Вернер Хоффманн (пилот ночного истребителя)
Вернер Хоффманн | |
---|---|
Рожденный | Щецин | 13 января 1918 г.
Умер | 8 июля 2011 г. Бремен | ( 93 года
Верность | ![]() |
Услуга/ | ‹См. Тфд › ![]() |
Лет службы | 1936–45 |
Классифицировать | Майор (майор) |
Единица | ЗГ 2 Нью-Джерси 3 Нью-Джерси 1 Нью-Джерси 5 |
Команды | И./Нахтягдгешвадер 5 |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Рыцарский крест Железного креста |
Вернер Хоффманн (13 января 1918 — 8 июля 2011) — немецкий Люфтваффе -истребитель ас , обладатель Рыцарского креста Железного креста — высшей награды в вооруженных силах и военизированных формированиях нацистской Германии во время Второй мировой войны. На счету Хоффмана 51 воздушная победа, 50 из них ночью, совершённая в 192 боевых вылетах. [ Примечание 1 ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Хоффман родился 13 января 1918 года в Штеттине , современный Щецин в Западно-Поморском воеводстве в Польше, в то время в Померанской провинции Германской империи . Он был единственным ребенком Вальтера, инженера-кораблестроителя, и Гертруды Хоффманн. [ 1 ] В 1924 году Хоффманн начал обучение в Volksschule начальной школе в Штеттине. Год спустя семья переехала в Берлин , поселившись в Вильмерсдорфе . Там в 1928 году он посещал гимназию , среднюю школу . [ 2 ]
Хоффманн начал летать на планерах в 1932 году и присоединился к Люфтваффе в декабре 1936 года, обучаясь полетам в Luftkriegsschule 3 (LKS 3 — 3-я воздушная военная школа), Wildpark-West недалеко от Вердера . он был награжден значком пилота, а затем был направлен в 7-й штаб Jagdgeschwader В июне 1938 года 234 (JG 234–234-й истребительный авиаполк), эскадрильи III. Группа . III. Группа JG 234 в конечном итоге была переименована в I. 52 ( Gruppe Zerstörergeschwader ZG 2–52nd Destroyer Wing) в мае 1939 года и была оснащена новыми Messerschmitt Bf 110 тяжелыми истребителями .
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война в Европе началась в пятницу 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу . Хоффманн был приписан к 4. Staffel из Zerstörergeschwader 2 (ZG 2 — 2-е крыло эсминцев) в начале 1940 года и участвовал в битве за Францию . Он одержал свою первую воздушную победу на Королевских ВВС (RAF) истребителе Hawker Hurricane над Дюнкерком 24 мая 1940 года. [ 3 ] В тот день он также сбил летного офицера Питера Казенова на своем Supermarine Spitfire из 92-й эскадрильи . 19 июня он попал под обстрел с земли во время штурмовой атаки на французские войска, но вернулся на свой аэродром. Хоффманн получил травму левого локтя, и ему потребовались недели выздоровления. [ 3 ]
В июле 1940 года Хоффманн был переведен в Ergänzungs-Zerstörergruppe Værløse инструктором в звании оберлейтенанта и назначен Staffelkapitän (командиром эскадрильи). Он оставался в части до 3 августа 1941 года, когда часть была расформирована. Затем он прошел переподготовку в качестве летчика ночного истребителя. [ 3 ]
Карьера ночного бойца
[ редактировать ]
После воздушной битвы в Гельголандской бухте в 1939 году атаки Королевских ВВС перешли под покров тьмы, положив начало кампании по защите Рейха . [ 4 ] К середине 1940 года генерал-майор (бригадный генерал) Йозеф Каммхубер создал ночную систему ПВО, получившую название «Линия Каммхубера» . Он состоял из ряда секторов управления, оснащенных радарами и прожекторами , и связанного с ними ночного истребителя. Каждый сектор, называемый Химмельбетт (кровать с навесом), должен был направлять ночной истребитель в зону видимости бомбардировщиков-мишеней. В 1941 году Люфтваффе начало оснащать ночные истребители бортовыми радарами, такими как Лихтенштейна радар . Этот бортовой радар начал широко использоваться только в начале 1942 года. [ 5 ]
Хоффманн был назначен штабфелькапитаном 5-го штабеля (3-3-й полк Nachtjagdgeschwader 3 ночных истребителей NJG), базировавшегося в Шлезвиге. В ночь с 25 на 26 июня 1942 года Хоффманн сбил два двухмоторных бомбардировщика во время налета 1000 бомбардировщиков на Бремен . 11 февраля 1943 года Хоффманн был назначен штабфель-капитаном 4-го штаба (5-5-й ночной истребительный авиаполк Nachtjagdgeschwader 5 NJG).
командир группы
[ редактировать ]Затем Хоффманн служил в I./NJG 1, базирующемся в Синт-Трюйдене , Сен-Трон, во французском произношении. 4 июля 1943 года он был назначен группенкоммандером (командиром группы) I. группы NJG 5, сменив гауптмана Зигфрида Вандама. на этом посту [ 6 ]
15 ноября Хоффманн был награжден Немецким крестом в золоте ( Deutsches Kreuz in Gold ) за 15 побед, а к концу 1943 года общее количество побед составило 18. 20 января 1944 года Хоффманну пришлось выпрыгнуть с парашютом над Берлином, когда его самолет был поврежден. ответным огнем британских ВВС «Ланкастер». В ночь с 28 на 29 января он сбил три бомбардировщика «Галифакс», совершавшие налет на Берлин, и заявил, что следующей ночью были сбиты два бомбардировщика «Ланкастер».
Хоффманн был награжден Рыцарским крестом Железного креста 31 победу. за 4 мая 1944 года [ 7 ] 29 июня Хоффманн сбил четырехмоторный бомбардировщик, но снова выпрыгнул, когда его самолет получил попадания от оборонительного огня бомбардировщика. В ночь с 7 на 8 июля он сбил три бомбардировщика Королевских ВВС. В конце июля 1944 года I./NJG 5 был выведен в Стендаль для переоборудования на Ju 88 G-6. Направленный в Восточную Пруссию, Хоффманн одержал четыре победы над советскими самолетами в районе Либавы в декабре 1944 года.
К началу 1945 года на счету Хоффмана было 44 победы. После советского наступления 12 января 1945 года майор Хоффманн провел штурмовые операции против сухопутных войск. В 1945 году Хоффманн одержал еще семь побед. В ночь с 16 на 17 марта 1945 года Хоффманн одержал три победы в воздухе, но сам был сбит. Его первое заявление - бомбардировщик «Ланкастер» - был сбит к юго-западу от Швебиш-Халла, бомбардировщик «Галифакс» был уничтожен недалеко от Ансбаха, а бомбардировщик «Ланкастер» был заявлен к востоку от Ансбаха. Около Нюрнберга его Ju 88 G-6 подвергся атаке № 239-й эскадрильи De Havilland Mosquito ночного истребителя , которым пилотировали командир эскадрильи Деннис Хьюз и лейтенант Дики Перкс. Вся его команда, спасшаяся с парашютом, а Хоффманн получил серьезные ушибы в груди. [ 8 ]
1 мая 1945 года Хоффман присоединился к 7./NJG 3, базировавшейся в Хузуме . Гофман был представлен к Рыцарскому кресту Железного креста с дубовыми листьями ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub ), вручение так и не состоялось. [ 9 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После трех месяцев интернирования в лагере для военнопленных в Виделе Хоффманн был освобожден. [ 7 ] После войны он изучал фармацевтическое дело и открыл амбулаторию в Госларе . в Бремене наняла Хоффманна В 1957 году компания Hoechst AG на должность консультанта.
Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]На счету Хоффмана 52 победы в воздухе, 51 из которых — ночью, в 192 боевых вылетах. Он одержал четыре ночные воздушные победы на Восточном фронте . [ 9 ] Форман, Парри и Мэтьюз, авторы книги «Заявления о ночных истребителях Люфтваффе 1939–1945» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о 51 заявлении о ночной победе. [ 10 ] Мэтьюз и Форман также опубликовали «Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах» , в которых перечислили Хоффмана с 51 заявлением, в том числе одним как пилотом «Церстёрера» днем, а также еще одним неподтвержденным заявлением, также днем. [ 11 ]
В некоторых случаях победы в воздухе фиксировались и фиксировались в Planquadrat (PQ — сетка). Карта-сетка Люфтваффе ( Jägermeldenetz ) состояла из прямоугольников размером 15 минут широты и 30 минут долготы , площадь около 360 квадратных миль (930 км2). 2 ). [ 12 ] [ 13 ]
Хроника воздушных побед | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Это и - (тире) указывают на неочевидные заявления о победе в воздухе, за которые Хоффманн не получил должного признания.
Это и ? (знак вопроса) указывает на расхождения в информации, перечисленные в «Заявках о ночных истребителях Люфтваффе 1939–1945 годов» , но не в «Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» .
| ||||||
Требовать (общий) |
Требовать (ночной) |
Дата | Время | Тип | Расположение | Серийный номер/номер эскадрильи. |
– 1-я эскадрилья эсминцев 52-й эскадрильи – [ 3 ] | ||||||
—
|
24 мая 1940 г. | —
|
Ураган | Дюнкерк [ 3 ] | ||
1 | 24 мая 1940 г. | 20:30 | Спитфайр | Дюнкерк [ 3 ] | ||
– 5. Штаффель или Нахтьягдгешвадер 3 – [ 3 ] | ||||||
2 | 1 | 26 июня 1942 г. | 02:26 | Хадсон | 6 км (3,7 миль) к юго-востоку от Хайде [ 14 ] | |
3 | 2 | 26 июня 1942 г. | 03:24 | Уитли | 6 км (3,7 миль) к северу от Бюсума [ 14 ] | |
– 4. Штаффель или Нахтьягдгешвадер 5 – [ 3 ] | ||||||
4 | 3 | 21 апреля 1943 г. | 00:45 | Галифакс | 1,5 км (0,93 мили) к востоку от Эггесина [ 15 ] | Halifax JB912 / № 419 бомбардировочной эскадрильи RCAF [ 16 ] |
5 | 4 | 21 апреля 1943 г. | 00:50 | Галифакс | 500 м (550 ярдов) к югу от Гут- Боркума [ 15 ] | Halifax JB804 / 77-я эскадрилья RAF [ 17 ] |
6? [ Примечание 2 ] | 30 мая 1943 г. | 01:45 | Галифакс [ 3 ] | |||
—
|
5 | 25 июня 1943 г. | 01:21 | Ланкастер | 3 км (1,9 миль) к юго-западу от Эркеленца [ 19 ] | |
7 | 6 | 25 июня 1943 г. | 01:24? [ Примечание 3 ] | Ланкастер | ПК 6278 [ 19 ] возле Эркеленца |
Lancaster ED858 / 156-я эскадрилья RAF [ 21 ] |
8 | 7 | 25 июня 1943 г. | 01:54 | Веллингтон | 1 км (0,62 мили) к югу от Бразеля [ 22 ] | Веллингтон HF594 / № 166-й эскадрильи RAF [ 23 ] |
9 | 8 | 29 июня 1943 г. | 02:18 | Стерлинг | 3 км (1,9 миль) к северо-западу от Ломмеля [ 24 ] окрестности Леопольдсбурга |
Stirling BK694 / 15-я эскадрилья RAF [ 25 ] |
– Штаб I. Группа 5- й ночной истребительной эскадрильи – | ||||||
10 | 9 | 4 сентября 1943 г. | 00:32 | Ланкастер | центр Берлина [ 26 ] | |
11 | 10 | 7 сентября 1943 г. | 00:24 | четырехмоторный бомбардировщик | к востоку от Мюнхена [ 27 ] | |
12 | 11 | 7 сентября 1943 г. | 00:45 | Ланкастер | к югу от Мюнхена [ 27 ] | Halifax HR943 / 158-я эскадрилья RAF [ 28 ] |
13 | 12 | 27 сентября 1943 г. | 23:18 | Ланкастер | Ганновер [ 29 ] | Ланкастер JA704 /Нет. 166-я эскадрилья Королевских ВВС [ 30 ] |
14 | 13 | 18 октября 1943 г. | 20:25 | Галифакс | 5–10 км (3,1–6,2 миль) к северо-востоку от Ганновера. [ 31 ] | Ланкастер ED499 / 9-я эскадрилья RAF [ 32 ] |
15 | 14 | 22 октября 1943 г. | 21:14 | Ланкастер | 35 км (22 миль) к северу от Касселя [ 33 ] | |
16 | 15 | 22 октября 1943 г. | 21:32 | Ланкастер | Бюкебург [ 34 ] | |
17 | 16 | 23 ноября 1943 г. | 20:08 | Ланкастер | к юго-западу от Берлина [ 35 ] | Ланкастер JB223 /Нет. 156-я эскадрилья Королевских ВВС [ 36 ] |
18 | 17 | 2 декабря 1943 г. | 20:23 | Ланкастер | Берлин [ 37 ] | |
19 | 18 | 2 декабря 1943 г. | 20:34 | Ланкастер | Берлин [ 38 ] | |
20 | 19 | 2 января 1944 г. | 03:06 | Ланкастер | Берлин [ 39 ] | Lancaster JB703 / 156-я эскадрилья RAF [ 40 ] [ Примечание 4 ] |
21 | 20 | 20 января 1944 г. | 19:20 | Ланкастер | 20 км (12 миль) к северо-северо-востоку от Ратенова [ 41 ] | |
22 | 21 | 29 января 1944 г. | 03:12 | Галифакс | 5 км (3,1 мили) к северу от Нойруппина [ 42 ] | |
23 | 22 | 29 января 1944 г. | 03:27 | Галифакс | 25 км (16 миль) к северо-востоку от Берлина [ 42 ] | |
24 | 23 | 29 января 1944 г. | 03:55 | Галифакс | 25 км (16 миль) к северо-востоку от Берлина [ 43 ] | |
25 | 24 | 30 января 1944 г. | 20:15 | Ланкастер | центр Берлина [ 43 ] | |
26 | 25 | 30 января 1944 г. | 20:35 | Ланкастер | центр Берлина [ 43 ] | |
27 | 26 | 15 февраля 1944 г. | 20:48 | Галифакс | 40 км (25 миль) к северо-западу от Ростока [ 44 ] | |
28 | 27 | 20 февраля 1944 г. | 02:51 | Ланкастер | 25 км (16 миль) к востоку от Брауншвейга [ 44 ] | |
29 | 28 | 20 февраля 1944 г. | 03:17 | Галифакс | окрестности Стендаля [ 45 ] | Галифакс LV816 / 78-я эскадрилья RAF [ 46 ] |
30 | 29 | 4 мая 1944 г. | 00:36 | Ланкастер | 15–20 км (9,3–12,4 миль) к югу от Майи-ле-Камп. [ 47 ] | Ланкастер LL743 /Нет. 166-я эскадрилья Королевских ВВС [ 48 ] |
31 | 30 | 4 мая 1944 г. | 00:36 | Ланкастер | 15–20 км (9,3–12,4 миль) к югу от Майи-ле-Камп. [ 47 ] | |
32 | 31 | 3 июня 1944 г. | 01:24 | четырехмоторный бомбардировщик | к югу от Эльбефа [ 49 ] | |
33 | 32 | 28 июня 1944 г. | 03:50 | Галифакс | к северо-западу от Реймса [ 50 ] | |
34 | 33 | 29 июня 1944 г. | 00:58 | Галифакс | к северо-западу от Реймса [ 50 ] | Lancaster PA980 / 405-я эскадрилья RCAF [ 51 ] |
35 | 34 | 8 июля 1944 г. | 01:31 | Ланкастер | к югу от Жизора [ 52 ] | |
36 | 35 | 8 июля 1944 г. | 01:40 | Ланкастер | 3 км (1,9 миль) к северу от Фукармона [ 52 ] | |
37 | 36 | 8 июля 1944 г. | 01:50 | Ланкастер | к юго-востоку от Дьеппа [ 52 ] | |
38 | 37 | 13 июля 1944 г. | 02:12 | Ланкастер | 10 км (6,2 миль) к западу от Нефшато [ 53 ] | |
39 | 38 | 13 июля 1944 г. | 02:18 | Ланкастер | 10 км (6,2 миль) к юго-востоку от Жоинвили [ 53 ] | |
40 | 39 | 15 июля 1944 г. | 02:10 | Ланкастер | 5 км (3,1 мили) к востоку от Тоннанса [ 54 ] | |
41 | 30 августа 1944 г. | 01:37 | Ланкастер | 25 км (16 миль) к северо-западу от Кенигсберга [ 55 ] | ||
42 | 41 | 14 декабря 1944 г. | 16:54 | ДБ-3 [ 56 ] | окрестности Либавы | |
43 | 42 | 20 декабря 1944 г. | 17:19 | ПС-84 | к востоку от Либавы [ 56 ] | |
44 | 43 | 20 декабря 1944 г. | 18:09 | ДБ-3 | к востоку от Либавы [ 56 ] | |
45 | 44 | 20 декабря 1944 г. | 18:28 | ДБ-3 | к востоку от Либавы [ 56 ] | |
46 | 45 | 6 января 1945 г. | 21:12 | Галифакс | Гданьский залив [ 57 ] | Галифакс PB637 / № 103-й эскадрильи RAF |
47 | 46 | 14 февраля 1945 г. | 21:58 | Б-17 | к юго-западу от Бад-Киссингена [ 58 ] | |
48 | 47 | 14 февраля 1945 г. | 22:11 | Ланкастер | к юго-западу от Бад-Киссингена [ 58 ] | |
49 | 48 | 16 марта 1945 г. | 21:18 | Ланкастер | к юго-западу от Швебиш-Халле [ 59 ] | |
50 | 49 | 16 марта 1945 г. | 21:26 | Ланкастер | Ансбах [ 59 ] | |
51 | 50 | 16 марта 1945 г. | 21:30 | Ланкастер | к востоку от Ансбаха [ 59 ] | |
51 | 8 апреля 1945 г. | 23:00 | Ланкастер | Вайсенфельс [ 60 ] |
Награды
[ редактировать ]- Значок авиатора (2 июня 1938 г.)
- Железный крест (1939)
- Передняя летающая застежка Люфтваффе для пилотов ночных истребителей
- Немецкий крест в золоте 15 ноября 1943 года с I./ Nachtjagdgeschwader 5. [ 64 ]
- Почетный кубок Люфтваффе 28 гауптмана февраля 1944 года в должности и пилота. [ 65 ]
- Рыцарский крест Железного креста 4 мая 1944 года в звании гауптмана и группенкоммандера I./ Nachtjagdgeschwader 5. [ 66 ] [ 67 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Список асов ночных истребителей Люфтваффе см. в списке асов немецких ночных истребителей времен Второй мировой войны .
- ↑ Это утверждение указано в книге « Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , но не в книге «Заявления о ночных истребителях Люфтваффе 1939–1945» . [ 3 ] [ 18 ]
- ↑ По данным Luftwaffe Aces — Биографии и заявления о победах , 01:54. [ 20 ]
- ^ По данным Aviation Safety Network , потенциально заявленным гауптманом Вальтером Борхерсом . [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уильямс 2011 , стр. 89, 91.
- ^ Уильямс 2011 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 539.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 9.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 27.
- ^ Адерс 1978 , с. 229.
- ^ Jump up to: а б Боуман 2016 , с. 223.
- ^ Боуман 2016 , стр. 222–223.
- ^ Jump up to: а б Обермайер 1989 , с. 135.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 48–246.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 539–540.
- ^ Хинчлифф 1999 , с. 208.
- ^ Планквадрат .
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 76.
- ^ Галифакс JB912 .
- ^ Галифакс JB804 .
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 83–84.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 89.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , с. 389.
- ^ Ланкастер ED858 .
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 90.
- ^ Веллингтон HF594 .
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 91.
- ^ Стирлинг BK694 .
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 110.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 112.
- ^ Галифакс HR943 .
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 117.
- ^ Ланкастер JA704 .
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 123.
- ^ Ланкастер ED499 .
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 124.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 125.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 129.
- ^ Ланкастер JB223 .
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 130.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 131.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 137.
- ^ Jump up to: а б Ланкастер JB703 .
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 141.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 148.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 149.
- ^ Галифакс LV816 .
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 174.
- ^ Ланкастер LL743 .
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 181.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 194.
- ^ Ланкастер PA980 .
- ^ Jump up to: а б с Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 199.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 200.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 201.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 213.
- ^ Jump up to: а б с д Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 226.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 229.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 235.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 243.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 246.
- ^ Уильямс 2011 , с. 97.
- ^ Уильямс 2011 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б с Уильямс 2011 , с. 211.
- ^ Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 192.
- ^ Патцвалл 2008 , с. 103.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 192.
- ^ Шерцер 2007 , с. 399.
Библиография
[ редактировать ]- Адерс, Гебхард (1978). История немецких ночных истребителей, 1917–1945 гг . Лондон: Джейнс. ISBN 978-0-354-01247-8 .
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] . «Веб-сайт Бергстрема Черного Креста / Красной Звезды» . Идентификация Планквадрата Люфтваффе . Проверено 7 декабря 2018 г.
- Боуман, Мартин (2016). Немецкие ночные истребители против бомбардировочного командования, 1943–1945 гг . Барнсли, Южный Йоркшир: Авиация «Перо и меч» . ISBN 978-1-4738-4979-2 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 гг. — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех родов частей Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форман, Джон; Парри, Саймон; Мэтьюз, Йоханнес (2004). Заявления Люфтваффе о ночных истребителях 1939–1945 гг . Уолтон на Темзе, Великобритания: Красный коршун. ISBN 978-0-9538061-4-0 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 2 G – L. Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-19-6 .
- Хинчлифф, Питер (1999). Шнауфер: Бубновый туз . Порт Бримскомб, Великобритания: Tempus. ISBN 978-0-7524-1690-8 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Патцвалл, Клаус Д. (2008). за выдающиеся достижения в Почетный кубок воздушной войне (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-08-3 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, ВВС, Кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных войск с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Уильямс, Дэвид П. (2011). Охотники Рейха: Ночные бойцы . Глостер: Заклинание. ISBN 978-0-7524-5961-5 .
- Описание аварии Halifax HR943 в Сети авиационной безопасности . Проверено 28 сентября 2022 г.
- Описание аварии Halifax JB804 в Сети авиационной безопасности . Проверено 28 сентября 2022 г.
- Описание аварии Halifax JB912 в Сети авиационной безопасности . Проверено 28 сентября 2022 г.
- Описание аварии Halifax LV816 в Сети авиационной безопасности . Проверено 28 сентября 2022 г.
- Описание аварии Lancaster ED499 в Сети авиационной безопасности . Проверено 28 сентября 2022 г.
- Описание аварии Lancaster ED858 в Сети авиационной безопасности . Проверено 28 сентября 2022 г.
- Описание аварии Lancaster JA704 в Сети авиационной безопасности . Проверено 28 сентября 2022 г.
- Описание аварии Lancaster JB223 в Сети авиационной безопасности . Проверено 28 сентября 2022 г.
- Описание аварии Lancaster JB703 в Сети авиационной безопасности . Проверено 27 сентября 2022 г.
- Описание аварии Lancaster LL743 в Сети авиационной безопасности . Проверено 28 сентября 2022 г.
- Описание аварии Lancaster PA980 в Сети авиационной безопасности . Проверено 28 сентября 2022 г.
- Описание аварии Stirling BK694 в сети Aviation Safety Network . Проверено 27 сентября 2022 г.
- Описание аварии Wellington HF594 в Сети авиационной безопасности . Проверено 27 сентября 2022 г.
- 1918 рождений
- смертей в 2011 г.
- Военнослужащие из Щецина
- Военнослужащие из Померании
- Пилоты ВВС
- Немецкие летающие асы времен Второй мировой войны
- Кавалеры Золотого Немецкого креста
- Кавалеры Рыцарского креста Железного креста
- Немецкие военнопленные во Второй мировой войне, удерживаемые Соединенным Королевством