Jump to content

Эрих Хартманн

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Эрих Хартманн
Черно-белая фотография молодого человека в военной форме, смотрящего влево, с нашейным орденом в виде Железного креста.
Хартманн в звании Люфтваффе лейтенанта (1942–1944).
Родное имя
Эрих Альфред Хартманн
Псевдоним(а) Буби («Малыш»)
Черный Дьявол («Черный Дьявол») [1]
Рожденный ( 1922-04-19 ) 19 апреля 1922 г.
Вайссах , Вюртемберг , Веймарская республика
Умер 20 сентября 1993 г. ) ( 1993-09-20 ) ( 71 год
Потому что в Шенбухе , Германия
Похороненный
Новое кладбище, Вайль-им-Шенбух
Верность  Нацистская Германия (1940–45)
 Западная Германия (1956–70)
Услуга/ ветвь Балкенкройц (Железный крест) ВВС ( Вермахт )
Bundeswehrkreuz (Железный крест) Немецкие ВВС ( Бундесвер )
Лет службы 1940–1945
1956–1970
Классифицировать Майор (Вермахт)
Полковник ( Бундесвер )
Единица JG 52 , JG 53 и JG 71
Команды удержаны I./ JG 52 и JG 71
Битвы/войны
Награды Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами [2]
Другая работа Гражданский летный инструктор

Эрих Альфред Хартманн (19 апреля 1922 — 20 сентября 1993) — немецкий летчик-истребитель во время Второй мировой войны и самый успешный ас-истребитель в истории воздушной войны . [1] Он совершил 1404 боевых вылета и 825 раз участвовал в воздушных боях. [3] Ему приписывают сбитие в общей сложности 352 самолетов союзников : 345 советских и 7 американских во время службы в Люфтваффе . За свою карьеру Хартманн был вынужден совершить аварийную посадку своего истребителя 16 раз из-за механической неисправности или повреждения, полученного от частей сбитого им вражеского самолета; он ни разу не был сбит прямыми действиями противника. [3]

Хартманн, довоенный пилот-планерист , вступил в Люфтваффе в 1940 году и завершил обучение летчиков-истребителей в 1942 году. Его направили в ветеранский Jagdgeschwader 52 (JG 52–52-й истребительный авиаполк) на Восточном фронте и поместили под наблюдение некоторых Люфтваффе из самых опытных летчиков-истребителей . Под их руководством Хартманн последовательно развивал свою тактику.

29 октября 1943 года Хартманн был награжден Рыцарским крестом Железного креста за уничтожение 148 самолетов противника и Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту за уничтожение 202 самолетов противника 2 марта 1944 года. Ровно через четыре месяца он получил Рыцарские мечи. Крест с дубовыми листьями за сбитие 268 самолетов противника. Хартманн заслужил желанный Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами В конце концов, 25 августа 1944 года за 301 воздушную победу. На момент вручения Хартманну это была высшая военная награда Германии. [Примечание 1]

Хартманн одержал свою 352-ю и последнюю победу в воздухе в полдень 8 мая 1945 года, за несколько часов до капитуляции Германии. Вместе с остальными членами JG 52 он сдался силам армии США и был передан Красной Армии . В попытке заставить его служить в составе Восточногерманской национальной народной армии , его судили по обвинениям в военных преступлениях и признали виновным. Первоначально Хартманн был приговорен к 20 годам лишения свободы, позже срок был увеличен до 25 лет, и он провел 10 лет в советских лагерях и ГУЛАГах , пока не был освобожден в 1955 году. В 1997 году Российская Федерация посмертно сняла с него все обвинения.

В 1956 году Хартманн присоединился к недавно созданным Западной Германии ВВС в Бундесвере и стал первым гешвадеркоммодером Jagdgeschwader « Рихтгофен 71 ». В 1970 году он был вынужден уйти в отставку за сопротивление закупке истребителя F-104 Starfighter из соображений безопасности. В более поздние годы, после того как его военная карьера закончилась, он стал гражданским летным инструктором. Хартманн умер 20 сентября 1993 года в возрасте 71 года.

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Эрих Хартманн родился 19 апреля 1922 года в Вайссахе , Вюртемберг , в семье доктора Альфреда Эриха Хартманна и его жены Элизабет Вильгельмины Махтольф. Экономическая депрессия, последовавшая за Первой мировой войной в Германии, побудила доктора Хартмана найти работу в Китае , и Эрих провел там свое раннее детство. Семья была вынуждена вернуться в Германию в 1928 году, когда гражданская война в Китае . разразилась [5] Во время Второй мировой войны младший брат Хартмана, Альфред, также присоединился к Люфтваффе, служа наводчиком на Юнкерсе Ju 87 в Северной Африке . Альфред Хартманн был взят в плен британцами и провел четыре года в качестве военнопленного . [6]

Хартманн получил образование в начальной школе в Вайль-им-Шенбухе (апрель 1928 - апрель 1932), средней школе в Бёблингене (апрель 1932 - апрель 1936), Национальном политическом институте образования (нацистская средняя школа) в Ротвайле (апрель 1936 - апрель 1936). апрель 1937 г.) и гимназию в Корнтале (апрель 1937 г. — апрель 1940 г.), в которой он получил аттестат зрелости . [7] Именно в Корнтале он встретил свою будущую жену Урсулу «Уш» Паетч. [8]

Летная карьера Хартманна началась, когда он присоединился к программе подготовки планеров молодых Люфтваффе, и его научила летать его мать, одна из первых женщин-пилотов-планеристов в Германии. Хартманны также владели легким самолетом , но были вынуждены продать его в 1932 году, когда экономика Германии рухнула. [9] Приход к власти нацистской партии в 1933 году привел к государственной поддержке планеризма, а в 1936 году Элизабет Хартманн основала планерный клуб в Вайль-им-Шенбух для местных жителей и работала инструктором. [10] 14-летний Хартманн стал инструктором по планеризму в «Гитлерюгенде». [9] В 1937 году он получил лицензию пилота, позволяющую управлять самолетами с двигателем. [1]

Хартманн начал свою военную подготовку 1 октября 1940 года в 10-м летном полку в Нойкурене . 1 марта 1941 года он перешел в Luftkriegsschule 2 (Военно-воздушная школа 2) в Берлине-Гатове , совершив свой первый полет с инструктором четыре дня спустя, а менее чем через три недели совершил свой первый самостоятельный полет . [11] Он завершил базовую летную подготовку в октябре 1941 года и 1 ноября 1941 года начал повышенную летную подготовку в подготовительной летной школе № 2 в Лахен-Шпайердорфе . Там Хартманн изучил боевые приемы и навыки стрельбы. Его повышенная подготовка пилота была завершена 31 января 1942 года, и в период с 1 марта 1942 года по 20 августа 1942 года он учился летать на Messerschmitt Bf 109 в Jagdfliegerschule 2 (Школа пилотов-истребителей 2). [12] [11]

Время, проведенное Хартманном в качестве пилота-стажера, не всегда проходило гладко. 31 марта 1942 года во время учебного полета по стрельбе он проигнорировал правила и выполнил несколько фигур высшего пилотажа на своем Bf 109 над аэродромом Цербст. Наказанием ему стала неделя тюремного заключения с лишением двух третей зарплаты в виде штрафа. Позже Хартманн вспоминал, что этот инцидент спас ему жизнь:

Та неделя, проведенная в моей комнате, фактически спасла мне жизнь. В тот день, когда меня заперли, меня должны были отправить в артиллерийский полет. Мой сосед по комнате полетел вместо меня на самолете, которым должен был лететь я. Вскоре после взлета, по пути на артиллерийский полигон, у него возникла неисправность двигателя, и ему пришлось совершить аварийную посадку возле железной дороги Гинденбург-Каттовиц. Он погиб в результате крушения. [13]

После этого Хартманн усердно тренировался и принял новое кредо, которое он передал другим молодым пилотам: «Летайте головой, а не мускулами». [3] Во время стрельбы в июне 1942 года он поразил цель из 50 пулеметных выстрелов 24, что считалось трудным достижением. [13] Его подготовка позволила ему управлять 17 различными типами самолетов с двигателями. [13] и после его окончания 21 августа 1942 года он был направлен в Ergänzungs-Jagdgruppe Ost (Дополнительная истребительная группа, Восток) в Кракове , где оставался до 10 октября 1942 года. [14]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

В октябре 1942 года Хартманн был направлен в истребительное авиаполк Jagdgeschwader 52 (JG 52–52nd Fighter Wing), базировавшийся в Майкопе на Восточном фронте в Советском Союзе . Крыло было оснащено Messerschmitt Bf 109G , но Хартманну и нескольким другим пилотам первоначально было поручено переправить Юнкерсы Ju 87 Stukas в Мариуполь . Его первый полет закончился отказом тормозов, в результате чего «Штука» врезалась в хижину диспетчера и разрушила ее. [15] Хартманн был назначен в III. Группа JG 52, [Примечание 2] под командованием группенкоммандера (командира группы) майора Хубертуса фон Бонина и под командованием опытного оберфельдфебеля Эдмунда «Пауля» Россмана , хотя он также летал с такими опытными пилотами, как Альфред Гриславски , Ганс Даммерс и Йозеф Цвернеманн . После нескольких дней интенсивных учебных боев и тренировочных полетов Гриславски признал, что, хотя Хартманну нужно было многому научиться в области боевой тактики, он был талантливым пилотом. [16]

Хартманн был назначен ведомым Пауля Россмана, который был его учителем, и это стало одним из факторов, которые способствовали успеху Хартманна. [17] Гриславски также подсказал Хартманну, куда целиться. [18] В конце концов Хартманн применил тактику «Посмотреть – Решить – Атака – Проломить». [19] [20] Этой тактике научился Россманн, который был ранен в одну руку и не мог участвовать в физически тяжелых воздушных боях. Решение Россмана заключалось в том, чтобы «выстоять в стороне», оценить ситуацию, затем выбрать цель, которая не предпринимала уклончивых действий, и уничтожить ее с близкого расстояния. [18]

Ранний воздушный бой

[ редактировать ]

19 сентября 1942 года III. Группа переехала на аэродром Солдатская, расположенный примерно на полпути между Моздоком и Пятигорском . Группа Дигоры оставалась на этом аэродроме до 1 января 1943 года. В этот период летчики иногда также действовали с аэродромов Моздока (15, 18, 19, 21, 22 и 23 октября) и ( 5-17 ноября 1942 года), поддерживая Группа армий «А» в битве за Кавказ . [21]

Хартманн совершил свой первый боевой вылет 14 октября 1942 года в качестве ведомого Россмана. Когда они столкнулись внизу с 10 самолетами противника, нетерпеливый Хартманн открыл полный газ и отделился от Россмана. Он вступил в бой с истребителем противника, но не смог поразить его и чуть не столкнулся с ним. Затем он побежал в укрытие в низкой облачности, и его миссия впоследствии закончилась аварийной посадкой после того, как у его самолета закончилось топливо. Хартманн нарушил почти все правила воздушного боя, и фон Бонин приговорил его к трем дням работы с наземным экипажем. [17] По словам Гюнтера Ралля Хартманна , который позже стал группенкоммандером , Россманн отказался снова летать с Хартманном после этого инцидента. Затем Хартманн был в паре с Гриславски в качестве его напарника. [22] Двадцать два дня спустя Хартманн одержал свою первую победу Ил-2 на штурмовике 7-го гвардейского штурмового авиационного полка, но к концу 1942 года к своему счету он добавил лишь одну победу. Как и многим выдающимся асам, ему потребовалось некоторое время, чтобы зарекомендовать себя как неизменно успешный летчик-истребитель. [17] 5 ноября 1942 года обломки Ил-2 повредили двигатель его Bf 109 G-2, что привело к вынужденной посадке в Дигоре. [23]

Его группа была переброшена в район боевых действий на Кубанский плацдарм 1 апреля 1943 года, где базировалась на аэродроме Тамань . Работаем с Тамани до 2 июля III. Группа также вылетела с вылетами из Керчи 12 мая, из Сарабуза и Саки 14 мая, Цюрихталя (ныне Солоте Поле), села возле городского поселения Кировское 23 мая и Евпатории 25/26 июня. [24] Молодость Хартмана принесла ему прозвище «Буби» ( лицемерная форма слова «маленький мальчик» на немецком языке ; примерно эквивалентно слову «Малыш»). [1] и Вальтер Крупински , к которому Хартманн был назначен ведомым, постоянно убеждал его: «Эй, Буби, подойди поближе» или отчитывал его: «Что это было, Буби?» [16] Опасность этого метода стала очевидна 25 мая 1943 года, когда он вместо того, чтобы сбить, столкнулся с советским истребителем. [25] Тем не менее, Хартманн неуклонно улучшался. В отсутствие Крупински с третьей недели мая по первую неделю августа количество исков Хартманна выросло с 17 до 60. [26]

В рамках подготовки к операции «Цитадель» , III. Группа была передислоцирована на центральный участок Восточного фронта. Группа в сначала двинулась в Запорожье , а затем Угрим 3 июля . Там под командованием Luftflotte 4-го они поддерживали боевые действия группы армий «Юг» на южном фланге выступа. [27] 5 июля Хартманн одержал четыре победы в крупных воздушных боях, произошедших во время Курской битвы . День закончился плохо, когда Хартманн не смог предотвратить сбитие и ранение Крупински над аэродромом Угрим. заметил Хартманн; «Уход Крупинского был жестоким ударом по Штаффелю , и особенно по мне». [28] По словам авторов Прина, Стеммера, Родейке и Бока, Крупински был ранен, когда его самолет перевернулся на спину во время приземления в попытке уклониться от взлета других Bf 109. Во время выздоровления Крупински Хартманн до 12 августа служил временным Staffelkapitän (командиром эскадрильи) 7-го Staffel . [29] Хартманн начал регулярно добиваться успехов в богатой целевой среде. [30] 7 июля он впервые стал « асом дня », одержав в этот день семь воздушных побед, три штурмовика Ил-2 и четыре истребителя Лавочкина-Горбунова-Гудкова (ЛаГГ). [31] В эту цифру входят два Ил-2 из 1-го полка ШАК, которые, как утверждается, были сбиты ранним утром. [32]

8 июля он одержал четыре победы в воздухе и три на следующий день. [33] В предыдущий день Хартманн забрал по два самолета в каждом полете, на котором он летал. Во-первых, советские записи показывают, что по крайней мере один Ла-5 был потерян. Майор Токарев из 40-го ИАП (истребительный авиационный полк ) погиб. [34] Во второй половине дня патруль из двух человек с Раллем привел к двум искам, а третий - к Раллю. В советском послевоенном анализе упоминалось это конкретное столкновение;

"Восемь Як-1 в районе Проворота заметили сбившиеся с траектории полета два Ме-109. Не обращая внимания на самолеты противника, наши истребители продолжили путь. Улучив удобный момент, немецкие истребители атаковали наши самолеты и сбили три Як-1". [34]

В начале августа 1943 года его счет составлял 42 человека, но к концу счет Хартманна увеличился более чем вдвое. [35] Красная Армия начала контрнаступление в регионе с целью сдерживания немецкой операции и уничтожения ее сил ( операция «Кутузов» и операция «Полководец Румянцев» ). JG 52 в течение месяца вела оборонительные операции. 1 августа 1943 года Хартманн снова стал «асом дня», одержав пять побед над истребителями ЛаГГ. [36] Еще четыре последовали 3 августа и пять - 4 августа. [37] 5 августа III. Группе было приказано высадиться на аэродром Харьков- Рогань , в 10 километрах (6,2 мили) к востоку от Харькова, где они боролись против советской Белгородско-Харьковской наступательной операции . [38] В тот день он снова заявил, что уничтожено пять самолетов, затем один 6 августа и еще пять 7 августа. 8 и 9 августа он уничтожил еще четыре советских истребителя. Последняя победа Хартманна в этом месяце пришлась на 20-е число, когда он одержал свою 90-ю победу на Ил-2. [35] В следующем месяце, 2 сентября, [39] он был назначен штабфелькапитаном 9./JG 52. [40] Он заменил на этом посту лейтенанта Бертольда Кортса , пропавшего без вести 29 августа. [39]

В первый год своей оперативной службы Хартманн почувствовал явное неуважение к советским летчикам. У большинства советских истребителей даже не было эффективных прицелов, и их пилотам, в некоторых случаях в первые недели, приходилось рисовать их на лобовом стекле вручную: «В первые дни, как бы невероятно это ни казалось, у вас не было причин почувствуй страх, если русский боец ​​окажется позади тебя. Своими нарисованными вручную прицелами они не смогут как следует натянуть упреждение (стрельба с отклонением) или поразить тебя». [41] Хартманн также считал Bell P-39 Airacobra , Curtiss P-40 Warhawk и Hawker Hurricane уступающими Focke -Wulf Fw 190 и Bf 109, хотя они действительно предоставили Советам ценную технологию прицеливания. [41]

Хартманн сказал, что сами немецкие пилоты все еще учатся у своего врага. Замерзание масла в двигателях DB 605 самолетов Bf 109G-6 затрудняло их запуск в сильные морозы русской зимы . самолета Пленный советский летчик показал им, как заливка топлива в масляный картер размораживает масло и позволяет двигателю запуститься с первой попытки. Другое решение, также полученное от Советов, заключалось в поджигании топлива под двигателем. [42]

Боевые приемы

[ редактировать ]

В отличие от Ганса-Иоахима Марселя , который был стрелком и экспертом в искусстве стрельбы с отклонениями , Хартманн был мастером тактики подкрадывания и засады, предпочитая устраивать засады и стрелять с близкого расстояния, а не воздушный бой. [43]

Когда награжденный британский летчик-испытатель капитан Эрик Браун спросил Хартманна, как он добился своего результата, Хартманн заметил, что, наряду со стрельбой с близкого расстояния, неадекватное советское оборонительное вооружение и тактика маневрирования позволяли ему претендовать на жертву в каждой атаке. [44]

Его предпочтительным методом атаки было держать огонь до самого близкого расстояния (20 м (66 футов) или меньше), а затем дать короткую очередь в упор - метод, который он изучил, летая в качестве ведомого своего бывшего командира Уолтера Крупински. кто поддерживал этот подход. Этот прием, в отличие от стрельбы на дальние дистанции, позволял ему: [45]

  • Раскройте свою позицию только в самый последний момент.
  • Компенсировать низкую начальную скорость более медленных 30-мм МК 108 , которыми оснащались некоторые из более поздних моделей Bf 109 (хотя большинство его побед было одержано на «Мессершмиттах», оснащенных высокоскоростной 20-мм пушкой MG 151 ).
  • Точно размещайте свои выстрелы с минимальными потерями боеприпасов.
  • Не позволяйте противнику предпринять действия по уклонению.

«Удивительно в достижениях Эриха Хартмана то, что они не основаны на каком-то одном исключительном таланте. Он, конечно, очень хороший летчик, но не такой виртуоз, как Ганс-Иоахим Марсель, который погиб после 158 воздушных побед в Северной Африке и друзья и враги считают его непревзойденным стрелком. Хартманн не является таким умным тактическим новатором, как Вернер Мёльдерс. Мне кажется, что он контролирует свой летный талант, хорошее зрение и агрессивность с чрезвычайно хладнокровным умом, как только он вступает в бой. противнику он не слишком рискует, а атакует своих противников с превосходящей позиции, в основном сзади, стреляет с близкого расстояния и сразу же выходит из боя». [46]

Гюнтер Ралль

Руководство Хартмана усилило необходимость обнаружения, оставаясь при этом незамеченным. Свой подход он сам описал девизом: «Смотреть – Решить – Атаковать – Обратить»; наблюдать за противником, решать, как продолжить атаку, совершить атаку, а затем выйти из боя, чтобы переоценить ситуацию. [19] [20] Инстинкт Хартмана заключался в том, чтобы выбрать легкую цель или отступить и искать более благоприятную ситуацию. [20] После окончания атаки было принято правило покинуть территорию; выживание было превыше всего. Еще одну атаку можно было бы провести, если бы пилот смог вернуться в зону боевых действий с преимуществом. [47]

В случае нападения Хартманн летел прямо и использовал руль направления [рыскание], чтобы направить Bf 109 в немного другое направление, чтобы ввести атакующего в заблуждение относительно необходимой величины отклонения. Затем Хартманн загнал колонну в угол кабины, начав внешнее вращение по косой петле. Это была экстренная мера в случае попадания в засаду, и она несколько раз спасала ему жизнь. [48]

Эта тактика усилила успехи Хартмана летом 1943 года. К 7 июля он заявил, что уничтожен 21 советский самолет, а к 20 сентября — более 100. [49]

Рыцарский крест Железного креста

[ редактировать ]

После Курска требования к летчикам-истребителям возросли. В начале августа Хартманн за шесть дней совершил 20 вылетов общей продолжительностью 18 часов 29 минут. [50] К концу августа 1943 года Хартманн одержал 90 воздушных побед. [51] 20 августа в бою с Ил-2 его Bf 109 G-6 ( Werknummer 20485 — заводской номер) был поврежден обломками, и в 06:20 он был вынужден приземлиться в тылу советских войск в районе Артемовска . [52] Хартмана Гешвадеркоммодор Дитрих Грабак отдал приказ подразделению Хартмана поддержать пикирующие бомбардировщики Sturzkampfgeschwader 2 во главе с Гансом-Ульрихом Руделем в контратаке. В полете восьми немецких истребителей участвовала масса советских истребителей Як-9 и Лавочкина Ла-5. Хартманн захватил два самолета противника, прежде чем его истребитель был сбит обломками и был вынужден совершить вынужденную посадку. [53]

В соответствии с правилами он попытался вернуть точные настольные часы. Пока он это делал, к нему подошли советские солдаты. Понимая, что захват неизбежен, он симулировал внутренние повреждения. Игра Хартмана настолько убедила Советов, что они положили его на носилки и посадили в грузовик. Когда командир экипажа Хартманна Хайнц Мертенс узнал о случившемся, он взял винтовку и отправился на поиски Хартманна. [53] Мертенс был еще одним важным фактором успеха Хартманна, обеспечив надежность самолета. [17] Впоследствии Хартманн сбежал. [54] и вернулся в свою часть 23 августа. [52] По крайней мере один источник предполагает, что причиной аварийной посадки стал огонь противника. Лейтенант П. Евдокимов, летавший на Ил-2 из 232 ШАП, возможно, сбил Хартмана. [51] Этот период был очень успешным; За пять дней августа 1943 года Хартманн уничтожил 24 советских самолета в 20 вылетах. [55]

Карайя-Штаффель Эмблема

18 сентября Хартманн сбил два Яка из 812-го полка ИАП по пунктам 92 и 93. [51] 20 сентября 1943 года Хартманну была приписана его 100-я воздушная победа - в этот день он одержал четыре победы и завершил ее на 101. Он был 54-м пилотом Люфтваффе, достигшим столетней отметки. [56] Девять дней спустя Хартманн сбил советского аса майора Владимира Семенишина из 104-го ГвИАП ( Гвардейский истребительный авиационный полк ), защищая бомбардировщики от Kampfgeschwader 27 , одержав свою 112-ю победу. [57]

В октябре 1943 года Хартманн одержал еще 33 воздушные победы. [58] 2 и 12 октября на его счету четыре победы, тройной 14, 15 и 20 октября и двойные претензии 24, 25 и 29 октября. 29 октября он был награжден Рыцарским крестом Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ), после чего его счет составил 148. К концу года это число возросло до 159. [58] 14 ноября 1943 года у его Bf 109 G-6 ( Werknummer 20499) отказал двигатель, что привело к вынужденной посадке на аэродроме Кировоград . [59]

10 января 1944 года III. Группа переехала на аэродром в Новокрасном, расположенный примерно в 40 километрах (25 милях) к юго-юго-западу от Новоукраинки . Базируясь в Новокрасном, элементы Группы также действовали из Ивангорода (11–13 января), в Великой Лепетихе (3–22 февраля) и Николаеве (2–23 февраля). [60] За первые два месяца 1944 года Хартманн забрал более 50 советских самолетов. [61] 22 февраля он разбил еще один Bf 109 G-6, совершавший пересадочный рейс в Умань . [62] В число успехов вошли четыре истребителя 17 января 1944 года, а 26 февраля было заявлено, что еще 10 истребителей были сбиты; общее количество P-39 советских летательных аппаратов достигнет 202. [63] Его впечатляющие успехи вызвали недоумение даже у высшего командования Люфтваффе ; его утверждения были дважды и трижды проверены, а его действия внимательно контролировались наблюдателем, летавшим в его строю. [61]

Bf 109 в цветовой гамме Hartmann на выставке в Музее авиации и космонавтики Evergreen.

К этому времени советские летчики были знакомы с радиопозывным Хартмана « Карая-1» , и советское командование назначило цену в 10 000 рублей за голову немецкого пилота. [42] [3] Хартманна прозвали Черным Чортом («Черный дьявол») из-за его мастерства и окраски своего самолета. [1] Эта схема имела форму черного тюльпана на капоте двигателя; хотя это стало синонимом Хартманна, на самом деле он летал с этим знаком только пять или шесть раз. [49] Противники Хартмана часто не хотели оставаться и сражаться, если замечали его личный замысел. В результате этот самолет часто предоставляли новичкам, которые могли управлять им в относительной безопасности. 21 марта именно Хартманн одержал 3500-ю победу JG 52 в войне. [64] Напротив, предполагаемое нежелание советских летчиков сражаться привело к снижению количества убитых Хартманна. Затем Хартманну удалили рисунок тюльпана, а его самолет покрасили так же, как и остальную часть его подразделения. Следовательно, за следующие два месяца Хартманн одержал более 50 побед. [65]

В марте 1944 года Хартманн, Герхард Баркхорн , Вальтер Крупински и Йоханнес Визе были вызваны в Адольфа Гитлера Бергхоф в Берхтесгадене . Баркхорн должен был быть удостоен Мечей, а Хартманн, Крупински и Визе должны были получить Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub ). По словам Хартманна, все четверо напились коньяка и шампанского. По прибытии в Берхтесгарден адъютант Гитлера сделал Хартману выговор за пьянство и обращение с шляпой Гитлера. На церемонии награждения 4 апреля также присутствовали Райнхард Зайлер , Курт Бюлиген , Хорст Адемайт , Ханс-Йоахим Ябс , доктор Максимилиан Отте , Бернхард Йопе и Хансгеорг Бетчер из бомбардировочной авиации, а также офицер зенитной артиллерии Фриц Петерсен , которым суждено было получить награду. Дубовые листья. [66] [66]

Бриллианты к Рыцарскому кресту

[ редактировать ]

В апреле и мае 1944 года 9./JG 52 сопротивлялась советскому наступлению в Крыму . В апреле Хартманн одержал пять побед. В мае Хартманн подал иски с номерами 208–231, в том числе шесть, поданные 6 мая. 8 мая 1944 года JG 52 покинула регион, когда немецкая оборона рухнула. JG 52 впоследствии принимал участие в боях на румынской границе . [67]

III. Группа переехала в Роман 18 мая. [68] Три дня спустя Хартманн задействовал самолеты ВВС США в защите Рейха, впервые выполняя полеты для защиты нефтяных месторождений Плоешти и вступив в бой с североамериканскими истребителями P-51 Mustang впервые над Румынией . [69] ВВС США (USAAF) 24 июня Пятнадцатая воздушная армия атаковала различные цели в Румынии с помощью 377 бомбардировщиков. Часть этой ударной группы, состоящая из 135 Consolidated B-24 Liberator бомбардировщиков и истребителей Lockheed P-38 Lightning и P-51, направилась к нефтяным месторождениям Плоешти. Защищаясь от этой атаки, Хартманн заявил, что сбит P-51. [70] Только еще одно заявление против этого типа было выдвинуто Хартманном в 1945 году. [71]

Позже в том же месяце у P-51 закончилось топливо в его «Мессершмитте». Во время интенсивных маневров у Хартманна кончились боеприпасы. [69] Один из P-51B, пилотируемый лейтенантом Робертом Дж. Гебелем из 308-й эскадрильи 31-й истребительной группы , оторвался и направился прямо к Хартманну, пока он висел на парашюте. [72] Гебель делал камеру, чтобы запечатлеть спасение, и только в последний момент отклонился от него, помахав Хартманну, когда тот проходил мимо. [73]

15 августа, март. Группа переехала в Варзин Пол , Польша. Аэродром располагался примерно в 15 км (9,3 мили) к западу от Енджейова . [74] Двумя днями позже Хартманн стал самым результативным асом-истребителем, превзойдя своего коллегу-пилота JG 52 Герхарда Баркхорна, одержав 274-ю победу. [Примечание 3] 23 августа Хартманн одержал восемь побед в трех боевых вылетах, что стало лучшим достижением за день, в результате чего его счет достиг 290 побед. [75] Он преодолел отметку в 300 единиц 24 августа 1944 года, в день, когда он сбил 11 самолетов в двух боевых вылетах к югу от Радома Люблина , что представляет собой его самое большое за всю историю соотношение побед в день («двойной ас в бою»). -день») и доведя число воздушных побед до беспрецедентных 301. [76] [77] [Примечание 4] Каждая воздушная победа, одержанная пилотом III. Группа 23 и 24 августа была захвачена Хартманном, в результате чего он получил два титульных письма в Вермахтберихте 24 и 25 августа соответственно. Авторы Прин, Стеммер, Балке и Бок предполагают, что вся группа , возможно, использовала истребители для защиты Хартманна, чтобы сделать это достижение возможным. [78]

Хартманн стал одним из 27 немецких солдат во Второй мировой войне, получивших бриллианты к своему Рыцарскому кресту. [79] Хартмана вызвали в Führerhauptquartier Wolfsschanze («Волчье логово»), военный штаб Адольфа Гитлера под Растенбургом , чтобы получить заветную награду лично от Гитлера. Хартманна попросили сдать свое личное оружие – мера безопасности, усиленная после неудавшегося покушения 20 июля 1944 года . Согласно одному сообщению, Хартманн отказался и пригрозил отказаться от «Бриллиантов», если ему не доверят носить пистолет. [80] Во время встречи Хартмана с Гитлером Хартманн подробно обсудил недостатки подготовки летчиков-истребителей. Предположительно, Гитлер признался Хартманну, что, по его мнению, «в военном отношении война проиграна» и что ему хотелось бы, чтобы в Люфтваффе было «больше таких, как он и Рудель». [81]

«Бриллианты к Рыцарскому кресту» также принесли Хартманну 10-дневный отпуск. приказал ему По пути в отпуск генерал дер Ягдфлигер Адольф Галланд присутствовать на совещании в Берлин-Гатове. Галланд хотел передать Хартманна в программу испытаний Мессершмитта Me 262 , но по просьбе Хартманна перевод был отменен на основании его явной привязанности к JG 52. [82] Хартманн утверждал Герингу, что он лучше всего служил военным усилиям на Восточном фронте. [3] 10 сентября Хартманн женился на своей давней юношеской любви Урсуле «Уш» Паетч. Свидетелями на свадьбе были его друзья Герхард Баркхорн и Вильгельм Бац . [83]

25 мая II. Группе было приказано перебросить один штаффель на запад для защиты Рейха. Баркхорн, командир II. Группа выбрала лейтенанта Ганса Вальдмана 4-й штаб , который официально был приписан к II-му дивизиону. Группа Jagdgeschwader «Удет» (JG 3–3 - 3 й истребительный авиаполк). [84] 10 августа эта эскадрилья официально стала 8-й штабной JG 3. В результате Хартманн был переведен 30 сентября, и ему было поручено создать и возглавить новую 4-ю штабную эскадрилью JG 52. Командование его бывшей 9-й штабной эскадрильей было передано. лейтенанту Хансу -Йоахиму Биркнеру . [85] В то время II. Группа базировалась в Нагирабе , Венгрия. Прежде чем выполнять дальнейшие боевые вылеты, Хартманну пришлось обучать новых неопытных пилотов. Он возглавлял эту эскадрилью до 16 января 1945 года, когда ему было поручено командовать I. Gruppe JG 52, сменив таким образом майора Баркхорна на этом посту. Хартманн передал командование 4-м штаффелем лейтенанту Фридриху Хаасу . [86]

Последние боевые задачи

[ редактировать ]

31 января 1945 года Хартманн передал командование I. Gruppe JG 52 майору Бацу. [87] С 1 по 14 февраля он затем некоторое время возглавлял I. группу Jagdgeschwader майора 53 (JG 53–53-й истребительный авиаполк) в качестве исполняющего обязанности группенкоммандера пока его не заменил гауптман Гельмут Липферт , заменивший , Юргена Хардера . переведенного [88] В то время группа базировалась в Веспреме и участвовала в осаде Будапешта . Свою единственную воздушную победу на JG 53 он одержал 4 февраля, сбив истребитель Як-9. [89] В марте 1945 года генерал Адольф Галланд во второй раз попросил Хартманна, чей счет сейчас составляет 337 воздушных побед, присоединиться к подразделениям Me 262, формирующимся для управления новым реактивным истребителем. [90]

Хартманн присутствовал на программе конверсии реактивных самолетов под руководством Генриха Бэра . Галланд также предполагал, что Хартманн полетит с Jagdverband 44 . Хартманн отклонил предложение, предпочитая остаться в JG 52. Некоторые источники сообщают, что решение Хартманна остаться в своем подразделении было вызвано телеграммой запроса оберстлейтенанта Германа Графа . [90]

1 февраля Хартманн был назначен командиром группы I./JG 52, сменив гауптмана Адольфа Борхерса . [91] Хартманн одержал свою 350-ю воздушную победу 17 апреля в окрестностях Хрудима . Последняя известная фотография Хартмана во время войны была сделана в связи с этой победой. [92] Последняя воздушная победа Хартмана произошла над Брно , Чехословакия , 8 мая, в последний день войны в Европе. Рано утром того дня ему было приказано вылететь на разведку и доложить о позиции советских войск. Хартманн взлетел со своим ведомым в 08:30 и заметил первые советские подразделения всего в 40 километрах (25 милях). [93] Проходя над этим районом, Хартманн увидел Як-9, устроил на него засаду со своей выгодной позиции на высоте 12 000 футов (3700 м) и сбил. [94]

Приземлившись, Хартманн узнал, что советские войска находятся в пределах артиллерийской досягаемости аэродрома, поэтому JG 52 уничтожил Karaya One, 24 других Bf 109 и большое количество боеприпасов. Хартманну и Герману Графу было приказано лететь в британский сектор, чтобы избежать захвата советскими войсками, а остальной части JG 52 было приказано сдаться приближающимся Советам. Будучи группенкоммандером I./JG 52, Хартманн решил сдать свое подразделение членам 90-й пехотной дивизии США . [95]

Военнопленный

[ редактировать ]

После его захвата 14 мая армия США передала Хартмана, его пилотов и наземную команду Советскому Союзу, где он был заключен в тюрьму в соответствии с Ялтинскими соглашениями , в которых говорилось, что летчики и солдаты, сражающиеся с советскими войсками, должны были сдаться непосредственно их. Американцы отвели Хартмана и его подразделение на большой комплекс под открытым небом, где они ожидали переброски. [96]

По словам Хартманна, Советы пытались убедить его сотрудничать с ними. Его попросили шпионить за другими офицерами, но он отказался, и ему дали десять дней одиночного заключения в камере размером четыре на девять на шесть футов (1,2 м × 2,7 м × 1,8 м). Он спал на бетонном полу, ему давали только хлеб и воду. В другом случае, по словам Хартманна, Советы угрожали похитить и убить его жену (о смерти сына Хартманн скрыл). Во время аналогичных допросов по поводу Ме 262 Хартманн был поражен тростью советским офицером, в результате чего Хартманн ударил нападавшего стулом, нокаутировав его. Ожидая расстрела, его перевели обратно в небольшой бункер. [97]

Хартманн, не стыдясь своей военной службы, предпочел объявить голодовку и умереть от голода, а не подчиниться «советской воле», как он это называл. [98] Советы разрешили голодовку продолжаться в течение четырех дней, а затем подвергли его принудительному кормлению. Более изощренные попытки советских властей обратить Хартмана в коммунизм также потерпели неудачу. Ему предложили должность в ВВС Восточной Германии , от которой он отказался:

Если после того, как я буду дома на Западе, вы сделаете мне нормальное контрактное предложение, коммерческую сделку, которую люди подписывают каждый день по всему миру, и мне понравится ваше предложение, то я вернусь и буду работать с вами в соответствии с контракт. Но если вы попытаетесь заставить меня работать под каким-либо принуждением, то я буду сопротивляться до последнего вздоха. [97]

Обвинения в военных преступлениях

[ редактировать ]

Во время плена Хартманн был впервые арестован 24 декабря 1949 года и через три дня приговорен к 20 годам тюремного заключения. [99] Приговор был приведен в исполнение сотрудниками МВД по Ивановскому району. Предварительное расследование уголовного дела проводилось лишь формально. Его осудили за зверства над советскими гражданами, нападение на военные объекты и уничтожение советской авиации и, следовательно, значительный ущерб советской экономике. Хартманн несколько раз протестовал против этого решения. [100] В июне 1951 года ему во второй раз предъявили обвинение как предполагаемого члена антисоветской группы. [99] Второй судебный процесс проходил в подчинении военных в Ростовском военном округе . Хартманну были предъявлены обвинения в военных преступлениях, в частности в «умышленном расстреле 780 советских мирных жителей» в деревне Брянск , нападении на хлебозавод 23 мая 1943 года и уничтожении 345 «дорогих» советских самолетов. [101] Он отказался признаться в этих обвинениях и провел собственную защиту, что, по словам Хартманна, было осуждено председательствующим судьей как «пустая трата времени». [101]

Приговорен к 25 годам каторжных работ , [100] Хартманн отказался работать и был помещен в одиночную камеру, что привело к бунту со стороны некоторых его сокамерников, которые одолели охранников и временно освободили его. Он подал жалобу в с комендатуру просьбой пригласить представителя из Москвы и провести международную проверку, а также провести новое судебное заседание для отмены приговора. В этом ему было отказано, и его перевели в лагерь в Новочеркасске , где он провёл ещё пять месяцев в одиночной камере. Позже он предстал перед новым трибуналом, который оставил в силе первоначальный приговор. Впоследствии его отправили в другой лагерь, на этот раз в Дятерку на Урале . [102] В конце 1955 года Хартманн был освобожден в составе последнего Хаймкерера . [54]

В январе 1997 года, более чем через три года после его смерти, дело Хартмана было рассмотрено Главным военным прокурором Москвы, Россия, после распада Советского Союза , и с него были сняты все исторические обвинения, выдвинутые против него в соответствии с российским законодательством. В правительственном ведомстве заявили, что он был осужден ошибочно. [103] [104]

Послевоенные годы

[ редактировать ]
Хартманн (справа), в 1972 году в качестве консультанта при строительстве аэропорта Цюриха .
Могила в Вайль-им-Шёнбухе
Цветовая схема Хартмана «черный тюльпан», нанесенная на переднюю часть ВВС Германии. истребителя Eurofighter Typhoon [105]

Во время длительного заключения сын Хартмана, Эрих-Петер, родился в 1945 году и умер трехлетним ребенком в 1948 году, так и не увидев его. Позже у Хартманна родилась дочь Урсула Изабель, родившаяся 23 февраля 1957 года. [106] Когда Хартманн вернулся в Западную Германию, он вновь поступил на военную службу в Бундесвер и стал офицером ВВС Западной Германии , где с 6 июня 1959 года по 29 мая 1962 года командовал первым в Западной Германии полностью реактивным подразделением Jagdgeschwader 71 «Richthofen» . [107] Первоначально это подразделение было оснащено самолетами Canadair Sabre , а затем истребителями Lockheed F-104 Starfighter . [108]

Хартманн также совершил несколько поездок в США, где обучался работе на оборудовании ВВС США . [106] В 1957 году Хартманн начал обучение у американских инструкторов. [109] Он и другие немецкие пилоты прошли подготовку на базе ВВС Люк в Аризоне . [110] Курс истребителя Republic F-84 Thunderjet длился 60 дней и состоял из 33 часов налета на Lockheed T-33 и 47часов в Республике F-84F Thunderstreak . Хартманну и бывшим пилотам Люфтваффе требовалась лишь ознакомительная подготовка. [109]

Хартманн считал F-104 фундаментально несовершенным и небезопасным самолетом и категорически возражал против его принятия на вооружение ВВС Германии. [111] Уже в 1957 году Хартманн рекомендовал Каммхуберу сначала купить и оценить несколько новых и незнакомых самолетов, прежде чем поручать ВВС новый тип самолета. [112] Хотя события впоследствии подтвердили его низкое мнение о самолете (269 катастроф и 116 немецких пилотов погибли на F-104 в небоевых вылетах, а также обвинения во взятках, кульминацией которых стал скандал с Lockheed ), откровенная критика Хартмана оказалась непопулярной среди его начальства. [111] и в 1970 году он был вынужден досрочно выйти на пенсию. [108] С 1971 по 1974 год Хартманн работал летным инструктором в Хангеларе, недалеко от Бонна , а также летал в облётах вместе с другими пилотами военного времени. [54]

Хартманн умер 20 сентября 1993 года в возрасте 71 года в Вайль-им-Шенбух. [54] В 2016 году бывшее подразделение ВВС Хартмана JG 71 почтило его, применив его тюльпановую цветовую схему к своим самолетам. [105]

[ редактировать ]

Хартманн был предметом биографии американских авторов Тревора Дж. Констебла и Раймонда Ф. Толивера под названием «Белокурый рыцарь Германии» . Первоначально выпущенный в США в 1970 году, в следующем году он был опубликован в Германии под названием Holt Hartmann vom Himmel! Расстрелять Хартмана! »). [113]

«Белокурый рыцарь» имел коммерческий успех и пользовался широкой читательской аудиторией как среди американской, так и среди немецкой публики. В современной американской и немецкой историографии книга подверглась критике со стороны некоторых как антиисторическая и вводящая в заблуждение. Рональд Смелзер и Эдвард Дж. Дэвис в своей работе «Миф о Восточном фронте » описывают его как одно из ключевых произведений, пропагандировавших миф о «чистом Вермахте» . [114]

Историк Йенс Венер отмечает, что немецкоязычная версия книги пользовалась огромной популярностью в Германии, но содержала серьезные недостатки в изложении исторических реалий. В их число входили некритические заимствования из нацистской пропаганды элементов Fliegerasse асов ») и стереотипов о Советском Союзе. По мнению Венера, последнее можно объяснить преобладавшими настроениями во время холодной войны . Более того, политические и социальные последствия Второй мировой войны были полностью проигнорированы. [113]

Краткое изложение карьеры

[ редактировать ]

Заявления о воздушной победе

[ редактировать ]

По словам американского историка Дэвида Т. Забекки , Хартманну на счету 352 победы в воздухе. [115] Спик также перечисляет, что Хартманн одержал 352 воздушные победы в 1425 боевых вылетах, все из которых на Восточном фронте. [116] Мэтьюз и Форман, авторы книги « Асы Люфтваффе – биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о 352 заявлениях о победах в воздухе, а также еще двух неподтвержденных заявлениях. В это число входят две претензии в отношении самолетов P-51 Mustang, пилотируемых ВВС США, и 350 пилотируемых самолетов ВВС СССР на Восточном фронте. [71]

Из-за потери второго бортового журнала Эриха Хартмана первоначальные биографы Тревор Констебль и Раймонд Толивер собрали утверждения Хартманна конца войны из сомнительных источников. Списки претензий по микрофильмам Люфтваффе еще не изучались, в результате чего список претензий конца войны оказался очень ненадежным. В качестве примера биографы Констебль и Толивер утверждают, что Хартманн забрал советский истребитель Ла-5 21 ноября 1944 года. [117] Исследования показали, что подразделение Хартмана в этот день даже не вылетело из-за очень плохих погодных условий. [118] при этом советская 5-я воздушная армия не потеряла ни одной авиации. [119] По словам авторов Дэниела и Габора Хорватов, сравнение с отчетами о потерях советского противника показало, что количество самолетов, уничтоженных Хартманном, на самом деле может быть намного меньше заявленных им 352, независимо от национальности противника. [120]

Украшения

[ редактировать ]

Хартманн держал в секрете местонахождение своего Рыцарского креста Железного креста от похитителей во время своего пребывания в плену, утверждая, что он выбросил его. Тайник находился в небольшом ручье. Его товарищ Ганс «Асси» Хан сумел спрятать Рыцарский крест в коробке для сигар с двойным дном и тайно переправить его обратно в Германию, когда его освободили из плена. [130]

Даты звания

[ редактировать ]

Хартманн поступил на военную службу в Вермахте 1 октября 1940 года. Его первой базой был Нойкурен в Восточной Пруссии , где он получил базовую военную подготовку в качестве новобранца Люфтваффе.

ВВС (Вермахт)

ВВС (Бундесвер)

Примечания

[ редактировать ]
  1. В 1944 году Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами уступал только Большому кресту Железного креста ( Großkreuz des Eisernen Kreuzes ), которым награждались только старшие командиры за победу в крупном сражении или кампании. , в военном ордене Третьего Рейха. Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами как высший военный орден был заменен 29 декабря 1944 года Рыцарским крестом Железного креста с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Goldenem Eichenlaub, Schwertern und Brillanten ). [4]
  2. ^ Объяснение обозначений подразделений Люфтваффе см. в разделе « Организация Люфтваффе во время Второй мировой войны» .
  3. ^ Источники относительно точного количества побед P-51 Mustang неубедительны и варьируются от семи до восьми. Толивер и Констебль создают впечатление, что вероятны восемь убийств, тогда как другие источники говорят о семи победах.
  4. было сбито 32 советских самолета под Сандомиром Бергстрем утверждает, что немецкие пилоты заявили, что 23 и 24 августа . По данным исследования Дмитрия Хазанова, 2-я воздушная армия за эти два дня потеряла не более одиннадцати самолетов, два из которых - в воздушных боях с немецкими истребителями. [76]
  5. По словам Шерцера в качестве пилота пилота 7./ Jagdgeschwader 52. [126]
  6. Его повышение до майора 8 мая 1945 года не подтверждено. Сам Хартманн в документе от 16 мая 1945 года использовал звание гауптмана . [133]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Забецкий 2014 , стр. 586.
  2. ^ Фрашка 2002 , с. 326.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Рейнольдс 1982 , с. 132.
  4. ^ Уильямсон и Бужейро 2004 , стр. 3, 7.
  5. ^ Каплан 2007 , с. 88.
  6. ^ Митчем и Мюллер 2012 , с. 199.
  7. ^ Стокерт 2007 , стр. 39–40.
  8. ^ Хартманн и Ягер 1992 , стр. 8–10.
  9. ^ Jump up to: а б Каплан 2007 , с. 89.
  10. ^ Зегенхаген 2007 , стр. 579–596.
  11. ^ Jump up to: а б Каплан 2007 , стр. 89–90.
  12. ^ Митчем и Мюллер 2012 , с. 197.
  13. ^ Jump up to: а б с Каплан 2007 , с. 90.
  14. ^ Каплан 2007 , с. 91.
  15. ^ Каплан 2007 , с. 57.
  16. ^ Jump up to: а б Браатц 2010 , с. 90.
  17. ^ Jump up to: а б с д Деак 1998 , стр. 30.
  18. ^ Jump up to: а б Спик 1996 , с. 202.
  19. ^ Jump up to: а б Паттон 1991 , стр. 5–7.
  20. ^ Jump up to: а б с Спик 1988 , с. 105.
  21. ^ Барб 2010 , с. 102.
  22. ^ Ралл 2007 , стр. 131–132.
  23. ^ Прин и др. 2006 , с. 570.
  24. ^ Барб 2010 , с. 137.
  25. ^ Браатц 2010 , с. 94.
  26. ^ Браатц 2010 , с. 97.
  27. ^ Барбас 2010 , стр. 139–140.
  28. ^ Бергстрем 2007 , стр. 27, 32, 34.
  29. ^ Прин и др. 2012 , стр. 474, 497.
  30. ^ Браун и Рид 1988 , с. 11.
  31. ^ Барбас 2005 , стр. 361–362.
  32. ^ Бергстрем 2007 , стр. 59–61.
  33. ^ Барб 2005 , с. 362.
  34. ^ Jump up to: а б Бергстрем 2007 , стр. 64, 67.
  35. ^ Jump up to: а б Прин и др. 2012 , стр. 485–487.
  36. ^ Барб 2005 , с. 363.
  37. ^ Барбас 2005 , стр. 363–364.
  38. ^ Барб 2005 , с. 143.
  39. ^ Jump up to: а б Прин и др. 2012 , с. 474.
  40. ^ Браун и Рид 1988 , с. 13.
  41. ^ Jump up to: а б Каплан 2007 , с. 93.
  42. ^ Jump up to: а б Каплан 2007 , с. 104.
  43. ^ Спик 1996 , стр. 203–204.
  44. ^ Томпсон и Смит 2008 , с. 235.
  45. ^ Спик 1996 , с. 201.
  46. ^ Ралл 2007 , стр. 181–182.
  47. ^ Спик 1996 , стр. 204–205.
  48. ^ Спик 1996 , стр. 203–205.
  49. ^ Jump up to: а б Спик 1996 , с. 205.
  50. ^ Харви 2012 , стр. 34–45.
  51. ^ Jump up to: а б с Бергстрем 2008 , стр. 26.
  52. ^ Jump up to: а б Прин и др. 2012 , с. 498.
  53. ^ Jump up to: а б Каплан 2007 , с. 102.
  54. ^ Jump up to: а б с д Забецкий 2014 , стр. 587.
  55. ^ Харви 2018 , с. 25.
  56. ^ Обермайер 1989 , с. 243.
  57. ^ Бергстрем 2008 , стр. 28.
  58. ^ Jump up to: а б Деак 1998 , стр. 34.
  59. ^ Прин и др. 2012 , с. 500.
  60. ^ Барб 2010 , с. 179.
  61. ^ Jump up to: а б Уил 2001 , с. 73.
  62. ^ Барбас 2010 , стр. 180, 315.
  63. ^ Бергстрем 2008 , стр. 38–39.
  64. ^ Уил 2001 , с. 74.
  65. ^ Каплан 2007 , стр. 104–105.
  66. ^ Jump up to: а б Браатц 2010 , с. 119.
  67. ^ Браатц 2010 , с. 122.
  68. ^ Барб 2010 , с. 186.
  69. ^ Jump up to: а б Каплан 2007 , с. 115.
  70. ^ Барб 2010 , с. 189.
  71. ^ Jump up to: а б Мэтьюз и Форман, 2015 , стр. 485–492.
  72. ^ Тиллман 2006 , с. 54.
  73. ^ Каплан 2007 , с. 116.
  74. ^ Барб 2010 , с. 191.
  75. ^ Уил 2001 , с. 78.
  76. ^ Jump up to: а б Бергстрем 2008 , стр. 82.
  77. ^ Шрайер 1990 , с. 142.
  78. ^ Прин и др. 2022 , с. 243.
  79. ^ Уил 2001 , с. 71.
  80. ^ Браатц 2010 , с. 120.
  81. ^ Уил 2001 , с. 79.
  82. ^ Заключительное интервью с Эрихом Хартманном
  83. ^ Хартманн и Ягер 1992 , стр. 139–145.
  84. ^ Барб 2005 , с. 160.
  85. ^ Барб 2010 , с. 281.
  86. ^ Барбас 2005 , стр. 172, 285–286.
  87. ^ Барб 2005 , с. 285.
  88. ^ Прин 1991 , с. 1653.
  89. ^ Прин 1991 , стр. 1218–1219.
  90. ^ Jump up to: а б Уил 2001 , с. 82.
  91. ^ Шрайер 1990 , с. 186.
  92. ^ Уил 2004 , с. 119.
  93. ^ Каплан 2007 , с. 117.
  94. ^ Бергстрем 2008 , стр. 123.
  95. ^ Каплан 2007 , стр. 85, 118–119.
  96. ^ Каплан 2007 , с. 118.
  97. ^ Jump up to: а б Каплан 2007 , с. 121.
  98. ^ Каплан 2007 , с. 120.
  99. ^ Jump up to: а б Вагенленер 1999 , с. 36.
  100. ^ Jump up to: а б Вагенленер 1999 , с. 77.
  101. ^ Jump up to: а б Каплан 2007 , с. 122.
  102. ^ Каплан 2007 , с. 122–123.
  103. ^ Вагенленер 1999 , с. 78.
  104. ^ [электронная почта защищена] .
  105. ^ Jump up to: а б «Серо-красный барон» летает над Витмундом .
  106. ^ Jump up to: а б Каплан 2007 , с. 125.
  107. ^ Jagdgeschwader 71 "Рихтгофен" .
  108. ^ Jump up to: а б Забецкий 2014 , стр. 19, 587.
  109. ^ Jump up to: а б Корум 2003 , стр. 16–29.
  110. ^ Салливан 1976 , стр. 148–149, 152–153.
  111. ^ Jump up to: а б Забецкий 2014 , стр. 19.
  112. ^ Der Spiegel, том 35/1982 .
  113. ^ Jump up to: а б Нотайзен 2017 .
  114. ^ Смелсер и Дэвис 2008 , стр. 170–173.
  115. ^ Забецкий 2019 , стр. 328.
  116. ^ Спик 1996 , с. 227.
  117. ^ Толивер и Констебль 1970 , с. 294.
  118. ^ Барб 2005 , с. 174.
  119. ^ Хорват и Хорват 2022 , с. 140.
  120. ^ Хорват и Хорват 2022 , стр. 129–153.
  121. ^ Jump up to: а б Бергер 1999 , с. 105.
  122. ^ Jump up to: а б Томас 1997 , с. 249.
  123. ^ Патцвалл 2008 , с. 95.
  124. ^ Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 166.
  125. ^ Фелльгибель 2000 , с. 214.
  126. ^ Jump up to: а б с д Шерцер 2007 , с. 368.
  127. ^ Фелльгибель 2000 , с. 79.
  128. ^ Фелльгибель 2000 , с. 43.
  129. ^ Фелльгибель 2000 , с. 37.
  130. ^ Март 2007 г. , с. 120.
  131. ^ Стокерт 2007 , с. 40.
  132. ^ Стокерт 2007 , с. 41.
  133. ^ Jump up to: а б Стокерт 2007 , с. 43.
  134. ^ Jump up to: а б Стокерт 2007 , с. 44.

Библиография

[ редактировать ]
  • Барбас, Бернд (2005). История II группы 52-го истребительного авиаполка [ История 2-й группы 52-го истребительного авиаполка ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN  978-3-923457-71-7 .
  • Барбас, Бернд (2010). История III. Gruppe des Jagdgeschwader 52 [ История 3-й группы истребительного авиаполка 52 ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN  978-3-923457-94-6 .
  • Бергер, Флориан (1999). С дубовыми листьями и мечами. Самые титулованные солдаты Второй мировой войны [ С дубовыми листьями и мечами. Солдаты, награжденные самыми высокими наградами Второй мировой войны ] (на немецком языке). Вена, Австрия: Самостоятельная публикация Флориана Бергера. ISBN  978-3-9501307-0-6 .
  • Бергстрем, Кристер [на шведском языке] (2007). Курск — Воздушный бой: июль 1943 года . Берджесс Хилл: Chevron/Иэн Аллан. ISBN  978-1-903223-88-8 .
  • Бергстрем, Кристер [на шведском языке] (2008). Багратион до Берлина. Последние воздушные бои на Востоке: 1944–1945 гг . Берджесс Хилл: Классические публикации. ISBN  978-1-903223-91-8 .
  • Браатц, Курт [на немецком языке] (2010). Вальтер Крупински – Jagdflieger, Geheimagent, General [ Вальтер Крупински – летчик-истребитель, секретный агент, генерал ] (на немецком языке). Моосбург, Германия: NeuundzwanzigSechs Verlag. ISBN  978-3-9811615-5-7 .
  • Браун, Эшли; Рид, Джонатан (1988). Воздушные истребители . Гаррисберг: Национальное историческое общество. ISBN  0-918678-39-0 .
  • Корум, Джеймс (2003). «Начиная с нуля: создание Бундеслюфтваффе как современных ВВС, 1955–1960». История авиации . 50 (2). Исторический фонд ВВС .
  • Деак, Уил (1998). Бойн, Уолтер Дж. (ред.). Лучший ас воздушной войны . Воздушная война Второй мировой войны, Люди, Машины, Миссии. Стэмфорд, Коннектикут: Cowles Enthusiast Media. ISBN  978-1-55836-193-5 .
  • Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех частей родов войск Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN  978-3-7909-0284-6 .
  • Фрашка, Гюнтер (2002) [1977]. С мечами и бриллиантами — кавалеры высшей немецкой награды ( за храбрость 11 изд.). Мюнхен, Германия: Universitas. ISBN  978-3-8004-1435-2 .
  • Хартманн, Урсула; Йегер, Манфред (1992). Немецкий истребитель-ас Эрих Хартманн . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing. ISBN  978-0-88740-396-5 .
  • Харви, Арнольд Д. (весна 2012 г.). «Битва за Британию в 1940 году и «Большая неделя» в 1944 году: сравнительная перспектива». История авиации . 59 (1). Исторический фонд ВВС .
  • Харви, Арнольд Д. (2018). «Российские ВВС против Люфтваффе: взгляд Западной Европы». История авиации . 65 (1). Исторический фонд ВВС .
  • Хорват, Дэниел; Хорват, Габор (2022). Подтвержденные победы: лучшие асы JG 52 над Венгрией в 1944–45 гг . Гелион и компания. ISBN  978-1-915070-87-6 .
  • Каплан, Филип (2007). Асы-истребители Люфтваффе во Второй мировой войне . Олдгирт, Дамфрисшир, Великобритания: Pen & Sword Aviation. ISBN  978-1-84415-460-9 .
  • Мерц, Дитрих (2007). крест Железного креста и его высшие степени ( Рыцарский на немецком языке). Ричмонд, Мичиган: Издательство B&D. ISBN  978-0-9797969-1-3 .
  • Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе – Биографии и заявления о победах – Том 2 G – L. Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN  978-1-906592-19-6 .
  • Митчем, Сэмюэл ; Мюллер, Джин (2012). Гитлеровские командиры: офицеры Вермахта, Люфтваффе, Кригсмарине и Ваффен-СС . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд . ISBN  978-1-44221-153-7 .
  • Лаура Нотайзен (31 января 2017 г.). «Так был и немецкий ландсер: популярная культура и популярное представление истории Вермахта» [Так было и с немецким ландсером : популярная культура и популярное представление истории Вермахта]. Культ Х-Соз (на немецком языке) . Проверено 12 марта 2016 г.
  • Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN  978-3-87341-065-7 .
  • Паттон, Джеймс (весна 1991 г.). «Стелс - это игра с нулевой суммой: взгляд подводника на современный тактический истребитель». Журнал «Воздушная мощь» . В (Я). Издательство Воздушного университета : 4–17.
  • Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN  978-3-931533-45-8 .
  • Патцвалл, Клаус Д. (2008). за выдающиеся достижения в Почетный кубок воздушной войне (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN  978-3-931533-08-3 .
  • Прин, Йохен (1991). Пиковый туз: История истребительного авиаполка 53 - 3 - Конец в Италии 1944 г., Румынии, Венгрии 1944/45 г., использование при обороне Рейха 1943-1945 гг. [ Пиковый туз: История истребительного авиаполка 53 - 3 - Конец в Италии 1944 г., Румыния, Венгрия 1944/45 г., Защита Рейха 1943–1945 гг. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN  978-3-923457-16-8 .
  • Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2006). Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. — Часть 9/II — От летней кампании 1942 г. до разгрома Сталинграда — 1 мая 1942 г. по 3 февраля 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. —Часть 9/II — От летней кампании 1942 года до поражения под Сталинградом — с 1 мая 1942 года по 3 февраля 1943 года ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN  978-3-923457-77-9 .
  • Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2012). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 12/II. Операции на Востоке. 4.2. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. - Часть 12/II - Действия на Востоке - с 4 февраля по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Buchverlag Rogge. ISBN  978-3-942943-05-5 .
  • Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Балке, Ульф; Бок, Винфрид (2022). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 15/II. Операции на Востоке. 1.1. по 31 декабря 1944 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. - Часть 15/II - Действия на Востоке - с 1 января по 31 декабря 1944 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Buchverlag Rogge. ISBN  978-3-942943-28-4 .
  • Ралль, Гюнтер (2007). Браац, Курт (ред.). Гюнтер Ралль: Моя полетная книга — воспоминания 1938–2004 гг. [ Гюнтер Ралль: Моя полетная книга — воспоминания 1938–2004 гг. ] (на немецком языке). Моосбург, Германия: NeunzweinSechs Verlag. ISBN  978-3-9807935-3-7 .
  • Рейнольдс, Кларк (1982). ВВС (на немецком языке). Альтвилл-на-Рейне: Time-Life Books/Bechtermünz Verlag GmbH. ISBN  978-3-86047-050-3 .
  • Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 года 1939 года из состава армии, авиации, кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных войск с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN  978-3-938845-17-2 .
  • Шрайер, Ганс (1990). JG 52 Самый успешный истребительный авиаполк Второй мировой войны [ JG 52 Самый успешный истребительный авиаполк Второй мировой войны ] (на немецком языке). Гора у озера: К. Вовинкель. ISBN  978-3-921655-66-5 .
  • Смелзер, Рональд ; Дэвис, Эдвард Дж. (2008). Миф о Восточном фронте: нацистско-советская война в американской популярной культуре . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-83365-3 .
  • Спик, Майк (1996). Истребители-асы Люфтваффе: Jadgflieger и их боевая тактика и техника . Нью-Йорк: Ivy Books . ISBN  978-0-8041-1696-1 .
  • Спик, Майк (1988). Фактор аса: воздушный бой и роль ситуационной осведомленности . Мэриленд: Издательство Военно-морского института . ISBN  978-0870210020 .
  • Стокерт, Питер (2007). Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 5 [ Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 5 ] (на немецком языке). Бад-Фридрихсхалль, Германия: Панорамный вид Фридрихсхалла. OCLC   76072662 .
  • Салливан, Роберт (1976). «Асы Второй мировой войны в Аризоне: «Эксперт» и Летающий тигр». Историк аэрокосмической отрасли . 23 (3). Исторический фонд ВВС .
  • Томас, Франц (1997). Носители ( дубовых листьев 1939–1945 Том 1: А – К на немецком языке). Оснабрюк, Германия: Biblio-Verlag. ISBN  978-3-7648-2299-6 .
  • Томпсон, Дж. Стив; Смит, Питер С. (2008). Маневры воздушного боя: техника и история воздушного боя для моделирования полетов . Хершам, Суррей, Великобритания: Издательство Ian Allan Publishing. ISBN  978-1-903223-98-7 .
  • Толивер, Раймонд; Констебль, Тревор (1970). Белокурый рыцарь Германии . Соединенные Штаты Америки: Аэро. ISBN  978-0-8168-4188-2 .
  • Тиллман, Барретт (август 2006 г.). «Сбит или кончился бензин?». Летный журнал . 11 (4).
  • Вагенленер, Гюнтер (1999). России по реабилитации преследуемых в 1941–1956 годах граждан Германии ( Усилия на немецком языке). Бонн, Германия: Центр исторических исследований. ISBN  978-3-86077-855-5 .
  • Уил, Джон (2001). Bf 109 Асы Русского фронта . Самолет асов. Том. 37. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN  978-1-84176-084-1 .
  • Уил, Джон (2004). Jagdgeschwader 52: Эксперты . Авиационные элитные подразделения. Том 15. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN  978-1-84176-786-4 .
  • Уильямсон, Гордон; Бужейро, Рамиро (2004). Лауреаты Рыцарского креста и дубовых листьев 1939–40 . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN  978-1-84176-641-6 .
  • Забекки, Дэвид Т. , изд. (2014). Германия в войне: 400 лет военной истории . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . ISBN  978-1-59884-980-6 .
  • Забекки, Дэвид Т. , изд. (2019). Немецкая военная машина во Второй мировой войне . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . ISBN  978-1-44-086918-1 .
  • Зегенхаген, Эвелин (2007). «Святое желание служить бедному и замученному отечеству: немецкие женщины-пилоты межвоенного периода и их политическая миссия». Обзор немецких исследований . 30 (3). Издательство Университета Джонса Хопкинса / Ассоциация немецких исследований : 579–596. JSTOR   27668374 .
  • «Красивая смерть – за отечество?» [Красивая смерть – за Отечество?]. Зеркало (на немецком языке). Нет. 35. 1982 . Проверено 18 июня 2013 г.
  • «Ягдгешвадер 71 «Рихтгофен» » . Бундесвер (на немецком языке). Архивировано из оригинала 4 февраля 2019 года . Проверено 4 февраля 2019 г. .
  • "Der "grau-rote Baron" fliegt über Wittmund" ["Серо-красный барон" летит над Витмундом]. Бундесвер (на немецком языке). Архивировано из оригинала 5 февраля 2019 года . Проверено 4 февраля 2019 г. .
  • «Хартманн, Эрих» . leo-bw.de . Проверено 17 февраля 2019 г.
[ редактировать ]
Военные офисы
Предшественник
никто
Командир Jagdgeschwader 71 Рихтгофен
19 января 1959 г. - 29 мая 1962 г.
Преемник
Полковник Гюнтер Йостен
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 53b431272e0833b9a0c4bfeff319f3ec__1721217900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/ec/53b431272e0833b9a0c4bfeff319f3ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Erich Hartmann - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)