Ганс-Хайнц Аугенштайн
Ганс-Хайнц Аугенштайн | |
---|---|
Рожденный | Pforzheim , Germany | 11 июля 1921 г.
Умер | 7 декабря 1944 г. Мюнстер , Германия | (23 года)
Причина смерти | Убит в бою |
Верность | Нацистская Германия |
Услуга/ | ‹См. Тфд › ВВС |
Классифицировать | Оберлейтенант (первый лейтенант) |
Единица | Нью-Джерси 1 |
Команды | 12./НЖГ 1 |
Битвы/войны | Посмотреть сражения |
Награды | Рыцарский крест Железного креста |
Ханс-Хайнц Аугенштайн (11 июля 1921 — 7 декабря 1944) — немецкий Люфтваффе военный летчик и ас во время Второй мировой войны . Летающий ас или ас-истребитель — это военный летчик , сбивший пять или более самолетов противника в ходе воздушного боя. [ 1 ] Работая пилотом ночного истребителя , на его счету 46 воздушных побед, из которых 45 были на четырехмоторных бомбардировщиках , все из которых заявлены в обороне Рейха . [ 2 ] [ Примечание 1 ]
Аугенштайн родился в Пфорцхайм-Брётцингене и вырос в Веймарской республике и нацистской Германии . Он поступил на военную службу в Люфтваффе и прошел подготовку в качестве пилота ночного истребителя. После летной подготовки в 1942 году его направили в Nachtjagdgeschwader 1 (1-1-й истребительный авиаполк NJG). Летая с этим крылом, Огенштейн одержал свою первую воздушную победу 13/14 мая 1943 года над бомбардировщиком Королевских ВВС . В марте 1944 года он был назначен командиром 12-й эскадрильи (12-я эскадрилья ) NJG 1 и 9 июня 1944 года был награжден Рыцарским крестом Железного креста за 35 заявленных ночных воздушных побед. 7 декабря 1944 года Аугенштайн погиб в бою , когда его сбил ночной истребитель Королевских ВВС недалеко от Мюнстера .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Огенштейн родился 11 июля 1921 года в Пфорцхайм-Брётцингене , в то время в республике Баден Веймарской республики . [ 3 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война в Европе началась в пятницу, 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу . После воздушной битвы в Гельголандской бухте в 1939 году атаки Королевских ВВС (RAF) переместились под покров тьмы, положив начало кампании по обороне Рейха . [ 4 ] К середине 1940 года генерал-майор (бригадный генерал) Йозеф Каммхубер создал ночную систему ПВО, получившую название «Линия Каммхубера» . Он состоял из ряда секторов управления, оснащенных радарами и прожекторами , и связанного с ними ночного истребителя. Каждый сектор, называемый Химмельбетт (кровать с навесом), должен был направлять ночной истребитель в зону видимости бомбардировщиков-мишеней. В 1941 году Люфтваффе начало оснащать ночные истребители бортовыми радарами, такими как Лихтенштейна радар . Этот бортовой радар начал широко использоваться только в начале 1942 года. [ 5 ]
Карьера ночного бойца
[ редактировать ]Впервые Огенштейн служил в составе 3-й Nachtjagdgeschwader эскадрильи 1 ( 1-1-й истребительный авиаполк NJG) в середине 1942 года. В конце 1942 года Аугенштайн перешел в 7-й стаффель . [ 6 ] Эта эскадрилья входила в состав III. Группа (3-я группа) NJG 1, которой в то время командовал гауптман Вольфганг Тиммиг . [ 7 ] Огенштейну приписали свою первую воздушную победу в ночь с 13 на 14 мая 1943 года, когда он сбил бомбардировщик Avro Lancaster в 6 км (3,7 мили) к востоку от Лингена. [ 8 ] В ночь с 23 на 24 мая бомбардировочное командование Королевских ВВС направило 829 тяжелых бомбардировщиков в Дортмунд , из которых 38 были потеряны. [ 9 ] Защищаясь от этой атаки, Огенштейн сбил самолет Handley Page Halifax в 6 км (3,7 мили) к юго-западу от Раалте . [ 10 ]
Бомбардировочное командование направило 518 бомбардировщиков на бомбардировку Эссена в ночь с 27 на 28 мая, 23 бомбардировщика не вернулись в Англию. Той ночью Огенштейну на счету четырех воздушных побед, в том числе трех «Галифакса» и бомбардировщика «Виккерс Веллингтон» . «Веллингтоном» был HE752 из 166-й эскадрильи , разбившийся недалеко от Хенгело . [ 11 ] 11/12 июня бомбардировочное командование атаковало Дюссельдорф с помощью 890 бомбардировщиков. Той ночью Королевские ВВС потеряли 43 самолета, в том числе бомбардировщик «Ланкастер», сбитый Огенштейном в 8 км (5,0 миль) к северо-востоку от Девентера . [ 12 ] [ 13 ] Следующей ночью бомбардировочное командование потеряло 24 бомбардировщика при атаке на Бохум . [ 14 ] Огенштейну приписывают уничтожение той ночью двух бомбардировщиков «Галифакса». [ 15 ] Аугенштейн был награжден Немецким крестом золоте . в 16 января 1944 года [ 16 ]
Командир эскадрильи и смерть
[ редактировать ]1 марта 1944 года Аугенштейн был назначен Staffelkapitän (командиром эскадрильи) 12-го штаба NJG 1. [ 6 ] В ночь с 27 на 28 мая бомбардировочное командование атаковало Леопольдсбург . Огенштейн заявил, что той ночью были сбиты три бомбардировщика «Галифакс», в результате чего его общее количество побед в воздухе достигло 40. [ 17 ] Чуть менее чем через две недели, 9 июня, он был награжден Рыцарским крестом Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ). [ 6 ] Огенштайн был сбит в ночь с 15 на 16 июня недалеко от Рубе , возможно, лейтенантом У. В. Прованом из 29-й эскадрильи . [ 16 ]
В ночь со 2 на 3 ноября, вылетая с аэродрома в Дортмунде, Огенштейн одержал свои последние три воздушные победы во время налета британских ВВС на Дюссельдорф. [ 18 ] [ Примечание 2 ] В ночь на 7 декабря 1944 года самолет Аугенштейна Messerschmitt Bf 110 G-4 ( Werknummer 140078 — заводской номер) был сбит в 10 км (6,2 мили) к северо-западу от Мюнстер-Хандорфа подразделения истребительного ночным истребителем De Havilland Mosquito из перехвата , летевшим от лейтенанта британских ВВС Эдварда Ричарда Хеджко и Flight Сержант Дж. Р. Уитэм. [ 20 ] Аугенштейн и его радист сержант Гюнтер Штайнс были убиты, но его воздушный стрелок сержант Курт Шмидт спасся невредимым. [ 21 ] На счету Огенштейна 46 побед, все они были зафиксированы ночью, включая 45 четырехмоторных бомбардировщиков. [ 3 ] [ 6 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]На счету Огенштейна 46 побед, из них 45 — на четырехмоторных бомбардировщиках. [ 3 ] Форман, Парри и Мэтьюз, авторы книги «Заявления о ночных истребителях Люфтваффе 1939–1945» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о 45 заявлениях о ночных победах. [ 22 ] Мэтьюз и Форман также опубликовали «Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , в которых перечислили Аугенштайна с 41 заявлением, а также еще пятью неподтвержденными заявлениями. [ 23 ]
Хроника воздушных побед | |||||
---|---|---|---|---|---|
Это и - (тире) указывают на неочевидные заявления о победе в воздухе, за которые Огенштейн не получил должного признания.
Это и % (знак процента) обозначают воздушные победы, перечисленные в книге «Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , но не в «Заявках о ночных истребителях Люфтваффе 1939–1945» .
Это и ? (знак вопроса) указывает на расхождения между «Заявлениями о ночных истребителях Люфтваффе 1939–1945» и «Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» .
| |||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Серийный номер/номер эскадрильи. |
– 7. Штаффель или Нахтьягдгешвадер 1 – [ 16 ] | |||||
1 | 13 мая 1943 г. | 23:57 | Ланкастер | 6 км (3,7 миль) к востоку от Лингена [ 8 ] | |
2 | 24 мая 1943 г. | 02:39 | Галифакс | 6 км (3,7 миль) к юго-западу от Раалте [ 10 ] | Галифакс DK169 / № 76-й эскадрильи RAF [ 24 ] |
3 | 28 мая 1943 г. | 00:54 | Веллингтон | 3 км (1,9 мили) к юго-западу от Хенгело [ 10 ] | Wellington HE752 / 166-я эскадрилья RAF [ 6 ] |
4 | 28 мая 1943 г. | 01:05 | Галифакс | 3 км (1,9 мили) к северо-востоку от Хика ( Ниенборг ) [ 10 ] | |
5 | 28 мая 1943 г. | 01:21 | Галифакс | Файл [ 10 ] | Галифакс DK147 / № 76-й эскадрильи RAF [ 25 ] |
6 | 28 мая 1943 г. | 01:37 | Галифакс | 10 км (6,2 миль) к востоку-северо-востоку от Девентера [ 26 ] | |
7 | 12 июня 1943 г. | 03:00 | Ланкастер | 8 км (5,0 миль) к северо-востоку от Девентера [ 12 ] | |
8 | 13 июня 1943 г. | 01:56 | Галифакс [ 15 ] | 5 км (3,1 мили) к западу от Гильдехауса | Галифакс W7909 / 10-я эскадрилья RAF [ 27 ] |
9 | 13 июня 1943 г. | 02:03 | Галифакс | к северо-востоку от Олдензаала [ 15 ] | Halifax DT568 / 51-я эскадрилья RAF [ 28 ] |
– III. Группы Ночной Охоты Мечник 1 – [ 16 ] | |||||
10 | 27/28 августа 1943 г. | —
|
Стерлинг [ 29 ] | 20 км (12 миль) к северо-западу от Нюрнберга | |
11? [ Примечание 3 ] | 28 августа 1943 г. | 00:03 | четырехмоторный бомбардировщик | Нюрнберг-Хер [ 29 ] | |
– 9. Штаффель или Нахтьягдгешвадер 1 – [ 16 ] | |||||
12 | 6 сентября 1943 г. | 00:45 | Стерлинг | Шенборн [ 31 ] | Stirling EH878 / № 623-й эскадрильи RAF [ 32 ] |
13 | 6 сентября 1943 г. | 01:07 | Ланкастер | 5 км (3,1 мили) к северо-западу от Ландау [ 33 ] | |
14 | 22 сентября 1943 г. | 22:45 | Ланкастер | хупеде [ 34 ] | Галифакс HR776 / 158-я эскадрилья RAF [ 35 ] |
15 | 23 сентября 1943 г. | 22:50 | Ланкастер | 3 км (1,9 миль) к северу от Шпейера [ 34 ] | |
16 | 23 сентября 1943 г. | 23:00 | Ланкастер | 3 км (1,9 миль) к северу от Кирххаймболандена [ 36 ] | |
17 | 27 сентября 1943 г. | 23:00 | Галифакс | к западу от Люббеке [ 37 ] | |
18 | 3 октября 1943 г. | 01:42 | Галифакс | 7 км (4,3 мили) к востоку от Касселя [ 38 ] | |
19 | 9 октября 1943 г. | 01:42 | Ланкастер | юго-юго-запад Ганновера [ 39 ] | |
20 | 20 октября 1943 г. | 22:24 | Ланкастер | Оммен [ 40 ] | Lancaster JA907 / 7-я эскадрилья RAF [ 41 ] |
21 | 20 октября 1943 г. | 22:45 | Ланкастер | возле Зволле [ 40 ] | |
22 | 3 ноября 1943 г. | 20:03 | Ланкастер | к юго-западу от Зундерна [ 42 ] | Lancaster DV265 / 101-я эскадрилья RAF [ 43 ] |
23? [ Примечание 3 ] | 26 ноября 1943 г. | 02:55 | Галифакс | Франкфурт (Одер) [ 44 ] | Галифакс LK995 / № 429-й эскадрильи RAF [ 45 ] |
– 7. Штаффель или Нахтьягдгешвадер 1 – [ 16 ] | |||||
24 | 16 декабря 1943 г. | 19:00 | Ланкастер | к югу от Оснабрюка [ 46 ] | |
25 | 24 декабря 1943 г. | 03:00 | Ланкастер | Франкфурт (Одер) [ 47 ] | Lancaster LL671 / № 514-й эскадрильи RAF [ 48 ] |
26 | 22 января 1944 г. | 03:00 | Галифакс | 4 км (2,5 мили) к востоку-юго-востоку от Олдензаала [ 49 ] | |
—
|
27 января 1944 г. | —
|
Ланкастер | ||
27 | 30 января 1944 г. | 21:49 | Ланкастер [ 50 ] | Lancaster JA702 / 156-я эскадрилья RAF [ 51 ] | |
28? [ Примечание 3 ] | 30 января 1944 г. | 22:00 | Ланкастер [ 50 ] | ||
29 | 15 февраля 1944 г. | 22:48 | Галифакс | Эммерих [ 52 ] | |
30 | 20 февраля 1944 г. | 02:30 | Ланкастер | ЭС-5 [ 52 ] | |
31? [ Примечание 3 ] | 25 февраля 1944 г. | 02:50 | Галифакс | к югу от Аугсбурга [ 53 ] | |
32 | 26 февраля 1944 г. | 02:30 | Ланкастер [ 53 ] | ||
– 12. Штаффель или Нахтьягдгешвадер 1 – [ 23 ] | |||||
34 | 2 мая 1944 г. | 00:32 | Ланкастер | недалеко от Гента [ 54 ] | |
35 | 2 мая 1944 г. | 00:25 | Галифакс | 8 км (5,0 миль) к северу от Мехелена [ 55 ] | |
36 | 23 мая 1944 г. | 01:21 | Ланкастер | Эйндховен [ 56 ] | |
37 | 23 мая 1944 г. | 01:34 | Ланкастер | Хогстратен Район [ 56 ] | |
38 | 28 мая 1944 г. | 02:13 | Галифакс [ 57 ] | ||
39 | 28 мая 1944 г. | 02:15 | Галифакс [ 57 ] | ||
40 | 28 мая 1944 г. | 02:17 | Галифакс [ 57 ] | ||
41% | 13 июня 1944 г. | 00:33 | Ланкастер | Камбре | |
42 | 29 июля 1944 г. | 01:52 | четырехмоторный бомбардировщик | 15 км (9,3 миль) к западу от Штутгарта [ 58 ] | |
43 | 29 июля 1944 г. | 02:11 | четырехмоторный бомбардировщик | недалеко от Штутгарта [ 58 ] | |
– IV группа 1- й эскадрильи ночных истребителей – [ 19 ] | |||||
44 | 4/5 ноября 1944 г. | —
|
Ланкастер [ 59 ] | ||
45 | 4/5 ноября 1944 г. | —
|
Ланкастер [ 59 ] | ||
46 | 4/5 ноября 1944 г. | —
|
Ланкастер [ 59 ] |
Награды
[ редактировать ]- Почетный кубок Люфтваффе 17 января 1944 года в должности лейтенанта и пилота. [ 60 ]
- Немецкий крест в золоте 16 января 1944 года в должности лейтенанта 7-го/ Nachjagdgeschwader 1. [ 61 ]
- Рыцарский крест Железного креста 9 июня 1944 года в должности оберлейтенанта и штабфельфюрера 7-го/ Nachjagdgeschwader 1. [ 62 ] [ 63 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Список асов ночных истребителей Люфтваффе см. В Списке немецких асов ночных истребителей времен Второй мировой войны.
- ↑ Авторы Мэтьюз и Форман датируют эти утверждения вечером 4 ноября, заявляя, что Огенштейн сбил три бомбардировщика «Ланкастер». [ 19 ]
- ^ Jump up to: а б с д Согласно Luftwaffe Aces — Biography and Victory Claims , это утверждение не было подтверждено, в то время как Luftwaffe Night Fighter Claims 1939–1945 подтверждают это утверждение. [ 30 ] [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Спик 1996 , стр. 3–4.
- ^ Спик 1996 , с. 244.
- ^ Jump up to: а б с Обермайер 1989 , с. 82.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 9.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 27.
- ^ Jump up to: а б с д и Боуман 2016a , с. 153.
- ^ Адерс 1978 , с. 227.
- ^ Jump up to: а б Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , с. 80.
- ^ Боуман 2016a , с. 151.
- ^ Jump up to: а б с д и Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , с. 82.
- ^ Боуман 2016a , стр. 152–153.
- ^ Jump up to: а б Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , с. 84.
- ^ Боуман 2016a , с. 154.
- ^ Боуман 2016a , с. 155.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мэтьюз и Форман 2014 , с. 21.
- ^ Боуман 2016b , стр. 88, 90.
- ^ Хинчлифф 1998 , стр. 296–297.
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз и Форман 2014 , с. 22.
- ^ Боуман 2016b , с. 161.
- ^ Боуман и Дэйви 2013 , с. 79.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , стр. 80–223.
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз и Форман, 2014 , стр. 21–22.
- ^ Чорли 1996 , с. 156.
- ^ Описание аварии Halifax DK147 в Сети авиационной безопасности . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 83.
- ^ Описание аварии для Halifax W7909 в Сети авиационной безопасности . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Чорли 1996 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , с. 108.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 108, 130, 146, 152.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 111.
- ^ Боуман 2016a , с. 208.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 112.
- ^ Jump up to: а б Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , с. 115.
- ^ Описание аварии Halifax HR776 в Сети авиационной безопасности . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 116.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 117.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 119.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 120.
- ^ Jump up to: а б Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , с. 124.
- ^ Описание аварии Lancaster JA907 в Сети авиационной безопасности . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 126.
- ^ Описание аварии Lancaster DV265 в Сети авиационной безопасности . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 130.
- ^ Боуман 2016a , с. 227.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 132.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 134.
- ^ Описание аварии Lancaster LL671 в Сети авиационной безопасности . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 143.
- ^ Jump up to: а б Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , с. 146.
- ^ Описание аварии Lancaster JA702 в Сети авиационной безопасности . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , с. 152.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 172.
- ^ Форман, Мэтьюз и Парри 2004 , стр. 176.
- ^ Jump up to: а б Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , с. 180.
- ^ Jump up to: а б Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , с. 206.
- ^ Jump up to: а б с Форман, Мэтьюз и Парри, 2004 , с. 223.
- ^ Патцвалл 2008 , с. 43.
- ^ Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 19.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 118.
- ^ Шерцер 2007 , с. 196.
Библиография
[ редактировать ]- Адерс, Гебхард (1978). История немецких ночных истребителей, 1917–1945 гг . Лондон: Джейнс. ISBN 978-0-354-01247-8 .
- Боуман, Мартин; Дэйви, Крис (2013). Бомбардировщики-москиты/истребители-бомбардировщики, 1942–45 . Боевой самолет. Том. 4. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-4728-0049-7 .
- Боуман, Мартин (2016a). Нахтьягд, Защитники Рейха 1940–1943 гг . Барнсли, Южный Йоркшир: Книги о пере и мече . ISBN 978-1-4738-4986-0 .
- Боуман, Мартин (2016b). Немецкие ночные истребители против бомбардировочного командования, 1943–1945 гг . Барнсли, Южный Йоркшир: Авиация «Перо и меч» . ISBN 978-1-4738-4979-2 .
- Чорли, WR (1996). Потери бомбардировочного командования Королевских ВВС во Второй мировой войне: Потери самолетов и экипажей: 1943 год . Публикации округов Мидленд. ISBN 978-0-90459-790-5 .
- Чорли, WR (1997). Потери бомбардировочного командования Королевских ВВС во Второй мировой войне: Потери самолетов и экипажей: 1944 год . Публикации округов Мидленд. ISBN 978-0-9045-9791-2 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех частей родов войск Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форман, Джон; Мэтьюз, Йоханнес; Парри, Саймон (2004). Заявления Люфтваффе о ночных истребителях 1939–1945 гг . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-0-9538061-4-0 .
- Хинчлифф, Питер (1998). Luftkrieg bei Nacht 1939–1945 [ Воздушная война ночью 1939–1945 ] (на немецком языке). Штутгарт, Германия: Motorbuch Verlag. ISBN 978-3-613-01861-7 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2014). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 1 A–F . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-18-9 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и владельцы, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Патцвалл, Клаус Д. (2008). за выдающиеся достижения в Почетный кубок воздушной войне (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-08-3 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, авиации, кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных войск с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Спик, Майк (1996). Истребители-асы Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books . ISBN 978-0-8041-1696-1 .