Фоккер Ф.VII
Ф. VII | |
---|---|
Усовершенствованный трехмоторный F.VIIB-3m был самым массовым и успешным типом самолетов в серии; здесь виден на вооружении Linje Lotnicze LOT на маршруте Варшава - Бухарест . | |
Роль | Пассажирский и военный транспорт |
Производитель | Фоккер |
Дизайнер | Уолтер Ретель |
Первый полет | 24 ноября 1924 г. |
Введение | 1925 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | САБЕНА КЛМ Польские ВВС ЛОТ Польские авиалинии |
Произведено | 1925-1932 |
Разработано на основе | Fokker F.V |
Варианты | Фоккер Ф-10 |
Fokker F.VII , также известный как Fokker Trimotor — авиалайнер, производившийся в 1920-х годах голландской авиастроительной компанией Fokker , американской дочерней компанией Fokker Atlantic Aircraft Corporation и несколькими другими компаниями по лицензии. Это был авиалайнер, способный перевозить от 6 до 12 человек в зависимости от версии и использовавший различные двигатели; ранние версии имели один двигатель, но чаще встречались три.
Это был важный авиалайнер 1920-х и 1930-х годов; он был популярен, производился в нескольких версиях и использовался для рекордных полетов. Вариант этого самолета, F-10, в тот период попал в знаменитую авиационную катастрофу, которая привела к реформам безопасности в США. Он также использовался для попытки достичь Северного полюса, хотя были споры, достиг ли он всего этого пути: в этой попытке самолет, по крайней мере, пролетел в арктических условиях. Менее спорно то, что он впервые перелетел через Тихий океан из Австралии в США, а ранее использовался в перелете из США на Гавайи.
В 1930-х годах самолеты начали терять популярность, поскольку на вооружение поступили новые конструкции, которые были больше, быстрее и рациональнее. Некоторые основные вариации этой конструкции включали Fokker F-10 , который был немного больше и мог перевозить 4 дополнительных пассажира, и Fokker F.VIII , в котором не было центрального двигателя, что делало его двухмоторным самолетом. Fokker F.VII также производился по лицензии несколькими странами, включая SABCA, Avia, Avro и другими.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]F.VII был разработан как одномоторный транспортный самолет Уолтером Ретелем . Пять экземпляров этой модели были построены для голландской авиакомпании KLM. Один из этих самолетов, зарегистрированный H-NACC, использовался в 1924 году для первого полета из Нидерландов в Голландскую Ост-Индию. В 1925 году, живя в США, Энтони Фоккер услышал об первом Ford Reliability Tour , который предлагался как соревнование транспортных самолетов. Fokker поручил главному конструктору компании Райнхольду Платцу переоборудовать одномоторный авиалайнер F.VIIA в трехмоторную конфигурацию, оснащенную радиальными двигателями Wright Whirlwind мощностью 200 л.с. (150 кВт) . Получившийся самолет получил обозначение Fokker F.VIIA-3m. После отправки в США в конце 1925 года он выиграл Ford Reliability Tour. Конструкция Trimotor состояла из обтянутого тканью фюзеляжа из стальных труб и деревянного крыла с фанерной обшивкой. [1]
Fokker F.VIIB-3m имел немного увеличенную площадь крыла по сравнению с F.VIIA-3m, мощность возросла до 220 л.с. (160 кВт) на двигатель, а F.10 был немного увеличен и мог перевозить 12 пассажиров в закрытой кабине. . Самолет стал широко известен как Fokker Trimotor . [2]
Fokker F.VIII (F.8) был похож, но имел двухмоторную конфигурацию, а не тримотор, и был больше. Fokker F.IX (F-9) имел аналогичную конфигурацию с F.VII, но был немного больше и вмещал 20 пассажиров.
Операционная история
[ редактировать ]Fokker вместимостью от 8 до 12 пассажиров был самолетом, который предпочитали многие первые авиакомпании как в Европе, так и в Америке, и он доминировал на американском рынке в конце 1920-х годов. Однако популярность Fokker быстро пошла на убыль после крушения Fokker F.10 компании Transcontinental & Western Air в 1931 году , в результате которого погиб Нотр-Дама футбольный тренер Кнут Рокн . конструкцией Fokker Расследование выявило проблемы с фанерно - ламинированной , что привело к временному запрету на коммерческие полеты, ужесточению требований к техническому обслуживанию и переходу на цельнометаллические самолеты, такие как аналогичный Ford Trimotor , а затем Boeing 247 и Douglas DC-2 . [3]
Пионеры и исследователи
[ редактировать ]F.VII использовался многими исследователями и пионерами авиации, в том числе:
- Ричард Э. Берд утверждал, что перелетел Северный полюс на самолете Fokker F.VIIA-3m Josephine Ford (N267) 9 мая 1926 года, за несколько дней до того, как Руаль Амундсен совершил этот подвиг на дирижабле Norge . [4]
- Лестер Мейтленд и Альберт Хегенбергер , два лейтенанта армейского воздушного корпуса США , совершили первый транстихоокеанский перелет из континентальной части Соединенных Штатов на Гавайи (около 2400 миль/3862 км) на самолете Atlantic-Fokker C-2 Bird of Paradise 28 августа. –29 июня 1927 г. [4]
- Ричард Э. Берд, Бернт Бальхен и двое других совершили первую официальную трансатлантическую авиапочту на гражданском самолете C-2 America (NX206), который совершил аварийную посадку у побережья Франции 1 июля 1927 года. [5] [6]
- Подполковник Дэн Минчин , капитан Лесли Гамильтон и принцесса Анна Левенштейн-Вертхайм-Фройденберг попытались 31 августа 1927 года стать первыми авиаторами, пересекшими Атлантику с востока на запад на самолете Fokker F.VIIa под названием Сен-Рафаэль (G- ЭБТК). Их судьба остается неизвестной. [7]
- Джеймс ДеВитт Хилл и Ллойд В. Берто предприняли неудачную попытку перелететь из Олд-Орчард-Бич, штат Мэн , в Рим на самолете F.VIIA Old Glory (NX703) 6 сентября 1927 года, но они и самолет были потеряны в Северной Атлантике. на следующий день. [8]
- сэра Чарльза Кингсфорда Смита F.VIIB-3m Southern Cross был первым самолетом, пересекшим Тихий океан из Соединенных Штатов в Австралию в июне 1928 года, и первым, пересекшим Тасманово море , перелетев из Австралии в Новую Зеландию и обратно в сентябре. того года. [9]
- Амелия Эрхарт стала первой женщиной, перелетевшей Атлантику 17 июня 1928 года в качестве пассажира на борту самолета Fokker F.VIIB-3m Friendship (NX4204). [4]
- Группа летчиков Воздушного корпуса армии США под руководством тогдашнего майора Карла Спаатца установила рекорд автономной работы более 150 часов на самолете «Вопросительный знак» , Fokker C-2A, над Лос-Анджелесом с 1 по 7 января 1929 года. Цель этой миссии должен был установить рекорд продолжительности полета с использованием дозаправки в воздухе . [10]
- Принцесса Ксения (FVII, зарегистрированная G-EBTS, позже переименованная в «Паук»)
- 2 сентября 1928 года К.Д. Барнард и Эрик Аллиот перелетели из Карачи в Лондон на расстояние 5000 миль за 4,5 дня.
- 2–8 августа 1929 г. К. Д. Барнард, Боб Литтл и Мэри Рассел, герцогиня Бедфорд, вылетели в Карачи и обратно; 10 000 миль за восемь дней. [11]
- 10 апреля 1930 года К.Д. Барнард, Боб Литтл и герцогиня Бедфорд перелетели из Лимпна в Кейптаун - 9000 миль за 91 час и двадцать минут за 10 дней. [12] [13]
Варианты
[ редактировать ]- Ф. VII
- Одномоторный транспортный самолет с 12-цилиндровыми рядными двигателями Rolls-Royce Eagle мощностью 450 л.с. (340 кВт) мощностью 360 л.с. (270 кВт) или Napier Lion , вмещает два экипажа и шесть пассажиров; построено пять. Один переоборудован для использования 9-цилиндрового радиального двигателя Bristol Jupiter мощностью 400 л.с. (300 кВт) , а два - для использования двигателя Jupiter VI компании Gnome-Rhône мощностью 480 л.с. (360 кВт). [14]
- Ф.VIIA (Ф.VIIA-1м)
- Одномоторный транспортный самолет; была увеличена вместимость до 8 пассажиров, самолет получил новую, упрощенную ходовую часть с улучшенной подвеской и аэродинамикой (элероны находились внутри профиля крыла и закрывались закругленными законцовками крыла, самолет был оснащен регулируемым стабилизатором). Совершил полет 12 марта 1925 года. Первый самолет имел двигатель V-12 Packard Liberty мощностью 420 л.с. (310 кВт) , но еще 39 экземпляров F.VIIA имели в основном Bristol Jupiter или Pratt & Whitney Wasp . радиальные двигатели
- Ф.VIIA-3м
- Результат попытки повысить надежность самолета за счет установки двух дополнительных подкрыльевых двигателей; совершил полет 4 сентября 1925 года. Первые два самолета в остальном были идентичны F.VIIA. По сравнению с третьим самолетом фюзеляж был на 31 дюйм (80 см) длиннее и оснащался радиальными двигателями Wright J-4 Whirlwind мощностью 200 л.с. (149 кВт) . Вероятно, было построено всего 18 самолетов, при этом многие F.VIIA были модернизированы до стандарта F.VIIA-3m.
- Ф.VIИБ-3м
- Основной серийный вариант с более тяжелыми двигателями (предлагались радиальные двигатели Wright Whirlwind мощностью 300 л.с. (220 кВт) , Armstrong Siddeley Lynx мощностью 360 л.с. (270 кВт или радиальные двигатели Titan Major ), а также увеличенный размах крыла и измененная геометрия крыла; Построено 154 самолета, в том числе по лицензии.
- Ф-9
- Американская версия Fokker F.VIIB-3m; построен компанией Atlantic Aircraft Corporation в США.
- Ф-10
- Увеличенная версия авиалайнера Fokker F.VII, способная перевозить до 12 пассажиров; построен компанией Atlantic Aircraft Corporation в США.
- С-2
- Военно-транспортная версия Fokker F.9 с тремя радиально-поршневыми двигателями Wright J-5 мощностью 220 л.с. (164 кВт), размещением двух пилотов и десяти пассажиров; три построены в 1926 году для авиакорпуса армии США .
- С-2А
- Военно-транспортная версия для авиакорпуса армии США с увеличенным размахом крыла, оснащенная тремя радиально-поршневыми двигателями Wright J-5 мощностью 220 л.с. (164 кВт), размещением двух пилотов и десяти пассажиров; восемь построено в 1928 году.
- ХС-7
- Один C-2A оснащен тремя радиально-поршневыми двигателями Wright J-6-9 мощностью 330 л.с. (246 кВт). Переименован в C-7, когда четыре экземпляра C-2A были переконфигурированы аналогичным образом.
- С-7
- Военно-транспортная переоборудование C-2A для авиакорпуса армии США путем замены двигателей Wright R-975 мощностью 300 л.с. (220 кВт). Прототип XC-7 и четыре C-2A, получившие новое обозначение в 1931 году.
- С-7А
- Шесть новых серийных самолетов C-7 (Wright R-975) с крыльями большего размера, новой конструкцией вертикального оперения и фюзеляжами по образцу коммерческого F.10A .
- XLB-2
- Экспериментальная версия легкого бомбардировщика C-7, оснащенная тремя радиально-поршневыми двигателями Pratt & Whitney R-1380 Wasp мощностью 410 л.с. (306 кВт) ; один построен.
- ТА-1
- Военно-транспортная версия для ВМС и Корпуса морской пехоты США; построено три.
- ТА-2
- Военно-транспортная версия для ВМС США; построено три.
- ТА-3
- Военно-транспортная версия для ВМС США с тремя радиально-поршневыми двигателями Wright J-6; один построен.
- ДЕНЬ-1
- Переименование ТА-1.
- ДЕНЬ-2
- Переименование ТА-2.
- ДЕНЬ-3
- Переименование ТА-3.
Лицензионные версии
[ редактировать ]- SABCA , построено 29 самолетов.
- Авиа , построено 18 самолетов.
- Три самолета построены в Италии как IMAM Ro.10 и оснащены тремя двигателями Alfa Romeo Lynx (лицензия Armstrong Siddeley) мощностью 215 л.с. Три построены для эксплуатации компаниями Avio Linee Italiane и Ala Littoria .
- Пляж и Ласкевич . В период с 1929 по 1930 годы было произведено 11 экземпляров F.VIIB-3m, а также 20 собственной версии бомбардировщика F.VIIB-3m (разработки Ежи Рудлицки ).
- Три самолета построены в Испании.
- Avro , 14 самолетов, известных как Avro 618. Десять использовали двигатели Armstrong Siddeley Lynx.
Операторы
[ редактировать ]Гражданские операторы
[ редактировать ]- SABENA эксплуатировала 28 самолетов.
- Det Danske Luftfartselskab эксплуатировала три самолета F.VIIA.
- CIDNA эксплуатировала семь самолетов F.VIIA.
- Air Orient эксплуатировала восемь самолетов F.VIIB.
- STAR эксплуатировала один самолет F.VIIA.
- Малерт эксплуатировал два самолета F.VIIA.
- 2 F.VIIB-3ms эксплуатируются Маньчжурским авиационным обществом
- KLM получила все пять самолетов F.VII и 15 самолетов F.VIIA.
- В 1928 году Aero в течение короткого периода времени эксплуатировала шесть самолетов F.VIIA. С 1 января 1929 года все самолеты были переданы авиакомпании PLL LOT.
- В период с 1929 по 1939 год компания Polskie Linie Lotnicze LOT эксплуатировала шесть F.VIIA и 13 построенных по лицензии F.VIIB-3m.
- Aero Portuguesa эксплуатировала один самолет F.VIIB-3m.
- Ad Astra Aero хотя бы один F.VIIB-3m
- Swissair эксплуатировала один самолет F.VIIA и восемь самолетов F.VIIB-3m.
- American Airways, которая позже стала American Airlines .
- ДВА
- Pan Am эксплуатировала самолет F.VIIB-3m.
Военные операторы
[ редактировать ]- ВВС Финляндии эксплуатировали один F.VIIA.
- ВВС Франции - пять самолетов F.VIIA-3m и два самолета F.VIIB-3m, принятые на военную службу в 1939/1940 гг.
- Королевские ВВС Нидерландов получили три бомбардировщика, модифицированных по сравнению со стандартным F.VIIA-3m и получивших обозначение F.VIIA-3m/M .
- В период с 1929 по 1939 год ВВС Польши эксплуатировали 21 самолет F.VIIB-3m (20 из них были построены по лицензии) в качестве бомбардировщиков и транспортных средств.
- Испанские республиканские ВВС эксплуатировали четыре самолета в эскадрилье Сахары и еще два в Мадриде .
- Обозначения авиакорпуса армии США включают Atlantic-Fokker C-2 , C-5 и C-7 . [16]
- ВМС США и Корпус морской пехоты США , первоначально обозначенные как TA, затем RA. [17]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 21 июня 1926 года самолет KLM F.VII (H-NACL) совершил вынужденную посадку в Сибрук-Бич , Сэндгейт, недалеко от Хайта, Кент, из-за исчерпания топлива, вызванного ошибкой пилота; все пятеро на борту выжили, но самолет списали. [18]
- 9 июля 1926 года самолет KLM F.VII (H-NACC) в тумане врезался в землю в Вольвертеме , Бельгия, в результате чего оба пилота погибли. [19]
- 8 июня 1927 года самолет Fokker/Atlantic F.VIIB-3m (NC55) компании Colonial Air Transport разбился при приземлении в Хасбрук-Хайтс, штат Нью-Джерси ; никаких жертв. [20]
- В 21:44 31 августа 1927 года нефтяной танкер SS Josiah Macy сообщил о последнем известном обнаружении F.VIIA St. Raphael (G-EBTQ) во время трансатлантической попытки перелететь из ВВС Великобритании в Упавон , Англия, в Оттаву, Онтарио , Канада. пилотируемый Лесли Гамильтон и Фредериком Ф. Минчином , с принцессой Анной Левенштейн-Вертхайм-Фройденберг в качестве пассажира. [7]
- 7 сентября 1927 года F.VIIA Old Glory (NX703) исчез вместе с Ллойдом Берто и Дж. Д. Хиллом за штурвалом во время попытки трансатлантического перелета из Олд-Орчард-Бич , штат Мэн, в Рим , Италия . Последнее известное место полета было в Северной Атлантике , в 960 км к востоку от мыса Рейс , Ньюфаундленд . [8]
- 17 сентября 1927 года самолет Reynolds Airways F.VII ( C776 ) разбился в Данеллене, штат Нью-Джерси , из-за потери управления из-за отказа двигателя, в результате чего погибли семь из 12 находившихся на борту самолетов. Самолет ранее принадлежал авиакомпании KLM и был импортирован в США. [21]
- 4 июля 1928 года бельгийский финансист Альфред Левенштейн пропал во время перелета над Ла-Маншем в качестве пассажира самолета Fokker F.VIIA-3m (G-EBYI) при неизвестных обстоятельствах. [22]
- 15 августа 1928 года самолет Pan Am F.VIIA-3m General Machado (NC53) затонул в Мексиканском заливе недалеко от Эгмонт-Ки, Флорида. [23]
- 4 июля 1929 года самолет Fokker F.VIIA-3m (G-EBYI) приземлился недалеко от Монгаллы, Судан . Владельцем и пилотом был Дональд Х. Дрю, среди трёх пассажиров был Глен Кидстон , пострадавших нет. Самолет поврежден и не подлежит ремонту. [24]
- 11 сентября 1930 года самолет Sabena F.VII (OO-AIN) разбился при наборе высоты из аэропорта Кройдона из-за пожара в полете, в результате чего оба пилота погибли. [25]
- 30 октября 1930 года самолет Fokker F.VIIb/3m (CH-161) компании Balair врезался в дымоход и разбился в тумане на подходе к аэропорту Эссен/Мюльхайм ; три члена экипажа ранены, трое пассажиров не пострадали. [26] См. также категорию Commons: Fokker F.VIIb/3m of Balair.
- 6 декабря 1931 года самолет KLM F.VIIb/3m (PH-AFO) разбился в Бангкоке после того, как не смог взлететь, в результате чего погибли пять из семи находившихся на борту. [27]
- 3 апреля 1940 года самолет BOAC Avro 618 Ten (G-AASP, Hercules ) разбился при взлете из Каира; Пострадавших нет, но самолет списали. [28]
Технические характеристики (F.VIIb/3м)
[ редактировать ]Данные европейских транспортных самолетов с 1909 года. [29]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 8 пассажиров
- Длина: 14,50 м (47 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 21,71 м (71 фут 3 дюйма)
- Площадь крыла: 67,6 м 2 (728 кв. футов)
- Профиль : корень: Goettingen 386 (20%); совет: Геттинген 388 (11,3%) [30]
- Вес пустого: 3100 кг (6834 фунта)
- Полная масса: 5300 кг (11684 фунта)
- Силовая установка: 3 Wright J-6 Whirlwind мощностью 220 кВт (300 л.с.) каждый. 9-цилиндровых радиально-поршневых двигателя воздушного охлаждения
Производительность
- Максимальная скорость: 210 км/ч (130 миль в час, 110 узлов)
- Крейсерская скорость: 178 км/ч (111 миль в час, 96 узлов)
- Дальность действия: 1200 км (750 миль, 650 миль)
- Практический потолок: 4400 м (14 400 футов)
- Взлетно-посадочная длина: 225 м (738 футов)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список самолетов ВВС Финляндии
- Список военных самолетов США
- Список обозначений самолетов ВМС США (до 1962 г.)
- Список гражданских самолетов
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Терстон, Дэвид Б. (2000). Самый значительный и великолепный самолет в мире: эволюция современного самолета . САЭ. стр. 127–128. ISBN 978-0-7680-0537-0 .
- ^ "Фоккер F-VII." Архивировано 24 марта 2007 г. в Лаборатории обучения аэронавтике Wayback Machine . Проверено: 20 декабря 2010 г.
- ^ Мола, Роджер. «Информация о столетии полета о расследовании крушения Фоккера». centennialofflight.net, 2003. Дата обращения: 20 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Баакер, Лео. «Знаменитые полеты Фоккера». tiscali.nl. Проверено: 20 декабря 2010 г.
- ^ «Трансатлантический полет «Америки»». check-six.com, 19 октября 2010 г. Дата обращения: 20 декабря 2010 г.
- ^ «Авария Fokker F.VIIb/3m NX206» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Авария Фоккера F.VIIa G-EBTQ» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Авария Фоккера F.VIIa NX703» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ Нотон, Рассел. «Пионеры — Чарльз Кингсфорд Смит» . Центр телекоммуникаций и информационной инженерии Университета Монаша (CTIE) . Архивировано из оригинала 10 февраля 2010 г. Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ «Вопросительный знак». Архивировано 9 ноября 2005 г. в Wayback Machine Отделе исторических исследований ВВС США . Проверено: 20 декабря 2010 г.
- ^ Рейс 15 августа 1929 г. , Flightglobal.com
- ^ Рейс 25 апреля 1930 г. , Flightglobal.com
- ^ Джонс, Д. (1971) Сжиматели времени: развитие гражданской авиации между Великобританией и Африкой . Рендел. стр. 142–152.
- ^ Страуд 1966, стр. 466–467.
- ^ Борха, Элизабет (27 февраля 2021 г.). «Мечта об Абиссинии: два черных авиатора и Эфиопия» . Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ Баугер, Джо. «Обозначения грузовых самолетов». Транспорт США, 11 августа 2007 г. Дата обращения: 20 декабря 2010 г.
- ^ Художник, К.М. «Помощь с небес». Популярная механика, ноябрь 1929 г.
- ^ «Инцидент с Fokker F.VII H-NACL» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ «Авария Фоккера F.VII H-NACC» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ «Инцидент Fokker/Atlantic F.VIIb/3m NC55» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ «Авария Фоккера F.VII C776» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ «Авария Fokker F.VII/3m G-EBYI» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ «Инцидент Fokker/Atlantic F.VII/3m NC53» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ «Инцидент Fokker F.VIIa/3m G-EBYI» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 14 июля 2020 г.
- ^ «Авария Фоккера F.VII ОО-АИН» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ «Инцидент с Fokker F.VII/3m CH-161» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ «Авария Фоккера F.VIIb/3m PH-AFO» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ «Инцидент Avro 618 Ten (Fokker F.VIIb/3m) G-AASP» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ Страуд 1966, стр. 480–481.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бауэрс, Питер и Эрнест Макдауэлл. Трипланы: иллюстрированная история мировых трипланов и мультипланов . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1993. ISBN 0-87938-614-2 .
- Дириккс, Марк. Фоккер: Трансатлантическая биография . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института, 1997. ISBN 1-56098-735-9 .
- Хаусон, Джеральд (август – ноябрь 1990 г.). «Тримоторы Фоккера идут на войну». Энтузиаст авиации (13): 43–49. ISSN 0143-5450 .
- Айвз, Дон (декабрь 1981 г. - март 1982 г.). «Обратный разговор». Любитель воздуха . № 17. С. 33–34. ISSN 0143-5450 .
- Молсон, К.М. Новаторство в канадском воздушном транспорте . Виннипег: Джеймс Ричардсон и сыновья, Ltd., 1974. ISBN 0-919212-39-5 .
- Невин, Дэвид. Следопыты (серия «Эпос полета») . Александрия, Вирджиния: Книги Time-Life, 1980. ISBN 0-8094-3256-0 .
- Постма, Тайс. Фоккер: авиастроители мира . Лондон: Джейн, 1979. ISBN 0-7106-0059-3 .
- Принс, Франсуа (зима 1993 г.). «Наследие Брисбена». Любитель воздуха . № 52. С. 26–27. ISSN 0143-5450 .
- Страуд, Джон. Европейский транспортный самолет с 1910 года . Лондон: Патнэм, 1966.
- Тейлор, Х.А. и Альтинг, Питер (апрель – июль 1980 г.). «Счастливая семерка Фоккера ». Энтузиаст авиации (12): 24–38. ISSN 0143-5450 .
- Вейль, А. Р. Фоккер: Творческие годы . Лондон: Патнэм, 1965.
- Вульф, Герман де (август – ноябрь 1990 г.). «Авиакомпания на войне». Энтузиаст авиации (13): 72–77. ISSN 0143-5450 .