Йоханнес Штайнхофф
Йоханнес «Маки» Штайнхофф (15 сентября 1913 — 21 февраля 1994) — Люфтваффе ас-истребитель во время Второй мировой войны , немецкий генерал и НАТО чиновник . Он был одним из очень немногих пилотов Люфтваффе, которым удалось летать на протяжении всего периода войны 1939–45 годов, пока он не получил серьезные ожоги во время неудачного взлета. Штайнхофф также был одним из самых результативных пилотов, одержавших 176 побед, и одним из первых, кто управлял реактивным истребителем Messerschmitt Me 262 в бою в составе 44-й эскадрильи Jagdverband под командованием Адольфа Галланда . Штайнхофф был награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями и мечами , а позже получил Большой крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» и несколько иностранных наград, включая Американский Легион Заслуг и Французский Почетный Легион. . Он сыграл роль в так называемом « Восстании летчиков-истребителей» в конце войны, когда несколько высокопоставленных офицеров ВВС выступили против Германа Геринга .
правительства Западной Германии Штайнхофф присоединился к Управлению по перевооружению в качестве консультанта по военной авиации в 1952 году и стал одним из главных должностных лиц, которым было поручено восстановление немецких ВВС в период холодной войны . Выйдя на пенсию, Штайнхофф стал широко читаемым автором книг о немецкой военной авиации во время Второй мировой войны и опыте немецкого народа того времени.
Ранние годы
[ редактировать ]Йоханнес Штайнхофф родился 15 сентября 1913 года в Боттендорфе , Тюрингия , в семье сельскохозяйственного рабочего и его традиционной домохозяйки. У него было два брата Бернд и Вольф и две сестры Грета и Шарлотта. [ 1 ] Его сестра Шарлотта вышла замуж за Людвига Хана , начальника Sicherheitspolizei ( Полиции безопасности) и Sicherheitsdienst (Службы безопасности) в оккупированной Варшаве , который участвовал в эвакуации и разрушении Варшавского гетто . [ 2 ]
Штайнхофф окончил монастырскую школу Klosterschule Roßleben после того, как «изучил классику и такие языки, как французский, английский, латынь и греческий». [ 3 ] а с 1932–1934 изучал филологию в Йенском университете , [ 4 ] где он был членом Landsmannschaft Suevia академического общества фехтования и мужского братства. [ 5 ] Вынужденный отказаться от учебы в университете из-за нехватки средств, Штайнхофф поступил на службу в Кригсмарине , где прослужил один год вместе со своим другом Дитрихом Грабаком в качестве военно-морского летного кадета, а затем в 1936 году перешел в недавно реформированные Люфтваффе . [ 3 ]
Штайнхоффу было присвоено звание лейтенанта (второго лейтенанта). 1 апреля 1936 года [ 6 ] Он женился на своей жене Урсуле 29 апреля 1939 года, и у них родились сын Вольф и дочь Урсула. (сейчас на пенсии) Колорадо Урсула вышла замуж за профессора экономики и сенатора штата Майкла Берда . [ 1 ] 1 января 1939 года Штайнхофф получил звание оберлейтенанта (первого лейтенанта). [ 6 ]
В начале лета 1939 года Люфтваффе начало экспериментировать с ночными истребителями для одномоторных самолетов. Из-за нехватки опытных летчиков операции были ограничены вечерними и ранними утренними часами. 1 августа Штайнхофф был назначен Staffelkapitän (командиром эскадрильи) 11-го ( Nachtjagd ) Staffel (эскадрилья) Lehrgeschwader 2 (JG 2 — 2-е демонстрационное крыло), которое базировалось в Грайфсвальде . Первоначально эскадрилья была оснащена истребителями Arado Ar 68 , а затем была перевооружена на Messerschmitt Bf 109 D-1. Подразделение подчинялось штабному подразделению Kampfgeschwader 2 (JG 2 — 2-й бомбардировочный авиаполк). [ 7 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война в Европе началась в пятницу 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу. В тот же день Штайнхофф был переведен в Jagdgeschwader 26 было присвоено имя Альберта Лео Шлагетера . «Schlageter» (JG 26–26-й истребительный авиаполк), которому 1 мая 1939 года [ 8 ] Он был назначен Staffelkapitän недавно созданного подразделения ночных истребителей под названием 10. ( Nacht ) Staffel JG 26, которое базировалось в Бонн-Хангеларе, недалеко от Санкт-Августина , и было оснащено Bf 109 D. [ 9 ] 12 ноября подразделение было переведено на аэродром Йевер . [ 10 ] 18 декабря Королевских ВВС (RAF) бомбардировочное командование начало атаку на немецкие военные корабли, предположительно находившиеся в Вильгельмсхафене, в ходе так называемой битвы в Гельголандской бухте . Атакующие силы британских ВВС были перехвачены, и Штайнхоффу приписали уничтожение двух бомбардировщиков Vickers Wellington из 57-й эскадрильи и группы номер 3 , которые, как он утверждал, сбили в 25–35 километрах (16–22 милях) к юго-юго-западу от Гельголанда . [ 11 ]
3 февраля 1940 года на аэродроме Йевер было создано новое подразделение ночных истребителей путем объединения трех отдельных эскадрилий одномоторных истребителей. Это подразделение получило обозначение IV. ( Nacht ) Gruppe (4-я ночная группа) Jagdgeschwader 2 «Richthofen» (JG 2–2-й истребительный авиаполк) под командованием гауптмана Альберта Блюменсаата. В результате 10-й ( Nacht ) Staffel JG 26 стал 11-м ( Nacht ) Staffel JG 2, который возглавлял Штайнхофф и базировался в Хаге . 23 апреля 11. ( Nacht ) и 12. ( Nacht ) Staffeln из JG 2 были отправлены на аэродром Ольборга для поддержки операции Weserübung — немецкого нападения на Данию и Норвегию. Две эскадрильи вернулись в Германию 9 мая для подготовки к битве за Францию . [ 12 ] В начале кампании 10 мая 11. ( Nacht ) Staffel базировался на аэродроме Кёльн Буцвайлерхоф , где поддерживал группу армий B в битве за Нидерланды . [ 13 ] В тот день Штайнхоф захватил бомбардировщик «Бристоль Бленхейм» возле Гааги и второй под Дюссельдорфом . [ 14 ]
его перевели в 4-й штаб Jagdgeschwader В августе 1940 года 52 (JG 52–52-й истребительный авиаполк), где он заменил оберлейтенанта Хайнца Шумана на посту Staffelkapitän . Штаффель JG 52 , подчинялся II группе которую возглавлял гауптман Вильгельм Энслен. [ 15 ] В то время группа базировалась в Пеплинге недалеко от Ла-Манша и воевала с Королевскими ВВС во время битвы за Британию . [ 16 ] 30 сентября Штайнхофф одержал свою пятую воздушную победу. Ему приписывают уничтожение истребителя Supermarine Spitfire над Доркингом . [ 17 ] II. Группа была выведена с фронта под Ла-Маншем 2 ноября и 5 ноября переведена в Мюнхен-Гладбах , современный Менхенгладбах, на период отдыха и пополнения запасов. [ 18 ] Группа также потеряла своего командира Энсслена, который погиб в бою 2 ноября. Энсслена сменил гауптман Эрих Войтке . [ 15 ] 22 декабря II. Группе было приказано отправиться на аэродром Леуварден , где им было поручено патрулировать истребители вдоль голландского побережья Северного моря . 15 января 1941 года группа перебралась на аэродром Ипенбург , где оставалась до 10 февраля. [ 19 ] Затем 14 февраля группа , где Штайнхофф утверждал , перебралась в Берк-сюр-Мер что сбил еще один «Спитфайр» в воздушном бою недалеко от Дангенесса . [ 20 ] 17 мая II. Группа достигла Раверсейде , своего последнего аэродрома недалеко от Ла-Манша. Двумя днями позже Штайнхофф заявил, что сбил еще два «Спитфайра» во время полета в Кентербери . 9 июня авиационные части II. Группа начала перемещение на восток. [ 21 ]
Операция Барбаросса
[ редактировать ]При подготовке операции «Барбаросса» — вторжения Германии в Советский Союз II. Группа JG 52 без периода пополнения в Германии была направлена на аэродромы, расположенные вблизи немецко-советской демаркационной линии . В то время как Gruppenstab (штаб группы) и 4. Staffel базировались в Сувалках на северо-востоке Польши, 5. и 6. Staffel были переведены на передовой аэродром в Соболево . Для вторжения II. Группа JG 52 подчинялась Geschwaderstab (штабному подразделению) Jagdgeschwader 27 (JG 27–27-й истребительный авиаполк). Гешвадер входил в состав VIII. Флигеркорп под командованием генерал-полковника Вольфрама фрайгера фон Рихтгофена поддерживал северное крыло группы армий «Центр» . [ 22 ]
22 июня немецкие войска начали наступление на Советский Союз, открыв Восточный фронт . Группа . поддерживала наступающую 9-ю армию и 3-ю танковую группу в их атаке на пограничные укрепления к востоку и юго-востоку от Сувалок В тот день Штайнхофф заявил, что советский истребитель Поликарпов И-153 был сбит недалеко от Варены в Литве. [ 23 ] 25 июня группа перебралась на аэродром Варена, который ранее был оккупирован советскими ВВС (ВВС — «Военно-воздушные силы »). На следующий день Штайнхофф заявил, что Илюшин ДБ-3 . к югу от Варены был сбит бомбардировщик [ 24 ] 28 июня группа двинулась в Молодечно , поддерживая наступление 3-й танковой группы под Борисовом . [ 25 ]
24 августа II. Группе было приказано расположиться на аэродроме Спасская Полисть на реке Полисть , южнее Чудово и севернее Новгорода на озере Ильмень, для поддержки 18-й армии в ее продвижении к Неве и Ладожскому озеру . [ 26 ] Здесь Штайнхофф одержал свою 35-ю воздушную победу 29 августа, за что он был награжден Рыцарским крестом Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ). на следующий день [ 27 ]
Восточный фронт
[ редактировать ]24 января 1942 г., будучи выведенным с Восточного фронта, II. Группа прибыла в Йесау недалеко от Кенигсберга (современный Калининград в России) на период восстановления сил и пополнения запасов. [ 28 ] В тот день был переведен командир группы Войтке . 1 марта Штайнхофф стал новым группенкомандером (командиром группы). В результате командование 4. Staffel было передано оберлейтенанту Герхарду Баркхорну . [ 29 ] [ 30 ] В Иесау группа получила много новых самолетов Bf 109 F-4. 14 апреля II. Группа получила приказ перебраться в Пльзень (современный Пльзень в Чехии) для переброски на Восточный фронт. [ 31 ]
II. 20 августа группа была направлена в Тусов, который расположен примерно в 25 км (16 милях) к юго-западу от Калача-на-Дону на западном берегу Дона, где группа действовала в районе боевых действий под Сталинградом . [ 32 ] Здесь Штайнхофф одержал свою 100-ю воздушную победу 31 августа, сбив два истребителя ЛаГГ-3. [ 33 ] Он был 18-м пилотом Люфтваффе, достигшим столетней отметки. [ 34 ] 1 сентября II. Группе было приказано расположиться на аэродроме в Керчи на Керченском полуострове . Целью было захватить Таманский полуостров и Новороссийск . Здесь Штайнхоффу приписали уничтожение тральщика и потопление моторной лодки . [ 35 ]
2 сентября Штайнхофф был награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub ). Он стал 115-м военнослужащим немецких вооруженных сил, удостоенным такой чести. [ 36 ] 4 ноября Штайнхофф вместе с Альфредом Друшелем , Эрнстом-Вильгельмом Райнертом , Гюнтером Раллем и Максом Штотцем получили Дубовые листья от Адольфа Гитлера . лично [ 37 ] 11 декабря во время Сталинградской битвы был подбит зенитной артиллерией Штайнхофф на своем Bf 109 G-2 ( Werknummer 13853 — заводской номер) , в результате чего он совершил вынужденную посадку возле Обливской . [ 38 ]
Командир крыла
[ редактировать ]24 марта 1943 года и передал II группу гауптману Штайнхофф покинул JG 52 Гельмуту Кюле. [ 39 ] 1 апреля он получил командование Jagdgeschwader 77 (JG 77–77-й истребительный авиаполк) в качестве Geschwaderkommodore (командира крыла) после того, как его бывший командир майор Йоахим Мюнхеберг был убит в бою 23 марта. [ 40 ] Штайнхофф принял командование JG 77 3 апреля. В то время гешвадер базировался на аэродроме к северу от Сфакса , Тунис, и участвовал в североафриканской кампании . [ 41 ] На следующий день Штайнхофф одержал свою единственную воздушную победу в Северной Африке, сбив истребитель «Спитфайр» во время полета в Эль-Геттар . [ 42 ] 5 апреля он был сбит истребителем «Спитфайр», в результате чего он совершил вынужденную посадку в Ла-Фоконнери, в результате чего был уничтожен его Bf 109 G-6 ( Werknummer 16492). [ 43 ]
Перед полуднем 25 июня радар Люфтваффе на Монте-Эрисе обнаружил большое соединение ВВС США четырехмоторных бомбардировщиков (USAAF) к северу от Сицилии. Люфтваффе первоначально предполагало, что бомбардировщики направлялись на Неаполь . В реальности 124 бомбардировщика Boeing B-17 Flying Fortress атаковали Мессину , причинив значительный ущерб. Воздушную оборону Люфтваффе координировали генерал-майор Адольф Галланд , генерал дер Ягдфлигер (генерал истребительных сил) и его Inspekteur der Jadgflieger Süd (инспектор южных летчиков-истребителей) лично оберст Гюнтер Лютцов . Галланд намеревался объединить истребители JG 77 и Jagdgeschwader 53 (JG 53–53-й истребительный авиаполк) и направить истребители сомкнутым строем к точке перехвата. [ 45 ] Поскольку цель была ошибочной, бомбардировщики удалось перехватить только на обратном пути. Галланд поднял в воздух около 80 истребителей из штабов , I., II. Группа JG 77 и группа JG 53 в 12:55. Из-за туманной погоды немецкое соединение рассредоточилось и не смогло быстро обнаружить бомбардировщики. Топливо уже было на исходе, когда бомбардировщики были замечены примерно в 150 километрах (93 милях) к северо-западу от Трапани . К бомбардировщикам добрались лишь несколько истребителей Люфтваффе, в том числе Штайнхофф, сбивший B-17. [ 46 ]
1 апреля 1944 года Штайнхоффу было присвоено звание оберстлейтенанта (подполковника). [ 47 ] 28 июля 1944 года Штайнхофф получил Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями и мечами .
7 ноября Штайнхофф покинул JG 77, и его заменил майор Йоханнес Визе . В общей сложности Штайнхофф совершил 100 боевых вылетов и одержал одиннадцать воздушных побед во время службы в JG 77. [ 48 ] 11 ноября рейхсмаршал Герман Геринг в качестве главнокомандующего Люфтваффе организовал встречу высокопоставленных офицеров Люфтваффе, в том числе генерала дер Ягдфлигера Галланда и Штайнхофа. Встреча, также известная как «Ареопаг», проходила в Luftkriegsakademie (военно-воздушной академии) в Берлине-Гатове . Эта версия греческого ареопага — суда правосудия — Люфтваффе была направлена на поиск решений ухудшающейся ситуации в воздушной войне над Германией. [ 49 ] На этой встрече Галланд спросил Штайнхоффа, будет ли он заинтересован в командовании первым подразделением реактивных истребителей. [ 50 ]
Полет на Мессершмитте Me 262
[ редактировать ]Jagdgeschwader 7 «Новотны» (JG 7–7-й истребительный авиаполк) «Новотны» был первым действующим авиаполком реактивных истребителей в мире и был назван в честь Вальтера Новотны , погибшего в бою 8 ноября 1944 года. Новотны оценивал Мессершмитт Ме. 262 реактивных самолета в рабочем состоянии. [ 51 ] JG 7 был оснащен Me 262, самолетом, который был хорошо вооружен и был быстрее любого истребителя союзников . Галланд надеялся, что Me 262 компенсирует численное превосходство союзников. 12 ноября 1944 года Oberkommando der Luftwaffe (OKL — Верховное командование ВВС) приказало оснастить JG 7 Me 262. После обмена со Штайнхоффом в «Ареопаге» Галланд назначил Штайнхоффа своим первым гешвадеркоммодором . [ 52 ]
Штайнхоффу было разрешено выбрать несколько Staffelkapitäne , в том числе Хайнца Бэра и Герхарда Баркхорна . После тяжелых потерь, понесенных во время операции «Боденплатте » ( Unternehmen Bodenplatte ), Штайнхофф и другие лидеры истребителей впали в немилость после так называемого «Восстания летчиков-истребителей» против того, что было воспринято как некомпетентность высшего командования Люфтваффе и Геринга в частности. Вместе с несколькими другими Штайнхофф был отстранен от командования за то, что бросил вызов руководству Геринга. Его заменил майор Теодор Вайсенбергер . [ 53 ]
После непродолжительного пребывания во внутренней ссылке Штайнхофф перешел в Jet Experten подразделение Jagdverband 44 (JV 44–44-й истребительный отряд), сформированное его близким другом и доверенным лицом Адольфом Галландом в начале 1945 года. Первоначально Штайнхофф действовал как де-факто офицер по набору персонала, убедив несколько ветеранов-асов Люфтваффе присоединиться к отряду, некоторые из них вышли из дома отдыха летчиков-истребителей в Бад-Висзее для этого . Штайнхофф совершил шесть подтвержденных убийств с помощью этого подразделения. [ Примечание 1 ] Штайнхофф пережил почти 1000 боевых вылетов только для того, чтобы увидеть, как его летная карьера подошла к концу на земле.
Будучи членом JV 44, Штайнхофф был навсегда изуродован после того, как получил серьезные ожоги большей части тела после того, как разбил свой Me 262 после неудачного взлета. 18 апреля 1945 года Me 262 Штайнхоффа разбился при взлете с аэродрома Мюнхен-Рим . Левое колесо его командира звена лопнуло, и он резко повернул налево, врезавшись в Штайнхоффа, заставив его вылететь за пределы взлетно-посадочной полосы и повредив топливные баки, расположенные впереди, под и позади него. Штайнхофф и люди, с которыми он поднимался в тот день, были вооружены экспериментальной ракетой под крылом, которая вместе с боеприпасами к пушке, которые нес Штайнхофф, затрудняла побег из-за количества взрывающихся вокруг него боеприпасов. По словам летчика-истребителя и члена JV 44 Франца Штиглера , «в считанные секунды Штайнхофф превратился в человека-факела». Его шансы на выживание были невелики, хотя он и выжил, но получил серьезные ожоги, оставившие его в ужасных шрамах. Штайнхофф провел два года в больнице и годы реконструктивная хирургия : его веки были восстановлены британским хирургом после войны.
Его рекорд военного времени составил 176 уничтоженных самолетов, из которых 152 находились на Восточном фронте, 12 на Западном фронте и 12 в Средиземноморье. Он также совершил 993 боевых вылета. Штайнхоффа сбивали 12 раз, но он спасся только один раз. Объясняя свое предпочтение остаться на своем поврежденном самолете, Штайнхофф признался: «Я выпрыгнул с парашютом только один раз. Я никогда не доверял парашютам. Я всегда приземлял свои поврежденные самолеты, надеясь, что меня не отбросит при падении, когда я потеряю мощность». [ 3 ]
Дальнейшая жизнь и служба
[ редактировать ]С ВВС Германии и НАТО
[ редактировать ]Новое временное правительство Западной Германии пригласило Штайнхоффа восстановить Люфтваффе в рамках НАТО , и в конечном итоге он дослужился до звания генерала. Штайнхофф стал военным представителем Германии в Военном комитете НАТО в 1960 году, занимал должность исполняющего обязанности командующего ВВС союзников в Центральной Европе в НАТО в 1965–1966 годах, инспектора ВВС в 1966–1970 годах и председателя Военного комитета НАТО в 1971–1974 годах.
Штайнхофф получил множество наград за свою работу над структурой послевоенных ВВС Германии и интеграцию Федеральных вооруженных сил Германии в НАТО, в том числе: Орден «За заслуги перед звездой» , Американский Легион за заслуги и Французский Почетный легион. .
Одним из вкладов Штайнхоффа было решение проблемы высокого уровня аварийности в ВВС с истребителями F-104 Starfighter . Изучив этот вопрос, Штайнхофф, который всегда был хорошим учителем, пришел к выводу, что проблема была не в самолете, а в плохой подготовке пилотов на этом конкретном самолете. Он решил проблему с помощью интенсивного режима тренировок, и количество несчастных случаев резко снизилось.
После ухода из командования НАТО в 1974 году Штайнхофф стал широко читаемым автором книг о немецкой военной авиации во время войны и об опыте немецкого народа того времени. Он написал «Последние часы», в которых подробно описывался заговор против Германа Геринга в конце войны , а также опубликовал яркий отчет о своем пребывании в Италии: «Мессершмитты над Сицилией: дневник командира истребителя Люфтваффе». Штайнхофф также стал акварелистом и председателем немецкой компании Dornier Aviation. [ 1 ]
Споры о битбургском кладбище
[ редактировать ]В мае 1985 года Штайнхофф встретился с Рональдом Рейганом , тогдашним президентом США , во время посещения военного кладбища Колмешёэ времен Второй мировой войны недалеко от Битбурга . Мероприятие планировалось стать актом примирения к 40-летию Дня Победы . Рейган и канцлер Западной Германии Гельмут Коль должны были отдать дань уважения на немецком военном кладбище. [ 54 ] Однако президент США столкнулся с национальным и политическим давлением с целью отменить визит со стороны американских еврейских групп и американских ветеранов Второй мировой войны после того, как было обнаружено, что 22 солдата Ваффен-СС были похоронены среди 2000 военных могил. вся СС была признана преступной организацией Присутствие нацистских солдат привело к разногласиям, поскольку на Нюрнбергском процессе . Хотя это и не было частью первоначального маршрута, в рамках своего примирительного жеста Рейган и Коль совершили импровизированный визит в концентрационный лагерь Берген-Бельзен перед посещением Битбурга, тем самым сократив время, которое Рейгану пришлось провести на военном кладбище Кольмешёэ, до восьми минут. . К нему присоединились Стейнхофф, Коль и 90-летний генерал армии США Мэтью Риджуэй , который командовал 82-й воздушно-десантной дивизией во время Второй мировой войны. После того, как Рейган возложил венок к мемориалу на кладбище, все встали по стойке смирно под короткий трубный салют. В конце Стейнхофф внезапно повернулся и, не по сценарию, пожал руку Риджуэю. Удивленный Коль позже поблагодарил Штайнхоффа за его действия, который позже сказал, что это казалось правильным поступком. [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ]
Смерть
[ редактировать ]21 февраля 1994 года Штайнхофф умер в больнице Бонна от осложнений, вызванных сердечным приступом, который он перенес в декабре прошлого года. Ему было 80 лет, и он жил в соседнем Бад-Годесберге . [ 1 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам американского историка Дэвида Т. Забекки , на счету Штайнхоффа 176 воздушных побед. [ 58 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги « Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о 168 заявлениях о победах в воздухе, а также еще девяти неподтвержденных заявлениях. В это число подтвержденных заявлений входят 149 воздушных побед на Восточном фронте и 19 на Западном фронте, в том числе три четырехмоторных бомбардировщика и шесть побед на реактивном истребителе Me 262. [ 59 ]
Заявления о победе были записаны по ссылке на карту (PQ = Planquadrat ), например «PQ 95371». Карта-сетка Люфтваффе ( Jägermeldenetz ) охватывала всю Европу, запад России и Северную Африку и состояла из прямоугольников размером 15 и 30 минут широты минут долготы , площадью около 360 квадратных миль (930 км2). 2 ). Затем эти сектора были разделены на 36 меньших частей, чтобы получить площадь локации размером 3 × 4 км (1,9 × 2,5 мили). [ 60 ]
Хроника воздушных побед | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и ♠ ( Пиковый туз ) обозначают те воздушные победы, которые сделали Штайнхоффа « асом дня ». Этот термин обозначает летчика-истребителя, сбившего пять или более самолетов за один день.
Это и - (тире) указывают на неочевидные заявления о победах в воздухе, за которые Штайнхофф не получил должного признания.
Это вместе со звездочкой * указывает на Herausschuss (разделительный выстрел) — серьезно поврежденный тяжелый бомбардировщик, вынужденный отделиться от своего боевого ящика, что засчитывалось как воздушная победа.
Это и ? (знак вопроса) указывает на несоответствия в информации, перечисленные Барбасом, Прином, Стеммером, Родейком, Боком, Мэтьюзом и Форманом.
| |||||||||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | ||
– 10 (ночь). Эскадрилья Jagdgeschwader 26 « Шлагетер» – [ 61 ] «Странная война» - 1 сентября 1939 г. - 9 мая 1940 г. | |||||||||||
1 | 18 декабря 1939 г. | 14:30 | Веллингтон | 30 км (19 миль) к юго-западу от Гельголанда [ 62 ] | 2 | 18 декабря 1939 г. | 14:35 | Веллингтон | 30 км (19 миль) к юго-западу от Гельголанда [ 62 ] | ||
– 11 (ночь). Эскадрилья Jagdgeschwader 2 « Рихтгофен » – [ 61 ] Битва за Францию - 10 мая - 25 июня 1940 г. | |||||||||||
3 | 10 мая 1940 г. | —
|
Бленхейм | Гаага [ 14 ] | 4 | 10 мая 1940 г. | —
|
Бленхейм | Дюссельдорф [ 14 ] | ||
– 4-я Jagdgeschwader 52 эскадрилья – [ 61 ] Бои у Ла-Манша и над Англией - 26 июня 1940 г. - 9 июня 1941 г. | |||||||||||
5 | 30 сентября 1940 г. | 13:45 | Спитфайр | Доркинг [ 63 ] | 7 | 19 мая 1941 г. | 12:40 | Спитфайр | к северу от Дувра [ 64 ] Кентербери | ||
6 | 14 февраля 1941 г. | 13:00 | Спитфайр | 30 км (19 миль) к северу от Дандженесса [ 63 ] | 8 | 19 мая 1941 г. | 12:45 | Спитфайр | к северу от Дувра [ 64 ] | ||
– 4-я Jagdgeschwader 52 эскадрилья – [ 61 ] Операция Барбаросса - 22 июня - 5 декабря 1941 г. | |||||||||||
9 | 22 июня 1941 г. | 10:00 | И-15 ? [ Примечание 2 ] | Варена [ 65 ] | 31 | 26 августа 1941 г. | 08:55 | И-17 ( МиГ-1 ) | Мал. Броница [ 66 ] | ||
10 | 26 июня 1941 г. | 09:32 | ДБ-3 | к югу от Варены [ 65 ] | 32 | 26 августа 1941 г. | 08:58 | И-17 (МиГ-1) | 15 км (9,3 миль) к юго-востоку от Любани [ 66 ] | ||
11 | 1 июля 1941 г. | 18:26 | И-16 | к северу от Борисова [ 65 ] | 33 | 27 августа 1941 г. | 15:38 | Р-5 | 6 км (3,7 миль) к северо-востоку от Льеси [ 66 ] | ||
12 | 2 июля 1941 г. | 17:22 | ДБ-3 | Борисов [ 65 ] | 34 | 27 августа 1941 г. | 15:39 | Р-5 | 3 км (1,9 миль) к северо-востоку от Льеси [ 66 ] | ||
13? [ Примечание 3 ] | 2 июля 1941 г. | —
|
ДБ-3 | к югу от Борисова [ 65 ] | 35 | 29 августа 1941 г. | 15:10 | И-15 | к юго-востоку от Колпино [ 68 ] | ||
14 | 2 июля 1941 г. | 17:34 | ДБ-3 | южнее Смолевичей [ 65 ] | 36 | 1 сентября 1941 г. | 15:15 | ДБ-3 | 30 км (19 миль) к северо-востоку от Любани. [ 68 ] | ||
15 | 3 июля 1941 г. | 18:19 | ДБ-3 | к северо-востоку от Борисова [ 65 ] | 37 | 6 сентября 1941 г. | 11:55 | И-18 (МиГ-1) | км (0,62 мили) к северо-западу от железных дорог 1 [ 68 ] | ||
16 | 3 июля 1941 г. | 18:30 | ДБ-3 | к северо-востоку от Борисова [ 65 ] | 38 | 6 сентября 1941 г. | 16:47 | И-18 (МиГ-1) | железнодорожная станция Маково [ 68 ] | ||
17 | 4 июля 1941 г. | 12:02 | ДБ-3 | к западу от Витебска [ 65 ] | 39 | 26 сентября 1941 г. | 07:55 | И-18 (МиГ-1) | 10 км (6,2 миль) к западу от Волховстроя [ 68 ] | ||
18 | 5 июля 1941 г. | 06:28 | ДБ-3 | к северу от Уллы [ 65 ] | 40 | 3 октября 1941 г. | 14:17 | И-153 | 10 км (6,2 миль) к северо-востоку от Хелма [ 69 ] | ||
19 | 6 июля 1941 г. | 12:40 | ДБ-3 | к северу от Дисны [ 70 ] | 41 | 5 октября 1941 г. | 07:10 | И-18 (МиГ-1) | 30 км (19 миль) к северо-западу от Вязьмы. [ 69 ] | ||
20 | 7 июля 1941 г. | 12:15 | ДБ-3 | к западу от Полоцка [ 70 ] | 42 | 6 октября 1941 г. | 06:25? [ Примечание 4 ] | И-16 | 10 км (6,2 миль) к юго-востоку от Хелма [ 69 ] | ||
21? [ Примечание 3 ] | 9 июля 1941 г. | —
|
Он-2 | к северо-западу от Бесвенковичей [ 70 ] | 43 | 18 октября 1941 г. | 15:17 | Он-2 | к северу от Калинина [ 69 ] | ||
22 | 22 июля 1941 г. | 11:05 | И-16 | к югу от Высокой [ 70 ] | 44 | 18 октября 1941 г. | 15:18 | Он-2 | Kalinin [ 69 ] | ||
23 | 26 июля 1941 г. | 05:12 | В-11 ( Ил-2 ) | к северо-востоку от Ярцево [ 71 ] | 45 | 24 октября 1941 г. | 15:55 | Он-2 | southwest of Kalinin [ 69 ] | ||
24 | 27 июля 1941 г. | 18:05 | И-18 (МиГ-1) | к северу от Вязьмы [ 71 ] | 46 | 14 ноября 1941 г. | 15:55? [ Примечание 5 ] | И-18 (МиГ-1) | 5 км (3,1 мили) к югу от Вязьмы. [ 69 ] | ||
25 | 28 июля 1941 г. | 17:35 | И-18 (МиГ-1) | 6 км (3,7 миль) к востоку от Горького [ 71 ] | 47 | 26 ноября 1941 г. | 13:20? [ Примечание 6 ] | I-26 ( Yak-1 ) | 10 км (6,2 миль) к югу от Столнечногорста [ 69 ] | ||
26 | 29 июля 1941 г. | 17:28 | ДБ-3 | к северо-западу от озера Чуче [ 71 ] | 48 | 28 ноября 1941 г. | 09:20 | Ил-2 | 10 км (6,2 миль) к востоку от Истры [ 69 ] | ||
27 | 29 июля 1941 г. | 17:34 | ДБ-3 | к юго-западу от Черной [ 71 ] | 49 | 28 ноября 1941 г. | 14:50 | ББ-22 (Северский) | 10 км (6,2 миль) к юго-западу от Столнечногорста [ 69 ] | ||
28 | 10 августа 1941 г. | 13:35? [ Примечание 7 ] | И-16 | 8 км (5,0 миль) к северу от Шимска [ 71 ] | 50 | 2 декабря 1941 г. | 08:25 | ББ-22 (Северский) | Белый рост [ 72 ] | ||
29 | 25 августа 1941 г. | 12:10 | И-16 | 10 км (6,2 миль) к северо-западу от Тосно. [ 66 ] | 51 | 2 декабря 1941 г. | 14:30 | ББ-22 (Северский) | 10 км (6,2 миль) к западу от Москвы [ 72 ] | ||
30 | 26 августа 1941 г. | 08:50 | И-17 (МиГ-1) | 10 км (6,2 миль) к юго-западу от Любани [ 66 ] | |||||||
II Группа Ягдгешвадер – 52 – [ 73 ] Восточный фронт - 7 мая 1942 г. - 3 февраля 1943 г. | |||||||||||
52 | 9 мая 1942 г. | 04:00 | И-153 | 5 км (3,1 мили) к западу от Акмоная [ 74 ] | 102 | 8 сентября 1942 г. | 14:40 | ЛаГГ-3 | 5 км (3,1 мили) к северо-востоку от Малгобека [ 75 ] | ||
53 | 9 мая 1942 г. | 12:43 | И-153 | 2 км (1,2 мили) к западу от Седшента [ 74 ] | 103 | 8 сентября 1942 г. | 14:42 | ЛаГГ-3 | 5 км (3,1 мили) к северо-востоку от Малгобека [ 75 ] | ||
54 | 15 мая 1942 г. | 04:17 | МиГ-1 | Staryi Saltiv [ 74 ] | 104 | 10 сентября 1942 г. | 14:25 | ЛаГГ-3 | 10 км (6,2 миль) к юго-востоку от Малгобека [ 75 ] | ||
55 | 17 мая 1942 г. | 09:34 | МиГ-1 | Борогодичное [ 74 ] | 105 | 16 сентября 1942 г. | 16:20 | ЛаГГ-3 | 5 км (3,1 мили) к северу от Калиновской [ 75 ] | ||
56 | 19 мая 1942 г. | 08:35 | МиГ-1 | 3 км (1,9 миль) к западу от Яскова [ 74 ] | 106 | 17 сентября 1942 г. | 14:40 | Су-2 | 5 км (3,1 мили) к северо-западу от Меккенской [ 75 ] | ||
57 | 19 мая 1942 г. | 14:55 | Ил-2 | 20 км (12 миль) к югу от Изюма. [ 74 ] | 107 | 17 сентября 1942 г. | 16:40 | ЛаГГ-3 | 2 км (1,2 мили) к западу от реки Калаус [ 75 ] | ||
58 | 23 мая 1942 г. | 05:45 | МиГ-1 | 2 км (1,2 мили) к югу от Петроверки [ 74 ] | 108 | 20 сентября 1942 г. | 09:40 | И-16 | PQ 95371, г. Геленджик [ 76 ] | ||
59 | 23 мая 1942 г. | 14:26 | В-11 (Ил-2) | 6 км (3,7 миль) к северо-западу от Оджани [ 74 ] | 109 | 26 сентября 1942 г. | 15:39 | Yak-1 | 10 км (6,2 миль) к северо-востоку от Геленджика. [ 76 ] | ||
60 | 26 мая 1942 г. | 11:30 | Ил-2 | 4 км (2,5 мили) к северу от Петрской. [ 74 ] | 110 | 26 сентября 1942 г. | 15:40 | Yak-1 | 10 км (6,2 миль) к северо-востоку от Геленджика. [ 76 ] | ||
61 | 26 мая 1942 г. | 17:24 | Ил-2 | 1 км (0,62 мили) к востоку от Ивановки [ 77 ] | 111 | 11 ноября 1942 г. | 08:10 | Yak-1 | PQ 94161, г. Лазаревское [ 78 ] | ||
62 | 2 июня 1942 г. | 12:38 | И-16 | 5 км (3,1 мили) к востоку от Граково [ 77 ] | 112 | 11 ноября 1942 г. | 14:18 | ЛаГГ-3 | 10 км (6,2 миль) к северу от Лазаревского. [ 78 ] | ||
63 | 4 июня 1942 г. | 18:45 | Ил-2 | 4 км (2,5 мили) к востоку от Граково [ 77 ] | 113 | 28 ноября 1942 г. | 07:50 | П-40 | 5 км (3,1 мили) к югу от аэродрома Питомник. [ 79 ] | ||
64 | 14 июня 1942 г. | 16:10 | ЛаГГ-3 | 5 км (3,1 мили) к западу от Косорши [ 77 ] | 114 | 28 ноября 1942 г. | 10:40 | Yak-1 | PQ 49184, Pitomnik Airfield [ 79 ] | ||
65 | 22 июня 1942 г. | 17:55 | Ураган | 5 км (3,1 мили) к северо-западу от Купянска [ 80 ] | 115 | 30 ноября 1942 г. | 07:45 | Yak-1 | 25 км (16 миль) к северо-западу от Морозовска (Моросовская) [ 79 ] | ||
66 | 23 июня 1942 г. | 19:21 | Су-2 | 5 км (3,1 мили) к северу от Купянска [ 80 ] | 116 | 30 ноября 1942 г. | 07:47? [ Примечание 8 ] | Yak-1 | 25 км (16 миль) к северу от Морозовской. [ 79 ] | ||
67 | 1 июля 1942 г. | 10:05 | Ил-2 | Красовка [ 82 ] | 117 | 30 ноября 1942 г. | 10:15 | Yak-1 | PQ 39424, Мариновка [ 79 ] | ||
68 | 1 июля 1942 г. | 10:10 | Бостон | Красовка [ 82 ] | 118 | 30 ноября 1942 г. | 10:30 | П-40 | PQ 40754, Ширкоков [ 79 ] | ||
69 | 3 июля 1942 г. | 13:15 | Ураган | 8 км (5,0 миль) к востоку от Нового Оскола [ 83 ] | 119 | 1 декабря 1942 г. | 08:20 | Yak-1 | 5 км (3,1 мили) к югу от Спартека [ 79 ] | ||
70 | 4 июля 1942 г. | 10:32 | ЛаГГ-3 | 1 km (0.62 mi) southwest of Ostroghosk [ 83 ] | 120 | 2 декабря 1942 г. | 12:15 | Yak-1 | 5 км (3,1 мили) к югу от Басаргево [ 79 ] | ||
71 | 10 июля 1942 г. | 10:30 | ЛаГГ-3 [ 83 ] | 121 | 7 декабря 1942 г. | 13:23 | П-40 | 10 км (6,2 миль) к юго-востоку от Браткого [ 84 ] | |||
72 | 17 июля 1942 г. | 07:55 | И-16 [ 83 ] | 122 | 8 декабря 1942 г. | 09:10 | Бостон | PQ 29253, г. Сслепичин [ 84 ] | |||
73 | 19 июля 1942 г. | 13:50 | И-153 | 5 км (3,1 мили) к юго-западу от Койсуга [ 83 ] | 123 | 8 декабря 1942 г. | 12:30 | Бостон | 10 км (6,2 миль) к западу от Карачева [ 84 ] | ||
74 | 20 июля 1942 г. | 16:15 | ЛаГГ-3 | 5 км (3,1 мили) к юго-востоку от Батайска [ 85 ] | 124 | 8 декабря 1942 г. | 12:40 | МиГ-1 | 3 км (1,9 миль) к востоку от Нижнего Кубанского. [ 84 ] | ||
75 | 23 июля 1942 г. | 18:10 | И-16 | 2 км (1,2 мили) к югу от Касторы [ 85 ] | 125 | 8 декабря 1942 г. | 12:50 | МиГ-1 | 3 км (1,9 миль) к востоку от Нижнего Кубанского. [ 84 ] | ||
76 | 24 июля 1942 г. | 16:23 | Ил-2 | 4 км (2,5 мили) к югу от Вислы [ 85 ] | 126 | 10 декабря 1942 г. | 11:40 | ЛаГГ-3 | 8 km (5.0 mi) west of Pitomnik airfield [ 84 ] | ||
77 | 25 июля 1942 г. | 17:40 | И-153 | 5 км (3,1 мили) к западу от Мартыновской [ 85 ] | 127 | 11 декабря 1942 г. | 09:23 | Yak-1 | PQ 29633, к юго-западу от Гросной. [ 84 ] | ||
78 | 21 августа 1942 г. | 16:00 | I-180 ( Yak-7 ) | PQ 49411, г. Сталинград [ 86 ] 5 км (3,1 мили) к востоку от Сталинграда |
128 | 11 декабря 1942 г. | 09:26 | Yak-1 | PQ 2949, Островской [ 87 ] | ||
79 | 22 августа 1942 г. | 10:20 | ЛаГГ-3 | 1 км (0,62 мили) к югу от Серепты [ 86 ] | 129 | 12 декабря 1942 г. | 12:22 | Он-2 | PQ 38342, к западу от Котельниково. [ 87 ] | ||
80 | 22 августа 1942 г. | 10:55 | Ураган | PQ 49411, г. Сталинград [ 86 ] | 130 | 13 декабря 1942 г. | 12:15 | Он-2 | PQ 38282, Ссамчин [ 87 ] | ||
81♠ | 23 августа 1942 г. | 05:40 | ЛаГГ-3 | 4 км (2,5 мили) к югу от Семенка [ 86 ] | 131 | 13 декабря 1942 г. | 12:16 | Yak-1 | 5 км (3,1 мили) к югу от Аксая [ 87 ] | ||
82♠ | 23 августа 1942 г. | 05:50 | ЛаГГ-3 | 2 км (1,2 мили) к северу от Ярьева [ 86 ] | 132 | 17 декабря 1942 г. | 07:10 | П-40 | 5 км (3,1 мили) к северу от Шутоу 2 [ 87 ] | ||
83♠ | 23 августа 1942 г. | 12:20 | И-153 | 10 km (6.2 mi) west of Gorodischtsche [ 86 ] | 133 | 17 декабря 1942 г. | 13:15 | Yak-1 | 10 км (6,2 миль) к северо-востоку от Шутоу 2 [ 87 ] | ||
84♠ | 23 августа 1942 г. | 15:10 | I-180 (Yak-7) | PQ 49413, Krasnaya Sloboda [ 86 ] | 134 | 18 декабря 1942 г. | 10:33 | Yak-1 | 6 км (3,7 миль) к востоку от Громославки. [ 87 ] | ||
85♠ | 23 августа 1942 г. | 17:25 | ЛаГГ-3 | PQ 49411, г. Сталинград [ 86 ] | 135 | 20 декабря 1942 г. | 10:53 | Yak-1 | 5 км (3,1 мили) к юго-западу от Васильевки. [ 88 ] | ||
86 | 24 августа 1942 г. | 06:20 | I-180 (Yak-7) | PQ 59323, г. Ленинск [ 89 ] | 136 | 25 декабря 1942 г. | 13:00 | Yak-1 | PQ 38241, к югу от Шутово. [ 88 ] | ||
87 | 25 августа 1942 г. | 11:05 | ЛаГГ-3 | 1 км (0,62 мили) к северу от Сталинграда [ 89 ] | 137 | 25 декабря 1942 г. | 13:30 | Он-2 | PQ 38334, к северу от Черни. [ 88 ] | ||
88 | 25 августа 1942 г. | 11:07 | ЛаГГ-3 | 10 км (6,2 миль) к северо-западу от Ахтубы [ 89 ] | 138 | 28 декабря 1942 г. | 10:37? [ Примечание 9 ] | Ла-5 | 5 км (3,1 мили) к северу от Котельниково [ 88 ] | ||
89 | 25 августа 1942 г. | 14:45 | I-180 (Yak-7) | 2 км (1,2 мили) к северу от Саплауное [ 89 ] | 139 | 28 декабря 1942 г. | 12:55 | Ла-5 | 10 км (6,2 миль) к востоку от Котельниково. [ 88 ] | ||
90 | 25 августа 1942 г. | 17:37 | I-180 (Yak-7) | 5 км (3,1 мили) к востоку от Сталинграда [ 89 ] | 140 | 9 января 1943 г. | 12:43 | Yak-1 | PQ 28782, 2 км (1,2 мили) к северу от железнодорожной станции Куберке. [ 88 ] | ||
91 | 27 августа 1942 г. | 05:35 | I-180 (Yak-7) | PQ 49431, Srednyaya Akhtuba [ 89 ] | 141 | 9 января 1943 г. | 12:50 | Yak-1 | PQ 28872, 2 км (1,2 мили) к востоку от Матщенкова [ 88 ] | ||
92 | 27 августа 1942 г. | 11:34 | I-180 (Yak-7) | 1 km (0.62 mi) east of Krasnaya Sloboda [ 90 ] | 142 | 14 января 1943 г. | 14:32 | Ил-2 | PQ 17263, к востоку от Иганда [ 88 ] | ||
93 | 28 августа 1942 г. | 14:50 | ЛаГГ-3 | PQ 49223, Верхне [ 90 ] | 143 | 14 января 1943 г. | 14:33 | Ла-5 | PQ 17263, к востоку от Иганда [ 88 ] | ||
94 | 28 августа 1942 г. | 14:57 | ЛаГГ-3 | 10 км (6,2 миль) к востоку от Рачинки [ 90 ] | 144 | 14 января 1943 г. | 14:33 | Ла-5 | PQ 27242, к востоку от Иганда [ 88 ] | ||
95♠ | 30 августа 1942 г. | 13:10 | ЛаГГ-3 | 5 км (3,1 мили) к северу от железнодорожного вокзала Конноя [ 90 ] | 145 | 25 января 1943 г. | 11:50 | Ла-5 | PQ 9865, восточнее Ростова. [ 88 ] | ||
96♠ | 30 августа 1942 г. | 13:12 | ЛаГГ-3 | 30 км (19 миль) к западу от Дубовки. [ 90 ] | 146 | 26 января 1943 г. | 10:15 | Бостон | PQ 08521, г. Новочеркасск [ 88 ] | ||
97♠ | 30 августа 1942 г. | 17:00 | ЛаГГ-3 | PQ 49362, Бекетовка [ 90 ] | 147 | 31 января 1943 г. | 13:00 | Бостон | PQ 09871, восточнее Ростова. [ 88 ] | ||
98♠ | 30 августа 1942 г. | 17:10 | ЛаГГ-3 | 5 км (3,1 мили) к югу от Андреевки [ 90 ] | 148 | 1 февраля 1943 г. | 14:25 | Yak-1 | PQ 9962, восточнее Ростова. [ 91 ] | ||
99♠ | 30 августа 1942 г. | 17:12 | ЛаГГ-3 | 5 км (3,1 мили) к югу от Андреевки [ 90 ] | 149 | 2 февраля 1943 г. | 09:25 | Yak-1 | PQ 9962, восточнее Ростова. [ 91 ] | ||
100 | 31 августа 1942 г. | 05:20 | ЛаГГ-3 | 1 км (0,62 мили) к югу от Курпйока [ 75 ] | 150 | 2 февраля 1943 г. | 09:28 | Yak-1 | PQ 99622, восточнее Ростова. [ 91 ] | ||
101 | 31 августа 1942 г. | 17:05 | ЛаГГ-3 | 10 км (6,2 миль) к северу от Красноармейска. [ 75 ] | |||||||
II Группа Ягдгешвадер – 52 – [ 73 ] Восточный фронт - февраль 1943 г. | |||||||||||
151 | 12 февраля 1943 г. | 12:02 | Yak-1 | PQ 34 Ост 8659, Фламанская [ 92 ] | 154 | 23 февраля 1943 г. | 12:47 | Yak-1 | PQ 34 Ost 8656, 10 км (6,2 миль) к северу от Старомыщастовской [ 93 ] | ||
152 | 23 февраля 1943 г. | 09:02 | Ил-2 | PQ 34 Ost 76664, к западу от Фламянской [ 93 ] | 155 | 25 февраля 1943 г. | 08:40 | Yak-1 | PQ 34 Ост 7523, Крымская [ 93 ] Krymsk | ||
153 | 23 февраля 1943 г. | 12:45 | Yak-1 | PQ 34 Ост 8656 [ 93 ] | |||||||
– Штаб Jagdgeschwader – 77 [ 94 ] Северная Африка - апрель 1943 г. | |||||||||||
156 | 4 апреля 1943 г. | —
|
Спитфайр | к юго-западу от Ла Фоконнери [ 95 ] | |||||||
– Штаб Jagdgeschwader – 77 [ 94 ] Италия - июнь - 31 декабря 1943 г. | |||||||||||
157 | 25 июня 1943 г. | 13:25 | Б-17 | PQ 03 Ost 19154, к западу от Трапани. [ 95 ] | 161 | 25 августа 1943 г. | 09:59 | П-38 | 8 км (5,0 миль) к югу от Сан-Северо [ 95 ] | ||
158 | 7 июля 1943 г. | 17:25 | Мартлет | 20 км (12 миль) к юго-западу от Марсалы [ 95 ] | 162? [ Примечание 3 ] | 25 августа 1943 г. | 10:00 | П-38 | 10 км (6,2 миль) к юго-юго-западу от Сан-Северо. [ 95 ] | ||
159? [ Примечание 10 ] | 8 июля 1943 г. | —
|
П-40 | Трапани [ 95 ] | 163 | 25 августа 1943 г. | 10:01 | П-38 | 15 км (9,3 миль) к юго-юго-западу от Сан-Северо. [ 95 ] | ||
160 | 25 августа 1943 г. | 09:58 | П-38 | 5 км (3,1 мили) к югу от Сан-Северо [ 95 ] | 164 | 1 декабря 1943 г. | 10:59 | Комар | к юго-западу от Пьяченцы [ 95 ] | ||
– Штаб Jagdgeschwader – 77 [ 94 ] Италия - июнь - 31 декабря 1943 г. | |||||||||||
165? [ Примечание 3 ] | 25 февраля 1944 г. | —
|
Б-17* [ 96 ] | к юго-западу от Клагенфурта [ 97 ] | 167 | 9 июня 1944 г. | 11:45 | Б-24 [ 98 ] | PQ 14 Ost S/TH-1, к югу от Пулы [ 97 ] | ||
166 | 10 мая 1944 г. | 12:50 | П-38 [ 98 ] | 60 км (37 миль) к юго-востоку от Загреба [ 97 ] | —
|
14 июля 1944 г. | —
|
Б-25 [ 99 ] | |||
– Штаб Jagdgeschwader – 77 [ 100 ] Восточный фронт - сентябрь 1944 г. | |||||||||||
—
|
22 сентября 1944 г. | —
|
Yak-9 | —
|
24 сентября 1944 г. | —
|
Yak-9 | ||||
—
|
24 сентября 1944 г. | —
|
Ил-2 | —
|
25 сентября 1944 г. | —
|
Бф 109 | окрестности Клаузенберга | |||
– Удар Jagdgeschwader 7 «Новотный» – [ 100 ] Восточный фронт - февраль - март 1945 г. | |||||||||||
169 | 27 февраля 1945 г. | —
|
Yak-9 | 171 | 20 марта 1945 г. | —
|
Ил-2 | ||||
170 | 27 февраля 1945 г. | —
|
Yak-9 | ||||||||
– Охотничье объединение 44 – [ 100 ] Оборона Рейха - апрель 1945 г. | |||||||||||
172 | 3 апреля 1945 г. | —
|
Б-17 | 174 | 9 апреля 1945 г. | —
|
П-51 | ||||
173 | 5 апреля 1945 г. | —
|
П-51 | Пояс |
Награды и почести
[ редактировать ]- Почетный кубок Люфтваффе 18 ( августа 1941 г.) [ 101 ]
- Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями и мечами
- Рыцарский крест 30 августа 1941 года в звании оберлейтенанта и штабфелькапитана 4-го/ Jagdergeschwader 52. [ 102 ] [ 103 ]
- «Дубовые листья» 2 сентября 1942 года в должности капитана и командира группы II./Jagdergeschwader 115-й полк 52. [ 102 ] [ 104 ]
- 82-й мечей, 28 июля 1944 года в должности подполковника и гешвадеркоммодора Jagdgeschwader . 77 [ 102 ] [ 105 ]
- Федеральный крест Германии за заслуги перед звездой (4 июля 1972 г.)
- Легион Заслуг (1970)
- Почетного легиона (март 1972 г.)
В 1990 году бывший Гатов Королевских ВВС в Берлине Гатов был назван генералом Штайнхоффом Казерном после того, как был передан Федеральным вооруженным силам Германии. 18 сентября 1997 года Jagdgeschwader 73 (73-е истребительное авиаполк) ВВС Германии было названо «Steinhoff» в честь генерала. Штайнхофф — один из немногих пилотов, удостоенных такой чести, наряду с Манфредом фон Рихтгофеном и Максом Иммельманном .
Публикации
[ редактировать ]Штейнхофф написал следующие книги:
- Мессинский пролив. Дневник коммодора (на немецком языке). Кульбах и Мюнхен: Список. 1969. ISBN 978-3-47178-822-6 . Английский перевод: Мессершмитты над Сицилией: дневник командира истребителя Люфтваффе , 2004 г. ISBN 978-0-81174-150-7 .
- В последний час. Заговор летчиков-истребителей. О сопротивлении летчиков-истребителей рейхсмаршалу Герингу [ В последний час. Заговор летчиков-истребителей. О сопротивлении летчиков-истребителей рейхсмаршалу Герингу (на немецком языке). Жилистый. 1974. ISBN 978-3-88189-592-7 .
- Куда движется НАТО? Проблемы обороны в Западной Европе [ Куда движется НАТО? Проблемы обороны Западной Европы ] (на немецком языке). Гамбург: Хоффманн и Кампе. 1976. ISBN 978-3-455-08986-8 .
- Последний шанс — заговор пилотов против Геринга 1944–1945 гг . Лондон: Хатчинсон и компания, 1977. ISBN. 978-0-09-129620-9 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Список реактивных асов Люфтваффе см. В Списке немецких реактивных асов времен Второй мировой войны.
- ↑ По данным Барбаса заявлен как Поликарпов И-153 . [ 24 ]
- ^ Перейти обратно: а б с д По словам Мэтьюза и Формана, это утверждение не подтверждено. [ 67 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 06:15. [ 61 ]
- ↑ По заявлению Мэтьюза и Формана в 14:55. [ 61 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 13:30. [ 61 ]
- ↑ По заявлению Мэтьюза и Формана в 19:55. [ 61 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 07:46. [ 81 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 10:27. [ 81 ]
- ^ Это утверждение не указано Мэтьюзом и Форманом. [ 59 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Саксон, 1994 год .
- ^ Der Spiegel, том 1/1973 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хитон 2000 .
- ^ Толивер и Констебль 1996 , стр. 85.
- ^ Петрик 2010 , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б Стокерт 2012 , с. 43.
- ^ Прин и др. 2000а , с. 313.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 6, 10.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 10.
- ^ Колдуэлл 1996 , с. 329.
- ^ Колдуэлл 1996 , стр. 14–17, 21.
- ^ Прин и др. 2001 , с. 94.
- ^ Прин и др. 2000б , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б с Прин и др. 2000б , с. 140.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2002 , с. 151.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 144.
- ^ Барб 2005 , с. 37.
- ^ Барбас 2005 , стр. 38–39.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 149.
- ^ Барб 2005 , с. 40.
- ^ Барбас 2005 , стр. 41, 76.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 26.
- ^ Барбас 2005 , стр. 76–77, 328.
- ^ Перейти обратно: а б Барбас 2005 , стр. 77, 328.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 27.
- ^ Барб 2005 , с. 79.
- ^ Барбас 2005 , стр. 79–80, 329.
- ^ Прин и др. 2006 , с. 446.
- ^ Прин и др. 2006 , с. 475.
- ^ Шрайер 1990 , с. 188.
- ^ Прин и др. 2006 , с. 447.
- ^ Барб 2005 , с. 107.
- ^ Барб 2005 , с. 334.
- ^ Обермайер 1989 , с. 244.
- ^ Барб 2005 , с. 108.
- ^ Стокерт 2012 , с. 45.
- ^ Стокерт 2012 , с. 98.
- ^ Прин и др. 2006 , с. 506.
- ^ Прин и др. 2012 , с. 374.
- ^ Прин 1995 , с. 2370.
- ^ Прин 1994 , с. 1504.
- ^ Прин 1994 , стр. 1506–1507.
- ^ Прин 1994 , с. 1510.
- ^ Прин 1994 , с. 1606.
- ^ Прин 1994 , с. 1601.
- ^ Прин 1994 , с. 1605.
- ^ Стокерт 2012 , с. 46.
- ^ Прин 1995 , с. 2191.
- ^ фон Ниже 2010 , с. 220.
- ^ Форсайт 2008 , с. 17.
- ^ Форсайт 2008 , стр. 6–10.
- ^ Форсайт 2008 , с. 15.
- ^ Форсайт 2008 , с. 27.
- ^ Ханнафорд и Хоббс 2000 , с. 113.
- ^ Скелтон, Джордж (12 апреля 1985 г.). «Рейган почтил память погибших на войне немцев во время однодневной поездки в честь Победы» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ «Рональд Рейган: Выступление на совместной немецко-американской военной церемонии на авиабазе Битбург в Федеративной Республике Германия» . 5 мая 1985 года.
- ^ «Рейган присоединяется к Колю на коротком мемориале на могилах Битбурга» . Нью-Йорк Таймс . 6 мая 1985 года.
- ^ Забецкий 2019 , стр. 329.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтьюз и Форман, 2015 , стр. 1257–1260.
- ^ Планквадрат .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 1257.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2001 , с. 226.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2002 , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2002 , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Прин и др. 2003 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Прин и др. 2003 , с. 44.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 1257, 1259.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Прин и др. 2003 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Прин и др. 2003 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б с д Прин и др. 2003 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Прин и др. 2003 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2003 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтьюз и Форман, 2015 , стр. 1257–1259.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Прин и др. 2006 , с. 481.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Прин и др. 2006 , с. 490.
- ^ Перейти обратно: а б с Прин и др. 2006 , с. 491.
- ^ Перейти обратно: а б с д Прин и др. 2006 , с. 482.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2006 , с. 494.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Прин и др. 2006 , с. 495.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2006 , с. 483.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 1259.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2006 , с. 484.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Прин и др. 2006 , с. 485.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Прин и др. 2006 , с. 496.
- ^ Перейти обратно: а б с д Прин и др. 2006 , с. 486.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Прин и др. 2006 , с. 487.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Прин и др. 2006 , с. 497.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Прин и др. 2006 , с. 498.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Прин и др. 2006 , с. 488.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Прин и др. 2006 , с. 489.
- ^ Перейти обратно: а б с Прин и др. 2006 , с. 499.
- ^ Прин и др. 2012 , с. 378.
- ^ Перейти обратно: а б с д Прин и др. 2012 , с. 379.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэтьюз и Форман, 2015 , стр. 1259–1260.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Прин и др. 2011 , с. 302.
- ^ Прин 1995 , с. 2433.
- ^ Перейти обратно: а б с Прин и др. 2021 , с. 275.
- ^ Перейти обратно: а б Прин 1995 , с. 2434.
- ^ Прин 1995 , с. 2435.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 1260.
- ^ Обермайер 1989 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б с Шерцер 2007 , с. 721.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 410.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 61.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 44.
Библиография
[ редактировать ]- Барбас, Бернд (2005). История II группы 52-го истребительного авиаполка [ История 2-й группы 52-го истребительного авиаполка ] (на немецком языке). Самостоятельность ISBN 978-3-923457-71-7 .
- фон Белов, Николаус (2010). На стороне Гитлера: Мемуары гитлеровского адъютанта Люфтваффе . Книги «Перо и меч» . ISBN 978-1-84832-585-2 .
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] . «Веб-сайт Бергстрема Черного Креста / Красной Звезды» . Идентификация Планквадрата Люфтваффе . Архивировано из оригинала 22 декабря 2018 года . Проверено 17 февраля 2018 г.
- Бёме, Манфред (1992). JG 7 Первый в мире реактивный истребитель, 1944/1945 гг . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing . ISBN 978-0-88740-395-8 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1996). Военный дневник JG 26: Том первый, 1939–1942 гг . Лондон, Великобритания: Грубстрит. ISBN 978-1-898697-52-7 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 гг. — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех родов частей Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форсайт, Роберт (2008). Jagdgeschwader 7 'Новотны . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-84603-320-9 .
- Ханнафорд, Питер Д .; Хоббс, Чарльз Д. (2000). Вспоминая Рейгана . Издательство Регнери . ISBN 978-0-89526-514-2 .
- Хитон, Колин Д. (февраль 2000 г.). «Интервью: Орел Люфтваффе Йоханнес Штайнхофф» . Военно-исторический журнал . Проверено 13 июля 2013 г.
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 4 S–Z . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-21-9 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Петрик, Йорн (2010). Памятная книга крестьянского коллектива Кобургского Саксо-Севийского монастыря в Эрлангене. Памяти наших умерших федеральных братьев (1878-2010) . Эрланген.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Прин, Йохен (1994). ( ] История Jagdgeschwader 77 — Том 3 — 1942–1943 на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-26-7 .
- Прин, Йохен (1995). ( ] История Jagdgeschwader 77 — Том 4 — 1944–1945 на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-29-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2000a). ВВС 1934–1945 гг. — Часть 1 — Предвоенный период и действия над Польшей — 1934–1939 гг. ] Истребительные части немецких (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-54-0 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2001). ВВС Германии с 1934 по 1945 год — Часть 2 — «Сидячая война» — с 1 сентября 1939 года по 9 мая 1941 года Истребительные части (9 мая 1940 года ) (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-59-5 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2000b). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. Часть 3. Действия в Дании и Норвегии 9.4. по 30 ноября 1940 г. — Поход на Запад, 10 мая. по 25 июня 1940 г. [ Ассоциация летчиков-истребителей немецких Люфтваффе с 1934 по 1945 г. Часть 3 - Назначения в Дании и Норвегии с 9 апреля по 30 ноября 1940 г. - Кампания на Западе с 10 мая по 25 июня 1940 г. ] (на немецком языке). Печать Струве. ISBN 978-3-923457-61-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2002). Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/II — Операции над Ла-Маншем и над Англией — 26 июня 1940 года по 21 июня 1941 года [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/ II — Действия у Ла-Манша и над Англией — с 26 июня 1940 г. по 21 июня 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-64-9 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2003). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. — Часть 6/II — Операция «БАРБАРОССА» — Операция на Востоке — 22 июня. по 5 декабря 1941 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 гг. — Часть 6/II — Операция «БАРБАРОССА» — Действия на Востоке — 22 июня — 5 декабря 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-70-0 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2006). Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. — Часть 9/II — От летней кампании 1942 г. до разгрома Сталинграда — 1 мая 1942 г. по 3 февраля 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. —Часть 9/II — От летней кампании 1942 года до поражения под Сталинградом — с 1 мая 1942 года по 3 февраля 1943 года ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-77-9 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2011). ВВС Германии с 1934 по 1945 год - Часть 11/II - Операции в Средиземном море - 1.1 по 31 декабря 1943 года Истребительные части (31 декабря 1943 года ) (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-942943-00-0 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2012). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 12/II. Операции на Востоке. 4.2. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. - Часть 12/II - Действия на Востоке - с 4 февраля по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Buchverlag Rogge. ISBN 978-3-942943-05-5 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Бок, Винфрид; Балке, Ульф (2021). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 14. Операции в Средиземноморье. 1.1. по 15 сентября 1944 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. - Часть 14 - Действия на Средиземноморском театре военных действий - с 1 января по 15 сентября 1944 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-942943-24-6 .
- Саксон, Вольфганг (23 февраля 1994 г.). «Генерал Йоханнес Штайнхофф, 80 лет, умер; помог восстановить ВВС Германии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 июля 2013 г.
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 года 1939 года из состава армии, авиации, кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзников. Войска с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Шрайер, Ганс (1990). JG 52 Самый успешный истребительный авиаполк Второй мировой войны [ JG 52 Самый успешный истребительный авиаполк Второй мировой войны ] (на немецком языке). Гора у озера: К. Вовинкель. ISBN 978-3-921655-66-5 .
- Стокерт, Питер (2012) [1997]. Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 2 [ Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 2 ] (на немецком языке) (4-е изд.). Бад-Фридрихсхалль, Германия: Панорамный вид Фридрихсхалла. ISBN 978-3-9802222-9-7 .
- Томас, Франц (1998). Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 2: L – Z [ Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 2: L – Z ] (на немецком языке). Оснабрюк, Германия: Biblio-Verlag. ISBN 978-3-7648-2300-9 .
- Толивер, Раймонд Ф.; Констебль, Тревор Дж. (1996). Асы-истребители Люфтваффе . Издательство Шиффер. ISBN 978-0887409097 .
- Забекки, Дэвид Т. , изд. (2019). Немецкая военная машина во Второй мировой войне . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . ISBN 978-1-44-086918-1 .
- «До последнего» . Зеркало (на немецком языке). Нет. 1. 1973 год . Проверено 29 января 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1913 рождений
- 1994 смертей
- Люди из Росслебена
- Военнослужащие из провинции Саксония
- Немецкие летающие асы времен Второй мировой войны
- Пилоты ВВС
- Большие кресты со звездой и кушаком ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Пилоты немецких ВВС
- Генералы немецких ВВС
- Иностранные кавалеры ордена Почетного легиона
- Кавалеры Почетного легиона
- Кавалеры Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями и мечами
- Персонал Рейхсмарине
- Военнослужащие из Тюрингии