Jump to content

Хартманн Грассер

Хартманн Грассер
Грассер в роли майора
Рожденный ( 1914-08-23 ) 23 августа 1914 г.
Грац , Австрия
Умер 2 июня 1986 г. ) ( 1986-06-02 ) ( 71 год
Кёльн , Западная Германия
Похороненный
Кладбище Святого Леонарда, Грац, Австрия
Верность  Нацистская Германия
Услуга/ ветвь ‹См. Тфд › Балкенкройц (Железный крест) ВВС
Лет службы 1936–1945
Классифицировать Майор (майор)
Единица JGr 152, ZG 52, ZG 2, JG 51, JG 1, JG 110
Команды II./JG 51, III./JG 1
Битвы/войны
Посмотреть сражения
Награды Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями
Другая работа военный советник

Хартманн Грассер (23 августа 1914 — 2 июня 1986) — времен Второй мировой войны немецкий ас-истребитель . Ему приписывают сбивание 103 союзников . самолетов [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] выполнив 700 боевых вылетов на Западном фронте , Восточном фронте и в Северной Африке . Он также был награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями .

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Грассер родился 23 августа 1914 года в Граце , Штирия , Австрия . После получения аттестата зрелости он начал изучать медицину и стал членом австрийских нацистов . После неудавшейся попытки государственного переворота во время июльского путча Грассер бежал в Германию. 1 апреля 1936 года Грассер вступил в Люфтваффе в звании фаненюнкера (кадета). [ 4 ] После летной подготовки [ Примечание 1 ] его направили в I. Gruppe (1-я группа) Zerstörergeschwader 52 (ZG 52–52-е крыло эсминцев), где он служил в составе 3. Staffel (3-я эскадрилья) ZG 52. [ 6 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Вторая мировая война в Европе началась в пятницу 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу . В то время ZG 52 командовал гауптманом Вильгельмом Лессманом и базировался в Библисе , где ему было поручено защищать западную границу Германии в регионе Саар во время « Странной войны ». [ 7 ] 16 сентября Грассер сбил привязной воздушный шар . На следующий день он был награжден Железным степени крестом второй . [ 8 ] Неделю спустя, 24 сентября 1939 года, его Messerschmitt Bf 109 109 D-1 был поврежден в бою с французским Morane-Saulnier MS406 , что привело к вынужденной посадке в Бингене . [ 9 ] В тот же день I. Gruppe ZG 52 также была переименована и стала Jagdgruppe 152 (JGr. 152–152-я истребительная группа). 6 января 1940 года JGr. 152 была отправлена ​​в Грац, где была перевооружена Messerschmitt Bf 110 тяжелыми истребителями и переименована, снова став I. Gruppe ZG 52. [ 7 ] Затем это подразделение было переименовано и стало II. Группа Zerstörergeschwader (ZG 2 — 2-е крыло 2 эсминцев). В результате Грассер стал пилотом 6. Staffel . Летая в составе этой эскадрильи, он участвовал в битве за Францию ​​и битве за Англию и одержал шесть воздушных побед. [ 6 ] Во время этих кампаний 1 июня 1940 года Грассер получил звание оберлейтенанта получил Железный крест первой степени (первого лейтенанта) и 7 июля . [ 8 ]

С Ягдгешвадером 51

[ редактировать ]

В октябре 1940 года Грассера перевели в Jagdgeschwader 51 (JG 51–51-й истребительный авиаполк). [ 8 ] Там он был направлен в Geschwaderstab (штабное подразделение), которое возглавлял оберстлейтенант Вернер Мёльдерс . До своего назначения в JG 51 Грассеру было суждено было стать летчиком ночного истребителя , чего он не хотел. Кроме того, он помог в формировании Z- Staffel (Z- Zerstörer или эсминец) Jagdgeschwader 77 (JG 77–77-й истребительный авиаполк), который позже стал частью Jagdgeschwader 5 (JG 5–5-й истребительный авиаполк). Грассер также служил летчиком- испытателем , пилотируя Bf 109 T, вариант авианосца , который должен был производиться на заводе Физелер в Касселе . Его знакомый, оберлейтенант Ганс Кольбоу , познакомил его с Мёльдерсом, который вместо этого организовал перевод в JG 51. [ 10 ]

Грассер одержал свою первую воздушную победу на JG 51 1 декабря 1940 года, когда он сбил Королевских ВВС (RAF) истребитель Hawker Hurricane недалеко от Эшфорда . [ 11 ]

На Восточном фронте

[ редактировать ]

В июне 1941 года JG 51 и большая часть Люфтваффе были переброшены на Восточный фронт для подготовки к операции «Барбаросса» — вторжению в Советский Союз . [ 12 ] 16 июля 1941 года Кольбоу, штабфелькапитан 5-го штабельского полка, погиб в бою . Его заменил лейтенант Ханс-Йоахим Стеффенс, который вскоре после этого также погиб в бою. 1 августа командование 5-м полком было передано Грассеру. Staffel входил в состав II эскадрильи. Группа , которой в то время командовал гауптман Хубертус фон Бонин . [ 13 ] 11 октября группа была ненадолго отделена от гешвадерштаба JG 51 и получила приказ на восток, к Орлу . Там группа была подчинена Gefechtsverband Schönborn (Отряд Шенборн), названному в честь командира Tauchkampfgeschwader 77 (StG 77—77-го водолазного бомбардировочного крыла) майора Клеменса графа фон Шенборн-Визентхайда . [ 14 ] 24 января 1942 года Грассер атаковал и сбил бомбардировщик Илюшин ДБ-3 . Однако его Bf 109 F-2 ( Werknummer 9704 — заводской номер) также был сбит стрелком бомбардировщика DB-3, что привело к вынужденной посадке на нейтральной полосе . Грассера, раненного в бою, спасла немецкая пехота. [ 15 ]

2 июля 1942 года 9-я армия начала операцию «Зейдлиц» в рамках Ржевских боев . Защищаясь от этой операции, советские ВВС (ВВС — «Военно-воздушные силы атаковали аэродром Люфтваффе в Брянске ») 5 июля . II. Группа JG 51 была поднята в воздух и заявила, что сбито 46 советских самолетов, а Bf 109 повреждены. В тот день Грассер одержал восемь побед в воздухе, что сделало его « асом дня ». [ 16 ]

Северная Африка

[ редактировать ]

II. Группа была выведена с Восточного фронта в начале октября 1942 года и отправлена ​​в Иезау в Восточной Пруссии (ныне Южный Багратионовского района ) для переоборудования в Focke-Wulf Fw 190 . Подготовка к переоборудованию началась 7 октября, а 4 ноября подразделение получило приказ снова переоборудоваться в Bf 109 и переброситься на Средиземноморский театр военных действий . Через различные остановки, II. Группа переехала на аэродром Сиди-Ахмед и прибыла 14 ноября. Там подразделение подчинялось флигерфюреру Тунису (Flying Leader Tunis). [ 17 ]

Грассер (слева), Новотны, Ралл, Принц цу Сайн-Витгенштейн в Растенбурге

31 августа 1943 года Грассер был награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub ). Он был 288-м военнослужащим немецких вооруженных сил, удостоенным такой чести. [ 8 ] Презентация была сделана Адольфом Гитлером в Волчьем логове , штаб-квартире Гитлера в Растенбурге , 22 сентября 1943 года. Троим другим офицерам Люфтваффе в тот день Гитлер вручил награды: гауптман Гюнтер Ралль и гауптман Вальтер Новотны были награждены мечами к своему Рыцарскому кресту с Дубовые листья, а гауптман Генрих Принц цу Сайн-Витгенштейн также получил Рыцарский крест с дубовыми листьями. [ 18 ] Затем Грассер был переведен в штаб командующего 4-й Ягд-дивизией (4-й истребительной дивизии) и получил звание майора . 1 декабря 1943 года [ 19 ]

28 апреля 1944 года Грассер сменил гауптмана Фридриха Эберле на посту командира III. Группа Jagdgeschwader (JG 1–1-й истребительный авиаполк) , 1 базировавшаяся в Кведлинбурге и сражавшаяся в обороне Рейха . [ 20 ] 3 июня Грассер передал командование III. Группа гауптмана который Карла-Хайнца Вебера, ранее командовал 7-м штаффелем JG 1 на Восточном фронте. [ 21 ] 15 октября Грассер принял командование II. Группа Jagdgeschwader 110 ( JG 110–110-й истребительный авиаполк). [ 22 ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

В мае 1945 года Грассер был взят в плен армией США . В 1946 году его перевели в Советский Союз и освободили в 1949 году. После возвращения в Германию он переехал в Индию, где стал гражданским летным инструктором. В 1950 году он переехал в Сирию, чтобы работать военным советником сирийских ВВС в Дамаске . [ 19 ] После возвращения в Германию он поселился с женой и двумя сыновьями в Кёльне . Там он владел и управлял заводом по производству листового металла . Грассер умер 2 июня 1986 года в Кельне и был похоронен в своем родном городе Грац. [ 23 ]

Краткое изложение карьеры

[ редактировать ]

Заявления о воздушной победе

[ редактировать ]

По словам американского историка Дэвида Т. Забекки , Грассеру на счету 103 победы в воздухе. [ 24 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги « Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о более чем 96 заявлениях о победах в воздухе, а также еще шести неподтвержденных заявлениях. В эту цифру входят 83 воздушные победы на Восточном фронте и более 13 на Западном фронте, в том числе один четырехмоторный бомбардировщик. [ 25 ]

Заявления о победе были записаны по ссылке на карту (PQ = Planquadrat ), например «PQ 47524». Карта-сетка Люфтваффе ( Jägermeldenetz ) охватывала всю Европу, запад России и Северную Африку и состояла из прямоугольников размером 15 и 30 минут широты минут долготы , площадью около 360 квадратных миль (930 км2). 2 ). Затем эти сектора были разделены на 36 меньших частей, чтобы получить площадь локации размером 3 × 4 км (1,9 × 2,5 мили). [ 26 ]

Хроника воздушных побед
  Это и ♠ ( Пиковый туз ) обозначают те воздушные победы, которые сделали Грассера « асом дня » - термин, обозначающий летчика-истребителя, сбившего пять или более самолетов за один день.
  Это и - (тире) указывают на неподтвержденные заявления о победе в воздухе, за которые Грассер не получил должного признания.
  Это и ! (восклицательный знак) указывает на те воздушные победы, которые перечислены Форсайтом или Прином, Стеммером, Родейком и Боком.
  Это и # (решетка) обозначают воздушные победы, перечисленные Мэтьюзом и Форманом.
  Это и ? (знак вопроса) указывает на несоответствия в информации, перечисленные Прином, Стеммером, Родейком, Боком, Мэтьюзом и Форманом.
Требовать! Требовать# Дата Время Тип Расположение Требовать! Требовать# Дата Время Тип Расположение
– 3-я эскадрилья 152- й Jagdgruppe [ 22 ]
«Странная война» - 1 сентября 1939 г. - 9 мая 1940 г.
1 16 сентября 1939 г.
привязанный воздушный шар [ 9 ] 1 24 сентября 1939 г.
Кертисс возле Хорнбаха
По словам Мэтьюза и Формана, воздушные победы со 2 по 5 не задокументированы в Федеральных архивах Германии. [ 22 ]
Штаб Jagdgeschwader 51 [ 22 ]
У Ла-Манша и над Англией - 26 июня 1940 г. - 26 июля 1941 г.
7 6 1 декабря 1940 г. 15:16 Ураган Эшфорд [ 11 ]
16 апреля 1941 г. 18:42 Спитфайр Берк-сюр-Мер [ 27 ]
Штаб Jagdgeschwader 51 [ 22 ]
Операция Барбаросса - 22 июня - 5 декабря 1941 г.
8 7 22 июня 1941 г. 12:37 СБ-2 [ 28 ] 15 13 1 июля 1941 г. 14:50 ДБ-3 [ 28 ]
9 8 25 июня 1941 г. 12:32 СБ-2 [ 28 ] 16 14 7 июля 1941 г. 19:30 В-11 ( Ил-2 ) [ 28 ]
10 9 29 июня 1941 г. 18:30 В-11 (Ил-2) [ 28 ] 17 15 10 июля 1941 г. 07:50 РЗ [ 28 ] ? [ Примечание 2 ]
11 10 29 июня 1941 г. 19:55 И-16 [ 28 ] 18 16 11 июля 1941 г. 09:55 ДБ-3 [ 28 ]
12 11 30 июня 1941 г. 11:45 ДБ-3 [ 28 ] 19
12 июля 1941 г. 18:50 ДБ-3 [ 28 ]
13
30 июня 1941 г. 15:45 ДБ-3 [ 28 ] 20 17 13 июля 1941 г. 19:25 ДБ-3 [ 28 ]
14 12 30 июня 1941 г. 15:50 ДБ-3 [ 28 ]
– 5-я Jagdgeschwader 51 эскадрилья [ 29 ]
Операция Барбаросса - 26 июля - 5 декабря 1941 г.
21 18 26 июля 1941 г. 16:52 Бостон [ 30 ] 31 28 2 октября 1941 г. 10:55 И-18 ( МиГ-1 ) [ 31 ]
22 19 26 июля 1941 г. 19:20 Р-5 [ 30 ] 32 29 5 октября 1941 г. 14:27 ДБ-3 к северо-востоку от Севска [ 31 ]
23 20 29 июля 1941 г. 18:30? [ Примечание 3 ] СБ-3 [ 30 ] 33 30 5 октября 1941 г. 14:30 ДБ-3 к северо-востоку от Севска [ 31 ]
24 21 29 июля 1941 г. 18:36 СБ-3 [ 30 ] 34 31 7 октября 1941 г. 14:10 Он-2
25 22 9 августа 1941 г. 13:50 Он-2 [ 32 ]
8 октября 1941 г.
Он-2 [ 31 ]
26 23 26 августа 1941 г. 18:16 Бостон 15 км (9,3 миль) к востоку от Калуги [ 32 ] 35 32 22 октября 1941 г. 14:59 И-61 ( МиГ-3 ) [ 31 ]
27 24 30 августа 1941 г. 17:42 И-18 (МиГ-3) [ 32 ] 36 33 24 октября 1941 г. 14:10 СБ-2 [ 31 ]
28 25 30 августа 1941 г. 17:45 Он-2 [ 32 ] 37 34 5 ноября 1941 г. 09:32 ДБ-3 [ 33 ]
29 26 2 сентября 1941 г. 07:06 Р-5 50 км (31 миль) к юго-востоку от Сещинской. [ 32 ] 38 35 16 ноября 1941 г. 09:53? [ Примечание 4 ] ДБ-3 [ 33 ]
30 27 7 сентября 1941 г. 17:20 И-61? [ Примечание 5 ] 25 км (16 миль) к востоку от Карлевца [ 35 ] 39 36 2 декабря 1941 г. 11:10 Он-2 [ 33 ]
– 5-я Jagdgeschwader 51 эскадрилья [ 29 ]
Восточный фронт - 6 декабря 1941 г. - 24 января 1942 г.
40 37 6 декабря 1941 г. 14:10 И-61 (МиГ-3) 5 км (3,1 мили) к востоку от Каширы [ 36 ] 44 41 11 января 1942 г. 14:05 Он-2 [ 36 ]
41 38 14 декабря 1941 г. 09:20 Он-2 [ 36 ] 45 42 19 января 1942 г. 12:20 ДБ-3 [ 36 ]
42 39 4 января 1942 г. 12:15 Он-2 [ 36 ] 46 43 24 января 1942 г. 12:45 ДБ-3 [ 36 ]
43 40 4 января 1942 г. 12:50 Он-2 [ 36 ]
Штаб II группы Jagdgeschwader 51 [ 37 ]
Восточный фронт - март - 30 апреля 1942 г.
47 44 31 марта 1942 г. 12:10 ЛаГГ-3 [ 38 ] 49 46 7 апреля 1942 г. 10:50 ЛаГГ-3 к востоку от Кшена [ 38 ]
48 45 31 марта 1942 г. 15:12 ЛаГГ-3 [ 38 ]
Штаб II группы Jagdgeschwader 51 [ 37 ]
Восточный фронт - 1 мая - 7 октября 1942 г.
50 47 21 мая 1942 г. 06:55 РЗ [ 39 ] ? [ Примечание 2 ] 71 68 10 августа 1942 г. 17:10 Он-2 ПК 47524 [ 40 ]
20 км (12 миль) к юго-юго-западу от Ржева.
51 48 23 июня 1942 г. 11:40 И-153 [ 41 ] 72 69 13 августа 1942 г. 18:03 Yak-1 ПК 54294 [ 40 ]
15 км (9,3 миль) к западу от Белева
52 49 25 июня 1942 г. 11:29 И-16 [ 41 ] 73 70 20 августа 1942 г. 11:55 МиГ-3 ПК 64142 [ 40 ]
5 км (3,1 мили) к северо-западу от Белева.
53 50 26 июня 1942 г. 11:15 Yak-1 [ 41 ] 74 71 21 августа 1942 г. 11:35 ЛаГГ-3 PQ 55884, западнее Козельска. [ 40 ]
54 3 июля 1942 г. 05:10 И-153 [ 42 ] 75 72 22 августа 1942 г. 16:00 Он-2 ПК 54434 [ 40 ]
20 км (12 миль) к юго-западу от Белева.
55♠ 51♠ 5 июля 1942 г. 04:46 Yak-1 [ 42 ] 76 73 23 августа 1942 г. 06:40 Ил-2 ПК 54412 [ 40 ]
30 км (19 миль) к северо-востоку от Дудоровского.
56♠ 52♠ 5 июля 1942 г. 04:55 Он-2 [ 42 ] 77 74 23 августа 1942 г. 07:00 Ил-2 ПК 55883 [ 43 ]
окрестности Козельска
53♠ 5 июля 1942 г. 05:10 И-153 78 75 23 августа 1942 г. 17:33 Ил-2 ПК 54422 [ 43 ]
25 км (16 миль) к западу-юго-западу от Белева.
57♠ 54♠ 5 июля 1942 г. 09:33 Ил-2 [ 42 ] 79 76 25 августа 1942 г. 06:32 Он-2 ПК 64173 [ 43 ]
5 км (3,1 мили) к юго-западу от Белева.
58♠ 55♠ 5 июля 1942 г. 09:40 Ил-2 [ 42 ] 80 77 27 августа 1942 г. 17:55 Yak-1 ПК 64793 [ 43 ]
15 км (9,3 миль) к северо-западу от Залегощи
5 июля 1942 г.
ЛаГГ-3 [ 42 ] 81 78 28 августа 1942 г. 14:00 Ил-2 к северо-северо-западу от Болхова [ 43 ]
59♠ 56♠ 5 июля 1942 г. 13:50 Yak-1 15 км (9,3 миль) к северу от Болхова [ 42 ] 82 79 29 августа 1942 г. 11:35 ЛаГГ-3 ПК 54224 [ 43 ]
окрестности Козельска
60♠ 57♠ 5 июля 1942 г. 14:27 Ил-2 [ 42 ] 83 80 3 сентября 1942 г. 13:30 ЛаГГ-3 к северо-востоку от Сычевки [ 43 ]
61♠ 58♠ 5 июля 1942 г. 19:30 Ил-2 [ 44 ] 84 81 4 сентября 1942 г. 11:52 И-153 PQ 73151, восток-юго-восток от Новосила. [ 43 ]
vicinity of Verkhovye
62 59 9 июля 1942 г. 05:15 И-153 [ 44 ] 85 82 10 сентября 1942 г. 10:22 ЛаГГ-3 ПК 47824 [ 45 ]
10 км (6,2 миль) к востоку от Зубцова
63 60 9 июля 1942 г. 05:16 И-153 [ 44 ] 86 83 10 сентября 1942 г. 15:05 МиГ-3 ПК 44132 [ 45 ]
20 км (12 миль) к юго-юго-востоку от Кирова.
64 61 18 июля 1942 г. 11:35 Yak-1 [ 46 ] 87 84 14 сентября 1942 г. 17:00 Ил-2 ПК 47593 [ 45 ]
vicinity of Rzev
65 62 2 августа 1942 г. 15:12 Ил-2 ПК 47582 [ 46 ]
10 км (6,2 миль) к западу от Ржева
88 85 14 сентября 1942 г. 17:22 Ил-2 ПК 47591 [ 45 ]
vicinity of Rzev
66 63 2 августа 1942 г. 18:05 Он-2 ПК 47572 [ 46 ]
20 км (12 миль) к западу от Ржева
89 86 26 сентября 1942 г. 09:25 Р-5 ПК 47483 [ 45 ]
10 км (6,2 миль) к западу от Старицы
67 64 4 августа 1942 г. 06:35 МиГ-3 ПК 47552 [ 47 ]
15 км (9,3 миль) к юго-юго-западу от Ржева
90 87 26 сентября 1942 г. 09:26 Р-5 ПК 47483 [ 45 ]
10 км (6,2 миль) к западу от Старицы
68 65 4 августа 1942 г. 06:40 МиГ-3 ПК 47551 [ 47 ]
15 км (9,3 миль) к юго-юго-западу от Ржева
91 88 27 сентября 1942 г. 07:55 ЛаГГ-3 ПК 47542 [ 48 ]
20 км (12 миль) к северо-западу от Ржева.
69 66 4 августа 1942 г. 12:05 ЛаГГ-3 ПК 47524 [ 47 ]
20 км (12 миль) к юго-юго-западу от Ржева.
92 89 1 октября 1942 г. 11:45 Он-2 15 км (9,3 миль) к северо-востоку от Карманово. [ 48 ]
70 67 5 августа 1942 г. 17:00 Ил-2 ПК 56164 [ 47 ]
45 км (28 миль) к северо-северо-востоку от Гагарина.
4 октября 1942 г.
неизвестный [ 48 ]
Штаб II группы Jagdgeschwader 51 [ 49 ]
Средиземноморский театр - 5 ноября - 31 декабря 1942 г.
93 17 ноября 1942 г. 12:12 Спитфайр 20 км (12 миль) к западу от Бизерты [ 50 ] 97 93 2 декабря 1942 г. 09:53 П-38 30 км (19 миль) к западу от Тебурбы [ 50 ]
94 90 27 ноября 1942 г. 09:19 Спитфайр 12 км (7,5 миль) к югу от Бежи [ 50 ] 98 94 4 декабря 1942 г. 10:30 П-38 18 км (11 миль) к северу от Маджаз-эль-Баба [ 50 ]
95 91 28 ноября 1942 г. 09:15? [ Примечание 6 ] Лисандр 2 км (1,2 мили) к западу от Маджаз-эль-Баба [ 50 ] 99 95 5 декабря 1942 г. 10:45 Спитфайр 8 км (5,0 миль) к западу от Тебурбы [ 50 ]
96 92 2 декабря 1942 г. 09:40? [ Примечание 7 ] П-38 6 км (3,7 миль) к югу от Тебурбы [ 50 ]
Штаб II группы Jagdgeschwader 51 [ 49 ]
Северная Африка - 1 января - 6 июня 1943 г.
100 96 2 января 1943 г. 12:25? [ Примечание 8 ] Ланкастер ? [ Примечание 8 ] к юго-востоку от Маджаз аль-Баба [ 51 ] 102 99 22 марта 1943 г. 14:10 Спитфайр 12 км (7,5 миль) к югу от Габеса [ 52 ]
12 км (7,5 миль) к югу от Марета
97 2 января 1943 г. 12:27 П-38 к юго-западу от Маджаз аль-Баба 103 100 26 марта 1943 г. 12:28 П-38 9 км (5,6 миль) к северу от Макнаси [ 52 ]
4 км (2,5 мили) к северу от Мансуры
101 98 21 марта 1943 г. 13:07 Спитфайр 30 км (19 миль) к юго-востоку от Габеса [ 52 ]
1 января 1938 года: Лейтенант (младший лейтенант) [ 4 ]
1 июня 1940 года: Оберлейтенант (первый лейтенант) [ 8 ]
1 августа 1942 года: Гауптманн (капитан) [ 8 ]
1 декабря 1943 года: Майор (майор) [ 19 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Летная подготовка в Люфтваффе проходила через уровни A1, A2 и B1, B2, называемые летной подготовкой A/B. Обучение включало теоретические и практические занятия по высшему пилотажу, навигации, полетам на дальние расстояния и посадкам на мертвую штангу. Курсы B включали высотные полеты, полеты по приборам, ночные посадки и обучение управлению самолетом в сложных ситуациях. [ 5 ]
  2. ^ Jump up to: а б По словам Мэтьюза и Формана, Поликарпов заявлен как Р-5 . [ 29 ]
  3. ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 12:30. [ 22 ]
  4. ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 09:55. [ 34 ]
  5. ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявлен как Туполев СБ-3 . [ 34 ]
  6. ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 09:45. [ 49 ]
  7. ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 09:45. [ 49 ]
  8. ^ Jump up to: а б По словам Мэтьюза и Формана, заявленный в 12:26 как Consolidated B-24 Liberator . [ 49 ]
  9. По словам Шерцера, пилота Stab / Jagdgeschwader 51 . [ 56 ]
  1. ^ Констебль и Толивер 1968 , с. 9.
  2. ^ Уил 2007 , с. 46.
  3. ^ Weal & Price 1996 , с. 28.
  4. ^ Jump up to: а б Стокерт 2012 , с. 368.
  5. ^ Bergström, Antipov & Sundin 2003 , p. 17.
  6. ^ Jump up to: а б Обермайер 1989 , с. 58.
  7. ^ Jump up to: а б Прин и др. 2001 , с. 539.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Стокерт 2012 , с. 369.
  9. ^ Jump up to: а б Прин и др. 2001 , с. 543.
  10. ^ Адерс и Хелд 1993 , стр. 83.
  11. ^ Jump up to: а б Прин и др. 2002 , с. 12.
  12. ^ Адерс и Хелд 1993 , стр. 85.
  13. ^ Прин и др. 2003 , с. 277.
  14. ^ Прин и др. 2003 , с. 274.
  15. ^ Прин и др. 2005 , с. 82, 93, 97.
  16. ^ Бергстрем и др. 2006 , стр. 109.
  17. ^ Прин и др. 2004 , с. 1.
  18. ^ Амадио 2002 , с. 199.
  19. ^ Jump up to: а б с Стокерт 2012 , с. 370.
  20. ^ Прин и Родейке 1996 , с. 897.
  21. ^ Прин и Родейке 1996 , с. 997.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 415.
  23. ^ Диксон 2023 , с. 124.
  24. ^ Забецкий 2019 , стр. 331.
  25. ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 415–417.
  26. ^ Планквадрат .
  27. ^ Прин и др. 2002 , с. 13.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Прин и др. 2003 , с. 220.
  29. ^ Jump up to: а б с Мэтьюз и Форман, 2015 , стр. 415–416.
  30. ^ Jump up to: а б с д Прин и др. 2003 , с. 282.
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж Прин и др. 2003 , с. 286.
  32. ^ Jump up to: а б с д и Прин и др. 2003 , с. 284.
  33. ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2003 , с. 287.
  34. ^ Jump up to: а б Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 416.
  35. ^ Прин и др. 2003 , с. 285.
  36. ^ Jump up to: а б с д и ж г Прин и др. 2005 , с. 93.
  37. ^ Jump up to: а б Мэтьюз и Форман, 2015 , стр. 457–458.
  38. ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2005 , с. 96.
  39. ^ Прин и др. 2006 , с. 295.
  40. ^ Jump up to: а б с д и ж Прин и др. 2006 , с. 303.
  41. ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2006 , с. 296.
  42. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Прин и др. 2006 , с. 298.
  43. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Прин и др. 2006 , с. 304.
  44. ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2006 , с. 299.
  45. ^ Jump up to: а б с д и ж Прин и др. 2006 , с. 305.
  46. ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2006 , с. 300.
  47. ^ Jump up to: а б с д Прин и др. 2006 , с. 302.
  48. ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2006 , с. 306.
  49. ^ Jump up to: а б с д и Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 417.
  50. ^ Jump up to: а б с д и ж г Прин и др. 2004 , с. 11.
  51. ^ Прин и др. 2010 , с. 363.
  52. ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2010 , с. 364.
  53. ^ Jump up to: а б Томас 1997 , с. 216.
  54. ^ Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 146.
  55. ^ Фелльгибель 2000 , с. 201.
  56. ^ Jump up to: а б Шерцер 2007 , с. 345.
  57. ^ Фелльгибель 2000 , с. 72.

Библиография

[ редактировать ]
  • Адерс, Гебхард; Хелд, Вернер (1993). Хроника - Отчеты - Опыт - Документы ] Истребительный авиаполк 51 «Мёльдерс» (на немецком языке). Штутгарт, Германия: Motorbuch Verlag. ISBN  978-3-613-01045-1 .
  • Амадио, Джилл (2002). Гюнтер Ралль – Мемуары – Ас Люфтваффе и генерал НАТО Плацентия, Калифорния: Tangmere Productions. ISBN  978-0-9715533-0-9 .
  • Бергстрем, Кристер [на шведском языке] ; Антипов, Влад; Сундин, Клаас (2003). Граф и Гриславски – Пара тузов . Гамильтон МТ: Eagle Editions. ISBN  978-0-9721060-4-7 .
  • Бергстрем, Кристер [на шведском языке] . «Веб-сайт Бергстрема Черного Креста / Красной Звезды» . Идентификация Планквадрата Люфтваффе . Архивировано из оригинала 22 декабря 2018 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
  • Бергстрем, Кристер [на шведском языке] ; Диков Андрей; Антипов, Влад; Сундин, Клаас (2006). Черный Крест / Красная Звезда Воздушная война на Восточном фронте, Том 3, Все для Сталинграда . Гамильтон МТ: Eagle Editions. ISBN  978-0-9761034-4-8 .
  • Констебль, Тревор Дж.; Толивер, Раймонд Ф. (1968). Ужас!: Асы-истребители Люфтваффе . Баркер. ISBN  978-0-213-76381-7 .
  • Диксон, Джереми (2023). Дневные асы-истребители Люфтваффе: кавалеры Рыцарского креста 1939–1942 гг . Книги «Перо и меч» . ISBN  978-1-52677-864-2 .
  • Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 гг. — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех родов частей Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN  978-3-7909-0284-6 .
  • Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 2 G – L. Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN  978-1-906592-19-6 .
  • Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN  978-3-87341-065-7 .
  • Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN  978-3-931533-45-8 .
  • Прин, Йохен; Родейке, Питер (1996). обороне Рейха с 1939 по 1945 год — Часть 2 — 1944 год] . Jagdgeschwader 1 и 11 — Операции по (на немецком языке) Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN  978-3-923457-24-3 .
  • Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2001). ВВС Германии с 1934 по 1945 год - Часть 2 - «Сидячая война» - 1 сентября 1939 года по 9 мая 1941 года Истребительные части (9 мая 1940 года ) (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN  978-3-923457-59-5 .
  • Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2002). Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/II — Операции над Ла-Маншем и над Англией — 26 июня 1940 года по 21 июня 1941 года [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/ II — Действия у Ла-Манша и над Англией — с 26 июня 1940 г. по 21 июня 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN  978-3-923457-64-9 .
  • Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2003). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. — Часть 6/I — Операция «БАРБАРОССА» — Операция на Востоке — 22 июня. по 5 декабря 1941 г. [ Истребительные части ВВС Германии в 1934–1945 гг. — Часть 6/I — Операция «БАРБАРОССА» — Действия на Востоке — 22 июня — 5 декабря 1941 г. ) (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN  978-3-923457-69-4 .
  • Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2004). ВВС Германии с 1934 по 1945 год - Часть 8/II - Операции в Средиземном море - ноябрь 1941 года по декабрь 1942 года Истребительные части , декабрь 1942 года ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN  978-3-923457-74-8 .
  • Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2005). Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. — Часть 9/I — Зимняя война на Востоке — 6 декабря 1941 г. — 30 апреля 1942 г. , декабрь 1941 г. — 30 апреля 1942 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN  978-3-923457-76-2 .
  • Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2006). Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. — Часть 9/II — От летней кампании 1942 г. до разгрома Сталинграда — 1 мая 1942 г. по 3 февраля 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. —Часть 9/II —От летней кампании 1942 года до поражения под Сталинградом — с 1 мая 1942 года по 3 февраля 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN  978-3-923457-77-9 .
  • Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2010). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 11/I. Операции в Средиземноморском регионе. 1.1. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. - Часть 11/I - Действия на Средиземноморском театре военных действий - с 1 января по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN  978-3-923457-95-3 .
  • Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, авиации, кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзников. Войска с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN  978-3-938845-17-2 .
  • Стокерт, Питер (2012) [1997]. Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 3 [ Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 3 ] (на немецком языке) (3-е изд.). Бад-Фридрихсхалль, Германия: Панорамный вид Фридрихсхалла. ISBN  978-3-932915-01-7 .
  • Томас, Франц (1997). Носители ( дубовых листьев 1939–1945 Том 1: А – К на немецком языке). Оснабрюк, Германия: Biblio-Verlag. ISBN  978-3-7648-2299-6 .
  • Уил, Джон (2007). Подробнее Bf 109 Асы Русского фронта . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN  978-1-84603-177-9 .
  • Уил, Джон; Прайс, Альфред (1996). Bf 109D/E Aces 1939–41 . Издательство Оспри . ISBN  978-1-85532-487-9 .
  • Забекки, Дэвид Т. , изд. (2019). Немецкая военная машина во Второй мировой войне . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . ISBN  978-1-44-086918-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a00996b870fe852563c42e339774aaeb__1715308320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/eb/a00996b870fe852563c42e339774aaeb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hartmann Grasser - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)