Роберт Уотсон-Ватт
Роберт Уотсон-Ватт | |
---|---|
Рожденный | Роберт Александр Уотсон 13 апреля 1892 г. |
Умер | 5 декабря 1973 г. Инвернесс , Шотландия | ( 81 год
Известный | Радар |
Награды |
|
Сэр Роберт Александр Уотсон Уотт KCB FRS FRAeS (13 апреля 1892 — 5 декабря 1973) был шотландским пионером в области радиопеленгации и радиолокационной технологии. [2]
Ватт начал свою карьеру в области радиофизики с работы в Метеорологическом бюро , где он начал искать точные способы отслеживания гроз с помощью радиоволн, испускаемых молниями . Это привело к разработке в 1920-х годах системы, позже известной как высокочастотная пеленгация (HFDF или «хафф-дафф»). Несмотря на широкую огласку в то время, огромный военный потенциал системы не был развит до конца 1930-х годов. Хафф-дафф позволил операторам за считанные секунды определить местоположение вражеского радиопередатчика , и он стал основной частью сети систем, которые помогли победить угрозу немецких подводных лодок во время Второй мировой войны . По оценкам, хафф-дафф использовался примерно в четверти всех атак на подводные лодки. [ нужна ссылка ]
В 1935 году Ватта попросили прокомментировать сообщения о немецком луче смерти, переданные по радио. Ватт и его помощник Арнольд Фредерик Уилкинс быстро поняли, что это невозможно, но Уилкинс предложил использовать радиосигналы для обнаружения самолетов на больших расстояниях. Это привело к демонстрации в феврале 1935 года, когда сигналы коротковолнового передатчика BBC отражались от самолета Handley Page Heyford . [2] [3] Уотт руководил разработкой практической версии этого устройства, которая поступила на вооружение в 1938 году под кодовым названием Chain Home . Эта система предоставила жизненно важную предварительную информацию, которая помогла Королевским ВВС в битве за Британию . [1] [4]
После успеха своего изобретения Уотсон Уотт был отправлен в США в 1941 году для консультирования по вопросам противовоздушной обороны после нападения Японии на Перл-Харбор . Он вернулся и продолжил руководить разработкой радаров для военного министерства и министерства снабжения . Он был избран членом Королевского общества в 1941 году, получил рыцарское звание в 1942 году и был награжден Медалью США за заслуги в 1946 году.
Ранние годы [ править ]
Уотсон-Ватт [а] [5] родился в Бречине , Ангус, Шотландия , 13 апреля 1892 года. Он утверждал, что является потомком Джеймса Уотта , известного инженера и изобретателя практического парового двигателя , но никаких доказательств какого-либо семейного родства обнаружено не было. [6] После посещения начальной школы Дамакра и средней школы Бречина , [7] он был принят в Университетский колледж Данди (тогда входивший в состав Университета Сент-Эндрюс , который в 1954 году стал Королевским колледжем Данди, а затем Университетом Данди в 1967 году). Уотсон-Ватт успешно провел время в качестве студента, выиграв премию Карнелли по химии и медаль класса за ординарную натурфилософию в 1910 году. [8]
Он получил степень бакалавра предложил ему должность ассистента инженерных наук в 1912 году, и профессор Уильям Педди . [9] заведующий кафедрой физики в Университетском колледже Данди с 1907 по 1942 год. Именно Педди вдохновил Уотсона-Ватта изучать радио , или «беспроводную телеграфию», как ее тогда называли, и который провел его через то, что фактически было аспирантской деятельностью. занятия по физике радиочастотных генераторов и распространению волн . В начале Великой войны Уотсон-Ватт работал ассистентом на инженерном факультете колледжа. [10]
эксперименты Ранние
В 1916 году Уотсон-Уотт хотел получить работу в военном министерстве , но в средствах связи не было ничего очевидного. Вместо этого он присоединился к Метеорологическому бюро , которое заинтересовалось его идеями по использованию радио для обнаружения гроз . Молния испускает радиосигнал, ионизуя воздух, и его целью было обнаружить этот сигнал, чтобы предупредить пилотов о приближающейся грозе. Сигнал возникает в широком диапазоне частот и может быть легко обнаружен и усилен военно-морскими длинноволновыми установками. Фактически, молния была серьезной проблемой для связи на этих общих длинах волн. [11]
Его ранние эксперименты по обнаружению сигнала оказались успешными, и он быстро доказал, что способен делать это на расстоянии до 2500 км (1500 миль). Местоположение определялось путем вращения рамочной антенны, чтобы максимизировать (или минимизировать) сигнал, таким образом «указывая» на шторм. Удары были настолько мимолетными, что было очень трудно вовремя повернуть антенну, чтобы точно определить ее местонахождение. Вместо этого оператор будет учитывать множество ударов и определять приблизительное среднее местоположение. [11]
Сначала он работал на беспроводной станции метеорологического управления Министерства авиации в Олдершоте , Хэмпшир . В 1924 году, когда военное министерство уведомило о желании вернуть себе территорию в Олдершоте, он переехал в Диттон-Парк недалеко от Слау , Беркшир . Национальная физическая лаборатория (НПЛ) уже использовала этот сайт и располагала двумя основными устройствами, которые сыграли решающую роль в его работе. [11]
Первой была антенна Adcock , состоящая из четырех мачт, которая позволяла определять направление сигнала по разности фаз . Используя пары этих антенн, расположенных под прямым углом, можно было одновременно измерить направление молнии по двум осям. Отображение мимолетных сигналов было проблемой. Эту проблему удалось решить с помощью второго устройства — осциллографа WE-224 , недавно приобретенного у Bell Labs . При подаче сигналов от двух антенн в каналы X и Y осциллографа одиночный удар вызывал появление на дисплее линии, указывающей направление удара. Относительно «медленный» люминофор прицела позволял считывать сигнал только спустя долгое время после того, как произошел удар. [12] Новая система Уотта использовалась в 1926 году и стала темой обширной статьи Уотсона-Ватта и Херда. [13]
Радиогруппы Met и NPL были объединены в 1927 году и образовали Радиоисследовательскую станцию под руководством Уотсона-Ватта. Продолжая исследования, команды заинтересовались причинами «статических» радиосигналов и обнаружили, что многое можно объяснить отдаленными сигналами, расположенными над горизонтом и отраженными от верхних слоев атмосферы. Это было первое прямое указание на реальность слоя Хевисайда , предложенное ранее, но в это время по большей части отвергнутое инженерами. Чтобы определить высоту слоя, Уотт, Эпплтон и другие разработали « скребок » для отображения « временной развертки », который заставлял точку осциллографа плавно перемещаться по дисплею с очень высокой скоростью. Выбрав время для скребка так, чтобы точка достигла дальнего конца дисплея одновременно с ожидаемыми сигналами, отраженными от слоя Хевисайда, можно было определить высоту слоя. Эта схема временной развертки сыграла ключевую роль в разработке радара. [14] После дальнейшей реорганизации в 1933 году Уотт стал суперинтендантом радиоотдела НПЛ в Теддингтоне . [ нужна ссылка ]
РАДАР [ править ]
Проблема ПВО [ править ]
Во время Первой мировой войны немцы использовали цеппелины в качестве бомбардировщиков дальнего действия над Британией, и оборона изо всех сил пыталась противостоять угрозе. С тех пор возможности авиации значительно улучшились, и перспектива широкомасштабных воздушных бомбардировок гражданских территорий вызывала беспокойство правительства. Тяжелые бомбардировщики теперь могли приближаться на высотах, которых не могли достичь тогдашние зенитные орудия. [15] Поскольку вражеские аэродромы через Ла-Манш потенциально находились всего в 20 минутах полета, бомбардировщики сбросили бы бомбы и вернулись на базу прежде, чем перехватывающие истребители смогли бы подняться на высоту. Единственным ответом, казалось, было постоянное патрулирование истребителей в воздухе, но, учитывая ограниченное время полета истребителя, для этого потребовались бы огромные военно-воздушные силы. Альтернативное решение было срочно необходимо, и в 1934 году министерство авиации учредило комитет CSSAD ( Комитет по научным исследованиям противовоздушной обороны ) под председательством сэра Генри Тизарда , чтобы найти пути улучшения противовоздушной обороны Великобритании. [ нужна ссылка ]
Слухи о том, что нацистская Германия разработала « луч смерти », способный уничтожать города, поселки и людей с помощью радиоволн, были рассмотрены в январе 1935 года Гарри Вимперисом , директором по научным исследованиям Министерства авиации. Он спросил Уотсона-Ватта о возможности создания своей версии луча смерти специально для использования против самолетов. [3] Уотсон-Ватт быстро представил расчет, проведенный его молодым коллегой Арнольдом Уилкинсом , который показал, что такое устройство невозможно построить, и опасения по поводу нацистской версии вскоре исчезли. В том же отчете он также упомянул о предположении, которое первоначально было сделано ему Уилкинсом, который недавно слышал о самолетах, нарушающих коротковолновую связь , о том, что радиоволны могут быть способны обнаруживать самолеты. но менее бесперспективно, когда потребуется, будут представлены проблемы радиообнаружения и численные соображения по методу обнаружения отраженными радиоволнами». Идея Уилкинса, проверенная Уоттом, была незамедлительно представлена Тизардом в CSSAD 28 января 1935 года. [16]
и Обнаружение местоположение самолетов
секретную записку о предлагаемой системе « 12 февраля 1935 года Уотсон-Ватт направил в министерство авиации Обнаружение и определение местоположения самолетов радиометодами» . Хотя эта концепция не так интересна, как луч смерти, она явно имеет потенциал, но Министерство авиации, прежде чем выделить финансирование, попросило провести демонстрацию, доказывающую, что радиоволны могут отражаться самолетом. [17] Он был готов к 26 февраля и состоял из двух приемных антенн, расположенных примерно в 6 милях (10 км) от одной из BBC коротковолновых радиостанций в Давентри . Две антенны были сфазированы таким образом, что сигналы, идущие непосредственно от станции, гасились, но допускались сигналы, поступающие под другими углами, тем самым отклоняя след на ЭЛТ- индикаторе ( пассивный радар ). [18] Секретность этого испытания была настолько велика, что свидетелями его были только три человека: Уотсон-Ватт, его коллега Арнольд Уилкинс и единственный член комитета А. П. Роу . Демонстрация прошла успешно: несколько раз приемник показывал четкий ответный сигнал от бомбардировщика Handley Page Heyford , пролетавшего над местом происшествия. Премьер-министра Стэнли Болдуина спокойно информировали о прогрессе радара. 2 апреля 1935 года Уотсон-Ватт получил патент на радиоустройство для обнаружения и определения местоположения самолета. [3]
В середине мая 1935 года Уилкинс покинул Радиоисследовательскую станцию с небольшой группой, в которую входил Эдвард Джордж Боуэн , чтобы начать дальнейшие исследования на Орфорд-Несс , изолированном полуострове на Саффолкском побережье Северного моря. К июню они обнаруживали самолеты на расстоянии 16 миль (26 км), чего было достаточно, чтобы ученые и инженеры прекратили все работы над конкурирующими системами обнаружения на основе звука . К концу года дальность действия достигла 60 миль (97 км), после чего в декабре было запланировано установить пять станций, прикрывающих подступы к Лондону. [ нужна ссылка ]
Одна из таких станций должна была быть расположена на побережье недалеко от Орфорд-Несс , а поместье Боудси главным центром всех радиолокационных исследований было выбрано . Чтобы как можно быстрее установить радиолокационную защиту, Уотсон-Ватт и его команда создали устройства, используя существующие компоненты, а не создавая новые компоненты для проекта, и команда не тратила дополнительное время на доработку и улучшение устройств. Пока прототипы радаров находились в работоспособном состоянии, их запускали в производство. [19] Они провели «полномасштабные» испытания системы стационарной радиолокационной радиовышки , пытаясь обнаружить приближающийся бомбардировщик по радиосигналам для перехвата истребителем. [19] [20] Испытания завершились полным провалом: истребитель увидел бомбардировщик только после того, как он пролетел мимо цели. Проблема была не в радаре, а в потоке информации от трекеров Корпуса наблюдателей к истребителям, который занимал много шагов и был очень медленным. Генри Тизард , Патрик Блэкетт и Хью Даудинг немедленно приступили к работе над этой проблемой, разработав «систему управления и контроля противовоздушной обороны» с несколькими уровнями отчетности, которые в конечном итоге отправлялись в одну большую комнату для картирования. Наблюдатели, наблюдающие за картами, затем по прямой связи сообщали бойцам, что им делать. [19]
К 1937 году первые три станции были готовы, а связанная с ними система прошла испытания. Результаты были обнадеживающими, и правительство немедленно заказало строительство 17 дополнительных станций. Это стало Chain Home , комплексом стационарных радиолокационных вышек на восточном и южном побережьях Англии. [19] [20] К началу Второй мировой войны к битве за Британию было готово 19 , а к концу войны было построено более 50. Немцы знали о строительстве Цепного дома, но не были уверены в его цели. Они проверили свои теории на полете Zeppelin LZ 130, но пришли к выводу, что эти станции представляют собой новую военно-морскую систему связи дальнего действия. [ нужна ссылка ]
Еще в 1936 году стало понятно, что Люфтваффе перейдет к ночным бомбардировкам, если дневная кампания не пройдет успешно. Уотсон-Ватт поручил другому сотруднику радиоисследовательской станции Эдварду Боуэну разработать радар, который можно было бы нести на истребителе. Визуальное обнаружение бомбардировщика в ночное время было хорошим на расстоянии около 300 м, а существующие системы Chain Home просто не обладали точностью, необходимой для того, чтобы подобрать истребители на такое расстояние. Боуэн решил, что бортовой радар не должен превышать 90 кг (200 фунтов ) по весу или 8 футов³ (230 л ) по объему и должен требовать не более 500 Вт мощности. Чтобы уменьшить сопротивление антенн, рабочая длина волны не могла превышать одного метра, что было сложно для современной электроники. Однако система воздушного перехвата (ИИ) была усовершенствована к 1940 году и сыграла важную роль в конечном итоге положить конец Блицу 1941 года. Уотсон-Ватт оправдал свой выбор неоптимальной частоты для своего радара своим часто цитируемым «культом несовершенства». , который он заявил как «Дайте им третье лучшее, чтобы они могли продолжать; второе лучшее приходит слишком поздно, [и] лучшее никогда не приходит». [ нужна ссылка ]
Деятельность профсоюза госслужащих [ править ]
Между 1934 и 1936 годами Уотсон-Ватт был президентом Института профессиональных государственных служащих , ныне входящего в состав « Проспекта» , «союза профессионалов». Профсоюз предполагает, что в это время он участвовал в кампании за повышение заработной платы сотрудникам министерства авиации. [21]
Вклад во Вторую мировую войну [ править ]
В своей книге «Английская история 1914–1945 » историк А. Дж. П. Тейлор высоко оценил Уотсона-Уотта, сэра Генри Тизарда и их коллег, разработавших радар, отметив, что они сыграли важную роль в победе во Второй мировой войне . [22]
В июле 1938 года Уотсон-Ватт покинул поместье Боудси и занял пост директора по развитию коммуникаций (DCD-RAE). В 1939 году сэр Джордж Ли взял на себя работу DCD, а Уотсон-Ватт стал научным советником по телекоммуникациям (SAT) Министерства авиационного производства , отправившись в США в 1941 году, чтобы сообщить им о серьезных недостатках их противовоздушной обороны, как показано на рисунке. в результате нападения на Перл-Харбор . Он был посвящен в рыцари Георгом VI в 1942 году и получил медаль США за заслуги в 1946 году. [23] [24]
Через десять лет после своего посвящения в рыцари Уотсон-Ватт был награжден правительством Великобритании 50 000 фунтов стерлингов за вклад в разработку радара. Он начал практику в качестве инженера-консультанта. В 1950-х годах он переехал в Канаду , а затем жил в США, где в 1958 году опубликовал « Три шага к победе». Примерно в 1958 году он появился в роли загадочного претендента в американской телевизионной программе « Говорить правду» . Сообщается, что в 1956 году Уотсон-Ватт был остановлен за превышение скорости в Канаде полицейским с радаром . Его замечание было: «Если бы я знал, что вы собираетесь с этим делать, я бы никогда этого не изобрел!». [2] После этого он написал ироническое стихотворение («Грубое правосудие»):
Жаль, сэр Роберт Уотсон-Ватт!
странная цель этого радарного заговора
И таким образом, вместе с другими, которых я могу упомянуть,
жертва собственного изобретения.
Его волшебное всевидящее око
позволил самолетам, привязанным к облакам, летать
но теперь с каким-то ироническим поворотом
он замечает превышающего скорость автомобилиста
и кусает, без сомнения, с юридическим остроумием,
рука, которая когда-то создала его.
... [25]
Почести [ править ]
- В 1945 году Уотсон-Ватт был приглашен прочитать в Королевском институте рождественскую лекцию о беспроводной связи .
- была открыта кафедра электротехники Уотсона-Ватта В 1949 году в Университетском колледже Данди . [26]
- В 2013 году он был одним из четырех членов Зала славы инженеров Шотландии . [27] [28]
Наследие [ править ]
статую сэра Роберта Уотсона-Ватта в Бречине открыла 3 сентября 2014 года королевская принцесса . [29] Днем позже BBC «Два в эфир вышла драма небесных замка » с Эдди Иззардом в роли Уотсона Уотта. [30]
Коллекция некоторых переписок и документов Уотсона-Ватта хранится в Национальной библиотеке Шотландии . [31] Коллекция документов, касающихся Уотсона-Ватта, также хранится в Архивной службе Университета Данди . [32]
Помещение для брифингов в ВВС Великобритании в Боулмере было названо в его честь аудиторией Уотсона-Ватта. [ нужна ссылка ]
Деловая и финансовая жизнь [ править ]
У Уотсона-Ватта была проблемная деловая и финансовая жизнь. [33]
Семейная жизнь [ править ]
Уотсон-Ватт был женат [34] 20 июля 1916 г. в Хаммерсмите, Лондон, Маргарет Робертсон (ум. 1988), дочери рисовальщика; Позже они развелись, и он женился повторно в 1952 году в Канаде. [35] Его второй женой была Джин Уилкинсон, которая умерла в 1964 году. [36] Он вернулся в Шотландию в 1960-х годах. [2]
В 1966 году, в возрасте 74 лет, он сделал предложение даме Кэтрин Трефузис Форбс , которой в то время было 67 лет и которая также сыграла значительную роль в битве за Британию в качестве командующего женской вспомогательной авиацией , которая снабжал оперативников радиолокационной станции. Зимой они жили вместе в Лондоне, а в теплые месяцы — в «Обсерватории»: летнем доме Трефусиса Форбса в Питлохри , Пертшир . Они оставались вместе до ее смерти в 1971 году. Уотсон-Ватт умерла в 1973 году в возрасте 81 года в Инвернессе . Они похоронены вместе на кладбище епископальной церкви Святой Троицы в Питлохри. [2]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ здесь для последовательности используется имя, написанное через дефис, хотя он принял его только в 1942 году.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рэтклифф, Дж. А. (1975). «Роберт Александр Уотсон-Ватт, 13 апреля 1892 г. - 5 декабря 1973 г.» . Биографические мемуары членов Королевского общества . 21 : 548–568. дои : 10.1098/rsbm.1975.0018 . S2CID 72585933 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Вызывает волну: Роберт Уотсон Уотт, пионер радара» . Би-би-си. 16 февраля 2017 года. Архивировано из оригинала 28 февраля 2017 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Британский патент на радиолокационную систему противовоздушной обороны выдан Роберту Уотсону Уотту» . Американское физическое общество . 17 февраля 2017 г. Архивировано из оригинала 2 декабря 2016 г.
- ^ Уотсон-Ватт, сэр Роберт; Пульс радара , Dial Press, 1959 г. [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
- ^ Лондонская газета, выпуск 35618, опубликованный 3 июля 1942 года. Страница 39.
- ^ Николл, Стив (июль 2017 г.). «Роберт Александр Уотсон Ватт». Британия в войне : 76.
- ^ «Сэр Роберт Уотсон-Ватт» . Дик Барретт. Архивировано из оригинала 5 марта 2008 года . Проверено 26 февраля 2008 г.
- ^ «100 лет назад…» Архивные записи и артефакты Университета Данди. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 15 декабря 2015 г.
- ^ Аллен, HS (1946). «Профессор Уильям Педди» . Природа . 158 (4002): 50–51. Бибкод : 1946Natur.158...50A . дои : 10.1038/158050b0 .
- ^ Шафе, Майкл (1982). Университетское образование в Данди 1881–1981: иллюстрированная история . Данди: Университет Данди. стр. 58, 75 и 88.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Браун 1999 , с. 45.
- ^ Браун 1999 , с. 46.
- ^ Р. А. Ватт и Дж. Ф. Херд, «Радиогониометр с мгновенным отсчетом прямого считывания». Архивировано 2 февраля 2014 г. в Wayback Machine , Журнал Института инженеров-электриков , том 64 (февраль 1926 г.), стр. 611–622.
- ^ ОС Пакл, «Временные базы, их дизайн и развитие» , Чепмен и Холл, 1943 г.
- ^ Эванс, Р.Дж. (18 сентября 2008 г.). «Гитлер и истоки войны, 1919–1939» . Стенограмма лекции . Грешем-колледж. Архивировано из оригинала 17 ноября 2010 года . Проверено 16 августа 2009 г.
- ^ Будери, Роберт (1996). Изобретение, которое изменило мир: как небольшая группа пионеров радаров выиграла Вторую мировую войну и начала техническую революцию (изд. 1998 г.). Саймон и Шустер. п. 55 . ISBN 978-0-684-83529-7 .
- ^ «Роберт Уотсон-Ватт» . Страницы радара. Архивировано из оригинала 17 декабря 2007 года . Проверено 14 декабря 2007 г.
- ^ «Пассивный скрытый радар - новый взгляд на эксперимент Уотсона-Ватта в Давентри» . ИЭПП. Архивировано из оригинала 13 мая 2011 года . Проверено 13 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Корриган, Р. (25 сентября 2008 г.). «Воздушные минные поля и информационная система истребительного командования» (PDF) . Андрес Гуадамуз/Школа права Эдинбургского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2011 года . Проверено 16 августа 2009 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «План дани уважения изобретателю радара» . Би-би-си. 1 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2008 г. Проверено 16 августа 2009 г.
- ^ "под радаром?" . Перспектива. 23 сентября 2014 г. с. 10. Архивировано из оригинала 5 октября 2015 года . Проверено 4 октября 2015 г.
- ^ Тейлор, AJP (1992). Английская история, 1914–1945 гг . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 392.
- ↑ London Gazette, выпуск 35586, опубликованный 5 июня 1942 года. Страница 2
- ^ «Малоизвестный шотландский герой Второй мировой войны, который помог победить Люфтваффе с изобретением радара, будет увековечен в кино» . Ежедневная запись . 16 февраля 2017 года. Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года.
- ^ Администратор. «Микроволны101 – жестокое правосудие» . microsofts101.com . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года.
- ^ Шафе, Майкл (1982). Университетское образование в Данди 1881–1981: иллюстрированная история . Данди: Университет Данди. п. 106.
- ^ «Зал славы инженерной мысли Шотландии» . Engineeringhalloffame.org . Архивировано из оригинала 7 октября 2013 года.
- ^ «Великие шотландские инженеры введены в Зал славы» . thecourier.co.uk . 5 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2013 г.
- ^ «BBC News - В Бречине открыта статуя пионера радаров Уотсона-Ватта» . Новости Би-би-си . 3 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2014 г.
- ^ Джейк Уоллис Саймонс (5 сентября 2014 г.). «Небесные замки», BBC Two, обзор: «немного достойно» » . Телеграф.co.uk . Архивировано из оригинала 5 сентября 2014 года.
- ^ «Переписка и документы сэра Роберта Александра Уотсона-Ватта» . Интернет-каталог Шотландской архивной сети . Шотландская архивная сеть. Архивировано из оригинала 25 февраля 2018 года . Проверено 15 декабря 2015 г.
- ^ «Коллекция MS 228 - Записи, относящиеся к сэру Роберту Александру Уотсону-Ватту» . Каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ «Как множество писем раскрывает тайную (и очень запутанную) жизнь шотландца, сбившего Люфтваффе» . 30 сентября 2019 г.
- ↑ Запись номер 115 в реестре браков церкви Святого Спасителя, Хаммерсмит.
- ^ «Сэр Роберт Уотсон Ватт - невоспетый герой войны Бречина». Ангус Наследие. Архивировано 4 декабря 2013 года в Wayback Machine.
- ^ «Отец радара боролся с угрозой с неба» The Scotsman, 20 августа 2005 г.
Источники [ править ]
- Браун, Луи (1999). Технические и военные императивы: радиолокационная история Второй мировой войны . ЦРК Пресс. ISBN 978-1-4200-5066-0 .
- Лем, Элизабет, Архив Диттон-Парк
- Селинскак, Марк. «Роберт Уотсон-Ватт» в книге «Философы войны: эволюция величайших военных мыслителей в истории». Санта-Барбара: ABC-CLIO. п. 489 .
- Биография сэра Роберта Уотсона-Уотта
- Музей радаров ПВО Королевских ВВС в RRH Neatishead, Норфолк
- Общество Уотсона-Ватта в Бречине, Ангус, Шотландия
Внешние ссылки [ править ]
- Развенчание мифов о британских радарах времен Второй мировой войны. Сравнение современных британских и немецких радиолокационных изобретений и их использования.
- Разработка радаров в Англии
- Биография сэра Роберта Александра Уотсон-Ватта
- Общество Роберта Уотсона-Ватта
- 1892 рождения
- 1973 смерти
- Выпускники Университета Данди
- Британские инженеры-электрики
- Британские инженеры-электронщики
- Члены Королевского авиационного общества
- Члены Королевского общества
- Кавалер ордена Бани
- Люди, получившие образование в Бречинской средней школе
- Люди из Бречина
- Президенты Королевского метеорологического общества
- Первопроходцы радаров
- Шотландские инженеры 20-го века
- Шотландские изобретатели XX века
- Обладатели золотой медали Вальдемара Поульсена
- Академики Университета Данди
- Ученые Национальной физической лаборатории (Великобритания)
- Призывники Зала инженерной славы Шотландии
- Члены Американского физического общества