Джозеф Крафт
Джозеф Крафт | |
---|---|
Рожденный | 8 февраля 1921 г. Вена , Австрия |
Умер | 16 октября 1994 г. Фюрстенфельдбрук , Германия | (73 года)
Верность | Нацистская Германия (1940–45) Западная Германия (1956–80) |
Лет службы | 1940–45 1956–80 |
Классифицировать | Капитан (Вермахт) Полковник ( Бундесвер ) |
Единица | НДГ 4 , НДГ 5 , НДГ 6 , НДГ 1 |
Команды | 7./НЮГ 6, 12./НЮГ 1 полк снабжения ВВС 2-й |
Битвы/войны | |
Награды | Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями |
Крафт (8 февраля 1921 — 16 октября 1994) — немецкий военный летчик Люфтваффе Йозеф во время Второй мировой войны и офицер послевоенных ВВС Германии . Как асу-истребителю , на его счету 56 воздушных побед, одержанных в 129 боевых вылетах, что сделало его тринадцатым , что является общим отличием, самым успешным пилотом ночного истребителя в истории воздушной войны. [ 1 ] Все его победы были одержаны в миссиях по защите Рейха , большинство из них — против Королевских ВВС (RAF) бомбардировочного командования и ВВС США (USAAF) на Западном фронте и четыре — против советских ВВС на Восточном фронте. Передний .
Крафт родился в Вене и вырос в Первой Австрийской республике , Федеративной земле Австрии и нацистской Германии . После окончания школы он поступил на военную службу в 1940 году, сначала служил в зенитной артиллерии, а позже прошел обучение на пилота. В 1942 году он был отправлен в Nachtjagdgeschwader 4 (4-4-й ночной истребительный авиаполк NJG) и в 1943 году в Nachtjagdgeschwader 5 (5-5-й ночной истребительный авиаполк NJG). Крафт одержал свою первую воздушную победу в ночь с 27 на 28 августа 1943 года. В мае 1944 года его группа была подчинена Nachtjagdgeschwader 6 (6-6-й ночной истребительный авиаполк NJG), базировавшемуся в Венгрии. После своей 44-й воздушной победы он был награжден Рыцарским крестом Железного креста 30 сентября 1944 года , вскоре после этого он был назначен командиром эскадрильи 7. Staffel (7-я эскадрилья) 6-го NJG. Крафт одержал свои последние воздушные победы 22 сентября. 23 марта 1945 г. и 17 апреля награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями .
После перевооружения Федеративной Республики Германия Крафт присоединился к ВВС Германии в июле 1956 года. Он умер 16 октября 1994 года в Фюрстенфельдбруке .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Крафт, сын водителя трамвая , родился 8 февраля 1921 года в Вене , столице Первой Австрийской Республики . Он поступил на военную службу в Вермахт 11 апреля 1940 года, первоначально служил в полку 42-м зенитно-артиллерийском Люфтваффе . получил звание оберфенриха (кандидат в офицеры). Крафт добровольно пошел на летную службу и 1 июля 1941 года [ 2 ] После на ночных истребителях тренировки по полетам [ Примечание 1 ] 1 ноября 1941 года ему было присвоено звание лейтенанта (второй лейтенант) и 16 августа 1942 года он продолжил службу в учебном подразделении Люфтваффе. [ 3 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война в Европе началась в пятницу, 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу . После воздушной битвы в Гельголандской бухте в 1939 году атаки Королевских ВВС (RAF) переместились под покров тьмы, положив начало кампании по обороне Рейха . [ 4 ] К середине 1940 года генерал-майор (бригадный генерал) Йозеф Каммхубер создал ночную систему ПВО, получившую название «Линия Каммхубера» . Он состоял из ряда секторов управления, оснащенных радарами и прожекторами , и связанного с ними ночного истребителя. Каждый сектор, называемый Химмельбетт (кровать с навесом), должен был направлять ночной истребитель в зону видимости бомбардировщиков-мишеней. В 1941 году Люфтваффе начало оснащать ночные истребители бортовыми радарами, такими как Лихтенштейна радар . Этот бортовой радар начал широко использоваться только в начале 1942 года. [ 5 ]
Карьера ночного бойца
[ редактировать ]В октябре 1942 года Крафт был переведен в II. Группа (2-я группа) Nachtjagdgeschwader 4 (NJG 4–4-й полк ночных истребителей). [ Примечание 2 ] В январе 1943 года его снова перевели на службу в II. Группа 5 Nachtjagdgeschwader ( 5-5-й полк ночных истребителей NJG). [ 3 ] Крафт одержал свою первую воздушную победу 27/28 августа 1943 года, когда бомбардировщик Avro Lancaster был сбит в 22 километрах (14 милях) к западу от Нюрнберга. [ 6 ] За это он был награжден Железным 2-й степени крестом 1 сентября и Железным крестом 1-й степени 15 ноября. [ 7 ]
Крафт был произведен в звание оберлейтенанта (первого лейтенанта) 1 февраля 1944 года и получил Почетный кубок Люфтваффе ( Ehrenpokal der Luftwaffe ) 31 марта. В мае II. Группа была подчинена Nachtjagdgeschwader 6 (NJG 6—6-й ночной истребительный авиаполк) и двинула Венгрию на южный участок Восточного фронта . Он был награжден Немецким крестом в золоте ( Deutsches Kreuz in Gold ) 23 июля 1944 года. К сентябрю 1944 года количество его воздушных побед увеличилось до 44, за что он получил Рыцарский крест Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ) на 30 сентября. [ 3 ]
В феврале и марте 1945 года он одержал свои последние воздушные победы, увеличив свое общее количество до 56. За что он был награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub 17 апреля ), 838-й офицер или солдат Вермахта удостоился такой чести. В конце войны он был взят в плен британскими войсками и освобожден в августе 1945 года. [ 3 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После Wiederbewaffnung (перевооружения) Федеративной Республики Германия Крафт вступил в ВВС Германии в 1956 году. С 1 октября по 31 марта 1980 года он командовал люфтваффенверсоргунгсполком 2-м и вышел в отставку в звании оберста (полковника). Крафт умер 16 октября 1994 года в Фюрстенфельдбруке . [ 3 ] [ 8 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам американского историка Дэвида Т. Забекки , Крафту на счету 56 воздушных побед. [ 9 ] Обермайер сообщает, что Крафт одержал 56 ночных воздушных побед, четыре из которых на Восточном фронте , одержанные в 129 боевых вылетах. [ 10 ] Форман, Парри и Мэтьюз, авторы книги «Заявления о ночных истребителях Люфтваффе 1939–1945» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о 56 заявлениях о ночных победах. [ 11 ] Мэтьюз и Форман также опубликовали «Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , в которых указано, что Крафт имеет 51 заявление, а также еще пять неподтвержденных заявлений. [ 12 ]
Хроника воздушных побед | |||||
---|---|---|---|---|---|
Это и ? (знак вопроса) указывает на расхождения в информации, перечисленные в «Заявках о ночных истребителях Люфтваффе 1939–1945 годов» , но не в «Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» . | |||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Серийный номер/номер эскадрильи. |
– 6. Штаффель или Нахтьягдгешвадер 5 – [ 13 ] | |||||
1? [ Примечание 3 ] | 28 августа 1943 г. | 01:20 | Ланкастер | 22 км (14 миль) к западу от Нюрнберга [ 6 ] | |
2 | 1 сентября 1943 г. | 00:47 | Ланкастер | 25 км (16 миль) к юго-юго-западу от Берлина [ 14 ] | Lancaster JA848 / № 619-й эскадрильи RAF [ 15 ] |
3? [ Примечание 3 ] | 1 сентября 1943 г. | 00:55 | Стерлинг | к востоку от Берлина [ 14 ] | |
4 | 27 сентября 1943 г. | 23:26 | Ланкастер | Ганновер [ 16 ] | Галифакс JB968 / № 428-й эскадрильи RAF [ 17 ] |
5 | 9 октября 1943 г. | 01:32 | Стерлинг | 40–50 км (25–31 миль) к северу от Бремена. [ 14 ] | |
6? [ Примечание 3 ] | 26 ноября 1943 г. | 21:52 | Ланкастер | Берлин [ 18 ] | |
7 | 2 декабря 1943 г. | 20:32 | Ланкастер | Берлин [ 19 ] | |
– 5. Штаффель или Нахтьягдгешвадер 5 – [ 12 ] | |||||
8 | 6 января 1944 г. | 03:33 | Ланкастер | Щецин [ 20 ] | |
9 | 6 января 1944 г. | 03:45 | Ланкастер | к северо-западу от Штеттина [ 20 ] | |
10 | 6 января 1944 г. | 04:01 | Ланкастер | к северо-западу от Штеттина [ 20 ] | |
11? [ Примечание 3 ] | 14 января 1944 г. | 20:20 | Ланкастер | Берлин [ 21 ] | |
12 | 20 января 1944 г. | 19:45 | Ланкастер | Берлин [ 22 ] | |
13 | 21 января 1944 г. | 23:15 | Галифакс | Магдебург [ 23 ] | Галифакс DK237 / № 428 (Призрак) эскадрильи RCAF [ 24 ] |
14 | 21 января 1944 г. | 23:20 | Галифакс | Магдебург [ 23 ] | |
15 | 29 января 1944 г. | 03:28 | Ланкастер | Берлин [ 25 ] | |
16 | 30 января 1944 г. | 20:09 | Ланкастер | Берлин [ 26 ] | |
17 | 30 января 1944 г. | 20:16 | Ланкастер | Берлин [ 26 ] | |
18? [ Примечание 3 ] | 30 января 1944 г. | 20:28 | Ланкастер | Берлин [ 26 ] | |
– 4. Штаффель или Нахтьягдгешвадер 5 – [ 27 ] | |||||
19 | 15 февраля 1944 г. | 20:46 | Ланкастер | к юго-западу от Ростока [ 28 ] | |
20 | 15 февраля 1944 г. | 21:13 | Галифакс | Нойруппин [ 28 ] | |
21 | 20 февраля 1944 г. | 03:17 | четырехмоторный бомбардировщик | окрестности Бранденбурга [ 29 ] | Halifax LK905 / № 431 (Ирокезская) эскадрилья RCAF [ 30 ] [ Примечание 4 ] |
22 | 24 марта 1944 г. | 22:23 | четырехмоторный бомбардировщик | 5 км (3,1 мили) к югу от Берлина [ 31 ] | |
23 | 24 марта 1944 г. | 22:58 | четырехмоторный бомбардировщик | Вертхайм [ 32 ] | |
24 | 27 апреля 1944 г. | 01:24 | Ланкастер | 10–20 км (6,2–12,4 миль) к югу от Страсбурга. [ 33 ] | |
25 | 27 апреля 1944 г. | 01:45 | Ланкастер | окрестности Страсбурга [ 33 ] | |
26 | 28 апреля 1944 г. | 02:24 | Галифакс | Фридрихсхафен [ 34 ] | |
– 7. Штаффель или Нахтьягдгешвадер 6 – [ 27 ] | |||||
27 | 25 мая 1944 г. | 02:18 | Ланкастер | Хитрость [ 35 ] | Lancaster DV389 / 101-я эскадрилья RAF [ 36 ] |
28 | 25 мая 1944 г. | 02:24 | Галифакс | Эйфель ПН-3 [ 35 ] | Lancaster ND624 / 103-я эскадрилья RAF [ 37 ] |
26 | 26 июня 1944 г. | 00:40 | Галифакс | Тамаси [ 38 ] | |
30 | 7 июля 1944 г. | 01:20 | Веллингтон | к югу от Санкт-Пельтена [ 39 ] | |
31 | 7 июля 1944 г. | 01:27 | Веллингтон | к югу от Санкт-Пельтена [ 39 ] | |
32 | 21 июля 1944 г. | 23:40 | Веллингтон | к западу от Брода [ 40 ] | |
33 | 8 августа 1944 г. | 01:27 | Веллингтон | Обойти [ 41 ] | |
34 | 20 августа 1944 г. | 23:10 | Веллингтон | к востоку от Штайра [ 42 ] | |
35 | 20 августа 1944 г. | 23:18 | Веллингтон [ 42 ] | ||
36 | 21 августа 1944 г. | 23:14 | Веллингтон | Мой комар [ 42 ] | |
37 | 22 августа 1944 г. | 23:14 | Веллингтон | Жемчужный [ 42 ] | |
38 | 22 августа 1944 г. | 23:23 | Б-24 | Тисафюред [ 42 ] | |
39 | 14 сентября 1944 г. | 22:00 | Ил-4 | 20 км (12 миль) к северу от Будапешта [ 43 ] | |
40 | 18 сентября 1944 г. | 21:40 | ПС-84 | Токай [ 44 ] | |
41 | 19 сентября 1944 г. | 21:04 | ПС-84 | Ньиредьхаза [ 44 ] | |
42 | 19 сентября 1944 г. | 21:20 | ПС-84 | Ньиредьхаза [ 44 ] | |
43 | 20 сентября 1944 г. | 23:08 | Веллингтон | Сомбатхей [ 45 ] | |
44 | 20 сентября 1944 г. | 23:12 | Веллингтон | Сомбатхей [ 45 ] | |
45 | 13 октября 1944 г. | 20:36 | Б-24 | Тамаси [ 46 ] | |
46 | 13 октября 1944 г. | 20:46 | Веллингтон | к юго-востоку от Барча [ 46 ] | |
47 | 20 октября 1944 г. | 21:43 | Веллингтон | Сомбатхей [ 47 ] | |
48 | 20 октября 1944 г. | 22:10 | Б-24 | Сомбатхей [ 47 ] | |
49 | 20 октября 1944 г. | 22:15 | Веллингтон | Сомбатхей [ 47 ] | |
– 8. Штаффель или Нахтьягдгешвадер 6 – [ 27 ] | |||||
50 | 21 февраля 1945 г. | 01:05 | Галифакс | Дуйсбург [ 48 ] | |
51 | 21 февраля 1945 г. | 01:09 | Галифакс | Дуйсбург [ 48 ] | |
52 | 24 февраля 1945 г. | 22:07 | Галифакс | Дуйсбург [ 49 ] | Halifax MZ448 / № 462-й эскадрильи RAF [ 50 ] |
53 | 3 марта 1945 г. | 21:59 | Ланкастер | к западу от Мюнстера [ 51 ] | |
54 | 3 марта 1945 г. | 22:07 | Ланкастер | к западу от Мюнстера [ 51 ] | |
55 | 23 марта 1945 г. | 04:14 | Ланкастер | Бохум [ 52 ] | |
56 | 23 марта 1945 г. | 04:00 | Б-17 [ 52 ] |
Награды
[ редактировать ]- Железный крест (1939)
- Почетный кубок Люфтваффе 1 лейтенанта мая 1944 года в должности и пилота. [ 54 ] [ Примечание 5 ]
- Передняя летающая застежка Люфтваффе в золоте (18 февраля 1945 г.) [ 3 ]
- Немецкий крест в золоте 23 июля 1944 года в звании оберлейтенанта 8-го/ Nachtjagdgeschwader 6. [ 55 ]
- Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями
- Рыцарский крест 30 сентября 1944 года в звании оберлейтенанта и пилота II./ Nachtjagdgeschwader 6. [ 56 ] [ Примечание 6 ]
- 838-й полк «Дубовые листья» 17 апреля 1945 года в звании гауптмана и штабфелькапитана 12-го полка Nachtjagdgeschwader 1. [ 57 ] [ 58 ]
Акции
[ редактировать ]Вермахт | |
---|---|
1 июля 1941 года: | Оберфенрих (кандидат в офицеры) [ 2 ] |
1 ноября 1941 года: | Лейтенант (младший лейтенант) [ 3 ] |
1 февраля 1944 года: | Оберлейтенант (первый лейтенант) [ 3 ] |
1 января 1945 года: | Гауптманн (капитан) [ 3 ] |
Бундесвер | |
? | Оберст (полковник) [ 3 ] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Летная подготовка в Люфтваффе проходила через уровни A1, A2 и B1, B2, называемые летной подготовкой A/B. Обучение включало теоретические и практические занятия по высшему пилотажу, навигации, полетам на дальние расстояния и посадкам на мертвую штангу. Курсы B включали высотные полеты, полеты по приборам, ночные посадки и обучение управлению самолетом в сложных ситуациях. Для пилотов, которым предстояло управлять многомоторными самолетами, обучение завершалось получением сертификата продвинутого пилота Люфтваффе ( Erweiterter Luftwaffen-Flugzeugführerschein ), также известного как C-Certificate.
- ^ Для объяснения значения обозначения подразделения Люфтваффе см. Организация Люфтваффе во время Второй мировой войны .
- ^ Jump up to: а б с д и По словам Мэтьюза и Формана, это утверждение не подтвердилось. [ 12 ]
- ^ По данным Aviation Safety Network , потенциально заявлено оберлейтенантом Полом Цорнером . [ 30 ]
- ↑ По данным Обермайера от 31 марта 1944 г.
- ↑ По словам Шерцера, пилота 7./ Nachtjagdgeschwader 6. [ 57 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Скаттс 1998 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Стокерт 2011 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Стокерт 2011 , с. 101.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 9.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 27.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 107.
- ^ Стокерт 2011 , с. 85.
- ^ Бундесвер 2018 .
- ^ Забецкий 2014 , стр. 1618.
- ^ Обермайер 1989 , с. 76.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 107–244.
- ^ Jump up to: а б с Мэтьюз и Форман, 2015 , стр. 682–683.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , с. 682.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 109.
- ^ Ланкастер JA848 .
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 118.
- ^ Боуман 2016a , с. 212.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 130.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 131.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 139.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 141.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 142.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 143.
- ^ Галифакс DK237 .
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 145.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б с Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 683.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 148.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 149.
- ^ Jump up to: а б Галифакс LK905 .
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 157.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 158.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 170.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 172.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 180.
- ^ Ланкастер DV389 .
- ^ Ланкастер ND624 .
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 193.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 198.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 203.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 208.
- ^ Jump up to: а б с д и Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 210.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 216.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 217.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 218.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 219.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 220.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 236.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 238.
- ^ Боуман 2016b , с. 197.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 244.
- ^ Jump up to: а б Томас 1997 , с. 400.
- ^ Патцвалл 2008 , с. 124.
- ^ Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 249.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 271.
- ^ Jump up to: а б Шерцер 2007 , с. 469.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 102.
Библиография
[ редактировать ]- Боуман, Мартин (2016a). Нахтьягд, Защитники Рейха 1940–1943 гг . Барнсли, Южный Йоркшир: Книги о пере и мече . ISBN 978-1-4738-4986-0 .
- Боуман, Мартин (2016b). Немецкие ночные истребители против бомбардировочного командования, 1943–1945 гг . Барнсли, Южный Йоркшир: Авиация «Перо и меч» . ISBN 978-1-4738-4979-2 .
- «2-й полк снабжения ВВС» . История ВВС . 2 мая 2018 года . Проверено 21 сентября 2018 г.
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 гг. — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех родов частей Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форман, Джон; Парри, Саймон; Мэтьюз, Йоханнес (2004). Заявления Люфтваффе о ночных истребителях 1939–1945 гг . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-0-9538061-4-0 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 2 G – L. Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-19-6 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Патцвалл, Клаус Д. (2008). за выдающиеся достижения в Почетный кубок воздушной войне (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-08-3 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, ВВС, Кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных войск с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Скаттс, Джерри (1998). Немецкие ночные истребители-асы Второй мировой войны . Самолет асов. Том. 20. Оксфорд: Издательство Osprey . ISBN 978-1-85532-696-5 .
- Стокерт, Питер (2011). Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 9 [ Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 9 ] (на немецком языке) (2-е изд.). Бад-Фридрихсхалль, Германия: Панорамный вид Фридрихсхалла. OCLC 76072662 .
- Томас, Франц (1997). Носители ( дубовых листьев 1939–1945 Том 1: А – К на немецком языке). Оснабрюк, Германия: Biblio-Verlag. ISBN 978-3-7648-2299-6 .
- Забекки, Дэвид Т. , изд. (2014). Германия в войне: 400 лет военной истории . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . ISBN 978-1-59884-981-3 .
- Описание аварии Halifax DK237 в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2022 г.
- Описание аварии Halifax LK905 в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2022 г.
- Описание аварии Lancaster DV389 в сети Aviation Safety Network . Проверено 23 сентября 2022 г.
- Описание аварии Lancaster JA848 в Сети авиационной безопасности . Проверено 22 сентября 2022 г.
- Описание аварии Lancaster ND624 в Сети авиационной безопасности . Проверено 23 сентября 2022 г.
- 1921 рождений
- 1994 смертей
- Австрийские военнослужащие Второй мировой войны
- Немецкие летающие асы времен Второй мировой войны
- Личный состав ВВС Германии
- Кавалеры Золотого Немецкого креста
- Кавалеры Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями
- Военные из Вены
- Немецкие военнопленные во Второй мировой войне, удерживаемые Соединенным Королевством