Фоккер Ф-11
Ф-11 или Б.IV | |
---|---|
![]() | |
Роль | транспортная летающая лодка |
Производитель | Американская авиастроительная корпорация Fokker |
Дизайнер | Альфред Гасснер [ 1 ] |
Первый полет | 1928 |
Количество построенных | 6 |
Fokker F-11 — роскошная летающая лодка, выпускавшаяся как « воздушная яхта » в США в конце 1920-х годов. Технически это был самолет Fokker Aircraft Corporation of America, а в Европе предлагался как Fokker B.IV. модель 9. В Северной Америке он продавался как Fokker F-11 , [ 2 ] К тому времени, когда были построены первые шесть самолетов, уже было очевидно, что эта конструкция не будет хорошо продаваться. Некоторые из них были проданы, два — известным мультимиллионерам; Гарольд Вандербильт и Гарфилд Вуд покупают по одному. Один был куплен компанией Air Ferries в Сан-Франциско. F-11A стоил 40 000 долларов, но цена была снижена до 32 500 долларов, когда в 1930 году началась депрессия. [ 3 ] F-11 оказался коммерческим провалом.
Разработка
[ редактировать ]

В 1922 году Фоккер спроектировал летающую лодку B.I, одна из которых была передана голландскому флоту. [ 4 ] Конструкция была обновлена в 1926 году как Fokker B.III , от покупки которого ВМС Нидерландов отказались. [ 5 ] B.III был переоборудован в гражданский пассажирский самолет B.IIIc. Когда этот самолет не удалось продать, Энтони Фоккер отправил его в свою американскую дочернюю компанию Fokker Aircraft Corporation of America. Намерение состояло в том, чтобы использовать B.IIIc в качестве образца биплана -амфибии, который будет производиться в США. [ 6 ] B.IIIc в конце концов все же был продан. Гарольда Вандербильта Когда построенная по индивидуальному заказу воздушная яхта Kirkham была уничтожена пожаром в ангаре, ему срочно понадобилась новая воздушная яхта, поэтому он купил B.IIIc, который был заменен прототипом F-11, когда он стал доступен. [ 7 ]
Американская авиастроительная корпорация Fokker решила существенно перепроектировать самолет и преобразовать его в конфигурацию моноплана, соединив перепроектированный фюзеляж с крыльями Fokker Universal . Это решение потребовало от главного инженера Fokker Aircraft Corporation of America Альберта Гасснера создать новый самолет. [ 8 ] И фюзеляж, и крыло были настолько сильно переработаны, что больше не имели большого сходства с прототипами B.III и Fokker Universal . Серийный F-11A имел высокорасположенное крыло Fokker F.14 . [ 8 ] гондола толкающего двигателя мощностью 525 л.с. Pratt & Whitney Wasp Поверх крыла устанавливалась [ 9 ] [ я ] Прототип F-11, совершивший первый полет в 1928 году, представлял собой амфибию с убирающимся комбинированным спонсоном и шасси. Это был единственный самолет-амфибия F-11, оснащенный таким оборудованием. Прототип был переоборудован в летающую лодку с поплавками на крыле, как у F-11A. [ 8 ] Серийной машиной стал F-11A, имевший деревянное крыло F-14 и Wright R-1750D Cyclone двигатель мощностью 525 л.с. Поскольку у Fokker Aircraft Corporation of America не было мощностей для производства дюралюминиевых фюзеляжей, Fokker America организовала строительство корпусов в Нидерландах. Первоначально было заказано 20 экземпляров, но только 6 были изготовлены и доставлены в Северную Америку. [ 9 ]
Fokker F-11A представлял собой одномоторную летающую лодку-моноплан с дюралюминиевым корпусом и деревянным крылом.
Операционная история
[ редактировать ]«Воздушная яхта» была изобретением Гровера Ленинга , который хотел продать свою летающую лодку с каютой Модель 23 как роскошный спортивный и деловой самолет для богатых людей. Его модель Loening Model 23 имела успех: вторую купил Винсент Астор , а третью - Гарольд Вандербильт . [ 11 ] Полеты уже стали частью жизни спортивного высшего класса. [ 12 ] Как и в случае с другими яхтами, здесь была серьезная конкуренция за лучшее. Гарольд Вандербильт, позже владелец F-11, когда-то имел построенную по индивидуальному заказу воздушную яхту. [ 13 ] [ ii ] Успех F-11 во многом был обусловлен его использованием двумя миллионерами. Воздушная яхта Fokker F-11 Гара Вуда провела «Круизный обзор по Великим озерам», в котором, помимо волнений, приняли участие три репортера. [ 14 ] [ 15 ]
F-11 серийный номер 901 NC7887 – Первоначально летал с убирающимся комбинированным спонсоном и шасси. Позже спонсонное шасси было снято и установлены поплавки крыла, и c/n 901 стала летающей лодкой. Первоначально F-11 имел крыло Super Universal и немного укороченный фюзеляж. Размеры Ф-11 были
- Размах: 50 футов 7 3/4 дюйма;
- Длина: 42 фута 11 дюймов;
- Площадь: 370 футов 2 .
F-11 был модифицирован в соответствии со стандартами F-11A и продан Гарольду Вандербильту взамен единственного B.IIIc, который был уничтожен пожаром в ангаре в марте 1928 года. NC7887 был уничтожен ураганом в сентябре 1938 года. [ 11 ] [ 9 ]
F-11A и F-10C c/n 902 NC148H – NX148H остался за Fokker, позже General Aviation, с гражданской регистрацией 148H; затем изменился на NC148H. Букву N необходимо использовать при регистрации самолетов только в том случае, если они эксплуатируются за пределами Соединенных Штатов. Позже этот самолет был переоборудован в двухмоторный F-11C с установкой двигателя Fokker F-32 в попытке соответствовать требованиям двухмоторной летающей лодки Береговой охраны США. Он использовался для тестовых установок различных конфигураций двигателей. Летающая яхта c/n 902 была списана на слом в конце 1931 года. [ 11 ] [ 9 ]
Fokker F-11A c/n 903 NC151H – NC151H c/n 903: регистрационный номер 151H. Скорее всего, так и не был завершен и не летал. Возможно, его разобрали для ремонта самолета c/n 901, который был поврежден в результате инцидента с такси в сентябре 1929 года. Окончательное расположение неизвестно. [ 11 ] [ 9 ]
F-11AHB серийный номер 904 NC127M – Учитывая гражданскую регистрацию 127M, позже NC127M, он был продан знаменитому магнату лодочных гонок и скоростных катеров Гарфилду Вуду в 1929 году. Гар Вуд заменил его на Fairchild 91 в 1936 году. Дальнейшая судьба неизвестна. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Fokker F-11A c/n 905 NC843W – Fokker F-11AHB Два F-11AHB были оснащены Pratt & Whitney R-1860 Hornet B двигателями мощностью 575 л.с. NC844W был передан армии для испытаний как YC-16 на полигоне Райт в 1930 году. YC-16 был признан неприемлемым для служебного использования. Существует фотография NC843W с маркировкой Western Air Express, записей авиакомпании нет. [ 19 ] [ 20 ] F-11AHB был предпоследним Fokker американской постройки, когда-либо зарегистрированным в Соединенных Штатах. Окончательное решение неизвестно. [ 17 ] [ 21 ]
Fokker F-11AHB c/n 906, NC339N, CF-AUV – Последний F-11 был построен в 1930 году. Продан и зарегистрирован как 339H, позже NC339N. Его эксплуатировала компания Air Ferries, Сан-Франциско. Продан канадцу и зарегистрирован как CF-AUW. Он разбился, врезавшись в дерево при взлете с озера МакДеймс, Британская Колумбия, 28 июня 1935 года. Большая часть корпуса была восстановлена в 1978-1979 годах и выставлена на обозрение в бывшем музее Авиодом в аэропорту Схипхол. Когда этот музей закрылся, его перевезли в музей Авиодом в аэропорту Лелистада, где он хранился. [ 22 ] [ 23 ]
По крайней мере, два корпуса F-11 не были отправлены из Голландии американской компании Fokker Aircraft Company. Один из них был замечен на авиационной выставке в Гааге в 1937 году. Окончательная дислокация неизвестна. Другой был передан Техническому университету в Делфте. Его списали где-то в 1960-х годах. [ 9 ]
Варианты
[ редактировать ]- F-11 или B.IV - прототип с корпусом B.III, универсальным крылом и двигателем Pratt & Whitney Wasp , позже замененным на Wright Cyclone (построен 1)
- F-11A или B.IVa - серийная версия с измененной конструкцией фюзеляжа и крыла и двигателем Wright Cyclone (построено 5)
- F-11C - модифицирован за счет замены одного двигателя на гондолу с двумя двигателями, расположенными по двухтактной схеме.
- F-11AHB - F-11A модифицированный Pratt & Whitney Hornet мощностью 275 л.с. , количество сидячих мест увеличено до восьми.
Операторы
[ редактировать ]- Воздушный корпус армии США
- Воздушные паромы
- В. Стронг
Технические характеристики (Ф-11А)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: два пилота.
- Вместимость: 6 пассажиров
- Длина: 45 футов 0 дюймов (13,72 м)
- Размах крыльев: 59 футов 0 дюймов (17,98 м)
- Высота: 13 футов 0 дюймов (3,96 м)
- Площадь крыла: 550 кв. футов (51 м 2 )
- Вес пустого: 4500 фунтов (2041 кг)
- Полная масса: 6845 фунтов (3105 кг)
- Силовая установка: 1 × Wright R-1750 D Cyclone 9, 525 л.с. (392 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость: 112 миль в час (180 км/ч, 97 узлов)
- Крейсерская скорость: 95 миль в час (153 км/ч, 83 узла)
- Дальность: 400 миль (640 км, 350 миль)
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Питер Бауэрс утверждает, что F-14 использовал крыло от F-11. [ 10 ]
- ↑ После F-11 Гарольд Вандербильт владел Douglas Dolphin и Sikorsky S-43 .
- ^ Нобору Джёко, Fairchild F. 91, тип летающей лодки-амфибия, Журнал Американского исторического общества авиации, весна 1984 г., стр. 16
- ^ «Американская авиастроительная корпорация Fokker, модель 9 NC7887» . КОЛЛЕКЦИЯ НИКО БРАС . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ «Цена на самолет Fokker снижена». Неделя авиации : 769. 12 апреля 1930 г.
- ^ Ван Визепул, Пол. «Фоккер БИ» . Голландская авиация . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ Ван Визепул, Пол. «Фоккер Б.III» . Голландская авиация . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ B.III, похоже, получил американский номер 900, Бауэрс, Питер, Американские фоккеры, часть 3, Журнал Американского авиационного исторического общества, том 12, стр. 182.
- ^ «Гарольд Вандербильт получает новую воздушную яхту». Нью-Йорк Таймс . 29 апреля 1927 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонсон (2010) .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Брадич, Сречко. «Голландские летающие лодки и амфибии» . Пусть Пусть Пусть Военные самолеты . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ Бауэрс, Питер (август 1978 г.). «Вчерашние крылья, Фоккер F-14». Пилот АОПА . п. 60.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Реестр гражданских самолетов — США» . airhistory.org . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ «Богатые летчики планируют прогулки по Флориде». Нью-Йорк Таймс . 30 сентября 1915 года.
- ^ «Новая воздушная яхта мистера Гарольда Вандербильта» . Полет . 23 июля 1925 года . Проверено 5 июля 2016 г.
- ^ «Мероприятия, принятые для исследования круиза по озеру», Aviation (Week), 12 апреля 1930 г., стр. 769.
- ^ Гар Вуд заменил свой F-11A на Fairchild F 91.
- ^ «Гар Вуд покупает Fokker F-11». Нью-Йорк Таймс . 19 октября 1929 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Реестр гражданских самолетов — США» . airhistory.org . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ "Контакт". Нью-Йорк Таймс . 2 августа 1936 года.
- ^ Пек, Эдвард, самолет-предок TWA. Часть 3, Журнал Американского авиационного исторического общества , зима 2013 г., стр. 305.
- ^ Fokker и WAE были дочерними корпорациями. WAE действительно эксплуатировала амфибии по маршруту Уилмингтон-Каталина. Было высказано предположение, что для этой службы рассматривался F-11A.
- ^ Ван Визепул, Пол. «Фоккер YC-18» . Голландская авиация . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ «Реестр гражданских самолетов — США» . airhistory.org . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ «Реестр гражданских самолетов – Канада» . airhistory.org . Проверено 30 июня 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]
- Тейлор, Майкл Дж. Х. (1989). Энциклопедия авиации Джейн . Лондон: Студийные издания.
- Джонсон, скорая помощь (2010). Американские летающие лодки и самолеты-амфибии . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc. ISBN 978-0-7864-3974-4 .
- letletlet-warplanes.com
- aerofiles.com