Эрих Рудорфер
Эрих Рудорфер | |
---|---|
![]() Эрих Рудорфер в 1944 году. | |
Псевдоним(а) | Боец Либавы |
Рожденный | Цвохау , Саксония , Германская империя | 1 ноября 1917 г.
Умер | 8 апреля 2016 г. Бад-Швартау , Германия | (98 лет)
Верность | ![]() |
Услуга/ | ВВС |
Лет службы | 1936–1945 |
Классифицировать | Майор (майор) |
Единица | JG 2 , JG 7 и JG 54 |
Команды | 6./ JG 2 , II./ JG 2 , I./ JG 7 и II./ JG 54 |
Битвы/войны | Посмотреть сражения |
Награды | Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями и мечами |
Другая работа | пилот авиакомпании |
Эрих Рудорфер (1 ноября 1917 — 8 апреля 2016) — немецкий Люфтваффе ас-истребитель , один из немногих, служивших в Люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны . Он был одним из самых успешных летчиков-истребителей в истории воздушной войны, одержав 222 победы. Рудорфер сражался на всех основных немецких театрах военных действий, включая Европейский и Средиземноморский театр военных действий и Восточный фронт . За время войны он совершил более 1000 боевых вылетов, более 300 раз участвовал в воздушных боях . Рудорфер был сбит зенитками и истребителями противника 16 раз, и ему девять раз приходилось прыгать на парашюте.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Рудорфер родился 1 ноября 1917 года в Цвохау , в то время находившемся в Королевстве Саксония Германской империи . После окончания школы получил профессиональное образование по специальности автомобильный слесарь по кузовостроению . Он поступил на военную службу в Люфтваффе в составе Flieger-Ersatz-Abteilung 61 (61-е подразделение замены летчиков) в Ошаце 16 апреля 1936 года. Со 2 сентября по 15 октября 1936 года он служил в составе Kampfgeschwader 253 (KG 253–253-е бомбардировочное крыло) и с 16 октября 1936 г. по 24 В феврале 1937 года прошел обучение на механика авиационных двигателей в Technische Schule Adlershof , технической школе в Адлерсхофе в Берлине . [ Примечание 1 ] 14 марта 1937 года Рудорфера направили в Kampfgeschwader 153 (KG 153–153-е бомбардировочное крыло), где он служил механиком до конца октября 1938 года. Затем его перевели в Flieger-Ersatz-Abteilung 51 (51-е подразделение замены летчиков), базирующееся в Лигниц в Силезии , ныне Легница в Польше, для летной подготовки. . Там он сначала прошел подготовку на пилота бомбардировщика, а затем на пилота зерстёрера , тяжелого истребителя или эсминца. [ 1 ] По словам Бергера, Рудорфер тогда работал пилотом авиакомпании Deutsche Luft Hansa . [ 2 ]
1 октября 1939 года Рудорфер был переведен в Jagdwaffe (истребительные силы) и направлен в Jagdfliegerschule 2 (школа пилотов-истребителей) в Шляйсхайме . После переобучения он был переведен в Jagdergänzungsstaffel Döberitz, дополнительную истребительную эскадрилью, базирующуюся в Дёберице . 6 декабря 1939 года [ 1 ] 28 декабря 1939 года он был переведен в Ergänzungs-Jagdgruppe Merseburg , еще одно подразделение дополнительной подготовки, дислоцированное в Мерзебурге , где недавно обученные летчики-истребители получали инструкции от пилотов с боевым опытом. Он оставался там до 7 января 1940 года, днем позже Рудорфер, ныне оберфельдфебель (штаб-сержант), был направлен во 2-ю штабель (2-ю эскадрилью) Jagdgeschwader 2 «Рихтгофен» (JG 2–2-й истребительный авиаполк), названный в честь Первой мировой войны ас-истребитель Манфред фон Рихтгофен . [ 3 ] В то время 2. Staffel командовал оберлейтенантом Карлом-Хайнцом Грейзертом и подчинялся I. Gruppe JG 2, базировавшейся на аэродроме Франкфурт-Ребшток . [ 4 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]10 мая 1940 года, в первый день битвы за Францию , I. Gruppe JG 2 перебралась на аэродром в Кирхберге . Здесь группа поддерживала наступающую немецкую бронетехнику группы армий «А», пересекавшую горный массив Арденны . 14 мая I. Gruppe переехала в Бастонь , Бельгия. В тот день Рудорфер одержал свою первую воздушную победу на истребителе Curtiss Hawk 75 . [ 5 ] После еще двух заявленных воздушных побед он был награжден Железным крестом 2-го класса ( Eisernes Kreuz zweiter Klasse ). 22 мая 1940 года [ 6 ] Всего до перемирия 22 июня 1940 года он одержал девять воздушных побед . Он летал на протяжении всей битвы за Британию , и утверждается, что его преследовал на Кройдон-Хай-стрит ниже уровня крыши истребитель Hawker Hurricane . [ 7 ] 1 мая 1941 года Рудорфер был награжден Рыцарским крестом Железного креста ( Ritterkreuz of the Iron Cross ). На тот момент он одержал девятнадцать воздушных побед и совершил 145 боевых вылетов. [ 3 ] 19 мая Рудорфер и его ведомый атаковали подводную лодку у острова Портленд . Было замечено, что обе бомбы разорвались близко и подводная лодка упала вертикально. [ 8 ]
18 июня 1941 года II. Группа переехала из Бомон-ле-Роже в Абвиль-Друка , где оставалась в течение следующих шести месяцев. С этого момента Группа защищалась от истребительного командования Королевских ВВС на Францию. «безостановочного наступления» [ 9 ] В июле 1941 года, летая в составе штабного подразделения JG 2, Рудорфер одержал шесть воздушных побед. В эту цифру входят два «Спитфайра» 7 июля, «Спитфайр» и «Харрикейн» 9 июля, по одному «Спитфайру» 10 и 11 июля каждый. [ 10 ] Затем он служил в составе 6. Staffel JG 2 и к концу 1941 года одержал еще пятнадцать воздушных побед, в результате чего его общее количество достигло 41. [ 11 ] Рудорфер был назначен Staffelkapitän (командиром эскадрильи) 6. Staffel JG 2 1 ноября 1941 года, сменив таким образом оберлейтенанта Франка Лизендала. переведенного [ 12 ] В марте 1942 года И.И. Группа начала переоборудование в Focke-Wulf Fw 190 A-2. Обучение переоборудованию проводилось по круговой системе Staffel by Staffel на аэродроме Ле Бурже недалеко от Парижа. Преобразование завершилось к концу апреля. С тех пор группа оснащалась вариантами Fw 190 А-2 и А-3. [ 13 ]
В 1942 году Рудорфер участвовал в операции «Доннеркейль» . Целью этой операции было обеспечение истребительной защиты немецких линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» при прорыве из Бреста в Германию. Операция «Дэш Ла-Манша» (11–13 февраля 1942 г.) Кригсмарине получила у немцев кодовое название «Операция Цербер». В поддержку этого Люфтваффе разработало план превосходства в воздухе , получивший название «Операция Доннеркейль», для защиты трех немецких крупных кораблей. [ 6 ] Во время рейда на Дьепп 19 августа Рудорфер заявил, что Supermarine Spitfire. были сбиты два истребителя к северу от Дьеппа [ 14 ]
Средиземноморский театр
[ редактировать ]В начале ноября 1942 года западные союзники начали операцию «Факел» — англо - американское вторжение во французскую Северную Африку . 17 ноября II. Группа JG 2 была отозвана с фронта Ла-Манша и направлена в Сан-Пьетро-Кларенца , Сицилия. В то время группа имела на вооружении Fw 190 A-3, несколько Fw 190 A-2 и в начале декабря получила вариант A-4. Это заставило II. Группа JG 2 — единственная истребительная часть, оснащенная Fw 190, на Средиземноморском театре военных действий . Группа в совершила свои первые вылеты 19 ноября, обеспечив немецкие воздушные и морские перевозки Тунис . В тот день элементы II. Группа начала перебазирование на аэродром Бизерты . [ 15 ] 1 января 1943 года Рудорферу было присвоено звание гауптмана (капитан). [ 3 ]
8 января 1943 года II. Группа переехала на аэродром в Кайруане . [ 16 ] 9 февраля Рудорфер одержал восемь воздушных побед в ходе 32-минутного воздушного боя на шести истребителях Curtiss P-40 Warhawk и двух Lockheed P-38 Lightning и впервые стал «асом дня» . [ 17 ] [ 18 ] 15 февраля он одержал семь побед в воздухе, четыре P-38 и три «Спитфайра». [ 19 ] 4 марта II. Группа JG 2 получила приказ перебраться во Францию. [ 20 ] 17 апреля Рудорфер был назначен группенкомандером (командиром группы) II. Группа JG 2. Он заменил на этом посту гауптмана Адольфа Дикфельда , который был переведен в II. Группа Jagdgeschwader ( JG 11 11–11-й истребительный авиаполк). Следовательно, командование 6. Staffel было передано лейтенанту Фрицу Карху. [ 21 ]
На Восточном фронте
[ редактировать ]30 июня Рудорфера снова перевели, и ему было поручено создать вновь сформированный IV. Группа Jagdgeschwader ( JG 54 54—54-й истребительный авиаполк) на Восточном фронте . Командование II. Группа JG 2 была передана гауптману Курту Бюлигену . [ 21 ] Группа была создана в Иезау под Кенигсбергом и планировалась для развертывания в районе боевых действий группы армий «Север» , примерно в районе южнее озера Ильмень , Ленинграда и вдоль Волхова . [ 22 ] Когда 30 июля гауптман Генрих Юнг, командир II. Группа JG 54 погибла в бою , Рудорфер снова был переведен, приняв командование II. Группа 1 августа. [ 23 ] Командование IV. Группа была временно передана гауптману Альфреду Тоймеру она была официально передана гауптману Рудольфу Зиннеру. , прежде чем 14 сентября [ 24 ]

В начале августа II. Группа базировалась на аэродроме под Сиверским , расположенном примерно в 65 километрах (40 милях) к юго-юго-западу от Ленинграда. [ 25 ] Свою первую победу на этом театре он одержал 7 августа. Благодаря опыту, полученному в боях с Королевскими ВВС (RAF), он добился значительных успехов. Во время своего первого боевого вылета 24 августа 1943 года 5 советских самолетов за 4 минуты было сбито . 11 октября 1943 года Рудорферу также была приписана его 100-я воздушная победа. Он был 55-м пилотом Люфтваффе, добившимся этого. [ 26 ] В воздушном бою под Теремками и Глыховом он одержал свою сотую победу Як-7 в 12:22, ЛаГГ-3 в 12:22 и еще три Як-7, сбитых в 12:24, 12:25 и 12:27 соответственно. [ 27 ]
3 ноября советские войска начали стратегическую операцию, приведшую к битве за Киев . Три дня спустя Рудорферу на счету 13 воздушных побед, восемь Як-7 и пять Як-9 с 13:00 по 13:17, в результате чего его общее количество побед достигло 122. [ 28 ] [ 29 ] 1 января 1944 года Рудорферу было присвоено звание майора (майора), возраст звания датирован 1 мая 1944 года. [ 3 ]
Рудорфер был награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub ) 11 апреля 1944 года, став 447-м солдатом, удостоенным этой награды. Презентация была сделана Адольфом Гитлером в Бергхофе , резиденции Гитлера в Оберзальцберге в Баварских Альпах , 5 мая 1944 года. На церемонии также присутствовали Антон Хафнер , Отто Киттель , Гюнтер Шак , Эмиль Ланг , Альфред Гриславски , Мартин Мёбус , Вильгельм Хергет , Ханс-Карл Степп , Рудольф Шенерт , Гюнтер Радуш , Отто Полльманн и Фриц Брайтаупт , получившие в этот день Дубовые листья. [ 30 ]
10 июня советские войска начали карельское наступление на Финляндию на Карельском перешейке в рамках Войны-продолжения . В ответ на просьбу финнов о помощи Люфтваффе сформировало Gefechtsverband Kuhlmey 12 июня (отряд Кульмея), названный в честь оберстлейтенанта Курта Кульмея , командира Schlachtgeschwader 3 (SG 3 — 3-е боевое крыло). Gefechtsverband Kuhlmey состоял из штабной и I. группы SG 3, I. группы Schlachtgeschwader 5 (SG 5 — 5-е боевое крыло), элементов Nahaufklärungsgruppe 5, разведывательного подразделения и II. Группа JG 54 под командованием Рудорфера. В результате Gefechtsverband Kuhlmey перебралась на аэродром Иммола . 17 июня [ 31 ]
19 сентября II. Группа начала перебазировку в Либаву (современная Лиепая), где они базировались на аэродроме Гробин. [ 32 ] Во время наступления советских войск на Ригу II. Группа переехала на аэродром в Хайлигенбайле , ныне Мамоново, 21 октября. [ 33 ] Здесь 28 октября Рудорфер одержал одиннадцать побед в воздухе, в том числе свою 200-ю победу в воздухе. [ 34 ] 26 января 1945 года Рудорфер был награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями и мечами , что стало 126-м вручением награды за 212 заявленных воздушных побед. [ 35 ] [ Примечание 2 ]
Полет на Мессершмитте Me 262
[ редактировать ]JG 7 «Новотны» был первым действующим авиаполком в мире реактивных истребителей и был назван в честь Вальтера Новотны , погибшего в бою 8 ноября 1944 года. Новотны, летчик-истребитель, одержавший 258 воздушных побед и награжденный Рыцарским крестом Железный крест с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub, Schwertern) und Brillanten ), проводил оценку Мессершмитт Ме 262 реактивного самолета в эксплуатационных условиях. [ 37 ] JG 7 «Новотный» был оснащен Me 262, самолетом, который был хорошо вооружен и был быстрее любого истребителя союзников . Генерал дер Ягдфлигер (генерал истребительной авиации) Адольф Галланд надеялся, что Me 262 компенсирует численное превосходство союзников. 12 ноября 1944 года Oberkommando der Luftwaffe (OKL — Верховное командование ВВС) приказало оснастить JG 7 «Nowotny» Me 262. Галланд назначил полковника Йоханнеса Штайнхоффа своим первым гешвадеркоммодером (командиром крыла). [ 38 ]
Зимой 1944 года Рудорфер проходил обучение на реактивном истребителе Ме 262. 14 января 1945 года он был отозван в команду I. Gruppe JG 7 «Новотны» от майора Теодора Вайсенбергера , который заменил Штайнхоффа на посту гешвадеркоммодора . [ 39 ] К 12 февраля у Рудорфера было двенадцать действующих самолетов, и каждый пилот был переоборудован в Me 262. Не хватало опыта полетов в тесном строю и навигации на малых высотах с использованием FuG 16 Z и FuG 25a . [ 40 ] В начале марта I. Gruppe еще базировалась в Бранденбурге — Бристе . [ 41 ] десять тяжелых бомбардировщиков . Рудорфер заявил, что на Ме 262 летали [ Примечание 3 ] семь из них были сбиты в апреле 1945 года. [ 42 ]
После войны
[ редактировать ]
Рудорфер начал летать на DC-2 и DC-3 в Австралии . Позже он работал в Pan Am и Luftfahrt-Bundesamt , управлении гражданской авиации Германии. Рудорфер был одним из персонажей финского военного фильма 2007 года «Тали-Ихантала 1944» . Участвовал Fw 190 , окрашенный в ту же маркировку, что и самолет Рудорфера в 1944 году. [ 43 ] Самолет, который сейчас базируется на аэродроме Омака в Новой Зеландии, до сих пор носит цвета машины Рудорфера. Рудорфер умер 8 апреля 2016 года в возрасте 98 лет в Бад-Швартау , Германия. На момент смерти он был последним живым получателем Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями и мечами. [ 19 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам американского историка Дэвида Т. Забекки , Рудорферу на счету 224 победы в воздухе. [ 44 ] Тем не менее, Спик сообщает, что он одержал 222 воздушные победы, 136 из которых были одержаны на Восточном фронте и 86 на западном театре военных действий , из которых 26 были одержаны над Северной Африкой и 10 были одержаны на тяжелых бомбардировщиках , одержанных в более чем 1000 боевых вылетах. [ 45 ] Морган и Уил перечисляют Рудорфера, одержавшего 220 воздушных побед, 12 из которых были одержаны на реактивном истребителе Me 262. [ 46 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги « Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о 219 заявлениях о победах в воздухе, а также еще двух неподтвержденных заявлениях. В это число подтвержденных заявлений входят 134 победы в воздухе на Восточном фронте и 85 на Западном фронте, в том числе 11 четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков и 12 побед на реактивных истребителях Me 262. [ 47 ]
Заявления о победе записывались по ссылке на карту (PQ = Planquadrat ), например «PQ 35 Ost 53224». Карта-сетка Люфтваффе ( Jägermeldenetz ) охватывала всю Европу, запад России и Северную Африку и состояла из прямоугольников размером 15 и 30 минут широты минут долготы , площадью около 360 квадратных миль (930 км2). 2 ). Затем эти сектора были разделены на 36 меньших частей, чтобы получить площадь локации размером 3 × 4 км (1,9 × 2,5 мили). [ 48 ]
Хроника воздушных побед | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и ♠ ( Пиковый туз ) обозначают те воздушные победы, которые сделали Рудорфера « асом дня ». Этот термин обозначает летчика-истребителя, сбившего пять или более самолетов за один день.
Это и - (тире) указывают на неподтвержденные заявления о победе в воздухе, за которые Рудорфер не получил должного признания.
Это и ! (восклицательный знак) указывает на те воздушные победы, которые перечисляли Прин, Штеммер, Родейке и Бок.
Это и # (решетка) обозначают воздушные победы, перечисленные Мэтьюзом и Форманом.
Это и ? (знак вопроса) указывает на несоответствия в информации, перечисленные Прином, Стеммером, Родейке, Балке, Боком, Мэтьюзом и Форманом.
| |||||||||||
Требовать! | Требовать# | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать! | Требовать# | Дата | Время | Тип | Расположение |
– 2-я Jagdgeschwader 2 эскадрилья – [ 49 ] | |||||||||||
1 | 1 | 14 мая 1940 г. | 15:08? [ Примечание 4 ] | Кертисс | к юго-западу от Ле-Се-ла-Кен [ 51 ] | 11 | 11 | 11 августа 1940 г. | 11:49 | Спитфайр | к юго-востоку от острова Портленд [ 52 ] |
2 | 2 | 17 мая 1940 г. | 13:28 | ЛеО 451 | Ла Капонн [ 51 ] | 12 | 12 | 31 августа 1940 г. | 09:40 | Ураган | Дувр [ 53 ] |
3 | 3 | 19 мая 1940 г. | 12:30? [ Примечание 5 ] | Моран 406 | к востоку от Гиза [ 51 ] | 13 | 13 | 1 сентября 1940 г. | 12:45 | Спитфайр | Дувр [ 53 ] |
4 | 4 | 25 мая 1940 г. | 20:35 | Бленхейм | Сен-Кантен [ 54 ] | 14 | 14 | 2 сентября 1940 г. | 18:20 | Ураган | Фавершам [ 53 ] |
5 | 5 | 26 мая 1940 г. | 09:45? [ Примечание 6 ] | Спитфайр | к северо-западу от Кале [ 55 ] | 15 | 15 | 4 сентября 1940 г. | 09:58 | Ураган | Дувр [ 53 ] |
6 | 6 | 26 мая 1940 г. | 09:47? [ Примечание 7 ] | Спитфайр | к северо-западу от Кале [ 55 ] | 16 | 16 | 7 сентября 1940 г. | 18:30 | Ураган | Устье Темзы [ 53 ] |
7 | 7 | 6 июня 1940 г. | 13:10 | Кертисс | к северу от Суассона [ 55 ] | 17 | 17 | 7 сентября 1940 г. | 18:40 | Спитфайр | Устье Темзы [ 53 ] |
8 | 8 | 6 июня 1940 г. | 20:45 | Мартин 167 [ 55 ] | Рой | 18 | 18 | 7 сентября 1940 г. | 18:43 | Спитфайр | Устье Темзы [ 53 ] |
9 | 9 | 6 июня 1940 г. | 20:50 | ЛеО 451 | к северу от Роя [ 55 ] | 19 | —
|
10 октября 1940 г. | 18:43? [ Примечание 8 ] | Спитфайр | Остров Портленд [ 53 ] |
10 | 10 | 11 августа 1940 г. | 11:38 | Ураган | к востоку от Уэймута [ 52 ] | 20 | 19 | 21 апреля 1941 г. | 15:03 | Бленхейм | 30 км (19 миль) к северу от Джерси [ 57 ] |
— Штаб II группы Jagdgeschwader 2 — [ 56 ] | |||||||||||
21 | 20 | 7 июля 1941 г. | 15:35 | Спитфайр | к востоку от Булони-сюр-Мер [ 58 ] | 24 | 23 | 9 июля 1941 г. | 13:45 | Ураган | к северо-западу от Сен-Омера [ 59 ] |
22 | 21 | 7 июля 1941 г. | 15:40 | Спитфайр | к востоку от Булони-сюр-Мер [ 58 ] | 25 | 24 | 10 июля 1941 г. | 12:30? [ Примечание 9 ] | Спитфайр | к югу от Девре [ 59 ] |
23 | 22 | 9 июля 1941 г. | 13:40 | Спитфайр | к юго-западу от Сен-Омера [ 59 ] | 26 | 25 | 11 июля 1941 г. | 15:00 | Спитфайр | к северу от Булони-сюр-Мер [ 59 ] |
– 6-я Jagdgeschwader 2 эскадрилья – [ 60 ] | |||||||||||
27 | 26 | 19 июля 1941 г. | 14:25 | Спитфайр | к юго-востоку от Кале [ 59 ] | 51 | 49 | 8 января 1943 г. | 15:40 | П-51 | 55 км (34 миль) к юго-западу от Кайруана [ 17 ] |
28 | 27 | 23 июля 1941 г. | 13:18 | Спитфайр | к западу от Кале [ 59 ] | 52 | 50 | 18 января 1943 г. | 08:13? [ Примечание 10 ] | Спитфайр | 2 км (1,2 мили) к юго-западу от устья Зеруд [ 17 ] |
29 | —
|
5 августа 1941 г. | 10:05 | Спитфайр | к северу от Гравелина [ 59 ] | 53 | 51 | 4 февраля 1943 г. | 16:19 | Спитфайр | 5 км (3,1 мили) к юго-западу от Оссельтии [ 17 ] |
30 | 28 | 5 августа 1941 г. | 19:05 | Спитфайр | Дюнкерк [ 59 ] | 54 | 52 | 4 февраля 1943 г. | 16:22 | Спитфайр | 4 км (2,5 мили) к югу от Кеф-эль-Абиод [ 17 ] |
31 | 29 | 10 августа 1941 г. | 14:15 | Ураган | к северо-востоку от Кале [ 59 ] | 55♠ | 53 | 9 февраля 1943 г. | 13:59 | П-40 | 5 км (3,1 мили) к югу от Оссельтии [ 17 ] |
32 | 30 | 19 августа 1941 г. | 11:59 | Спитфайр | Дувр [ 61 ] | 56♠ | 54 | 9 февраля 1943 г. | 14:00 | П-40 | к югу от Уссельтии [ 17 ] |
33 | 31 | 19 августа 1941 г. | 12:06 | Спитфайр | Дувр [ 61 ] | 57♠ | 55 | 9 февраля 1943 г. | 14:01 | П-40 | Джебель-Уссельтия [ 17 ] |
34 | 32 | 19 августа 1941 г. | 12:15 | Спитфайр | Дувр [ 61 ] | 58♠ | 56 | 9 февраля 1943 г. | 14:02 | П-40 | 12 км (7,5 миль) к северо-западу от Пишона [ 17 ] |
35 | 33 | 21 августа 1941 г. | 15:10 | Спитфайр | Кале [ 61 ] | 59♠ | 57 | 9 февраля 1943 г. | 14:05 | П-40 | 10 км (6,2 миль) к юго-востоку от Бесры [ 17 ] |
36 | 34 | 20 сентября 1941 г. | 16:55 | Спитфайр | к северо-востоку от Дьеппа [ 61 ] | 60♠ | 58 | 9 февраля 1943 г. | 14:06 | П-40 | 15 км (9,3 миль) к юго-востоку от Бесры [ 17 ] |
37 | 35 | 21 сентября 1941 г. | 16:50 | Спитфайр | Английский канал [ 61 ] | 61♠ | 59 | 9 февраля 1943 г. | 14:21 | П-38 | 5 км (3,1 мили) к востоку от Джебель-Барбру [ 17 ] |
38 | 36 | 21 сентября 1941 г. | 16:55? [ Примечание 11 ] | Спитфайр | Английский канал [ 61 ] | 62♠ | 60 | 9 февраля 1943 г. | 14:22 | П-38 | 5 км (3,1 мили) к западу от Джебель-Барбру [ 17 ] |
39 | 37 | 21 сентября 1941 г. | 17:05 | Спитфайр | Английский канал [ 61 ] | 63 | 61 | 14 февраля 1943 г. | 16:18 | Спитфайр | 10 км (6,2 миль) к западу от Пишона [ 62 ] |
40 | 38 | 27 сентября 1941 г. | 15:40 | Спитфайр | Ле Туке [ 61 ] | 64♠ | 15 февраля 1943 г. | 14:58 | П-38 | 4 км (2,5 мили) к северо-западу от Пишона [ 62 ] | |
41 | 39 | 8 декабря 1941 г. | 12:55 | Ураган | к западу от Булони-сюр-Мер [ 61 ] | 65♠ | 62 | 15 февраля 1943 г. | 15:03 | П-38 | 10 км (6,2 миль) к северо-западу от Хаджеб-эль-Аюна [ 62 ] |
42 | 40 | 3 июня 1942 г. | 16:35 | Спитфайр | к северу от Гавра [ 63 ] | 66♠ | 63 | 15 февраля 1943 г. | 15:07 | П-38 | 10 км (6,2 миль) к северо-востоку от Сбейтлы [ 62 ] |
43 | 41 | 3 июня 1942 г. | 16:38 | Спитфайр | к северу от Гавра [ 63 ] | 67♠ | 64 | 15 февраля 1943 г. | 15:08 | П-38 | 8 км (5,0 миль) к северо-востоку от Сбейтлы [ 62 ] |
44 | 42 | 5 июня 1942 г. | 15:46 | Спитфайр | к северу от Гавра [ 64 ] | 68♠ | 65 | 15 февраля 1943 г. | 15:15 | Спитфайр | северная окраина Джебель-Абиода [ 62 ] |
45 | 43 | 19 августа 1942 г. | 16:52 | Спитфайр | к северу от Дьеппа [ 64 ] | 69♠ | 66 | 15 февраля 1943 г. | 15:16 | Спитфайр | северная окраина Джебель-Абиода [ 62 ] |
46 | 44 | 19 августа 1942 г. | 16:53 | Спитфайр | к северу от Дьеппа [ 64 ] | 70♠ | 67 | 15 февраля 1943 г. | 15:18 | Спитфайр | северная окраина Джебель-Абиода [ 62 ] |
47 | 45 | 18 декабря 1942 г. | 11:05 | Спитфайр | к западу от Матёра [ 65 ] | 68 | 15 февраля 1943 г. | 15:58 | П-38 | 5 км (3,1 мили) к северо-западу от Пишона | |
48 | 46 | 20 декабря 1942 г. | 16:48? [ Примечание 12 ] | Спитфайр | 5 км (3,1 мили) к югу от Бежи [ 65 ] | 71 | 69 [ Примечание 13 ] | 11 марта 1943 г. | 13:12 | Спитфайр | к востоку от Уссельтии [ 62 ] |
49 | 47 | 8 января 1943 г. | 10:41 | Бостон | 10 км (6,2 миль) к югу от Пишона [ 17 ] | 72 | 70 [ Примечание 13 ] | 11 марта 1943 г. | 13:13 | Спитфайр | к востоку от Уссельтии [ 62 ] |
50 | 48 | 8 января 1943 г. | 15:35 | П-38 | 50 км (31 миль) к юго-западу от Кайруана [ 17 ] | 73 | 71 [ Примечание 13 ] | 12 марта 1943 г. | 14:25? [ Примечание 14 ] | Б-17 | 10 км (6,2 миль) к юго-востоку от Макатара [ 62 ] |
— Штаб II группы Jagdgeschwader 2 — [ 66 ] | |||||||||||
74 | 72 | 15 мая 1943 г. | 17:00 | Спитфайр? [ Примечание 15 ] | 15 км (9,3 миль) к северо-западу от Пуа [ 67 ] к югу от Сенарпонта |
75 | 73 | 15 мая 1943 г. | 17:10 | Спитфайр | 10 км (6,2 миль) к юго-востоку от Дьеппа [ 67 ] к западу от Контервилля |
– Штаб II группы Jagdgeschwader 54 – [ 68 ] | |||||||||||
76 | 7 августа 1943 г. | 14:38 | Ил-2 | к северу от Карачева [ 69 ] | 145♠ | 140 | 3 июля 1944 г. | 07:07 | Ил-2 | PQ 26 Ost 81297, к северо-северо-западу от Тали. [ 70 ] 20 км (12 миль) к северо-западу от Выборга. | |
77 | 7 августа 1943 г. | 14:41 | Ил-2 | к северу от Карачева [ 69 ] | 146♠ | 141 | 3 июля 1944 г. | 07:08 | Ил-2 | PQ 26 Ost 81298, к северо-востоку от Тали. [ 70 ] 20 км (12 миль) к северо-западу от Выборга. | |
78 | 74 | 9 августа 1943 г. | 17:57 | Yak-4 | PQ 35 Ост 53224, к юго-востоку от Нарчины [ 71 ] 20 км (12 миль) к западу от Орла. |
147♠ | 142 | 3 июля 1944 г. | 07:09 | Ил-2 | PQ 26 Ost 81433, к юго-востоку от Тали. [ 70 ] 10 км (6,2 миль) к востоку от Выборга |
79 | 75 | 13 августа 1943 г. | 16:12 | Ил-2 | PQ 35 Ост 54781, к юго-востоку от Карачева [ 71 ] | 148♠ | 143 | 3 июля 1944 г. | 07:10 | Ил-2 | PQ 26 Ост 81434, восточнее Выборга [ 70 ] 10 км (6,2 миль) к востоку от Выборга |
80 | 76 | 13 августа 1943 г. | 16:16 | Ил-2 | PQ 35 Ост 54751, к юго-востоку от Карачева [ 71 ] | 149 | 144 | 25 июля 1944 г. | 12:05 | Yak-9 | PQ 26 Ost 70696, к востоку от Кяреконны [ 72 ] 15 км (9,3 миль) к юго-западу от Нарвы |
81♠ | 77 | 24 августа 1943 г. | 07:08 | ДБ-3 | PQ 35 Ost 4447, к югу от Оргона [ 73 ] | 150♠ | 145 | 26 июля 1944 г. | 16:42 | Ил-2 | PQ 26 Ost 70631, к северу от Вусуова. [ 72 ] 20 км (12 миль) к юго-западу от Нарвы |
82♠ | 78 | 24 августа 1943 г. | 07:12 | ДБ-3 | PQ 35 Ost 44523, к западу от Стайки [ 73 ] | 151♠ | 146 | 26 июля 1944 г. | 16:43 | Ил-2 | PQ 26 Ost 70696, к юго-юго-западу от Вусуова. [ 72 ] 20 км (12 миль) к юго-западу от Нарвы |
83♠ | 79 | 24 августа 1943 г. | 07:15 | Ил-2 | PQ 35 Ost 4461, к югу от Липово. [ 73 ] | 152♠ | 147 | 26 июля 1944 г. | 16:48 | Ил-2 | PQ 26 Ost 70689, к северо-северо-западу от Кривасоо. [ 72 ] 30 км (19 миль) к юго-западу от Нарвы |
84♠ | 80 | 24 августа 1943 г. | 14:40 | Ла-5 | PQ 35 Ost 4461, к юго-востоку от Дятково. [ 73 ] | 153♠ | 148 | 26 июля 1944 г. | 16:53 | Ил-2 | PQ 26 Ost 70823, к северо-северо-западу от Вусуова. [ 72 ] 25 км (16 миль) к юго-западу от Нарвы |
85♠ | 81 | 24 августа 1943 г. | 14:41 | Ла-5 | PQ 35 Ost 4461, к юго-востоку от Дятково. [ 73 ] | 154♠ | 149 | 26 июля 1944 г. | 17:08 | Он-2 | PQ 26 Ost 60624, к юго-юго-западу от Вусуова. [ 72 ] Финский залив |
86♠ | 82 | 24 августа 1943 г. | 14:42 | Ла-5 | PQ 35 Ost 4461, к юго-востоку от Дятково. [ 73 ] | 155♠ | 150 | 26 июля 1944 г. | 17:10 | Он-2 | PQ 26 Ost 60816, к западу от Лийвы [ 72 ] Финский залив |
87♠ | 83 | 24 августа 1943 г. | 14:43 | Ла-5 | PQ 35 Ost 4462, к юго-востоку от Дятково. [ 73 ] | 156 | 151 | 27 июля 1944 г. | 14:22 | Ил-2 | PQ 25 Ost 78565, к северо-западу от Лиепны [ 72 ] 40 км (25 миль) к северо-востоку от Шваненбурга |
88♠ | 84 | 24 августа 1943 г. | 14:44 | Ла-5 | PQ 35 Ost 4462, к юго-востоку от Дятково. [ 73 ] | 157 | 152 | 27 июля 1944 г. | 14:25 | Yak-9 | PQ 25 Ost 78561, к северо-западу от Лиепны [ 72 ] 40 км (25 миль) к северо-востоку от Шваненбурга |
89 | 85 | 26 августа 1943 г. | 08:10 | Yak-7 | PQ 35 Ost 4343, southeast of Lokot [ 73 ] | 158 | 153 | 27 июля 1944 г. | 14:28 | Yak-9 | PQ 25 Ost 78637, к юго-западу от Эглитаса. [ 72 ] 25 km (16 mi) west-northwest of Ostrov |
90 | 86 | 7 сентября 1943 г. | 17:35 | Yak-7 | PQ 35 Ost 4425, к востоку от Людиново [ 74 ] | 159 | 154 | 30 июля 1944 г. | 11:24 | Ил-2 | PQ 26 Ost 70668, к юго-востоку от Вайвары. [ 72 ] 10 км (6,2 миль) к западу-юго-западу от Хунгербурга |
91♠ | 87 | 14 сентября 1943 г. | 16:41 | Ил-2 | PQ 35 Ost 35542, к востоку от Бериссово [ 74 ] 20 км (12 миль) к юго-юго-западу от Ельни. |
160 | 155 | 30 июля 1944 г. | 20:12 | Ла-5 | PQ 26 Ост 60479 [ 72 ] окрестности Кунды |
92♠ | 88 | 14 сентября 1943 г. | 16:42 | Ла-5 | PQ 35 Ost 35541, к востоку от Бериссово [ 74 ] 20 км (12 миль) к юго-юго-западу от Ельни. |
161 | 156 | 6 августа 1944 г. | 13:24 | Ил-2 | PQ 25 Ost 79611, Чудское озеро [ 75 ] |
93♠ | 89 | 14 сентября 1943 г. | 16:44 | Ла-5 | PQ 35 Ost 35542, к юго-востоку от Шатково. [ 74 ] 20 км (12 миль) к юго-юго-западу от Ельни. |
162 | 157 | 6 августа 1944 г. | 13:27 | Ил-2 | PQ 26 Ost 79614, Чудское озеро [ 75 ] |
94♠ | 90 | 14 сентября 1943 г. | 16:45 | Ла-5 | PQ 35 Ost 35542, к юго-востоку от Шатково. [ 74 ] 20 км (12 миль) к юго-юго-западу от Ельни. |
163 | 158 | 17 августа 1944 г. | 13:09 | Ла-5 | PQ 25 Ost 79819, к северу от Швабьюе. [ 75 ] Чудское озеро |
95♠ | 91 | 14 сентября 1943 г. | 16:46 | Yak-7 | PQ 35 Восток 35542, к юго-западу от Шатково [ 74 ] 20 км (12 миль) к юго-юго-западу от Ельни. |
164 | 159 | 17 августа 1944 г. | 13:15 | Ла-5 | PQ 25 Ost 79588, к северу от Луисколлна [ 75 ] к западу от Чудского озера |
96 | 92 | 15 сентября 1943 г. | 13:22 | Ил-2 | PQ 35 Ост 25432, запад-юго-запад от Ельни [ 74 ] 20 км (12 миль) к юго-юго-западу от Ельни. |
165 | 160 | 17 августа 1944 г. | 13:20 | Ла-5 | PQ 25 Ost 79576, к востоку-северо-востоку от Фентуте. [ 75 ] к западу от Чудского озера |
97 | 8 октября 1943 г. | 08:30 | Ил-2 | к востоку от Боркия [ 27 ] | 166 | 161 | 23 августа 1944 г. | 09:50 | Ил-2 | PQ 25 Ost 57246, к югу от Эргли [ 75 ] 40 км (25 миль) к юго-востоку от Малпилса | |
98♠ | 93 | 11 октября 1943 г. | 12:20 | Yak-7 | к востоку от Теремок [ 27 ] | 167 | 162 | 23 августа 1944 г. | 09:51 | Yak-9 | PQ 25 Ost 57249, к югу от Эргли [ 75 ] 40 км (25 миль) к юго-востоку от Малпилса |
99♠ | 94 | 11 октября 1943 г. | 12:21 | Yak-7 | к западу от Теремок [ 27 ] | 168♠ | 163 | 25 августа 1944 г. | 13:45 | Ил-2 | PQ 25 Ost 57284, к юго-востоку от Индрау [ 75 ] 35 км (22 мили) к северо-северо-западу от Кройцбурга |
100♠ | 95 | 11 октября 1943 г. | 12:22 | Yak-7 | к югу от Теремок [ 27 ] | 169♠ | 164 | 25 августа 1944 г. | 13:46 | Ил-2 | PQ 25 Ost 57283, к юго-востоку от Индрау [ 75 ] 35 км (22 мили) к северо-северо-западу от Кройцбурга |
101♠ | 96 | 11 октября 1943 г. | 12:22 | ЛаГГ-3 | к югу от Теремок [ 27 ] | 170♠ | 165 | 25 августа 1944 г. | 13:47 | Ил-2 | PQ 25 Ost 57282, к северу от Индрау [ 75 ] 35 км (22 мили) к северо-северо-западу от Кройцбурга |
102♠ | 97 | 11 октября 1943 г. | 12:24 | Yak-7 | к северо-западу от Глихова [ 27 ] | 171♠ | 166 | 25 августа 1944 г. | 13:54 | Ла-5 | 40 км (25 миль) к северо-северо-западу от Кройцбурга |
103♠ | 98 | 11 октября 1943 г. | 12:25 | Yak-7 | к северо-западу от Глихова [ 27 ] | 172♠ | 167 | 25 августа 1944 г. | 13:56 | Ил-2 | PQ 25 Ost 57259, к северу от Индрау [ 75 ] 45 км (28 миль) к востоку-юго-востоку от Риги |
104♠ | 99 | 11 октября 1943 г. | 12:27 | Yak-7 | к северо-востоку от Теремок [ 27 ] | 173 | 168 | 5 сентября 1944 г. | 18:56 | Yak-9 | PQ 25 Ost 69616, к юго-юго-западу от Кяркне [ 76 ] к северо-западу от Дерпта |
105 | 100 | 22 октября 1943 г. | 06:35 | Ла-5 | к западу от Трахтемирова [ 77 ] | 174 | 169 | 6 сентября 1944 г. | 12:59 | Ла-5 | PQ 25 Ost 79555, к югу от Кастре [ 76 ] к западу от Чудского озера |
106 | 101 | 22 октября 1943 г. | 06:38 | Yak-7 | к западу от Трахтемирова [ 77 ] | 175 | 170 | 6 сентября 1944 г. | 13:01 | Ла-5 | PQ 25 Ost 79554, к юго-востоку от Кастре. [ 76 ] к западу от Чудского озера |
107 | 102 | 2 ноября 1943 г. | 15:16 | Yak-9 | PQ 35 Ост 01414 [ 77 ] Ладожское озеро |
176 | 171 | 6 сентября 1944 г. | 13:03 | Ла-5 | PQ 25 Ost 79554, к юго-востоку от Кастре. [ 76 ] к западу от Чудского озера |
108 | 103 | 2 ноября 1943 г. | 15:18 | Yak-9 | PQ 35 Ост 01414 [ 78 ] Ладожское озеро |
177 | 172 | 6 сентября 1944 г. | 13:04 | Ла-5 | PQ 25 Ost 79554, к юго-востоку от Кастре. [ 76 ] к западу от Чудского озера |
109♠ | 104 | 6 ноября 1943 г. | 07:18 | Ил-2 | PQ 35 Ост 01811 [ 78 ] 30 км (19 миль) к северо-востоку от Ленинграда. |
178 | 173 | 17 сентября 1944 г. | 13:51 | Ил-2 | PQ 25 Ost 69777, к востоку-северо-востоку от Тырва [ 76 ] 25 км (16 миль) к северу от Уока |
110♠ | 105 | 6 ноября 1943 г. | 13:00 | Yak-7 | PQ 35 Ост 01582 [ 78 ] 40 км (25 миль) к востоку-северо-востоку от Зеленогорска. |
179 | 174 | 17 сентября 1944 г. | 13:52 | Ил-2 | PQ 25 Ost 69775, к юго-востоку от Тырва [ 76 ] Вициниц озера Вирц |
111♠ | 106 | 6 ноября 1943 г. | 13:01 | Yak-7 | PQ 35 Ост 01583 [ 78 ] 40 км (25 миль) к востоку-северо-востоку от Зеленогорска. |
180 | 175 | 17 сентября 1944 г. | 13:57 | Ил-2 | PQ 25 Ost 58333, к северо-востоку от Ренцени [ 79 ] 15 км (9,3 миль) к северу от Вольмара |
112♠ | 107 | 6 ноября 1943 г. | 13:03 | Yak-7 | PQ 35 Ост 01583 [ 78 ] 40 км (25 миль) к востоку-северо-востоку от Зеленогорска. |
181 | 176 | 20 сентября 1944 г. | 11:39 | Ил-2 | PQ 25 Ost 69164, к юго-востоку от Кольноере [ 79 ] 40 км (25 миль) к востоку от Вайсенштайна |
113♠ | 108 | 6 ноября 1943 г. | 13:04 | Yak-7 | PQ 35 Ост 01554 [ 78 ] 40 км (25 миль) к северо-востоку от Зеленогорска. |
182♠ | 177 | 25 сентября 1944 г. | 10:21 | Yak-3 | PQ 25 Ost 37125, к юго-востоку от Туккума [ 79 ] окрестности Туккума |
114♠ | 109 | 6 ноября 1943 г. | 13:05 | Yak-9 | PQ 35 Ост 01554 [ 78 ] 40 км (25 миль) к северо-востоку от Зеленогорска. |
183♠ | 178 | 25 сентября 1944 г. | 10:23 | Yak-3? [ Примечание 16 ] | PQ 25 Ost 37126, к востоку-юго-востоку от Туккума [ 79 ] окрестности Туккума |
115♠ | 110 | 6 ноября 1943 г. | 13:07 | Yak-9 | PQ 35 Ост 01582 [ 78 ] 40 км (25 миль) к востоку-северо-востоку от Зеленогорска. |
184♠ | 179 | 25 сентября 1944 г. | 10:31 | Ил-2? [ Примечание 17 ] | PQ 25 East 37137, к югу от Туккума [ 79 ] 15 км (9,3 миль) к востоку от Туккума |
116♠ | 111 | 6 ноября 1943 г. | 13:08 | Yak-9 | PQ 35 Ост 01554 [ 78 ] 40 км (25 миль) к северо-востоку от Зеленогорска. |
185♠ | 180 | 25 сентября 1944 г. | 10:32 | Ил-2 | PQ 25 Ost 37128, к юго-юго-востоку от Туккума. [ 79 ] окрестности Туккума |
117♠ | 112 | 6 ноября 1943 г. | 13:09 | Yak-9 | PQ 35 Ост 01554 [ 78 ] 40 км (25 миль) к северо-востоку от Зеленогорска. |
186♠ | 181 | 25 сентября 1944 г. | 10:33? [ Примечание 18 ] | Ил-2 | PQ 25 Ост 37151, к югу от Салиников. [ 79 ] 15 км (9,3 миль) к востоку от Туккума |
118♠ | 113 | 6 ноября 1943 г. | 13:11 | Yak-7 | PQ 35 Ост 01591 [ 78 ] 45 км (28 миль) к востоку-северо-востоку от Зеленогорска. |
187♠ | 182 | 25 сентября 1944 г. | 10:35 | Ил-2 | PQ 25 Ост 37155, к югу от Салиников. [ 79 ] 15 км (9,3 миль) к востоку от Туккума |
119♠ | 114 | 6 ноября 1943 г. | 13:12 | Yak-7 | PQ 35 Ост 01591 [ 78 ] 45 км (28 миль) к востоку-северо-востоку от Зеленогорска. |
188♠ | 183 | 10 октября 1944 г. | 10:12 | П-39 | PQ 25 Ост 17516, к югу от Отанки [ 82 ] 10 км (6,2 миль) к югу от Либавы |
120♠ | 115 | 6 ноября 1943 г. | 13:13 | Yak-7 | PQ 35 Ост 01594 [ 83 ] 45 км (28 миль) к востоку-северо-востоку от Зеленогорска. |
189♠ | 184 | 10 октября 1944 г. | 10:14 | П-39 | PQ 25 Ost 17524, к юго-западу от Тилти. [ 82 ] 15 км (9,3 миль) к юго-востоку от Либавы |
121♠ | 116 | 6 ноября 1943 г. | 13:15 | Yak-7 | PQ 35 Ост 01592 [ 83 ] 45 км (28 миль) к востоку-северо-востоку от Зеленогорска. |
190♠ | 185 | 10 октября 1944 г. | 10:17 | Он-2 | PQ 25 Ost 17553, к северо-востоку от Бургели. [ 82 ] 20 км (12 миль) к юго-востоку от Либавы |
122♠ | 117 | 6 ноября 1943 г. | 13:17 | Yak-7 | PQ 35 Ост 01722 [ 83 ] 25 км (16 миль) к северу от Ленинграда. |
191♠ | 186 | 10 октября 1944 г. | 10:18 | Он-2 | PQ 25 Ost 17563, к северу от Кальвини [ 82 ] 25 км (16 миль) к юго-востоку от Либавы |
123 | 118 | 10 декабря 1943 г. | 14:06 | Ил-2 | к северо-востоку от Гребенок [ 83 ] | 192♠ | 187 | 10 октября 1944 г. | 10:19 | Он-2 | PQ 25 Ost 17645, к юго-западу от Трекни. [ 82 ] 30 км (19 миль) к юго-востоку от Либавы |
124 | 119 | 11 февраля 1944 г. | 14:30 | Yak-7 | PQ 36 Ost 10741, к северо-западу от Тарасовки. [ 84 ] 30 км (19 миль) к юго-юго-западу от Любани |
193♠ | 188 | 10 октября 1944 г. | 10:20? [ Примечание 19 ] | Он-2 | PQ 25 Ost 17658, к западу от Лиепень [ 82 ] 45 км (28 миль) к юго-востоку от Либавы |
125 | 120 | 19 марта 1944 г. | 09:08 | ЛаГГ-3 | PQ 25 Ост 88352, к востоку от Приборка [ 85 ] 10 км (6,2 миль) к югу от Пскова |
194♠ | 189 | 10 октября 1944 г. | 10:24 | П-39 | PQ 25 Ost 17641, к северо-востоку от Пурмати. [ 82 ] 30 км (19 миль) к юго-востоку от Либавы |
126 | 121 | 29 марта 1944 г. | 09:03 | Ил-2 | PQ 26 Ost 70691, к северу от Кяреконны. [ 85 ] 15 км (9,3 миль) к юго-западу от Нарвы |
195 | 190 | 22 октября 1944 г. | 14:20 | Он-2 | PQ 25 Ost 17557, к северо-востоку от Краменти. [ 82 ] 20 км (12 миль) к юго-востоку от Либавы |
127 | 122 | 3 апреля 1944 г. | 08:32 | Yak-9 | PQ 25 Ost 88392, к югу от Юканово. [ 86 ] 10 км (6,2 миль) к юго-востоку от Села |
196 | 191 | 22 октября 1944 г. | 14:21 | Он-2 | PQ 25 Ost 17852, к северу от Лиепень [ 87 ] 25 км (16 миль) к юго-юго-востоку от Либавы |
128♠ | 123 | 7 апреля 1944 г. | 07:42 | Ил-2 | PQ 25 Ost 88361, к югу от Сентово [ 86 ] 20 км (12 миль) к юго-западу от Села. |
197 | 192 | 22 октября 1944 г. | 14:24 | П-39 | PQ 25 Ost 17559, к северо-западу от Кастери. [ 87 ] 20 км (12 миль) к юго-востоку от Либавы |
129♠ | 124 | 7 апреля 1944 г. | 07:48 | Ил-2 | PQ 25 Ost 88362, к востоку от Кирьяково [ 86 ] 20 км (12 миль) к юго-западу от Села. |
198 | 193 | 22 октября 1944 г. | 14:25 | П-39 | PQ 25 Ost 17564, к западу от Аорти [ 87 ] 20 км (12 миль) к юго-востоку от Либавы |
130♠ | 125 | 7 апреля 1944 г. | 07:49 | Ил-2 | PQ 25 Ost 88392, к югу от Вессно [ 86 ] 10 км (6,2 миль) к юго-востоку от Села |
199♠ | 194 | 28 октября 1944 г. | 11:46 | Ил-2 | PQ 25 Ost 07632, к юго-западу от Либавы. [ 87 ] |
131♠ | 126 | 7 апреля 1944 г. | 07:52 | Ил-2 | PQ 25 Ost 88393, к югу от Уолки [ 86 ] 20 км (12 миль) к юго-западу от Села. |
200♠ | 195 | 28 октября 1944 г. | 11:47 | Ил-2 | PQ 25 Ost 07635, к юго-западу от Либавы. [ 87 ] |
132♠ | 127 | 7 апреля 1944 г. | 07:56 | Yak-9 | PQ 25 Ost 88363, к северу от Корсули. [ 86 ] 25 км (16 миль) к юго-востоку от Пскова. |
201♠ | 196 | 28 октября 1944 г. | 11:48 | Ил-2 | PQ 25 Ost 07661, к юго-западу от Либавы. [ 87 ] |
133♠ | 128 | 7 апреля 1944 г. | 07:58 | Yak-9 | PQ 25 Ost 88442, к югу от Кокорины [ 86 ] 25 км (16 миль) к юго-востоку от Пскова. |
202♠ | 197 | 28 октября 1944 г. | 11:49 | Ил-2 | PQ 25 Ost 07662, к юго-западу от Либавы. [ 87 ] |
134 | 129 | 28 апреля 1944 г. | 17:55? [ Примечание 20 ] | Ил-2 | PQ 25 Ост 87836, к северо-западу от Озера Лива (озеро Лива) [ 86 ] 15 км (9,3 миль) к югу от Идрицы |
203♠ | 198 | 28 октября 1944 г. | 11:50 | Ил-2 | PQ 25 Ost 07667, к юго-западу от Либавы [ 87 ] |
135 | 130 | 28 апреля 1944 г. | 17:57 | Ил-2 | PQ 25 Ост 87839, к северо-западу от Озера Лива (озеро Лива) [ 86 ] 15 км (9,3 миль) к югу от Идрицы |
204♠ | 199 | 28 октября 1944 г. | 11:52 | Ил-2 | PQ 25 Ost 07641, к юго-западу от Либавы. [ 87 ] |
136 | 131 | 28 апреля 1944 г. | 17:59 | Yak-9? [ Примечание 16 ] | северо-северо-восток от Озера Лива (озеро Лива) [ 86 ] | 205♠ | 200 | 28 октября 1944 г. | 11:53 | Ил-2 | PQ 25 Ost 07668, к югу от Либавы [ 87 ] |
137 | 132 | 17 июня 1944 г. | 11:25 | Он-2 | PQ 26 Ост 81262, к северо-северо-востоку от Выборга. [ 89 ] 30 км (19 миль) к северо-западу от Выборга. |
206♠ | 201 | 28 октября 1944 г. | 11:54 | Ил-2 | PQ 25 Ost 07683, к юго-западу от Либавы. [ 87 ] 15 км (9,3 миль) к востоку-юго-востоку от Великих Лук. |
138 | 133 | 18 июня 1944 г. | 08:35 | Ил-2 | PQ 26 Ost 91581, к юго-востоку от Каукъярви. [ 89 ] 25 км (16 миль) к северо-западу от Зеленогорска. |
207♠ | 202 | 28 октября 1944 г. | 11:56 | Ил-2 | PQ 25 Ost 07664, к юго-западу от Либавы. [ 87 ] 15 км (9,3 миль) к востоку-юго-востоку от Великих Лук. |
139 | 134 | 18 июня 1944 г. | 08:36 | Ил-2 | PQ 26 Ost 91557, к юго-востоку от Каукъярви. [ 89 ] 25 км (16 миль) к северо-западу от Зеленогорска. |
208♠ | 203 | 28 октября 1944 г. | 15:01 | Ил-2 | PQ 25 Ost 17619, к юго-востоку от Прекульна. [ 87 ] 40 км (25 миль) к востоку-юго-востоку от Либавы |
140 | 135 | 19 июня 1944 г. | 15:00 | Ил-2 | PQ 26 Ost 91176, к югу от Лейпассено. [ 89 ] 30 км (19 миль) к юго-юго-востоку от Выборга. |
209♠ | 204 | 28 октября 1944 г. | 15:03 | Ил-2 | PQ 25 Ост 17624, Варки [ 87 ] 45 км (28 миль) к востоку-юго-востоку от Либавы |
141 | 136 | 20 июня 1944 г. | 16:32 | Ил-2 | PQ 26 Ост 81456, южнее Выборга. [ 89 ] 10 км (6,2 миль) к югу от Выборга. |
210 | 205 | 30 октября 1944 г. | 12:05 | Бостон | PQ 25 Ost 07613, к западу от Либавы [ 87 ] |
142 | 137 | 20 июня 1944 г. | 16:34 | Ил-2 | PQ 26 Ost 81462, к юго-востоку от Сайнио. [ 89 ] 10 км (6,2 миль) к юго-востоку от Выборга. |
211 | 206 | 30 октября 1944 г. | 12:07 | Бостон | PQ 25 Ost 07611, к юго-западу от Либавы. [ 87 ] |
143 | 138 | 20 июня 1944 г. | 16:36 | П-39 | PQ 26 Ost 81466, к юго-востоку от Сайнио. [ 89 ] 10 км (6,2 миль) к юго-востоку от Выборга. |
212 | 207 | 5 ноября 1944 г. | 09:51 | Yak-11 | Прекульн [ 90 ] |
144♠ | 139 | 3 июля 1944 г. | 07:06 | Ил-2 | PQ 26 Ost 81294, к северу от Тали. [ 70 ] 20 км (12 миль) к северо-западу от Выборга. |
||||||
– Штаб I. Группа Jagdgeschwader 7 – | |||||||||||
По словам Мэтьюза и Формана, на счету Рудорфера было двенадцать подтвержденных побед на Me 262. [ 81 ] | |||||||||||
? | ? | 24 марта 1945 г. | —
|
Буря [ 91 ] | ? | ? | 30 марта 1945 г. | —
|
П-51 | окрестности Гамбурга | |
? | ? | 25 марта 1945 г. | —
|
Б-17 | ? | ? | 30 марта 1945 г. | —
|
П-51 | окрестности Гамбурга |
Награды
[ редактировать ]- Знак ранения черного цвета [ 2 ]
- Почетный кубок Люфтваффе [ 2 ]
- Передняя летающая застежка Люфтваффе в золоте с вымпела "1000" [ 2 ]
- Комбинированный знак пилота-наблюдателя [ 2 ]
- Финский орден Креста Свободы (2-й степени) [ 2 ]
- Немецкий крест в золоте 9 декабря 1941 года в должности лейтенанта 2./JG 2. [ 92 ]
- Железный крест (1939)
- Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями и мечами
- Рыцарский крест 1 мая 1941 года в должности лейтенанта и пилота 6./ Jagdgeschwader 2 "Рихтгофен". [ 94 ] [ 95 ]
- 447-й полк «Дубовые листья» 11 апреля 1944 года в должности майора и группенкоммандера II./ Jagdgeschwader 54. [ 96 ] [ Примечание 21 ]
- 126-й мечей, 26 января 1945 года в должности майора (военного офицера) и группенкомандора II./ Jagdgeschwader 54. [ 94 ] [ 97 ]
Даты звания
[ редактировать ]28 октября 1940 г.: | Лейтенант (младший лейтенант), действует с 1 ноября 1940 г. [ 3 ] |
20 ноября 1941 г.: | Оберлейтенант (первый лейтенант) в звании по возрасту от 1 октября 1941 г. [ 3 ] |
1 января 1943 года: | Гауптманн (капитан) [ 3 ] |
1 января 1944 года: | Майор (Майор), в звании по возрасту от 1 мая 1944 года. [ 3 ] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Объяснение обозначений подразделений Люфтваффе см. в разделе « Организация Люфтваффе во время Второй мировой войны» .
- ↑ По данным Уила от 25 января 1945 г. [ 36 ]
- ^ Список реактивных асов Люфтваффе см. В Списке немецких реактивных асов времен Второй мировой войны.
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 20:00. [ 50 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 07:30. [ 50 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 09:47. [ 50 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 09:50. [ 50 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 16:20. [ 56 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 12:20. [ 56 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 08:15. [ 56 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 16:50. [ 56 ]
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 16:40. [ 56 ]
- ^ Jump up to: а б с По словам Мэтьюза и Формана, эта победа была одержана Stab II./ Jagdgeschwader 2 . [ 66 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 14:28. [ 66 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявлен как тайфун Хоукер . [ 66 ]
- ^ Jump up to: а б По словам Мэтьюза и Формана, Ил-2 заявлен как Ил-2 . [ 80 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявлен как Яковлев Як-3 . [ 81 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 10:32. [ 81 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 10:30. [ 81 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 17:56. [ 88 ]
- ↑ По словам Шерцера, это гауптман (военный офицер), а не майор . [ 94 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Стокерт 2007 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бергер 1999 , с. 301.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стокерт 2007 , с. 102.
- ^ Прин и др. 2001а , стр. 57–58.
- ^ Прин и др. 2001б , стр. 92, 100.
- ^ Jump up to: а б Диксон 2023 , с. 62.
- ^ Спик 1996 , с. 221.
- ^ Госс, Корнуэлл и Раухбах 2010 , стр. 64.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 429.
- ^ Прин и др. 2003 , стр. 438–439.
- ^ Прин и др. 2003 , стр. 439, 441.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 434.
- ^ Прин и др. 2004а , с. 245.
- ^ Прин и др. 2004а , стр. 250, 260.
- ^ Прин и др. 2004б , с. 45.
- ^ Прин и др. 2010б , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Прин и др. 2010б , с. 102.
- ^ Шорс и Массимелло, 2016 , с. 311.
- ^ Jump up to: а б Диксон 2023 , с. 63.
- ^ Прин и др. 2010б , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2010а , с. 466.
- ^ Прин и др. 2012 , с. 321.
- ^ Прин и др. 2012 , с. 264.
- ^ Прин и др. 2012 , с. 344.
- ^ Прин и др. 2012 , с. 265.
- ^ Обермайер 1989 , с. 243.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Прин и др. 2012 , с. 278.
- ^ Прин и др. 2012 , стр. 281–282.
- ^ Бергстрем 2008 , стр. 29–30.
- ^ Стокерт 2007 , стр. 100, 102, 107, 109, 134.
- ^ Прин и др. 2022 , с. 421.
- ^ Прин и др. 2022 , с. 452.
- ^ Прин и др. 2022 , с. 460.
- ^ Уил 2001 , с. 114.
- ^ Стокерт 2007 , с. 103.
- ^ Уил 2001 , с. 115.
- ^ Форсайт 2008 , стр. 6–10.
- ^ Форсайт 2008 , с. 15.
- ^ Хитон и Льюис 2012 , с. 247.
- ^ Смит и Крик 2000 , с. 567.
- ^ Форсайт 2008 , с. 61.
- ^ Форсайт 2011 , с. 89.
- ↑ Домашняя страница Flug Werk с копией. Архивировано 3 января 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Забецкий 2019 , стр. 328.
- ^ Спик 1996 , с. 227.
- ^ Морган и Уил 1998 , с. 88.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 1065–1069.
- ^ Планквадрат .
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 1065–1066.
- ^ Jump up to: а б с д Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 1065.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2001б , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2002 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Прин и др. 2002 , с. 102.
- ^ Прин и др. 2001б , с. 101.
- ^ Jump up to: а б с д и Прин и др. 2001б , с. 102.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 1066.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2003 , с. 438.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Прин и др. 2003 , с. 439.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 1066–1067.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Прин и др. 2003 , с. 441.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Прин и др. 2010б , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2004а , с. 258.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2004а , с. 260.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2004б , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с д Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 1067.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2010а , с. 474.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 1067–1069.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2012 , с. 274.
- ^ Jump up to: а б с д и Прин и др. 2022 , с. 480.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2012 , с. 275.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Прин и др. 2022 , с. 481.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Прин и др. 2012 , с. 276.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Прин и др. 2012 , с. 277.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Прин и др. 2022 , с. 482.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Прин и др. 2022 , с. 483.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2012 , с. 280.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Прин и др. 2012 , с. 281.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Прин и др. 2022 , с. 484.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 1068–1069.
- ^ Jump up to: а б с д Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 1069.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Прин и др. 2022 , с. 485.
- ^ Jump up to: а б с д Прин и др. 2012 , с. 282.
- ^ Прин и др. 2022 , с. 476.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2022 , с. 477.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Прин и др. 2022 , с. 478.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Прин и др. 2022 , с. 486.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , с. 1068.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Прин и др. 2022 , с. 479.
- ^ Прин и др. 2022 , с. 487.
- ^ Хитон и Льюис 2012 , с. 271.
- ^ Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 389.
- ^ Jump up to: а б Томас 1998 , с. 230.
- ^ Jump up to: а б с Шерцер 2007 , с. 643.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 367.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 81.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 47.
Библиография
[ редактировать ]- Бергер, Флориан (1999). С дубовыми листьями и мечами. Самые титулованные солдаты Второй мировой войны [ С дубовыми листьями и мечами. Солдаты, награжденные самыми высокими наградами Второй мировой войны ] (на немецком языке). Вена, Австрия: Самостоятельная публикация Флориана Бергера. ISBN 978-3-9501307-0-6 .
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] (2008). Багратион в Берлин – Последние воздушные бои на Востоке: 1944–1945 гг . Ян Аллан. ISBN 978-1-903223-91-8 .
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] . «Веб-сайт Бергстрема Черного Креста / Красной Звезды» . Идентификация Планквадрата Люфтваффе . Проверено 14 марта 2018 г.
- Диксон, Джереми (2023). Дневные асы-истребители Люфтваффе: кавалеры Рыцарского креста 1939–1942 гг . Книги «Перо и меч» . ISBN 978-1-52677-864-2 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех частей родов войск Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форсайт, Роберт (2008). Jagdgeschwader 7 «Новотны» . Авиационные элитные подразделения. Том 29. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84603-320-9 .
- Форсайт, Роберт (2011). Асы Люфтваффе Вьермо 1942–45 . Самолеты асов. Том. 101. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84908-438-3 .
- Госс, Крис; Корнуэлл, Питер; Раухбах, Бернд (2010). Истребители-бомбардировщики Люфтваффе над Британией: кампания «Нападай и беги», 1942–43 . Механиксбург, Пенсильвания: Stackpole Books . ISBN 978-0-8117-0691-9 .
- Хитон, Колин; Льюис, Энн-Мари (2012). Me 262 Stormbird: от пилотов, которые летали, сражались и выжили . Миннеаполис, Миннесота: Zenith Imprint. ISBN 978-0-76034-263-3 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 3 M – R. Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-20-2 .
- Морган, Хью; Уил, Джон (1998). Немецкие реактивные асы Второй мировой войны . Самолеты асов. Том. 17. Лондон; Нью-Йорк: Издательство Osprey . ISBN 978-1-85532-634-7 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2001a). ВВС Германии с 1934 по 1945 год — Часть 2 — «Сидячая война» — с 1 сентября 1939 года по 9 мая 1941 года Истребительные части (9 мая 1940 года ) (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-59-5 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2001b). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 3. Операции в Дании и Норвегии. 9.4. по 30 ноября 1940 г. — Поход на Запад — 10 мая. по 25 июня 1940 г. [ Истребительные части ВВС Германии с 1934 по 1945 г. - Часть 3 - Действия в Дании и Норвегии - с 9 апреля по 30 ноября 1940 г. - Кампания на Западе - с 10 мая по 25 июня 1940 г. ] (на немецком языке ) . Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-61-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2002). Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/I — Операции над Ла-Маншем и над Англией — 26 июня 1940 года по 21 июня 1941 года [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/ I — Действия у Ла-Манша и над Англией — с 26 июня 1940 г. по 21 июня 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-63-2 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2003). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 5. Национальная оборона. 10. Май 1940 г. - 31 декабря 1941 г. - Развертывание в Средиземноморье - Октябрь 1940 г. по ноябрь 1941 г. - Развертывание на Западе - 22. охотничьи группы — Операция 1941 г. до роспуска в начале 1942 г. Июнь — 31 декабря 1941 г. — Дополнительные Театр — октябрь 1940 г. по ноябрь 1941 г. — Действия в Запад — 22 июня — 31 декабря 1941 г. — Дополнительные истребительные группы — действия с 1941 г. до их распада в начале 1942 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-68-7 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2004a). Летчики-истребители ВВС Германии с 1934 по 1945 год. Часть 7. Оборона страны — 1. Январь — 31 декабря 1942 г. — Операция на Западе — 1. - 31 декабря 1942 года . Январь Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-73-1 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2004b). немецких ВВС с 1934 по 1945 год - Часть 8/I - Действия на Средиземноморском театре военных действий - ноябрь 1941 года по Истребительные части декабрь 1942 года ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-74-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2010a). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 10/IV. Операции на Западе. 1.1. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. - Часть 10/IV - Действия на Западе - с 1 января по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-92-2 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2010b). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 11/I. Операции в Средиземноморском регионе. 1.1. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. - Часть 11/I - Действия на Средиземноморском театре военных действий - с 1 января по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-95-3 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2012). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 12/III. Операции на Востоке. 4.2. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части ВВС Германии с 1934 по 1945 г. - Часть 12/III - Действия на Востоке - с 4 февраля по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Buchverlag Rogge. ISBN 978-3-942943-07-9 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Балке, Ульф; Бок, Винфрид (2022). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 15/II. Операции на Востоке. 1.1. по 31 декабря 1944 г. [ Истребительные части ВВС Германии с 1934 по 1945 г. - Часть 15/II - Действия на Востоке - с 1 января по 31 декабря 1944 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Buchverlag Rogge. ISBN 978-3-942943-28-4 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 года 1939 года из состава армии, авиации, кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзников. Войска с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни (2016). История воздушной войны в Средиземном море, 1940–1945 гг. Том третий: Тунис и конец Африки, ноябрь 1942–1943 гг . Лондон, Великобритания: Издательство Grub Street. ISBN 978-1-910690-67-3 .
- Смит, Дж. Ричард; Крик, Эдвард Дж. (2000). Я 262 . Том. Три. Берджесс Хилл: Классические публикации. ISBN 978-1-903223-00-0 .
- Спик, Майк (1996). Истребители-асы Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books . ISBN 978-0-8041-1696-1 .
- Стокерт, Питер (2007). Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 5 [ Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 5 ] (на немецком языке). Бад-Фридрихсхалль, Германия: Панорамный вид Фридрихсхалла. OCLC 76072662 .
- Томас, Франц (1998). Носители дубовых листьев 1939–1945, том 2: L – Z [ Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 2: L – Z ] (на немецком языке). Оснабрюк, Германия: Biblio-Verlag. ISBN 978-3-7648-2300-9 .
- Уил, Джон (2001). Ягдгешвадер 54 «Грюнхерц» . Авиационные элитные подразделения. Том. 6. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-286-9 .
- Забекки, Дэвид Т. , изд. (2019). Немецкая военная машина во Второй мировой войне . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . ISBN 978-1-44-086918-1 .
- 1917 рождений
- смертей в 2016 г.
- Пилоты ВВС
- Военнослужащие Королевства Саксония
- Немецкие летающие асы времен Второй мировой войны
- Кавалеры Золотого Немецкого креста
- Кавалеры Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями и мечами
- Кавалеры ордена Креста Свободы 2-й степени.
- Военнослужащие из Саксонии
- Люди из Северной Саксонии