Jump to content

Операция Гизела

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Операция Гизела
Часть обороны Рейха

Самолет Handley Page Halifax HX332 из 10-й эскадрильи Королевских ВВС сгорел на поле Йоркшира . Пятеро из семи пассажиров погибли, когда самолет был сбит лейтенантом Арнольдом Дёрингом . Это был один из 34 самолетов, поврежденных или уничтоженных Гизелой .
Дата 3–4 марта 1945 г.
Расположение
Англия, Северное море и северная Германия
Результат Операция не удалась [1] [2]
Воюющие стороны
Нацистская Германия Германия Великобритания Великобритания
Командиры и лидеры
Нацистская Германия Герман Геринг
Нацистская Германия Джозеф Шмид
Великобритания Джон Уитли
Великобритания Эдвард Аддисон
Сила
Нахтьягдгешвадер 1
Нахтьягдгешвадер 2
Нахтьягдгешвадер 3
Нахтьягдгешвадер 4
Нахтьягдгешвадер 5
№ 4 Группа РАФ
№ 100 Группа РАФ
Жертвы и потери
22 самолета уничтожено
12 самолетов повреждены
45 убитых
11 раненых [3] [4]
24 самолета уничтожено
9 самолетов повреждены
78 убитых
18 раненых [5]
17 мирных жителей убиты
12 мирных жителей тяжело ранены [6]

Операция «Гизела» (нем. Unternehmen Gisela ) — кодовое название немецкой военной операции во время Второй мировой войны . Гизела была задумана как операция по воздушному нападению для поддержки немецкой системы ПВО в ее ночных боях с бомбардировочным командованием Королевских ВВС во время кампании по обороне Рейха . Это была последняя крупная операция, предпринятая Люфтваффе Nachtjagdgeschwader ( Крылья ночных истребителей) во время конфликта. [1]

К марту 1945 года Люфтваффе потеряли превосходство в воздухе на всех фронтах. западных союзников ВВС удерживали господство в воздухе над Германским рейхом и оставшейся оккупированной немцами территорией. Промышленные города Германии теперь подвергались интенсивным бомбардировкам, которые нанесли огромный ущерб военным усилиям Германии. Военно -воздушные силы США атаковали днем, а бомбардировочное командование британских ВВС действовало ночью.

Союзные армии также достигли довоенных территориальных границ Германии и теперь оккупировали некоторые немецкие города. На Западе поражение в Нормандии и наступление союзников по Западной Европе имели серьезные последствия для способности Люфтваффе защищать Германию от ночных атак британцев. Линия Каммхубера — немецкая система противовоздушной обороны — которая простиралась через оккупированную Францию, Бельгию и Нидерланды , теперь была прорвана, и большая часть ее сети раннего предупреждения была потеряна. Наряду с неудачами на поле боя была неспособность Люфтваффе подготовить достаточно опытные экипажи ночных истребителей , что усугублялось острой нехваткой топлива на этом этапе войны, что способствовало срыву программ обучения и приземлению боевых частей. Не менее серьезной была угроза, исходившая от RAF de Havilland Mosquito, действовавших над Германией. ночных истребителей [7]

Чтобы затруднить британские операции, ряд опытных командиров и пилотов ночных истребителей предложили возобновить операции вторжения над Англией. В 1940–1941 годах немецкие ночные истребители, не имея бортовых радаров и средств для их обнаружения над Германией, совершали вылеты против баз британских бомбардировщиков, чтобы атаковать бомбардировщики Королевских ВВС, когда они пытались приземлиться. Адольф Гитлер приказал прекратить эту деятельность по пропагандистским и практическим причинам, но в 1941 году эти операции имели разумный успех, и считалось, что они могут сделать это снова. Герман Геринг , главнокомандующий Люфтваффе, санкционировал операцию. Немцы ждали возможности начать операцию по вторжению, и она представилась в ночь с 3 на 4 марта 1945 года, когда бомбардировочное командование атаковало цели в западной Германии. Операция не принесла ожидаемых результатов; успех атакующих сил не был соизмерим с понесенными потерями.

История злоумышленника

[ редактировать ]
Карта границ, составленная Люфтваффе в 1940 году. Она оставалась неизменной на протяжении всей войны. Злоумышленникам пришлось патрулировать территорию.

Немецкая воздушная доктрина не видела особой необходимости в разработке ночной системы ПВО, и Люфтваффе сосредоточилось на наступательном использовании авиации . [8] Поражение Люфтваффе в битве за Британию в 1940 году положило конец надеждам на скорейшее завершение войны. Столкнувшись с немецким господством на континенте, единственным оружием, которое британцы могли использовать для оказания немедленного военного давления на Германию, были ночные бомбардировки бомбардировочного командования Королевских ВВС . [9] Бомбардировочное командование было вынуждено действовать ночью с декабря 1939 года, а битва в Гельголандской бухте , когда изнурительные потери днем ​​вынудили Королевские ВВС отказаться от этих операций. Эти рейды, хотя и были неточными и совершенно неэффективными, ставили в замешательство главнокомандующего Люфтваффе и второго по влиятельности человека в Германии, рейхсмаршала (имперского маршала) Германа Геринга , который однажды хвастался: «Вы можете звать меня Мейер». если бы вражеские бомбардировщики когда-либо пролетали над Германией. Он приказал создать новые силы, созданные 26 июня 1940 года для борьбы с ночными налетами. [10] [11] [12]

Геринг назначил уважаемого и опытного пилота Geschwaderkommodore (командир звена) Вольфганга Фалька для создания новой организации, и, следовательно, Фальк основал Nachtjagdgeschwader 1 (Night Fighter Wing 1 или NJG 1). В течение года были основаны еще четыре гешвадера («Крылья»); Nachtjagdgeschwader 2 (NJG 2), Nachtjagdgeschwader 3 (NJG 3) и Nachtjagdgeschwader 4 (NJG 4). Все эти подразделения существовали к апрелю 1941 года. [13] Для улучшения управления растущими силами ночных истребителей дивизия Erste Nachtjagd 17 июля 1940 года была создана (1-я дивизия ночных истребителей) под командованием оберста (полковника) Йозефа Каммхубера . Агрессивный командир, Каммхубер основал Fernnachtjagd , или отряд ночных истребителей дальнего действия. Ядро этих сил было получено из I./NJG 2, который остался единственным подразделением-нарушителем. [14] [15]

Немцы быстро разработали ряд основных тактик перехвата вражеских злоумышленников. Отсутствие бортового радара на этом этапе войны означало, что обнаружение и уничтожение бомбардировщиков союзников ночью было трудной перспективой, поэтому было решено использовать Fernnachtjagd в операциях над Британией. [16] Майор Кульманн, руководитель службы перехвата беспроводной телеграфии, сыграл значительную роль в оказании помощи ночным истребительным силам Люфтваффе, как и (Корпус воздушной связи) Вольфганга Мартини Luftnachrichtentruppe . Перехватывая британские радиосигналы путем наблюдения за радиопереговорами наземных станций и самолетов противника, немцы могли определить, где и на каких аэродромах происходила ночная активность британских ВВС. Когда британская база будет определена, «Фальк» сможет выступить против них с их собственных аэродромов. Тогда можно было бы развернуть три волны; один для атаки бомбардировщиков на взлете, один для прикрытия известных маршрутов, пройденных противником над Северным морем , а третий для атаки их при посадке в тот момент, когда после длительного полета экипажи противника устали и тем более тревога. В оперативных целях Восточная Англия была разделена на четыре региона или Ройме (районы). Раум А был Йоркширом , ограниченным Халлом , Лидсом , Ланкастером и Ньюкаслом . Раум B охватывал Мидлендс и Линкольншир, тогда как Раум C охватывал Восточная Англия ограничена лондонскими Питерборо , Лутоном и Уошом . Серьезные действия начались в октябре 1940 года. [17] [18]

Хотя в теории это было разумно, на практике это оказалось гораздо сложнее. Неопытность подсказала, и к декабрю 1940 года NJG 2 потеряла 32 экипажа убитыми в бою и 12 самолетов потерянными в обмен на 18 самолетов Королевских ВВС, которые были заявлены сбитыми. Несмотря на заявления немецких экипажей, доказательства показали, что утверждения значительно преувеличены , и сложность обоснования утверждений ночью и над территорией противника стала очевидной. [19]

В 1941 году немецкие ночные истребители-оккупанты начали добиваться значительных успехов. Британская наземная оборона, которая нанесла урон немецким частям в 1940 году, теперь была отодвинута на второй план из-за решения перенести район боевых действий в Северное море , к английскому побережью. В июне немецкие ночные истребители уничтожили 22 самолета Королевских ВВС; 18 над морем. 19 июля британские самолеты заявили о четырех потерях. К октябрю 1941 года в британских отчетах о потерях было указано 54 самолета всех типов, уничтоженных и еще 44 поврежденных в ходе этих операций по всем причинам. Потери немцев составили 27 уничтоженных и 31 поврежденных по всем причинам. [20]

Хотя количество потерь, понесенных немецкими ночными истребителями, было невелико, психологический ущерб был существенным. Большое количество аварий произошло во многом из-за нервных пилотов британских бомбардировщиков, которые не чувствовали себя в безопасности над своими аэродромами и, как следствие, приземлялись слишком резко и быстро или отказывались совершать второй круг из-за страха перед вражескими злоумышленниками. Как оказалось, ночные вылазки злоумышленников были многообещающими. Адольф Гитлер приказал прекратить военные действия. В пропагандистских целях он считал, что моральному духу немецкого народа будет лучше способствовать уничтожение и крушение британских бомбардировщиков над территорией Германии. Гитлер также был сдержан из-за того, что не было заметного сокращения британских воздушных налетов, и Королевские ВВС не приняли эти методы во время Блица . Этот приказ вступил в силу 12 октября 1941 года. [21] [22] [23] Каммхубер безуспешно лоббировал возобновление операций злоумышленников, и его усилия по расширению сил злоумышленников за пределы одного подразделения были сорваны незаинтересованным высшим командованием. [15] который был завален просьбами о подкреплении на других театрах военных действий. [24]

Оперативная обстановка (1945 г.)

[ редактировать ]
Тяжелые истребители Ju 88, спрятанные возле рейхсаавтобана , начало 1945 года. Обстрелы самолетов союзников представляли постоянную опасность. [7]

В течение следующих трех лет комбинированное бомбардировочное наступление вынудило Люфтваффе направить ресурсы на противовоздушную оборону. В кампании против Королевских ВВС немецкая система, получившая название « Линия Каммхубера» , становилась все более изощренной. В 1942 году внедрение радара Лихтенштейна , несмотря на первые проблемы с его появлением и большие улучшения в вооружении и возможностях немецких ночных истребителей, привело к созданию сил, способных нанести тяжелые потери потокам британских бомбардировщиков . [25] Хотя британские потери редко превышали десять процентов от рейда (что считалось минимальной целью, способной нанести непоправимый ущерб британской боевой мощи), силы ночных истребителей росли в размерах и мощи. [26] Потери британцев в битве за Рур (март – июль 1943 г.) и особенно в битве за Берлин (ноябрь 1943 г. – март 1944 г.) достигли рекордно высокого уровня; В последней кампании было 569 бомбардировщиков. [27] [28]

Чтобы еще больше увеличить потери бомбардировщиков союзников, операции нарушителей ненадолго возобновились в августе 1943 года и проводились с перерывами или по инициативе отдельных экипажей, поскольку организованной Фернахтягд не существовало. после октября 1941 года [29] Успех все еще был возможен: 22 апреля 1944 года ВВС США (USAAF) 1-я и 3-я бомбардировочная дивизии возвращались в Англию в темнеющем небе после дневного налета на Германию. Они были атакованы частью Messerschmitt Me 410 истребителей-бомбардировщиков из Kampfgeschwader 51 (KG 51 - Bomber Wing 51) над их базами. В течение следующих двадцати минут десять самолетов, девять из них B-24 Liberator , были сбиты и 61 человек погиб, потеряв всего два Me 410 и четырех летчиков. [30] [31] Атака совпала с операцией «Штайнбок» , бомбардировкой и наступлением вторжений на Большой Лондон и в ответ на британское наступление на немецкие промышленные города, но операция была нацелена на британскую столицу, а не на базы британских бомбардировщиков. [32]

В середине 1944 года ряд событий навсегда ослабил оборону немецких ночных истребителей. Самым серьезным стал крах немецкого фронта в битве за Нормандию в августе. Поражение привело к продвижению союзных армий через Францию ​​в Бельгию и южные Нидерланды. Линия Каммхубера, проходившая через эти страны, была ликвидирована, остались нетронутыми только северные части, в северной Германии, Нидерландах и Дании , и обнажили Рур . [33] Ночные бои за Францию ​​и Европу также оказывались все более дорогостоящими. Королевские ВВС постоянно наносили удары в лунные ночи, а бомбардировщики сопровождались большим количеством дальнего действия de Havilland Mosquito, ночных истребителей сопровождающих нарушителей из 100-й группы RAF . [34] В результате этих событий, всего через три месяца после самой успешной кампании немецких ночных истребителей над Берлином , они быстро становились незначительной силой. [35] численно сильнее и имели более мощные конструкции самолетов, чем когда-либо прежде (включая Heinkel He 219 Несмотря на то, что британцы были ), они выиграли войну с электроникой и преуспели в подавлении немецких радаров и радиосвязи до такой степени, что немецкие контрмеры оказались «бесполезными». [35] Немецкий радар СН-2 и радар-детектор Наксос были сведены на нет новой тактикой бомбардировочного командования. [36] Эта тактика возникла в результате захвата наборов британцами в июле 1944 года, что позволило Королевским ВВС разработать контрмеры. [37]

Нефтяная кампания в Румынии и против заводов синтетического масла в Руре, в ходе которых большинство нефтяных месторождений были разрушены, захвачены или повреждены к 1945 году, спровоцировала критическую нехватку топлива, начавшуюся с осени 1944 года, что лишило Люфтваффе ресурсов для извлечения выгоды из своих численная сила. Как это ни парадоксально, производство смогло компенсировать относительно небольшие потери, а эксплуатационная исправность достигла рекордно высокого уровня, поскольку у наземных бригад появилось больше возможностей для работы на машинах. Люфтваффе все еще было способно время от времени наносить ущерб бомбардировочному командованию, но, если не удастся вовремя установить более мощные радары и средства связи, сомнительно, что британское превосходство в воздухе в ночное время можно будет оспорить. [38] Бессилие ночных истребителей как организации было продемонстрировано во время атаки на Дрезден, когда вторая волна бомбардировщиков союзников почти не встретила сопротивления. Операция Clarion , начатая позднее в том же месяце, также не встретила должного сопротивления. [39]

немецкий план

[ редактировать ]
Йозеф Шмид , архитектор Гизелы .

Отстранение Каммхубера от должности командующего ночной противовоздушной обороной в сентябре 1943 года не помешало дальнейшим призывам к возобновлению операций вторжения. [40] Его заменой на посту генерала дер Нахтьягда (генерала ночных истребителей) стал генерал-лейтенант (генерал-лейтенант) Йозеф Шмид , командующий 1-м Jagdkorps (1-м истребительным корпусом). Шмид долгое время выступал за повторение операций вторжения и впервые настаивал на их возобновлении в декабре 1943 года. Его предложения были отклонены Герингом на том основании, что операции вторжения не были его делом. Шмид не получил существенной поддержки со стороны других полевых командиров, в первую очередь Ганса-Юргена Штумпфа , который возражал против операции после встречи со Шмидом в январе и феврале 1944 года на том основании, что Гитлер выступал против таких операций и что более новая немецкая РЛС не должна была попасть в состав союзников. руки. Четыре месяца спустя отношение не изменилось. Генерал-майор Дитрих Пельц , командующий ангрифффюрером Англии (лидер бомбардировщиков Англии) и IX. Флигеркорпс также не проявлял особого интереса к миссиям по захвату, поскольку его оставшиеся силы были задействованы в ночных атаках на плацдармы союзников в Нормандии. В октябре 1944 года он наконец добился поддержки со стороны Вернер Штрайб , Inspekteur der Nachtjagd (Инспектор ночных истребителей), снова настаивает на проведении операции. План был прост; должны были быть собраны и отправлены в одну одновременную операцию большие силы из 600–700 ночных истребителей. [41] [42]

Независимо от действий Шмида, еще одному деятелю приписывают то, что Гизела состоялась. Хайнц-Вольфганг Шнауфер , который до конца войны был самым успешным асом-ночником, одержавшим 121 победу в воздухе, как сообщается, пытался заручиться поддержкой для наступления единомышленников. Шнауфер регулярно преследовал бомбардировщики британских ВВС до побережья Англии или, по крайней мере, по другую сторону линии фронта. Он испытал отсутствие британского вмешательства за пределами территории, контролируемой Германией. Он напомнил, что мог летать так, как будто это было мирное время, поскольку все британские помехи и помехи прекращались сразу же, как только он оказывался в воздушном пространстве союзников. [43]

Шнауфер представил своему командиру Вальтеру Грабману , командующему 3-й истребительной дивизией , предложение разрешить проведение операции вторжения. Шнауфер предложил дождаться, пока противник выйдет за пределы Северного моря, прежде чем атаковать его. Грабманн был полон энтузиазма и предложил продолжить операцию и атаковать вражеские бомбардировщики, когда они пытались приземлиться в восточной Англии. [43] В это время Шнауфер также узнал о желании Шмида провести операцию по вторжению и лично призвал его еще раз обратиться к верховному командованию. [44]

Гитлер окончательно убедился в необходимости испробовать все возможные способы, чтобы остановить ночное наступление бомбардировочного командования над Германией. [44] Операция была санкционирована ОКЛ в ноябре. Секретность операции имела первостепенное значение. Проблема подготовки большого количества экипажей вызывала опасения по поводу безопасности, и это было четко осознано. Когда экипажи NJG 3 и NJG 2 были вызваны на брифинг по Гизеле , их заперли за охраняемыми дверями. Экипажам сообщили, что все имеющиеся ночные истребители будут участвовать в тотальной атаке на бомбардировочное командование над их аэродромами в Англии. Им сообщили, что тактическое развертывание операции предполагало пересечение побережья в районе Халла двумя волнами ночных истребителей. Чтобы избежать вражеских радаров, рейдерам было приказано лететь на минимальной высоте, а затем подниматься на высоту 4500 метров (14 800 футов), когда они достигли побережья, что обычно считается средней рабочей высотой британских бомбардировщиков. Сводная разведывательная служба Западного фронта Люфтваффе подготовила досье для изучения экипажами. Он консультировал по планировке британских аэродромов и системам освещения, таким как система Drem , а также воронкообразным огням и указателям угла планирования. Экипажи были предупреждены о кодах освещения Королевских ВВС на диспетчерские вышки , которые предупреждали экипажи бомбардировщиков Королевских ВВС о возможном злоумышленнике поблизости. [45]

Нарушение разведки

[ редактировать ]

К несчастью для немцев, безопасность была нарушена в течение нескольких недель. 1 января 1945 года, после участия в операции «Боденплатте» по поддержке немецкого наступления в Арденнах , Ju 88 (код D5+PT), которым пилотировал унтер-офицер (капрал) Латточ, принадлежащий 9./NJG 3, по ошибке приземлился в Люксембурге . Латточ присутствовал на брифинге 1 декабря 1944 года и был взят в плен . Вскоре его передали в разведывательное управление Девятых ВВС США . Он раскрыл детали встречи, и эта информация была передана в министерство авиации . [46]

Истребительное командование и бомбардировочное командование Королевских ВВС попытались предупредить все свои воздушно-десантные подразделения о потенциальной опасности, а бомбардировочным подразделениям было приказано спланировать альтернативные места посадки на случай нападения на их аэродромы. Все группы бомбардировщиков и истребителей были связаны по телефону, а наземное управление передавало пилотам все детали операций нарушителя, включая высоту и курс, когда они происходили. Командование станций организовывало обесточивание аэродромов, а летчикам можно было приказать выключить навигационные огни в любой момент . Только группы «Москито» оставались активными против злоумышленников, хотя большинство этих подразделений поддерживали операции союзников на континенте. [46]

Британская пропагандистская радиостанция Soldatensender Calais («Солдатское радио Кале») использовалась для того, чтобы открыто сообщить немцам, что им известно о запланированной операции вторжения. Радиостанция сделала это, включив современную песню « Я танцую с Гизелой сегодня вечером» . Операцию неоднократно приостанавливали, пока британцы не ослабили бдительность. [47] [48]

Операция

[ редактировать ]

Британский рейд

[ редактировать ]
Сцена аналогичная той, что произошла над Ладбергеном и Каменом ; рейд на Пфорцхайм , 23 февраля 1945 года.

В полдень 3 марта 1945 года телетайпные сообщения из штаба бомбардировочного командования в Хай-Викомбе начали достигать аэродромов эскадрилий Королевских ВВС в Восточной Англии. Этой ночью был запланирован запланированный налет умеренного количества бомбардировщиков на западную Германию. Был составлен сложный план ложных атак и диверсий с целью обмана немецкой системы ПВО. Основные силы были разделены на две отдельные группы в районе Мюнстера; Группе № 4 RAF было приказано разрушить завод синтетического масла в Камене , а группе RAF № 5 предстояло попытаться разрушить акведук , защитные ворота и лодки на канале Дортмунд-Эмс в Ладбергене . [49]

Около 5000 летчиков Королевских ВВС подготовились принять участие в полетах на 817 тяжелых бомбардировщиках , которые вечером были заправлены и вооружены. Был подготовлен триггерный план, который должен был действовать как ложный маневр, но этой ночью бомбардировочное командование внесло поправки в этот маневр, который был частично скомпрометирован погодными условиями. Также были изменены ограничения на траекторию полета бомбардировщиков. Потокам бомбардировщиков было разрешено пролетать через Инголдмеллс-Пойнт в Файли; но не над прибрежными районами, где не было размещено наземной обороны. Маршрут вел их вниз по течению в южную Англию через Ридинг и через Ла-Манш , как того требовал план запуска. Однако затем им было приказано повернуть обратно в сторону Северного моря. Причиной этого стало низкое облако, которое в ту ночь постоянно присутствовало над континентом. Из-за облаков пилотам было трудно видеть и избегать зон, тщательно охраняемых наземной обороной союзников вблизи линии фронта. Вероятность потери самолетов от дружественного огня была слишком велика. [49]

В 18:00 первый самолет начал взлет. Первыми самолетами Королевских ВВС над Германией были варианты средних бомбардировщиков De Havilland Mosquito. Группа № 8 Королевских ВВС направила 89 самолетов на бомбардировку Берлина и Вюрцбурга . «Москиты» обозначили район целеуказателями, а еще 64 самолета сбросили 59 тонн бомб. Шесть «Москитов» отметили Вюрцбург, который затем подвергся бомбардировке, а еще 24 человека сбросили по бомбе «Блокбастер» в концентрированном районе к востоку от реки, вызвав большой пожар. Никакой защиты цели ни один из экипажей не заметил. [49] [50]

Группа № 5 RAF и группа № 1 RAF направили 15 и 16 бомбардировщиков Avro Lancaster на сброс морских мин в гавани Осло . Около 36 мин Mark IV и 54 мин Mark VI. Один из Ланкастеров группы № 1 был сбит ночным истребителем NJG 3 Ju 88, патрулировавшим Каттегат недалеко от Дании ; Майор Вернер Хуземанн одержал в этом бою свою 33-ю воздушную победу, что подтверждено британскими отчетами. Группа № 1 в ответ одержала победу над Ju 88. Группа № 11 направила 12 бомбардировщиков «Хэндли Пейдж Галифакс» и четыре «Шорт Стирлинга» , которые образовали оправочный экран дальнего действия «Фрея» и для подавления радаров «Вюрцбург» . Они два часа патрулировали на орбите над Северным морем. Один «Москито» и семь «Галифаксов» из 192-й эскадрильи Королевских ВВС сопровождали 4-ю группу в Каммен, отслеживая радиопередачи противника. [49]

Другие диверсионные операции включали 40 «Ланкастеров», 19 «Галифаксов» и 35 «Виккерсов Веллингтонов» из 7-й группы Королевских ВВС, летевших в сторону Фризских островов . Некоторые самолеты отошли из-за механических неполадок, но 91 самолет сбросил 3721 связку Window над Северным морем. Пять Halifax, три B-24 Liberator и восемь B-17 Flying Fortress также помогали в постановке помех. ВВС США направили 24 B-24 для бомбардировки Эмдена в поддержку основных сил. Незадолго до основной атаки группа № 100 поручила 10 «Галифаксам» и шести «Москито» сбросить целевые маркеры над Меппеном, чтобы ввести в заблуждение немецких наземных диспетчеров, заставив их поверить в то, что это была цель. Бомбардировщики нанесли удар по Ладбергену , и канал вышел из берегов, защитные ворота были разрушены, а лодки канала оказались на мели. Атака длилась всего 25 минут. [49]

Операции по подавлению были эффективными, но решение разместить большое количество самолетов в относительно небольшом воздушном пространстве гарантировало, что немецкие ночные истребители обнаружат некоторые самолеты. В то время политика Германии заключалась в том, чтобы отправлять в бой только Experten , поскольку у них были навыки и опыт для поиска и сбивания бомбардировщиков союзников. Первые истребители направились к своим целям, когда бомбы начали падать на Ладберген. Четыре пилота заявили, что все восемь «Ланкастеров» погибли в результате налета из 203 бомбардировщиков. Гешвадеркоммодор из NJG 4 Хайнц-Вольфганг Шнауфер заявил о двух; Гауптманн (капитан) Герман Грайнер забрал три; Гауптман Йозеф Крафт заявил о двух, а майор Мартин Древес - об одном. [49] [51] [52] [53]

Группа №4 атаковала Камень . Комары из группы № 8 отметили цель на высоте 28 000–35 000 футов (8 534–10 668 м). Группа № 8 также отправила на помощь 21 Ланкастер. Они сбросили 98 тонн фугасной взрывчатки , которая эффективно осветила завод по производству синтетических масел для следующего 181 Галифакса. Хотя были замечены немецкие ночные истребители, ни один из них не атаковал бомбардировщики. Всего за 10 минут в район цели попало 690 тонн бомб. 29 ночных истребителей «Москито», отправленных истребительным командованием Королевских ВВС, облетели этот район в надежде перехватить любые немецкие истребители. Два немецких ночных истребителя были уничтожены, а один поврежден без потерь. [49] Немецкие источники подтверждают, что два ночных истребителя уничтожены над Германией самолетами противника и четыре повреждены. [54]

Гизела : немецкая контратака

[ редактировать ]
Ночной истребитель Ju 88G-6 с магнетронной РЛС FuG 240 Berlin Cavity . Ju 88G составлял основу немецких ночных истребителей.

(Корпус воздушной связи) Вольфганга Мартини Luftnachrichtentruppe уже занялся поиском в воздухе признаков британского рейда. Еще до взлета первых бомбардировщиков Королевских ВВС они уже определили, что этой ночью состоится налет не менее 500 самолетов. Оборона Люфтваффе была поднята по тревоге. кодовое слово «Гизела» Вскоре после этого истребительным частям было присвоено . Некоторые немецкие подразделения не отреагировали на это сообщение с необходимой срочностью. Вероятно, через несколько месяцев офицеры подразделения не помнили значения названия, и экипажам потребовалось время, чтобы вспомнить, что оно обозначало наступательный воздушный патруль, о котором их проинформировали в конце 1944 года. Экипажи прошли повторный инструктаж. чтобы компенсировать трехмесячный перерыв. Им сообщили, что дует северный ветер со скоростью 50 километров в час (31 милю в час). Через Северное море двигался сильный фронт , а это означало, что на обратном пути бомбардировщики пролетят над ним. Истребителям придется пролетать под ним под сильным дождем, чтобы оставаться вне зоны действия британских радаров. [55]

Первые Ju 88 взлетели в 23:00 и направились к голландскому побережью, где нырнули до уровня моря и оставались на высоте примерно 50 метров, пока вылетали в море. Экипажам было запрещено вступать в бой с самолетами противника над Северным морем, чтобы сохранить внезапность до последнего момента. Дождь и шквал помогли экипажам определить местоположение и расстояние до воды. Однако, поскольку экипажи склонны к человеческим ошибкам, было решено использовать очень точный радиовысотомер слепого полета Ju 88 FuG 101 и приборы . Нагрузка на экипажи была огромной, поскольку за ними велось тщательное дежурство до тех пор, пока не было достигнуто британское побережье и пилот не начал подъем на высоту возвращающегося потока бомбардировщиков. При этом Ju 88 выпустили Дюппель , чтобы скрыть радары истребителей «Москито». После этого пилоты могли начать атаку. [56] [57]

Сразу после полуночи 4 марта 1945 года, когда бомбардировщики пересекли побережье Англии, ночной истребитель Ju 88 открыл огонь по 214-й эскадрильи RAF B-17 , возвращавшемуся из патруля «Окно» . Бомбардировщик был поврежден, но уклонился от нападавшего и благополучно приземлился в ВВС Великобритании в Оултоне . Бой стал первым залпом Гизелы . Командир станции в Оултоне сообщил о вторжении на свою станцию, и вскоре после этого экраны радаров зафиксировали большое количество вражеских самолетов. Штаб 100-й группы был поднят по тревоге и эскадрильям «Москитов» отдан приказ о начале боевой готовности. Приказ «бежать» был также отдан бомбардировочным подразделениям, все еще находившимся в воздухе; это означало предупреждение для номерных экипажей о том, что злоумышленники находятся поблизости, и что им следует отклониться на аэродромы в западной или южной Англии и быть вне опасности. Второй жертвой ночи стал «Москито» 169-й эскадрильи Королевских ВВС, который, вероятно, был сбит на пути к альтернативному месту посадки. [56]

Большое количество бомбардировщиков начало получать приказы о предупреждении и отвлечении внимания только в 00:45. В это время наконец были подняты по тревоге галифаксы группы № 4. Было уже слишком поздно, чтобы помешать Ju 88 обнаружить, а затем навестись на массу посадочных огней . Экипажи NJG 2 и NJG 4 смогли нанести удары лучом и Schräge Musik по неосторожным командам. Пилоты, которые были вовремя предупреждены, смогли выполнить штопорный маневр и уклониться от атаки. Некоторым бомбардировщикам удалось приземлиться, но затем они подверглись обстрелу и были уничтожены, хотя у экипажей было больше шансов спастись. [58]

В ВВС Великобритании в Винторпе Ju 88 атаковали бомбардировщики, освещенные посадочными огнями. Лейтенант Арнольд Дёринг из IV./NJG 3 атаковал и уничтожил два бомбардировщика между 01:05 и 01:15, используя свой Schräge Musik . Британские экипажи, ставшие свидетелями происшествия, выключили навигационные огни, и ему не удалось успешно атаковать другой бомбардировщик. Дёрингу было приказано не возвращаться с боеприпасами, поэтому он атаковал любые возможные цели. Он подстрелил локомотив и поджег вагон. За те десять минут, которые Деринг одержал победу, было уничтожено девять бомбардировщиков. В 01:05 60 «Ланкастеров» группы № 5 все еще находились в воздухе, и дальнейшие потери были понесены против машин NJG 5. [59]

Группа № 100 занималась поиском злоумышленников к 01:30, когда злоумышленники уже провели 90 минут над Англией. Несколько Ju 88 были выгнаны в море, а два были признаны сбитыми. Три Ju 88 разбились при наземных атаках на возможные цели. Лео Циммерманн из NJG 5 попытался атаковать B-24 воздушного транспортного командования, используя свой Schräge Musik , но был замечен. Благодаря уклончивым действиям пилота удалось избежать атаки, и было замечено, что Ju 88 врезался в землю после того, как законцовка его крыла коснулась взлетно-посадочной полосы. Восемь минут спустя Генрих Конзе, также из NJG 5, попытался атаковать машину, которой управлял член Королевского наблюдательного корпуса г-н Дж. П. Келуэй. Ju 88 задел линии электропередачи во время атаки и врезался в машину, в результате чего Келвей и немецкий экипаж погибли. Над Поклингтоном Иоганн Дреер и его команда попытались атаковать приземляющийся Галифакс, а затем такси с включенными фарами, двигавшееся по параллельной дороге недалеко от аэродрома. Дреер врезался в деревья, когда нырял на низкую высоту, и все находившиеся на борту погибли. Экипажи отличились тем, что были последними немецкими летчиками, потерпевшими крушение на британской земле во время войны. [60] [61] [62] [63]

Самая опасная часть операции завершилась к 02:15. Злоумышленники провели в воздушном пространстве Великобритании более часа. Теперь предстояло путешествие обратно через море в Германию и Нидерланды. Британцы глушили немецкие радиомаяки и включали на той же частоте другие. Была надежда, что этот шаг заставит немецких пилотов по ошибке приземлиться в Великобритании. Опытные пилоты не поддались на уловку. Тем не менее, им пришлось перелететь море по точному расчету . [64] [65] В результате всего лишь пять Ju 88 были потеряны в боях над Англией, восемь экипажей пропали без вести, трое погибли при аварийной посадке и скончались от полученных травм, шесть экипажей выпрыгнули с парашютом, 11 самолетов разбились или были повреждены посадка. [2]

Немецкие претензии

[ редактировать ]

Ниже, вероятно, приведен лишь неполный список претензий, поданных немецкими экипажами во время Гизелы . Уверены, что часть экипажей, не вернувшихся из операции, также предъявили бы претензии на воздушные победы. [66] [67] [68]

Нет Пилот Единица Тип самолета Подробности боя
1–2 Гауптман Рот И./НЮГ 2 Два четырехмоторных бомбардировщика Два заявления, время и победа в карьере неизвестны.
3–4 Первый лейтенант Уолтер Бриглеб 7./НЮГ 2 Два четырехмоторных бомбардировщика Заявлено два Ланкастера; к югу от Уоддингтона в 00:36 и 00:56 к западу от Линкольна для его 25–26-й abschüsse — претензии/победы.
5–6 Лейтенант Арнольд Дёринг 10./НЮГ 3 Один B-17, один Ланкастер Одержал 3–4 победы. Один B-17 был захвачен над британскими ВВС Оултон .
7–8 Гауптман Хайнц-Хорст Хиссбах II./НЮГ 2 Один четырехмоторный бомбардировщик Одержал свои 29–30 победы в неизвестном месте и времени.
9–10 Старший лейтенант Йозеф Фёрстер II./НЮГ 2 Два четырехмоторных бомбардировщика Захватил два бомбардировщика над Англией одновременно и в неизвестном месте за свои 13–14 побед.
11 сержант Хайнц Миш IV./НЮГ 3 Один четырехмоторный бомбардировщик Одержал свою девятую победу. Время и место неизвестны.
12 сержант Хайнц Коппе III./НЮГ 2 Один четырехмоторный бомбардировщик Одержал свою седьмую победу. Время и место неизвестны.
13 Лейтенант Роберт Вольф III./НЮГ 5 Один Ланкастер Одержал победу над Ланкастером над устьем Хамбера и одержал 18-ю победу.
14 Сержант Шмидт IV./НЮГ 3 Один Ланкастер Заявлен возле Крофта в 2:14 по своей первой претензии.
15 Капитан Курт Фладрих 9./НЮГ 4 Один Ланкастер Заявил права на Ланкастер к северо-востоку от Кембриджа по своему 16-му иску.
16 Капитан Франц Бринкхаус И./НЮГ 3 Один четырехмоторный бомбардировщик Завоевал Lockheed Hudson к северу от Кембриджа и одержал свою 13-ю победу.
17–18 Капитан Герхард Рахт И./НЮГ 3 Два четырехмоторных бомбардировщика Заявил бомбардировщики в 01:04 и 01:26 за свои 52–53 победы.

Британские потери

[ редактировать ]

В британских записях указаны потери 15 четырехмоторных бомбардировщиков Handley Page Halifax и 12 четырехмоторных бомбардировщиков Avro Lancaster, которые составили подавляющее большинство потерь. Два «Москита» были потеряны, один из которых предположительно пал в бою. Девять самолетов числятся поврежденными. [5] [69]
  Планер поврежден
  Планер сильно поврежден
  Планер разрушен

Номер потери. (время) Тип самолета Серийный самолет Эскадрилья Подробности об экипаже и судьбе
1. (00.08) Боинг B-17 Летающая крепость II Х114 № 214-й эскадрильи RAF Пилот- сержант (F/Sgt) Р. В. Кингдон и экипаж в безопасности. Приземлился в Вудбридже.
2. (00:10) де Хэвилленд Москито XIX ММ640 № 169-й эскадрильи RAF Предположительно сбит недалеко от британских ВВС Колтишолл , возвращавшихся с вылета бомбардировщика в поддержку Кеймена . Разбился в Бакстоне, Норфолк .

Командир эскадрильи В. Дж. Фенвик и летный офицер (F/O) Дж. У. Пирс убиты.

3. (00:16) Боинг B-17 Летающая крепость III HB815 № 214-й эскадрильи RAF Разбился на ферме Лодж в Саффолке . Ф/О Беннетт, Ф/сержант Х. Барнфилд, Ф. Харес, Л. А. Хаддер, П. Дж. Хили, сержант (сержант) Л. Е. Биллингтон убиты. Ф/сержант В. Бриддон, А. Макдермид, уорент-офицер (W/O) Р. У. Черч и Л. Дж. Оджерс в безопасности.
4. (00:19) Боинг B-17 Летающая крепость HB802 № 214-й эскадрильи RAF Атакован над Питерборо , приземлился в Броуди.
5. (00:20) Хэндли Пейдж Галифакс НП931 № 640-й эскадрильи RAF Разбился недалеко от аэродрома Вудбридж. Пилот PBManton (пилот), F/Sgt CECox (флот-инженер), F/S KFStocker (навигатор), сержант ERKnowles (наводчик бомбы), F/S JHLaw (WOp AG) убиты. Сержант Дж. П. Приддинг (MidUp AG), сержант EJVThompson (тыловой AG) получили ранения.
6. (00:25) Хэндли Пейдж Галифакс NA107 № 171-й эскадрильи RAF Разбился в Саут-Лофэме, Норфолк. Командир эскадрильи ПК Проктор, старший офицер А.П. Ричардс, флайт-офицер У. Брейтуэйт, летный лейтенант (флот-лейтенант) Э.В. Стивенсон все ранены, флайт-офицер БТ Твинн, флайт-лейтенант Н.Г. Эррингтон, флайт-сержант Х. Лэйкинг Ф/О У.Г. Хайден выпрыгнул.
7. (00:29) Авро Ланкастер ПБ476 № 12-й эскадрильи RAF Разбился в Алфорде , Линкольншир. Пилот Ансделл, пилот Хантер, Хит, сержант Шаффер, Парри, Уокер и Меллор убиты.
8. (00:30) Хэндли Пейдж Галифакс ПМ437 № 158-й эскадрильи RAF Разбился к северу от Дриффилда , Йоркшир. Ф/л К. А. Роджерс, Ф/О DJ Харрис, Ф/Сержант Р. Х. Хаудли, Дж. У. Миддлтон, сержант Джей Джей Дент, Э. Дж. Фэнроу, Пилот CJW Мьюир - все убиты.
9. (00:40) Хэндли Пейдж Галифакс NR250 № 466-я эскадрилья RAAF Экипаж выпрыгнул над Уоддингтоном , самолет разбился в Фрискни , недалеко от Скегнесса . Никаких травм.
10. (00:51) Хэндли Пейдж Галифакс МЗ917 № 158-й эскадрильи RAF Приземлился в Лиссетте. Сержант Тейт ранен, дальнейших травм нет.
11. (00:57) Авро Ланкастер ПБ118 № 1654 КУ Разбился недалеко от Ноттингемшира . Ф/сержант Р.В. Пинкстоун, Х. Эванс, Дж. Прингл и Дж. С. Морган выпрыгнули травмированными. Сержант К. Дж. Роуз и Дж. Ф. Морган благополучно выпрыгнули, сержант Р. Кэмпбелл погиб.
12. (00:59) Хэндли Пейдж Галифакс ЛВ255 № 192-й эскадрильи RAF Ф/О ЭД Робертс, сержант К. А. Сатклифф серьезно ранен. F/O RG Тодд выпрыгнул из-за травмы. Ф/о У. Дарлингтон, Б/У У. С. Клементсон, сержант Дж. К. Андерсон, флайт-сержант Р. Г. Холмс и сержант Р. Т. Грейпс.
13. (01:00) Авро Ланкастер НГ502 № 460-я эскадрилья RAAF Ф/о У.Б. Уоррен, флайт-сержант Ф.Д. Келли в безопасности. Ф/О С.Р. Гэннон, Ф/лейтенант Г.Р. Гринтер, Ф/О Р.Дж. Джексон ранены. Ф/сержант Р.Э. Дэйви и сержант А. Стритфилд убиты.
14. (01:02) Авро Ланкастер ПБ708 № 1654 КУ Без того, чтобы Канн был спасен, самолет приземлился в Хай-Эрколле после нападения.
15. (01:05) Авро Ланкастер ПД444 № 1662 КУ Атаковали над Донкастером , но благополучно приземлились.
16. (01:05) Авро Ланкастер ЛМ748 № 1654 КУ Врезался в землю недалеко от Ньюарка , Ноттингемшир. Ф/сержант А. Э. Лутц, Ф. Шоу, Х. Ф. Кокс, А. Г. Дэви, флайт-офицер Дж. А. К. Чепмен, сержант А. Ф. Уоби и сержант Х. Фрост погибли в бою.
17. (01:10) Хэндли Пейдж Галифакс МЗ654 № 1664 КУ Сержант Э. П. Манжен, А. К. Баллантайн, Дж. Уилсон выпрыгнули. Ф/О У.Э. МакКвестион и Ф/О Р.П. Мейтленд остались в самолете и благополучно приземлились.
18. (01:12) Хэндли Пейдж Галифакс NA162 № 1664 КУ Разбился в огне в Браффертоне, Йоркшир. Пилот К. У. Гриффи, сержант Дж. В. Баттри, старший офицер Г. Ллойд, старший офицер-лейтенант Чевьер, сержант С. Форстер, Л. Бордман и Дж. Э. Филдер убиты.
19. (01:12) Хэндли Пейдж Галифакс №179 № 466-я эскадрилья RAAF Разбился недалеко от Фрайдейторпа. Ф/о А. П. Шелтон, фехтер-сержант Р. П. Джонсон, фехтер-сержант Г. Н. Диксон погибли при ударе. Ф/сержант В. Буллен, Ф/сержант П. Дж. Хоган и Ф/сержант Г. Лейн успешно выпрыгнули с парашютом возле Саттона на Дервенте. Ф/сержант Уэлш выпрыгнул, но погиб при приземлении из-за недостаточной высоты прыжка.
20. (01:15) Хэндли Пейдж Галифакс №235 № 347-й эскадрильи RAF Командир эскадрильи Дж. Терриен убит. Лейтенант (лейтенант) Р. Монье, лейтенант Р. Мишельдон, фехтовальщик К. Дугардин, Г. Путье, сержант А. Дюнан, сержант Р. Деларош выпрыгнули.
21. (1:05) Хэндли Пейдж Галифакс NA860 № 347-й эскадрильи RAF Капитан Локу и сержант Ле Массон убиты. Лейтенант Жиру, Л. Виль, сержант К. Пошон, П. Шарьер и Эмери выпрыгнули.
22. (01:10) Авро Ланкастер МЕ323 № 12-й эскадрильи RAF Ф/о Томас, флайт-сержант Хорстман, Дэвис, Маккаффери, Придмор, Крайер, Уэстон убиты.
23. (01:15) Авро Ланкастер НД387 № 1651 КУ Ф/сержант Ховард, Дарлинг, Пуллан, Ф/О Миллар, Уилсон, сержант Тейлор убили раненого сержанта Томпсона.
24. (01:15) Авро Ланкастер МЕ442 № 44-я эскадрилья RAF Ф/О Джей Джей Райан, сержант Т. Х. Джарман, Р. Р. Рассел, Эй Джей Терри, Х. Берч, Х. Пейн, У. Х. Роган убиты.
25. (01:18) Авро Ланкастер НГ325 № 189-й эскадрильи RAF Разбился возле железнодорожного вокзала Радхэма. Ф/О С. Дж. Рид, сержант Ф. Н. Бенсон, Р. В. МакКормак, Дж. Т. Нельсон, М. Р. Буллок, Х. Г. Харрисон и фехтер-сержант Г. Ф. Кейли убиты.
26. (01:35) Авро Ланкастер JB699 № 1651 КУ Разбился на аэродроме Коттсмор в Лестершире . Ф/л Баум, Ф/О Дэвис, сержант Смит, Уорн, Гарденер, Брук, Платт убиты.
27. (01:36) Хэндли Пейдж Галифакс МЗ860 № 76-й эскадрильи RAF Разбился в огне в Кэдни Бригг, Линкольншир. Пилот-оператор Х. Бертеншоу, фехтер-сержант Д. Скилтон, Г.Ф. Френч, сержант Ширман, Х. Спорн благополучно выпрыгнули.
28. (01:45) Хэндли Пейдж Галифакс HX322 № 10-я эскадрилья RAF Разбился недалеко от Спеллоу-Хилл, Нэрсборо , Йоркшир. Ф/л Лаффоли, пилот Торникрофт, флайт-сержант П. Филд, Брэдшоу, Ч. Х. Финч убиты. П/О У. Кей, П/О К. Х. В. Палмер, флайт-сержант С. Гамильтон в безопасности.
29. (02:09) Хэндли Пейдж Галифакс №229 № 346-й эскадрильи RAF Разбился в Херворте , недалеко от Крофта , Йоркшир. Капитан Нотель, лейтенант Буасси, лейтенант Флус, сержант Малия не пострадали. Лейтенант Мартин, сержант Сантони и сержант Нери в безопасности.
30. (неизвестно) Локхид Хадсон Неизвестный № 161-й эскадрильи RAF Ф/О Риган и команда в безопасности приземлились в Фелтвелле .
31. (неизвестно) Авро Ланкастер №210 № 77-й эскадрильи RAF Повреждён, но благополучно приземлился. Ф/сержант Х. Мустое ранен, Ф/О Дж. М. Геддес посадил самолет.
32 (неизвестно) Хэндли Пейдж Галифакс №240 № 158-й эскадрильи RAF Повреждён, но благополучно приземлился в Миддлтоне . Ф/сержант Х. Мустое ранен, Ф/О Дж. М. Геддес посадил самолет.
33. (03:59) де Хэвилленд Москито НТ357 № 68-я эскадрилья RAF Разбился в Хорстед-Холле из-за отказа двигателя. Ф/О Ост и Хейлстрап убиты.

Немецкие потери

[ редактировать ]

Во времена Гизелы Ju 88 был единственным истребителем, имевшимся в необходимом количестве, с необходимой дальностью полета, чтобы достичь восточной Англии и вернуться обратно. Как следствие, все немецкие потери составили Ju 88. Ниже приводится список потерь немцев в ходе операции. [3] [4] [61]
  Планер поврежден
  Планер сильно поврежден
  Планер разрушен

Номер потери. Тип самолета Детали самолета Эскадрилья Подробности об экипаже и судьбе
1. Юнкерс Ю 88 Г-6 Рабочий номер 620588, 4R+JL 3./НЮГ 2 Фанрих (фр.) К. Фогель, сержант (фв) Й. Фрич, сержант (Уффц) Х. Хельмих и Уфц А. Энгельхардт, пропавшие без вести в бою, считаются погибшими.
2. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 620644, 4R+CL 3./НЮГ 2 Уффц Артур Шлихтер, обергефрайтер (OGefr) Роберт Каутц, фюрер Кольбе и огрефр Р. Теймер выпрыгнули. У самолета закончилось топливо. Немецкий источник утверждает, что Шлихтер и Краутц не выжили. В нем также указан Ju 88 под номером 620654. [4] По данным другого немецкого источника, Ju 88 упал от самолета противника. Это также подтверждает смерть Краутца и Шлихтера. [70]
3. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 620192 И./НЮГ 2 Фв Дж. Вайлесиол, фв К. Томанн, Уфц Г. Пфаутер и Уфц Э. Шнитцер убиты в бою .
4. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 710580 И./НЮГ 2 25% повреждено, экипаж в безопасности.
5. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 622474 И./НЮГ 2 25% повреждено, экипаж в безопасности.
6. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 622154 И./НЮГ 2 Разбился, экипаж в безопасности.
7. Юнкерс Ю 88Г-6 Werknummer 622140, 4R+LT 9./НЮГ 2 Фв Х. Шенк, Уфц Х. Кунст, Огефр Ф. Хабермальц и Уффц Ф. Даубер погибли в бою.
8. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 622822 III./НЮГ 3 25% повреждено. Огефр. Курт Рёдер ранил остальных членов экипажа.
9. Юнкерс Ю 88Г-6 Werknummer 6222 (так в оригинале) II./НЮГ 3 35% повреждено при вынужденной посадке. Экипаж в безопасности.
10. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 621821 III./НЮГ 3 Разбился после попадания под огонь с земли. Лейтенант Ганс Флах, уфц Готфрид Насс, флайт Карл Хубер и фельдфебель Франц Фляйшер ранены.
11. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 620785 IV./НЮГ 3 Разбился во время метеорологического полета. Уффз Л. Ковальский, Огефр М. Комац убиты. Фл. Франц Фляйшер получил травму.
12. Юнкерс Ю 88Г-7 Рабочий номер 0018 IV./НЮГ 3 Не вернулся, предположительно затерялся над Северным морем. Оберфельдфебель (Ofw) В. Джон, фельдфебель Л. Данст, Огефр А. Герхард, Огефр В. Краузе - все пропали без вести.
13. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 621293 IV./НЮГ 3 Не вернулся, предположительно затерялся над Северным морем. Уффц В. Лозе, Уффц Х. Хорш и Огефр Ф. Нойман пропали без вести.
14. Юнкерс Ю 88Г-6 Werknummer 620745, D5+AE IV./НЮГ 3 Экипаж спасся после того, как у самолета закончилось топливо. Группенкомандер и майор Бертольд Ней, фельдфебель В. Боленц ранены. Ох, Шлик в безопасности. [71] Ней сломал спину после того, как выпрыгнул с парашютом. Он оставался прикованным к постели 51 год и скончался в 1996 году. [1]
15. Юнкерс Ю 88Г-6 Werknummer 620028, D5+AE 13./НЮГ 3 Разбился в Саттоне , Дервент , недалеко от Элвингтона , Йоркшир. Штаффель-капитан и гауптман (гауптман) Иоганн Дреер, флайт Густав Шмитц, офв Хьюго Бёкер, флайт Мартин Бехтер убиты. Похоронен на немецком военном кладбище Кэннок-Чейз . [72]
16. Юнкерс Ю 88Г-6 Номер вакансии 622829, 3С+ЕК 2./НЮГ 4 Разбился из-за того, что закончилось топливо. Три члена экипажа выпрыгнули, лейтенант В. Ринкер получил ранение.
17. Юнкерс Ю 88Г-6 Werknummer 621305, 3C+FL 3./НЮГ 4 Разбился после того, как два члена экипажа выпрыгнули с парашютом недалеко от Харденберга . Лейтенант Х. Эмсингер убит.
18. Юнкерс Ю 88Г-6 Werknummer 622056, 3C+BC И./НЮГ 4 30% повреждено в бою. Фридрих Шпехт ранен, Отто Цинн и гауптман Ганс Краузе невредимы. По мнению одного немецкого источника, Ju 88 стал жертвой «Москита». [73]
19. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 622959 И./НЮГ 4 Экипаж катапультировался из-за исчерпания топлива. Экипаж в безопасности.
20. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 622132 И./НЮГ 4 Экипаж катапультировался из-за исчерпания топлива. Оффу К. Габлер ранен, остальные члены экипажа в безопасности.
21. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 620976 II./НЮГ 4 Урон 25% при столкновении с Werknummer 621072. Экипаж в безопасности.
22. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 621072 II./НЮГ 4 Урон 15% при столкновении с Werknummer 620976. Экипаж в безопасности.
23. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 62805, 3С+КН 5./НЮГ 4 Влетел в землю недалеко от Метфилда , Саффолк. Офв Лео Циммерманн, Офв Пауль Вей, Уфц Хайнц Питан, Уфц Ханс Венде убиты.
24. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 710839 II./НЮГ 4 25% повреждено при аварийной посадке. Экипаж в безопасности.
25. Юнкерс Ю 88Г-6 Werknummer 621792, 3C+DS 8./НЮГ 4 Не удалось вернуться. Оберлейтенант В. Паулюс, Огефр Э. Хафельс и Огефр Х. Мюллер, пропавшие без вести, предположительно погибшие. Тело Огефра А. Хёргера выбросило на берег.
26. Юнкерс Ю 88Г-1 Рабочий номер 712203 III./НЮГ 4 Разбился недалеко от Гиссена . Огефр Герман Вис пропал, остальные члены экипажа неизвестны.
27. Юнкерс Ю 88Г-7 Рабочий номер 710438 III./НЮГ 4 Получен 75% урона при вынужденной посадке. Экипаж в безопасности.
28. Юнкерс Ю 88Г-1 Рабочий номер 712405 III./НЮГ 4 10% повреждено в Фехте . Экипаж в безопасности.
29. Юнкерс Ю 88Г-6 Werknummer 620397, C9+RR 7./НЮГ 5 Влетел в землю недалеко от Уэлтона , Линкольншир. Флай Генрих Конзе, Уфц Рудольф Шерер, Огефр Вернер Ноллау и Уфц Альфред Альтенкирх убиты после уничтожения 460-й эскадрильи RAAF Lancaster NG502 возле Лэнгворта . Немецкий экипаж был похоронен в Скамптоне. Член Королевского корпуса наблюдателей и специальный констебль Джек Перотти Келвей погиб на земле, когда обломки немецкого самолета столкнулись с его автомобилем. [74]
30. Юнкерс Ю 88Г-6 Werknummer 620651, C9+CS 9./НЮГ 5 Не удалось вернуться. Вероятно, упал в Северное море. Гауптман Х. Бобсен, фланг Ф. Дессемайер, Огефр Ф. Пурт пропали без вести. Офв Х. Штайнадлер убит.
31. Юнкерс Ю 88Г-1 Рабочий номер 620512 III./НЮГ 5 20% урона при столкновении в воздухе. Экипаж в безопасности.
32. Юнкерс Ю 88Г-1 Рабочий номер 621611 III./НЮГ 5 50% повреждено при вынужденной посадке. Уффз Э. Бергер ранен, остальные члены экипажа в безопасности.
33. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 622832 III./НЮГ 5 Разбился из-за нехватки топлива. Экипаж в безопасности.
34. Юнкерс Ю 88Г-6 Рабочий номер 620816 III./НЮГ 5 Разбился из-за нехватки топлива. Экипаж в безопасности.

Последствия

[ редактировать ]

Операция «Гизела» не достигла запланированного результата. Это не привело к массовым жертвам, на которые надеялся Шмид, и не помешало британским бомбардировкам. На следующую ночь была предпринята попытка мелкомасштабной повторной операции, но она не принесла никаких результатов. Размер немецких сил составлял менее четверти того, что первоначально надеялся Шмид. Один источник назвал Гизелу лебединой песней немецких ночных истребителей. В ходе операции разбился последний немецкий самолет, сбитый над британской землей. [2] [75] [76] [77]

Некоторые историки утверждают, что, если бы немецкие операции по вторжению над Великобританией в 1941 году и впоследствии продолжались, британская программа обучения ночным полетам, составившая ядро ​​огромных бомбардировочных сил, действовавших в 1944–45 годах, могла бы быть остановлена ​​или прервана. Решение не продолжать операции вторжения, по их мнению, позволило британцам практически беспрепятственно наращивать свои бомбардировочные силы в течение более четырех лет. Последствия эффективной кампании немецких захватчиков в это время могли дать ночным истребителям Люфтваффе неоспоримое преимущество в ночной войне и, возможно, остановить или снизить эффективность британских бомбардировочных операций. Это упущение можно было бы расценивать как одну из крупнейших ошибок ОКЛ в отношении противовоздушной обороны Германии. [78] [79]

В последние восемь недель войны бомбардировки усиливались, пока в конце апреля 1945 года британские бомбардировочные операции не были приостановлены. К этому времени большинство немецких аэродромов находились под угрозой со стороны наступающих сухопутных войск союзников, и массовая капитуляция Нахтьягда. происходила .

  1. ^ Jump up to: а б с Бойтен 1997 , с. 55.
  2. ^ Jump up to: а б с Парри 2003 , с. 155.
  3. ^ Jump up to: а б Парри 2003 , стр. 199–201.
  4. ^ Jump up to: а б с Бойтен 1999 , с. 384.
  5. ^ Jump up to: а б Парри 2003 , стр. 194–198.
  6. ^ Парри 2003 , с. 153.
  7. ^ Jump up to: а б Бойтен 1997 , стр. 198–199.
  8. ^ Бойтен 1997 , с. 58.
  9. ^ Коннелли 2001 , с. 39.
  10. ^ Парри 2003 , с. 15–16, 20.
  11. ^ Адерс 1978 , с. 32.
  12. ^ Бойтен 1997 , с. 14.
  13. ^ Парри 2003 , стр. 21–25.
  14. ^ Бойтен 1997 , с. 15.
  15. ^ Jump up to: а б Бойтен 1999 , с. 212.
  16. ^ Адерс 1978 , с. 17.
  17. ^ Парри 2003 , стр. 29–30.
  18. ^ Адерс 1978 , с. 30.
  19. ^ Парри 2003 , стр. 31, 33, 35, 37.
  20. ^ Парри 2003 , стр. 66, 68, 173–179, 180–186.
  21. ^ Адерс 1978 , стр. 30–31.
  22. ^ Бойтен 1997 , с. 43.
  23. ^ Хелд и Наурот 2006 , с. 89.
  24. ^ Бойтен 1997 , с. 45.
  25. ^ Адерс 1978 , стр. 77–81.
  26. ^ Адерс 1978 , стр. 82–83, 111, 144–145.
  27. ^ Купер 2013 , с. 223.
  28. ^ Мюррей 1983 , стр. 209–222.
  29. ^ Бойтен 1997 , с. 47.
  30. ^ Парри 2003 , с. 106.
  31. ^ Маклахлан 2010 , с. 80.
  32. ^ Маккей 2010 , с. 39.
  33. ^ Национальный архив 2000 , с. 279.
  34. ^ Адерс 1978 , с. 159.
  35. ^ Jump up to: а б Адерс 1978 , стр. 166–167.
  36. ^ Бойтен 1997 , с. 203.
  37. ^ Бойтен 1997 , с. 184.
  38. ^ Адерс 1978 , стр. 167–168.
  39. ^ Адерс 1978 , стр. 207, 211.
  40. ^ Бойтен 1997 , с. 48.
  41. ^ Бойтен 1997 , стр. 48–50.
  42. ^ Парри 2003 , стр. 112–113.
  43. ^ Jump up to: а б Адерс 1978 , стр. 211–212.
  44. ^ Jump up to: а б Бойтен 1997 , с. 49.
  45. ^ Парри 2003 , с. 113.
  46. ^ Jump up to: а б Парри 2003 , стр. 114–115.
  47. ^ Адерс 1978 , с. 212.
  48. ^ Боуман 2006 , стр. 26–27.
  49. ^ Jump up to: а б с д и ж г Парри 2003 , стр. 116–125.
  50. ^ Яркий 2005 , с. 149.
  51. ^ Уильямс 2011 , с. 82.
  52. ^ Хинчлифф 1999 , стр. 298–302.
  53. ^ Бойтен 1999 , с. 159.
  54. ^ Голос 1999 , стр. 383–385.
  55. ^ Парри 2003 , с. 126.
  56. ^ Jump up to: а б Парри 2003 , с. 127.
  57. ^ Бойтен 1997 , с. 51.
  58. ^ Парри 2003 , стр. 128–135.
  59. ^ Парри 2003 , стр. 138–142.
  60. ^ Рэмси 1990 , с. 545.
  61. ^ Jump up to: а б Норман 2001 , с. 196.
  62. ^ Парри 2003 , с. 147.
  63. ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 238.
  64. ^ Бойтен 1997 , с. 52.
  65. ^ Яркий 2005 , с. 158.
  66. ^ Парри 2003 , стр. 155–156.
  67. ^ Адерс 1978 , с. 214.
  68. ^ Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , стр. 239–240.
  69. ^ Чорли 1992 , стр. 212–217.
  70. ^ Голос 1999 , с. 384.
  71. ^ Яркий 2005 , с. 157.
  72. ^ Норман 2001 , с. 198.
  73. ^ Голос 1999 , с. 385.
  74. ^ Уайтлам, Пол (25 октября 2017 г.). «Военнослужащему, погибшему в результате врезавшегося в его машину немецкого самолета, удостоен надгробия...72 года спустя» . Линкольншир Live . Локальный мир . Проверено 25 октября 2017 г.
  75. ^ Яркий 2005 , с. 156.
  76. ^ Ашервуд 1998 , с. 331.
  77. ^ Гудрам 2005 , с. 16.
  78. ^ Бойтен 1997 , с. 46.
  79. ^ Хутон 1997 , стр. 130–131.

Библиография

[ редактировать ]
  • Адерс, Гебхард (1978). История немецких ночных истребителей, 1917–1945 гг . Лондон: Джейнс. ISBN  978-0-354-01247-8 .
  • Балсс, Майкл (1999). Немецкая ночная охота: Материальные потери при обучении и развертывании, прибавки к потерям личного состава при обучении и развертывании . Цвайбрюккен, Германия: VDM Heinz Nickel. ISBN  978-3-925480-36-2 .
  • Бойтен, Тео (1997). Нахтьягд: война ночных истребителей и бомбардировщиков над Третьим рейхом, 1939–45 . Лондон: Кровуд Пресс. ISBN  978-1-86126-086-4 .
  • Бойтен, Тео (1999). Ночная война: личные воспоминания о конфликте из-за Европы, 1939–1945 гг . Лондон: Кровуд Пресс. ISBN  978-1-86-126298-1 .
  • Боуман, Мартин (2006). Группа 100 (поддержка бомбардировщиков): бомбардировочное командование Королевских ВВС во Второй мировой войне . Лондон: Pen & Sword Aviation . ISBN  978-1-84415-418-0 .
  • Брайт, Пол (2005). Воздушная война над Восточным Йоркширом во время Второй мировой войны . Йоркшир: Самописец полета. ISBN  978-0-9545605-7-7 .
  • Купер, Алан (2013). Бомбардировщик над Берлином: наступление британских ВВС, ноябрь 1943 г. - март 1944 г. Лондон: Книги о пере и мече . ISBN  978-1-78159-065-2 .
  • Коннелли, Марк (2001). Достижение звезд: новая история бомбардировочного командования Второй мировой войны . Таурис и Ко ISBN  978-1-86-064591-4 .
  • Чорли, WR (1992). Потери бомбардировочного командования Королевских ВВС во Второй мировой войне: 1945 год . Лондон: Издательство Midland Publishing. ISBN  978-0-90-459792-9 .
  • Форман, Джон; Мэтьюз, Йоханнес; Парри, Саймон (2004). Заявления Люфтваффе о ночных истребителях 1939–1945 гг . Уолтон на Темзе, Великобритания: Красный коршун. ISBN  978-0-9538061-4-0 .
  • Гудрам, Аластер (2005). Нет места рыцарству: ночные истребители британских ВВС защищают восток Англии от немецких ВВС в двух мировых войнах . Лондон: Груб-стрит. ISBN  978-1-904943-22-8 .
  • Герой, Вернер; Наурот, Хольгер (2006). Немецкая ночная охота: Иллюстрированная хроника немецких ночных истребителей до 1945 года (на немецком языке). Вюрцбург: Verlagshaus GmbH. ISBN  978-3-88189-586-6 .
  • Хинчлифф, Питер (1999). Шнауфер: Бубновый туз . Порт Бримскомб, Великобритания: Tempus. ISBN  978-0-7524-1690-8 .
  • Хутон, скорая помощь (1997). Орел в огне: Падение Люфтваффе . Лондон: Arms & Armor Press. ISBN  978-1-85409-343-1 .
  • Маккей, Рон (2010). Последний налет: операция «Штайнбок», последний налет Люфтваффе на Британию – с января по май 1944 года . Красный коршун. ISBN  978-0-9554735-8-6 .
  • Маклахлан, Ян (2010). Ночь злоумышленников: рассказы из первых рук, рассказывающие о резне в миссии 311 USAAF, направлявшейся домой . Лондон: Книги о пере и мече . ISBN  978-1-84884-294-6 .
  • Мюррей, Уильямсон (1983). Стратегия поражения: Люфтваффе 1933–1945 гг . Авиабаза Максвелл: Издательство Air University Press. ISBN  978-1-58566-010-0 .
  • Национальный архив, изд. (2000). Взлет и падение немецких ВВС, 1933–1945 гг . ISBN  978-1-905615-30-8 .
  • Норман, Билл (2001). Broken Eagles: потери Люфтваффе над Йоркширом, 1939–1945 гг . Лондон: Книги о пере и мече . ISBN  978-0-85052-796-4 .
  • Парри, Саймон (2003). Злоумышленники над Британией: наступление ночных истребителей Люфтваффе 1940–1945 годов . Публикации по воздушным исследованиям. ISBN  978-1-87-118716-8 .
  • Рэмси, Уинстон (1990). Блиц тогда и сейчас . Том. 3. Лондон:После битвы. ISBN  978-0-900913-58-7 .
  • Ашервуд, Майк (1998). Военные дневники британских ВВС Поклингтон и Королевских ВВС Элвингтон: записи операций тяжелых бомбардировщиков во время войны . Чешир: Комплатная графика. ISBN  978-1-900604-06-2 .
  • Уильямс, Дэвид (2011). Ночные бойцы: Охотники Рейха . Лондон: Спеллмаунт. ISBN  978-0-7524-5961-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хутон, скорая помощь (2010). Люфтваффе: исследование авиации, 1933–1945 гг . Классические публикации, Лондон. ISBN   978-1-906537-18-0
  • Наурот, Хольгер и Хелд, Вернер (1982). Защита Рейха: ночные истребители и пилоты Гитлера . Оружие и доспехи. Лондон. ISBN   978-0-85368-414-5

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab664d25194c95eac03ac5189dfbb694__1718399460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/94/ab664d25194c95eac03ac5189dfbb694.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Gisela - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)