Jump to content

Битва в Гельголандской бухте (1939)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Защита Рейха
Часть Западного фронта . Второй мировой войны

Гельголандская бухта
Дата 18 декабря 1939 г.
Расположение
Результат немецкая победа [1] [2] [3]
Воюющие стороны
 Великобритания  Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Ричард Келлетт Нацистская Германия Калифорния Шумахер
Задействованные подразделения
№ 9-я эскадрилья RAF
№ 37-я эскадрилья RAF
№ 149-й эскадрильи RAF
Штабная / я истребительная эскадрилья 1-
II./77-я эскадрилья истребительная
II./ Группа авианосцев 186
(Н)./ я истребительная эскадрилья 26-
I./76-я эскадрилья эсминцев
I./26-я
эскадрилья Джагдера
Сила
22 Виккерс Веллингтон бомбардировщика 44 истребителя [4]
Жертвы и потери
12 бомбардировщиков уничтожено
3 бомбардировщика повреждены
57 убитых [5]

2 Bf 109 уничтожены [4]
2 Bf 109 серьезно повреждены. [4]
1 небоевой Bf 109 [4]
1 Bf 109 легко поврежден [4]
2 Bf 110 серьезно повреждены [4]
7 Bf 110 легко повреждены [4]
2 пилота погибли [4]
2 пилота ранены [4]

11 моряков убиты
30 моряков ранены

Битва в Гельголандской бухте [6] [7] был первым «именным» воздушным сражением Второй мировой войны , положившим начало самой продолжительной воздушной кампании войны 3 сентября 1939 года — Обороне Рейха . [8] После объявления войны бомбардировочное командование Королевских ВВС начало операции против нацистской Германии , но ограничило свои атаки теми целями, которые были чисто военными и имели небольшой риск жертв среди гражданского населения. Это во многом ограничило их усилия атаками на военные корабли Кригсмарине (ВМС Германии) в немецких портах, чтобы предотвратить их использование в битве за Атлантику .

Первые операции привели ВВС Великобритании к выводу, что истребительная авиация не представляет серьезной угрозы против современных бомбардировщиков. Они также отличались отсутствием координации и незначительными проблемами, такими как плохая погода и проблемы со связью, что означало, что ни одна из этих ранних операций не была очень интенсивной. ВВС Великобритании внесли изменения, чтобы обеспечить возможность более быстрого запуска большего количества самолетов и устранения этих проблем.

18 декабря 1939 года отряд из трех эскадрилий был атакован крупными кораблями, стоявшими на якоре в районе Вильгельмсхафена . Первоначально 24 самолета Vickers Wellington в воздух взлетели , но два повернули назад из-за неисправности двигателя, не достигнув воздушного пространства Германии. Реакция Германии была медленной, но в конечном итоге было запущено от 80 до 120 истребителей , хотя только 44 вступили в контакт с британскими бомбардировщиками. [4] Из 22 бомбардировщиков, достигших цели, Люфтваффе сбили 12, то есть более половины от общего числа.

Битва оказала огромное влияние на стратегии обеих сторон. Это привело к тому, что Королевские ВВС отказались от дневных миссий в пользу ночных бомбардировок, поскольку дневные потери были слишком высокими. [9] Напротив, провал рейда заставил Люфтваффе поверить в то, что сама Германия неуязвима для нападения противника. Это убеждение было подкреплено успехом битвы за Францию , что означало, что противостоящие воздушные силы были отброшены слишком далеко для эффективных бомбардировок территории Германии.

Пренебрежение немцами своими дневными истребительными силами имело в последующие годы серьезные стратегические последствия. К тому времени, когда они начали реорганизацию обороны для борьбы с продолжающимися налетами Королевских ВВС, а также кампанией стратегических бомбардировок ВВС США (USAAF), они уже были вовлечены в войну на истощение, к которой они не были готовы. Эта оплошность стала одним из факторов, способствовавших поражению Люфтваффе в кампании по защите Рейха . Битву в Гельголандской бухте позже назвали «одним из самых важных событий всей войны». [8]

Стратегия РАФ

[ редактировать ]

До начала войны бомбардировочное командование Королевских ВВС твердо верило, что авиация может побеждать в войнах без необходимости участия в морских и наземных боях, поскольку бомбардировщики всегда смогут пройти. [10] Считалось, что плотные соединения бомбардировщиков с тяжелым оборонительным вооружением способны отразить истребители противника даже без истребительного сопровождения. У британских ВВС не было четырехмоторного бомбардировщика с адекватной защитной защитой, который мог бы нести тяжелые бомбовые нагрузки к немецким целям. Единственными возможными целями в пределах досягаемости британских бомбардировщиков были цели в промышленном районе Рура . [10]

Нидерланды хотели оставаться нейтральными и и Бельгия отказались разрешить ВВС Великобритании создавать базы и летать глубже в Германию. Они также запретили полеты британских бомбардировщиков в Германию и обратно. После начала войны французы отказались разрешить бомбардировщикам британских ВВС бомбить немецкие города с французских аэродромов. Французы чувствовали себя в безопасности за линией Мажино , но их военно-воздушные силы не располагали современными бомбардировщиками для атаки Люфтваффе. Французские истребительные силы также еще не были готовы к полномасштабной оборонительной кампании против немцев. Страх возмездия был главной французской причиной. Единственным выходом было отправлять миссии прямо из Британии, и только порты и прибрежные города на севере Германии были легко доступны. Такое положение дел устраивало англичан, в частности Адмиралтейство . [10]

Самой непосредственной угрозой для союзников в период Странной войны были подводные лодки . Некоторые немецкие подводные лодки были отправлены в море до объявления войны Великобританией. Как только была объявлена ​​война, подводные лодки начали операции против британских кораблей, доставляющих припасы из Северной Америки и территорий Британской империи . Немецкая подводная лодка U-47 потопила линкор HMS Royal Oak в Скапа-Флоу в октябре 1939 года, потеряв 786 человек экипажа. Как следствие, Адмиралтейство настаивало на том, чтобы Королевские ВВС сосредоточили свои усилия на береговом командовании Королевских ВВС, а не на стратегических бомбардировочных силах. Этот вопрос обсуждался в британском истеблишменте вплоть до 1941 года. Чтобы избежать бомбардировок гражданских целей, британцы сформулировали Западный план авиации 7B (WAP 7B), который планировал нападения на немецкие военные корабли. Немецкие корабли были законными целями и в море или в порту находились достаточно далеко от гражданских районов, чтобы избежать ненужных жертв. План заключался в их ликвидации, чтобы предотвратить их использование в качестве дополнения к флоту подводных лодок. [10] [11] [12]

3 сентября – 17 декабря

[ редактировать ]
Битва в Гельголандской бухте (1939 г.) находится в Северном море.
Битва в Гельголандской бухте (1939)
Расположение Гельголандской бухты в более широком контексте

Чтобы соответствовать этой стратегии, первоначальные планы Королевских ВВС включали рейды против немецких судов после получения результатов воздушной разведки. Это было предпринято 3 сентября, когда « Бристоль Бленхейм» (пилотировал летный офицер Эндрю Макферсон из 139-й эскадрильи Королевских ВВС ) во время разведывательного полета над Северным морем заметил крупные военно-морские силы на дорогах Шиллиг у Вильгельмсхафена . Радио вышло из строя, и атаку нельзя было начать до тех пор, пока Макферсон не вернулся на базу, когда 15 бомбардировщиков «Хэндли Пейдж Хэмпденс» и девять бомбардировщиков «Виккерс Веллингтон» против немецких кораблей были отправлены . Погода была плохая, и бомбардировщики не смогли обнаружить цели. [13]

Аналогичная попытка была предпринята 4 сентября, когда Макферсон снова заметил военные корабли у Брунсбюттеля , Вильгельмсхафена и на рейде Шиллиг. Радио снова вышло из строя, и до возвращения Макферсона нельзя было начать атаку. Отряд из 10 самолетов Blenheim из 110-й эскадрильи RAF и 107-й эскадрильи RAF, а также еще пяти из 139-й эскадрильи и восьми Wellington из 149-й эскадрильи RAF вылетел, чтобы обнаружить немецкие военные корабли «Гнейзенау» , «Шарнхорст » и «Адмирал Шеер» , которые найдено несколько самолетов. [14] 149-я эскадрилья не была готова к войне. По крайней мере, один из экипажей - летный офицер (F/O) Билл Макрей - чуть не взлетел без бомбовой нагрузки; заглянув внутрь, он заметил, что бомбоотсек пуст. По пути к цели командир эскадрильи Пол Харрис приказал своим артиллеристам проверить свое оружие. Все они потерпели неудачу, и он беззащитным направлялся на территорию Германии. Не желая сворачивать со своего первого рейда, он двинулся вперед. [15]

те же цели были атакованы 9-й эскадрильей в Брунсбюттеле и его окрестностях. Позже в тот же день [16] Результаты были плохими: пять «Бленхеймов» и два «Веллингтона» были потеряны, а немецким военным кораблям был нанесен лишь минимальный ущерб. [17] [18] Адмирал Шеер был поражен тремя бомбами, которые не взорвались, тогда как легкий крейсер «Эмден» — не входящий в число приоритетных целей — присутствовал и также был поврежден «Бленхеймом», врезавшимся в бак корабля. [19] В результате крушения погибли 11 моряков и были ранены 30. [20] Один бомбардировщик «Веллингтон» случайно пролетел над территорией Дании и сбросил пять бомб на город Эсбьерг , приняв его за Брунсбюттель; одна бомба попала в жилой дом, в результате чего один погиб и семь получили ранения. Случайный взрыв привел к появлению ложных слухов о том, что британские войска оккупировали Южную Ютландию . [21] [22]

II./ Jagdgeschwader 77 (II. Gruppe of JG 77; II Wing, истребительная группа 77, подполковник Карл-Август Шумахер ) вылетел с авиабазы ​​Нордхольц и перехватил 9-ю эскадрилью. Ганс Тройч и Альфред Хельд из фельдфебеля одержали победу, а лейтенант Мец - еще одну. [23] Эти самолеты из 9-й эскадрильи были первыми самолетами Королевских ВВС, сбитыми истребителями противника во время войны, и Тройч, скорее всего, был первым вражеским пилотом, сбившим один из них. Еще четыре «Бленхейма» 107-й эскадрильи были сбиты зенитным огнем. [16] Немцы полагали, что их ПВО обеспечила эффективную защиту от атак союзников. Использование раннего радара «Фрея» позволило немецким истребителям за восемь минут предупредить о своем приближении. [24] [25]

Задержка между обнаружением немецких военных кораблей и прибытием бомбардировщиков была сочтена слишком большой, и было решено провести разведку боем , выслав группы бомбардировщиков над Северным морем для поиска и атаки немецких военных кораблей. Их приказы запрещали им атаковать корабли в порту, нарушать нейтральное воздушное пространство или даже атаковать немецкие военные корабли, сопровождающие торговые суда. [26] Патруль 29 сентября привел к тому, что пять «Хэмпденов» были сбиты «Мессершмиттами» Bf 109 из II./JG 77, но атака 24 «Веллингтонов» из 149, 38 и 115 эскадрилий 3 декабря была более успешной: утверждалось, что немецкий тральщик потоплен (подтверждено Немецкие архивы), в то время как оборонительный огонь артиллеристов Веллингтона отразил атаку немецких истребителей, сбив одного без потерь. [27] Сбитым немецким пилотом был будущий немецкий ас Гюнтер Шпехт . Он был сбит капралом Копли из 38-й эскадрильи Королевских ВВС. [28] Немецкими кораблями были « Бруммер» и тральщик М1407, потопленные неразорвавшимися бомбами, проходившими через корабль. В немецком отчете говорится, что атака была умело проведена вне солнца и в обход близлежащих жилых районов. [29]

В результате вооруженной разведки двенадцати «Веллингтонов» 14 декабря пятеро были потеряны, поскольку формирование, находившееся на очень низкой высоте из-за низкой нижней границы облаков, было атаковано истребительной авиацией и зенитными орудиями. В ВВС Великобритании считали, что ни один из потерянных «Веллингтонов» не был сбит истребителями, и поэтому сохраняли веру в их защитные возможности при полетах в плотных построениях. [30] Такое суммирование было странным, учитывая, что несколько уцелевших бомбардировщиков получили повреждения от огня из стрелкового оружия. Люфтваффе заявило о потере пяти бомбардировщиков при потере одного истребителя, в то время как ни одно из немецких подразделений FlaK не заявило о победе. [31]

немецкая оборона

[ редактировать ]

Организация ПВО Люфтваффе в первые месяцы войны претерпела ряд изменений. Защита портов северной Германии и жизненно важных стратегических объектов была передана местному или ближайшему Luftverteidigungskommando (Командованию противовоздушной обороны). В данном случае подразделением, ответственным за защиту немецких военных кораблей Кригсмарине, было Luftverteidigungskommando Hamburg ( Командование противовоздушной обороны Гамбурга). [8]

Система была непрактичной; Гамбургский округ ПВО контролировал воздушную и наземную оборону, но каждый из них географически был не в состоянии помочь другому. Не было общевойскового синтеза, а это означало, что подразделения FlaK не поддерживали напрямую немецкую оборону, тем самым образуя единую массовую оборону. Вместо этого там удерживались истребительные части, защищавшие побережье, вместе с Кригсмарине подразделениями зенитной артиллерии , в то время как артиллерия ПВО Гамбурга располагалась слишком далеко в глубине страны. Истребители Люфтваффе и подразделения зенитной артиллерии находились слишком далеко друг от друга, чтобы координировать свои действия. [32]

Координации не способствовали плохие отношения между Люфтваффе и Кригсмарине главнокомандующими рейхсмаршалом ( Германом Герингом и гросс-адмиралом гросс-адмиралом) Эрихом Редером . Система требовала совместной работы обеих служб, но это создавало трудности в сотрудничестве. [32] Решение проблемы было двояким. Истребительные части, оборонявшие побережье Северного моря, были подчинены Luftgaukommando XI (Командование 11-го воздушного округа) в Ганновере . Эти истребительные подразделения будут функционировать как автономное истребительное командование или Jagdfliegerführer (лидеры истребительных летчиков). Командование подразделением истребительного командования было передано оберст-лейтенанту Карлу-Августу Шумахеру, бывшему командиру II./Jagdgeschwader 77. Шумахер служил в Kaiserliche Marine (Императорский флот Германии) во время Первой мировой войны и в качестве кадета участвовал в боевых действиях. в Ютландском сражении . [32] Была надежда, что его военно-морское прошлое и легкий характер облегчат любые трудности в сотрудничестве с военно-морскими службами. [32] Шумахер и его коллега из ВМФ имели одно и то же звание, поэтому каждый не имел власти над другим, что подавляло единство командования. [32]

Задействованные силы

[ редактировать ]
Мессершмитт Bf 110 был грозным эсминцем-бомбардировщиком. [33]

Шумахер получил новое командование — Stab./Jagdgeschwader 1 ( Командно-истребительная группа 1, или JG 1), иногда называемое JG Nord (Истребительная группа «Север») или JG Schumacher. Помимо вариантов Bf 109D и E, войска были также оснащены Messerschmitt Bf 110 . Отсутствие действий в период Странной войны означало, что эти самолеты, обычно востребованные наступательными воздушными флотами ( Luftflotte ), были доступны для оборонительных целей. [32]

Stab./JG 1 контролировал все следующие группы (группы; крылья на языке британских ВВС), общая численность которых составляла 80–100 самолетов:

Формирование 1
Раздел 1: 1 Ричард Келлетт 2 Тернер 3 Спирс
Раздел 2: 4 Келли 5 Дугид 6 Риддлсворт
Формирование 2
Раздел 1: 7 Харрис 8 Брайден 9 Боллох
Раздел 2: 10 Рамшоу, 11 Грант, 12 Парди
Формирование 3
Раздел 1: 13 Гатри 14 Петтс 15 Макрей
Раздел 2: 16 Шалль , 17 Эллисон, 18 линий
Формирование 4
19 Хью-Уильямс 20 Лемон 21 Уимберли 22 Льюис 23 Томпсон 24 Русе [34]

Королевские ВВС направили группу № 3 Королевских ВВС в атаку . Обычно группа состояла из 9-й, 37-й , 38-й, 99-й , 115-й, 149-й, а также 214-й и 21-й в резерве. Группа была спешно создана для дневных миссий, поскольку предназначалась для ночных бомбардировок. Качество подготовки было сомнительным, и многие экипажи не прошли надлежащего обучения полетам строем. Лишь 9-я и 214-я эскадрильи смогли летать в идеальных построениях. [35] Чтобы улучшить полет строем и дать экипажам опыт боевых действий, 37-я эскадрилья отрабатывала учебные бои с самолетами истребительного командования RAF Supermarine Spitfires из RAF Tangmere . Пилоты «Спитфайров» предупредили, что они могли уничтожить эскадрилью за десять минут из-за плохого строя и отсутствия истребительного сопровождения, но они были проигнорированы. [36]

Командир эскадрильи Харрис из 149-й эскадрильи и командир звена Келлетт были единственными опытными боевыми руководителями, но Келлетт не летал с 9 или 37 эскадрильями как группа и никогда не имел возможности попрактиковаться с ними в полете строем или бомбардировке. Ему не дали ни времени, ни возможности обсудить или сформулировать план бомбардировки военно-морских целей, будь то группой, эскадрильей или даже звеньями. Он также не смог ни обсудить, ни дать какой-либо тактический совет о том, что следует делать формированию в случае атаки истребителей. Ему было поручено командовать бессвязной группой эскадрилий, которые были крайне неопытны. [37] Для миссии 18 декабря Келлету были переданы 24 бомбардировщика «Веллингтон» из 9, 37 и 149 эскадрилий. [32] Британские бомбардировщики летели ромбовидным строем. [38]

Утром 18 декабря 1939 года лондонская газета «Таймс» опубликовала историю битвы у реки Плейт и гибели адмирала графа Шпее , а несколько часов спустя бомбардировочное командование Королевских ВВС попыталось потопить еще один крупный военный корабль. В соответствии с Оперативным приказом Б.60 от 17 декабря, целями были немецкие военные корабли, находящиеся как в порту, так и в море. Бомбардировщикам британских ВВС было приказано пролететь над Гельголандской бухтой и портом Вильгельмсхафен, атакуя корабли, но избегая жилых помещений гражданского населения, торговых судов и самой земли. [39]

Бомбардировщики в пути

[ редактировать ]
Самолет Wellington Mk I из 149-й эскадрильи во время этого рейда, вид в 1940 году.

Первый Веллингтон, N2960, взлетел с авиабазы ​​Королевских ВВС Милденхолл в Саффолке в 09:27 под управлением командира звена Ричарда Келлетта; 9-я эскадрилья взлетела с близлежащего авиабазы ​​британских ВВС «Хонингтон» , сформировалась над Кингс-Линном и стартовала над Северным морем. 37-я эскадрилья взлетела, но пропустила место встречи и через час догнала основной строй над Северным морем. Пройдя Уош, они установили курс на 040° истинной широты до 55° северной широты. План состоял в том, чтобы избежать концентрации тяжелой зенитной артиллерии на Фризских островах . Когда они покинули Англию, облако рассеялось, и они оказались без укрытия в ярком кристально чистом небе. N2984 и N2894, пилотируемые Дугидом и Келли, повернули назад; первый из-за неисправности двигателя, второй сопровождал проблемный бомбардировщик обратно на базу. Остальные бомбардировщики пролетели на север мимо Фризских островов, а затем повернули прямо на юг, продолжая свою миссию при прекрасной видимости, что облегчало их обнаружение немецкими самолетами. [40]

Достигнув немецко-датской границы на 55° с.ш. и 05° в.д., они повернули на юг. Формирование направилось в сторону земли Шлезвиг-Гольштейн , а затем планировало повернуть на запад, к Вильгельмсхафену. Этот шаг был призван начать атаку с востока, через «черный ход». План сработал, поскольку бомбардировщики прибыли без перехвата, но путешествие на юг дало немцам предупреждение за один час, поскольку радар Фрейи обнаружил бомбардировщики в 30 милях (48 км) от побережья. При прохождении бомбардировщиков вдоль побережья был отмечен огонь зенитной артиллерии с кораблей и гавани. Оказавшись в районе цели, они также попали под сильный огонь зенитной артиллерии со стороны Бремерхафена и Вильгельмсхафена. Корабли возле Шиллиг-Роудс также открыли огонь. Бомбардировщики ответили пулеметами, чтобы отбросить артиллеристов. [41] Немецкий огонь велся на нужной высоте, но взорвался позади бомбардировщиков. Вскоре после этого строй находился над гаванью Вильгельмсхафена, а под ним стояли на якоре «Гнейзенау» и «Шарнхорст» . Корабли находились слишком близко к берегу, и Келлетт решил не рисковать сбрасывать бомбы, чтобы избежать жертв среди гражданского населения. [42] Келлетту, командующему формированием, было приказано атаковать на минимальной высоте (около 10 000 футов (3 000 м)). Убеждение в том, что наибольшую опасность будет исходить от зенитного огня, а не от немецких истребителей, к тому времени стало частью оперативной доктрины Королевских ВВС. [41]

Плохая администрация Люфтваффе означала, что немецкой обороне потребовалось время, чтобы получить информацию со своих радаров. Майор Гарри фон Бюлов-Боткамп , командующий II./JG 77, заявил, что тревогу подала военно-морская «Фрея», а не пункты раннего предупреждения Люфтваффе. Благодаря этому ВВС Великобритании вышли на берег без перехвата. Первое воздушное столкновение произошло через час после того, как Люфтваффе Фрейя сделала первоначальный доклад. [41]

Когда Келлетт взлетел, Шумахер отверг любую мысль о том, что британцы попытаются совершить бомбардировку в ясную погоду. На острове Вангероге Герман Диль из 3-го полка батареи ЛН-Верс демонстрировал установку « лейтенант Фрея» прибывшему военно-морскому офицеру. Диль использовал Falck 2./ZG 76 для тестирования комплекта. После некоторой демонстрации он повернул аппарат на север, указывая на Гельголандскую бухту. Как только он это сделал, он уловил эхо. Шумахера Он позвонил в гешвадер в Йевер . Им сказали, что военно-морской радар ничего не сообщил и что смешно думать, что британцы нападут в таком ясном небе. Диль поговорил с фон Бюлов-Боткампом. Никто не хотел знать; Примерно через 20 минут военно-морской флот Фрейас также подхватил строй, но ни один истребитель так и не поднялся в воздух. Немецкий радар был столь же эффективен, как и его британский аналог, проблема заключалась в связи. [5] [43] Британцы соединили свой радар с эффективной системой управления истребителями, но у Люфтваффе и Кригсмарине была плохая связь, и их зоны ответственности пересекались, что создавало путаницу в отношении того, кто несет ответственность. К этому добавлялось немецкое неверие в то, что бомбардировочное командование Королевских ВВС раскроет себя в тот день, когда условия будут благоприятствовать истребителю. Только когда наблюдатели на земле подтвердили существование формирования, истребители поднялись в воздух. Наблюдатели описали формирование из 44 британских самолетов, что вдвое превышает фактическую численность. [44]

Воздушное столкновение

[ редактировать ]
Целевая область. Войска Келлета подошли с востока через Нефритовый устье и к Вильгельмсхафену.

В 13:10 строй британских ВВС пролетел над илистыми отмелями к западу от Куксхафена и Везермюнде и попал под обстрел с зенитных позиций 214, 244 и 264. Когда Келлетт повернул на запад в сторону Нефритового устья и над 212 зенитными подразделениями Вильгельмсхафена, 222, 252, 262 и 272 открыли огонь. «Шарнхорст» , «Гнейзенау» и все остальные военные корабли в доке открыли огонь в поддержку. Вдалеке, у мыса Шиллиг, бомбардировщики увидели немецкие истребители, взлетающие с замаскированной взлетно-посадочной полосы. На кратком брифинге командир JG 1 приказал своим пилотам атаковать лучом, поскольку это было слепое пятно для «Веллингтона». Кормовая атака была опасной, поскольку тогда артиллеристы могли поразить атакующий истребитель скоординированным и сконцентрированным конусом огня. Также было отмечено одно слабое место: ранние типы «Веллингтонов» не имели самоуплотняющихся топливных баков. Это означало, что если немецкие истребители ударятся о крылья, бомбардировщик может загореться. [45]

Не беспокоясь о Люфтваффе, 149-я эскадрилья была единственной частью, которая сбросила бомбы на корабли в гавани Вильгельмсхафена. Упало шесть 500-фунтовых (230-кг) бомб, результаты неизвестны. Это было все, что могли показать ВВС Великобритании во время своего первого крупного налета на немецкую цель. Когда бомбардировщики вышли из-под зенитного огня, построение Королевских ВВС было дезорганизовано. Порядки Келлетта и Харриса остались целы, но командир эскадрильи Гатри опережал свою 9-ю эскадрилью, а 37-я эскадрилья в тылу отставала. Его командир, командир эскадрильи Хюэ-Вильямс, изо всех сил пытался догнать основной строй и продвигался вперед, не удерживая его вместе. Другие члены эскадрильи Хью-Вильямса увеличили скорость, чтобы не отставать от своего лидера. [46]

Оберлейтенант Йоханнес Штайнхофф летал на Bf 109D из 10.( Nacht )./JG 26 взлетел в сопровождении Rotte (пара) из II./JG 77. В 13:30 они атаковали одну группу после прекращения зенитного огня. Bf 109 заявили о семи бомбардировщиках, а Штайнхофф - о двух. [41] Первое убийство было приписано унтер-офицеру Хеолмайру. [47] В 13:40 ротте Bf 110 из ZG 76 под командованием гауптмана Вольфганга Фалька уничтожил четыре бомбардировщика. [41] Самолет Фалька был серьезно поврежден, что вынудило его выйти из боя, но ему удалось вернуться на базу и совершить жесткую посадку без питания. Унтер-офицер Фрезия также выдвинула два заявления. Второй жертвой Фрезии стал летный офицер Эллисон. [48] Харрис подвергся атаке Bf 109, пилотируемого оберлейтенантом Иоганном Фурманном, которому не удалось поразить бомбардировщик лучевой атакой. Затем он попытался резко атаковать, вопреки предыдущему совету, но был сбит. Фюрманну удалось приземлиться в море в нескольких сотнях ярдов от острова Шпикерог. Свидетели на пляже видели, как он пытался доплыть до берега, но Фурманн утонул. [49] Вполне вероятно, что он был сбит летчиком второго класса Гулдсоном из Веллингтона Риддлсворта. [50] В ходе боя Bf 110, пилотируемый оберлейтенантом Гордоном Голлобом, сбил и убил Гатри из 9-й эскадрильи. Хью-Вильямс (37-я эскадрилья) также был сбит, возможно, гауптманом Райнеке. Вскоре после этого немцы понесли потери, когда лейтенант Роман Штиглер упал в море, преследуя летного офицера Лемона, и погиб. [51] В то же время Jagdgruppe 101 забрала еще два бомбардировщика, в том числе один оберлейтенанта Рольфа Калдрака . [52] Bf 110 из ZG 76 также атаковали бомбардировщики, забрав еще пять. [41]

Среди немецких претендентов был Гельмут Лент , которому на счету две победы. [53] Приземлившись в Йевере из патруля, Лент отправился на перехват. Он вступил в бой с «Веллингтоном» Херби Рьюза, убив большую часть экипажа. Из «Веллингтона» валил черный дым, и Лент остановился, полагая, что он вот-вот разобьется. Затем Лент преследовал «Веллингтон» Томпсона, который разбился недалеко от побережья Боркума . Третий иск Лента не был удовлетворен: он атаковал и сбил самолет Уимберли, но, поскольку самолет уже был серьезно поврежден и был признан готовым к падению, Ленту было отказано в победе, и гешвадеркоммодору заслуга была отдана Шумахеру из Stab./JG 1. Шумахер также сбил самолет пилота-офицера Льюиса недалеко от Боркума. В 13:45 немецкие истребители на пределе своих сил вернулись на базу. [54] [55] К 14:05 другая группа бомбардировщиков вышла за пределы зоны перехвата, и были произведены последние выстрелы. [41]

Последствия

[ редактировать ]

Преувеличение с обеих сторон

[ редактировать ]

Экипажи немецких истребителей заявили о сбитых 38 бомбардировщиках при фактических потерях британских ВВС в 12 самолетов. Артиллеристы британских бомбардировщиков заявили о двенадцати немецких истребителях и двенадцати серьезно поврежденных. [56] [57] Потери немцев составили три уничтоженных Bf 109, два серьезно поврежденных и два серьезно поврежденных Bf 110, что является преувеличением претензий с обеих сторон. Семь Bf 110 и один Bf 109 получили легкие повреждения. Иоганн Фурманн и Роман Штиглер были единственными пилотами, погибшими в этом бою; Дитрих Робич из Jagdgruppe 101 списал Bf 109, но не пострадал; Фельдфебель Ганс Тройч (Bf 109) и лейтенант Густав Уелленбек (Bf 110) были ранены. [4] Британские летные экипажи также заявили о шестидесяти-восьмидесяти истребителях, участвовавших в бою над Гельголандской бухтой. [4]

В подтверждение своих заявлений Люфтваффе настаивало на том, что в воздухе находилось 44 бомбардировщика, а позже ОКЛ увеличило это число до 52. Через несколько часов эти утверждения были сокращены до 34, но несколько месяцев спустя отчеты были проанализированы и сокращены до 27 «подтвержденных» побед. . Это все равно вдвое превышало количество сбитых и в пять раз превышало размер строя. Немецкие историки утверждают, что официальные британские данные были подделаны, чтобы скрыть потери, но тщательное изучение записей не выявляет никакого обмана. В некрологах Комиссии Содружества по военным захоронениям фиксируются личности всех военнослужащих, погибших во время войны и не имеющих известных могил; как и в случае с летчиками, потерянными в море. В тот день не сообщалось о пропаже летчика из 9-й, 37-й и 149-й эскадрилий. [58]

Британская оценка

[ редактировать ]

Тактическая оценка обеих сторон радикально отличалась. Бомбардировочное командование считало, что атака провалилась из-за плохого строя и плохого руководства. Также утверждалось, что необходимо лучшее лучевое защитное вооружение и самоуплотняющиеся топливные баки. Они считали, что эти тактические соображения еще могут спасти концепцию дневных бомбардировщиков. 22 декабря в неподписанном отчете 3-й группы говорилось:

Есть все основания полагать, что очень плотный строй из шести самолетов «Веллингтон» выйдет из длительной и мощной атаки истребителей противника с очень небольшими потерями или вообще с небольшими потерями для собственных самолетов. Однако рыхлый строй в тех же условиях может понести очень тяжелые потери. [59]

19 декабря 1939 года вице-маршал авиации Джеки Болдуин сообщил, что Гатри и Хью-Уильямс виноваты в том, что они мчались впереди своих порядков и разрушали оборонительный строй. Болдуин отправил свой отчет главнокомандующему бомбардировочной авиации Эдгару Ладлоу-Хьюитту , который ответил 23 декабря и присоединился к Болдуину, осудив командиров 9-й и 37-й эскадрилий за отказ от полета. Хьюитт назвал это действие «непростительным преступлением», хотя позже Харрис заявил, что это было несправедливо, поскольку Гатри и Хью-Уильямс не были обучены и никогда раньше не сталкивались с врагом. Харрис также обвинил штаб 3-й группы, заявив, что между эскадрильями не было никакого планирования или связи. Харрис также отметил, что оперативный штаб группы не проводил никаких уроков по формированию. [60]

В оперативных записках «Полет отряда » в приказе прямо указывалось, что формирование не должно оставаться вместе; каждая секция из шести самолетов должна была представлять собой самостоятельную оборонительную единицу, летающую на разных высотах, поскольку более двенадцати самолетов в группе делали ее громоздкой и неуправляемой одним командиром. Тем не менее, в заметках также указывалось на важность сохранения формирования внутри секции. Если бы командир отделения попытался следовать за лидером формирования (командиром звена Келлетом) в ущерб своему отделению, формирование распалось бы. Бомбардировочные соединения были построены на идее взаимной защиты; если строй распадется, каждому бомбардировщику придется постоять за себя, что позволит противнику уничтожать бомбардировщики один за другим. Гатри и Хью-Уильямс не прислушались к этому совету; Келлетт следовал записям и потерял только один самолет. Харрис также сохранил целостность своего строя и не потерял ни одного Веллингтона. [61] Через несколько недель начались дебаты о переносе воздушных атак под покров тьмы, и Хьюитт отдал предпочтение этой альтернативе. [59]

Еще одной проблемой, поднятой миссией, было отсутствие полезных бомбовых прицелов . В то время ВВС Великобритании использовали бомбовый прицел для установки курса (CSBS), первоначально разработанный во время Первой мировой войны для самолетов, летящих на гораздо меньших скоростях против плохо защищенных целей. На уже запланированном совещании 22 декабря 1939 года главный маршал авиации сэр Эдгар Ладлоу-Хьюитт отметил, что CSBS требовало, чтобы самолет летал по прямой траектории в течение относительно длительного периода времени перед падением, что затрудняло атаку целей. возможностей, а также облегчить задачу зенитчикам, атакующим неманеврирующие цели. Он запросил новую конструкцию, которая требовала бы более короткого времени для установки и позволяла бы маневрировать на протяжении всего полета бомбы. Это требование привело к созданию бомбового прицела Mark XIV , который с 1942 года стал стандартом ВВС Великобритании. [62]

Немецкая оценка

[ редактировать ]

В тактическом плане немцы отметили уроки и слабости, о которых они уже знали, в частности, носовая и хвостовая башни бомбардировщиков «Веллингтон», не способные обеспечить адекватное прикрытие от лучевых атак; Жесткий строй бомбардировщиков был выгоден истребителям, позволяя им выбирать позицию и угол атаки. В отчете Германии попытка ВВС Великобритании атаковать в ясных условиях и при идеальной видимости на высоте 10 000–16 000 футов (3 000–4 900 м) также расценивается как «преступная глупость». [59] Шумахер заявил, что зенитный огонь оказался эффективным в разрушении строя и повреждении бомбардировщиков, что дало лучшие возможности пилотам-истребителям. [59]

После недавней Польской кампании анализ штаба немецкой армии был тщательным в анализе этой битвы. армии Генеральный штаб провел оценку проблем руководства, тактики, управления и контроля для повышения эффективности. Судя по всему, истребительные подразделения Шумахера не сделали того же и были слишком заняты, поздравляя себя с успехом. Существует мало свидетельств того, что Люфтваффе применило что-то подобное подходу армии в Польше после собственной победы в Гельголандской бухте. Историк Генерального штаба Люфтваффе отметил, что его использовали только в пропагандистских целях, несмотря на оперативные проблемы и предупреждения, которые битва выявила для нападающих и защитников. [1]

Ход войны с сентября 1939 года по лето 1941 года, за некоторыми исключениями, казалось, подтвердил довоенную ориентацию Люфтваффе на наступательное использование своих истребительных родов войск. Успех Люфтваффе в Норвежской кампании и сражениях в Нидерландах , Бельгии , Франции , Югославии и Греции подтвердили эффективность этого метода. Люфтваффе защищало воздушное пространство Германии, отгоняя авиацию противника от границ Германии и нанося поражение врагам в их собственном небе. Оккупация территории противника лишила врагов Германии баз для нападения на немецкие цели с воздуха. В это время немецкая дневная оборона редко подвергалась испытаниям. [1] Такое развитие событий и знание того, что Королевские ВВС способны лишь на короткое проникновение над Францией при дневном свете, заставили Люфтваффе поверить в то, что Германия неуязвима для нападения. Для поддержания наступления на линии фронта в авиационной промышленности доминировало производство бомбардировщиков, тогда как производству истребителей уделялось меньше внимания. [63]

К тому времени, когда Германия объявила войну Соединенным Штатам, 11 декабря 1941 года, провал операции «Барбаросса» означал, что метод Люфтваффе по концентрации всех своих ресурсов на линии фронта терпел неудачу. ВВС Великобритании начали кампанию ночных бомбардировок в начале 1940 года, а к середине августа 1942 года ВВС США (USAAF) вступили в воздушную войну. [64] Несмотря на это, ОКЛ продолжало сопротивляться отправке своих войск на защиту Германии и ослаблению линии фронта. И только в мае 1942 года, когда Люфтваффе впервые столкнулись с ВВС США в дневных боях и начались бомбардировочные налеты 8-й воздушной армии ВВС США на оккупированную Европу, опасность дневных стратегических бомбардировок союзников дала ОКЛ повод для беспокойства. [65] Даже к концу 1942 года меры по усилению дневной противовоздушной обороны оставались фрагментарными и контрпродуктивными. Ханс Йешоннек резюмировал позицию ОКЛ, заявив, что Люфтваффе может справиться с дневными налетами западных союзников с помощью «одного» истребительного крыла. [66] События 1943–1944 годов доказали ошибочность этого предположения. Адольф Галланд - генерал дер Ягдфлигер (генерал истребительной авиации), 1941–1945 гг. - назвал отсутствие организации и планирования противовоздушной обороны одной из величайших ошибок, допущенных Люфтваффе во время войны. [67]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 42.
  2. ^ Холмс 2010 , с. 6.
  3. ^ Уил 1999 , с. 8.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Холмс 2010 , с. 86.
  5. ^ Перейти обратно: а б Холмс 2010 , с. 69.
  6. ^ Холмс 2010 , с. 3.
  7. ^ Хутон 1994 , с. 190.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 37.
  9. ^ Чорли 2007 , с. 17.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Холмс 2010 , стр. 9–18.
  11. ^ Ричардс 1995 , с. 13.
  12. ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , стр. 34–35.
  13. ^ Ричардс 1995 , стр. 1–2.
  14. ^ Холмс 2010 , с. 20.
  15. ^ Холмс 2010 , с. 21.
  16. ^ Перейти обратно: а б Холмс 2010 , с. 25.
  17. ^ Ричардс 1974 , стр. 38–40.
  18. ^ Ричардс 1995 , стр. 26–28.
  19. ^ Ричардс 1995 , с. 28.
  20. ^ Холмс 2010 , с. 26.
  21. ^ Западная Австралия, 1939 год .
  22. ^ Бесполезные исторические факты 2023 года .
  23. ^ Холмс 2010 , с. 23.
  24. ^ Холмс 2010 , стр. 27–38.
  25. ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 31.
  26. ^ Ричардс 1974 , с. 42.
  27. ^ Ричардс 1995 , стр. 35–36.
  28. ^ Холмс 2010 , с. 32.
  29. ^ Холмс 2010 , стр. 35–36.
  30. ^ Ричардс 1974 , стр. 44–45.
  31. ^ Холмс 2010 , с. 43.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 38.
  33. ^ Бреффорт и Жуино 2009 , с. 48.
  34. ^ Холмс 2010 , с. 60.
  35. ^ Холмс 2010 , с. 48.
  36. ^ Холмс 2010 , с. 78.
  37. ^ Холмс 2010 , с. 54.
  38. ^ Холмс 2010 , с. 61.
  39. ^ Холмс 2010 , стр. 56–57.
  40. ^ Холмс 2010 , стр. 56–59.
  41. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 39.
  42. ^ Холмс 2010 , стр. 62–64.
  43. ^ Хутон 2007 , с. 79.
  44. ^ Холмс 2010 , стр. 67–70.
  45. ^ Холмс 2010 , стр. 70–71.
  46. ^ Холмс 2010 , с. 65.
  47. ^ Холмс 2010 , с. 71.
  48. ^ Холмс 2010 , с. 72.
  49. ^ Холмс 2010 , с. 75.
  50. ^ Холмс 2010 , с. 163.
  51. ^ Холмс 2010 , стр. 76–77.
  52. ^ Прин и др. 2001 , с. 513.
  53. ^ Хелд и Наурот 1982 , с. 15.
  54. ^ Холмс 2010 , стр. 78–81.
  55. ^ Уил 1999 , стр. 21–22.
  56. ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 40.
  57. ^ Тредвелл 2003 , стр. 29–31.
  58. ^ Холмс 2010 , с. 83.
  59. ^ Перейти обратно: а б с д Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 41.
  60. ^ Холмс 2010 , стр. 98–99.
  61. ^ Холмс 2010 , с. 100.
  62. ^ Черный 2001 .
  63. ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , стр. 45–46.
  64. ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , стр. 46–47.
  65. ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 49.
  66. ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , с. 67.
  67. ^ Колдуэлл и Мюллер 2007 , стр. 286–287.

Библиография

[ редактировать ]
  • Блэк, Генри (2001). «История T1-Bomb Sight» . Информационный бюллетень Ассоциации бомбардировочного командования Королевских ВВС .
  • Бреффор, Доминик; Жуино, Андре (2009). Messerschmitt Me 110: с 1939 по 1945 год двухмоторные истребители Messerschmitt Bf 110, Me 210 и 410 . Париж: История и коллекции. ISBN  978-2-35250-144-2 .
  • Колдуэлл, Дональд Л.; Мюллер, Ричард Р. (2007). Люфтваффе над Германией: Защита Рейха . Лондон, Великобритания: Greenhill Books. ISBN  978-1-85367-712-0 .
  • Чорли, WR (2007). Потери бомбардировочного командования Королевских ВВС во Второй мировой войне . Доска почета, 1939–1940 гг. Том. 9. Лондон: Ян Аллан. ISBN  978-1-85780-195-8 .
  • Держись, Вернер; Наурот, Хольгер (1982). Защита Рейха: ночные истребители и пилоты Гитлера . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  978-0-85368-414-5 .
  • Холмс, Робин (2010). Битва в Гельголандской бухте, 1939 год: Королевские ВВС и боевое крещение Люфтваффе . Лондон: Груб-стрит. ISBN  978-1-906502-56-0 .
  • Хутон, скорая помощь (1994). Триумфатор Феникса: Расцвет и расцвет Люфтваффе . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN  978-1-86019-964-6 .
  • Хутон, скорая помощь (2007). Люфтваффе в войне: надвигается буря 1933–1939 гг . Лондон: Классические публикации. ISBN  978-1-903223-71-0 .
  • Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2001). ВВС Германии с 1934 по 1945 год — Часть 2 — «Сидячая война» — с 1 сентября 1939 года по 9 мая 1941 года Истребительные части (9 мая 1940 года ) (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN  978-3-923457-59-5 .
  • Ричардс, Денис (1974) [1953]. Королевские ВВС 1939–1945: битва наперекор . Том. Я (пбк. ред.). Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-771592-9 . Проверено 16 сентября 2015 г.
  • Ричардс, Денис (1995). Самая трудная победа: бомбардировочное командование во Второй мировой войне . Лондон: Коронет. ISBN  978-0-340-61720-5 .
  • Тредуэлл, Терри (2003). Мессершмитт Bf 110 . Бристоль: Цербер. ISBN  978-1-84145-107-7 .
  • Уил, Джон (1999). Мессершмитт Bf 110 Эсминец-ас Второй мировой войны . Оксфорд: Издательство Osprey . ISBN  978-1-85532-753-5 .

Другие источники

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a9b7c573f51ba02ccbcad9cfc42eb21__1708439640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/21/0a9b7c573f51ba02ccbcad9cfc42eb21.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of the Heligoland Bight (1939) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)