Райт, серия «Вихрь»
Серия «Вихрь» | |
---|---|
![]() | |
Частично разобранный Райт J-4B в Канадском музее авиации | |
Тип | с воздушным охлаждением Радиально-поршневой двигатель |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Райт Аэронавтикал |
Wright Whirlwind — семейство радиальных авиационных двигателей с воздушным охлаждением, построенных компанией Wright Aeronautical (первоначально независимой компанией, позже подразделением Curtiss-Wright ). Семейство началось с девятицилиндровых двигателей, а затем расширилось за счет пяти- и семицилиндровых вариантов. Были также разработаны четырнадцатицилиндровые двухрядные версии, но серийно они не производились.
На смену серии Whirlwind пришли более мощные, но по-прежнему радиальные авиационные двигатели с воздушным охлаждением, в частности серия Pratt & Whitney Wasp и серия Wright Cyclone .
Описание
[ редактировать ]Whirlwind был прямым потомком Lawrance J-1 , девятицилиндрового радиального двигателя с воздушным охлаждением, построенного компанией Lawrance Aero Engine Company для ВМС США. Поскольку ВМС с большим энтузиазмом относились к радиальным двигателям с воздушным охлаждением, но были обеспокоены тем, что Лоуренс не может производить достаточно двигателей для своих нужд, это вынудило Райта купить компанию Лоуренс в 1923 году и построить сам J-1. J-1 Райта был первым двигателем в серии девятицилиндровых двигателей R-790 Whirlwind , за ним быстро последовали J-3, J-4, J-4A, J-4B и, наконец, популярный и успешный J-5 1925.
В 1928 году Райт заменил серию R-790 семейством J-6 Whirlwind , в котором для повышения мощности двигателя был добавлен нагнетатель , а цилиндры были увеличены за счет расширения диаметра цилиндра . В это семейство входили три члена: девятицилиндровый R-975 , семицилиндровый R-760 и пятицилиндровый R-540 , обеспечивающие диапазон различных уровней мощности при использовании одной и той же базовой конструкции. Из них Р-975 оказался наиболее популярным, особенно из-за его использования в боевых бронированных машинах во время Второй мировой войны .
В середине 1930-х годов Райт также разработал две четырнадцатицилиндровые двухрядные версии Whirlwind: R-1510 мощностью 600 л.с. (450 кВт) и R-1670 мощностью 800 л.с. (600 кВт). Они использовались в ряде прототипов военных самолетов, но ни один из двигателей не дошел до стадии производства. [ 1 ] [ 2 ]
«Вихри» с воздушным охлаждением были легче и надежнее двигателей аналогичной мощности с жидкостным охлаждением, поскольку система жидкостного охлаждения увеличивала вес и требовала дополнительного обслуживания. Благодаря этим преимуществам двигатели Whirlwind широко использовались и производились в больших количествах. Лицензионные экземпляры выпускались такими производителями, как Continental Motors , Hispano-Suiza , и адаптировались для советского государственного производства Швецова конструкторским бюро ОКБ-19 . Успех Whirlwind привел к разработке других радиальных двигателей с воздушным охлаждением в 1920-х, 1930-х и 1940-х годах.
Серия «Вихрь»
[ редактировать ]- J-5/R-790 : 9-цилиндровый радиальный, 200–220 л.с. (149–164 кВт). Годы выпуска 1923-1928 гг.
- J-6-5/R-540 : 5-цилиндровый радиальный, 165–175 л.с. (123–130 кВт). Годы выпуска 1928-1937 гг.
- J-6-7 / R-760 : 7-цилиндровый радиальный, 225–350 л.с. (168–261 кВт). Годы выпуска 1928-1945 гг.
- J-6-9/R-975 : 9-цилиндровый радиальный, 300–450 л.с. (224–336 кВт). Производство 1928-1950-х годов.
- Р-1510 : 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель мощностью 600 л.с. (450 кВт). Представлен в 1933 году, только прототипы.
- R-1670 : 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель, мощностью 800 л.с. (600 кВт). Представлен в 1934 году, только прототипы.
См. также
[ редактировать ]- Вихревые ледники в Антарктиде названы в честь сериала Райта «Вихрь». [ 3 ]
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кертисс-Райт (1940), с. 13
- ^ Кертисс-Райт (1983), с. 4-5.
- ^ Сайт Геологической службы США
- Ганстон, Билл (1986). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей . Веллингборо: Патрик Стивенс. стр. 196–197.
- Curtiss-Wright (1940), Wright Engines - 1903–1940 (PDF) , получено 4 января 2022 г. Исторического общества авиационных двигателей Доступно на справочной странице .
- Кертисс-Райт (1983), Исторический обзор двигателей (начало 1930 г.) (PDF) , получено 4 января 2022 г. . Исторического общества авиационных двигателей Доступно на справочной странице .