Jump to content

Кертисс P-36 Хок

(Перенаправлено с Curtiss Hawk 75 )
P-36 Хок/Хок 75/Ирокез
P-36C на авиашоу Flying Legends в 2016 году.
Роль боец
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Корпорация Кертисс-Райт
Первый полет 6 мая 1935 г.
Введение 1938
Ушедший на пенсию 1954, Аргентина
Основные пользователи Воздушный корпус армии США
Финские ВВС
Французские ВВС
Королевские ВВС
Количество построенных 215 (Р-36) плюс 900 экспортных вариантов Hawk 75
Развитый в Кертисс YP-37
Кёртисс P-40 Warhawk
Кертисс ХР-42

Curtiss P-36 Hawk , также известный как Curtiss Hawk Model 75 , — американский истребитель , спроектированный и построенный в 1930-х и 40-х годах. Современник Hawker Hurricane и Messerschmitt Bf 109 , он был одним из первых боевых самолетов нового поколения — изящного моноплана с убирающимся шасси, в конструкции которого широко использовался металл.

Вероятно, наиболее известный как предшественник Curtiss P-40 Warhawk , P-36 мало участвовал в боях с ВВС США во время Второй мировой войны . Это был истребитель, наиболее широко и успешно использовавшийся французскими ВВС во время битвы за Францию . P-36 также был заказан правительствами Нидерландов и Норвегии, но не прибыл вовремя, чтобы принять участие в боевых действиях, прежде чем оба были оккупированы нацистской Германией. Этот тип также производился по лицензии в Китае для ВВС Китайской Республики , а также в Британской Индии для Королевских ВВС (RAF) и Королевских ВВС Индии (RIAF).

Военно-воздушные силы стран Оси и других воюющих сторон также широко использовали трофейные P-36. После падения Франции и Норвегии в 1940 году несколько десятков P-36 были захвачены Германией и переданы Финляндии; эти самолеты участвовали в обширных боевых действиях финских ВВС против советских ВВС . P-36 также использовался Виши французскими ВВС в нескольких мелких конфликтах; в одной из них, франко-тайской войне 1940–1941 годов, P-36 использовались обеими сторонами.

С середины 1940 года некоторые P-36, направлявшиеся во Францию ​​и Нидерланды, были переданы ВВС союзников в других частях мира. «Ястребы», заказанные Нидерландами, были переброшены в Голландскую Ост-Индию , а затем участвовали в боевых действиях против японских войск. Французские приказы были выполнены военно-воздушными силами Британского Содружества и участвовали в боях с ВВС ЮАР (SAAF) против итальянских войск в Восточной Африке и с RAF над Бирмой. В Содружестве этот тип обычно назывался « Кертисс-ирокез» .

Компания Curtiss построила около 1000 самолетов, и P-36 имел коммерческий успех для компании. Он также стал основой Р-40 и двух неудачных прототипов: Р-37 и ХР-42 .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Curtiss Model 75 был частным предприятием компании, разработанным бывшим Northrop Aircraft Company инженером Доном Р. Берлином . Первый прототип, построенный в 1934 году, имел цельнометаллическую конструкцию с тканевым покрытием рулей, радиальный двигатель Wright XR-1670-5 мощностью 900 л.с. (670 кВт) и типичное авиакорпуса армии США вооружение (USAAC) из одного 0,30 дюйма (7,62 мм) и один пулемет 0,50 дюйма (12,7 мм), стреляющий через дугу винта. Также типичным для того времени было полное отсутствие брони кабины и самоуплотняющихся топливных баков . Характерное шасси, которое поворачивалось на 90°, чтобы сложить основные колеса в тонкую заднюю часть крыла и опираться на нижние концы стоек основного шасси в убранном состоянии, было запатентованной конструкцией Boeing , за которую Curtiss пришлось заплатить гонорары .

Прототип впервые поднялся в воздух 6 мая 1935 года, достигнув скорости 281 миль в час (452 ​​км/ч) на высоте 10 000 футов (3 000 м) во время первых испытательных полетов. 27 мая 1935 года прототип был доставлен в Райт-Филд , штат Огайо, для участия в полете USAAC за новый одноместный истребитель, но конкурс был отложен, поскольку самолет «Северский» разбился по пути туда. Кертисс воспользовался задержкой, чтобы заменить ненадежный двигатель на Wright XR-1820-39 Cyclone мощностью 950 л.с. (710 кВт), а также переработать фюзеляж, добавив характерные зубчатые задние окна для улучшения обзора. Новый прототип получил обозначение Model 75B , а версия R-1670 задним числом получила обозначение Model 75D . Взлет наконец состоялся в апреле 1936 года. К сожалению, новый двигатель не смог обеспечить свою номинальную мощность, и самолет достиг скорости всего 285 миль в час (459 км/ч).

Хотя конкурирующий «Северский Р-35» также уступал по характеристикам и был дороже, он все же был признан победителем и получил контракт на поставку 77 самолетов. Однако 16 июня 1936 года компания Curtiss получила заказ от USAAC на три прототипа, получившие обозначение Y1P-36 . USAAC был обеспокоен политическими беспорядками в Европе и способностью Северского своевременно поставить P-35, и поэтому ему требовался резервный истребитель. Y1P-36 ( модель 75E ) был оснащен двигателем Pratt & Whitney R-1830-13 Twin Wasp мощностью 900 л.с., а зубчатый задний фонарь был еще больше увеличен. Новый самолет показал себя настолько хорошо, что выиграл конкурс USAAC 1937 года, заказав 210 истребителей P-36A .

Чрезвычайно низкая нагрузка на крыло самолета - всего 23,9 фунта на фут. 2 придал ему выдающиеся характеристики поворота, [ примечание 1 ] а его высокое соотношение мощности и веса (0,186 л.с./фунт) обеспечивало превосходные для того времени характеристики набора высоты. Односкоростной нагнетатель был серьезным недостатком на больших высотах. По сравнению с более поздним P-40 с двигателем Allison, P-36 разделял черты P-40: отличную управляемость на высоких скоростях, скорость крена, которая улучшалась на высокой скорости, и относительно легкое управление на высокой скорости. Однако у него была недостаточная мощность, что влияло на его ускорение и максимальную скорость, а в пикировании он не разгонялся так же хорошо, как Р-40. [ нужна ссылка ]

Операционная история

[ редактировать ]

Аргентина

[ редактировать ]
FMA Curtiss Hawk 75O

Аргентина купила несколько упрощенных самолетов Hawk 75O с фиксированным шасси (предназначенных для эксплуатации в тяжелых условиях и простоты обслуживания) и приобрела лицензию на производство этого типа; 30 из них были построены и поставлены компанией Curtiss, а 20 — местного производства. На этих самолетах использовался тот же двигатель Wright Cyclone R-1820-G5, что и на Martin 139WAA и Northrop 8A-2, использовались аргентинской армейской авиацией которые в то время . Обычно вооруженный одним 11,35-мм (0,45 дюйма) пулеметом Мадсена, сильно модифицированным для использования в самолетах, и тремя 7,65-мм (0,30 дюйма) ручными пулеметами Мэдсена , на подкрыльевых пилонах предусматривалось размещение до 10 30-фунтовых (14 кг) бомб. Последние аргентинские «Хоки» оставались на вооружении до ноября 1954 года. [ 2 ] [ 3 ]

Бразилия

[ редактировать ]

В марте 1942 года 10 USAAC P-36A были переданы Бразилии.

Британское Содружество

[ редактировать ]
RAF Mohawk IV в Индии, январь 1943 года.

) . Интерес к самолету проявили и Королевские ВВС (RAF Сравнение заимствованного французского Hawk 75A-2 с Supermarine Spitfire Mk I показало, что Hawk имел ряд преимуществ перед ранним вариантом культового британского истребителя. Было обнаружено, что «Ястреб» имеет более легкое управление, чем «Спитфайр», на скорости более 300 миль в час (480 км/ч), особенно при атаках с пикирования, и им легче маневрировать в воздушном бою (благодаря менее чувствительному рулю высоты). У «Хока» также был лучший круговой обзор. и им было легче управлять при взлете и посадке. Неудивительно, что превосходное ускорение и максимальная скорость «Спитфайра» в конечном итоге дали ему преимущество, позволяющее вступать в бой и выходить из него по своему желанию.

Хотя британцы решили не покупать этот самолет, вскоре они получили в свое распоряжение 229 «Хоков» в виде поставок, перенаправленных из оккупированной Франции, а также самолетов, пилотируемых беглыми французскими пилотами. Самолеты получили обозначения Mohawk I–IV, повторяющие French Hawk 75A-1 A-4 , и были оснащены двигателями калибра 0,303. пулеметы и обычные дроссели (вперед на увеличение мощности). [ 4 ]

Хотя Hawk считался устаревшим, некоторые из них служили в ВВС Великобритании и Королевских ВВС Индии (RIAF) в Индии и Бирме. В апреле 1941 года правительство Британской Индии заказало 48 самолетов Mohawk IVz (Hawk 75A) с двигателями Cyclone для RIAF, которые должны были быть построены компанией Hindustan Aircraft . Первый построенный такой самолет совершил испытательный полет 31 июля 1942 года. До того, как проект был закрыт, было построено только четыре дополнительных самолета. Однако китайское лицензионное производство Hawk 75A-5 было перенесено в Индию, и эти самолеты также были переданы в состав RAF/RIAF как Mohawk IV. Их дополнили 10 самолетов Hawk 75A-9, захваченных в Иране во время англо-советского вторжения в Иран в августе 1941 года. [ 5 ] Еще 74 Mohawk IV, первоначально заказанные Францией, были отправлены в Индию из Соединенного Королевства. [ 4 ] Единственными подразделениями Королевских ВВС, которые участвовали в боях на могавках, были 5-я эскадрилья RAF и 155-я эскадрилья RAF , которые использовали этот тип в основном для сопровождения бомбардировщиков и наземных атак. Этот тип был снят с вооружения RAF/RIAF в 1944 году. [ 6 ]

ВВС ЮАР получили 72 ирокеза. Первые ирокезы были доставлены в Восточную Африку в середине 1941 года, где они использовались 3-й эскадрильей SAAF для поддержки операций в Восточно-Африканской кампании , участия в битве при Гондаре , завершившей кампанию, и помощи в патрулировании границы с Виши. Французы удерживали Джибути . [ 7 ] Эти ирокезы затем были отправлены в Южную Африку, где, дополненные свежими поставками, использовались для тренировок и обороны дома. [ 8 ]

Прототип Hawk 75H — упрощенная версия с фиксированным шасси, как у 75O — в конечном итоге был продан китайскому националистическому правительству, которое подарило его Клэр Л. Шенно для личного использования. Китай также получил два аналогичных демонстратора Hawk 75Q . несколько упрощенных Hawk 75M Они также использовали против японцев . 11 января 1939 года пять Hawk 75M из ветеранской 25-й истребительной эскадрильи CAF под командованием командира Лю Ицзюня (劉依鈞) были переброшены в новую столицу военного времени Чунцин для подготовки к выполнению там оборонных обязанностей ; Лю Ицзюнь и четверо его специально обученных пилотов Hawk 75 погибли в результате крушения транспортного самолета на обратном пути. [ 9 ] Эти Hawk 75M предназначались для недавно созданных 16-й и 18-й истребительных эскадрилий, которые ранее были легкими эскадрильями штурмовиков-бомбардировщиков, но не заменили все более устаревающие Поликарповы И-15 и И-16 , которые составляли основу большинства истребительных эскадрилий Китая с 1938 года. до 1941 года. [ 10 ] Hawk 75A-5 был построен по лицензии в Китае, но позже производство было перенесено в Индию, и эти самолеты были переданы в состав ВВС Великобритании как Mohawk IV.

Финляндия

[ редактировать ]
Curtiss Hawk 75A-3 на вооружении Финляндии

После падения Франции Германия согласилась продать Финляндии трофейные истребители Curtiss Hawk в октябре 1940 года. Всего Финляндии было продано 44 трофейных самолета пяти подтипов с тремя поставками с 23 июня 1941 года по 5 января 1944 года. [ 11 ] Не все были из французских запасов, 13 изначально были проданы в Норвегию и захвачены, когда немцы завоевали эту страну. [ 12 ] Самолетам были присвоены серийные коды от CU-501 до CU-507 (субмодель А-4 с Cyclone) и от CU-551 до CU-587 (все остальные подмодели с Twin Wasp).

На финской службе «Ястреб» пользовался большим уважением, и его ласково называли «Суссу » («Милая»). [ 13 ] Финские ВВС добились успеха с этим типом: в период с 16 июля 1941 по 27 июля 1944 года 58 пилотов сбили 190⅓, потеряв 15 собственных самолетов. [ 11 ] Среди финских пилотов «Ястреба» был самый результативный ас этого типа, Альтто Калеви «Кале» Терво , одержавший от 14¼ до 15¾ побед в этом типе; другой ас, Кьёсти «Кесси» Кархила , одержал 12¼ или 13¼ из своих 32¼ побед в «Ястребе». [ 14 ] [ 15 ]

Первоначально финские «Ястребы» были вооружены четырьмя или шестью 7,5-мм пулеметами. Хотя на начальном этапе Войны-продолжения этого было достаточно , рост скорости и брони советских самолетов вскоре показал, что это вооружение недостаточно мощное. С 1942 года Государственный авиационный завод заменил фюзеляжные пулеметы на один или два пулемета Colt или Browning FN калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) и установил два или четыре пулемета Browning калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) в каждом крыле. 12,7-мм крупнокалиберные пулеметы Березин УБ или ЛКк/42. Также использовались [ 11 ] Установка более тяжелого вооружения не изменила весьма хороших летных характеристик истребителя, а против советских самолетов вооружение оказалось гораздо более эффективным. Финские «Ястребы» также оснащались прицелами Revi 3D или C/12D.

Уцелевшие финские самолеты оставались на вооружении авиационных частей FAF HLeLv 13 , HLeLv 11 и LeSK до 30 августа 1948 года, когда на хранение были поставлены последние боеспособные финские «Хоуки». В 1953 году хранившиеся самолеты были сданы на слом. [ 11 ] [ 16 ]

Curtiss H75A-1 из 3-го звена Groupe de Chasse II/5 ВВС Франции, июнь 1940 г.

Еще до того, как P-36A поступил в производство, ВВС Франции вступили в переговоры с Curtiss о поставке 300 самолетов. Переговорный процесс оказался весьма затянутым, поскольку стоимость истребителей Curtiss была вдвое выше стоимости французских Morane-Saulnier MS406 и Bloch MB.150 , а график поставок был признан слишком медленным. Поскольку USAAC был недоволен темпами внутренних поставок и считал, что экспортные самолеты еще больше замедлит дело, он активно выступал против продажи. В конце концов, потребовалось прямое вмешательство президента США Франклина Рузвельта, чтобы дать французскому летчику-испытателю Мишелю Детройа шанс пилотировать Y1P-36.

Энтузиазм Детройта, проблемы с MB.150 и давление продолжающегося перевооружения Германии в конце концов вынудили Францию ​​закупить 100 самолетов и 173 двигателя. Первый Hawk 75A-1 (или H75A-1 n°1 ) прибыл во Францию ​​в декабре 1938 года и начал поступать на вооружение в марте 1939 года. Несколько месяцев спустя этот самолет вошел в состав «Groupe de Chasse II/5 La Fayette» ( наследник эскадрильи Лафайет, сражавшейся во Франции во время Первой мировой войны), со знаменитой головой сиу на борту фюзеляжа. После первых нескольких экземпляров самолеты были доставлены по частям и собраны во Франции Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Centre .

Официально обозначенный как Curtiss H75-C1 (название «Ястреб» во Франции не использовалось), самолет был оснащен двигателями Pratt & Whitney R-1830-SC-G мощностью 900 л.с. и приборами, откалиброванными по метрической системе. сиденье для французских спинных парашютов, дроссель французского типа, который работал в обратном направлении от самолетов США и Великобритании (полный газ располагался сзади, а не спереди) и вооружение из четырех человек. (более поздние модели имели шесть пулеметов, два из которых стреляли через опору и четыре в крылья) 7,5-мм пулеметов FN-Browning , наводившихся с помощью поставленного французами прицела Baille-Lemaire. Самолет претерпел несколько модификаций, наиболее значительной из которых стала установка двигателя Wright R-1820 Cyclone. Вариант H75-C1 мало использовался в эксплуатации из-за поздней поставки и проблем с надежностью радиального двигателя Райта. Всего до немецкой оккупации во Францию ​​было поставлено 316 H75. [ 17 ]

Кертисс H75C-1

20 сентября сержанту Андре-Арману Леграну , пилоту H75A-1 № 1 в Groupe de Chasse II/5 La Fayette, была приписана первая воздушная победа союзников во Второй мировой войне на Западном фронте, сбившая « Мессершмитт». Bf 109 E Люфтваффе 3 /JG 53 , над Уберхеррн . В течение 1939–1940 годов французские пилоты H75 заявили о 230 сбитых самолетах «воздух-воздух» (из общего числа 1009 сбитых самолетов ВВС Франции в 1939–1940 годах) и о 81 вероятной победе на H75 против всего лишь 29 самолетов, потерянных в 1939–1940 годах. воздушный бой. [ 18 ] Составляя лишь 12,6% одноместных истребителей ВВС Франции, на H75 приходилось почти треть всех сбитых самолетов в воздухе во время битвы за Францию ​​в 1940 году. [ 17 ]

Из 11 французских асов начала войны семь летали на H75. Лучшим асом того времени был лейтенант Эдмон Марен ла Месли с 15 подтвержденными и пятью вероятными победами в этом типе. Эскадрильи, оснащенные H75, были эвакуированы во Французскую Северную Африку перед перемирием, чтобы избежать захвата немцами. Находясь под властью Виши , эти подразделения сталкивались с британской авиацией во время битвы при Мерс-эль-Кебире и битвы при Дакаре . Во время операции «Факел» в Северной Африке французские H75 сражались против F4F Wildcats ВМС США , потеряв 15 самолетов и сбив семь американских самолетов. С конца 1942 года союзники начали переоснащение ранее контролируемых Виши французских подразделений H75 на P-40 и P-39 .

Вариант Hawk 75A-9 также был заказан Имперским государством Иран (ранее Персия). Примерно в середине 1941 года или ранее 10 таких самолетов прибыли в Иран частично собранными и в ящиках. Они не были собраны ко времени вторжения союзников в Иран . Захваченные силами Содружества, эти Hawk 75 были отправлены в Индию, где они были собраны и использовались ВВС Великобритании/ RIAF под обозначением Mohawk Mk. IV .

Голландская Ост-Индия

[ редактировать ]

В октябре 1939 года Нидерланды заказали 24 Hawk 75A-7 для своих колоний в Голландской Ост-Индии ( Oost Indië ). Эти самолеты оснащались двигателями «Циклоны» мощностью 1200 л.с. Заводское вооружение составляло один пулемет калибра .50 дюйма и один пулемет калибра .303 дюйма в капоте и два пулемета калибра .303 дюйма в крыльях. После поставки оружие калибра .50 было заменено для стандартизации деталей и боеприпасов. Самолет мог нести шесть 23-килограммовых (51 фунт) бомб. Истребители были отправлены в 1940 году и почти перенаправлены в Нидерланды, когда Германия вторглась. Но когда материк сдался, самолеты продолжили путь в колонии, где они широко использовались против нападения Японии на дальневосточную часть королевства. К тому времени самолет налетал уже столько часов, что двигатели серьезно износились.

Большинство голландских «Ястребов» были приписаны к 1-й JachtVliegAfdeling — VliegtuigGroep IV (1ste JaVA — 1-VlG IV; «1-я истребительная эскадрилья — летная группа IV») ВВС Королевских ВВС Нидерландской Ост-Индской армии (ML-KNIL), хотя некоторые из них летали с 1-VlG V. Эти самолеты участвовали в боях над Малаккой, Суматрой и Явой, успешно бомбили железную дорогу, перехватывали бомбардировщики и участвовали в боевых действиях. в обширных воздушных боях над Сурабаджой, где самолеты USAAF, RAF и ML вместе сражались с японскими бомбардировщиками и истребителями.

Норвегия

[ редактировать ]
Hawk 75 в Маленькой Норвегии в 1942 году.

с двигателями Twin Wasp Норвегия заказала 24 самолета Hawk 75A-6 , из которых 19 были поставлены и семь собраны во время немецкого вторжения. Ни один из самолетов не был боеспособен. Разобранный самолет вывел из строя один-единственный сотрудник таможни, который разбил приборы и перерезал все провода, до которых мог дотянуться. [ нужна ссылка ] Тринадцать захваченных немцами «Норвежских ястребов» вошли в первую партию из 29 Р-36, отправленных в Финляндию. [ 12 ] с двигателями Cyclone Норвегия также заказала 36 самолетов Hawk 75A-8 . Большая часть этой партии (всего 30 человек) была доставлена ​​в качестве инструкторов повышенной квалификации в « Маленькую Норвегию » недалеко от Торонто, Онтарио, Канада, норвежскую тренировочную базу, созданную лондонским правительством в изгнании. [ 19 ] Еще позже их перепродали в США и переименовали в модель P-36G. [ 20 ]

В 1943 году США отправили в Перу 28 «Хоков» по ​​договору ленд-лиза . Это были бывшие норвежские P-36G, служившие в Канаде.

Португалия

[ редактировать ]
Curtiss Hawk 75A-4 на Азорских островах

Португалия официально была нейтральной во время Второй мировой войны, хотя союзникам было разрешено использовать или создавать порты и аэродромы на различных португальских территориях. Одним из результатов этих дружеских отношений стала передача британским правительством 12 вариантов Hawk 75A ВВС Португалии , или Força Aérea Portuguesa (FAP), которые поручили им выполнять задачи противовоздушной обороны на Азорских островах .

Кёртисс Хок 75N

Несколько Hawk 75N использовались Таиландом во время франко-тайской войны . Они также сражались в битве при Прачуаб Хирикхане против японских войск во время японского вторжения в Таиланд . 28 января 1941 года Королевские ВВС Таиланда (RTAF) направили девять Ki-30 Nagoya в сопровождении трех Hawk 75 для бомбардировки Пайлина и Сисофона во Французском Индокитае. Таиланд был, пожалуй, единственной страной, эксплуатировавшей как японские, так и американские самолеты незадолго до Второй мировой войны. [ 21 ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Первые серийные P-36A были доставлены 20-й группе преследования на аэродроме Барксдейл в Луизиане в апреле 1938 года. История эксплуатации самолета была омрачена многочисленными проблемами с выхлопом двигателя, прогибанием обшивки шасси и слабыми местами в планере. сильно ограничивает диапазон производительности. К моменту решения этих проблем Р-36 считался устаревшим и был передан в учебные подразделения и заграничные отряды в Албрук-Филд в зоне Панамского канала , Элмендорф-Филд на Аляске и Уиллер-Филд на Гавайях .

P-36 были доставлены на Гавайи в феврале 1941 года путем загрузки на авианосец USS Enterprise в Калифорнии, а затем впервые для USAAC, поднятые с палубы авианосца пилотами Воздушного корпуса армии США, когда Enterprise приблизился к побережью Гавайских островов. Это сэкономило значительное время по сравнению с традиционным методом доставки, когда истребители сначала разбирались, упаковывались в ящики, а затем загружались краном в трюм грузового судна, а затем выгружались и снова собирались на Гавайях. [ 22 ]

Единственный бой американских P-36 произошел во время нападения Японии на Перл-Харбор . Пять из 39 самолетов P-36A Hawk в Перл-Харборе, ранее поставленных авианосцем USS Enterprise , смогли взлететь во время атаки, и им приписывают сбитие двух японских самолетов Mitsubishi A6M2 Zero за потерю одного P-36, тем самым набрав очки США. воздушные победы, которые были одними из первых в Второй мировой войне. [ 23 ]

Варианты

[ редактировать ]
Модель 75А
Самолет-демонстратор, принадлежащий компании, летал с несколькими двигателями.
Модель 75Б
Прототип с Wright R-1820 радиальным двигателем
Модель 75Д
Первый прототип, радиальный Wright Whirlwind R-1670.
Модель 75H
Внутреннее обозначение компании для упрощенной экспортной версии с фиксированным шасси, построено два слегка отличающихся самолета, первый продан в Китай, второй в Аргентину.
Модель 75И
Обозначение компании для P-37.
Модель 75J
Принадлежащий компании самолет 75А временно оснащен внешним нагнетателем.
Модель 75К
Незастроенная версия, предназначенная для использования радиального двигателя Pratt & Whitney R-2180 Twin Hornet.
Модель 75П
Серийный P-36A (серийный 38-010) с двигателем жидкостного охлаждения Allison V-1710, прототип Curtiss P-40.
Модель 75Р
Принадлежащий компании самолет 75А, временно оснащенный двигателем R-1830-SC2-G с турбонагнетателем, развил скорость 330 миль в час (530 км/ч), но оказался сложным и ненадежным.
Модель 75С
Обозначение компании для P-42
Y1P-36 (Модель 75E)
Прототип USAAC, Pratt & Whitney R-1830
Р-36А (Модель 75Л)
Версия USAAC
Р-36Б
Серийный P-36A, оснащенный двигателем R-1830-25 мощностью 1100 л.с. (820 кВт), достиг скорости 313 миль в час (504 км / ч), вернулся к исходной конфигурации P-36A.
Р-36С
В каждом крыле установлен дополнительный пулемет калибра 0,30 дюйма с внешними боекомплектами под крыльями Р-1830-17 мощностью 1200 л.с. (890 кВт); последние 30 серийных самолетов были построены как P-36C.
ХР-36Д
Серийный P-36A модифицирован двумя пулеметами калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) в носовой части и четырьмя пулеметами калибра 0,30 дюйма в крыльях.
ХР-36Э
Серийный Р-36А вооружен четырьмя пулеметами калибра 0,30 дюйма в крыльях, сохранены штатные фюзеляжные пушки.
ХР-36Ф
Серийный P-36A, оснащенный двумя 23-мм (0,91 дюйма) Madsen автопушками под крыльями, был преобразован в P-36A, поскольку пушки приводили к неприемлемому снижению производительности и максимальной скорости всего 265 миль в час (426 км/ч).
П-36Г
Hawk 75A-8, используемый Норвегией для тренировок в Канаде; позже доставлен в Перу. Р-1820-Г205А мощностью 1200 л.с.
Ястреб 75А-1
Первая серийная партия для Франции: четыре пулемета калибра 7,5 мм (0,295 дюйма) R-1830-SC-G мощностью 900 л.с. (670 кВт); 100 построено
Ястреб 75А-2
Вторая серийная партия для Франции: R-1830-SC-G или R-1830-SC3-G мощностью 1050 л.с. (780 кВт), шесть 7,5-мм пулеметов; 100 построено
Ястреб 75А-3
Третья производственная партия для Франции, аналогичная Hawk 75A-2; [ 24 ] Построено 135 (сдано 133).
Ястреб 75А-4
Последняя серийная партия для Франции: Hawk 75A-2 с радиальным двигателем Wright R-1820-G205A Cyclone мощностью 1200 л.с.: построено 285 самолетов, 81 поставлен во Францию; другие в Великобританию как ирокез IV
Ястреб 75А-5
Аналогичен Hawk 75A-4. Построен по лицензии в Китае (позже производство было перенесено в Индию), передан в состав RAF как Mohawk IV.
Ястреб 75А-6
Версия для Норвегии; самолеты, захваченные во время немецкого вторжения, в конечном итоге были проданы Финляндии.
Ястреб 75А-7
Версия для Нидерландской Ост-Индии: Cyclone мощностью 1200 л.с., один капот диаметром 0,5 дюйма (12,7 мм) и один 0,303 дюйма (7,7 мм) и два крыла диаметром 0,303 дюйма (7,7 мм); позже четыре бомбы калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) (две в носовой части, по одной в каждом крыле) и шесть бомб по 50 фунтов (23 кг).
Ястреб 75А-8
Экспортная версия для Норвегии. Позже переименован в P-36G .
Ястреб 75А-9
10 самолетов доставлены в Персию, все еще захвачены в ящиках и используются ВВС Великобритании в Индии как Mohawk IV.
Ястреб 75М
Упрощенная версия с фиксированным шасси и Wright R-1820 Cyclone для Китая, построенная Curtiss и Central Aircraft Manufacturing Company в Китае.
Ястреб 75Н
Упрощенная версия для Сиама (Таиланд) с неубирающимся шасси и колёсами.
Ястреб 75О
Упрощенная версия для Аргентины: 30 самолетов построены и поставлены компанией Curtiss, еще 200 должны быть построены по лицензии на местном уровне компанией Fabrica Militar de Aviones , однако только 20 были построены. [ 2 ]
Ястреб 75Q
Два дополнительных упрощенных демонстранта для Китая. По крайней мере, один из них, как сообщается, получил вооружение, аналогичное XP-36F, и участвовал в боях над Шанхаем во время японских атак в сентябре 1937 года, сбив несколько бомбардировщиков, прежде чем был сбит с потерей американского самолета. пилот. [ 25 ]
ХР-37
Allison V-1710 рядный, кабина перенесена в заднюю часть фюзеляжа.
ЯП-37
Сервисно-испытательная версия XP-37, построено 13 штук.
ХР-40
Рядный Allison V-1710, прототип Curtiss P-40 Warhawk , переоборудованный из P-36A.
ХР-42
Стенд для оптимизации капотов двигателей воздушного охлаждения

Операторы

[ редактировать ]
 Китай
 Финляндия
 Франция
Британский Радж Индийская империя
 Нидерланды
 Португалия
 Таиланд
 Великобритания
 ЮАР
 Соединенные Штаты

Выживший самолет

[ редактировать ]
P-36A в Национальном музее ВВС США с манекеном, изображающим Фила Расмуссена .
H75C-1 в Даксфорде, Великобритания
Новая Зеландия
Таиланд
Великобритания
  • № 82 - Hawk 75A-1 готов к полетам в коллекции Fighter Collection в Даксфорде, Кембриджшир . Это был один из первых 100 самолетов, поставленных французам в апреле 1939 года. Он окрашен во французский камуфляж и нанесён на обе стороны фюзеляжа маркировку двух разных периодов эксплуатации. [ 28 ] [ 29 ]
  • 38-210 - P-36C готов к полетам в The Fighter Collection в Даксфорде, Кембриджшир. Это был последний построенный P-36C, который был восстановлен в 2015 году в Чино, штат Калифорния , перед отправкой в ​​Англию. Он окрашен в серебристо-желтый цвет ВВС США. [ 30 ] [ 31 ]
Соединенные Штаты

Технические характеристики (П-36А)

[ редактировать ]

Данные истребителя Curtiss: фотографическая история 1917–1948 гг. [ 34 ] [ 35 ]

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 313 миль в час (504 км/ч, 272 узла)
  • Крейсерская скорость: 270 миль в час (430 км/ч, 230 узлов)
  • Дальность: 625 миль (1006 км, 543 миль) при скорости 270 миль в час (230 узлов; 430 км/ч)
860 миль (750 миль; 1380 км) при скорости 200 миль в час (170 узлов; 320 км / ч)
  • Практический потолок: 32 700 футов (10 000 м)
  • Скорость набора высоты: 3400 футов/мин (17 м/с).
  • Нагрузка на крыло: 23,9 фунта/кв. футов (117 кг/м). 2 )
  • Мощность/масса : 0,186 л.с./фунт (0,306 кВт/кг)

Вооружение

  • Орудия: 1 × 0,30 дюйма (7,62 мм) пулемет M1919 Browning .
  • Бомбы: некоторые позже были оснащены точками подвески под каждым крылом, способными нести бомбу массой до 100 фунтов (45 кг), или легким бомбодержателем для трех бомб по 50 фунтов (23 кг), пяти по 20 фунтов (9,1 кг) или 30 фунтов ( 14 кг) бомбы

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. По словам чешского аса Франтишека Пержины , P-36 был «потрясающим. Он не был таким быстрым, как Мессершмитт, но мог перехитрить любой немецкий самолет. ему." По сравнению с Hawker Hurricane, по словам Пержины, Hurricane был «хорошим самолетом, но тяжелее, чем P-36, и из-за более высокой нагрузки на крыло не так прост в управлении, как P-36». [ 1 ]
  2. ^ более поздние серийные варианты имели два пулемета .50, синхронизированные с пропеллером, установленным в капоте двигателя, и два или четыре пулемета .30, установленные в крыльях сразу за дугой пропеллера.
  1. ^ Гуттман, Джон. «Вторая мировая война: Интервью с чешским асом Франтишеком Пержиной». Архивировано 9 октября 2007 г. в журнале Wayback Machine Military History , октябрь 1995 г.
  2. ^ Jump up to: а б Падин 1999, стр. 9, 15.
  3. ^ Роди, Эдуардо Хулио. «Старый воин: история и технические детали малоизвестной системы, часть первая» (PDF) (на испанском языке). Центр баллистических исследований Росарио . Проверено 31 августа 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б Март 1995 г., с. 68.
  5. ^ Shores Air Enthusiast 1983, с. 2.
  6. ^ Shores Air Enthusiast 1983, стр. 2–9.
  7. ^ Томас 2003, стр. 67-69.
  8. ^ Томас 2003, с. 69.
  9. ^ «Страница авиации Хокана - Китайско-японская воздушная война 1939 года» .
  10. ^ «Ричард Данн: Неопределенные крылья: Hawk 75 в Китае» .
  11. ^ Jump up to: а б с д «Кертисс Хок 75А». [ постоянная мертвая ссылка ] Взлетно-посадочная полоса в глуши: самолеты ВВС Финляндии. Проверено: 28 октября 2010 г.
  12. ^ Jump up to: а б Персин, Стенман и Томас 2009, с. 50
  13. ^ Кроуфорд, Брюс. «Ястреб-75: Обещание не выполнено?» Архивировано 8 июля 2011 г. на Wayback Machine curtisshawk75.bravepages.com, 2002 г. Дата обращения: 9 августа 2010 г.
  14. ^ Персин, Стенман и Томас 2009, с. 88
  15. ^ ADF Serials Telegraph News , 2012, том. 2, вып. 2 (Зима), стр. 10–24.
  16. ^ Персин, Стенман и Томас 2009, с. 71
  17. ^ Jump up to: а б Факон, Патрик. «Замедление блицкрига - ас-истребитель «Кертисс» в битве за Францию». AIR FAN International , Publitek Ltd, март 1996 г., стр. 54–62. ISSN 1083-2548.
  18. ^ Бриндли, Джон Ф. (1971). Французские истребители Второй мировой войны , с. 52. Хилтон Лейси, Лондон.
  19. ^ Персин, Стенман и Томас 2009, с. 9
  20. ^ О'Лири, Майкл. Истребители USAAF Второй мировой войны . Гаррисберг, Пенсильвания: Harrisburg Historical Times, 1986. ISBN   0-7137-1839-0 ., с. 53
  21. ^ «Краткая история Королевских ВВС Таиланда» . Национальный блог . Архивировано из оригинала 6 апреля 2012 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
  22. ^ Уиллифорд 2010, с. 26.
  23. ^ «Самолет в Перл-Харборе». Архивировано 29 июня 2009 г. на сайте Wayback Machine во время Второй мировой войны в Тихом океане на сайте www.ww2pacific.com . Проверено: 7 марта 2009 г.
  24. ^ Персин 2007 [ нужна страница ]
  25. ^ Данн, Ричард Л. «Неопределенные крылья: Curtiss Hawk 75 в Китае». warbirdforum.com , 2008. Дата обращения: 13 августа 2012.
  26. ^ «Финские авиастроители» . Сохранившиеся самолеты Оси . Проверено 15 апреля 2017 г.
  27. ^ «Корпус 2» . Музей Королевских ВВС Таиланда . Архивировано из оригинала 25 октября 2013 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
  28. ^ «Кертисс Хок 75» . Коллекция Истребитель . Проверено 15 апреля 2017 г.
  29. ^ «Результаты поиска GINFO [G-CCVH]» . Управление гражданской авиации . Проверено 15 апреля 2017 г.
  30. ^ «Кертисс Р-36С» . Коллекция Истребитель . Проверено 15 апреля 2017 г.
  31. ^ «Результаты поиска GINFO [G-CIXJ]» . Управление гражданской авиации . Проверено 15 апреля 2017 г.
  32. ^ «КУРТИСС Р-36 ХОК» . Национальный музей ВВС США . Архивировано из оригинала 24 ноября 2007 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
  33. ^ «Кертисс Р-36А Хок» . Национальный музей ВВС США . 20 апреля 2015 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
  34. ^ Дин и Хагедорн 2007, с. 201.
  35. ^ Суонборо и Бауэрс 1963, с. 185.
  36. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бауэрс, Питер М. Кёртисс Самолет, 1907–1947 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1979. ISBN   0-87021-152-8 .
  • Бауэрс, Питер М. Curtiss Hawk 75: Самолет в профиле № 80 . Лондон: Профильные публикации, 1966.
  • Бриджуотер, ХК. Боевые цвета номер 3: Curtiss P-36 и P-40 на службе USAAC/USAF в 1939–1945 гг . Блетчли, Бакингемшир, Великобритания: Guideline Publications Ltd., 2001. ISBN   0-9539040-5-9 .
  • Бриндли, Джон Ф. Французские истребители Второй мировой войны . Лондон: Хилтон Лейси, 1971. SBN 85064 0156.
  • Косте, Ален (май 2002 г.). «1940–1942: Метаморфозы маленького пальца». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (110): 6–9. ISSN   1243-8650 .
  • Дин, Фрэнсис Х. и Дэн Хагедорн. Истребитель Curtiss: фотографическая история 1917–1948 гг . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 2007. ISBN   0-7643-2580-9 .
  • Флейшер, Северин и Иржи Ходил. Curtiss P-36 Hawk, Часть 3 (Monograffie Lotnicze 63) (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press, 2000. ISBN   83-7237-038-9 .
  • Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том четвертый: Истребители . Лондон: MacDonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961 (Шестое издание, 1969 г.). ISBN   0-356-01448-7 .
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны: истребители ВВС США, часть 1 . Лондон: Macdonald and Jane's Publishers Ltd., 1977. ISBN   0-356-08218-0 .
  • Хагедорн, Дэн (март – май 1992 г.). «Типы Кертисс в Латинской Америке». Любитель воздуха . № 45. С. 61–77. ISSN   0143-5450 .
  • Лопес, Марио Канонджиа (ноябрь 2000 г.). «Curtiss Mohawk и Supermarine Spitfire, первые португальские истребители-монопланы». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (92): 20–23. ISSN   1243-8650 .
  • Лопес, Марио Канонига (август – ноябрь 1990 г.). «Борцы Креста Христова». Энтузиаст авиации (13): 13–25. ISSN   0143-5450 .
  • Марш, Дэниел Дж., изд. Британские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1998. ISBN   1-874023-92-1 .
  • Момбек, Эрик (май 2001 г.). «Сокровища Казо». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (98): 44–47. ISSN   1243-8650 .
  • Мораро, Люсьен (сентябрь 1998 г.). «Забытые с Антильских островов». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (66): 30–37. ISSN   1243-8650 .
  • Падин, Хорхе Нуньес, изд. Curtiss Hawk (Серия ВВС Аргентины: № 5) (на испанском языке). Баия-Бланка, Аргентина: Воздушно-морские силы, 1999 г.
  • Парсонс, Дэвид Ст. Л. (1984). «Обратный разговор». Любитель воздуха . № 25. с. 77. ISSN   0143-5450 .
  • Персин, Лайонел. Curtiss H-75 ВВС (на французском языке). Аутро, Франция: Éditions Lela Presse, 2007. ISBN   2-914017-46-4 .
  • Персин, Лайонел; Кари, Стенман; Томас, Эндрю (2009). P-36 «Хок» — асы Второй мировой войны . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  978-1-84603-409-1 .
  • Раух, Георг фон (апрель 1997 г.). «Аргентинские Curtiss Hawk 75 (первая часть)» [Argentinian Curtiss Hawk 75]. Самолеты: Вся воздухоплавание и ее история (на французском языке) (49): 38–41. ISSN   1243-8650 .
  • Раух, Георг фон (июль 1996 г.). «Аргентинские ястребы». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (40): 23–27. ISSN   1243-8650 .
  • Роди, Эдуардо Хулио. «Старый воин: история и технические детали малоизвестной системы, часть первая» (PDF) (на испанском языке). Центр баллистических исследований Росарио . Проверено 31 августа 2021 г.
  • Рыс, Марек. Curtiss P-36 Hawk, Часть 1 (Monograffie Lotnicze 61) (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press, 2000. ISBN   83-7237-036-2 .
  • Рыс, Марек и Северин Флейшер. Curtiss P-36 Hawk, Часть 2 (Monograffie Lotnicze 62) (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press, 2000. ISBN   83-7237-037-0 .
  • Шорс, Крис. «Негритята Королевских ВВС». Air Enthusiast , двадцать три года, декабрь 1983 г. — март 1984 г. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ISSN 0143-5450. стр. 1–9.
  • Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Военные самолеты США с 1909 года . Лондон: Патнэм, 1963.
  • Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Военные самолеты США с 1909 года . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1989. ISBN   0-87474-880-1 .
  • Томас, Эндрю. «Индейцы над Африкой: Кёртисс-ирокез на службе СААФ». Air Enthusiast , № 107, сентябрь/октябрь 2003 г., стр. 66–69. ISSN   0143-5450
  • Тинкопа, Амару (январь 2019 г.). «Крылья над Перу: Curtiss Hawk 75». Историк авиации (26): 106–115. ISSN   2051-1930 .
  • Путеводитель по музею ВВС США . Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо: Фонд Музея ВВС, 1975.
  • Уиллифорд, Глен М. Гонки на рассвете: усиление тихоокеанских аванпостов Америки, 1941–1942 гг . Аннаполис: Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 2010. ISBN   1-59114-956-8 .
  • Янг, Эдвард М. (1984). «Забытая воздушная война Франции». Любитель воздуха . № 25. С. 22–33. ISSN   0143-5450 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e24922e30b430e7aba78db6e42864a32__1721671500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/32/e24922e30b430e7aba78db6e42864a32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Curtiss P-36 Hawk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)