Райт R-975 Вихрь
Р-975 Вихрь | |
---|---|
![]() | |
Р-975 производства Continental из танка Шерман. | |
Тип | с воздушным охлаждением. 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Райт Аэронавтикал |
Построено | Континенталь Моторс |
Основные приложения | Бичкрафт Шаггервинг Североамериканский БТ-9 Вулти БТ-15 Доблестный Танк М4 Шерман Пясецкий HUP Ретривер М18 Адский кот |
Произведено | 1929-1950-е годы |
Количество построенных | более 7000 по Райту более 53 000 от Continental |
Wright R-975 Whirlwind представлял собой серию девятицилиндровых радиальных авиационных двигателей воздушного охлаждения , построенных авиационным подразделением Wright компании Curtiss-Wright . Эти двигатели имели объем около 975 куб. Дюймов (15,98 л) и номинальную мощность 300–450 л.с. (220–340 кВт). Это были самые крупные представители семейства двигателей Wright Whirlwind , производившиеся коммерчески, а также самые многочисленные.
Во время мировой войны Второй компания Continental Motors построила R-975 по лицензии в качестве силовой установки для танков и другой бронетехники союзников. Для этой цели были построены десятки тысяч двигателей, что затмило использование R-975 в самолетах, где его затмил аналогичный Pratt & Whitney R-985 . После войны Continental продолжала производить собственные версии R-975 до 1950-х годов. Некоторые из них производили до 550 л.с. (410 кВт).
R-975 использовался на американском времен Второй мировой войны истребителе танков M18 Hellcat , который, как утверждалось, был самой быстрой гусеничной бронетехникой до появления в 1980-х годах M1 Abrams с турбинным двигателем . [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Райт представил семейство J-6 Whirlwind в 1928 году, чтобы заменить девятицилиндровую серию R-790 . Семейство J-6 включало разновидности с пятью, семью и девятью цилиндрами. Девятицилиндровая версия изначально была известна как J-6 Whirlwind Nine , или J-6-9 сокращенно . Правительство США обозначило его как R-975 ; Позже Райт принял это и отказался от номенклатуры J-6.
Как и все представители семейства J-6 Whirlwind, R-975 имел цилиндры большего размера, чем R-790. поршня Ход 5,5 дюймов (14,0 см) не изменился, но диаметр цилиндра был расширен до 5,0 дюймов (12,7 см) по сравнению с диаметром цилиндра R-790, составлявшим 4,5 дюйма (11,4 см). В то время как R-790 был безнаддувным с шестеренчатым приводом , R-975, как и другие двигатели J-6, имел нагнетатель для повышения выходной мощности.
Райт постепенно разработал R-975, сначала используя суффиксные буквы для обозначения последовательных версий. Оригинальный Р-975 (или J-6-9) имел мощность 300 л.с. (224 кВт). [ 2 ] в то время как R-975E 1931 года мог развивать мощность 330 л.с. (246 кВт) благодаря улучшенной конструкции головки блока цилиндров . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Позже Райт добавил числовые суффиксы, чтобы показать разные уровни мощности. R-975E-1, представленный в том же году, что и R-975E, имел мощность 365 л.с. (272 кВт) благодаря поршням с более высокой степенью сжатия и немного большему пределу оборотов . [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] Еще более мощная версия, R-975E-3, также была представлена в том же году с большим наддувом и еще более высоким пределом оборотов и постепенно совершенствовалась, пока последняя модель 1935 года не смогла достичь взлетной мощности 450 л.с. (336 кВт). [ 3 ] [ 8 ] [ 9 ]
Операционная история
[ редактировать ]Будучи самым мощным из когда-либо производившихся Whirlwind, он также был самым успешным с коммерческой точки зрения. Он использовался на широком спектре гражданских самолетов, таких как Beechcraft Staggerwing , и различных авиалайнерах, таких как Ford 4-AT-E Trimotor и Lockheed 10B Electra . Кроме того, на нем использовались военные учебные самолеты США, в том числе North American BT-9 и Vultee BT-15 Valiant для армии и Curtiss-Wright SNC Falcon для ВМФ. Истребитель Curtiss F9C Sparrowhawk, -паразит эксплуатируемый с дирижаблей ВМС США, также оснащался Р-975.
Один примечательный рекорд, установленный самолетом Wright J-6 Whirlwind, был установлен 28–30 июля 1931 года, когда Рассел Нортон Бордман и Джон Луи Поландо совершили беспосадочный перелет из Флойда Беннета Филда на Лонг-Айленде в Стамбул, Турция, на мысе. Cod , Bellanca Special J-300 высокоплан . за 49:20 часов, установив рекорд дальности в 5011,8 миль (8065,7 км), первый рекордный беспосадочный полет, преодолевший расстояние 5000 миль (8000 км). [ 10 ]
Однако R-975 столкнулся с серьезной конкуренцией со стороны Pratt & Whitney от R-985 Wasp Junior и их более крупного R-1340 Wasp . Pratt & Whitney R-985 значительно превзошла по продажам Wright R-975.
Производство R-975 компанией Райт прекратилось в 1945 году, и компания выпустила более 7000 двигателей. [ 3 ] [ 11 ]
Производство Continental Motors
[ редактировать ]
В 1939 году армия США, которая использовала Continental R-670 радиальные двигатели в своих легких танках , выбрала Continental Motors для производства R-975 по лицензии в качестве двигателя для своих M2 средних танков . Впоследствии один и тот же двигатель был выбран для среднего танка M3 Lee , среднего танка M4 Sherman , канадского танка Ram (который использовал шасси M3), M7 Priest САУ , M18 Hellcat истребителя танков и другой бронетехники союзников. автомобили на их базе. Континентальные версии Р-975 для бронетехники включали Р-975Е-С2, Р-975-С1 и Р-975-С4. В отличие от 7000 двигателей, построенных Райтом, Continental построила более 53 000 двигателей R-975. [ 3 ]
При установке в танк R-975 не имел возможности охлаждаться потоком воздуха или струей пропеллера, поэтому для обеспечения того же эффекта к приводному валу был прикреплен охлаждающий вентилятор, окруженный кожухом.
После войны Continental представила собственную версию R-975 для самолетов — R9-A . Хотя в основном он был похож на другие двигатели R-975, а его степень сжатия и передаточное число нагнетателя не изменились по сравнению с R-975E-3, другие улучшения в R9-A позволили ему достичь взлетной мощности 525 л.с. (391 кВт). [ 12 ] превосходя любую версию Райта. Военная версия R-975-46 могла развивать мощность 550 л.с. (410 кВт) и использовалась в HUP Retriever Пясецкого и H-25 Army Mule вертолетах . Производство двигателей R-975 компанией Continental продолжалось до 1950-х годов.
Другие Р-975, построенные по лицензии
[ редактировать ]Двигатель был построен в Испании как Hispano-Suiza 9Q или Hispano-Wright 9Q без каких-либо модификаций, за исключением использования запатентованного Hispano процесса азотирования и, только в одной версии, 9Qdr, планетарного редуктора выходной скорости. [ 13 ] R-975 также производился по лицензии компанией Fábrica Nacional de Motores в Бразилии . [ 14 ]
Варианты
[ редактировать ]- Дж-6-9 (Р-975)
- 300 л.с. (220 кВт) при 2000 об/мин. [ 2 ]
- Р-975-20
- 300 л.с. (220 кВт) для использования на дирижаблях
- Р-975Э
- 330 л.с. (250 кВт) при 2000 об/мин. Более высокая мощность за счет улучшенной головки блока цилиндров. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
- Р-975Э-1
- 365 л.с. (272 кВт) при 2100 об/мин. Более высокая степень сжатия. [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ]
- Р-975Э-3
- 420 л.с. (310 кВт) при 2200 об/мин на высоте до 1400 футов (430 м), 450 л.с. (340 кВт) при 2250 об/мин на взлете. Увеличенный наддув, чуть более высокая степень сжатия. [ 3 ] [ 8 ] [ 9 ]
- Р-975Э-С2
- 400 л.с. (300 кВт) при 2400 об/мин. Построен компанией Continental Motors по лицензии для использования в бронетехнике. [ 3 ] [ 15 ]
- Континентальный R9-А
- 500 л.с. (370 кВт) при 2300 об/мин на высоте 4000 футов (1200 м), 525 л.с. (391 кВт) при 2300 об/мин на взлете. Улучшенная послевоенная версия Continental. [ 12 ]
- Испано-Сюиза 9Q
- Лицензионный Р-975 J-6 Вихрь
- Латиноамериканско-швейцарский 9Qa
- вариант лицензионного Р-975 J-6 Вихрь
- Испано-Сюиза 9Qb
- вариант лицензионного Р-975 J-6 Вихрь
- Испано-Сюиза 9Qc
- вариант лицензионного Р-975 J-6 Вихрь
- Испано-Сюиза 9Qd
- вариант лицензионного Р-975 J-6 Вихрь
- Испано-Сюиза 9Qdr
- вариант лицензионного Р-975 J-6 Вихрь
Приложения
[ редактировать ]Райт J-6-9 и R-975
[ редактировать ]- АСЯ Л2
- Avro Anson Mk IV
- Beechcraft Staggerwing B17R, C17R и D17R
- Кардиостимулятор Bellanca CH-300
- Берлинер-Джойс OJ-2
- Карибские трейдеры Хаски III
- Cessna DC-6A Шеф
- Кертисс Кингберд
- Curtiss-Wright CW-14 Travel Air/Speedwing/Sportsman Deluxe/Osprey
- Кертисс-Райт CW-22
- Кертисс-Райт SNC-1 Сокол
- de Havilland DH.75B Hawk Moth
- Девуатин Д.31
- Девуатин Д.35
- Дуглас РД-1 и С-21/ОА-3 Дельфин
- Эмско Б-5 Челленджер
- Гудиер К-1
- Curtiss F9C Перепелятник
- Фоккер Универсал
- Фоккер С-5
- Фоккер С-7
- Фоккер C.XIV
- Фоккер Т.VIII
- Тримотор Форд 4-AT-E
- Межгосударственный XTD3R
- Ирландия Н-2Б Нептун
- Кистоун XOC
- Кистоун-Лёнинг K-84 Commuter
- Колховен FK56
- Локхид Модель 12B Электра Джуниор
- Макдоннелл XV-1
- Мессершмитт М 18
- Norseman Mk.1 Ноордуна
- Североамериканский БТ-9
- Североамериканский NA-57
- Североамериканский NA-64 Йель
- Питкэрн PA-19
- Питкэрн-Сьерва PCA-2/OP-1
- Питкэрн PA-33 и 34/OP-2
- Райан Б-5 Брум
- Спартанский С4-300
- Stearman Модель 6C Cloudboy
- Стинсон SM-1F Детройтер
- Тимм Т-840
- Таунсенд Тандерберд (восстановленный)
- Путешествие Эйр B9-4000
- Тревел Эйр 6000B
- Загадочный корабль Travel Air Type R
- В.Л. Пырь
- Вулти БТ-15 Доблестный
- Говорит JTO
- Скажи Джио
- Почтовые самолеты Waco JWM и JYM
- М4 Шерман
Континенталь Р-975
[ редактировать ]
- Бук Д-18С
- Крейсер Grizzly I - танк M4A1 Sherman канадского производства.
- «Кенгуру» M7 Priest и другие машины БТР Модификация
- мне нужен был XR-10
- М3 Ли
- М4 Шерман
- M7 Жрец
- М18 Адский кот
- Орудийный лафет М12
- Орудийный лафет М40
- Макдоннелл XV-1
- Пясецкий HUP Ретривер
- Рам танк
- «Секстон» Самоходная артиллерийская установка
- Sikorsky XHJS-1 (S-53) – прототип вертолета
- Зенитный танк Сцинк - зенитная машина на базе Grizzly I.
Двигатели на выставке
[ редактировать ]Некоторые музеи, в которых выставлены двигатели Р-975:
- В Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне , штат Аризона, есть самолет Wright R-975. [ 16 ] [ 17 ]
- В Музее авиации Хиллера в Сан-Карлосе , Калифорния, есть самолет Wright R-975. [ 18 ]
- В Национальном музее военно-морской авиации недалеко от Пенсаколы , Флорида, есть самолет Continental R-975. [ 19 ]
- В Южном музее авиации в Бирмингеме , штат Алабама, есть самолет Continental R-975. [ 20 ]
- В Музее авиации Квинсленда в Калаундре , Квинсленд , Австралия, есть самолет Continental R-975. [ 21 ] [ 22 ]
- В музее озера Бога-Каталина (озеро Бога, Виктория, Австралия) есть автомобиль Continental Wright R-975. [ нужна ссылка ]
Технические характеристики (Вихрь Р-975Э-3)
[ редактировать ]Данные из ФАУ на Р-975Е-3; типа сертификата паспорта [ 9 ] размеры по Curtiss-Wright (1983).
Общие характеристики
- Тип: 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель с наддувом и воздушным охлаждением.
- Диаметр цилиндра : 5,0 дюйма (127 мм)
- Ход : 5,5 дюйма (140 мм)
- Рабочий объем : 972 куб. Дюймов (15,93 л)
- Длина: 43,0 дюйма (109,2 см)
- Диаметр: 45,0 дюйма (114,3 см)
- Сухой вес : 675 фунтов (306 кг)
Компоненты
- Клапанный механизм : 2 клапана на цилиндр, от толкателя. с приводом
- Нагнетатель : с зубчатым приводом, рабочего колеса 10,15:1. передаточное число
- Тип топлива: 80 октановое число
- Редуктор : Прямой привод.
Производительность
- Выходная мощность: 420 л.с. (313 кВт) при 2200 об/мин на высоте до 1400 футов (427 м); 450 л.с. (336 кВт) при 2250 об/мин на взлете
- Удельная мощность : 0,43 л.с./куб.дюйм (19,7 кВт/л)
- Степень сжатия : 6,3:1
- Отношение мощности к весу : 0,62 л.с./фунт (1,02 кВт/кг)
Двигатель | Мощность, непрерывная | Мощность, взлет | Степень сжатия | Передаточное число нагнетателя | Октановое число | Сухой вес |
---|---|---|---|---|---|---|
Р-975Э [ 5 ] | 330 л.с. (246 кВт) при 2000 об/мин | 5.1:1 | 7.8:1 | 73 | 635 фунтов (288 кг) | |
Р-975Э-1 [ 7 ] | 365 л.с. (272 кВт) при 2100 об/мин | 6.1:1 | 7.8:1 | 73 | 660 фунтов (299 кг) | |
Р-975Э-3 [ 9 ] | 420 л.с. (313 кВт) при 2200 об/мин | 450 л.с. (336 кВт) при 2250 об/мин | 6.3:1 | 10.15:1 | 80 | 675 фунтов (306 кг) |
Континентальный R9-А [ 12 ] | 500 л.с. (373 кВт) при 2300 об/мин | 525 л.с. (391 кВт) при 2300 об/мин | 6.3:1 | 10.15:1 | 91 | 705 фунтов (320 кг) |
См. также
[ редактировать ]- Райт, серия «Вихрь»
Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Авангард Паттона: Четвертая бронетанковая дивизия армии США, Дон М. Фокс. стр.25
- ^ Перейти обратно: а б Кертисс-Райт (1940), с. 11
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кертисс-Райт (1983), с. 2
- ^ Перейти обратно: а б Кертисс-Райт (1940), с. 13
- ^ Перейти обратно: а б с Лист данных сертификата типа FAA ATC 21
- ^ Перейти обратно: а б Кертисс-Райт (1940), с. 14
- ^ Перейти обратно: а б с Лист данных сертификата типа FAA TC 87
- ^ Перейти обратно: а б Кертисс-Райт (1940), стр. 14, 16, 18.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лист данных сертификата типа FAA TC 125
- ^ « Успех Кейп-Кода достиг кульминации за 5 лет существования Bellanca Records» . The Sunday Morning Star, Уилмингтон, Делавэр . 2 августа 1931 года . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Сводная информация о поставках двигателей Wright: с 1920 по 1963 год (PDF) , получено 15 декабря 2009 г. Переписано из документов Wright Aeronautical Робертом Дж. Нилом Т.; Исторического общества авиационных двигателей. доступен на справочной странице Архивировано 4 февраля 2010 г. в Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б с Лист данных сертификата типа FAA E-245
- ^ Лаге (2004), стр. 152-163.
- ^ «Хороший грузовик делает дом» . Газета O Globo (на португальском языке). 21 марта 2013 года . Проверено 1 октября 2018 г.
- ^ Кертисс-Райт (1940), с. 19
- ^ Райт R-975 Whirlwind 9 , получен 25 декабря 2009 г.
- ^ Галереи изображений Гэри и Джанет Броссетт: Музей авиации и космонавтики Пима в Тусоне, Аризона , заархивировано из оригинала 27 августа 2009 г. , получено 15 декабря 2009 г. На этой странице есть фотография Wright R-975.
- ^ Авиационные двигатели , получено 17 декабря 2009 г. В эту личную коллекцию фотографий музейных авиационных двигателей входит фотография музейного R-975 в разделе Музея Хиллера.
- ^ Галереи изображений Гэри и Джанет Броссетт: Национальный музей военно-морской авиации в Пенсаколе, Флорида , заархивировано из оригинала 27 августа 2009 г. , получено 15 декабря 2009 г. На этой странице есть фотография Continental R-975-46A.
- ^ Continental R-975-46 , получено 16 декабря 2009 г.
- ^ Музей авиации Квинсленда: Коллекция двигателей , заархивировано из оригинала 4 октября 2009 г. , получено 15 декабря 2009 г.
- ^ Музей авиации Квинсленда: с разрешения Брюса Вандера Марка , получено 15 декабря 2009 г. На этой странице есть фотография Continental R-975 .
Библиография
[ редактировать ]- Кертисс-Райт (1940), Двигатели Райта - прошлое и настоящее (PDF) , стр. 11, 13, 14, 16, 18, 19, заархивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2010 г. , получено 14 декабря 2009 г. Исторического общества авиационных двигателей Доступно на справочной странице .
- Лаге, Руководство (2004). Hispano Switzerland в области аэронавтики . Уоррендейл, США: SAE International. ISBN 978-0768009972 .
- Кертисс-Райт (1983), Краткое описание исторических двигателей (начало 1930 г.) (PDF) , стр. 2, заархивировано из оригинала (PDF) 31 октября 2010 г. , получено 14 декабря 2009 г. Исторического общества авиационных двигателей Доступно на справочной странице .
Следующие Федерального управления гражданской авиации листы данных сертификата типа ФАУ доступны в Библиотеке нормативных и руководящих указаний :
- Р-975Э: Лист данных сертификата типа ATC 21 , получено 14 декабря 2009 г.
- Р-975Э-1: Лист данных сертификата типа TC 87 , получено 14 декабря 2009 г.
- Р-975Э-3: Лист данных сертификата типа TC 125 , получено 14 декабря 2009 г.
- Континентальный R9-А: Лист данных сертификата типа E-245 , получено 15 декабря 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Паспорта данных двигателя: авиационные двигатели США — страница R-975