Дуглас DC-5
DC-5/C-110/R3D | |
---|---|
Дуглас R3D-2 ВМС США | |
Роль | Транспорт |
Производитель | Дуглас Эйркрафт Компани |
Дизайнер | Дональд Дуглас |
Первый полет | 20 февраля 1939 г. |
Введение | 1940 |
Ушедший на пенсию | 1949 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | НА КОЛЕНИ КЛМ ВМС США Корпус морской пехоты США |
Количество построенных | 12 |
Разработано на основе | Дуглас ДБ-7 |
Douglas DC-5 (Douglas Commercial Model 5) представлял собой двухмоторный винтовой самолет с числом мест от 16 до 22, предназначенный для более коротких маршрутов, чем Douglas DC-3 или Douglas DC-4 . К тому времени, когда он поступил в коммерческую эксплуатацию в 1940 году, многие авиакомпании отменили заказы на самолеты. Следовательно, было построено всего пять гражданских DC-5. Поскольку компания Douglas Aircraft уже перешла на военное производство времен Второй мировой войны , DC-5 вскоре был отодвинут на второй план мировыми событиями, хотя было произведено ограниченное количество военных вариантов.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]DC-5 был разработан в 1938 году как 16-22-местный самолет. [ 1 ] гражданский авиалайнер, предназначенный для использования Pratt & Whitney R-1690 Hornet или Wright R-1820 Cyclone радиальных двигателей . [ 2 ] Это был первый авиалайнер, сочетавший в себе плечевое крыло и трехопорное шасси — конфигурация, которая до сих пор распространена в турбовинтовых авиалайнерах и военно-транспортных самолетах , хотя современные версии на самом деле представляют собой высокоплан, поскольку конструкция расположена на вершине оболочки фюзеляжа, а не пересекает значительную часть фюзеляжа. сегмент. [ 3 ] Трехопорное шасси было инновационным для транспортных самолетов. Это обеспечило лучшее наземное управление и лучшую видимость для пилотов.
Фюзеляж находился примерно на два фута над землей, поэтому загрузка пассажиров и груза была проще, чем у самолета со стандартным на тот момент обычным шасси . [ 4 ] Самым ранним изменением конструкции было добавление двугранного угла 15 градусов к горизонтальному оперению, чтобы свести на нет намек на проблему аэроупругости. Спинной ремень , представленный в минимальной форме и расширенный до полного роста на Боинге 307, также хорошо развит на DC-5. двигателей Еще одной существенной модификацией было добавление выхлопных труб к гондолам , что было установлено задним числом после того, как серия была запущена в производство. [ 5 ] К прототипу применили необычный оптический трюк. Верхняя часть вертикального стабилизатора и контур мотогондол были окрашены в более темный цвет, соответствующий контуру самолета, в результате чего хвостовое оперение и двигатели казались несколько меньшими, а самолет более изящным. [ 6 ]
До вступления США во Вторую мировую войну были построены один прототип и четыре серийных самолета.
Операционная история
[ редактировать ]Прототип DC-5, серийный номер 411 Douglas, был построен в Эль-Сегундо, Калифорния , с двигателями Wright R-1820-44 Cyclone мощностью 1000 л.с. Самолет совершил свой первый полет 20 февраля 1939 года под Карла Ковера управлением . Этот единственный прототип (в конфигурации всего восемь мест) стал личным самолетом Уильяма Боинга , который назвал его Rover . Позже он был принят на вооружение ВМС США и в феврале 1942 года переоборудован для использования в военных целях как вариант R3D-3. [ 6 ]
Первым заказчиком этого типа стала компания KLM , заказавшая четыре самолета. Pennsylvania Central (позже переименованная в Capital Airlines ) заказала шесть, а SCADTA ( Sociedad Colombo-Alemana de Transportes Aéreos ), предок Avianca , заказала два. Когда заводы Дугласа перешли на военное производство, производство DC-5 было сокращено для создания дополнительных пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless для ВМС США (USN) и Корпуса морской пехоты США (USMC), поэтому только KLM получила авиалайнер с высоким крылом.
Было построено дюжину самолетов DC-5, из которых четыре поступили в коммерческую эксплуатацию KLM. Первые два первоначально использовались авиакомпанией KLM West-Indisch Bedrijf и летали между Парамарибо в Суринаме (ныне Суринам) и Кюрасао на одноименной голландской колониальной территории . Два других были проданы правительству Нидерландов и Индии для использования компанией KNILM (не связанной с KLM, несмотря на то, что их головные офисы находились в Амстердаме) из Батавии (ныне Джакарта , Индонезия) с 1940 года. Первая пара позже также была передана КНИЛМ. Из этих четырех самолетов три использовались для эвакуации гражданского населения с Явы в Австралию в 1942 году; четвертый был поврежден в результате воздушного удара ВВС Императорской Японии по аэропорту Батавия Кемайоран 9 февраля 1942 года и заброшен. Японские войска захватили и впоследствии отремонтировали его для испытаний в Японии в 1943 году. Этот DC-5, окрашенный в камуфляж с опознавательными знаками ВВС Императорской армии Японии, позже использовался в качестве транспорта на Японских островах. . [ 6 ]
Три оставшихся самолета благополучно добрались до Австралии, где были проданы Военно-воздушным силам США (USAAF) и эксплуатировались Союзным управлением воздушного транспорта (ADAT). Два из них были уничтожены к концу 1942 года, другой был передан компании Australian National Airways (ANA), которая эксплуатировала их на протяжении всей войны от имени ADAT. В 1944 году ВВС США задним числом обозначили три самолета C-110 для административных целей.
В 1939 году ВМС США заказали семь самолетов. Три были доставлены как R3D-1, первый из которых разбился еще до доставки. Остальные четыре были R3D-2 для морской пехоты США и были оснащены двигателями Р-1820-44 мощностью 1015 л.с., большим грузовым отсеком и 22 сиденьями для десантников . [ 6 ]
После Второй мировой войны производство DC-5 не было возобновлено из-за большого количества излишков самолетов C-47, переоборудованных для гражданской службы в DC-3. В 1948 году последний уцелевший DC-5 был продан компанией Australian National Airways другой австралийской авиакомпании, которая контрабандой переправила его в Израиль для использования в военных целях. Самолет прибыл в Хайфу в мае 1948 года, а оттуда направился в Сде-Дов имя « Янки-паша – Бублик Лансер , где с его опознавательных знаков была снята и на носу от руки было грубо нарисовано ». Самолет вошел в состав 103-й эскадрильи на авиабазе Рамат-Давид . Поскольку Израиль находился в разгаре арабо-израильской войны 1948 года , его время от времени использовали в качестве бомбардировщика, а также в качестве летательного транспорта. Во время вылетов бомбардировщиков кормовую загрузочную дверь снимали, и бомбы выкатывались из проема «благоразумным толчком ноги члена экипажа». [ 7 ] Эксплуатационные характеристики самолета оспариваются, поскольку авторитетные источники не подтверждают его боевую службу.
Когда война закончилась и 103-я эскадрилья переехала, DC-5 остался в Рамат-Давиде. [ 8 ] В конечном итоге он попал в техническую школу, где широко использовался в качестве планера для наземного обучения в аэропорту Хайфы . Когда он вышел из строя из-за нехватки запчастей, с планера сняли двигатели и приборы, а последний DC-5 был списан в металлолом в Израиле где-то после 1955 года. [ 9 ]
Варианты
[ редактировать ]- Прототип DC-5
- Прототип был продан Уильяму Э. Боингу как личный самолет, модифицированный для размещения 16 пассажирских мест.
- DC-5
- Базовая пассажирская версия: построено пять самолетов, один опытный и четыре серийных.
- С-110
- Ретроактивное обозначение трех бывших зарегистрированных в Индонезии самолетов KNILM , которые были куплены ВВС США для службы в Австралии от имени Управления воздушного транспорта союзников в марте 1942 года. [ 10 ]
- Р3Д-1
- Военная версия DC-5, построенная для ВМС США как 16-местный бронетранспортер. Было произведено три. Один разбился на Майнс -Филд 1 июня 1940 года. Другой был выведен в отставку в январе 1946 года. Третий, как полагают, некоторое время использовался генералом Дугласом Макартуром ; в отставке, январь 1945 г.
- Р3Д-2
- Военная версия DC-5, построенная для Корпуса морской пехоты США как 22-местная версия для десантников, было произведено четыре.
- Р3Д-3
- Прототип, получивший регистрационный номер NC21701, продан военным в 1942 году. [ 11 ] Выведен из эксплуатации 30 июня 1946 года в Аэронавигационной лаборатории ВМС США, Банана-Ривер, Флорида.
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]- Австралия
- Израиль
- ВВС Израиля эксплуатировали один DC-5.
- Япония
- ВВС Императорской армии Японии эксплуатировали один трофейный голландский DC-5.
- Соединенные Штаты
- Три самолета ВВС США были введены в эксплуатацию в Австралии в 1942 году и получили обозначение C-110. [ 10 ]
- ВМС США эксплуатировали два R3D-1, еще один самолет разбился перед доставкой. [ 12 ] В 1942 году был куплен прототип. [ 13 ]
- Корпус морской пехоты США эксплуатировал четыре R3D-2. [ 12 ]
Гражданские операторы
[ редактировать ]- Австралия
- Голландская Вест-Индия
- Два самолета KLM West Indies были доставлены новыми в апреле и мае 1940 года, с 1941 года они эксплуатировались компанией KNILM, которая до сих пор принадлежит KLM.
- Голландская Ост-Индия
- Два самолета KNILM были доставлены KLM в июне/июле 1940 года, проданы правительству Нидерландской Ост-Индии и сданы в аренду KNILM. [ 14 ] Еще два самолета были переданы из KLM Вест-Индия в 1941 году. Три бежали в Австралию в феврале 1942 года, а один, поврежденный во время налета японской авиации в феврале 1942 года, был отремонтирован и использовался японской армией.
- Соединенные Штаты
- Уильям Э. Боинг эксплуатировал один DC-5, поставленный в 1940 году и проданный ВМС США в 1942 году. [ 13 ]
Известные планеры
[ редактировать ]Строительный номер | Гражданская регистрация | Дата первоначального обслуживания | Регистрация на военную службу | последнее отмеченное | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
424 | PH-AX | Резервирование для KLM как PH-AXA «Alk» (бронирование не принято из-за отправки на Нидерландские Антильские острова) | |||
как PJ-AIW | Май 1940 г. | Отправился на Кюрасао на рейс KLM West Indisch bedrijf под позывным PJ-AIW "Wakago". После начала войны ненадолго отправился в Нидерланды, Индию через США. | |||
как ПК-АЦП | август 1941 г. | Цветовая гамма камуфляж. В феврале 1942 года был переброшен в Австралию из-за японской угрозы. | |||
VH-CXB | апрель 1942 г. | USAAF чувак | Используется для чартерных перевозок Союзным управлением воздушного транспорта (ADAT). | ||
июнь 1944 г. | ретро-серийный номер 44-83231 | 1946 | зарегистрирован и присвоено обозначение типа С-110. Используется 21-й эскадрильей USAAF в цветах и маркировке USAAF. Списан в 1946 году в Эссендоне. | ||
426 | PH-AXB | Зарезервировано для KLM как PH-AXB «Boschduif», но этот планер использовался для статических разрушающих испытаний для модификаций, требуемых агентством летной годности Нидерландов. Дуглас заменил его на новый c/n 426. | |||
426 | PH-AXG | Резервирование для KLM как PH-AXG "Grutto" (бронирование не принято из-за отправки на Нидерландские Антильские острова) | |||
ПИ-АИЗ | 30 мая 1940 г. | Отправлялся на Кюрасао рейсом KLM West Indisch bedrijf под позывным PJ-AIZ «Zonvogel». После начала войны ненадолго отправился в Нидерланды, Индию через США. | |||
ПК-ДОБАВИТЬ | август 1941 г. | Цветовая гамма камуфляж. В феврале 1942 года был переброшен в Австралию из-за японской угрозы. | |||
41-426/ВХ-СХС | апрель 1942 г. | Используется для чартерных перевозок Союзным управлением воздушного транспорта (ADAT). | |||
июнь 1944 г. | ретро-серийный номер 44-83232 | зарегистрирован и присвоено обозначение типа С-110. Используется 21-й эскадрильей USAAF в цветах и маркировке USAAF. | |||
ВХ-АРД | июль 1946 г. | Продан компании Australian National Airways, а затем компании Gregory Richmond Board в Сиднее, а позже компании New Holland Airways как «Bali Clipper». | |||
1501 | 1948 | 1962 | Продан через Италию ВВС Израиля; получил серийный номер IAF 1501. Поступил в техническую школу ВВС Израиля в Хайфе. Предположительно списан в середине 1960-х годов. | ||
428 | PH-AXB | Бронирование для KLM как PH-AXB "Boschduif" | |||
ПК-АДБ/Д-904 | Май 1940 г. | поступил в KNILM в Нидерландах и Индии. | |||
Цветовая гамма камуфляж. В феврале 1942 года был переброшен в Австралию из-за японской угрозы. | |||||
41-428/VH-CXA | апрель 1942 г. | Используется для чартерных перевозок Союзным управлением воздушного транспорта (ADAT). Предположительно поврежден во время нападения японцев на Порт-Морсби (ПНГ) в августе 1942 года, другие говорят, что это был Парафилд (Южная Австралия) в конце 1942 года. | |||
июнь 1944 г. | ретро-серийный номер 44-83230 | зарегистрирован и получил обозначение типа С-110, хотя он был списан 18 месяцев назад. | |||
430 | PH-AXE | Бронирование для KLM как PH-AXE "Eend" | |||
ПК-АДА/Д-905 | поступил в KNILM в Нидерландах и Индии. | ||||
Март 1942 г. | Захвачен японскими войсками, отремонтирован и доставлен в Токио для испытаний. | ||||
1945 | списано |
Технические характеристики (ДК-5)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1939 г., [ 17 ] Самолеты McDonnell Douglas с 1920 года: Том I [ 18 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Вместимость: 16-24 пассажира
- Длина: 62 фута 2 дюйма (18,95 м)
- Размах крыльев: 78 футов (24 м)
- Высота: 19 футов 10 дюймов (6,05 м)
- Площадь крыла: 824 кв. футов (76,6 м 2 )
- Профиль профиля : корень: NACA 23018 ; совет: NACA 23012 [ 19 ]
- Пустой вес: 13 674 фунта (6 202 кг)
- Полная масса: 20 000 фунтов (9 072 кг)
- Запас топлива: ~ 550 галлонов США (460 имп галлонов; 2100 л); 34 галлона США (28 имп галлонов; 130 л) масла в двух баках гондолы.
- Силовая установка: 2 Wright GR-1820-G102A Cyclone с воздушным охлаждением, мощностью 900 л.с. (670 кВт) каждый при 2300 об/мин и высоте 6700 футов (2000 м). 9-цилиндровых радиально-поршневых двигателя
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты Hamilton-Standard Hydromatic с полным флюгированием и изменяемым шагом.
Производительность
- Максимальная скорость: 230 миль в час (370 км/ч, 200 узлов) на высоте 7700 футов (2300 м)
- Крейсерская скорость: 195 миль в час (314 км/ч, 169 узлов), мощность 65% на высоте 10 000 футов (3 000 м)
- Дальность: максимум 1600 миль (2600 км, 1400 миль)
- Практический потолок: 23 700 футов (7 200 м)
- Абсолютный потолок на одном двигателе: 11 400 футов (3 500 м).
- Скорость набора высоты: 1585 футов/мин (8,05 м/с).
- Нагрузка на крыло: 24,3 фунта/кв. футов (119 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,11 л.с./фунт (0,18 кВт/кг)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список гражданских самолетов
- Список военных самолетов США
- Список обозначений самолетов ВМС США (до 1962 г.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Транспорт DC-5/C-110» . Боинг . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ Дельта 1993, с. 14.
- ^ Дельта 1993, с. 15.
- ^ Юптнер 1994, с. 106
- ^ Дельта 1993, стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б с д Ферстаппен, Гарри. «Дуглас DC-5:« Забытый Дуглас »». Кюрасов: голландский карибский остров Кюрасао. через vrcurassow.com , 4 сентября 2001 г. Дата обращения: 6 июня 2010 г.
- ^ Дельта 1993, с. 65.
- ^ Нортон 2004, с. 109.
- ^ Дельта 1993, стр. 64–65.
- ^ Jump up to: а б Андраде 1979, с. 84
- ^ Уильям Э. Боинг
- ^ Jump up to: а б Андраде 1979, с. 214
- ^ Jump up to: а б Файл ФАУ NC21701
- ^ Пит Кок - Дуглас DC-5, стр. 96.
- ^ «Второй регистр 1929 — 1949 Германа Деккера» .
- ^ «IPMS Nederland — Дуглас DC-5» .
- ^ Грей, компьютерная графика; Бриджмен, Леонард, ред. (1939). Джейн «Все самолеты мира», 1939 год . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd. п. 245с.
- ^ Франсильон, Рене Дж. (1988). Самолеты McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. Лондон: Издательство Военно-морского института. стр. 296–303. ISBN 0870214284 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дельта, Майк. «Забытая пятерка: история очень ограниченного производства авиалайнера Douglas DC-5». Air Classics , том 29, номер 7, июль 1993 г. ISSN 0002-2241.
- Франсильон, Рене Дж. МакДоннелл Дуглас Самолеты с 1920 года . Лондон: Патнэм, 1979. ISBN 0-370-00050-1 .
- Юпнтер, Джозеф П. Серия гражданских самолетов США, Том 8. . Саммит Блу-Ридж, Пенсильвания: TAB Books, 1994. ISBN 0-8306-4373-7 .
- Леде, Мишель (апрель 2002 г.). «Авиация союзников в японских цветах». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (109): 17–21. ISSN 1243-8650 .
- Леде, Мишель (май 2002 г.). «Самолеты союзников в японских цветах». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (110): 16–23. ISSN 1243-8650 .
- Нортон, Билл. На грани: история ВВС Израиля и их самолетов с 1947 года . Хинкли, Великобритания: Публикации округов Мидленд, 2004. ISBN 1-85780-088-5 .
- Пирси, Артур. Проплинеры Дугласа: DC-1 – DC-7 . Лондон: Эйрлайф, 1995. ISBN 1-85310-261-X .