2 через территорию группы № 11, что могло бы иметь катастрофические последствия без истребительного сопровождения. Но в силу Корпус наблюдателей неправильно определил направление бомбардировщиков из-за низкой облачности. [70] и радар не уловил направление немецких бомбардировщиков, WAAF неправильно проложили курс налета, и RAF не смогли предотвратить атаку цели. [1]
В течение часа после рассвета 13 августа на столах с графиками в оперативных залах было мало немецких следов, а в центральной и восточной части Ла-Манша их вообще не было. Однако первые признаки концентрации появились раньше, чем обычно, поскольку между 05:30 и 05:40 в районе Амьена находились две группы по 30 и более самолетов . В течение 30 минут они оставались над сушей, но в 06:10 начали движение вглубь суши. Корпус наблюдателей и радар отследили их и направили подразделения ВВС Великобритании на перехват. Не зная о намерениях Германии, диспетчеры направили три полные эскадрильи, а еще три отряда были подняты по тревоге к 06:15. № 151 защищал конвой на Темзе, № 111 защищал RAF Hawkinge, а № 74-я эскадрилья RAF прикрывала RAF Manston. Части 85-й , 43-й и 238-й эскадрилий RAF также были подняты в воздух недалеко от Лондона. К 06:25 немецкие соединения находились далеко над Ла-Маншем. № 238 был переведен для прикрытия собственной базы в ВВС Уормвелл . 257-й эскадрилье RAF также было приказано вылететь в 06:20 для патрулирования. Кентербери . Не удовлетворившись численностью сил, уже находящихся в воздухе, диспетчеры направили на перехват 601-ю , 213-ю , 64-ю и 87- ю эскадрильи между 06:30 и 06:35. Первые бои начались в 06:30. [71]
Из-за ошибки корпуса наблюдателей и того, что эскадрилья не была пропущена радаром на подходе к восточному, а не к центральному Ла-Маншу, KG 2 поразил аэродром британских ВВС. KG 2 заявил, что на земле было уничтожено 10 «Спитфайров». Фактически ни один истребитель Истребительного командования не погиб. Некоторое время спустя это ошибочное утверждение убедило немецкую разведку в том, что Истчерч был истребительной авиабазой и что в ближайшие недели Люфтваффе совершит семь бесплодных налетов на нее. К этой ошибке добавилась неспособность выдержать давление. Рейды были растянуты, давая поле время на восстановление. [72] Станция использовалась береговым командованием Королевских ВВС, которое потеряло пять самолетов «Бристоль Бленхейм» в атаке и один «Спитфайр» прибрежного командования. Однако инфраструктуре был нанесен серьезный ущерб. Большая часть техники и боеприпасов была уничтожена, 16 сотрудников командования погибли. [73] RAF Eastchurch вернулись в строй к 16:00. [74] [75]
В конце концов бомбардировщики были перехвачены. KG 2 потерял в этой попытке пять Do 17. Шесть Дорнье также были сильно повреждены. В ответ точным огнем артиллеристов «Дорнье» сбиты два «Харрикейна» из атакующих эскадрилий: № 111, № 151 и № 74 под командованием Адольфа Малана . Сам Малан сбил один Do 17. [76] Другой источник предполагает, что пять Do 17 были уничтожены и еще семь повреждены. [77] Потери немцев в живой силе составили 11 убитых и девять военнопленных . [54]
Прибрежные аэродромы и порты [ править ]

Большинство подразделений Luftflotte 2 получили приказ отказаться от утренних операций, но некоторые начали атаки, направленные на аэродромы и порты на юге Британии. KG 76 отказался от атаки на Дебден. [78] но нанес удар по британским ВВС Кенли и другим аэродромам в Кенте и Эссексе . Потери и результаты неизвестны. [79] KG 27 также отказался от большей части своих операций. III./KG 27 действительно попытался пробиться к докам Бристоля, потеряв при этом один He 111 87-й эскадрильи RAF. Был нанесен небольшой ущерб. [80]
Приказ об отмене Luftflotte вообще не дошел до штаб-квартиры 3. Его командир Уго Сперле приказал начать атаку. В 05:00 20 самолетов Junkers Ju 88 из I./KG 54 вылетели, чтобы бомбить аэродром Королевского авиастроительного завода в RAF Farnborough (RAE Farnborough). В 05:05 18 Ju 88 из II./KG 54 вылетели в RAF Odiham . В 05:50 88 Junkers Ju 87 из StG 77 начали курс на Портлендскую гавань . Рейды сопровождали около 60 Bf 110 из Zerstörergeschwader 2 (Destroyer Wing 2; ZG 2), а также V./LG 1 и 173 Bf 109 из Jagdgeschwader 27 (JG 27), JG 53 и JG 3 , которые все летели впереди поток бомбардировщиков для очистки воздушного пространства от истребителей противника. Цель StG 77 была скрыта облаком, но KG 54 продолжал двигаться к цели. истребители RAF из RAF Northolt , RAF Tangmere и RAF Middle Wallop Перехватили . Четыре Ju 88 и один Bf 109 из JG 2 были сбиты. Немецкие истребители уничтожили шесть истребителей Королевских ВВС, а бомбардировщики - еще 14. На самом деле бомбардировщики повредили только пять. Bf 109 уничтожили только один и повредили другой. Из пяти истребителей Королевских ВВС, поврежденных бомбардировщиками, два были списаны. Из заявленных 20 истребителей было потеряно всего три и ранено трое пилотов. Никто не был убит. [59] [81]
Дальнейшие миссии II./KG 54 в RAF Croydon были отменены. [82] I./KG 54 нанес удар по базе авиации флота (FAA) в Госпорте . [83] ZG 2 должен был обеспечивать сопровождение во время одной из таких атак, но из-за нарушения связи прибыл к цели без своих Ju 88, которым было приказано остановиться. Один Bf 110 был сбит 238-й эскадрильей RAF. [84]
В 11:10 V./LG 1 Bf 110 взлетели перед налетом KG 54, возможно, чтобы соблазнить истребители Королевских ВВС вступить в бой перед основным штурмом, чтобы Королевские ВВС оказались вне позиции. Миссия бомбардировщиков была отменена. Приказ не дошел до V./LG 1, который продолжил движение в целевой район. 23 Bf 110 продолжили путь к Портленду. Они столкнулись с 601-й эскадрильей RAF Hurricanes и потеряли шесть Bf 110 уничтоженными и три поврежденными. Только один «Харрикейн» был сбит, а другой поврежден. [59] Второй источник сообщает, что было уничтожено только четыре Bf 110. [85] в то время как треть дает потерю пяти уничтоженных и пяти поврежденных. [86] Zerstörergeschwader оптимистично заявило , что уничтожено 30 истребителей RAF (на самом деле потери истребителей RAF в воздушных боях за весь день составили 13) при потере 13 Bf 110. [87] Утренние усилия потерпели фиаско. [10] Атаки продемонстрировали серьезную техническую неисправность Германии в системе связи «воздух-воздух». [11]
Возобновленные атаки [ править ]

Официальное добро было дано в 14:00. В 15:30 около 58–80 Ju 88 из I., II. и III./LG 1 в сопровождении 30 Bf 110 из V./LG 1 вылетели, чтобы бомбить Боскомб-Даун и Уорти-Даун . RAF Andover также должен был подвергнуться бомбардировке при поддержке 52 Ju 87 из StG 1 и StG 2, которые должны были нанести удар по RAF Warmwell и Йовилу. I./JG 53 пролетел на истребителе впереди бомбардировщиков от Пула до Лайм-Реджиса, чтобы соблазнить британские ВВС вступить в бой. I./JG 53 вышел на берег в 16:00. Зачистка не смогла привлечь и отвлечь эскадрильи Королевских ВВС. Вместо этого все, что ему удалось сделать, это предупредить оборону Королевских ВВС на пять минут раньше. Когда основная волна LG 1 и StG 2 подошла к побережью, их встретили 77 истребителей Королевских ВВС. [88]
II., III./JG 53 и III./ZG 76 сопровождали Ju 87. ZG 2 и JG 27 сопровождали LG 1. В ответ на перехват перехватила вся 10-я группа Королевских ВВС . Один Staffel (эскадрилья) II./StG 2 был сильно поврежден 609-й эскадрильей RAF ; шесть из девяти Ju 87 были сбиты. [10] StG 1 и 2 отказались от своих первоначальных целей из-за облаков. Оба направились в Портленд. [10]
I./LG 1 покинул Боскомб-Даун и вместо этого бомбил Саутгемптон . 238-я эскадрилья получила задание на перехват, но истребительное сопровождение было слишком сильным, и бомбардировщики не сбились с курса. Было разрушено несколько складов, а также выведено из строя холодильное хранилище. К сумеркам все пожары удалось взять под контроль. [89] Один III./LG 1 по ошибке сбросил бомбы на секторную станцию ВВС Великобритании Мидл-Уоллоп. Пострадал только аэродром Андовер, который использовался для действий бомбардировщиков, а не истребителей. [10] III./LG 1 потерял два Ju 88. [54] 13 Ju 88 Gruppen (группы) потеряли шесть уничтоженными и многие поврежденными. Они сбежали налегке. [90] В результате бомбардировки были уничтожены велосипедный завод, мебельный склад и склад охлажденного мяса. [91] Разведка Люфтваффе не определила завод Спитфайр в Саутгемптоне, расположенный на набережной недалеко от доков, как важную цель. Плохая разведка предположила, что это был завод по производству бомбардировщиков. Лишь позже, в сентябре, он подвергся нападению и серьезно пострадал. Однако и тогда немцы не знали об ущербе, нанесенном производству «Спитфайров». Позже фабрика была расформирована, а производство рассредоточено. [92]
Ju Операции 87

StG 77 также участвовал в бою в сопровождении JG 27 Bf 109. К StG 77 52 Ju 87 присоединились 40 Ju 88 KG 54. Оба соединения направлялись к аэродромам 10-й группы RAF. StG 77 был нацелен на британские ВВС Уормвелл. Гешвадер не смог найти цель и сбрасывал бомбы наугад. Остальные Ju 87 привлекли большое внимание, а StG 77 остался незамеченным. [93]
Erprobungsgruppe 210 была отправлена дальше на восток для операции по атаке целей возле Саутенда . Они вылетели в 15:15, их сопровождал ZG 76. Они обнаружили сплошное облако над Эссексом. 56-я эскадрилья Королевских ВВС перехватила самолет, но 210- я группа бомбардировщиков сбросила бомбы на Кентербери. II./StG 1 был отправлен для бомбардировки аэродромов близ Рочестера . Он не смог найти цель и вернулся без происшествий. IV./LG 1 — также с Ju 87 — был отправлен вслед за британскими ВВС Детлинга . JG 26 отправился на истребительную зачистку, чтобы очистить небо перед атакой. JG 26 потерял один Bf 109 над Фолкстоном по неизвестной причине. Ju 87 бомбили станцию, а 40 Bf 109 обстреляли ее, убив командира. [2] Пострадал оперативный блок, что привело к большим жертвам. Потери были катастрофическими для 53-й эскадрильи RAF , потерявшей несколько «Бленхеймов» на земле. [94] Убитым командиром был капитан группы Э. П. Меггс-Дэвис. [95] Один командир эскадрильи был убит - Дж. Х. Лоу - и еще двое были ранены. Одним из раненых был Первой мировой войны ас Роберт Дж. О. Компстон . [96] Потери станции составили 24 убитых и 42 раненых. [97] Однако Детлинг не был станцией истребительного командования Королевских ВВС, и атака не затронула 11-ю группу Королевских ВВС . никак [98]
рейды восточные Юго -
I., II. и III./KG 55 также действовали. III./KG 55 разбомбила аэропорт Хитроу . Результаты неизвестны, а потери неясны. Накануне KG 55 понес тяжелые потери, поэтому его действия казались ограниченными. 12 августа он потерял 13 самолетов Heinkel He 111 и их экипажи. На следующий день, 14 августа, они потеряли своего Geschwaderkommodore ( командира звена ) Алоиса Штёкля . [99] [100]
Во второй половине дня отряд из 80 самолетов Do 17 из KG 3 в сопровождении JG 51, JG 52, JG 54 и 60 Bf 109 из JG 26 (всего около 270 самолетов) направился на аэродром Истчерч и завод Short Brothers в Рочестере. . III./KG 3 оторвался от основного строя и атаковал Истчерч, в то время как II./KG 3 направился на Рочестер. Значительный ущерб был нанесен заводу по производству « Шорт Стирлинг» тяжелого бомбардировщика . ВВС Великобритании Перехватили эскадрильи № 3 , № 64, № 111, № 151, № 234 , № 249 , № 601 и № 609 . По данным JG 26, британские истребители не произвели большого впечатления на бомбардировщики. [101] Три JG 51 Bf 109 были сбиты в перестрелках с истребителями Королевских ВВС. [102]
Бомбардировочное командование Королевских ВВС также приняло участие в дневных боях. Хотя Чарльз Портал — AOC (командующий авиацией) — протестовал против бессмысленности атак на аэродромы в Скандинавии , министерство авиации настаивало на таких рейдах. 82-я эскадрилья Королевских ВВС отправила двенадцать самолетов Bristol Blenheim для бомбардировки аэродромов KG 30 в Ольборге , Дания . Один пилот вернулся с жалобой на «проблемы с топливом» и предстал перед военным трибуналом. Этот бомбардировщик был единственным, кто вернулся. Остальные пали от огня ПВО и истребителей. [2] Около 24 летчиков были убиты и девять взяты в плен. [4]
Ночные рейды [ править ]
Когда на исходе Адлертага наступила темнота , Шперле послал девять Kampfgruppe 100 (Бомбардовая группа 100) He 111 для проведения стратегической бомбардировки завода Supermarine Spitfire в Бромвич замке в Бирмингеме . Несмотря на то, что группа представляла собой специализированное ночное ударное подразделение, обладавшее большим опытом в ночной навигации, только четыре экипажа нашли свои цели. Одиннадцати сброшенных бомб массой 551 фунт (250 кг) было недостаточно, чтобы сорвать производство истребителей. Около пяти из 11 упали внутри комплекса. Потери были небольшими, поскольку рабочие укрылись. Серьезный ущерб нанесен только офисам и инструментальному цеху, а также поврежден газопровод. [103] Другая группа, возглавляемая группенкоммандером гауптманом (капитаном) Фридрихом Ахенбреннером, направила 15 He 111 с баз в Бретани через Ирландское море для нанесения удара по заводу Short Brothers на острове Квинс , в Белфасте Северная Ирландия . Пять самолетов «Шорт Стирлинг» были уничтожены. KG 27 также принимал участие в миссиях и бомбил Глазго ночью , хотя их конкретная цель неясна. Другие бомбардировщики, начав ночной этап Адлертага , решительно облетели Великобританию вдоль и поперек, бомбя Бристоль , Кардифф , Суонси , Ливерпуль, Шеффилд , Норвич , Эдинбург и Абердин . Ущерб был нанесен очень незначительный, хотя некоторые железнодорожные пути были временно перерезаны, и пострадало около 100 человек. [104] [105] Неизвестно, были ли потеряны какие-либо немецкие самолеты. Один немецкий летчик был найден блуждающим по сельской местности в Балкомбе , Западный Суссекс. Никаких других следов самолета или других членов экипажа обнаружено не было. [103]
Последствия [ править ]
Эффект от рейдов [ править ]
Немцы продолжили атаки на аэродромы на юго-востоке Англии, которые они начали накануне. 12 августа было атаковано большинство аэродромов Кентиша; а 13 августа немцы сосредоточились на аэродромах второй линии к югу от Лондона. Концентрация на Детлинге и Истчерче оказалась неудачной, поскольку оба они были станциями берегового командования и не имели никакого отношения к истребительному командованию. Немцы, возможно, рассудили, что если такие базы, как Мэнстон, Хокинг и Лимпн, будут нейтрализованы в результате атак 12 августа, то истребительному командованию, возможно, придется перебраться на эти аэродромы. Фактически, бомбардировка 12 августа не смогла вывести из строя эти полосы, а Адлертаг не смог разрушить или вывести из строя Детлинг или Истчерч. [106]
Преувеличение [ править ]
Чрезмерное превосходство в воздушной войне не является редкостью. Во время битвы за Британию (да и вообще в течение всей Второй мировой войны ) обе стороны утверждали, что сбили и уничтожили на земле и в воздухе больше вражеских самолетов, чем это было на самом деле. Истребительное командование Королевских ВВС заявило, что 13 августа 1940 года было сбито 78 немецких самолетов. [2] Другой источник сообщает, что официальные претензии Королевских ВВС составили 64. [107] Фактические немецкие потери составили 47 [3] –48 [7] самолеты уничтожены и 39 серьезно повреждены. [7] Напротив, Люфтваффе заявило, что уничтожило в воздухе 70 самолетов «Хокер Харрикейн» и «Спитфайр» и еще 18 бомбардировщиков «Бленхейм» в воздухе. Это было преувеличение примерно на 300 процентов. [108] [109] Еще 84 истребителя британских ВВС погибли на земле. [10] Фактические потери британских ВВС в воздухе составили 13 истребителей и 11 бомбардировщиков, на земле — 47 самолетов различных типов. [2]
Битва за Британию [ править ]
Провал Адлертага не помешал Люфтваффе продолжить кампанию. Атака аэродромов британских ВВС продолжалась весь август и сентябрь 1940 года. В боях участвовало большое количество самолетов и были тяжелые потери с обеих сторон. Люфтваффе . не удалось разработать какой-либо целенаправленной стратегии для победы над истребительным командованием Королевских ВВС Сначала они попытались уничтожить базы британских ВВС, затем перешли к стратегическим бомбардировкам днем и ночью. Он пытался одновременно уничтожить несколько британских промышленных предприятий, переходя от бомбардировок авиационных заводов к атакам на вспомогательные отрасли, импортные или распределительные сети, такие как прибрежные порты. Была даже предпринята попытка против несвязанных между собой целей, таких как разрушение морального духа британского населения. [110]
Неспособность Люфтваффе идентифицировать радиолокационную цепь и отличить базы истребителей Королевских ВВС от баз других командований Королевских ВВС подорвала их способность разрушать британскую истребительную оборону. Люфтваффе недооценили британский радар и не осознали его важности в британской оперативной системе. [111] [112] Напротив, в OKL полагали, что радиолокационные станции принесут пользу немецким усилиям, отправив силы Королевских ВВС в крупномасштабные воздушные бои, чтобы Люфтваффе могли их уничтожить. Авиационная промышленность Королевских ВВС поддержала потери, и ее пилоты были заменены в достаточной степени, чтобы ограничить падение численности Королевских ВВС и лишить немцев победы. И наоборот, ВВС смогли обеспечить уровень исправности, а численность экипажей Люфтваффе в августе – сентябре снизилась. [Примечания 2]
Не сумев победить Королевские ВВС, Люфтваффе приняло другую и более четкую стратегию стратегических бомбардировок, известную как « Блиц» . Однако, как и в случае с кампанией против британских ВВС, типы целей радикально различались, и ни на один тип британских целей не оказывалось устойчивого давления. [117] Споры среди сотрудников OKL вращались больше вокруг тактики, чем стратегии. [118] Этот метод обрек наступление на Британию на неудачу еще до того, как оно началось. [119] Конечным результатом воздушной кампании против Британии в 1940 и 1941 годах стала решительная неудача в прекращении войны. По мере того, как Гитлер вовлекал Германию в постоянно увеличивающиеся военные авантюры, Вермахт становился все более перегруженным и не мог справиться с войной на несколько фронтов. К 1944 году союзники были готовы начать операцию «Оверлорд» — вторжение в Западную Европу. Битва за Британию гарантировала, что у западных союзников будет база для начала кампании, и что западные союзники будут присутствовать на поле боя, чтобы встретить Советскую Красную Армию в Центральной Европе в конце войны в мае 1945 года. [120] [121]
Примечания [ править ]
- ^ По словам де Зенга и др., на KG 3 ничего не опубликовано; это была одна из самых малоизвестных бомбардировочных частей из-за потери большей части ее записей в конце войны.
- ↑ Бунгей отмечает, что с 27 августа по 4 сентября 1940 года численность немецких бомбардировочных подразделений сократилась в среднем до 20 из 35–40. Количество единиц Bf 109 сократилось до 18 из 35–40, а количество единиц Bf 110 сократилось еще ниже. Бунгей также отмечает, что потери пилотов Королевских ВВС составили 125 человек в неделю, а к 31 августа 1940 года численность пилотов сократилась на 150. До 21 сентября можно было заменить только 150 пилотов. Пилоты бомбардировщиков были переоборудованы, чтобы справиться с ситуацией. Общая тенденция росла по сравнению с июлем 1940 года. Мюррей сосредотачивается на потерях немецкого экипажа. К 14 сентября доля Bf 109 составляла 67 процентов, единиц Bf 110 - 46 процентов, а бомбардировщиков - 59 процентов. Неделю спустя они составили 64, 52 и 52 процента соответственно. Казалось, что у немцев «кончились самолеты». Вуд и Демпстер утверждают, что оперативная численность Королевских ВВС практически не снизилась: с 64,8 процента 24 августа до 64,7 процента 31 августа и, наконец, 64,25 процента 7 сентября 1940 года. [113] [114] [115] [116]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бунгей 2000, с. 207.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бунгей 2000, с. 211.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бунгей 2000, с. 371.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Доннелли 2004, стр. 88–89.
- ^ Примечание, исключая 4 жертвы из Австралии; Комиссия Содружества по военным захоронениям насчитывает только 25 жертв среди гражданского населения. 13 августа 1940 г.
- ^ Тейлор и Мойес 1968, с. 23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хаф и Ричардс 2007, с. 162.
- ^ Мейсон 1969, стр. 240–243.
- ^ Тревор-Ропер 2004, стр. 74–79.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Бунгей 2000, с. 210.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккей 2003 , с. 71.
- ^ Хили 2007, стр. 3–5.
- ^ Хутон 2007, стр. 47–48, с. 77, с. 86.
- ^ Паркер 2000, стр. 98–99.
- ^ Бунгей, Стивен (2000). Самый опасный враг: история битвы за Британию . Лондон: Аурум Пресс. п. 113. ИСБН 978-1-85410-721-3 .
- ^ Мюррей 1983, с. 45.
- ^ Хутон 1997, с. 17–18.
- ^ Паркер 2000, с. 93.
- ^ Хутон 2010, с. 75.
- ^ Бунгей 2000 стр. 124
- ^ Мюррей 1983, с. 44.
- ^ Джеймс 2000, с. 17.
- ^ Джеймс 2000, с. 43.
- ^ Джеймс 2000, с. 45.
- ^ Джеймс 2000, стр. 49–62.
- ^ Джеймс 2000, стр. 63–64, 70.
- ^ Джеймс 2000, с. 70.
- ^ Джеймс 2000, с. 71.
- ^ Мюррей 1983, с. 51.
- ^ Мюррей 1983, с. 47.
- ^ Бунгей 2000, стр. 187–188.
- ^ Хутон 1994, стр. 19–20.
- ^ Рэй 2009, стр. 46–47.
- ^ Мейсон 1969, стр. 236–237.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 1, с. 14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 2, с. 228.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 2, стр. 225.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 2, стр. 236.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 1, стр. 24.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 1, стр. 33.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 1, с. 48.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 1, стр. 171.
- ^ Бунгей 2000, стр. 203–212.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 1, стр. 49–54.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 1, стр. 75.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 1, стр. 118.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 1, стр. 104.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 2, с. 360.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 2, стр. 266.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 2, стр. 370.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уорд 2004, с. 105.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 2, стр. 354.
- ^ де Зенг 2010, стр. 100.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Госс 2000, с. 79.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 1, стр. 155.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 1, стр. 146.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 1, стр. 179.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 1, стр. 184.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Бунгей 2000, с. 208.
- ^ Джеймс 2000, с. 74.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 1, стр. 195.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 1, стр. 198.
- ^ де Зенг, Стэнки и Крик, 2007, том 1, стр. 193.
- ^ Бунгей 2000, стр. 62, 447 Примечание 23.
- ^ Хаф и Ричардс 2007. с. 51.
- ^ Паркер 2000, с. 117.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бунгей 2000, стр. 61–69.
- ^ Паркер 2000, с. 123.
- ^ Бунгей 2000, с. 192.
- ^ Коллиер 1980, с. 51.
- ^ Джеймс 2000, стр. 71–73.
- ^ Бунгей 2000, стр. 207–208.
- ^ Мейсон 1969, с. 238.
- ^ Джеймс 2000, с. 73.
- ^ Хаф и Ричардс 2007, с. 157.
- ^ Хаф и Ричардс 2007, стр. 155–157.
- ^ Госс 2005, с. 60.
- ^ Цзэн, 2007, том 2, с. 232.
- ^ Цзэн, 2007, том 2, с. 228.
- ^ Мейсон 1969, с. 241.
- ^ Маккей 2001 , с. 31.
- ^ Цзэн, 2007, том 1, с. 184.
- ^ Цзэн, 2007, том 1, с. 179.
- ^ Мейсон 1969, стр. 238–239.
- ^ Цзэн, 2007, том 2, с. 372.
- ^ Маккей 2000 , с. 51.
- ^ Уил 1999, с. 47.
- ^ Мейсон 1969, с. 239.
- ^ Джеймс 2000, с. 77.
- ^ Уил 2000. с. 54.
- ^ Корда 2009, с. 167.
- ^ Мейсон 1969, с. 237.
- ^ Мейсон 1969, стр. 239–240.
- ^ Уорнер 2005, с. 258.
- ^ Командиры станций Королевских ВВС - Юго-Восточная Англия
- ^ Сондерс 2013, с. 211.
- ^ Сондерс 2013, с. 212.
- ^ Мейсон 1969, с. 240.
- ^ Дирих 1975, с. 39.
- ^ Холл и Куинлан 2000, с. 18.
- ^ Бейкер 1996, с. 113.
- ^ Мейсон 1969, с. 242.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймс 2000, с. 80.
- ^ Мейсон 1969, с. 243.
- ^ Госс 2000, с. 80.
- ^ Джеймс 2000, с. 79.
- ^ Бишоп 2010, с. 179.
- ^ Аддисон и Крэнг 2000, стр. 58.
- ^ Лэндс 1985, с. 186.
- ^ Мюррей 1983, с. 54.
- ^ Паркер 2000, с. 311.
- ^ Бунгей 2000, стр. 68–69.
- ^ Бунгей 2000, с. 298.
- ^ Мюррей 1983, с. 52
- ^ Паркер 2000, с. 309.
- ^ Вуд и Демпстер 2003, с. 306.
- ^ Овери 1980, стр. 34, 36.
- ^ Хутон 1997, с. 38.
- ^ Бунгей 2000, с. 379.
- ^ Аддисон и Крэнг 2000, стр. 270.
- ^ Бунгей 2000, стр. 393–394.
Библиография [ править ]
- Аддисон, Пол и Джереми Крэнг. Пылающая синева: новая история битвы за Британию . Лондон: Пимлико. 2000. ISBN 978-0-7126-6475-2 .
- Бишоп, Ян. Битва за Британию: повседневная хроника, 10 июля – 31 октября 1940 г. Издательство Quercus, Лондон. 2009. ISBN 978-1-84916-989-9
- Бонд, Брайан . Франция и Бельгия, 1939–1940 гг . Дэвис-Пойнтер, Лондон. 1990 год ISBN 978-0-7067-0168-5
- Бунгей, Стивен . Самый опасный враг: история битвы за Британию . Лондон: Аурум Пресс. 2000. ISBN 978-1-85410-721-3 (твердый переплет), 2002 г., ISBN 978-1-85410-801-2 (мягкая обложка)
- Коллиер, Ричард. День Орла: Битва за Британию, 6 августа – 15 сентября 1940 г. Дж. М. Дент и сыновья, ООО, 1980 г. ISBN 0-460-04370-6
- Дирих, Вольфганг. Kampfgeschwader «Эдельвейс»: История немецкого бомбардировочного подразделения, 1935–45 . Аллан; Лондон. 1975. ISBN 978-0-7110-0601-0
- де Зенг, Генри Л., Дуг Г. Стэнки и Эдди Дж. Крик. Бомбардировочные части Люфтваффе 1933–1945: Справочный источник, Том 1 . Хершам, Суррей, Великобритания: Издательство Ian Allan Publishing. 2007. ISBN 978-1-85780-279-5 .
- де Зенг, Генри Л., Дуг Г. Стэнки и Эдди Дж. Крик. Бомбардировочные части Люфтваффе 1933–1945: Справочный источник, Том 2 . Хершам, Суррей, Великобритания: Издательство Ian Allan Publishing. 2007. ISBN 978-1-903223-87-1 .
- де Зенг, Генри Л., Дуг Г. Стэнки и Эдди Дж. Крик. Пикирующие бомбардировщики и штурмовики Люфтваффе 1933–45, Том 1 . Хершам, Суррей, Великобритания: Издательство Ian Allan Publishing. 2009. ISBN 978-1-906537-08-1
- Доннелли, Ларри. Остальные немногие: операции бомбардировщиков и берегового командования в битве за Британию . Красный коршун. 2004. ISBN 978-0-9546201-2-7
- Файст, Уве. Борьба со мной 109 . Лондон: Arms and Armor Press. 1993. ISBN 978-1-85409-209-0 .
- Госс, Крис. Дорнье 17: В фокусе . Суррей, Великобритания: Red Kite Books. 2005. ISBN 978-0-9546201-4-1 .
- Госс, Крис. Битва за Британию бомбардировщиков Люфтваффе . Креси Паблишинг. 2000. ISBN 978-0-947554-82-8
- Холл, Стивен и Лайонел Куинлан. КГ55 . Красный коршун. 2000. ISBN 978-0-9538061-0-2 .
- Хаф, Ричард и Денис Ричардс. Битва за Британию : Перо и меч. 2007. ISBN 978-1-84415-657-3
- Хутон, ER Триумфатор Феникса: Расцвет и расцвет Люфтваффе . Оружие и доспехи Пресс. 1994. ISBN 978-1-86019-964-6
- Хутон, ER Орел в огне: Падение Люфтваффе . Оружие и доспехи Пресс. 1997. ISBN 978-1-86019-995-0
- Джеймс, TCG и Кокс, Себастьян (редактор). Битва за Британию . (Официальные истории Королевских ВВС) Фрэнк Касс, Лондон. 2000. ISBN 978-0-7146-8149-8
- Корда, Майкл. С крыльями, подобными орлам: История битвы за Британию . Книги Харпера, Лондон. 2009. ISBN 978-0-06-112535-5
- Маккей, Рон (2000). Мессершмитт Bf 110 . Уилтшир: он Crowood Press. ISBN 1-86126-313-9 .
- Маккей, Рон (2001). Юнкерс Ю 88 . Лондон: Crowood Aviation. ISBN 978-1-86126-431-2 .
- Маккей, Рон (2003). Хейнкель Хе 111 . Кровудская авиационная серия. Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: Crowood Press. ISBN 978-1-86126-576-0 .
- Мейсон, Фрэнсис. Битва за Британию . McWhirter Twins Ltd, Лондон. 1969. ISBN 978-0-901928-00-9
- Мюррей, Уильямсон. Стратегия поражения. Люфтваффе 1935–1945 гг. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Тихоокеанского университета, 1983. ISBN 978-0-89875-797-2 .
- Сондерс, Энди. Атака Штука!: Нападение с пикирования на Англию во время битвы за Британию . Граб-стрит, Лондон. ISBN 978-1908-117359
- Тейлор, Джон и Мойес, Филипп. Иллюстрированная история Королевских ВВС: Том первый, 1918–1939 гг . Ян Аллан. 1968. ASIN: B000QIV8AM
- Тревор-Ропер, Хью . Военные директивы Гитлера; 1939–1945 . ООО «Бирлинн», 2004 г. ISBN 978-1-84341-014-0
- Овери, Ричард. Воздушная война 1939–1945 годов . Потомакские книги, Вашингтон. 1980. ISBN 978-1-57488-716-7
- Паркер, Мэтью. Битва за Британию, июль — октябрь 1940 г. Заголовок, Лондон, 2001 г. ISBN 978-0-7472-3452-4
- Террейн, Джон . Справа от линии: Королевские ВВС в европейской войне, 1939–1945 гг . Лондон: Издательство Scepter, 1985. ISBN 978-0-340-41919-9
- Уорд, Джон. Гитлеровские эскадрильи «Штука»: Ju 87 на войне, 1936–1945 гг . Лондон: Орлы войны. 2004. ISBN 978-1-86227-246-0 .
- Уил, Джон. Messerschmitt Bf 110 Zerstörer Асы Второй мировой войны . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. 1999. ISBN 978-1-85532-753-5 .
- Уил, Джон. Юнкерс Ju 87 Штукагешвадер 1937–41 . Оксфорд: Оспри. 1997. ISBN 978-1-85532-636-1 .
- Вуд, Дерек и Дерек Демпстеры. Узкая граница: битва за Британию и рост авиации . Лондон: Tri-Service Press, третье исправленное издание, 1990. ISBN 978-1-85488-027-7 .