Отчет Вермахта


Отчет Вермахта ( Немецкий: [ˈveːɐ̯maxtbəˌʁɪçt] дословно: «Доклад вооруженных сил», обычно переводимый как коммюнике вермахта или отчет вермахта ) — ежедневное коммюнике верховного командования вермахта в средствах массовой информации и ключевой компонент нацистской пропаганды во время Второй мировой войны . Созданный Департаментом пропаганды ОКВ ( Войска пропаганды Вермахта ), он освещал военную ситуацию в Германии и ежедневно транслировался по Рейхской радиовещательной корпорации нацистской Германии . Все передачи были санкционированы Имперским министерством пропаганды под руководством Йозефа Геббельса . Несмотря на попытки последних умерить чрезмерный оптимизм, они часто преувеличивали успех немецких вооруженных сил Вермахта , а ведущий историк Аристотель Каллис охарактеризовал их тон как «триумфальный». [1]
Как гражданские, так и военные власти считали Вермахтберихт жизненно важным инструментом мобилизации немецкого тыла , гражданским вкладом в военные усилия Германии, особенно после поражения в Сталинградской битве . По мнению историков Вольфрама Ветте и Даниэля Узиэля , итоговое коммюнике от 9 мая 1945 года заложило основу мифа о чистом Вермахте , представления о том, что Вермахт сражался честно и не был замешан в преступлениях нацистского режима, за что (по мнению к мифу) ответственность несла только СС . [2] [3]
Производство
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны коммюнике Вермахта ( Wehrmachtbericht ) было официальным средством передачи новостей о военной ситуации в Рейхе и предназначалось как для внутреннего, так и для внешнего потребления. [4] Коммюнике было подготовлено специальным отделом пропаганды при вермахта начальнике оперативного штаба генерале Альфреде Йодле в Верховном командовании вермахта (ОКВ) . Под командованием генерала Хассо фон Веделя отдел курировал растущее число пропагандистских рот Войск пропаганды Вермахта ( Wehrmachtpropaganda ), пропагандистского крыла Вермахта ( в армии, ВВС и на флоте) и Ваффен-СС . [5] На пике своего развития в 1942 году отряды пропаганды насчитывали 15 000 человек. [6]

Планирование пропагандистской деятельности Вермахта началось в 1938 году. Йозеф Геббельс , глава Министерства пропаганды , стремился наладить эффективное сотрудничество с Вермахтом, чтобы обеспечить беспрепятственный поток пропагандистских материалов с фронта. Он поручил военным создание и контроль над пропагандистскими компаниями, но оказывал помощь в снабжении персоналом. [7]
Эти войска, состоявшие из обученных солдат, отвечали за подготовку боевых отчетов, которые использовались в качестве исходного материала для коммюнике ОКВ. Пропагандистские роты были единственными подразделениями, освещавшими новости в районах военных действий, поскольку гражданским корреспондентам новостей был запрещен вход в зоны боевых действий. [5] Войска производили письменные, аудио- и киноматериалы с фронта и отправляли их в центр обработки в Германии, где они просматривались цензорами, в основном в целях безопасности. Отфильтрованные материалы затем были отправлены в Министерство пропаганды для немедленного распространения. [7]
Все передачи Вермахтберихта были санкционированы министерством Геббельса как контролирующим учреждением немецких СМИ. Представитель Министерства пропаганды присутствовал на ежедневных конференциях Вермахта, где первоначальные версии коммюнике предоставлялись государственным и партийным чиновникам. [6] День Геббельса в министерстве начался с того, что его адъютант зачитал ему текст коммюнике. [8] Хотя Геббельс не имел последнего слова в коммюнике, он позаботился о том, чтобы чиновники его министерства тесно сотрудничали с Департаментом пропаганды Вермахта. [6]
Первое коммюнике вышло в эфир с началом Второй мировой войны 1 сентября 1939 года, а последнее — 9 мая 1945 года. Коммюнике ежедневно транслировалось по Рейхской радиовещательной корпорации и публиковалось в прессе. С 12 мая 1940 года майору Эриху Муравскому из отдела пропаганды ОКВ было поручено комментировать их как по радио (с 21:00 до 21:15), так и в прессе. Комментарии были предназначены для гражданской аудитории и были написаны простым языком, чтобы население могло легко понять повседневные военные события. [9] Коммюнике прочитывались дважды: первый раз с нормальной скоростью, второй раз медленнее, чтобы слушатели могли их расшифровать. [10]
Послужной список по кампании
[ редактировать ]Операция Барбаросса
[ редактировать ]Летом 1941 года, во время операции «Барбаросса» , коммюнике создали образ непрерывного успешного продвижения Германии вглубь советской территории, а историк Аристотель Каллис охарактеризовал тон ранних отчетов Вермахта как «триумфальный». [1] Однако по ходу операции становилось все труднее поддерживать иллюзию быстрой и решительной победы. Последующие сообщения порой резко контрастировали с ухудшением ситуации на местах, которое отмечали немецкие войска. советских войск После наступления на Ельню к востоку от Смоленска в начале сентября 1941 года немецкий пехотинец писал: [11]
Официально это называлось «плановый вывод» (...). Но для меня это была такая ерунда. На следующий день мы услышали по радио, в «Вестях с фронта» ( Wehrmachtbericht ) об «успешной коррекции фронта» на наших оборонительных рубежах в Ельне и о огромных потерях, которые мы нанесли противнику. Но ни одного слова не было слышно об отступлении, о безвыходности положения, о душевном и эмоциональном оцепенении немецких солдат. Короче говоря, это снова была «победа». А мы на передовой бежали назад, как зайцы перед лисой. Эта метаморфоза истины из «всего дерьма» в «это была победа» поставила в тупик меня и тех моих товарищей, кто осмеливался думать.
Начиная с августа 1941 года, когда некоторым представителям министерства пропаганды и высшему командованию вермахта стало ясно, что война, скорее всего, продлится до 1942 года, Геббельса все больше беспокоил триумфальный тон коммюнике. Однако череда впечатляющих побед в сентябре, особенно в битве под Киевом , сняла с текстов всякую сдержанность, что затруднило работу пропагандистов в дальнейшем, когда им пришлось объяснять неудачи Вермахта немецкой общественности, которая быстро теряла доверие к немецкому обществу. быстрая победа. [12]
Из-за конкурирующих целей, подходов и цепочек командования, а также из-за хаотичной природы самого режима пропагандистские материалы, выпускаемые министерством Геббельса, ОКВ и руководителем прессы Гитлера Отто Дитрихом , не всегда совпадали по тону или оценке режима. ситуация. [12] После штурма Москвы, начавшейся 2 октября 1941 года операции «Тайфун» , Геббельс описал в своем дневнике «чрезмерный оптимизм», который развивался у населения после сообщений о первоначальном быстром наступлении немецких войск. Обеспокоенный «почти иллюзионистскими» настроениями, он поручил прессе занять более осторожный подход и поговорил с Йодлем о смягчении тона коммюнике Вермахта. Тем не менее, в передаче от 16 октября было объявлено, что первая линия обороны перед Москвой прорвана, что по-прежнему было «слишком оптимистично» для Геббельса. [13]
Сталинградская битва
[ редактировать ]о Коммюнике Вермахтберихта летней кампании 1942 года и разгроме немецкой армии в Сталинградской битве представляют собой еще один пример их воздействия на население Германии и эволюцию самих пропагандистских усилий. В августе 1942 года название «Сталинград» широко фигурировало в сводках еще до того, как вермахт достиг окраин города. Коммюнике были основаны на фактах и сдержанны; тем не менее, Геббельс дал указание немецкой прессе проявлять «осторожный оптимизм», чтобы не создавать слишком высоких ожиданий среди населения. [14]
Советское контрнаступление, операция «Уран» , 19 ноября прорвало слабо удерживаемые немецкие фланги; к 22 ноября окружение 6-й армии было завершено. Пропагандистские организации, как военные, так и гражданские, беспокоились о том, как представить обществу эту военную катастрофу. Первоначально были приложены все усилия, чтобы скрыть от населения истинный масштаб событий. В коммюнике, опубликованном между 19 и 24 ноября, просто упоминалось о наступлении советских войск на южном участке Восточного фронта, но не говорилось о масштабах трудностей Вермахта. [15]
Начиная с 24 ноября, в коммюнике Вермахта начали признаваться прорыв советских войск и описываться «тяжелые бои», но не содержалось никаких упоминаний об окружении. В отчетах СД , службы безопасности и разведки СС , указывается, что сообщение от 24 ноября вызвало тревогу среди населения. Были периоды, когда в сводках ОКВ Сталинград вообще не упоминался. Начали распространяться дикие слухи о том, что 100 000 немецких солдат оказались в ловушке под Сталинградом, поскольку некоторые немцы смогли получить новости по зарубежному радио. [16]
16 января 1943 года в донесении наконец упоминалось, что 6-я армия сражается с противником «со всех сторон», тем самым признавая факт окружения, но в последующих сводках о ситуации говорилось мало. Тем временем Геббельс за кулисами работал над продвижением своей программы мобилизации населения для « тотальной войны », используя надвигающееся поражение под Сталинградом как сплоченный клич. [17] Получив добро от Гитлера, Геббельс начал эту операцию в конце зимы 1943 года. После этого государственная пропаганда была сосредоточена на мобилизации в тылу , гражданском вкладе в военные усилия Германии, и эта идея продолжалась до конца война. [16]
Влияние
[ редактировать ]Несмотря на то, что сообщения время от времени не соответствовали друг другу, а тон коммюнике Вермахта был слишком ярким для Геббельса, самопровозглашенного «реалиста», [12] Отношения между военными и гражданскими пропагандистскими организациями оказались успешными на протяжении всей войны. Разногласия были незначительными, хотя несколько апологетических послевоенных публикаций, таких как отчет Веделя, описывали отношения между ними как проблематичные. [5] И Геббельс, и Йодль считали Вермахтберихт жизненно важным инструментом мобилизации немецкого тыла, особенно после поражения под Сталинградом. [5]
По словам историка Даниэля Узиэля , нацистская пропагандистская машина с самого начала считала коммюнике Вермахта «обладающими будущей ценностью, помимо немедленного использования в качестве средства доставки новостей». Наряду со всеми другими пропагандистскими материалами, выпускаемыми Вермахтом, в основе лежало предполагаемое «превосходство духа и характера немецкого воина». Последняя передача, выпущенная правительством Дёница , вышла в эфир 9 мая 1945 года и частично гласила: [3]
С полуночи оружие на всех фронтах молчит. По приказу гросс-адмирала Дёница вермахт прекратил безнадежные бои. На этом почти шестилетняя героическая борьба закончилась. Оно принесло нам великие победы, но и тяжелые поражения. Вермахт потерпел с честью поражение превосходящих сил. Немецкий солдат, в соответствии со своей присягой, отдал незабываемые усилия своему народу. До конца Родина поддерживала его всеми силами, несмотря на тяжелейшие жертвы. Выдающиеся достижения фронта и Отечества получат свою окончательную награду на более позднем справедливом суде. Достижения и жертвы немецких солдат на море, на земле и в воздухе не ускользнули от внимания нашего врага. Поэтому каждый солдат может высоко держать голову и гордо сложить оружие. Он может смело и уверенно начать трудиться в самый горький час нашей истории, ради вечной жизни нашего народа.
Эти слова предназначались для общественного потребления ныне побежденной нацией. По словам Узиэля, в этом заключительном радиообращении пропагандисты Вермахта надеялись установить систему координат для всей военной деятельности 1939–1945 годов. В этом они преуспели; последнее коммюнике помогло заложить основу легенды о « чистом Вермахте », представления о том, что Вермахт воевал честно и профессионально и никоим образом не был замешан в преступлениях нацистского режима, за что (согласно мифу) СС несли единоличную ответственность. [3] Эту оценку повторяет историк Вольфрам Ветте в своей работе 2006 года «Вермахт: история, миф, реальность» . [2]
Именованная ссылка
[ редактировать ]По мнению историка Феликса Рёмера , названная ссылка в Вермахтберихте ( Namenigung im Wehrmachtsbericht ) была наградой среди других военных наград. [18] В качестве награды указанная характеристика в Wehrmachtbericht была основана на указе Вальтера фон Браухича от 27 апреля 1940 года, который был опубликован в Heeres-Verordnungsblatt (Армейский вестник приказов) 6 мая 1940 года. [19]
См. также
[ редактировать ]- нацистская пропаганда
- «Сигнал» — журнал, издаваемый Вермахтом.
- Темы нацистской пропаганды
- Ваффен-СС в популярной культуре
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дорогой 2005 , с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б Законы 2006 г. , стр. 204–206.
- ^ Перейти обратно: а б с Узиэль 2008 , с. 339.
- ^ Каллис 2005 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с д Yad Vashem .
- ^ Перейти обратно: а б с Каллис 2005 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Каллис 2005 , стр. 57–59.
- ^ Лонгерих 2015 , с. 522.
- ^ Узиэль 2008 , с. 270.
- ^ Кроков 1992 , с. 23.
- ^ Стахель 2009 , стр. 412–413.
- ^ Перейти обратно: а б с Каллис 2005 , с. 113.
- ^ Longerich 2015 , стр. 497–498.
- ^ Узиэль 2008 , с. 296.
- ^ Узиэль 2008 , с. 298.
- ^ Перейти обратно: а б Узиэль 2008 , стр. 298–299.
- ^ Лонгерих 2015 , с. 551.
- ^ Рёмер 2012 , с. 131.
- ^ Верховное командование армии, 2011 г. , с. 189.
Библиография
[ редактировать ]- Каллис, Аристотель (2005). Нацистская пропаганда и Вторая мировая война . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-1-4039-9251-2 .
- Кроков, Кристиан фон (1992). Час женщин (первое изд.). Лондон: Харпер Коллинз. ISBN 0-571-14320-2 .
- Лонгерих, Питер (2015). Геббельс: Биография . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-1-4000-6751-0 .
- Муравски, Эрих (1962). Отчет немецкого вермахта 1939–1945, с 1 июля 1944 г. по 9 мая 1945 г. [ Отчет немецкого вермахта 1939–1945, с 1 июля 1944 г. по 9 мая 1945 г. ] (на немецком языке) (2-е изд.). Боппард-на-Рейне, Германия: Харальд Болдт Верлаг. OCLC 906100905 .
- Главное командование армии , изд. (24 февраля 2011 г.) [1940]. Армейский вестник постановлений ( на немецком языке). Том 22-й (2-е изд.). Боппард-на-Рейне, Германия: Мичиганский университет. OCLC 73536101 .
- Стахел, Дэвид (2009). Операция «Барбаросса» и поражение Германии на Востоке . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-76847-4 .
- Ремер, Феликс (2012). Товарищи. Вермахт изнутри [ Товарищи. Внутренний взгляд на Вермахт ] (на немецком языке). Мюнхен, Германия: Пайпер. ISBN 978-3-492-05540-6 .
- Узиэль, Дэниел (2008). Воины пропаганды: Вермахт и консолидация немецкого тыла . Оксфорд, Великобритания: Питер Ланг АГ, Международные научные издательства. ISBN 978-3-03911-532-7 .
- Узиэль, Дэниел. «Пропагандистские войска Вермахта и евреи» (PDF) . Яд Вашем . Проверено 28 декабря 2015 г.
- Ветте, Вольфрам (2006). Вермахт: история, миф, реальность . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-02577-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на немецком языке) Стенограмма финальной трансляции, Stern.de (на немецком языке)