Разработка началась в конце 1940-х годов по заказу британского двигателей производителя Rolls-Royce , который искал производителя для производства нового учебно-тренировочного самолета с двигателем Derwent турбореактивным . Фоккер решил спроектировать такой самолет, назвав его S.14 Machtrainer. 19 мая 1951 года первый прототип совершил первый полет . Получив заказ от RNLAF на 20 самолетов, Machtrainer поступил на вооружение службы в 1955 году. Он будет эксплуатироваться службой до тех пор, пока в 1967 году не будут списаны последние экземпляры.
Первоначально Fokker возлагал большие надежды на продажи Machtrainer на мировом рынке тренажеров, включая его производство по лицензии за рубежом. Американский производитель самолетов Fairchild был заинтересован в производстве Machtrainer для ВВС США , но сам не смог получить никаких заказов. Бразилия также вела переговоры о местном производстве 50 машин Machtrainer с двигателями Rolls-Royce Nene , но политические изменения также помешали этим усилиям. Различные страны изучали его принятие, однако Machtrainer в конечном итоге не был принят на вооружение ни одной организацией, кроме RNLAF.
Махатренер Л-11 на статической экспозиции в музее, июнь 2007 г.
После окончания Второй мировой войны страны Европы начали восстанавливать и восстанавливать свою национальную промышленность, и голландский производитель самолетов Fokker не стал исключением. В то время как первоначальная деятельность вращалась вокруг ремонта и строительства самолетов иностранной разработки, таких как Hawker Sea Fury и Gloster Meteor , представители правительства Нидерландов и сама Fokker также стремились возобновить собственную конструкторскую деятельность. В частности, существовал значительный интерес к разработке Fokker самолетов, которые могли бы использовать новые возможности реактивного движения . [ 1 ]
Вероятно, осознав, что растущая распространенность истребителей с реактивными двигателями вскоре приведет к тому, что существующие усовершенствованные учебно-тренировочные самолеты с поршневыми двигателями не будут обладать сопоставимыми характеристиками, [ 2 ] В конце 1940-х годов компания Fokker начала работу над созданием собственного усовершенствованного учебно-тренировочного самолета с реактивным двигателем, получившего обозначение S.14 Machtrainer . В 1949 году авиационный журнал Flight International отметил, что спецификация компании была «уникальной… усовершенствованный учебно-тренировочный самолет с турбореактивным двигателем, предлагающий размещение ученика и инструктора рядом друг с другом, простоту в обслуживании и конструкции и адекватные всесторонние характеристики». ". [ 3 ]
По словам авиационного автора Роланда В. Харкера, идея создания голландского учебно-тренировочного самолета возникла в результате спекулятивного подхода британского двигателей производителя Rolls-Royce к Fokker с чертежами учебно-тренировочного самолета с двигателем Derwent . Предположительно, Rolls-Royce боялся потерять продажи двигателей на большом и прибыльном рынке учебно-тренировочных реактивных самолетов, особенно для Goblin с двигателем De Havilland Vampire ; Ранее компания получила отказ после попытки привлечь внимание британского производителя Miles Aircraft к производству конкурента с двигателем Derwent, и поэтому решила обратиться к Fokker. [ 4 ]
19 мая 1951 года первый прототип, зарегистрированный PH-NDY , совершил свой первый полет ; он был оснащен одним двигателем Derwent V. Однако позже в тот же день он получил значительные повреждения из-за того, что шасси не выдвинулось во время второго полета. Прототип был полностью отремонтирован и впоследствии в том же году был представлен на Парижском авиасалоне . [ 5 ] [ 6 ] Хотя прототип и последовавший за ним серийный самолет были во многом похожи, части планера были усилены, чтобы выдерживать большие перегрузки . [ 7 ]
Королевские ВВС Нидерландов разместили заказ на 20 самолетов S.14, оснащенных более мощным двигателем Rolls-Royce Derwent 8 . [ 1 ] [ номер 1 ] В какой-то момент Fokker возлагал большие надежды на экспортные перспективы Machtrainer; компания провела переговоры с Бразилией о производстве Rolls-Royce Nene 50 машин Machtrainer с двигателями по лицензии . [ 9 ] Кроме того, американский производитель самолетов Fairchild , который позже также построил по лицензии Fokker Friendship , стремился получить заказ на Machtrainer от ВВС США . [ 10 ] Первый отправленный в США демонстратор погиб 20 октября 1955 г. во время демонстрационного полета в Мэриленде, США; самолет вошел в штопор и разбился, в результате чего погиб летчик-испытатель. Еще один S.14 был отправлен в США и совершил демонстрационные полеты в 1955 и 1956 годах. [ 11 ] Гибель унесла жизнь летчика- испытателя Гербена Зондермана , который также совершил первые полеты S-14 в 1951 году. [ 12 ] Сондерман был известным голландским пилотом и борцом сопротивления времен Второй мировой войны, а также испытывал другие модели Fokker, такие как Fokker S-11 . [ 13 ]
S-14 оценивали многие пилоты, в том числе Чак Йегер и Асы Второй мировой войны, и интерес к нему вызвал значительный; его широко хвалили как легкий и щадящий полет. [ 14 ]
Чтобы поддержать продажи компании, первый прототип был модернизирован силовой установкой Nene III, которая была способна развивать тягу до 5100 фунтов силы (23 кН); первый полет в этой конфигурации он совершил 25 октября 1953 года. [ 15 ] Летные испытания показали, что увеличенная мощность Nene III позволила Machtrainer достичь более высокой максимальной скорости - 516 миль в час (830 км/ч). [ 16 ] Однако инициатива Бразилии в конечном итоге сошла на нет, интерес испарился после смены правительства в Бразилии. Fairchild также решила отказаться от своих планов по производству этого типа. Хотя несколько других стран также испытали самолет, заказы не были реализованы. [ 10 ] По сравнению с другими моделями специализированных реактивных учебно-тренировочных самолетов того же периода, такими как Fouga Magister , Machtrainer имел более высокие эксплуатационные расходы. [ нужна ссылка ]
Первоначальный прототип К-1 был дополнительно модифицирован с использованием более мощного двигателя Nene III и совершил испытательный полет в 1953 году. В 1960-х годах он прошел дальнейшие испытания в Голландской национальной аэронавтической и космической лаборатории ( Lucht en Ruuimtevaart Laboratorium ). [ 12 ]
Крупный план сохранившегося Machtrainer. Обратите внимание на носовой воздухозаборник для подачи воздуха в двигатель.
S.14 Machtrainer представлял собой низкоплан- моноплан . Имея цельнометаллическую конструкцию, за исключением моторного отсека, он почти полностью состоял из легких сплавов . [ 3 ] Для размещения просторной кабины он имел довольно широкий фюзеляж . Сообщается, что конструкция и размер крыла позволяли самолету приземляться на гораздо более низких скоростях, чем современные реактивные самолеты. Всего пневматическим приводом. дверного типа с три пневматических тормоза на хвостовой части фюзеляжа было установлено [ 17 ] [ 3 ] Он также был оснащен убирающейся трехколесной ходовой частью , которая также имела пневматический привод; основные колеса были оснащены Dowty производства амортизаторами . Основные агрегаты ходовой части убирались внутрь в центроплан крыла, а носовое колесо убиралось вперед в нишу под носом. [ 18 ]
Чтобы облегчить его использование в качестве учебно-тренировочного, экипаж из двух человек размещался бок о бок в относительно просторной кабине. На самом деле там было достаточно места для третьего члена экипажа, хотя эта возможность потребовала бы удаления радио- или радиолокационного оборудования, которое в противном случае могло бы быть установлено в этом месте. [ 3 ] Основные органы управления, такие как дроссельная заслонка и пневматические тормоза, были продублированы; многие органы управления располагались на центральном постаменте. Обоим экипажам были предоставлены самолеты Martin-Baker. Mk.2FK производства [ 19 ] катапультные сиденья . [ 20 ] Сдвижной капот фонаря был съемным и имел электрическое управление. Большинство электрических систем самолета были установлены непосредственно под кабиной, и доступ к ним был возможен через несколько смотровых панелей; расходные материалы, такие как аккумуляторы и кислородные баллоны, также хранились неподалеку. [ 3 ]
S.14 был оснащен одним двигателем Rolls-Royce Derwent , размещенным в центре фюзеляжа, прямо над низкорасположенным крылом, окруженным стальными стенками и отделенным от кабины огнестойкой переборкой . [ 3 ] Воздух подавался в двигатель через два воздуховода, резко расходившихся от центрального круглого воздухозаборника, находившегося в носовой части самолета. длинная реактивная труба на цапфах Также использовалась ; его можно было освободить и легко переместить для технического обслуживания. [ 3 ] Топливные баки размещались в центральной и внешней частях крыла; электрические подкачивающие насосы перекачивали топливо между двигателем и внутренними баками, в то время как одного давления воздуха было достаточно для перемещения топлива из внешних баков. Центральные секции крыла индивидуально крепились болтами к нижней части фюзеляжа; Само крыло было коническим , покрытым алькладом , и имело разрезные закрылки по центру задней кромки . [ 3 ]
Учебно-тренировочный самолет не был вооружен, но была спроектирована артиллерийская установка с двумя 20-мм пушками, подставившаяся под самолетом артиллерийская установка прошла испытания в качестве макета. Кроме того, на крыльях можно было также поставить какие-то точки подвески для крепления например бомбы, но этого так и не сделали. Пулемет упоминался как опция в рекламной литературе. [ 14 ]
Прототип Fokker S.14 с маркировкой Национальной авиационной лаборатории (NLL) в аэропорту Схипхол в Амстердаме в 1967 году, вскоре после выхода на пенсию.
В октябре 1955 года Machtrainer поступил на вооружение Королевских ВВС Нидерландов; поставки этого типа продолжались до ноября 1956 года. Только 19 из 20 самолетов, заказанных RNLAF, поступили на вооружение, один из которых был уничтожен в результате катастрофы в Соединенных Штатах, когда компания Fokker использовала его в качестве демонстратора перед поставкой. Парк S.14 использовался более десяти лет, в течение которых второй самолет погиб в результате фатальной катастрофы в 1964 году. [ 1 ] [ 21 ] S.14 разбился недалеко от Хенвлита, Зеландия, с гибелью двух членов экипажа 28 мая 1964 года. [ 11 ]
Из первоначального производственного цикла два самолета были потеряны в результате аварий; остальные были списаны через несколько лет после их вывода в конце 1960-х годов. Три из них существуют до сих пор, включая оригинальный прототип (K-1, PH-XIV), который эксплуатировался Национальной лабораторией Luchtvaartlaboratorium (NLL), расположенной в аэропорту Амстердама Схипхол , до выхода на пенсию в марте 1966 года. [ 22 ] Затем он был выставлен в музее Авиодом в Схипхоле, а к 2003 году переехал в новый музей Авиодром в аэропорту Лелистада .
Серийный самолет L-11 хранится в Голландском национальном военном музее на бывшей авиабазе Состерберг . Л-17 находится на реконструкции. Был четвертый, L-18, который располагался рядом с одним из входов на объект Фоккер в Ипенбурге , но этот самолет был списан в 1994 году, одновременно с закрытием объекта. [ 1 ] [ 23 ]
↑ Derwent 8, как и Derwent V, был основан на уменьшенном Rolls-Royce Nene , а не на более ранних Derwent . Это была конструкция с центробежным потоком, девятью камерами сгорания и одноступенчатой турбиной, со скоростью воздушного потока 62,84 фунта / с (28,50 кг / с) и максимальной тягой 16,0 кН; 3600 фунтов силы (1630 кп) при 14700 об/мин. [ 8 ]
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 858ee0170a61376978056dea427788bb__1718438940 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/bb/858ee0170a61376978056dea427788bb.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Fokker S.14 Machtrainer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)