Фоккер СХ
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2017 г. ) |
CX | |
---|---|
![]() | |
Fokker CX с рядным двигателем | |
Роль | Легкий разведчик, бомбардировщик |
Национальное происхождение | Нидерланды |
Производитель | Фоккер |
Введение | 1933 |
Основные пользователи | Королевские ВВС Нидерландов Финские ВВС Республиканские ВВС Испании |
Количество построенных | 74 + 25 единиц построено не в Испании. |
Fokker CX — голландский биплан- разведчик и легкий бомбардировщик, спроектированный в 1933 году. Экипаж состоял из двух человек (пилота и наблюдателя).
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Fokker CX изначально был разработан для Королевской голландской Ост-Индской армии , чтобы заменить Fokker CV . Как и все самолеты Fokker того времени, он имел смешанную конструкцию, с деревянными конструкциями крыла и сварным каркасом из стальных труб, покрытым алюминиевыми пластинами спереди самолета и тканью сзади. Прототип был построен в 1934 году с двигателем Rolls-Royce Kestrel V.
Армия Ост-Индии заказала 13 самолетов CX, но вскоре их заменили в роли разведчиков/легких бомбардировщиков американские Martin B-10 . До нападения японцев на Голландскую Ост-Индию в 1941 году CX использовался в качестве учебно-тренировочного и целевого буксира .
Голландские ВВС заказали 16 самолетов CX, а позже еще четыре с двигателями Kestrel IIS. Эти четыре позже были переоборудованы двигателями Kestrel V; Kestrel IIS оказался не очень надежным.
Два C.X были доставлены в Испанскую республику , еще четыре — в Финляндию . Финны также производили по лицензии 35 самолетов CX до 1942 года. Эти CX были оснащены двигателями Bristol Pegasus XII.
Компания Airspeed Ltd. в Великобритании получила лицензию на производство самолетов CX для британского рынка под названием Airspeed AS.22 , но заказов получено не было. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Во время нападения Германии на Нидерланды в мае 1940 года C.X выполняли предназначенную им роль разведчиков и легких бомбардировщиков. Тактика «прижимания к земле» позволила C.Xs добиться определенного успеха. Два CX и их экипажи бежали во Францию после капитуляции Голландии.
Финские C.X с отличием участвовали в Зимней войне , Войне-продолжении и Лапландской войне . CX был самым важным самолетом-разведчиком ближнего действия и пикирующим бомбардировщиком ВВС Финляндии в начале Зимней войны. В боевых частях их было 29, «Франс-Калле» был медленным, но обладал прочным планером, что делало его полезным активом. Максимальная скорость пикирования составляла 540 км/ч, что позволяло ему оторваться от советских истребителей И-153 и И-16. По мере продолжения боевых действий потери начали расти. Во время Зимней войны было потеряно 8 ФК. Последний из семи финских самолетов C.X, уцелевших в войне, разбился в 1958 году . Судно, получившее обозначение FK-111, служило в ВВС Финляндии в качестве средства буксировки целей . 21 января 1958 года самолет врезался в лес, в результате чего погибли пилот ( младший лейтенант Аймо Аллинен) и оператор лебедки (младший лейтенант Антти Кукконен).
Варианты
[ редактировать ]- CX Series I : самолет, построенный Fokker для голландцев, с рядным двигателем.
- CX Series II : построено Fokker, 4 в Финляндию.
- CX Series III : построен по лицензии в Финляндии, имел модифицированные верхние крылья, которые стали немного более стреловидными.
- CX Series IV : построено по лицензии в Финляндии, 5 самолетов собраны из запчастей.
Операторы
[ редактировать ]
- Финские ВВС (39)
Технические характеристики (Фоккер СХ)
[ редактировать ]
Данные из Иллюстрированного справочника по бомбардировщикам Второй мировой войны. [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Два
- Длина: 9,2 м (30 футов 2 дюйма) (голландский) или 9,1 м (30 футов) (финский)
- Верхний размах крыла: 12,00 м (39 футов 4 дюйма)
- Размах нижнего крыла: 10,50 м (34 фута 5 дюймов)
- Высота: 3,30 м (10 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 31,5 м 2 (339 кв. футов) [ 3 ]
- Вес пустого: 1400 кг (3086 фунтов)
- Полная масса: 2250 кг (4960 фунтов) (голландский) или 2500 кг (5500 фунтов) (финский).
- Максимальный взлетный вес: 2900 кг (6393 фунта)
- Силовая установка: 1 × Rolls-Royce Kestrel V-12 жидкостного охлаждения (голландский), 485 кВт (650 л.с.) или 850 л.с. (630 кВт) Bristol Pegasus XII, девятицилиндровый радиальный с воздушным охлаждением (финский)
- Гребные винты: 2-лопастные
Производительность
- Максимальная скорость: 320 км/ч (200 миль в час, 170 узлов) (голландский) или 340 км/ч (210 миль в час) (финский).
- Дальность действия: 830 км (520 миль, 450 миль) (голландский) или 840 км (520 миль) (финский).
- Практический потолок: 8300 м (27 200 футов) (голландский) или 8 400 м (27 600 футов) (финский).
- Скорость набора высоты: 8,3 м/с (1630 футов/мин)
Вооружение
- Орудия: 2 пулемета калибра 7,9 мм (0,31 дюйма), закрепленные в верхней части передней части фюзеляжа, третий наводится вручную из задней кабины голландских самолетов. Финские самолеты использовали такое же количество 7,62-мм (0,30 дюйма) L-33/34 в тех же местах.
- Бомбы: 2 бомбы по 175 кг (385 фунтов) или 4 бомбы по 100 кг (220 фунтов) на подкрыльевых стойках.
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тейлор, HA. Скорость полета самолетов с 1931 года . Патнэм. 1970 год. Лондон. ISBN 0-370-00110-9
- ^ Ганстон, Билл, Иллюстрированный справочник по бомбардировщикам Второй мировой войны , Саламандра. ISBN 0-86101-069-8
- ^ Джонкер, КВ (27 июня 2011 г.). «Фоккер СХ» . Проверено 19 августа 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Тейлор, HA. Скорость полета самолетов с 1931 года . Патнэм. 1970 год. Лондон. ISBN 0-370-00110-9