Jump to content

Дуглас DC-5

DC-5/C-110/R3D
Дуглас R3D-2 ВМС США
Роль Транспорт
Производитель Дуглас Эйркрафт Компани
Дизайнер Дональд Дуглас
Первый полет 20 февраля 1939 г.
Введение 1940
Ушедший на пенсию 1949
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи НА КОЛЕНИ
КЛМ
ВМС США
Корпус морской пехоты США
Количество построенных 12
Разработано на основе Дуглас ДБ-7

Douglas DC-5 (Douglas Commercial Model 5) представлял собой двухмоторный винтовой самолет с числом мест от 16 до 22, предназначенный для более коротких маршрутов, чем Douglas DC-3 или Douglas DC-4 . К тому времени, когда он поступил в коммерческую эксплуатацию в 1940 году, многие авиакомпании отменили заказы на самолеты. Следовательно, было построено всего пять гражданских DC-5. Поскольку компания Douglas Aircraft уже перешла на военное производство времен Второй мировой войны , DC-5 вскоре был отодвинут на второй план мировыми событиями, хотя было произведено ограниченное количество военных вариантов.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Дуглас DC-5, около 1939 года.

DC-5 был разработан в 1938 году как 16-22-местный самолет. [ 1 ] гражданский авиалайнер, предназначенный для использования Pratt & Whitney R-1690 Hornet или Wright R-1820 Cyclone радиальных двигателей . [ 2 ] Это был первый авиалайнер, сочетавший в себе плечевое крыло и трехопорное шасси — конфигурация, которая до сих пор распространена в турбовинтовых авиалайнерах и военно-транспортных самолетах , хотя современные версии на самом деле представляют собой высокоплан, поскольку конструкция расположена на вершине оболочки фюзеляжа, а не пересекает значительную часть фюзеляжа. сегмент. [ 3 ] Трехопорное шасси было инновационным для транспортных самолетов. Это обеспечило лучшее наземное управление и лучшую видимость для пилотов.

Фюзеляж находился примерно на два фута над землей, поэтому загрузка пассажиров и груза была проще, чем у самолета со стандартным на тот момент обычным шасси . [ 4 ] Самым ранним изменением конструкции было добавление двугранного угла 15 градусов к горизонтальному оперению, чтобы свести на нет намек на проблему аэроупругости. Спинной ремень , представленный в минимальной форме и расширенный до полного роста на Боинге 307, также хорошо развит на DC-5. двигателей Еще одной существенной модификацией было добавление выхлопных труб к гондолам , что было установлено задним числом после того, как серия была запущена в производство. [ 5 ] К прототипу применили необычный оптический трюк. Верхняя часть вертикального стабилизатора и контур мотогондол были окрашены в более темный цвет, соответствующий контуру самолета, в результате чего хвостовое оперение и двигатели казались несколько меньшими, а самолет более изящным. [ 6 ]

До вступления США во Вторую мировую войну были построены один прототип и четыре серийных самолета.

Операционная история

[ редактировать ]
Американский транспортный самолет DC-5 доставляет грузы с материковой части Австралии войскам союзников в Порт-Морсби, Новая Гвинея, август 1942 года.

Прототип DC-5, серийный номер 411 Douglas, был построен в Эль-Сегундо, Калифорния , с двигателями Wright R-1820-44 Cyclone мощностью 1000 л.с. Самолет совершил свой первый полет 20 февраля 1939 года под Карла Ковера управлением . Этот единственный прототип (в конфигурации всего восемь мест) стал личным самолетом Уильяма Боинга , который назвал его Rover . Позже он был принят на вооружение ВМС США и в феврале 1942 года переоборудован для использования в военных целях как вариант R3D-3. [ 6 ]

Первым заказчиком этого типа стала компания KLM , заказавшая четыре самолета. Pennsylvania Central (позже переименованная в Capital Airlines ) заказала шесть, а SCADTA ( Sociedad Colombo-Alemana de Transportes Aéreos ), предок Avianca , заказала два. Когда заводы Дугласа перешли на военное производство, производство DC-5 было сокращено для создания дополнительных пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless для ВМС США (USN) и Корпуса морской пехоты США (USMC), поэтому только KLM получила авиалайнер с высоким крылом.

Было построено дюжину самолетов DC-5, из которых четыре поступили в коммерческую эксплуатацию KLM. Первые два первоначально использовались авиакомпанией KLM West-Indisch Bedrijf и летали между Парамарибо в Суринаме (ныне Суринам) и Кюрасао на одноименной голландской колониальной территории . Два других были проданы правительству Нидерландов и Индии для использования компанией KNILM (не связанной с KLM, несмотря на то, что их головные офисы находились в Амстердаме) из Батавии (ныне Джакарта , Индонезия) с 1940 года. Первая пара позже также была передана КНИЛМ. Из этих четырех самолетов три использовались для эвакуации гражданского населения с Явы в Австралию в 1942 году; четвертый был поврежден в результате воздушного удара ВВС Императорской Японии по аэропорту Батавия Кемайоран 9 февраля 1942 года и заброшен. Японские войска захватили и впоследствии отремонтировали его для испытаний в Японии в 1943 году. Этот DC-5, окрашенный в камуфляж с опознавательными знаками ВВС Императорской армии Японии, позже использовался в качестве транспорта на Японских островах. . [ 6 ]

Захваченный бывший KNILM DC-5 на вооружении ВВС Императорской армии Японии.

Три оставшихся самолета благополучно добрались до Австралии, где были проданы Военно-воздушным силам США (USAAF) и эксплуатировались Союзным управлением воздушного транспорта (ADAT). Два из них были уничтожены к концу 1942 года, другой был передан компании Australian National Airways (ANA), которая эксплуатировала их на протяжении всей войны от имени ADAT. В 1944 году ВВС США задним числом обозначили три самолета C-110 для административных целей.

В 1939 году ВМС США заказали семь самолетов. Три были доставлены как R3D-1, первый из которых разбился еще до доставки. Остальные четыре были R3D-2 для морской пехоты США и были оснащены двигателями Р-1820-44 мощностью 1015 л.с., большим грузовым отсеком и 22 сиденьями для десантников . [ 6 ]

После Второй мировой войны производство DC-5 не было возобновлено из-за большого количества излишков самолетов C-47, переоборудованных для гражданской службы в DC-3. В 1948 году последний уцелевший DC-5 был продан компанией Australian National Airways другой австралийской авиакомпании, которая контрабандой переправила его в Израиль для использования в военных целях. Самолет прибыл в Хайфу в мае 1948 года, а оттуда направился в Сде-Дов имя « Янки-паша – Бублик Лансер , где с его опознавательных знаков была снята и на носу от руки было грубо нарисовано ». Самолет вошел в состав 103-й эскадрильи на авиабазе Рамат-Давид . Поскольку Израиль находился в разгаре арабо-израильской войны 1948 года , его время от времени использовали в качестве бомбардировщика, а также в качестве летательного транспорта. Во время вылетов бомбардировщиков кормовую загрузочную дверь снимали, и бомбы выкатывались из проема «благоразумным толчком ноги члена экипажа». [ 7 ] Эксплуатационные характеристики самолета оспариваются, поскольку авторитетные источники не подтверждают его боевую службу.

Когда война закончилась и 103-я эскадрилья переехала, DC-5 остался в Рамат-Давиде. [ 8 ] В конечном итоге он попал в техническую школу, где широко использовался в качестве планера для наземного обучения в аэропорту Хайфы . Когда он вышел из строя из-за нехватки запчастей, с планера сняли двигатели и приборы, а последний DC-5 был списан в металлолом в Израиле где-то после 1955 года. [ 9 ]

Варианты

[ редактировать ]
Прототип DC-5
Прототип был продан Уильяму Э. Боингу как личный самолет, модифицированный для размещения 16 пассажирских мест.
DC-5
Базовая пассажирская версия: построено пять самолетов, один опытный и четыре серийных.
С-110
Ретроактивное обозначение трех бывших зарегистрированных в Индонезии самолетов KNILM , которые были куплены ВВС США для службы в Австралии от имени Управления воздушного транспорта союзников в марте 1942 года. [ 10 ]
Р3Д-1
Военная версия DC-5, построенная для ВМС США как 16-местный бронетранспортер. Было произведено три. Один разбился на Майнс -Филд 1 июня 1940 года. Другой был выведен в отставку в январе 1946 года. Третий, как полагают, некоторое время использовался генералом Дугласом Макартуром ; в отставке, январь 1945 г.
Р3Д-2
Военная версия DC-5, построенная для Корпуса морской пехоты США как 22-местная версия для десантников, было произведено четыре.
Р3Д-3
Прототип, получивший регистрационный номер NC21701, продан военным в 1942 году. [ 11 ] Выведен из эксплуатации 30 июня 1946 года в Аэронавигационной лаборатории ВМС США, Банана-Ривер, Флорида.

Операторы

[ редактировать ]

Военные операторы

[ редактировать ]
Австралия
Израиль
Япония
Соединенные Штаты

Гражданские операторы

[ редактировать ]
Австралия
Голландская Вест-Индия
  • Два самолета KLM West Indies были доставлены новыми в апреле и мае 1940 года, с 1941 года они эксплуатировались компанией KNILM, которая до сих пор принадлежит KLM.
Голландская Ост-Индия
  • Два самолета KNILM были доставлены KLM в июне/июле 1940 года, проданы правительству Нидерландской Ост-Индии и сданы в аренду KNILM. [ 14 ] Еще два самолета были переданы из KLM Вест-Индия в 1941 году. Три бежали в Австралию в феврале 1942 года, а один, поврежденный во время налета японской авиации в феврале 1942 года, был отремонтирован и использовался японской армией.
Соединенные Штаты
  • Уильям Э. Боинг эксплуатировал один DC-5, поставленный в 1940 году и проданный ВМС США в 1942 году. [ 13 ]

Известные планеры

[ редактировать ]
Самолеты и истории [ 15 ] [ 16 ]
Строительный номер Гражданская регистрация Дата первоначального обслуживания Регистрация на военную службу последнее отмеченное Примечания
424 PH-AX Резервирование для KLM как PH-AXA «Alk» (бронирование не принято из-за отправки на Нидерландские Антильские острова)
как PJ-AIW Май 1940 г. Отправился на Кюрасао на рейс KLM West Indisch bedrijf под позывным PJ-AIW "Wakago". После начала войны ненадолго отправился в Нидерланды, Индию через США.
как ПК-АЦП август 1941 г. Цветовая гамма камуфляж. В феврале 1942 года был переброшен в Австралию из-за японской угрозы.
VH-CXB апрель 1942 г. USAAF чувак Используется для чартерных перевозок Союзным управлением воздушного транспорта (ADAT).
июнь 1944 г. ретро-серийный номер 44-83231 1946 зарегистрирован и присвоено обозначение типа С-110. Используется 21-й эскадрильей USAAF в цветах и ​​маркировке USAAF. Списан в 1946 году в Эссендоне.
426 PH-AXB Зарезервировано для KLM как PH-AXB «Boschduif», но этот планер использовался для статических разрушающих испытаний для модификаций, требуемых агентством летной годности Нидерландов. Дуглас заменил его на новый c/n 426.
426 PH-AXG Резервирование для KLM как PH-AXG "Grutto" (бронирование не принято из-за отправки на Нидерландские Антильские острова)
ПИ-АИЗ 30 мая 1940 г. Отправлялся на Кюрасао рейсом KLM West Indisch bedrijf под позывным PJ-AIZ «Zonvogel». После начала войны ненадолго отправился в Нидерланды, Индию через США.
ПК-ДОБАВИТЬ август 1941 г. Цветовая гамма камуфляж. В феврале 1942 года был переброшен в Австралию из-за японской угрозы.
41-426/ВХ-СХС апрель 1942 г. Используется для чартерных перевозок Союзным управлением воздушного транспорта (ADAT).
июнь 1944 г. ретро-серийный номер 44-83232 зарегистрирован и присвоено обозначение типа С-110. Используется 21-й эскадрильей USAAF в цветах и ​​маркировке USAAF.
ВХ-АРД июль 1946 г. Продан компании Australian National Airways, а затем компании Gregory Richmond Board в Сиднее, а позже компании New Holland Airways как «Bali Clipper».
1501 1948 1962 Продан через Италию ВВС Израиля; получил серийный номер IAF 1501. Поступил в техническую школу ВВС Израиля в Хайфе. Предположительно списан в середине 1960-х годов.
428 PH-AXB Бронирование для KLM как PH-AXB "Boschduif"
ПК-АДБ/Д-904 Май 1940 г. поступил в KNILM в Нидерландах и Индии.
Цветовая гамма камуфляж. В феврале 1942 года был переброшен в Австралию из-за японской угрозы.
41-428/VH-CXA апрель 1942 г. Используется для чартерных перевозок Союзным управлением воздушного транспорта (ADAT). Предположительно поврежден во время нападения японцев на Порт-Морсби (ПНГ) в августе 1942 года, другие говорят, что это был Парафилд (Южная Австралия) в конце 1942 года.
июнь 1944 г. ретро-серийный номер 44-83230 зарегистрирован и получил обозначение типа С-110, хотя он был списан 18 месяцев назад.
430 PH-AXE Бронирование для KLM как PH-AXE "Eend"
ПК-АДА/Д-905 поступил в KNILM в Нидерландах и Индии.
Март 1942 г. Захвачен японскими войсками, отремонтирован и доставлен в Токио для испытаний.
1945 списано

Технические характеристики (ДК-5)

[ редактировать ]

Данные Jane's All the World's Aircraft, 1939 г., [ 17 ] Самолеты McDonnell Douglas с 1920 года: Том I [ 18 ]

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 230 миль в час (370 км/ч, 200 узлов) на высоте 7700 футов (2300 м)
  • Крейсерская скорость: 195 миль в час (314 км/ч, 169 узлов), мощность 65% на высоте 10 000 футов (3 000 м)
  • Дальность: максимум 1600 миль (2600 км, 1400 миль)
  • Практический потолок: 23 700 футов (7 200 м)
  • Абсолютный потолок на одном двигателе: 11 400 футов (3 500 м).
  • Скорость набора высоты: 1585 футов/мин (8,05 м/с).
  • Нагрузка на крыло: 24,3 фунта/кв. футов (119 кг/м). 2 )
  • Мощность/масса : 0,11 л.с./фунт (0,18 кВт/кг)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Транспорт DC-5/C-110» . Боинг . Проверено 8 августа 2017 г.
  2. ^ Дельта 1993, с. 14.
  3. ^ Дельта 1993, с. 15.
  4. ^ Юптнер 1994, с. 106
  5. ^ Дельта 1993, стр. 15–16.
  6. ^ Jump up to: а б с д Ферстаппен, Гарри. «Дуглас DC-5:« Забытый Дуглас »». Кюрасов: голландский карибский остров Кюрасао. через vrcurassow.com , 4 сентября 2001 г. Дата обращения: 6 июня 2010 г.
  7. ^ Дельта 1993, с. 65.
  8. ^ Нортон 2004, с. 109.
  9. ^ Дельта 1993, стр. 64–65.
  10. ^ Jump up to: а б Андраде 1979, с. 84
  11. ^ Уильям Э. Боинг
  12. ^ Jump up to: а б Андраде 1979, с. 214
  13. ^ Jump up to: а б Файл ФАУ NC21701
  14. ^ Пит Кок - Дуглас DC-5, стр. 96.
  15. ^ «Второй регистр 1929 — 1949 Германа Деккера» .
  16. ^ «IPMS Nederland — Дуглас DC-5» .
  17. ^ Грей, компьютерная графика; Бриджмен, Леонард, ред. (1939). Джейн «Все самолеты мира», 1939 год . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd. п. 245с.
  18. ^ Франсильон, Рене Дж. (1988). Самолеты McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. Лондон: Издательство Военно-морского института. стр. 296–303. ISBN  0870214284 .
  19. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Дельта, Майк. «Забытая пятерка: история очень ограниченного производства авиалайнера Douglas DC-5». Air Classics , том 29, номер 7, июль 1993 г. ISSN 0002-2241.
  • Франсильон, Рене Дж. МакДоннелл Дуглас Самолеты с 1920 года . Лондон: Патнэм, 1979. ISBN   0-370-00050-1 .
  • Юпнтер, Джозеф П. Серия гражданских самолетов США, Том 8. . Саммит Блу-Ридж, Пенсильвания: TAB Books, 1994. ISBN   0-8306-4373-7 .
  • Леде, Мишель (апрель 2002 г.). «Авиация союзников в японских цветах». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (109): 17–21. ISSN   1243-8650 .
  • Леде, Мишель (май 2002 г.). «Самолеты союзников в японских цветах». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (110): 16–23. ISSN   1243-8650 .
  • Нортон, Билл. На грани: история ВВС Израиля и их самолетов с 1947 года . Хинкли, Великобритания: Публикации округов Мидленд, 2004. ISBN   1-85780-088-5 .
  • Пирси, Артур. Проплинеры Дугласа: DC-1 – DC-7 . Лондон: Эйрлайф, 1995. ISBN   1-85310-261-X .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f621c4e449f67a2f67ec4186123af939__1720479660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/39/f621c4e449f67a2f67ec4186123af939.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Douglas DC-5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)