Фоккер Ф.II
Ф. II | |
---|---|
![]() | |
Роль | Авиалайнер |
Производитель | Фоккер |
Дизайнер | Райнхольд Платц |
Первый полет | Октябрь 1919 г. |
Ушедший на пенсию | 1934 |
Основные пользователи | Дойче Аэро Ллойд Deutsche Luft Hansa , KLM |
Количество построенных | около 23 |
Варианты | Фоккер Ф.III |
Fokker F.II был первым из длинной серии коммерческих самолетов Fokker Aircraft Company, совершивших полет в 1919 году. В эпоху бипланов он представлял собой отчетливый моноплан с высоким расположением крыла, который успешно продавался в Европе и Северной Америке в период развитие коммерческой пассажирской авиации.
Эта конструкция привела к созданию Fokker F.III , который также имел коммерческий успех. Версия, произведенная по лицензии, была построена в Германии, с некоторыми модификациями иногда ее называют Fokker-Grulich F.II.
Нелетающая копия Fokker F.II была построена для голландской авиакомпании KLM и выставлена в музее Авиодрома в Лелистаде в Нидерландах.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Fokker F.II представлял собой одномоторный свободнонесущий моноплан с высоким расположением крыла, конструкция которого восходит к Райнхольда Платца конструктора триплану Dr.I , через истребители-биплан D.VII и моноплан D.VIII , а также его нелетающую FI. гражданскую конструкцию . Dr.I был первым самолетом [ 1 ] использовать толстые аэродинамические профили с высоким подъемной силой и сопротивлением, которые обеспечивали высокую скороподъемность, а также позволяли использовать внутренние распорки крыла. Следовательно, крыло триплана не нуждалось во внешних проволочных распорках, а его преемники-монопланы, за исключением креплений к фюзеляжу, представляли собой простые консольные конструкции.
У F.II были и другие характерные конструктивные особенности ранних моделей Fokker: деревянное крыло, полностью обшитое фанерой, с элеронами, выступающими за законцовки крыла, и фюзеляж квадратного сечения с глубокими стенками из сварных стальных труб, покрытых тканью, что обеспечивало достаточную курсовую устойчивость, вертикального киля не было. F.II имел фиксированную ходовую часть, основные агрегаты которой соединялись поперечной балкой.
Там были закрытые помещения для четырех пассажиров; пятый мог путешествовать вместе с пилотом в его открытой кабине, на кресле, изначально предназначенном для механика или штурмана.

Прототип F.II, известный под фирменным обозначением V.45 , был построен на заводе Fokker в Шверине , Германия, и совершил там свой первый полет в октябре 1919 года. Когда Энтони Фоккер решил переместить фирму в Нидерланды, V .45 был незаконно переправлен через границу 20 марта 1920 года. Даже после этого, возможно, еще три экземпляра были построены в Шверине, прежде чем производство было перенесено в Вере . Все F.II, построенные Fokker, имели двигатель BMW IIIa мощностью 138 кВт (185 л.с.) . Голландская авиакомпания KLM , заказавшая первые два F.II после прототипа, обнаружила, что BMW IIIa не хватает мощности и имеются проблемы с охлаждением. После эксперимента с двигателем Mercedes мощностью 133 кВт (178 л.с.) компания KLM модернизировала оба своих самолета на двигатель Armstrong Siddeley Puma мощностью 179 кВт (240 л.с.) .
Однако в Германии технический руководитель Deutsche Aero Lloyd Карл Грулих организовал постройку этого типа по лицензии для авиакомпании, внеся в конструкцию несколько собственных модификаций. В их число входили усиленное шасси, измененная конструкция кабины и измененные трапециевидные окна кабины. По крайней мере 20, подавляющее большинство F.II, были собраны компанией Deutsche Aero Lloyd в Штаакене , Берлин. Там построили фюзеляжи, а вот крылья построила «Альбатрос» и затем передала авиакомпании для окончательной сборки. Эти довольно тяжелые самолеты были оснащены двигателями BMW IV мощностью 172 кВт (230 л.с.) (а позже BMW Va мощностью 239 кВт/320 л.с. ).
Операционная история
[ редактировать ]
Голландская авиакомпания KLM эксплуатировала два самолета F.II в период с 1920 по 1927 год; этот тип был первым самолетом Fokker, который использовался авиакомпанией. После отзыва компанией KLM оба самолета были приобретены компанией SABENA , которая эксплуатировала их по маршруту Брюссель — Антверпен . Машины, построенные Fokker в Германии, были куплены Deutsche Luftreederei и зарегистрированы в Вольном городе Данциг . Самолеты Deutsche Aero Lloyd использовались вплоть до того момента, пока авиакомпания не была поглощена Deutsche Luft Hansa в 1926 году, после чего осталось десять машин. До 1934 года они использовались на региональных маршрутах, связывающих Кёльн с Ахеном , Эссеном , Крефельдом и Мюльхаймом .
Реплика F.II была построена и выставлена в музее Авиодрома в Нидерландах. [ 2 ]
Операторы
[ редактировать ]

Технические характеристики (на базе Puma)
[ редактировать ]Данные де Леу стр.13
Общие характеристики
- Экипаж: один пилот
- Вместимость: 5 пассажиров
- Длина: 11,65 м (38 футов 3 дюйма)
- Размах крыльев: 16,10 м (52 фута 10 дюймов)
- Высота: 3,66 м (12 футов 0 дюймов)
- Площадь крыла: 38,2 м 2 (411 кв. футов)
- Вес пустого: 1200 кг (2650 фунтов)
- Полная масса: 1900 кг (4190 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Armstrong Siddeley Puma , 180 кВт (240 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 150 км/ч (93 миль в час, 81 узел)
- Крейсерская скорость: 120 км/ч (75 миль в час, 65 узлов)
- Дальность действия: 1200 км (750 миль, 650 миль)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Андерсон, стр. 309-310.
- ^ «Конец эпохи, последний коммерческий рейс Fokker на службе KLM. ZAP16.COM. Фотографии с авиашоу, информационные бюллетени о гражданских и военных самолетах» . ZAP16.COM . 27.10.2017 . Проверено 02 января 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]
- Андерсон, Дж. Д. История аэродинамики (1997). Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-66955-3
- де Леу, Р. Фоккер Коммерческий самолет (1994). Публикации Фоккера
- Херрис, Джек и Лекшайд, Йорн (2023). Самолеты Fokker времен Первой мировой войны: Том 5: Проекты 1918 года, Часть 1 — Прототипы и D.VI: столетний взгляд на самолеты Великой войны . Серия «Столетие авиации Великой войны». Том. 55А. np: Книги об аэронавтах. ISBN 978-1-953201-09-6 .
- Тейлор, Майкл Дж. Х. (1989). Энциклопедия авиации Джейн . Лондон: Студийные издания. п. 405.
- Файлы с информацией о мировых самолетах . Лондон: Издательство Bright Star. л.д. 894. Л. 36.
- «Шестиместный моноплан-лимузин Фоккер» . Полет . Том. XII, нет. 609. 26 августа 1920 г., стр. 931–932 . Проверено 9 января 2024 г.
- «Налет Фоккера на Лондон» . Полет . Том. XII, нет. 615. 7 октября 1920 г., стр. 1064–1066 . Проверено 14 августа 2018 г.