Jump to content

Отчет Вермахта

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Йозеф Геббельс с офицерами пропаганды Вермахта, 1941 год.
Фотография сделана войсками пропаганды вермахта 30 июня 1944 года. Оригинальная подпись гласит: «Борьба с террористами во Франции. Коммунистические террористические группы пытаются подорвать немецкие меры безопасности. Вермахтберихт ежедневно сообщает об успехах в борьбе с диверсантами. На рынке первые допросы иметь место».

Отчет Вермахта ( Немецкий: [ˈveːɐ̯maxtbəˌʁɪçt] дословно: «Доклад вооруженных сил», обычно переводимый как коммюнике вермахта или отчет вермахта ) — ежедневное коммюнике верховного командования вермахта в средствах массовой информации и ключевой компонент нацистской пропаганды во время Второй мировой войны . Созданный Департаментом пропаганды ОКВ ( Войска пропаганды Вермахта ), он освещал военную ситуацию в Германии и ежедневно транслировался по Рейхской радиовещательной корпорации нацистской Германии . Все передачи были санкционированы Имперским министерством пропаганды под руководством Йозефа Геббельса . Несмотря на попытки последних умерить чрезмерный оптимизм, они часто преувеличивали успех немецких вооруженных сил Вермахта , а ведущий историк Аристотель Каллис охарактеризовал их тон как «триумфальный». [1]

Как гражданские, так и военные власти считали Вермахтберихт жизненно важным инструментом мобилизации немецкого тыла , гражданским вкладом в военные усилия Германии, особенно после поражения в Сталинградской битве . По мнению историков Вольфрама Ветте и Даниэля Узиэля , итоговое коммюнике от 9 мая 1945 года заложило основу мифа о чистом Вермахте , представления о том, что Вермахт сражался честно и не был замешан в преступлениях нацистского режима, за что (по мнению к мифу) ответственность несла только СС . [2] [3]

Производство

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны коммюнике Вермахта ( Wehrmachtbericht ) было официальным средством передачи новостей о военной ситуации в Рейхе и предназначалось как для внутреннего, так и для внешнего потребления. [4] Коммюнике было подготовлено специальным отделом пропаганды при вермахта начальнике оперативного штаба генерале Альфреде Йодле в Верховном командовании вермахта (ОКВ) . Под командованием генерала Хассо фон Веделя отдел курировал растущее число пропагандистских рот Войск пропаганды Вермахта ( Wehrmachtpropaganda ), пропагандистского крыла Вермахта ( в армии, ВВС и на флоте) и Ваффен-СС . [5] На пике своего развития в 1942 году отряды пропаганды насчитывали 15 000 человек. [6]

1940 год. Выставка фотографий, сделанных пропагандистскими компаниями во время вторжения в Польшу . Выставка была организована Имперской ассоциацией немецкой прессы [ de ] .

Планирование пропагандистской деятельности Вермахта началось в 1938 году. Йозеф Геббельс , глава Министерства пропаганды , стремился наладить эффективное сотрудничество с Вермахтом, чтобы обеспечить беспрепятственный поток пропагандистских материалов с фронта. Он поручил военным создание и контроль над пропагандистскими компаниями, но оказывал помощь в снабжении персоналом. [7]

Эти войска, состоявшие из обученных солдат, отвечали за подготовку боевых отчетов, которые использовались в качестве исходного материала для коммюнике ОКВ. Пропагандистские роты были единственными подразделениями, освещавшими новости в районах военных действий, поскольку гражданским корреспондентам новостей был запрещен вход в зоны боевых действий. [5] Войска производили письменные, аудио- и киноматериалы с фронта и отправляли их в центр обработки в Германии, где они просматривались цензорами, в основном в целях безопасности. Отфильтрованные материалы затем были отправлены в Министерство пропаганды для немедленного распространения. [7]

Все передачи Вермахтберихта были санкционированы министерством Геббельса как контролирующим учреждением немецких СМИ. Представитель Министерства пропаганды присутствовал на ежедневных конференциях Вермахта, где первоначальные версии коммюнике предоставлялись государственным и партийным чиновникам. [6] День Геббельса в министерстве начался с того, что его адъютант зачитал ему текст коммюнике. [8] Хотя Геббельс не имел последнего слова в коммюнике, он позаботился о том, чтобы чиновники его министерства тесно сотрудничали с Департаментом пропаганды Вермахта. [6]

Первое коммюнике вышло в эфир с началом Второй мировой войны 1 сентября 1939 года, а последнее — 9 мая 1945 года. Коммюнике ежедневно транслировалось по Рейхской радиовещательной корпорации и публиковалось в прессе. С 12 мая 1940 года майору Эриху Муравскому [ де ] из отдела пропаганды ОКВ было поручено комментировать их как по радио (с 21:00 до 21:15), так и в прессе. Комментарии были предназначены для гражданской аудитории и были написаны простым языком, чтобы население могло легко понять повседневные военные события. [9] Коммюнике прочитывались дважды: первый раз с нормальной скоростью, второй раз медленнее, чтобы слушатели могли их расшифровать. [10]

Послужной список по кампании

[ редактировать ]

Операция Барбаросса

[ редактировать ]

Летом 1941 года, во время операции «Барбаросса» , коммюнике создали образ непрерывного успешного продвижения Германии вглубь советской территории, а историк Аристотель Каллис охарактеризовал тон ранних отчетов Вермахта как «триумфальный». [1] Однако по ходу операции становилось все труднее поддерживать иллюзию быстрой и решительной победы. Последующие сообщения порой резко контрастировали с ухудшением ситуации на местах, которое отмечали немецкие войска. советских войск После наступления на Ельню к востоку от Смоленска в начале сентября 1941 года немецкий пехотинец писал: [11]

Официально это называлось «плановый вывод» (...). Но для меня это была такая ерунда. На следующий день мы услышали по радио, в «Вестях с фронта» ( Wehrmachtbericht ) об «успешной коррекции фронта» на наших оборонительных рубежах в Ельне и о огромных потерях, которые мы нанесли противнику. Но ни одного слова не было слышно об отступлении, о безвыходности положения, о душевном и эмоциональном оцепенении немецких солдат. Короче говоря, это снова была «победа». А мы на передовой бежали назад, как зайцы перед лисой. Эта метаморфоза истины из «всего дерьма» в «это была победа» поставила в тупик меня и тех моих товарищей, кто осмеливался думать.

Начиная с августа 1941 года, когда некоторым представителям министерства пропаганды и высшему командованию вермахта стало ясно, что война, скорее всего, продлится до 1942 года, Геббельса все больше беспокоил триумфальный тон коммюнике. Однако череда впечатляющих побед в сентябре, особенно в битве под Киевом , сняла с текстов всякую сдержанность, что затруднило работу пропагандистов в дальнейшем, когда им пришлось объяснять неудачи Вермахта немецкой общественности, которая быстро теряла доверие к немецкому обществу. быстрая победа. [12]

Из-за конкурирующих целей, подходов и цепочек командования, а также из-за хаотичной природы самого режима пропагандистские материалы, выпускаемые министерством Геббельса, ОКВ и руководителем прессы Гитлера Отто Дитрихом , не всегда совпадали по тону или оценке режима. ситуация. [12] После штурма Москвы, начавшейся 2 октября 1941 года операции «Тайфун» , Геббельс описал в своем дневнике «чрезмерный оптимизм», который развивался у населения после сообщений о первоначальном быстром наступлении немецких войск. Обеспокоенный «почти иллюзионистскими» настроениями, он поручил прессе занять более осторожный подход и поговорил с Йодлем о смягчении тона коммюнике Вермахта. Тем не менее, в передаче от 16 октября было объявлено, что первая линия обороны перед Москвой прорвана, что по-прежнему было «слишком оптимистично» для Геббельса. [13]

Сталинградская битва

[ редактировать ]

о Коммюнике Вермахтберихта летней кампании 1942 года и разгроме немецкой армии в Сталинградской битве представляют собой еще один пример их воздействия на население Германии и эволюцию самих пропагандистских усилий. В августе 1942 года название «Сталинград» широко фигурировало в сводках еще до того, как вермахт достиг окраин города. Коммюнике были основаны на фактах и ​​сдержанны; тем не менее, Геббельс дал указание немецкой прессе проявлять «осторожный оптимизм», чтобы не создавать слишком высоких ожиданий среди населения. [14]

Советское контрнаступление, операция «Уран» , 19 ноября прорвало слабо удерживаемые немецкие фланги; к 22 ноября окружение 6-й армии было завершено. Пропагандистские организации, как военные, так и гражданские, беспокоились о том, как представить обществу эту военную катастрофу. Первоначально были приложены все усилия, чтобы скрыть от населения истинный масштаб событий. В коммюнике, опубликованном между 19 и 24 ноября, просто упоминалось о наступлении советских войск на южном участке Восточного фронта, но не говорилось о масштабах трудностей Вермахта. [15]

Начиная с 24 ноября, в коммюнике Вермахта начали признаваться прорыв советских войск и описываться «тяжелые бои», но не содержалось никаких упоминаний об окружении. В отчетах СД , службы безопасности и разведки СС , указывается, что сообщение от 24 ноября вызвало тревогу среди населения. Были периоды, когда в сводках ОКВ Сталинград вообще не упоминался. Начали распространяться дикие слухи о том, что 100 000 немецких солдат оказались в ловушке под Сталинградом, поскольку некоторые немцы смогли получить новости по зарубежному радио. [16]

16 января 1943 года в донесении наконец упоминалось, что 6-я армия сражается с противником «со всех сторон», тем самым признавая факт окружения, но в последующих сводках о ситуации говорилось мало. Тем временем Геббельс за кулисами работал над продвижением своей программы мобилизации населения для « тотальной войны », используя надвигающееся поражение под Сталинградом как сплоченный клич. [17] Получив добро от Гитлера, Геббельс начал эту операцию в конце зимы 1943 года. После этого государственная пропаганда была сосредоточена на мобилизации в тылу , гражданском вкладе в военные усилия Германии, и эта идея продолжалась до конца война. [16]

Несмотря на то, что сообщения время от времени не соответствовали друг другу, а тон коммюнике Вермахта был слишком ярким для Геббельса, самопровозглашенного «реалиста», [12] Отношения между военными и гражданскими пропагандистскими организациями оказались успешными на протяжении всей войны. Разногласия были незначительными, хотя несколько апологетических послевоенных публикаций, таких как отчет Веделя, описывали отношения между ними как проблематичные. [5] И Геббельс, и Йодль считали Вермахтберихт жизненно важным инструментом мобилизации немецкого тыла, особенно после поражения под Сталинградом. [5]

По словам историка Даниэля Узиэля , нацистская пропагандистская машина с самого начала считала коммюнике Вермахта «обладающими будущей ценностью, помимо немедленного использования в качестве средства доставки новостей». Наряду со всеми другими пропагандистскими материалами, выпускаемыми Вермахтом, в основе лежало предполагаемое «превосходство духа и характера немецкого воина». Последняя передача, выпущенная правительством Дёница , вышла в эфир 9 мая 1945 года и частично гласила: [3]

С полуночи оружие на всех фронтах молчит. По приказу гросс-адмирала Дёница вермахт прекратил безнадежные бои. На этом почти шестилетняя героическая борьба закончилась. Оно принесло нам великие победы, но и тяжелые поражения. Вермахт потерпел с честью поражение превосходящих сил. Немецкий солдат, в соответствии со своей присягой, отдал незабываемые усилия своему народу. До конца Родина поддерживала его всеми силами, несмотря на тяжелейшие жертвы. Выдающиеся достижения фронта и Отечества получат свою окончательную награду на более позднем справедливом суде. Достижения и жертвы немецких солдат на море, на земле и в воздухе не ускользнули от внимания нашего врага. Поэтому каждый солдат может высоко держать голову и гордо сложить оружие. Он может смело и уверенно начать трудиться в самый горький час нашей истории, ради вечной жизни нашего народа.

Эти слова предназначались для общественного потребления ныне побежденной нацией. По словам Узиэля, в этом заключительном радиообращении пропагандисты Вермахта надеялись установить систему координат для всей военной деятельности 1939–1945 годов. В этом они преуспели; последнее коммюнике помогло заложить основу легенды о « чистом Вермахте », представления о том, что Вермахт воевал честно и профессионально и никоим образом не был замешан в преступлениях нацистского режима, за что (согласно мифу) СС несли единоличную ответственность. [3] Эту оценку повторяет историк Вольфрам Ветте в своей работе 2006 года «Вермахт: история, миф, реальность» . [2]

Именованная ссылка

[ редактировать ]

По мнению историка Феликса Рёмера , названная ссылка в Вермахтберихте ( Namenigung im Wehrmachtsbericht ) была наградой среди других военных наград. [18] В качестве награды указанная характеристика в Wehrmachtbericht была основана на указе Вальтера фон Браухича от 27 апреля 1940 года, который был опубликован в Heeres-Verordnungsblatt (Армейский вестник приказов) 6 мая 1940 года. [19]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 16488db4ad23469ecfbb41bebd3e50b1__1707199560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/b1/16488db4ad23469ecfbb41bebd3e50b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wehrmachtbericht - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)