Эрих Лей
Эрих Лей | |
---|---|
![]() Хельмут Вик (в центре), Эрих Лей (справа) 6 октября 1940 года. [ 1 ] | |
Рожденный | Типа , Германская империя | 10 сентября 1916 г.
Умер | 7 марта 1945 г. Белиц , оккупированная немцами Польша. | (28 лет)
Похороненный | Кладбище в Валашских Мезиржичи |
Верность | ![]() |
Услуга/ | ВВС |
Лет службы | 1936–1945 |
Классифицировать | Майор (майор) |
Единица | JG 71, JG 2 , JG 51 , JG 77 |
Команды | I./JG 2 , I./JG 51 , JG 77 |
Битвы/войны | Посмотреть сражения |
Награды | Рыцарский крест Железного креста |
Эрих Лейе (10 сентября 1916 — 7 марта 1945) — немецкий Люфтваффе военный летчик и командир крыла во время Второй мировой войны . На его счету как асу-истребителю 121 воздушная победа, выполненная в более чем 500 боевых вылетах. Он заявил о 44 самолетах на Западном фронте , 77 — на Восточном фронте , включая один четырехмоторный бомбардировщик.
Лей родился в Киле и вырос в Веймарской республике и нацистской Германии . В 1939 году он служил в составе Jagdgeschwader 51 (JG 51–51-й истребительный авиаполк), а в начале 1940 года его перевели в Jagdgeschwader 2 «Richthofen» (JG 2–2-й истребительный авиаполк). Летая с этим авиаполком, Лей одержал свою первую воздушную победу на 14 мая во время битвы за Францию получил Рыцарский крест Железного креста и 1 августа . 1941. В июне 1942 года он получил командование I. Gruppe JG 2. В 1943 году он был переведен обратно в JG 51, где командовал I. Gruppe . Это подразделение сражалось на Восточном фронте, где 6 ноября 1943 года он одержал свою 100-ю воздушную победу. В декабре 1944 года он получил командование Jagdgeschwader 77 (JG 77–77-й истребительный авиаполк). Лей погиб в бою 7 марта 1945 года. Посмертно он был произведен в звание оберстлейтенанта (подполковника) и номинирован на Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Лей родился 10 сентября 1916 года в Киле , в то время в провинции Шлезвиг-Гольштейн , провинции Королевства Пруссия . [ 2 ] В августе 1939 года Лей временно возглавил резервную эскадрилью Jagdgeschwader (JG 71–71-й истребительный авиаполк) , 71 его не заменил оберлейтенант (первый лейтенант) Хорст Титцен . пока 29 августа [ Примечание 1 ] представлял Резервный штаб собой учебную эскадрилью, оснащенную истребителями Мессершмитт Bf 109 D-1, в то время базировавшуюся в Бад-Айблинге и подчинявшуюся I. Gruppe (1-я группа) Jagdgeschwader 51 (JG 51–51-й истребительный авиаполк). 26 августа, во время фазы немецкой мобилизации , резервный штаб был направлен в Фюрстенфельдбрук , где ему было поручено обеспечить истребительную защиту Мюнхена . [ 3 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война в Европе началась в пятницу 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу . 21 марта 1940 года Лейе перевели в III. Группа (3-я группа) Jagdgeschwader 2 «Рихтгофен» (JG 2—2-й истребительный авиаполк), названная в честь аса-истребителя Первой мировой войны Манфреда фон Рихтгофена . [ 2 ] Свою первую победу он одержал 14 мая во время битвы за Францию , когда сбил бомбардировщик «Бристоль Бленхейм» в 12 километрах (7,5 милях) к востоку от Седана . [ 4 ] К октябрю 1940 года Лей служил в гешвадерштабе (штабном подразделении) JG 2. 28 ноября 1940 года Лей был ведомым майора (командира крыла (майора) Гельмута Вика , гешвадеркоммодора ) JG 2, во время миссии на остров Масса . Лей заявил, что истребитель Supermarine Spitfire уничтожен, что стало его одиннадцатой победой в воздухе. Во время этого задания Уик погиб в бою , когда его сбил, вероятно, лейтенант Джон Дандас из 609-й эскадрильи, который также был убит в тот день. [ 5 ]
23 июля 1941 года он заявил, что за один день было сбито шесть «Спитфайров», что стало « лучшим достижением за день », в результате чего его общее количество побед в воздухе достигло 21. [ 6 ] За это Лейе был награжден Рыцарским крестом Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ) 1 августа 1941 года. Он получил награду от фельдмаршала (фельдмаршала) Хуго Шперле вместе с другими пилотами JG 2 «Рихтгофен» лейтенантом Эгоном Майером и оберлейтенантом Рудольфом. Пфланц в тот день. Вручение тройной награды было записано в Deutsche Wochenschau (Немецкое еженедельное обозрение), серии кинохроник выпущенной в кинотеатрах. [ 2 ] [ 7 ] К концу 1941 года на его счету 32 воздушные победы. Его 32-м заявлением стал Handley Page Halifax, тяжелый бомбардировщик сбитый 30 декабря в окрестностях Бреста . [ 8 ] 26 января 1942 года Лей заявил, что «Спитфайр» был сбит к югу от Рэйм-Хед . Пилотировал «Спитфайр» Казимеж Косинский из 302-й польской истребительной эскадрильи, который погиб в тот день в бою во время морской разведывательной миссии. [ 9 ]
командир группы
[ редактировать ]24 июня 1942 года Лей был официально назначен группенкомандером (командиром группы) I. Gruppe JG 2. [ 10 ] Таким образом, Лей сменил на этом посту гауптмана Игнаца Престела, погибшего в бою 4 мая 1942 года. [ 11 ] Он участвовал в воздушном бою во время рейда на Дьепп 19 августа и заявил, что «Спитфайр» был сбит в 5 км (3,1 мили) к северу от Дьеппа . [ 12 ] Это было его последнее заявление на Западном фронте. Затем он был сбит и ранен, выпрыгнув из своего Focke-Wulf Fw 190 A-2 ( Werknummer 0326 — заводской номер) в 12 км (7,5 миль) к юго-западу от Абвиля . [ 13 ]
Его травмы потребовали госпитализации. Лей вернулся в свою часть 2 октября 1942 года. Во время выздоровления оберлейтенант Кристиан Эйкхофф временно возглавил I. Gruppe . [ 10 ] 13 августа Шперле утвердил льготное повышение Лейе до гауптмана (капитана). [ 2 ] В октябре Группа участвовала в относительно небольших действиях. Опасаясь вторжения союзников на французское побережье Средиземного моря, I. Gruppe было приказано высадиться на аэродром Марсель-Мариньян 8 ноября . Там ему была поставлена задача обеспечить истребительную защиту прибрежной зоны. Не вступая в воздушные бои, группа оставалась на юге Франции до конца 1942 года. [ 14 ]
Восточный фронт
[ редактировать ]В январе 1943 года Лейе был переведен в качестве группенкомандера в I. Gruppe JG 51, базировавшуюся на Восточном фронте . [ 15 ] Командование I. Gruppe JG 2 затем было передано майору Гельмуту Больцу. [ 16 ] Лей получил приказ о переводе 6 января и 17 января прибыл в свое новое подразделение, которое в то время базировалось в Исоче [1] недалеко от Невеля . [ 17 ] тот день предшественник Лейе на посту командира группы оберлейтенант В Рудольф Буш погиб в бою, столкнувшись в воздухе с гешвадеркоммодора оберстлейтенантом (подполковником) Карлом-Готфридом Нордманном . [ 18 ] К моменту прибытия Лейе на Восточный фронт советские и немецкие войска участвовали в битве за Великие Луки и в боях под Ржевом на участке действия JG 51. 28 января I. Gruppe была вынуждена отказаться от аэродрома в Исоче и перебралась на аэродром западнее Орла . [ 19 ] Вылетая из Орла, Лей заявил, что 2 февраля был сбит истребитель МиГ-3 Микояна-Гуревича , что стало его первой воздушной победой на Восточном фронте. [ 20 ]
Лей руководил группой во время наступательных операций, предшествовавших операции «Цитадель» , которая положила начало Курской битве . Бой начался 5 июля 1943 года, когда I. Gruppe JG 51 поддерживала 9-ю немецкую армию в ее северной атаке на Курский выступ. В первые дни операции основной задачей I. Gruppe сопровождения бомбардировщиков Kampfgeschwader 4 , Kampfgeschwader 51 и Kampfgeschwader 53 , а также пикирующих Junkers Ju 87 бомбардировщиков Sturzkampfgeschwader было обеспечение истребительного 1 . [ 21 ] В первый день Цитадели Лейе одержал свою 50-ю воздушную победу, сбитый Ил-2 в окрестностях Малоархангельска . [ 22 ]
6 ноября 1943 года Лей, уже майор , одержал свою сотую победу. Он был 57-м пилотом Люфтваффе, достигшим столетней отметки. [ 23 ] После длительного отпуска он вернулся в конце марта 1944 года. 6 июля во время операции «Багратион» он был сбит советскими истребителями. Он выпрыгнул над советскими позициями, но при спуске на парашюте был отброшен обратно за немецкие позиции. [ 24 ] К концу октября 1944 года общее количество побед Лейе составило 117. [ 25 ]
Командир звена JG 77 и смерть
[ редактировать ]
29 декабря 1944 года Лей был назначен 77 ( гешвадеркоммодором Jagdgeschwader JG 77–77-й истребительный авиаполк). Он заменил на этой должности майора Зигфрида Фрейтага , который временно принял на себя командование после того, как майор Йоханнес Визе был ранен в бою 25 декабря. [ 26 ] Фрейтаг продолжал возглавлять JG 77 до прибытия Лейе с гешвадером 15 января 1945 года. [ 27 ] Командование его бывшей I. группой JG 51 было передано гауптману Гюнтеру Шаку . [ 28 ] 12 января Красная Армия начала Висло-Одерское наступление на Восточном фронте. Наступление потребовало от Люфтваффе передислокации своих сил, разгромило группу армий «А» , захватило большую часть Польши и нанесло удар глубоко в пределах довоенных границ Германии. JG 77 был одним из первых истребительных подразделений Люфтваффе, которому 19 января было приказано переброситься на Восточный фронт. [ 29 ]
Как Geschwaderkommodore , Лей был отправлен в Берлин 22 января 1945 года и присутствовал на встрече с рейхсмаршалом Германом Герингом , которая позже была названа « Мятеж летчиков-истребителей» . Это была попытка восстановить в должности генерал-лейтенанта Адольфа Галланда в должности генерала дер Ягдфлигера , который был уволен за откровенные высказывания в отношении Oberkommando der Luftwaffe ( высшее командование Люфтваффе ) и был заменен оберстом Гордоном Голлобом . Встреча проходила в Haus der Flieger в Берлине, и на ней присутствовал ряд высокопоставленных руководителей летчиков-истребителей, в том числе Лей, Гюнтер Лютцов , Ханнес Траутлофт , Герман Граф , Герхард Михальский , Гельмут Беннеманн , Курт Бюлиген и Герберт Ильефельд , а также их антагониста Геринга поддержали его сотрудники Бернд фон Браухич и Карл Коллер . Летчики-истребители во главе с Лютцовым в качестве представителя раскритиковали Геринга и возложили на него личную ответственность за принятые решения, которые фактически привели к проигранной воздушной войне над Европой. [ 30 ]
7 марта 1945 года Лей одержал две последние воздушные победы и погиб в бою. В 14:56 он заявил о сбитом Ла-5. Полчаса спустя он захватил истребитель Як-9 к западу от Белица , современного Бельско-Бялы, но столкнулся в воздухе с разбившимся истребителем Як-9 на своем Bf 109 G-14/AS ( Werknummer 786329— заводской номер). [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Он выпрыгнул на высоте 60 метров (200 футов), что слишком низко для того, чтобы его парашют мог полностью раскрыться. Посмертно он был номинирован на Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub ), который не был утвержден. [ 34 ] Похоронен на немецком военном кладбище в Валашских Мезиржичи . [ 35 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам американского историка Дэвида Т. Забекки , Лей на счету 118 воздушных побед. [ 36 ] Спик также сообщает, что на его счету 118 воздушных побед, 75 на Восточном фронте и 43 на Западном фронте, одержанных примерно в 500 боевых вылетах. [ 37 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги « Асы Люфтваффе – биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о 121 заявлении о победе в воздухе, а также еще об одном неподтвержденном заявлении. В эту цифру входят 77 воздушных побед на Восточном фронте и 44 победы над западными союзниками , включая один четырёхмоторный бомбардировщик. [ 38 ]
Заявления о победе записывались в ссылку на карту (PQ = Planquadrat ), например «PQ 14 West 4911». Карта-сетка Люфтваффе ( Jägermeldenetz ) охватывала всю Европу, запад России и Северную Африку и состояла из прямоугольников размером 15 и 30 минут широты минут долготы , площадью около 360 квадратных миль (930 км2). 2 ). Затем эти сектора были разделены на 36 меньших частей, чтобы получить площадь локации размером 3 × 4 км (1,9 × 2,5 мили). [ 39 ]
Хроника воздушных побед | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и ♠ ( Пиковый туз ) обозначают те воздушные победы, которые сделали Лейе « асом дня » - термин, обозначающий летчика-истребителя, сбившего пять или более самолетов за один день.
Это и - (тире) указывают на неочевидные заявления о победе в воздухе, за которые Лей не получил должного признания.
Это и ? (знак вопроса) указывает на несоответствия в информации, перечисленные Прином, Стеммером, Родейке, Балке, Боком, Мэтьюзом и Форманом.
| |||||||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение |
– Персонал III. Группа Jagdgeschwader 2 « Рихтгофен » – [ 34 ] Битва за Францию - 10 мая - 25 июня 1940 г. | |||||||||
1 | 14 мая 1940 г. | 19:20 | Бленхейм | 12 км (7,5 миль) к востоку от Седана [ 4 ] | |||||
– Штаб I. Группа Jagdgeschwader 2 « Рихтгофен » – [ 34 ] У Ла-Манша и над Англией - 26 июня 1940 г. - 21 июня 1941 г. | |||||||||
2 | 5 октября 1940 г. | 15:58 | Ураган | к югу от Борнмута [ 40 ] | |||||
— Персонал Jagdgeschwader 2 « Рихтгофен » — [ 34 ] Битва за Францию - 10 мая - 25 июня 1940 г. | |||||||||
3 | 29 октября 1940 г. | 15:29 | Ураган | Портсмут [ 41 ] | 8 | 7 ноября 1940 г. | 15:25 | Ураган | к югу от Портсмута [ 42 ] |
4 | 5 ноября 1940 г. | 14:35 | Ураган | к северо-востоку от острова Портленд [ 42 ] | 9 | 7 ноября 1940 г. | 15:25 | Ураган | к югу от Портсмута [ 42 ] |
5 | 5 ноября 1940 г. | 14:40 | Спитфайр | к северо-востоку от Портленда [ 42 ] | 10 | 10 ноября 1940 г. | 15:43 | Спитфайр | к востоку от Портленда [ 42 ] |
6 | 6 ноября 1940 г. | 15:35 | Ураган | Саутгемптон [ 42 ] | 11 | 28 ноября 1940 г. | 15:17 | Спитфайр | к югу от острова Уайт [ 42 ] |
7 | 6 ноября 1940 г. | 15:37 | Ураган | Саутгемптон [ 42 ] | |||||
— Персонал Jagdgeschwader 2 « Рихтгофен » — [ 43 ] На Западном фронте — 22 июня — 31 декабря 1941 г. | |||||||||
12 | 22 июня 1941 г. | 16:10 | Спитфайр | Арк [ 44 ] | 22 | 10 августа 1941 г. | 14:25 | Ураган | 14 км (8,7 миль) к северо-востоку от Кале [ 6 ] |
13 | 24 июня 1941 г. | 20:55 | Спитфайр | к востоку от Кале [ 44 ] | 23 | 12 августа 1941 г. | 12:54 | Спитфайр | к северо-западу от Сен-Омера [ 6 ] |
14 | 24 июня 1941 г. | 20:57 | Спитфайр | к северу от Кале [ 44 ] | 24 | 12 августа 1941 г. | 13:08 | Спитфайр | 15 км (9,3 миль) к юго-востоку от Дувра [ 6 ] |
—
|
25 июня 1941 г. | 16:30 | Спитфайр | к северо-востоку от Булони [ 44 ] | 25 | 12 августа 1941 г. | 19:28 | Спитфайр | 12 км (7,5 миль) к югу от Дандженесса [ 6 ] |
15 | 6 июля 1941 г. | 14:35 | Спитфайр | 30 км (19 миль) к северу от Гран-Форт-Филипп [ 44 ] | 26 | 21 августа 1941 г. | 15:15 | Спитфайр | к югу от Этаплея [ 6 ] |
16♠ | 23 июля 1941 г. | 13:21 | Спитфайр | 10 км (6,2 миль) к востоку от Кале [ 6 ] | 27 | 13 октября 1941 г. | 14:40 | Спитфайр | 15 км (9,3 миль) к западу от Булони [ 45 ] |
17♠ | 23 июля 1941 г. | 13:28 | Спитфайр | к северо-западу от Кале [ 6 ] | 28 | 13 октября 1941 г. | 14:43 | Спитфайр | 25 км (16 миль) к западу от Булони [ 45 ] |
18♠ | 23 июля 1941 г. | 20:35 | Спитфайр | к западу от Эсдена [ 6 ] | 29 | 13 октября 1941 г. | 15:40 | Спитфайр | 5 км (3,1 мили) к западу-северо-западу от Этаплея [ 45 ] |
19♠ | 23 июля 1941 г. | 20:39 | Спитфайр | к западу от Эсдена [ 6 ] | 30 | 8 ноября 1941 г. | 12:30 | Спитфайр | Многие Соммы [ 45 ] |
20♠ | 23 июля 1941 г. | 20:43 | Спитфайр | к юго-западу от Берка [ 6 ] | 31 | 8 декабря 1941 г. | 15:45 | Спитфайр | 35 км (22 миль) к западу от Булони [ 45 ] |
21♠ | 23 июля 1941 г. | 20:47 | Спитфайр | 20 км (12 миль) к западу от Берка [ 6 ] | 32 | 30 декабря 1941 г. | 15:30 | Галифакс | PQ 14 Запад 4911 [ 45 ] окрестности Бреста |
— Персонал Jagdgeschwader 2 « Рихтгофен » — [ 46 ] На Западном фронте - 1 января - май 1942 г. | |||||||||
33 | 8 января 1942 г. | 10:09 | Хадсон | PQ 14 Запад 6927 [ 47 ] | 37 | 1 мая 1942 г. | 19:40 | Спитфайр [ 47 ] | к северо-западу от Кап-Гри-Нез |
34 | 26 января 1942 г. | 13:40 | Спитфайр | PQ 14 Запад 6042 [ 47 ] от Раме-Хед |
38 | 19 мая 1942 г. | 15:23 | Спитфайр | 40 км (25 миль) к северу от Фекана [ 47 ] |
35 | 2 февраля 1942 г. | 19:05 | Бофорт | 18 км (11 миль) к северо-северо-западу от Бриньоган-Плаж [ 47 ] | 39 | 2 июня 1942 г. | 17:45 | Спитфайр | 20 км (12 миль) к юго-юго-востоку от Истборна [ 47 ] |
— [ Примечание 2 ]
|
25 апреля 1942 г. | 16:45? [ Примечание 3 ] | Спитфайр [ 47 ] | 25 км (16 миль) к западу от Ле Кротуа | 40 | 3 июня 1942 г. | 16:39 | Спитфайр | 40 км (25 миль) к северо-западу от Гавра [ 47 ] |
36 | 1 мая 1942 г. | 19:37 | Спитфайр [ 47 ] | 15 км (9,3 миль) к западу-северо-западу от Виссанта | 41 | 5 июня 1942 г. | 15:35 | Спитфайр | 50 км (31 миль) к северо-западу от Фекана [ 47 ] |
– Штаб I. Группа Jagdgeschwader 2 « Рихтгофен » – [ 46 ] На Западном фронте — июнь — 31 декабря 1942 г. | |||||||||
42 | 26 июня 1942 г. | 17:44 | Спитфайр | 50 км (31 миль) к северу от Фекана [ 48 ] | 43 | 19 августа 1942 г. | 11:50 | Спитфайр | 5 км (3,1 мили) к северу от Дьеппа [ 12 ] |
– Штаб I. Группа Jagdgeschwader 51 «Мёльдерс » – [ 46 ] Восточный фронт - февраль 1943 г. | |||||||||
44 | 2 февраля 1943 г. | 14:05 | МиГ-3 | ПК 7376 [ 20 ] | |||||
– Штаб I. Группа Jagdgeschwader 51 «Мёльдерс » – [ 49 ] Восточный фронт - 4 февраля 1943 г. - 31 декабря 1943 г. | |||||||||
45 | 4 февраля 1943 г. | 12:10 | Ил-2 | PQ 35 Ost 63632, Косакова [ 50 ] 25 км (16 миль) к востоку-северо-востоку от Малоархангельска. |
75 | 7 сентября 1943 г. | 12:29 | ЛаГГ-3 | PQ 35 Ост 35893 [ 51 ] 25 км (16 миль) к западу-юго-западу от Кирова. |
46 | 5 февраля 1943 г. | 14:25 | Ил-2 | PQ 35 Ost 73551, к востоку от Татрино [ 50 ] 25 км (16 миль) к западу-юго-западу от Ливн. |
76 | 9 сентября 1943 г. | 15:40 | Ла-5 | PQ 35 Ост 34235 [ 51 ] 25 км (16 миль) к юго-востоку от Кирова. |
47 | 16 марта 1943 г. | 11:27 | Он-2 | PQ 35 Ост 44593, севернее Брянска [ 52 ] 10 км (6,2 миль) к северо-востоку от Брянска |
77 | 10 сентября 1943 г. | 13:53 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 35 Ост 44712 [ 51 ] 20 км (12 миль) к западу-северо-западу от Брянска. |
48? [ Примечание 5 ] | 4 июня 1943 г. | 19:35 | Он-2 | 5 км (3,1 мили) к западу от Бокове [ 52 ] | 78 | 10 сентября 1943 г. | 13:56 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 35 Ост 44728 [ 51 ] 10 км (6,2 миль) к западу от Брянска |
49 | 8 июня 1943 г. | 19:35 | Yak-7 | PQ 35 Ост 53423, Кромы [ 53 ] 5 км (3,1 мили) к западу от Кром |
79 | 10 сентября 1943 г. | 14:00 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 35 Ост 44766 [ 51 ] 15 км (9,3 миль) к югу от Брянска |
50 | 5 июля 1943 г. | 18:44 | Ил-2 | PQ 35 Ост 63534 [ 22 ] окрестности Малоархангельска |
80 | 11 сентября 1943 г. | 11:10 | Yak-7 | PQ 35 Ост 44229 [ 51 ] 25 км (16 миль) к северу от Жиздры |
51 | 11 июля 1943 г. | 19:00 | П-39 | PQ 35 Ост 63572 [ 54 ] 20 км (12 миль) к юго-юго-востоку от Тросны |
81 | 11 сентября 1943 г. | 11:32 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 35 Ост 44769 [ 51 ] 15 км (9,3 миль) к югу от Брянска |
52 | 13 июля 1943 г. | 13:44 | Ил-2 | PQ 35 Ост 63255 [ 54 ] 10 км (6,2 миль) к югу от Залегощи |
82 | 15 сентября 1943 г. | 09:34 | Ла-5 | PQ 35 Ост 35348 [ 55 ] 15 км (9,3 миль) к северо-западу от Ельни. |
53 | 13 июля 1943 г. | 13:48 | Ил-2 | PQ 35 Ост 64894 [ 54 ] 25 км (16 миль) к востоку-северо-востоку от Залегощи |
83 | 15 сентября 1943 г. | 13:20 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 35 Ост 35378 [ 55 ] 10 км (6,2 миль) к западу от Ельни |
54 | 13 июля 1943 г. | 14:05 | Ил-2 | PQ 35 Ост 63213 [ 54 ] vicinity of Zalegoshch |
84 | 15 сентября 1943 г. | 13:25 | Ла-5 | PQ 35 Ост 25465 [ 55 ] 20 км (12 миль) к западу от Ельни. |
55 | 13 июля 1943 г. | 18:32 | Yak-1 | PQ 35 Ост 64878 [ 54 ] 10 км (6,2 миль) к северу от Залегощи |
85 | 15 сентября 1943 г. | 13:40 | Он-2 | PQ 35 Ост 25466 [ 55 ] 20 км (12 миль) к западу-северо-западу от Ельни. |
56 | 29 июля 1943 г. | 16:28 | ЛаГГ-3 | PQ 35 Ост 54653, юго-западнее Болхова [ 56 ] 25 км (16 миль) к востоку-северо-востоку от Белева. |
86 | 17 сентября 1943 г. | 11:32 | Yak-9 | PQ 35 Ост 35511 [ 55 ] 15 км (9,3 миль) к юго-юго-западу от Ельни. |
57 | 29 июля 1943 г. | 16:57 | Ил-2 | PQ 35 Ост 54648, юго-западнее Болхова [ 56 ] 20 km (12 mi) northeast of Znamenskoye |
87 | 4 октября 1943 г. | 15:51 | Yak-9 | PQ 35 Ост 15318 [ 55 ] 25 км (16 миль) к северо-западу от Красного. |
58 | 29 июля 1943 г. | 18:55 | Ил-2 | PQ 35 Ост 64755 [ 56 ] 20 km (12 mi) northeast of Orel |
88 | 5 октября 1943 г. | 10:46 | Yak-9 | PQ 35 Ост 06891 [ 55 ] vicinity of Gorki |
59 | 31 июля 1943 г. | 11:49 | Ла-5 | PQ 35 Ост 64548 [ 57 ] 10 км (6,2 миль) к западу от Тельче |
89 | 5 октября 1943 г. | 10:47 | Yak-9 | PQ 35 Ост 06868 [ 55 ] 15 км (9,3 миль) к северо-востоку от Лиозны. |
60 | 1 августа 1943 г. | 10:10 | Су-2 (Северский) | PQ 35 Ост 53522 [ 57 ] 5 км (3,1 мили) к юго-востоку от Дмитровска-Орловского |
90 | 5 октября 1943 г. | 10:48 | Yak-9 | PQ 35 Ост 06833 [ 55 ] 20 км (12 миль) к северо-северо-востоку от Лиозны. |
61 | 1 августа 1943 г. | 18:45 | Yak-1 | PQ 35 Ост 53446 [ 57 ] 15 км (9,3 миль) к юго-юго-востоку от Сочково |
91 | 5 октября 1943 г. | 15:19 | Ла-5 | PQ 35 Ост 15378 [ 55 ] 20 км (12 миль) к западу от Красного. |
62 | 2 августа 1943 г. | 10:05 | Он-2 | PQ 35 Ост 53528 [ 57 ] 5 км (3,1 мили) к юго-востоку от Дмитровска-Орловского |
92 | 6 октября 1943 г. | 12:08 | ЛаГГ-3 | PQ 35 Ост 06152 [ 55 ] 25 км (16 миль) к юго-востоку от Невеля |
63 | 4 августа 1943 г. | 16:59 | Ла-5 | PQ 35 Ост 53355 [ 57 ] 20 км (12 миль) к юго-западу от Сочково |
93 | 6 октября 1943 г. | 15:42 | Он-2 | PQ 35 Ост 06219 [ 55 ] |
64 | 6 августа 1943 г. | 16:59 | Ил-2 | PQ 35 Ост 54599 [ 57 ] 10 km (6.2 mi) north of Znamenskoye |
94 | 15 октября 1943 г. | 07:53 | Yak-9 | PQ 35 Ост 15617 [ 58 ] 15 км (9,3 миль) к юго-востоку от Красного |
65 | 7 августа 1943 г. | 08:20? [ Примечание 6 ] | ЛаГГ-3 | PQ 35 Ост 54762 [ 57 ] 10 км (6,2 миль) к югу от Знаменского. |
95 | 20 октября 1943 г. | 15:20 | Yak-9 | PQ 35 Ост 03876 [ 58 ] 40 км (25 миль) к юго-юго-востоку от Речицы. |
66 | 7 августа 1943 г. | 14:00? [ Примечание 7 ] | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 35 Ост 54733 [ 59 ] vicinity of Znamenskoye |
96 | 22 октября 1943 г. | 11:44 | Yak-9 | PQ 35 Ост 02246 [ 58 ] 45 км (28 миль) к северо-западу от Оссияки |
67 | 7 августа 1943 г. | 14:05 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 35 Ост 54738 [ 59 ] vicinity of Znamenskoye |
97 | 22 октября 1943 г. | 11:49 | Yak-9 | PQ 35 Ост 02227 [ 58 ] 40 км (25 миль) к северо-западу от Оссияки |
68 | 8 августа 1943 г. | 16:32 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 35 Ост 35423 [ 59 ] 40 км (25 миль) к северо-северо-западу от Спас-Деменска. |
98 | 23 октября 1943 г. | 15:29 | Yak-9 | PQ 35 Ост 05463 [ 58 ] 30 км (19 миль) к востоку-северо-востоку от Орши. |
69 | 8 августа 1943 г. | 16:41 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 35 Ост 35491 [ 59 ] 20 км (12 миль) к северо-северо-западу от Спас-Деменска. |
99 | 29 октября 1943 г. | 12:24 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 35 Ост 05451 [ 58 ] 15 км (9,3 миль) к юго-западу от Орши. |
70 | 8 августа 1943 г. | 16:45 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 35 Ост 35636 [ 59 ] 10 км (6,2 миль) к северо-западу от Спас-Деменска. |
100 | 6 ноября 1943 г. | 15:00 | Ла-5 | PQ 35 Ост 01754 [ 58 ] 10 km (6.2 mi) southwest of Vasilikov |
71 | 8 августа 1943 г. | 16:46 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 35 Ост 45514 [ 59 ] 10 км (6,2 миль) к северу от Спас-Деманска. |
101 | 6 ноября 1943 г. | 15:03 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 35 Ост 01756 [ 58 ] 10 km (6.2 mi) southwest of Vasilikov |
72 | 12 августа 1943 г. | 12:50 | Ла-5 | PQ 35 Ост 51574 [ 59 ] окрестности Кириковки |
102 | 6 ноября 1943 г. | 15:05 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 35 Ост 01738 [ 58 ] 10 km (6.2 mi) east of Vasilikov |
73 | 12 августа 1943 г. | 13:25 | Ла-5 | PQ 35 Ост 51387 [ 59 ] окрестности Славгорода |
103 | 6 ноября 1943 г. | 15:15 | Ла-5 | PQ 35 Ост 01677 [ 58 ] 20 км (12 миль) к юго-юго-востоку от Киева. |
74 | 13 августа 1943 г. | 16:55 | Ла-5 | PQ 35 Ост 50289 [ 59 ] 20 км (12 миль) к западу от Мерефы |
|||||
– Штаб I. Группа Jagdgeschwader 51 «Мёльдерс » – [ 60 ] Восточный фронт - 1 января - 31 декабря 1944 г. | |||||||||
104 | 29 марта 1944 г. | 12:37 | Yak-7 | PQ 35 Восток N/04457 [ 61 ] 25 км (16 миль) к юго-западу от Чаусси |
111 | 9 октября 1944 г. | 13:01? [ Примечание 8 ] | Yak-9 | PQ 25 Восток N/26868 [ 62 ] 20 км (12 миль) к юго-востоку от Тауроггена |
105 | 1 апреля 1944 г. | 12:16? [ Примечание 9 ] | Yak-9 | PQ 35 Восток N/04593 [ 61 ] 25 км (16 миль) к юго-юго-востоку от Старого Быхова |
112 | 9 октября 1944 г. | 16:00 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 25 Восток N/26872 [ 62 ] 25 км (16 миль) к востоку-северо-востоку от Нойзиделя |
106 | 8 апреля 1944 г. | 09:30 | Yak-9 | PQ 25 Восток N/42688 [ 61 ] 10 км (6,2 миль) к северу от Ковеля |
113 | 13 октября 1944 г. | 13:36 | Он-2 | PQ 25 Восток N/25312 [ 62 ] 10 км (6,2 миль) к востоку от Нойзиделя |
107 | 4 сентября 1944 г. | 17:19 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 25 Восток N/14871 [ 63 ] 10 км (6,2 миль) к югу от Остроленки |
114 | 14 октября 1944 г. | 15:12 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 25 Восток N/16624 [ 62 ] 15 км (9,3 миль) к востоку от Лашона |
108 | 5 сентября 1944 г. | 16:14 | Yak-7 | PQ 25 Восток N/13344 [ 63 ] 20 км (12 миль) к востоку от Насельска. |
115 | 14 октября 1944 г. | 15:13 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 25 Восток N/16655 [ 62 ] 15 км (9,3 миль) к востоку-юго-востоку от Лашона |
109 | 5 сентября 1944 г. | 16:17 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 25 Восток N/13347 [ 63 ] 20 км (12 миль) к востоку от Насельска. |
116 | 14 октября 1944 г. | 15:42 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 25 Восток N/16176 [ 62 ] 15 км (9,3 миль) к северу от Мемеля |
110 | 6 сентября 1944 г. | 15:02 | Ил-2 мГн [ Примечание 4 ] | PQ 25 Восток N/13348 [ 63 ] 20 км (12 миль) к востоку от Насельска. |
117 | 16 октября 1944 г. | 13:05 | Yak-9 | PQ 25 Восток N/25621 [ 62 ] 15 км (9,3 миль) к востоку-юго-востоку от Тракенен |
– Штаб Jagdgeschwader – 77 [ 60 ] Оборона Рейха на Восточном фронте — январь – май 1945 г. | |||||||||
118 | 14 февраля 1945 г. | 16:13 | Ил-2 [ 64 ] | 120 | 7 марта 1945 г. | 14:56 | Ла-5 [ 65 ] | ||
119 | 20 февраля 1945 г. | 16:29 | Ла-5 [ 64 ] | 121 | 7 марта 1945 г. | 15:30 | Yak-9 [ 65 ] |
Награды
[ редактировать ]- Железный крест (1939 г.) 2-й и 1-й степени. [ 66 ]
- Немецкий крест в золоте 20 октября 1942 года в должности оберлейтенанта I./ Jagdgeschwader 2. [ 67 ]
- Рыцарский крест Железного креста 1 августа 1941 года в должности оберлейтенанта и пилота штаба I. / Jagdgeschwader 2 "Рихтгофен". [ 68 ] [ Примечание 10 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Для объяснения обозначений подразделений Люфтваффе см. Организация Люфтваффе во время Второй мировой войны .
- ↑ По словам Мэтьюза и Формана, это заявление считается 36-й победой Ли в воздухе. [ 46 ] Однако Прин, Стеммер, Родейке и Бок считают это утверждение неподтвержденным. [ 47 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 16:43. [ 46 ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Буква «mH» относится к самолету Ил-2 с задним стрелком ( mit Heckschütze ).
- ^ Это утверждение не указано Мэтьюзом и Форманом. [ 46 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 14:00. [ 46 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 14:06. [ 46 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 13:03. [ 60 ]
- ^ По словам Мэтьюза и Формана, заявленных в 12:26. [ 60 ]
- ↑ По словам Шерцера, пилота Stab/ Jagdergeschwader 2 «Рихтгофен». [ 69 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ринглстеттер 2005 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б с д Маклин 2007 , с. 210.
- ^ Прин и др. 2000а , с. 258.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2000б , с. 131.
- ^ Уил 2000 , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Прин и др. 2003 , с. 411.
- ^ Уил 2000 , стр. 78–79.
- ^ Уил 2000 , с. 81.
- ^ Кэйгилл 2008 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2004 , с. 230.
- ^ Уил 2000 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2004 , с. 236.
- ^ Прин и др. 2004 , стр. 228, 240.
- ^ Прин и др. 2004 , стр. 228–229.
- ^ Уил 2000 , с. 95.
- ^ Прин и др. 2010 , с. 438.
- ^ Прин и др. 2006 , с. 265.
- ^ Прин и др. 2006 , стр. 246, 263, 265.
- ^ Прин и др. 2006 , стр. 263–264.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2006 , с. 273.
- ^ Прин и др. 2012 , с. 456.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2012 , с. 493.
- ^ Обермайер 1989 , с. 243.
- ^ Бергстрем 2008 , с. 76.
- ^ Обермайер 1989 , с. 156.
- ^ Прин 1995 , с. 2370.
- ^ Прин 1995 , стр. 2238, 2264.
- ^ Прин и др. 2022 , с. 319.
- ^ Прин 1995 , стр. 2270–2272.
- ^ Браатц 2005 , с. 348-351.
- ^ Прин 1995 , стр. 2305–2306.
- ^ Уил 2007 , стр. 83–84.
- ^ Бергстрем 2008 , стр. 109–110.
- ^ Jump up to: а б с д Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 734.
- ^ Маклин 2007 , с. 211.
- ^ Забецкий 2019 , стр. 330.
- ^ Спик 1996 , с. 231.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 734–736.
- ^ Планквадрат .
- ^ Прин и др. 2002 , с. 104.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Прин и др. 2002 , с. 80.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 734–735.
- ^ Jump up to: а б с д и Прин и др. 2003 , с. 410.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Прин и др. 2003 , с. 412.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 735.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Прин и др. 2004 , с. 213.
- ^ Прин и др. 2004 , с. 235.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 735–736.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2012 , с. 489.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Прин и др. 2012 , с. 499.
- ^ Jump up to: а б Прин и др. 2012 , с. 490.
- ^ Прин и др. 2012 , с. 492.
- ^ Jump up to: а б с д и Прин и др. 2012 , с. 494.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Прин и др. 2012 , с. 500.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2012 , с. 495.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Прин и др. 2012 , с. 496.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Прин и др. 2012 , с. 501.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Прин и др. 2012 , с. 497.
- ^ Jump up to: а б с д Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 736.
- ^ Jump up to: а б с Прин и др. 2022 , с. 323.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Прин и др. 2022 , с. 326.
- ^ Jump up to: а б с д Прин и др. 2022 , с. 325.
- ^ Jump up to: а б Прин 1995 , с. 2438.
- ^ Jump up to: а б Прин 1995 , с. 2439.
- ^ Диксон 2023 , с. 93.
- ^ Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 274.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 288.
- ^ Шерцер 2007 , с. 500.
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] . «Веб-сайт Бергстрема Черного Креста / Красной Звезды» . Идентификация Планквадрата Люфтваффе . Проверено 27 мая 2019 г.
- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] (2008). Багратион в Берлин – Последние воздушные бои на Востоке: 1944–1945 гг . Хершам, Великобритания: Ян Аллан. ISBN 978-1-903223-91-8 .
- Браац, Курт [на немецком языке] (2005). Бог или самолет - жизнь и смерть летчика-истребителя Гюнтера Лютцова [ Бог или самолет - жизнь и смерть летчика-истребителя Гюнтера Лютцова ] (на немецком языке). Моосбург, Германия: NeunzweinSechs Verlag. ISBN 978-3-9807935-6-8 .
- Кейгилл, Питер (2008). Крыло Биггин-Хилл — 1941 год: от обороны к атаке . Южный Йоркшир: Pen & Sword Aviation. ISBN 978-1-84415-746-4 .
- Диксон, Джереми (2023). Дневные асы-истребители Люфтваффе: кавалеры Рыцарского креста 1939–1942 гг . Книги «Перо и меч» . ISBN 978-1-52677-864-2 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех частей родов войск Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Маклин, Френч Л. (2007). Отчеты об эффективности и продвижении Люфтваффе: для обладателей Рыцарского креста . Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера . ISBN 978-0-7643-2657-8 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 2 G – L. Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-19-6 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и владельцы, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Прин, Йохен (1995). ( ] История Jagdgeschwader 77 — Том 4 — 1944–1945 на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-29-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2000a). Предвоенный период и действия над Польшей — 1934–1939 гг. ] Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. — Часть 1 — (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-54-0 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2000b). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. Часть 3. Действия в Дании и Норвегии 9.4. по 30 ноября 1940 г. — Поход на Запад, 10 мая. по 25 июня 1940 г. [ Ассоциация летчиков-истребителей немецких Люфтваффе с 1934 по 1945 г. Часть 3 - Назначения в Дании и Норвегии с 9 апреля по 30 ноября 1940 г. - Кампания на Западе с 10 мая по 25 июня 1940 г. ] (на немецком языке). Печать Струве. ISBN 978-3-923457-61-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2002). Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/I — Операции над Ла-Маншем и над Англией — 26 июня 1940 года по 21 июня 1941 года [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/ I — Действия у Ла-Манша и над Англией — с 26 июня 1940 г. по 21 июня 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-63-2 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2003). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 5. Национальная оборона. 10. Май 1940 г. - 31 декабря 1941 г. - Развертывание в Средиземном море - Октябрь 1940 г. по ноябрь 1941 г. - Развертывание на Западе - 22. охотничьи группы — Операция 1941 г. до роспуска в начале 1942 г. Июнь — 31 декабря 1941 г. — Дополнительные Театр — октябрь 1940 г. по ноябрь 1941 г. — Действия в Запад — 22 июня — 31 декабря 1941 г. — Дополнительные истребительные группы — действия с 1941 г. до их распада в начале 1942 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-68-7 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2004). Летчики-истребители ВВС Германии с 1934 по 1945 год. Часть 7. Национальная оборона. 1. Январь — 31 декабря 1942 г. — Операция на Западе — 1. - 31 декабря 1942 года . Январь Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-73-1 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2006). Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. — Часть 9/II — От летней кампании 1942 г. до разгрома Сталинграда — 1 мая 1942 г. по 3 февраля 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. —Часть 9/II — От летней кампании 1942 года до поражения под Сталинградом — с 1 мая 1942 года по 3 февраля 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-77-9 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2010). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 10/IV. Операции на Западе. 1.1. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. - Часть 10/IV - Действия на Западе - с 1 января по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-92-2 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2012). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 12/I. Операции на Востоке. 4.2. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. — Часть 12/I — Действия на Востоке — с 4 февраля по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Buchverlag Rogge. ISBN 978-3-942943-02-4 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Балке, Ульф; Бок, Винфрид (2022). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 15/I. Операции на Востоке. 1.1. по 31 декабря 1944 г. [ Истребительные части ВВС Германии с 1934 по 1945 г. - Часть 15/I - Действия на Востоке - с 1 января по 31 декабря 1944 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Buchverlag Rogge. ISBN 978-3-942943-26-0 .
- Ринглстеттер, Герберт (2005). Хельмут Вик, Иллюстрированная биография аса Люфтваффе и командира Jagdgeschwader 2 во время битвы за Британию . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing . ISBN 978-0-7643-2217-4 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, ВВС, Кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзников. Войска с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Спик, Майк (1996). Истребители-асы Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books . ISBN 978-0-8041-1696-1 .
- Уил, Джон (2000). Ягдгешвадер 2 «Рихтгофен» . Авиационные элитные подразделения. Том. 1. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-046-9 .
- Уил, Джон (2007). Подробнее Bf 109 Асы Русского фронта . Самолеты асов. Том. 76. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84603-177-9 .
- Забекки, Дэвид Т. , изд. (2019). Немецкая военная машина во Второй мировой войне . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . ISBN 978-1-44-086918-1 .
- 1916 рождений
- 1945 смертей
- Военнослужащие из провинции Шлезвиг-Гольштейн
- Военные из Киля
- Немецкие летающие асы времен Второй мировой войны
- Персонал Люфтваффе погиб во Второй мировой войне
- Кавалеры Золотого Немецкого креста
- Кавалеры Рыцарского креста Железного креста
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий 1945 г.