Густав Франси
Густав Франси | |
---|---|
Рожденный | 4 ноября 1914 г. Гирсвальде, современная часть Услара , Германская империя. |
Умер | 6 октября 1961 г. Каталония , Испания | ( 46 лет
Верность | ![]() |
Услуга/ | ВВС |
Лет службы | ?–1945 |
Классифицировать | Лейтенант (младший лейтенант) |
Единица | Нью-Джерси 100 |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Рыцарский крест Железного креста |
Густав-Эдуард Франси (4 ноября 1914 — 6 октября 1961) — немецкий ас-истребитель , летавший и сражавшийся во Второй мировой войне .
Франси первоначально летал пилотом бомбардировщика в Люфтваффе и был переведен в отряд ночных истребителей в конце 1941 года. Он служил в Nachtjagdgeschwader 100 ( NJG 100 — Night Fighter Wing 100) и одержал 56 воздушных побед, 49 из которых на Восточном фронте. . [ 1 ] [ Примечание 1 ]
Совершил более 250 боевых вылетов и был награжден Рыцарским крестом Железного креста . [ 2 ] Послужной список Франси уникален в Люфтваффе, поскольку он был ведущим асом ночных истребителей на Восточном фронте. [ 3 ] Несмотря на свой высокий результат, он остается лишь тринадцатым в списке самых успешных немецких асов-ночных истребителей. [ 4 ]
Франси пережил войну, но не вернулся в вооруженные силы. 6 октября 1961 года он умер у побережья Испании недалеко от Сан-Фелиу-де-Гишольс, пытаясь спасти тонущую невесту. [ 2 ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Франси родился 4 ноября 1914 года в Гирсвальде, современной части Услара , в то время деревни в составе Германской империи во время Первой мировой войны . [ 2 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Франси совершил более 100 боевых вылетов в качестве пилота бомбардировщика в составе 2. Staffel (2-й эскадрильи) Kampfgeschwader 40 (KG 40–40-го бомбардировочного крыла) в Норвежской кампании против Нарвика и в битве за Британию . [ 2 ] В конце 1941 года он был переведен в отряд ночных истребителей, где провел почти годы, инструктируя и выполняя второстепенные функции. Франси был направлен в 1-й штаб (100-100-й ночной истребительный авиаполк Nachtjagdgeschwader 100 NJG), действовавший на Восточном фронте . [ 2 ] Франси присоединился к отряду в конце 1943 года. [ 3 ]
Восточный фронт
[ редактировать ]NJG 100 был создан 1 августа 1943 года для отражения угрозы ночных операций Красной ВВС на Восточном фронте. [ 5 ] 1-я эскадрилья была сформирована из 12./Nachjagdgeschwader 5. 1 -я эскадрилья первоначально была придана Luft Flotte 6 (6-й воздушный флот) для поддержки группы армий «Центр» . [ 6 ] Для дальнейшего расширения гешвадера 10./NJG 5 был преобразован в 2./NJG 100 и присоединен к Luftflotte 4 (Воздушный флот 4) для поддержки группы армий «Север» . [ 6 ] В декабре были представлены еще два Staffeln ; 3-й и 4-й штабы также были прикреплены к 6-му люфтфлоту . Они оставались в центральном секторе до тех пор, пока в декабре 2-й штаб не перешел для поддержки группы армий «Юг» , и ему было поручено защищать Румынию , в частности Бухарест . NJG 100 также действовала из Фокшани , Бузэу , Отопень , Зилиште , пока страна не была захвачена Красной Армией . [ 6 ] Самой маленькой оперативной единицей NJG 100 был schäwrme (две пары по два самолета). Это стало результатом обширного развертывания сил ночных истребителей Восточного фронта. [ 7 ] Каждая schäwrme представляла собой небольшой штабель (эскадрилью), размер которого составлял примерно четверть размера стандартного подразделения. Недостаток численного состава компенсировался использованием « Химмельбетта» (системы защиты навеса, составившей линию Каммхубера ), состоящей из передвижной радиолокационной станции «Фрейя» . Хотя подразделениям Восточного фронта Германии часто не хватало бортовых радаров , им помогал наземный радиолокационный диспетчер. Франси и 2 штабеля базировались в Сталино и Полтаве . Ожидалось, что разрыв между небольшими подразделениями составит примерно 1000 километров (620 миль) в длину. [ 8 ]
Франси одержал свою первую воздушную победу в ночь с 4 на 5 марта 1944 года. В 18:14 о местоположении сообщалось просто как « Россия ». Франси записал советский самолет как Ильюшин ДБ-3 средний бомбардировщик . [ 9 ] Вторая победа была зафиксирована в 00:07 1 апреля 1944 года над Поликарповым По-2 (У-2). [ 10 ] Франси одержал свою четвертую победу в тот же день, когда в тот же вечер, в ночь на 1/2 апреля 1944 года, в 22:05 и 22:18 он сбил два самолета U-2. [ 11 ] Он стал ночным асом 5 апреля, сбив U-2 в 01:54. [ 11 ] На следующую ночь, вечером того же дня, он забрал U-2 в 21:09 и Поликарпова R-5 в 21:57. [ 11 ] В 21:57 Франси одержал свою восьмую победу – еще одну R-5. [ 3 ] В ночь с 20 на 21 апреля 1944 года Франши пережил свою самую успешную ночь на сегодняшний день. Между 22:24 и 23:42 он сбил два U-2 и Р-5. [ 12 ] Еще две победы 28/29 апреля в 22:00 и 22:30 стали единственными претензиями, поданными той ночью. Вечером 30 апреля Франси оформил еще один хет-трик с 21:26 по 22:30. В претензии входили два U-2 и R-5. Последний советский самолет стал его 16-й победой. [ 13 ]
В период с мая по июль 1944 года в составе NJG 100 произошло много изменений. 2. Штаффель оставался на юге, пока не был переименован в 4. Штаффель и был отправлен на север для действий над Латвией , Финляндией и Балтийским морем с главной базы в Лаксберге, Таллинн. , Эстония , под командованием Luftflotte 1 (Воздушный флот 1) и прикреплен к NJG 201 в Риге . Затем его отправили обратно для поддержки группы армий «Юг». ночных истребительных операциях над Польшей и Венгрией и закончил войну в Винер-Нойштадте под оперативным командованием III./Nachtjagdgeschwader Nachtjagdgeschwader 6 , который сам был оперативным отрядом Он участвовал в 101 . [ 14 ]
С 7 июня по 31 августа NJG 100 перемещался по Восточному фронту и действовал с различных баз в разных секторах. [ 15 ] В июне 1944 года Красная Армия начала операцию «Багратион» . Советская авиация активизировала свои действия в ночное время, одновременно высаживая партизан в тылу с помощью самолетов У-2 и Р-5. Перед началом наступления Франши перехватил U-2 и R-5 в ночь с 17 на 18 июня 1944 года и захватил их в 22:44 и 23:23. [ 16 ] К этому моменту у Франси работал 1 штатный сотрудник . [ 16 ] Подразделение действовало с аэродромов в Пинске и Бобруйске . [ 6 ] 21 июня в 00:27 он сбил американский самолет Douglas A-20 Havoc . [ 16 ] Вечером 25 июня он захватил U-2 в 22:36 и еще в 30 км северо-восточнее Пинска Белорусской ССР . Франси заявил еще один в 01:38 к северо-востоку от Пинска. [ 17 ]
NJG 100 числится в боевом порядке Luftflotte 6 на 26 июня 1944 года. Он был приписан к ягдабшниттфюреру 6 (руководителю 6-й истребительной секции) в Барановичах . [ 18 ] 4./NJG 100 базировалась в Пуковичи под тем же командованием. [ 18 ] 28 июня к северу от Барановичей он сбил Consolidated B-24 Liberator в 00:33, а затем еще один B-24 в 00:45. В 00:12 29 июня Франси одержал свою 25-ю победу на Ил-4 . Франси одержал свою 26-ю победу за сутки, одержав еще один Дуглас А-20 в 23:29. [ 19 ] Франси продолжил свой успех летом, на его счету еще один Ил-4 в 00:28 1 июля, еще три 5 июля в 23:01, 23:08 и 23:16, один в 00:00 8/9 июля. , один в 23:48 14 июля. [ 20 ]
Варшавский воздушный транспорт
[ редактировать ]Когда немецкий фронт рухнул после Багратиона, Польская Армия Крайова начала Варшавское восстание в надежде освободить город. под командованием коммодора 205-я группа Королевских ВВС (RAF) RAF авиации Джона Герберта Томаса Симпсона выполняла миссии по снабжению для поддержки поляков. Британцы привлекли 1568-ю польскую эскадрилью СД , 148-ю , 178-ю и 624-ю эскадрилью RAF к операции предоставило ВВС ЮАР . 2-е крыло 31-ю эскадрилью и 34-ю эскадрилью SAAF . NJG 100 осуществлял перехват этих операций по поставкам. С 13 по 16 августа 1944 года было сбито 17 самолетов, а всего британские части потеряли 31 самолет. [ 21 ] немецкие пилоты ночных истребителей уничтожили 11 самолетов над Польшей и Восточной Европой . До ночи с 16 на 17 августа [ 22 ]
Франси был единственным немецким летчиком ночного истребителя, одержавшим победу 14/15 августа 1944 года, когда он уничтожил три (ошибочно опознанных) бомбардировщика Авро Ланкастер в 00:28, 01:38 и 01:54 над Варшавой . [ 23 ] В эту ночь Королевские ВВС потеряли только три самолета, все B-24 из 178-й эскадрильи Королевских ВВС . Лейтенант полета Эдвин Чарльз Тайер, на B-24, код RG873 Q, лейтенант Ральф Лоуренс Лоусон, код KG828 F (командировавший на борт членов SAAF), [ 24 ] и летный сержант Мюррей Александр Бакстер EW264 , код X. [ 25 ]
В ночь с 16 на 17 августа Франси предъявил еще четыре заявления; Хэндли -Пейдж Галифакс над Опочно в 23:53, еще один в Бочине, Ланкастер в Тарнуве в 01:50 и еще один Ланкастер в 02:18 над Пшемыслем . [ 26 ] Только оберфельдфебель Франци Гельмут Дамс из штаба одержал еще одну победу над Польшей той ночью в 02:27 возле Кракова на юге. Успех Франси увеличил его счет до 39 уничтоженных самолетов противника. [ 26 ] Среди наиболее заметных потерь британских ВВС в ту ночь был командир эскадрильи , командир 178-й эскадрильи Дж. П. Ливерсидж RAAF , погибший во время полета на B-24 KG933 . Трое членов его экипажа попали в плен , двое погибли. [ 25 ] В эту ночь 31-я эскадрилья SAAF потеряла пять бомбардировщиков. B-24 Liberators, которыми управляли капитан Леонард Чарльз Аллен, капитан Гордон Лори, лейтенант Аллен Джон Макиннес, лейтенант Энтони Джеймс Манро ( EV941 , код Q) и майор Изак Йоханнес Мейер Одендал, погибли. Одендал погиб, когда его «Освободитель» взорвался в воздухе. Лори погиб, когда его бомбардировщик EW161 , код W, загорелся после того, как его сбил ночной истребитель. [ 27 ] Франши был награжден Немецким крестом в золоте сентября 10 за 39 побед. [ 28 ] В том же месяце он одержал единственную победу 22/23 сентября 1944 года - свою 40-ю победу - на Ил-4 в 01:10. Местоположение неизвестно. [ 29 ]
Защита Рейха
[ редактировать ]К ноябрю 1944 года I./NJG 100 двинулся на север, в Проверен недалеко от Кенигсберга , Восточная Пруссия . 1. Штаффель остался возле Хоэнзальца . [ 30 ] 29 октября 1944 года Франси был награжден Рыцарским крестом Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ), сбив 40 бомбардировщиков. [ 31 ]
Франси забрал еще один Ил-4 в неизвестном месте и в неизвестное время в ночь с 14 на 15 декабря 1944 года. [ 32 ] I./NJG 100 также совершали полеты 20–21 декабря. Его коллега-пилот ночного истребителя Гюнтер Бертрам одержал на счету трех Ил-4 свою 29-ю из 35 ночных побед. Хельмут Дамс также одержал свои 15-ю и 16-ю победы. Лейтнант Франси этой ночью достиг своего 42-го места на Ил-4, но время и место этого подразделения не зафиксировано. [ 32 ] 14/15 января 1945 года Франси одержал свою 43-ю победу в неизвестное время и в неизвестном месте. Пилот I./NJG 100, оберлейтенант Клаус Шеер, базировавшийся неподалеку, в ту ночь одержал над Олитой 22 победы. [ 33 ]
15/16 февраля 1945 года Ил-4 одержал 44-ю победу, еще одну в ночь с 24 на 25, а еще два успеха против этого самолета довели его общее количество до 47 воздушных побед в ночь с 9 на 8. Март 1945 г. Ил-4 снова стал самолетом, одержавшим 48-ю и 49-ю победу 18/19 марта. Два Ил-4 21/22 марта, три 27/28 марта и два 17/18 апреля 1945 года довели его счет до 56. Франси заявил, что еще два Ил-4, сбитые 24/25 апреля 1945 года, стали его 57-м и 58-я победа, но они, возможно, не были подтверждены. Это были его последние успехи в войне. [ 34 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам американского историка Дэвида Т. Забекки , Франси одержал 56 воздушных побед. [ 35 ] Форман, Парри и Мэтьюз, авторы книги «Заявления о ночных истребителях Люфтваффе 1939–1945» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о 58 заявлениях о ночных победах. [ 36 ] Мэтьюз и Форман также опубликовали «Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , в которых Франси перечислил 60 заявлений. Две претензии от 11/12 марта 1945 года не включены в «Заявки на ночные истребители Люфтваффе за 1939–1945 годы» . [ 37 ]
Хроника воздушных побед | ||||
---|---|---|---|---|
Это и ! (восклицательный знак) указывает на воздушные победы, перечисленные в книге «Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , но не в «Заявках о ночных истребителях Люфтваффе 1939–1945» .
Это и ? (знак вопроса) указывает на неточности в информации, перечисленные в «Заявках о ночных истребителях Люфтваффе 1939–1945 гг.» , но не в «Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» .
| ||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение |
– I. Группа 100-й эскадрильи ночных истребителей – [ 38 ] | ||||
1 | 4 марта 1944 г. | 18:14 | ДБ-3 [ 9 ] | |
2 | 1 апреля 1944 г. | 00:07 | У-2 [ 10 ] | |
3 | 1 апреля 1944 г. | 22:05 | У-2 | Россия [ 11 ] |
4 | 1 апреля 1944 г. | 22:18 | У-2 | Россия [ 11 ] |
5 | 5 апреля 1944 г. | 01:54 | У-2 | Россия [ 11 ] |
6 апреля 1944 г. | 21:09 | У-2 | Россия [ 11 ] | |
7 | 5 апреля 1944 г. | 21:57 | Р-5 | Россия [ 11 ] |
8 | 14 апреля 1944 г. | 21:27 | Р-5 | Россия [ 12 ] |
9 | 20 апреля 1944 г. | 22:24 | Р-5 | Россия [ 39 ] |
10 | 20 апреля 1944 г. | 23:27 | У-2 | Россия [ 39 ] |
11 | 20 апреля 1944 г. | 23:42 | У-2 | Россия [ 39 ] |
12 | 28 апреля 1944 г. | 22:00 | У-2 | Россия [ 13 ] |
13 | 28 апреля 1944 г. | 22:30 | У-2 | Россия [ 13 ] |
14 | 30 апреля 1944 г. | 21:26 | У-2 | Россия [ 13 ] |
15 | 30 апреля 1944 г. | 21:46 | Р-5 | Россия [ 13 ] |
16 | 30 апреля 1944 г. | 22:30 | У-2 | Россия [ 13 ] |
17 | 17 июня 1944 г. | 22:44 | У-2 | Россия [ 16 ] |
18 | 17 июня 1944 г. | 23:23 | Р-5 | Россия [ 16 ] |
19 | 21 июня 1944 г. | 00:27 | Бостон | Россия [ 16 ] |
20 | 25 июня 1944 г. | 22:36 | У-2 | Россия [ 17 ] |
21 | 25 июня 1944 г. | 22:57 | У-2 | 30 км (19 миль) к северо-востоку от Пинска. [ 17 ] |
22 | 26 июня 1944 г. | 01:38 | У-2 | к северо-востоку от Пинска [ 17 ] |
23 | 28 июня 1944 г. | 00:33 | Б-24 | к северу от Барановичей [ 19 ] |
24 | 28 июня 1944 г. | 00:45 | Б-24 | к северу от Барановичей [ 19 ] |
25 | 29 июня 1944 г. | 00:12 | Ил-4 | Россия [ 19 ] |
26 | 29 июня 1944 г. | 23:29 | Бостон | Россия [ 19 ] |
27 | 1 июля 1944 г. | 00:28 | Ил-4 | Россия [ 40 ] |
28 | 4 июля 1944 г. | 23:01 | Ил-4 | Россия [ 41 ] |
29 | 4 июля 1944 г. | 23:08 | Ил-4 | Россия [ 41 ] |
30 | 4 июля 1944 г. | 23:16 | Ил-4 | Россия [ 41 ] |
31 | 8 июля 1944 г. | 24:00 | Ил-4 | Россия [ 42 ] |
32 | 14 июля 1944 г. | 23:48 | Ил-4 | Россия [ 43 ] |
33 | 15 августа 1944 г. | 00:28 | Ланкастер | Варшава [ 23 ] |
34 | 15 августа 1944 г. | 01:38 | Ланкастер | Варшава [ 23 ] |
35 | 15 августа 1944 г. | 01:54 | Ланкастер | Варшава [ 23 ] |
36 | 16 августа 1944 г. | 23:54 | Галифакс | Опочно [ 23 ] |
37 | 17 августа 1944 г. | 01:18 | Галифакс | Бохня [ 44 ] |
38 | 17 августа 1944 г. | 01:50 | Ланкастер | Тарнув [ 44 ] |
39 | 17 августа 1944 г. | 02:18 | Ланкастер | Промышленность [ 44 ] |
40 | 23 сентября 1944 г. | 01:10 | Ил-4 [ 29 ] | |
41 | 14/15 декабря 1944 г. | —
|
Ил-4 [ 32 ] | |
42 | 20/21 декабря 1944 г. | —
|
Ли-2 (ПС-84) [ 32 ] | |
43 | 14/15 января 1945 года? [ Примечание 2 ] | —
|
Ли-2 (ПС-84) [ 33 ] | Восточный фронт |
44 | 15/16 февраля 1945 г. | —
|
Ил-4 [ 46 ] | Восточный фронт |
45 | 24/25 февраля 1945 года? [ Примечание 3 ] | —
|
Ил-4 [ 47 ] | Восточный фронт |
46 | 8/9 марта 1945 г. | —
|
Ил-4 [ 48 ] | Восточный фронт |
47 | 8/9 марта 1945 г. | —
|
Ил-4 [ 48 ] | Восточный фронт |
48! | 11/12 марта 1945 г. | —
|
Ил-4 [ 45 ] | Восточный фронт |
49! | 11/12 марта 1945 г. | —
|
Ил-4 [ 45 ] | Восточный фронт |
50 | 18/19 марта 1945 г. | —
|
Ил-4 [ 49 ] | Восточный фронт |
51 | 18/19 марта 1945 г. | —
|
Ил-4 [ 50 ] | Восточный фронт |
52 | 21/22 марта 1945 г. | —
|
Ил-4 [ 50 ] | Восточный фронт |
53 | 21/22 марта 1945 г. | —
|
Ил-4 [ 50 ] | Восточный фронт |
54 | 27/28 марта 1945 г. | —
|
Ил-4 [ 51 ] | Восточный фронт |
55 | 27/28 марта 1945 г. | —
|
Ил-4 [ 51 ] | Восточный фронт |
56 | 27/28 марта 1945 г. | —
|
Ил-4 [ 51 ] | Восточный фронт |
57 | 17/18 апреля 1945 г. | —
|
Ил-4 [ 52 ] | Восточный фронт |
58 | 17/18 апреля 1945 г. | —
|
Ил-4 [ 52 ] | Восточный фронт |
59 | 24/25 апреля 1945 г. | —
|
Ил-4 [ 53 ] | Восточный фронт |
60 | 24/25 апреля 1945 г. | —
|
Ил-4 [ 53 ] | Восточный фронт |
Награды
[ редактировать ]- Железный крест (1939 г.) 2-й и 1-й степени.
- Почетный кубок Люфтваффе 21 ( июня 1941 г.) [ 2 ]
- Немецкий крест в золоте 10 сентября 1944 года в должности лейтенанта 1./ Nachtjagdgeschwader 100. [ 28 ]
- Рыцарский крест Железного креста 29 октября 1944 года в должности лейтенанта и пилота I./ Nachtjagdgeschwader 100. [ 31 ] [ Примечание 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Из-за ошибки печати на странице 241 книги Формана заявление Франси от 8/9 марта 1945 года ошибочно считается его 55-й и 56-й победой, хотя на самом деле это были номера 46 и 47. Неправильный подсчет завышает эту цифру на стр. 247 как победы 57 и 58, хотя на самом деле это были 55 и 56. Последнее заявление Франши 24/25 апреля 1945 года считается его 59-й и 60-й победами, когда они были под номерами 58 и 59.
- ^ Согласно заявлениям о ночных истребителях Люфтваффе 1939–1945 гг ., [ 33 ] это заявление датировано 14/15 января 1945 года, а «Асы Люфтваффе - Биографии и заявления о победах» - 15/16 января 1945 года. [ 45 ]
- ^ Согласно заявлениям о ночных истребителях Люфтваффе 1939–1945 гг ., [ 47 ] это заявление датировано 24/25 февраля 1945 года, а «Асы Люфтваффе - Биографии и заявления о победах» - 25/26 февраля 1945 года. [ 45 ]
- ↑ По словам Шерцера, пилота 1./ Nachtjagdgeschwader 100. [ 54 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Адерс 1978 , с. 234.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Обермайер 1989 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 165.
- ^ Скаттс 1998 , с. 88.
- ^ Адерс 1978 , с. 231.
- ^ Jump up to: а б с д Адерс 1978 , с. 282.
- ^ Адерс 1978 , с. 118.
- ^ Адерс 1978 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 172.
- ^ Адерс 1978 , стр. 116, 282.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 184.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 190.
- ^ Jump up to: а б с д Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 193.
- ^ Jump up to: а б Бергстрем 2008 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б с д и Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 194.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 195–196, 200–201.
- ^ Исемонгер 2002 , с. 71.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 208–210.
- ^ Jump up to: а б с д и Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 209.
- ^ Исемонгер 2002 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Херингтон 1963 , с. 331.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 209–210.
- ^ Исемонгер 2002 , с. 69, 203, 226, 231, 237.
- ^ Jump up to: а б Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 218.
- ^ Адерс 1978 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Фелльгибель 2000 , с. 184.
- ^ Jump up to: а б с д Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 230.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 235, 241, 243–248.
- ^ Забецкий 2014 , стр. 1618.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 153–248.
- ^ Мэтьюз и Форман 2014 , стр. 327–329.
- ^ Мэтьюз и Форман 2014 , стр. 327–328.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 167.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 195.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 196.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 200.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 201.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б с д Мэтьюз и Форман 2014 , с. 328.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 235.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 238.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 241.
- ^ Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , стр. 243.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 244.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 245.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 247.
- ^ Jump up to: а б Форман, Парри и Мэтьюз 2004 , с. 248.
- ^ Шерцер 2007 , с. 315.
Библиография
[ редактировать ]- Адерс, Гебхард (1978). История немецких ночных истребителей, 1917–1945 гг . Лондон, Великобритания: Издательство Janes Publishing. ISBN 0-354-01247-9 .
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] (2008). Багратион до Берлина: Последние воздушные бои на Востоке: 1944–1945 гг . Ян Аллан. ISBN 978-1-903223-91-8 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000). Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 гг. — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех частей Вермахта [ Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 гг. — Кавалеры высшая награда Второй мировой войны всех родов войск Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форман, Джон; Парри, Саймон; Мэтьюз, Йоханнес (2004). Заявления Люфтваффе о ночных истребителях 1939–1945 гг . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-0-9538061-4-0 .
- Херингтон, Джон (1963). Воздушная мощь над Европой 1944-1945 гг.; Австралия в войне 1939-1945 годов . Канберра : Австралийский военный мемориал .
- Айсемонгер, Лоуренс (2002). Мужчины, поехавшие в Варшаву . Публикации Свободного мира. ISBN 978-0-95843-884-1 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2014). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 1 A–F . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-18-9 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 года 1939 года из состава армии, авиации, кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзников. Войска с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Скаттс, Джерри (1998). Немецкие ночные истребители-асы Второй мировой войны . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-85532-696-5 .
- Забекки, Дэвид Т. , изд. (2014). Германия в войне: 400 лет военной истории . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . ISBN 978-1-59884-981-3 .