Вильгельм Бац
Вильгельм Бац | |
---|---|
![]() Бац как капитан | |
Рожденный | Бамберг | 21 мая 1916 г.
Умер | 11 сентября 1988 г. Кабаны в Нижней Франконии | (72 года)
Похороненный | |
Верность | |
Услуга/ |
|
Лет службы |
|
Классифицировать |
|
Единица | Школа пилотов "С" |
Команды | |
Битвы/войны | Посмотреть сражения |
Награды | Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями и мечами |
Вильгельм Бац (21 мая 1916 — 11 сентября 1988) — немецкий Люфтваффе ас-истребитель во время Второй мировой войны . Летающий ас или ас-истребитель — это военный летчик , сбивший пять или более самолетов в ходе воздушного боя. [ 1 ] Бац совершил 445 боевых вылетов и сбил 237 самолетов; одержано 234 победы На Восточном фронте , в том числе не менее 46 Ил-2 штурмовиков . Бац одержал три победы, в том числе один четырехмоторный бомбардировщик, над ВВС США (USAAF) над нефтяными месторождениями Плоешти . После войны служил в ВВС Федеративной Республики Германия.
Родился в Бамберге , вступил в Люфтваффе в 1935 году и завершил летную подготовку в 1939 году. Затем Бац служил летным инструктором, прежде чем пройти обучение на летчика-истребителя. В феврале 1943 года Бац был переведен в II. Группа (2-я группа) Jagdgeschwader 52 (JG 52–52-й истребительный авиаполк), находившаяся на Восточном фронте. Бац одержал свою первую воздушную победу 11 марта 1943 года. После заявлений о 100 воздушных победах он был награжден Рыцарским крестом Железного креста 26 марта 1944 года . Ему было поручено командовать III. Группа JG 52 в апреле 1944 г. и командование II. Группа JG 52 в феврале 1945 года. В апреле 1945 года Бац был награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями и мечами. После войны Бац присоединился к ВВС Бундесвера , командуя Lufttransportgeschwader 63 (LTG 63 – Air Transport Wing). 63). Он вышел на пенсию в 1972 году и умер 11 сентября 1988 года в Эберне в Унтерфранкене .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Бац родился 21 мая 1916 года в Бамберге , в Королевстве Бавария . [ 2 ] Он был сыном Бимтера , государственного служащего . Бац вырос между мировыми войнами, и Красный Барон был его идеалом летчика-истребителя . [ 3 ] После того, как Бац получил Abitur ( аттестат о подготовке к университету он пошел добровольцем на четырехлетнюю военную службу в Люфтваффе ), 1 ноября 1935 года . После завершения базовой подготовки в Нойбиберге его направили в летную школу на аэродроме Кауфбойрен на аэродроме Кауфбойрен. 1 февраля 1936 года. После летной подготовки он стал летным инструктором 23-го Fliegerausbildungs-Regiment (23-й учебный полк авиаторов). полк). [ Примечание 1 ] В ноябре 1939 года Бац был отправлен в Ютербог-Дамм, а затем на аэродром Райнсдорф . [ 5 ] [ Примечание 2 ]
В июне 1940 года Бац вернулся в 23-й Fliegerausbildungs-Regiment в Кауфбойрене . Затем он прошел курс подготовки офицеров в Luftkriegsschule 2 в Берлине - Гатове . 1 ноября 1940 года Бацу было присвоено звание лейтенанта (второй лейтенант). Он продолжал служить летным инструктором, налетав более 5000 часов до 31 октября 1942 года. 1 ноября Бац был направлен в Jagdfliegerschule (школу пилотов-истребителей) в Бад-Айблинге . 20 декабря Бац перешел в 2-ю стаффель (2-ю эскадрилью) Ergänzungs-Jagdgruppe Ost (дополнительная истребительная группа, Восток), которая базировалась в Сен-Жан-д'Анжели во Франции. [ 6 ] [ 7 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война в Европе началась в пятницу 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу . 1 февраля 1943 года Бац был переведен в II. Группа (2-я группа) Jagdgeschwader 52 (JG 52–52-й истребительный авиаполк). [ 7 ] Группа Ростове - базировалась на аэродроме в на-Дону на Восточном фронте под командованием гауптмана Йоханнеса Штайнхоффа . [ 8 ] 10 февраля группа была переброшена в район боевых действий Кубанского плацдарма , где первоначально базировалась на аэродроме Славянск-на-Кубани . Из-за погоды II. Группа переехала в Керчь 16 февраля. [ 9 ] Здесь, летая в составе группенштаба (штабного подразделения), Бац одержал свою первую воздушную победу 11 марта, сбив истребитель ЛаГГ-3 Лавочкина-Горбунова-Гудкова . Два дня спустя группа перебралась на аэродром в Анапе . [ 10 ] Во время переброски ему приписывают уничтожение бомбардировщика Douglas A-20 Havoc , также известного как «Бостон». [ 11 ] 1 апреля Бацу было присвоено звание оберлейтенанта (первого лейтенанта). [ 12 ]
Вылетая из Анапы, Бац заявил, что 15 апреля были сбиты два истребителя ЛаГГ-3, второй — под Абинской . [ 13 ] 20 апреля он одержал четыре победы в воздухе. Ему приписывают уничтожение Ил-2 штурмовика . Истребитель ЛаГГ-3, заявленный под Геленджиком, остался неподтвержденным, в то время как дальнейшее заявление о другом истребителе ЛаГГ-3, сбитом возле Кабардинки, расположенном примерно в 15 км (9,3 мили) к северо-западу от Геленджика, и штурмовике Ил-2, уничтоженном к западу от Геленджика, было подтверждено. одобренный. [ 13 ] 24 апреля семь воздушных побед он был награжден Железным за крестом 2-й степени . [ 14 ] 9 мая Бацу приписали сбитие истребителя Як-1 . [ 15 ]
Командир эскадрильи
[ редактировать ]26 мая 1943 года Бац был назначен Staffelkapitän (командиром эскадрильи) 5-го Staffel JG 52. Он сменил лейтенанта Йозефа Цвернеманна , который временно возглавлял Staffel после того, как его бывший командир лейтенант Гельмут Хаберда был убит в бою 8 мая. [ 16 ] 3 июля Бац был награжден Железным крестом 1-й степени . [ 14 ] К концу октября Бацу на счету 36 воздушных побед, что сделало его пятым ведущим действующим летчиком-истребителем II. Группа . [ 17 ] Группа Бахерово переехала в Херсон 30 октября, а затем 2 ноября перебралась в на Крымском полуострове, где базировалась до 19 марта 1944 года. [ 18 ] К концу ноября Бац увеличил количество своих воздушных побед до 50. [ 19 ] В декабре он одержал еще 25 побед в воздухе, в результате чего к 7 декабря его общее количество достигло 75. Сюда вошли три « лучших достижения за день » 1, 2 и 5 декабря. [ 20 ] 7 декабря «Бац» атаковал малые суда у берегов Эльтигена (Героевское), части Керчи. Во время обстрела его Bf 109 был подбит зенитным огнем, что привело к вынужденной посадке . Бац получил травму плеча и был отправлен в отпуск на родину. Его отпуск на родину и выздоровление закончились в феврале 1944 года. [ 21 ] 28 января 1944 года Бац получил Немецкий крест в золоте ( Deutsches Kreuz in Gold ). [ 22 ]
Свои первые три воздушные победы в 1944 году Бац одержал 10 февраля, сбив Як-1 и два истребителя Як-9 . [ 23 ] В конце февраля количество его воздушных побед выросло до 88, что поставило его на второе место во II классе. Группа состояла из лейтенанта Генриха Штурма и лейтенанта Гельмута Липферта . 19 марта группа была направлена в Грамматиково, расположенное недалеко от Советского . [ 24 ] Здесь 22 марта Бац одержал свою сотую победу в воздухе, сбив истребители Як-9 и Bell P-39 Airacobra . [ 25 ] Он был 67-м пилотом Люфтваффе, одержавшим сто побед. [ 26 ] Бац был награжден Рыцарским крестом Железного 26 марта креста . [ 27 ] [ 28 ] На его счету 101 воздушная победа, и он стал третьим по результативности летчиком-истребителем в II. Группа . Баркхорн с 251 победой в воздухе лидировал, а лейтенант Отто Фённекольд был вторым со 116 победами. [ 29 ]
Командир группы и сдача в плен
[ редактировать ]
Бацу было присвоено звание гауптмана (капитана) 1 апреля 1944 года. Узкий сухопутный мост на Крымский полуостров , удерживаемый 17-й немецкой армией , подвергся атаке советских войск 7 апреля, что привело к захвату Одессы 10 апреля во время Днепрово-Карпатское наступление . В этих боях Бац 8 апреля одержал шесть воздушных побед. [ 30 ] пять 10 апреля, а 13 апреля он одержал свою 120-ю победу. Через день II. Группа перебралась на аэродром на мысе Херсонес, расположенный в Севастопольской бухте . В то утро аэродром подвергся воздушной атаке, и Бац был ранен осколками бомбы. Хотя его травмы были незначительными, он был отстранен от полетов на две недели, и врач запретил ему летать. Во время выздоровления Бац сменил Гюнтера Ралля на посту группенкоммандера (командира группы) III. Группа (3-я группа) JG 52 19 апреля 1944 г. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] К концу апреля количество его воздушных побед достигло 121 заявленной. [ 34 ] III. Группа также базировалась на мысе Херсонес, расположенном в Севастопольской бухте. [ 32 ] Здесь, 2 мая, Бац снова стал «асом дня», когда он заявил о сбитых трех P-39, Як-1 и Ил-2. [ 35 ] 31 мая Бац стал тройным «асом дня», когда в ходе семи боевых вылетов одержал пятнадцать воздушных побед, в том числе шесть Ил-2, пять Р-39 и четыре истребителя Лавочкин Ла-5 . Это увеличило его общее количество заявленных воздушных побед до 155. [ 36 ]
1 июня III. Группа переехала в Роман в Румынию. [ 37 ] Его подразделение защищало румынские цели от армии ВВС США (USAAF) Пятнадцатой воздушной . 23 июня Бац забрал два North American P-51 Mustang истребителя и бомбардировщик Consolidated B-24 Liberator на следующий день. [ 38 ] В воздушном бою над Яссами 8 июня Бац одержал две воздушные победы, в том числе свою 170-ю воздушную победу. [ 39 ] Бац был награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub 20 июля за 188 побед ). Он стал 526-м военнослужащим немецких вооруженных сил, удостоенным такой чести. [ 40 ] 15 августа, март. Группа переехала в Варзин Пол , Польша. Аэродром располагался примерно в 15 км (9,3 мили) к западу от Енджейова . [ 41 ] Здесь 17 августа Бац снова стал «асом дня» и одержал свою 200-ю победу в воздухе. [ 42 ] В тот день он сбил шесть советских самолетов под Сандомиром в ходе боев Львовско-Сандомирской наступательной операции . [ 43 ] Дубовые листья были преподнесены Адольфом Гитлером в штаб-квартире фюрера в Растенбурге 25 августа 1944 года. [ 44 ] Дубовые листья в тот день вручил Гитлер еще двум офицерам Люфтваффе — ночного истребителя летчику гауптману Хайнцу Стрюнингу и офицеру противовоздушной обороны майору (майору) Герберту Лампрехту . [ 45 ] После презентации «Дубовых листьев» Бацу был предоставлен отпуск на родину, когда Бац присутствовал на Эриха Хартманна свадьбе в Бад-Висзее 10 сентября. [ 46 ]
К концу октября 1944 года Бац заявил о сбитых 226 самолетах, что поставило его на второе место после Хартманна в III. Группа . [ 47 ] 1 февраля 1945 года Бац был переведен под командование II. Группа JG 52, базирующаяся в Веспреме в Венгрии. [ 48 ] Он сменил гауптмана Хартмана, который временно руководил группой ее бывшего командира майора Герхарда Баркхорна . после перевода [ 49 ] [ 50 ] Командование III. Затем группа была передана майору Адольфу Борхерсу . [ 51 ] Бац был награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями и мечами ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub und Schwertern ) 21 апреля 1945 года. Присуждение мечей его Рыцарскому кресту не может быть подтверждено записями, хранящимися в Федеральном ведомстве Германии. Архивы . Бац представил доказательства присвоения награды, которые были подтверждены Gemeinschaft der Jagdflieger (Ассоциацией летчиков вооруженных сил Германии). [ 52 ]
4 мая 1945 года II. Группа переехала на авиабазу Зельтвег , но боевых вылетов не выполняла. [ 53 ] 8 мая генерал дер Флигер Пауль Дайхманн , командир й люфтваффенкоманды 4- , приказал прекратить огонь к 12:00. Чтобы избежать захвата советскими войсками, Бац посовещался с Дайхманом, и ему было приказано направить свой самолет в Мюнхен и приземлиться в Унтербиберге , где они сдались американским войскам, став военнопленными . Он и II. Затем личный состав группы был доставлен в Фюрстенфельдбрук , где большая часть мужчин была освобождена в июне 1945 года. Бац был доставлен в Бад-Айблинг, где наземный персонал сдался и вскоре был освобожден. [ 52 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
В 1955 году Бац подал заявление на службу в ВВС Германии , в то время называвшиеся Бундеслюфтваффе Бундесвера , и поступил на службу в 1956 году в звании майора . После летной подготовки в США он сменил оберстлейтенанта Карла Раммельта на посту командира учебной эскадрильи Flugzeugführerschule «S» (FFS «S» — Школа подготовки пилотов) с 1 июня по 31 декабря 1958 года. [ 54 ] В январе обучение пилотов на Dornier Do 27 было перенесено с авиабазы Мемминген во Фридрихсхафен . [ 55 ] 15 ноября FFS «S» была реорганизована в Ausbildungsgruppe A (учебную группу A) под командованием Баца, перебазировавшуюся на авиабазу Дипхольц . [ 56 ] Позже Бац командовал этим учебным центром на авиабазе Дипхольц с 1 января 1959 года по 15 декабря 1961 года. Его сменил оберстлейтенант Карл-Хорст Мейер цум Фельде. [ 57 ]
Затем Бац был назначен Geschwaderkommodore (командиром крыла) Lufttransportgeschwader 63 (LTG 63 – Air Transport Wing 63), дислоцированного на авиабазе Хон в земле Шлезвиг-Гольштейн . Он командовал крылом с 15 декабря 1961 года по 31 января 1964 года, передав командование Хорсту Рудату . [ 58 ] Получив звание оберстлейтенанта (подполковника), Бац затем служил штабным офицером в Lufttransportkommando (Транспортное командование ВВС) в Кёльн-Ване и вышел в отставку 30 сентября 1972 года. [ 52 ] Здесь он входил в состав группы Бундеслюфтвера ( Командный штаб Люфтваффе SBWS C-160 — Генеральный штаб ВВС), планировавшей внедрение транспортного самолета Transall C-160 . [ 59 ] Бац умер 11 сентября 1988 года в больнице Эберн в Унтерфранкене . Похоронен на кладбище в Кеттингене, район Леверкузена — Опладен . [ 60 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам американского историка Дэвида Т. Забекки , Бацу на счету 237 воздушных побед. [ 61 ] По словам Спика, на счету Баца 237 воздушных побед, совершенных в 445 боевых вылетах. Из этого числа 232 воздушные победы были одержаны на Восточном фронте и пять — над западными союзниками , включая два четырёхмоторных бомбардировщика. [ 62 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги «Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о 233 подтвержденных и восьми неподтвержденных воздушных победах, числовые значения которых варьируются от 1 до 233, опуская 223-е заявление. Все эти победы были одержаны на Восточном фронте. [ 63 ]
Награды
[ редактировать ]- Знак ранения в серебре [ 64 ]
- Почетный кубок Люфтваффе 13 декабря 1943 года в должности оберлейтенанта и пилота. [ 65 ] [ Примечание 3 ]
- Передняя летающая застежка Люфтваффе в золоте с вымпела "400" [ 64 ]
- Комбинированный знак пилота-наблюдателя [ 64 ]
- Немецкий крест в золоте, 28 января 1944 года в звании оберлейтенанта II./Jagdgeschwader 52 . [ 66 ]
- Железный крест (1939)
- Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями и мечами
- Рыцарский крест 26 марта 1944 года в звании оберлейтенанта (военного офицера) и штабфелькапитана 5./ Jagdgeschwader 52. [ 68 ] [ 69 ]
- «Дубовые листья» 20 июля 1944 года в должности капитана и командира группы III./Jagdergeschwader 526-й полк 52. [ 70 ] [ Примечание 4 ]
- (145-й) Сордс 21 апреля 1945 года в должности майора и командира группы II./Jagdergeschwader 52 . [ 71 ] [ Примечание 5 ]
Даты звания
[ редактировать ]Вермахт | |
---|---|
1 ноября 1940 г.: | Лейтенант (младший лейтенант) [ 7 ] |
1 апреля 1943 года: | Первый лейтенант [ 14 ] |
1 апреля 1944 года: | Гауптманн (капитан) [ 31 ] |
Апрель 1945 года: | Майор (Майор) [ 52 ] |
Бундесвер | |
1964: | Оберстлейтенант (подполковник) [ 52 ] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Летная подготовка в Люфтваффе проходила через уровни A1, A2 и B1, B2, называемые летной подготовкой A/B. Обучение включало теоретические и практические занятия по высшему пилотажу, навигации, полетам на дальние расстояния и посадкам на мертвую штангу. Курсы B включали высотные полеты, полеты по приборам, ночные посадки и обучение управлению самолетом в сложных ситуациях. [ 4 ]
- ^ Ютербог-Дамм имел в виду аэродром Люфтваффе в Ютербоге . [ 5 ]
- ^ По данным Обермайера от 14 ноября 1943 г. [ 2 ]
- ↑ По словам Шерцера как лидера III./ Jagdgeschwader 52. [ 68 ]
- ↑ Мечи к Рыцарскому кресту вручались без официального порядкового номера. [ 68 ] Порядковый номер «145» был присвоен Ассоциацией получателей Рыцарского креста (AKCR). [ 72 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Спик 1996 , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б Обермайер 1989 , с. 41.
- ^ Толивер и Констебль 1996 , стр. 165.
- ^ Bergström, Antipov & Sundin 2003 , p. 17.
- ^ Jump up to: а б Стокерт 2012 , с. 92.
- ^ Куровский 1996 , стр. 173.
- ^ Jump up to: а б с Стокерт 2012 , с. 93.
- ^ Барб 2005 , с. 114.
- ^ Барб 2005 , с. 124.
- ^ Барб 2005 , с. 125.
- ^ Барб 2005 , с. 342.
- ^ Стокерт 2012 , стр. 93–94.
- ^ Jump up to: а б Барб 2005 , стр. 343.
- ^ Jump up to: а б с Стокерт 2012 , с. 94.
- ^ Барб 2005 , с. 346.
- ^ Прин и др. 2012 , с. 374.
- ^ Барб 2005 , с. 135.
- ^ Барбас 2005 , стр. 135, 152.
- ^ Барб 2005 , с. 153.
- ^ Барбас 2005 , стр. 153, 356–357.
- ^ Стокерт 2012 , с. 96.
- ^ Барб 2005 , с. 288.
- ^ Барб 2005 , с. 359.
- ^ Барб 2005 , с. 156.
- ^ Барбас 2005 , стр. 157, 361.
- ^ Обермайер 1989 , с. 243.
- ^ Барб 2005 , с. 287.
- ^ Уил 2001 , с. 75.
- ^ Бергстрем 2008 , стр. 46.
- ^ Бергстрем 2008 , стр. 47.
- ^ Jump up to: а б Стокерт 2012 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б Шрайер 1990 , с. 190.
- ^ Уил 2004 , с. 105.
- ^ Барб 2005 , с. 159.
- ^ Барбас 2010 , стр. 184, 375.
- ^ Бергстрем 2008 , стр. 55.
- ^ Барб 2010 , с. 189.
- ^ Барб 2010 , с. 378.
- ^ Бергстрем 2008 , стр. 56.
- ^ Стокерт 2012 , с. 99.
- ^ Барб 2010 , с. 191.
- ^ Барб 2010 , с. 379.
- ^ Бергстрем 2008 , стр. 82.
- ^ Стокерт 2012 , с. 3.
- ^ Стокерт 2012 , с. 100.
- ^ Стокерт 2012 , с. 101.
- ^ Барб 2010 , с. 195.
- ^ Барб 2005 , с. 194.
- ^ Барб 2005 , с. 285.
- ^ Шрайер 1990 , с. 188.
- ^ Барб 2010 , с. 279.
- ^ Jump up to: а б с д и Стокерт 2012 , с. 102.
- ^ Барб 2005 , с. 200.
- ^ Аренс 2019a , с. 239.
- ^ Аренс 2019b , с. 150.
- ^ Аренс 2019b , с. 156.
- ^ Аренс 2019b , с. 497.
- ^ Аренс 2019b , с. 456.
- ^ Аренс 2019b , с. 495.
- ^ Стокерт 2012 , с. 103.
- ^ Забецкий 2019 , стр. 328.
- ^ Спик 1996 , с. 227.
- ^ Мэтьюз и Форман 2014 , стр. 53–57.
- ^ Jump up to: а б с Бергер 1999 , с. 23.
- ^ Патцвалл 2008 , с. 45.
- ^ Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Томас 1997 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с Шерцер 2007 , с. 204.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 123.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 85.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 48.
- ^ Fellgiebel 2000 , стр. 48, 49.
Библиография
[ редактировать ]- Аренс, Ханс-Вернер (2019a). Летчики-спасатели ВВС (на немецком языке 1956–1971: концепция – создание – развертывание ). Карола Хартманн Майлз-Верлаг. ISBN 978-3-945861-93-6 .
- Аренс, Ханс-Вернер (2019b). Транспортная авиация ВВС с 1956 по 1971 год. Концепция – Создание – Развертывание [ Транспортная авиация ВВС с 1956 по 1971 год. Концепция – Создание – Развертывание ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Карола Хартманн Майлз-Верлаг. ISBN 978-3-9458-6185-1 .
- Барбас, Бернд (2005). История II группы 52-го истребительного авиаполка [ История 2-й группы 52-го истребительного авиаполка ] (на немецком языке). ISBN 978-3-923457-71-7 .
- Барбас, Бернд (2010). История III. Gruppe des Jagdgeschwader 52 [ История 3-й группы истребительного авиаполка 52 ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-94-6 .
- Бергер, Флориан (1999). С дубовыми листьями и мечами. Самые титулованные солдаты Второй мировой войны [ С дубовыми листьями и мечами. Солдаты, награжденные самыми высокими наградами Второй мировой войны ] (на немецком языке). Вена, Австрия: Самостоятельная публикация Флориана Бергера. ISBN 978-3-9501307-0-6 .
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] ; Антипов, Влад; Сундин, Клаас (2003). Граф и Гриславски — пара тузов . Гамильтон МТ: Eagle Editions. ISBN 978-0-9721060-4-7 .
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] (2008). Багратион в Берлин – Последние воздушные бои на Востоке: 1944–1945 гг . Ян Аллан. ISBN 978-1-903223-91-8 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 гг. — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех родов частей Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Куровский, Франц (1996). Асы Люфтваффе . Виннипег, Канада: JJ Fedorowicz Publishing Inc. ISBN 978-0-921991-31-1 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2014). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 1 A–F . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-18-9 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и владельцы Том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели ] (на немецком языке). Том 2. Нордерштедт, Германия: Верлаг Клаус Д. Пацвалл. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Патцвалл, Клаус Д. (2008). за выдающиеся достижения в Почетный кубок воздушной войне (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-08-3 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2012). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 12/II. Операции на Востоке. 4.2. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. - Часть 12/II - Действия на Востоке - с 4 февраля по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Buchverlag Rogge. ISBN 978-3-942943-05-5 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, авиации, кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных войск с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Шрайер, Ганс (1990). JG 52 Самый успешный истребительный авиаполк Второй мировой войны [ JG 52 Самый успешный истребительный авиаполк Второй мировой войны ] (на немецком языке). Гора у озера: К. Вовинкель. ISBN 978-3-921655-66-5 .
- Спик, Майк (1996). Истребители-асы Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books . ISBN 978-0-8041-1696-1 – через Archive Foundation.
- Стокерт, Питер (2012). Носители дубовых листьев 1939–1945 Том 6 [ Носители дубовых листьев 1939–1945 ] (на немецком языке). Том 6 (3-е изд.). Бад-Фридрихсхалль, Германия: Панорамный вид Фридрихсхалла. OCLC 76072662 .
- Томас, Франц (1997). Носители дубовых листьев 1939–1945, Том 1: A – K [ Носители дубовых листьев 1939–1945: A – K ] (на немецком языке). Том 1. Оснабрюк, Германия: Biblio-Verlag. ISBN 978-3-7648-2299-6 .
- Толивер, Раймонд Ф.; Констебль, Тревор Дж. (1996). Асы-истребители Люфтваффе . Издательство Шиффер . ISBN 0-88740-909-1 .
- Уил, Джон (2001). Bf 109 Асы Русского фронта . Самолет асов. Том. 37. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-084-1 .
- Уил, Джон (2004). Jagdgeschwader 52: Эксперты . Авиационные элитные подразделения. Том 15. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-786-4 .
- Забекки, Дэвид Т. , изд. (2019). Немецкая военная машина во Второй мировой войне . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . ISBN 978-1-44-086918-1 .
- 1916 рождений
- 1988 смертей
- Люди из Бамберга
- Военнослужащие из Королевства Бавария
- Пилоты ВВС
- Немецкие летающие асы времен Второй мировой войны
- Кавалеры Золотого Немецкого креста
- Кавалеры Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями и мечами
- Немецкие военнопленные во Второй мировой войне, удерживаемые Соединенными Штатами.
- Пилоты немецких ВВС
- Военнослужащие из Баварии