Хельмут Вик
Хельмут Вик | |
---|---|
![]() Уик в октябре 1940 года. | |
Рожденный | Мангейм , герцогство Баден , Германская империя | 5 августа 1915 г.
Умер | 28 ноября 1940 г. Ла-Манш , у острова Уайт , Англия. | (25 лет)
Верность | ![]() |
Услуга/ | ВВС |
Лет службы | 1936–1940 |
Классифицировать | Главный |
Единица | JG 133 , JG 53 |
Команды | ЮГ 2 |
Битвы/войны | Посмотреть сражения |
Награды | Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями |
Гельмут Пауль Эмиль Вик (5 августа 1915 — 28 ноября 1940) — немецкий летчик-ас Второй мировой войны. Он был командиром крыла Люфтваффе (военно - воздушных сил) нацистской Германии и четвертым лауреатом Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями , высшей военной награды страны в то время. [ Примечание 1 ]
Уик родился в Мангейме , вступил в Люфтваффе в 1936 году и прошел подготовку в качестве летчика-истребителя. Он был приписан к Jagdgeschwader 2 «Richthofen» (JG 2–2-й истребительный авиаполк) и участвовал в боях за Францию и Британию . В октябре 1940 года он получил должность командира звена JG 2 — самого молодого человека в Люфтваффе, занимавшего эту должность. Уик был сбит в районе острова Уайт 28 ноября 1940 года, скорее всего, британским асом Джоном Дандасом , который сам был сбит ведомым Уика. Уик был объявлен пропавшим без вести и предположительно погиб. К тому времени ему приписывали уничтожение 56 самолетов противника в воздушных боях, что сделало его ведущим немецким асом того времени. Летая на Мессершмитте Bf 109 , он одержал все свои победы над западными союзниками .
Молодость и довоенная служба
[ редактировать ]Гельмут Пауль Эмиль Вик родился 5 августа 1915 года в Мангейме , Германия, и был младшим из трёх детей сельскохозяйственного инженера Карла Вика и Берты Вик, урожденной Шенк. Старший брат Гельмута Вальтер родился в Свакопмунде , в то время находившемся под немецким протекторатом в Юго-Западной Африке . После начала Первой мировой войны семья вернулась в Германию. [ 2 ] [ 3 ] Из-за востребованности навыков и опыта своего отца в строительстве дорог и мостов, Гельмут провел большую часть своего детства, путешествуя по Германской империи. Семья Вик переехала в Ганновер в 1919 году; Мать Гельмута умерла там в феврале 1922 года. Затем его отец отвез семью в Оливу, недалеко от Данцига и Кенигсберга в Восточной Пруссии, и наконец поселился в Берлине в 1935 году. [ 4 ]
По окончании гимназии (средней школы) в 1935 году Вик подал заявление на курс кандидатов в офицеры новых немецких ВВС. Получив хорошие результаты на тестах на пригодность, он был принят в немецкую армию 6 апреля 1936 года в школе кандидатов в офицеры Люфтваффе в Дрездене после прохождения обязательной трудовой службы Рейха . он принес присягу на верность Адольфу Гитлеру 16 апреля . После прохождения курсов офицерской подготовки 13 июля Вик был оценен как «хорошо подходящий для того, чтобы стать офицером». [ 5 ] Затем он приступил к летной подготовке и вскоре после этого отправился в одиночку на Focke-Wulf Fw 44 «Штиглиц». Уик считался средним пилотом и имел трудности с теоретической подготовкой, особенно теми темами, которые его мало или совсем не интересовали. В начале мая 1937 года его ненадолго перевели в 6-ю стаффель (6-ю эскадрилью) Kampfgeschwader 254 (254-й бомбардировочный авиаполк). Через месяц он вернулся в Дрезден, чтобы завершить офицерскую подготовку. [ 6 ]
Вику не удалось пройти третий курс обучения, но ему дали второй шанс, и 1 апреля 1938 года он явился в школу кандидатов в офицеры Luftkriegsschule 3 (LKS 3 — 3-я воздушная военная школа), Wildpark-West недалеко от Вердера . Он успешно закончил курс и в середине 1938 года приступил к специальной подготовке пилотов в Центре подготовки истребителей в Вернойхене . По окончании учебы его распределили во II. Группа Jagdgeschwader 135 (135-й истребительный авиаполк), которая 1 ноября 1938 года стала Jagdgeschwader 333 (333-й истребительный авиаполк) под командованием оберстлейтенанта (подполковника) Макса Ибеля в Херцогенаурахе , летала на устаревших Arado Ar 68 истребителях-бипланах 1938 года оберфенрих (старший прапорщик) Вик получил звание лейтенанта (второго лейтенанта), а 1 января 1939 года был переведен в 1-й штаб Jagdgeschwader . 8 ноября 133 (133-й истребительный авиаполк), который позже был переименован в Jagdgeschwader 53 (JG 53–53rd). истребительный авиаполк). [ 7 ] [ 8 ] Именно там Вик начал летать на истребителе-моноплане Messerschmitt Bf 109 под руководством Вернера Мёльдерса , времен Гражданской войны в Испании, летного аса одержавшего 14 воздушных побед. Под руководством Мёльдерса Вик стал швармфюрером (руководителем звена). [ 9 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Фальшивая война и битва за Францию
[ редактировать ]31 августа 1939 года Вику было приказано перевестись в «Jagdgeschwader Richthofen Nr. I». В то время такого подразделения не было; намеревались отправить его в Jagdgeschwader 1 (JG 1–1-й истребительный авиаполк), базирующийся в Дёберице , недалеко от Берлина. Во время Первой мировой войны название «Рихтгофенский гешвадер» было присвоено Jagdgeschwader эпохи Первой мировой войны 1 . Имя «Рихтгофен» было неправильно указано по приказу Вика. Вик заметил ошибку, поняв, что теперь он может выбирать между JG 1 и знаменитым Jagdgeschwader 2 (JG 2 — 2-й истребительный авиаполк), который в настоящее время носил название «Рихтгофен». Он выбрал Richthofen Geschwader , которым командовал оберст (полковник) Герд фон Массов , подразделение было оснащено Bf 109 E-3 и использовало тактический код Yellow 3 .
Вик присоединился к 3-му штабному дивизиону , служившему в противовоздушной обороне Берлина во время вторжения Германии в Польшу, с которого началась Вторая мировая война. [ 10 ] После победы Германии в Польше JG 2 был переведен во Франкфурт -Ребсток, и ему было поручено защищать западную границу Германии во время Странной войны — этапа между объявлением Великобританией и Францией войны Германии в сентябре 1939 года и битвой за Францию в мае. 1940 год. [ 11 ] Совершив свой шестой боевой вылет, лейтенант Вик одержал свою первую и вторую победу гешвадера 22 ноября 1939 года. [ Примечание 2 ] Вик дал интервью немецкой прессе для кинохроники, посвященной его собственному «фактическому» отчету о событиях 22 ноября. [ 13 ] Около Нанси он сбил французский истребитель Curtiss Hawk 75, пилотируемый сержантом Сайяром или Камиллой Плюбо из Groupe de Chasse II/4 Armée de l'Air , которые были убиты. [ 14 ] [ 15 ] За этот подвиг Вик получил Железный крест 2-й степени ( Eisernes Kreuz 2. Klasse ). [ 12 ] Вику разрешили взять отпуск домой из своего гешвадера , и он провел Рождество со своей женой Урсель, маленьким сыном Вальтером и родителями, прежде чем вернуться в свою группу во Франкфурте-Ребштоке. С 10 по 17 февраля 1940 года Уик и шесть других членов JG 2 провели неделю в Шварцвальде на Фельдберге , катаясь на лыжах и отдыхая. [ 16 ]
10 мая 1940 года немецкие войска начали наступление в Западной Европе, но Вик остался на земле, а на его самолете Bf 109 Yellow 2 был заменен двигатель. [ 17 ] Семь дней спустя он снова поднялся в воздух, одержав три победы над французскими бомбардировщиками LeO 45 за один вылет. К 6 июня на счету Уика было 10 подтвержденных и две неподтвержденные победы, в том числе четыре французских истребителя Bloch 151/152 , которые он сбил 5 июня, одержав свои четвертую-седьмую победы. Двумя неподтвержденными победами были Королевского военно-морского флота , о которых он заявил 19 мая и свидетелей которых у него не было. Fairey Swordfish бипланы-торпедоносцы [ 17 ] [ 18 ] Уик утверждал, что он видел, как один из вражеских артиллеристов на Swordfish махал тканью, что он воспринял как акт капитуляции, прежде чем последовать за ним и наблюдать, как пилот приземляется. При этом наводчик, очевидно, подумал, что Вик готовится атаковать, и открыл огонь, вынудив немецкого пилота сбить его. Уик сообщил, что он упал на землю и перевернулся недалеко от Кале. [ 17 ] Действия 5 июня, по словам Вика, происходили возле Перонна с 17:17 до 17:30. [ 19 ] 5 июня французские ВВС предприняли попытку бомбить мосты на Сомме. 126 боевых вылетов Совершило . 18-я и 19-я GBA ( Groupe de Bombardement — Бомбардировочная группа) потеряли четыре Bréguet 693 возле Перонна, когда они были атакованы немецкими истребителями при атаке немецких танков и грузовиков. [ 20 ] Вторая операция была проведена без потерь для французских бомбардировщиков, но сопровождающая французская истребительная группа GC I/4 потеряла один истребитель Curtis Hawk. [ 20 ] Французские истребительные командования ZOAN и ZOAE совершили 438 боевых вылетов, потеряв 15 истребителей. Примерно в 17:00 три самолета Morane-Saulnier MS406 из GC I/2 и пять из II/2 получили приказ атаковать немецкие передовые части. Около Роя, Сомма , они были перехвачены 10 Bf 109. Каждая сторона потеряла по два самолета. В то же время Dewoitine D.520 из GC II/7 потерял четыре в бою с Bf 109 над сектором Соммы, хотя истребители, которыми они были атакованы, вероятно, были из II./JG 53 . [ 21 ]
На следующий день Вик стал первым пилотом I. Gruppe , выполнившим 100 боевых вылетов, одержав в тот же день восьмую и девятую победу. наградил его Железным крестом 1-го класса ( Eisernes Kreuz 1. Klasse ) За это достижение оберстлейтенант Гарри фон Бюлов-Боткамп . К концу Французской кампании общее количество Вика составило 14 подтвержденных побед, уступая только гауптману (капитану) Мёльдерсу из JG 53 с 25 победами и гауптману Вильгельму Бальтазару из Jagdgeschwader 27 (JG 27–27-й истребительный авиаполк) с 23 победами в составе Люфтваффе. . Лучший бомбардир [ 17 ] 8 июня Вик захватил еще одну пару MB.151 возле Реймса . [ 22 ] В конце французской кампании штаб 3. Штаффеля переехал на виллу Бомон-ле-Роже ( Луи Астона Найта ), художника, сбежавшего за несколько дней до прибытия немцев. [ 23 ] [ 24 ]
Битва за Британию
[ редактировать ]
Во время битвы за Британию против Королевских ВВС (RAF) в середине 1940 года Уик быстро поднялся в звании и авторитете, как в зоне боевых действий, так и в качестве героя пропаганды в Германии, где власти начали непревзойденную кампанию в средствах массовой информации против его от имени. [ 25 ] Благодаря этому Вик стал самым известным немецким пилотом Битвы за Британию, превзойдя Галланда и Мёльдерса. [ 26 ] На Каналкампфе этапе битвы при 17 июля Вик захватил Supermarine Spitfire в окрестностях острова Уайт . [ 27 ] По данным истребительного командования Королевских ВВС, в этот день было потеряно только два истребителя. Летный офицер Д. М. Тейлор из 64-й эскадрильи был сбит Bf 109 и совершил вынужденную посадку в Хейлшеме . Сообщалось, что действие произошло в районе Бичи-Хед , и никто из членов эскадрильи не видел нападавших. Летный офицер С.Д. Пил из 603-й эскадрильи исчез над Ла-Маншем и был объявлен пропавшим без вести . [ 28 ]
22 июня 1940 года, перед получением звания оберлейтенанта (старшего лейтенанта), Вик стал командиром 3-го штабного полка , сменив майора Хеннинга Штюмпеля. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] 11 августа Уик захватил три истребителя Королевских ВВС. [ 27 ] JG 2 участвовал в крупных операциях по сопровождению истребителей против Портленда . 11 августа истребительное командование потеряло 30 истребителей, защищая конвои порта и Ла-Манша. [ 32 ] В ходе дневных боев JG 2 потерял восемь Bf 109, четыре пилота убиты, двое пропали без вести и один ранен. Известно, что истребительное авиаполк вступил в бой с 87-й и 64-й эскадрильями. [ 33 ] 64-я эскадрилья получила повреждение одного «Спитфайра», а 87-я потеряла два уничтоженных «Харрикейна» и один поврежденный - один пилот, лейтенант Р. В. Джефф, погиб. [ 34 ] 238-я эскадрилья В этом конкретном бою участвовала ; три из потерянных в этом бою Bf 109 принадлежали I./JG 2. [ 29 ] Заявления Уика увеличили его счет до 17. [ 29 ]
Уик записал свою 20-ю победу 25 августа, а днем позже добавил еще двух бойцов. При этом JG 2 преодолел отметку в 250 единиц. Одержав 20 воздушных побед, Вик получил право на получение Рыцарского креста Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ), высшей степени Железного креста. [ 31 ] [ 35 ] Вик был награжден Рыцарским крестом Железного креста 27 августа 1940 года в Каринхолле Германом Герингом . [ 35 ] [ 36 ] Перед презентацией он также дал интервью журналисту Der Adler («Орел» — еженедельный журнал Люфтваффе). Тогда же появилось несколько статей о Вике. [ 37 ] Вик появилась на первой полосе Berliner Illustrirte Zeitung 19 сентября. [ 38 ] Бой 25 августа велся против 609-й эскадрильи . JG 2 потерял два Bf 109 и еще один был поврежден. Один «Спитфайр» из 609-го был поврежден, а еще один, пилотируемый летным офицером П. Осташевским, был списан, когда он разбился при возвращении на базу. [ 39 ] 13 истребителей Королевских ВВС были сбиты или совершили аварийную посадку в ходе вечерних воздушных боев 25 августа. [ 39 ] На следующий день Уик заявил о двух ураганах возле Портсмута в 17:30 и 17:35 по центральноевропейскому времени. [ 27 ] Пилот № 43 Х. Л. Норт спрыгнул с парашютом из своего урагана неподалеку в 16:25. [ 40 ] 234-я эскадрилья потерпела вынужденную посадку двух «Спитфайров», один - с поднятыми колесами, после боя с Bf 109 возле Портсмута примерно с 16:30 до 16:40. В этот день было уничтожено 27 истребителей Королевских ВВС, еще пять получили повреждения. [ 40 ]
По возвращении во Францию 5 сентября Вик был повышен в звании до гауптмана и на короткое время получил командование 6. Staffel, а 9 сентября он был назначен Gruppenkommandeur (командир группы) I. Gruppe JG 2. [ 31 ] [ 35 ] [ 41 ] В течение сентября он продолжал прибавлять в своем счете. 8 сентября Уик заявил, что три истребителя уничтожены. [ 42 ] Истребительное командование сообщило о потерях в боях за весь день только четырех человек; все в воздушных боях с Bf 109. Потери составили 41 и 605 человек двое из 46-й эскадрильи . Потери были зафиксированы с 12:05 до 12:30 по Гринвичу. [ 43 ] В последний день месяца Уик захватил два «Спитфайра» возле Портленда в 12:30 и 12:35. [ 44 ] На момент и в месте предъявления претензий ни один истребитель Королевских ВВС не был потерян, хотя 36 британских истребителей были уничтожены или повреждены [по 18 каждого] во время боев, а возле Портленда произошло несколько боев. [ 45 ]
Уик начал октябрь со сбитых в первый день двух «Спитфайров». JG 2 и Zerstörergeschwader 26 (ZG 26–26-е крыло эсминцев) потребовали по шесть штук каждый. На самом деле было потеряно четыре Харрикейна; по крайней мере два были сбиты ZG 26. [ 46 ] 5 октября одержал свою 41-ю боевую победу, обойдя двух своих ближайших соперников, майора Адольфа Галланда и оберлейтенанта Мёльдерса. 41-я победа принесла ему вторую ссылку в Вермахтберихт 6 октября 1940 года. Он также стал четвертым военнослужащим, получившим Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub ). [ 47 ] Туз Вика в дневном перелете 5 октября оказался уникальным для немецкого летчика в битве за Британию. Первый бой произошел, когда Уик нырнул на строй из девяти истребителей 607-й эскадрильи. летные лейтенанты Блэкэддер и Бразин, пилот-офицер Дэвид Эванс и сержант Были сбиты Ричард Спайер. Все девять «Харрикейнов» получили повреждения. Немецкие пилоты заявили об 11. [ 48 ] Вернувшись на базу, Уик заявил, что сбил три «Спитфайра» над Ла-Маншем. Никаких доказательств, подтверждающих их с британской стороны, обнаружено не было. [ 48 ] Ближе к вечеру 6 октября Вик получил приказ явиться к рейхсмаршалу Герингу в Берлин к 15:00 следующего дня. Из-за плохой погоды он решил поехать из Нормандии в Берлин на машине. Вместе со своим ведомым и другом Рудольфом Пфланцем Вик ехал всю ночь и прибыл в имперское министерство авиации вовремя для встречи с Герингом, фельдмаршалом Эрхардом Мильхом , генерал-полковником (генерал-полковником) Эрнстом Удетом , генералом дер Флигером (генералом летунов). ) Курт Студент и генерал дер Флигер Карл Боденшац . После встречи в Берлине Вик и Геринг на личном поезде Геринга отправились в Берхтесгаден , куда прибыли в 17:00 8 октября на официальную презентацию «Дубовых листьев». [ 49 ] , руководитель пресс-службы Третьего рейха, представил Вика Затем Отто Дитрих международной общественности на пресс-конференции и представил его как «героя». Его выступление оставило преимущественно негативное впечатление, так как Уик представлял себя « назойливым человеком » ( «Life журнал ») и высмеивал своих жертв. [ 50 ] Замечания Вика появились в номере журнала Life от 9 декабря . Уик высмеивал британскую противовоздушную артиллерийскую оборону и намекал, что британские пилоты трусы. [ 51 ]
Командир крыла
[ редактировать ]
19 октября 1940 года Вику было присвоено звание майора и назначен Geschwaderkommodore (командиром крыла) JG 27. У него не было амбиций оставлять свою группу в JG 2 «Рихтгофен», и, немного подумав, попросил Геринга позволить ему остаться. вместо этого со своей группой . На следующий день Геринг отменил свое решение и передал Вику командование JG 2 «Рихтгофен». Таким образом, в 25 лет он стал самым молодым майором и гешвадеркоммодором Люфтваффе. Майор Вольфганг Шеллманн , командовавший JG 2 с начала сентября 1940 года, был назначен командиром JG 27 вместо Вика. [ 35 ] [ 52 ] Командование I. группой JG 2 затем было передано гауптману Карлу-Хайнцу Кралю . [ 53 ] Крыло Вика было выбрано для направления на юг, чтобы обеспечить воздушное сопровождение Гитлера в его личном поезде, направлявшемся к французско-испанской границе для встречи в Андае с Франсиско Франко . [ 54 ] В конце октября Уик заявил о 49 случаях. Вик был тщеславен и конкурентоспособен, он хотел догнать и перегнать Галланда и Мёльдерса, старого инструктора Вика, и был готов совершать больше патрулей и идти на больший риск. [ 55 ]
В ноябре 1940 года Уик продолжал стабильно заявлять свои претензии. 5 ноября он подал иски еще на три истребителя Королевских ВВС к северо-востоку от Портленда. [ 56 ] Истребительное командование потерь в этом регионе не понесло. Ближайшей потерей стал пилот ирландской 238-й эскадрильи , пилот-офицер Б.Б. Консидайн, который выпрыгнул с парашютом после боя под Борнмутом . [ 57 ] 6 ноября JG 2 использовала Junkers Ju 87 Stukas в качестве приманки, чтобы заманить Королевские ВВС в бой. Уловка увенчалась успехом, и Уик снова одержал пять побед в воздухе. Всего летчики Вика заявили о восьми; пять подтверждены истребительным командованием, подтвердив, что утверждения достаточно точны. [ 58 ] [ 59 ] Одним из противников Уика был идентифицирован как пилот О.Дж.К. Хайре из 145-й эскадрильи, который погиб в бою, когда его парашют раскрылся слишком низко. Сержант Дж. Уэббер выпрыгнул в результате того же действия и выжил. Сержант 213-й эскадрильи Х.Х. Адэр был убит после того, как его сбил Уик. Его останки были найдены при раскопках истребителя, на котором он летал, в 1979 году. [ 60 ] Последний сбитый «Харрикейн» принадлежал пилоту-офицеру Дж. Тиллетту из 238-й эскадрильи, который погиб в бою с JG 2. [ 60 ] JG 2 «Рихтгофен» одержал свою 500-ю воздушную победу 16 ноября 1940 года. [ 61 ]
Смерть
[ редактировать ]
Гельмут Вик в сопровождении своего штабсварма , в который входили оберлейтенант Рудольф Пфланц, лейтенант Франц Фиби и оберлейтенант Эрих Лее , одержал свою 55-ю воздушную победу, сбив «Спитфайр» во второй половине дня 28 ноября 1940 года. [ Примечание 3 ] Его противником мог быть 602-й эскадрильи Арчибальд пилот-офицер Лайалл, который, как сообщается, погиб в бою. Это сделало Вика самым результативным летчиком-истребителем Люфтваффе, превзойдя Мёльдерса, чей результат на тот момент составлял 54 победы. Это была позиция, которой Вик сможет наслаждаться всего два часа. [ 61 ] Вернувшись с этой миссии в Шербур - Керквиль , Вик приказал дозаправить самолет и перевооружить. Вместе с Ли в качестве своего ведомого Уик взлетел в 16:10 и вернулся в окрестности острова Уайт. Заметив полет «Спитфайров», он поднялся на перехват с более выгодной позиции для атаки. В ходе атаки с пикирования Уик сбил и убил «Свободной Франции» пилота Поля А. Байона из 609-й эскадрильи, летавшего на Spitfire R6631 . [ 61 ] [ 64 ]
Вик был настоящим смельчаком, он обладал прекрасным зрением и поэтому обычно первым видел вражеские самолеты. Затем он открыл дроссель и просто поехал за ними. Я этого не делал, но, наверное, поэтому я до сих пор жив, а он нет.
Франц Фиби — ведомый Вика в Штабсварме. [ 62 ]
Вскоре после этого, около 17:00, Bf 109 E-4 Вика ( Werknummer 5344 — заводской номер) был сбит, вероятно, асом, одержавшим двенадцать побед, лейтенантом 609-й эскадрильи Джоном Дандасом , хотя также возможно, что Уик стал жертвой Пилот-офицер Эрик Маррс; [ 37 ] Польский пилот Зигмунт Кляйн из 234-й эскадрильи, возможно, также сбил самолет Вика; он также был сбит и убит во время боя. [ 65 ] Фиби и Ли увидели, как «Спитфайры» нырнули в атаку, и сумели уйти с дороги, но потеряли из виду Вика и Пфланца. [ 66 ] Рудольф Пфланц видел, как «Спитфайр» сбил Bf 109, пилот которого катапультировался. Затем Пфланц сбил «Спитфайр», который, как он наблюдал, разбился в море, а пилот все еще находился внутри. [ 67 ] Позже Пфланц утверждал, что Уик выжил после того, как его подстрелили, и видел, как он забрался в темную кабину. [ 52 ]
Лишь позже Пфланц узнал, что именно Вика он видел спасающимся. Геринг приказал Кригсмарине торпедным катерам совершить ночную поисково-спасательную миссию для Вика. На следующий день другие корабли ВМФ и служба Seenotdienst ( воздушно-морская спасательная служба ) в сопровождении истребителей JG 2 тщетно продолжали его поиски. Утверждалось, что немцы использовали международные радиоволны, чтобы связаться с министерством авиации Королевских ВВС для получения информации о судьбе Вика. [ 68 ] [ 69 ] Однако его так и не нашли, и 4 декабря 1940 года Люфтваффе объявило его пропавшим без вести и предположительно погибшим в ежедневной газете Wehrmachtbericht . [ 69 ] Позже немецкие сообщения изменили статус Вика на убитого. [ 70 ] Уик, выполнявший свой 168-й боевой вылет, стал первым получателем Дубовых листьев, погибшим в бою. [ 71 ] [ 72 ] Потеря незаменимого Фитиля пагубно сказалась на моральном духе JG 2. [ 52 ] боевая усталость Причиной смерти Вика считается . Психологические и физические последствия боевой усталости принесли району боевых действий под Ла-Маншем прозвище Каналкранхейт ( букв. « Канальная болезнь » ). [ 73 ]
Семья
[ редактировать ]5 августа 1939 года Вик женился на Урселе Рольфсе (1916–1968) в Берлине. В браке родилось двое детей: Уолтер (родившийся в октябре 1939 года) и девочка Сабина, родившаяся после смерти Уика в феврале 1941 года. [ 74 ] 23 января 1941 года отцу Вика позвонил Боденшац из штаб-квартиры фюрера и сообщил, что Вик был спасен и взят в плен . Судя по всему, в официальном сообщении Reuters указывалось, что 25-летний майор Люфтваффе , на счету которого 56 воздушных побед, был интернирован в лагерь для военнопленных в Канаде. И Гитлер, и Геринг предприняли шаги, чтобы получить подтверждение этого отчета. [ 75 ] 5 февраля 1941 года в телеграмме из Оттавы Урселю сообщили, что Вик не был интернирован в Канаде. Урсель вышла замуж за военного врача Штабсарцта (эквивалент капитана) доктора Герхарда Тауша. Позже во время войны [ 62 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам Обермайера, на счету Вика 56 воздушных побед, одержанных в 168 боевых вылетах, все из которых на Западном фронте. [ 71 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги «Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о 56 заявлениях о победах в воздухе, а также еще четырех неподтвержденных заявлениях, все из которых заявлены на Западном фронте. [ 76 ]
Хроника воздушных побед | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и ♠ ( Пиковый туз ) обозначают те воздушные победы, которые сделали Уика « асом дня ». Этот термин обозначает летчика-истребителя, сбившего пять или более самолетов за один день.
Это и - (тире) указывают на неподтвержденные заявления о победе в воздухе, за которые Вик не получил должного признания.
| |||||||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение |
– 3-я Jagdgeschwader 2 эскадрилья – [ 77 ] | |||||||||
1 | 22 ноября 1939 г. | 12:20 | Ястреб-75 | к югу от Битче [ 78 ] | 10 | 8 июня 1940 г. | 21:00 | МБ.151 | к юго-западу от Суассона [ 19 ] |
—
|
30 апреля 1940 г. | —
|
Ход 63 | окрестности Трира | 11 | 8 июня 1940 г. | 21:10 | МБ.151 | к юго-западу от Суассона [ 19 ] |
—
|
17 мая 1940 г. | —
|
ЛеО 451 | окрестности Ретеля | 12 | 9 июня 1940 г. | 21:35 | Бленхейм | к северо-востоку от Суассона [ 19 ] |
—
|
19 мая 1940 г. | —
|
рыба-меч | окрестности Кале | 13 | 13 июня 1940 г. | 21:10 | Боевой | Мондидье [ 19 ] |
—
|
19 мая 1940 г. | —
|
рыба-меч | окрестности Кале | 14 | 17 июля 1940 г. | 15:07 | Спитфайр | к югу от острова Уайт [ 27 ] |
2 | 20 мая 1940 г. | 14:00 | ЛеО 451 | Камбре / Сен-Кантен [ 79 ] окрестности Ретеля |
15 | 11 августа 1940 г. | 11:30 | Ястреб-75 [ 27 ] | окрестности острова Портленд |
3 | 20 мая 1940 г. | 14:05 | ЛеО 451 | Камбре/Сен-Кантен [ 79 ] окрестности Ретеля |
16 | 11 августа 1940 г. | 11:34 | Спитфайр [ 27 ] | окрестности острова Портленд |
4 | 5 июня 1940 г. | 17:17 | МБ.151 | Ветчина / Перонн [ 19 ] окрестности Компьеня |
17 | 11 августа 1940 г. | 11:45 | Ураган | 40 км (25 миль) от острова Портленд [ 27 ] |
5 | 5 июня 1940 г. | 17:20 | МБ.151 | Ветчина/Перонн [ 19 ] окрестности Компьеня |
18 | 16 августа 1940 г. | 14:35 | Ураган | к востоку от Портсмута [ 27 ] |
6 | 5 июня 1940 г. | 17:25 | МБ.151 | Ветчина/Перонн [ 19 ] окрестности Компьеня |
19 | 25 августа 1940 г. | 18:25 | Ураган [ 27 ] | Остров Портленд |
7 | 5 июня 1940 г. | 17:30 | МБ.151 | Ветчина/Перонн [ 19 ] окрестности Компьеня |
20 | 25 августа 1940 г. | 18:30 | Спитфайр [ 27 ] | окрестности острова Портленд |
8 | 6 июня 1940 г. | 12:17 | МБ.151 | Ветчина/Перонн [ 19 ] окрестности Реймса |
21 | 26 августа 1940 г. | 17:30 | Ураган [ 27 ] | Портсмут |
9 | 6 июня 1940 г. | 12:26 | МБ.151 | Ветчина/Перонн [ 19 ] окрестности Реймса |
22 | 26 августа 1940 г. | 17:35 | Ураган [ 27 ] | Портсмут |
– 6-я Jagdgeschwader 2 эскадрилья – [ 77 ] | |||||||||
23 | 5 сентября 1940 г. | 16:10 | Спитфайр [ 42 ] | окрестности Кентербери | 26 | 8 сентября 1940 г. | 13:20 | Ураган [ 42 ] | |
24 | 6 сентября 1940 г. | 09:50 | Спитфайр [ 42 ] | окрестности Дувра | 27 | 8 сентября 1940 г. | 13:30 | Ураган [ 42 ] | |
25 | 7 сентября 1940 г. | 18:25 | Спитфайр [ 42 ] | 28 | 8 сентября 1940 г. | 13:40 | Ураган [ 42 ] | ||
– Штаб I. Группа Jagdgeschwader 2 – [ 76 ] | |||||||||
29 | 25 сентября 1940 г. | 14:30 | Спитфайр [ 44 ] | 36 | 1 октября 1940 г. | 11:45 | Спитфайр | к югу от Суонеджа [ 44 ] | |
30 | 26 сентября 1940 г. | 17:40 | Спитфайр [ 44 ] | 37♠ | 5 октября 1940 г. | 14:58 | Ураган | к югу от Борнмута [ 80 ] окрестности Саутгемптона | |
31 | 27 сентября 1940 г. | 13:00 | Спитфайр [ 44 ] | к востоку от острова Портленд | 38♠ | 5 октября 1940 г. | 15:00 | Ураган | Борнмут [ 80 ] окрестности Саутгемптона |
32 | 28 сентября 1940 г. | 15:40 | Ураган [ 44 ] | Селси Билл | 39♠ | 5 октября 1940 г. | 15:03 | Ураган | Борнмут [ 80 ] окрестности Саутгемптона |
33 | 30 сентября 1940 г. | 12:30 | Спитфайр [ 44 ] | окрестности острова Портленд | 40♠ | 5 октября 1940 г. | 18:35 | Спитфайр | к востоку от острова Уайт [ 80 ] к югу от острова Портленд |
34 | 30 сентября 1940 г. | 12:35 | Спитфайр [ 44 ] | окрестности острова Портленд | 41♠ | 5 октября 1940 г. | 18:40 | Спитфайр | к востоку от острова Уайт [ 80 ] к югу от острова Портленд |
35 | 1 октября 1940 г. | 11:40 | Спитфайр | к югу от Суонеджа [ 44 ] | 42 | 15 октября 1940 г. | 13:45 | Спитфайр | Портсмут [ 80 ] |
– Персонал Jagdgeschwader – 2 [ 81 ] | |||||||||
43 | 29 октября 1940 г. | 15:29 | Ураган | Портсмут [ 82 ] | 50♠ | 6 ноября 1940 г. | 15:45 | Спитфайр | к востоку от острова Уайт [ 56 ] |
44 | 29 октября 1940 г. | 15:33 | Спитфайр | Портсмут [ 82 ] | 51♠ | 6 ноября 1940 г. | 15:46 | Спитфайр | к востоку от острова Уайт [ 56 ] |
45 | 5 ноября 1940 г. | 14:35 | Ураган | к северо-востоку от Портленда [ 56 ] | 52♠ | 6 ноября 1940 г. | 15:48 | Спитфайр | к востоку от острова Уайт [ 56 ] |
46 | 5 ноября 1940 г. | 14:37 | Ураган | к северо-востоку от Портленда [ 56 ] | 53 | 7 ноября 1940 г. | 15:25 | Ураган | к югу от Портсмута [ 56 ] |
47 | 5 ноября 1940 г. | 14:40 | Спитфайр | к северо-востоку от Портленда [ 56 ] | 54 | 10 ноября 1940 г. | 15:43 | Спитфайр | к востоку от Портсмута [ 56 ] |
48♠ | 6 ноября 1940 г. | 15:35 | Ураган | Саутгемптон [ 56 ] | 55 | 28 ноября 1940 г. | 15:10 | Спитфайр | к северо-востоку от острова Уайт [ 56 ] |
49♠ | 6 ноября 1940 г. | 15:37 | Ураган | Саутгемптон [ 56 ] | 56 | 28 ноября 1940 г. | 17:13 | Спитфайр | Борнмут [ 56 ] окрестности острова Уайт |
Награды
[ редактировать ]- Железный крест (1939)
- значок пилота/наблюдателя с бриллиантами Золотой
- Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями
- Рыцарский крест 27 августа 1940 года в звании оберлейтенанта и штабфелькапитана 3./ Jagdgeschwader 2 "Richthofen". [ 84 ] [ 85 ]
- 4-й дубовый лист 6 октября 1940 года в должности майора и группенкомандора I./Jagdgeschwader . 2 "Рихтгофен" [ 86 ] [ Примечание 4 ]
- Пять именных упоминаний в Вермахтберихте (26 августа 1940 г., 6 октября 1940 г., 8 ноября 1940 г., 16 ноября 1940 г. и 4 декабря 1940 г.) [ 87 ]
Даты звания
[ редактировать ]8 ноября 1938 г.: | Лейтенант (младший лейтенант) [ 88 ] |
21 июля 1940 г.: | Первый лейтенант [ 88 ] |
4 сентября 1940 г.: | Гауптманн (капитан) [ 88 ] |
19 октября 1940 г.: | Майор (Майор) [ 89 ] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ В 1940 году Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями уступал только Большому кресту Железного креста ( Großkreuz des Eisernen Kreuzes ), которым награждались только старшие командиры за победу в крупном сражении или кампании в армии. орден Третьего Рейха. Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями как высший военный орден был заменен 28 сентября 1941 года Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями и мечами ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub und Schwertern ). [ 1 ]
- ↑ По словам Рингльштеттера, первая победа гешвадера была приписана оберфельдфебелю Эрвину Клею, получившему за это достижение золотые часы. [ 12 ] Уил заявляет, что первая победа досталась Вику. [ 13 ]
- ↑ Книга «Гельмут Вик — Жизнь летающего героя» , опубликованная в 1943 году, во многом основана на дневнике Франца Фиби. [ 62 ] Основным автором был Kriegsberichter ( военный корреспондент ) Йозеф Граблер. Граблер погиб в бою 21 мая 1941 года во время вторжения на Крит . [ 63 ]
- ↑ По данным Шерцера от 25 октября 1940 г. [ 84 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уильямсон и Бужейро 2004 , стр. 3, 7..
- ^ Ринглстеттер 2005 , с. 10.
- ^ Макки 1981 , с. 155.
- ^ Ринглстеттер 2005 , с. 11.
- ^ Ринглстеттер 2005 , с. 12.
- ^ Ринглстеттер 2005 , с. 14.
- ^ Ринглстеттер 2005 , с. 16.
- ^ Госс 2018 , с. 69.
- ^ Спик 2011 , с. 73.
- ^ Уил 2000 , стр. 24, 26.
- ^ Уил 2000 , стр. 31–32.
- ^ Перейти обратно: а б Рингльстеттер 2005 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Уил 2000 , с. 26.
- ^ Шорс, Форман и Эренгардт 1992 , стр. 116.
- ^ Джексон 1974 , с. 33.
- ^ Ринглстеттер 2005 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мусчиано 1982 , с. 74.
- ^ Уил 2000 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Прин и др. 2001б , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон 1974 , с. 68.
- ^ Джексон 1974 , стр. 83–84.
- ^ Уил 2000 , с. 44.
- ^ Ринглстеттер 2005 , с. 31.
- ^ Уил 1996 , с. 69.
- ^ Уилсон 2007 , с. 203.
- ^ Форман 1988 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Прин и др. 2002 , с. 101.
- ^ Мейсон 1969 , с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б с Бергстрем 2015 , с. 95.
- ^ Уил 2000 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б с Госс 2018 , с. 70.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 222–225, 227–228.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 228–229.
- ^ Мейсон 1969 , с. 227.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мусчиано 1982 , с. 76.
- ^ Мейсон 1969 , с. 555.
- ^ Перейти обратно: а б Михулек 2002 , с. 36.
- ^ Уил 1996 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Мейсон 1969 , стр. 303–304.
- ^ Перейти обратно: а б Мейсон 1969 , стр. 308–309.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Прин и др. 2002 , с. 122.
- ^ Мейсон 1969 , с. 371.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Прин и др. 2002 , с. 102.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 423–424.
- ^ Бергстрем 2015 , с. 249.
- ^ Уил 2000 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б Бергстрем 2015 , стр. 248–249.
- ^ Ринглстеттер 2005 , стр. 85–87.
- ^ Беспроводная связь с The New York Times (13 октября 1940 г.). «Нацистский летчик смеется над британскими летчиками» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 июня 2012 г.
- ^ «Лучшие истребители ВВС Германии — Галланд, Мельдерс, Вик» . Жизнь . 9 декабря 1940 года . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бергстрем 2015 , с. 276.
- ^ Уил 2000 , с. 118.
- ^ Уил 2000 , с. 66.
- ^ Джексон 2003 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Прин и др. 2002 , с. 80.
- ^ Фрэнкс 1997 , стр. 99–100.
- ^ Бергстрем 2015 , с. 270.
- ^ Форман 1988 , стр. 39–44.
- ^ Перейти обратно: а б Фрэнкс 1997 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б с Уил 2000 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с Рингльстеттер 2005 , с. 142.
- ^ Граблер 1943 , с. 6.
- ^ Бергстрем 2015 , с. 275.
- ^ Gretzingier 2014 , Битва за Британию.
- ^ Макки 1981 , с. 167.
- ^ Форман 1988 , с. 143.
- ^ Коллиер 1980 , стр. 181, 261.
- ^ Перейти обратно: а б Уил 2000 , с. 70.
- ^ Макки 1981 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б Обермайер 1989 , с. 45.
- ^ Госс 2018 , с. 71.
- ^ Хутон 1999 , с. 25.
- ^ Ринглстеттер 2005 , с. 17.
- ^ Ринглстеттер 2005 , с. 140.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтьюз и Форман, 2015 , стр. 1412–1413.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 1412.
- ^ Прин и др. 2001а , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2001б , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Прин и др. 2002 , с. 104.
- ^ Мэтьюз и Форман 2015 , с. 1413.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2002 , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б Томас 1998 , с. 441.
- ^ Перейти обратно: а б Шерцер 2007 , с. 783.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 445.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 53.
- ^ Отчеты Вермахта за 1939–1945 гг., Том 1 , стр. 288, 321, 354, 361, 375.
- ^ Перейти обратно: а б с Стокерт 2012 , с. 37.
- ^ Стокерт 2012 , с. 38.
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] (2015). Битва за Британию: новый взгляд на эпический конфликт . Оксфорд, Великобритания: Каземат. ISBN 978-1612-00347-4 .
- Коллиер, Ричард (1980). День Орла: История битвы за Британию . Оксфорд, Великобритания: Горизонт. ISBN 978-0525096504 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех частей родов войск Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Форман, Джон (1988). Битва за Британию: забытые месяцы, ноябрь и декабрь 1940 года . Лондон, Великобритания: Публикации Air Research. ISBN 978-1-871187-02-1 .
- Фрэнкс, Норман (1997). Потери истребительного командования Королевских ВВС во Второй мировой войне. Том 1: Боевые потери: Самолеты и экипажи, 1939–1941 гг . Лестер, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 978-1-85780-055-5 .
- Госс, Крис (2018). Рыцари битвы за Британию — экипаж Люфтваффе награжден Рыцарским крестом в 1940 году . Йоркшир, Великобритания: Книги о пере и мече . ISBN 978-1-52672-651-3 .
- Граблер, Йозеф (1943). Гельмут Вик - Жизнь героя авиации (на немецком языке). Берлин, Германия. ASIN B0025WIWAQ .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гретзинжер, Роберт (2014). Польские асы Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-4728-0058-9 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Хутон, скорая помощь (1999). Орел в огне: Разгром Люфтваффе . Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-1-85409-343-1 .
- Джексон, Роберт (1974). Воздушная война над Францией, 1939–1940 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0510-5 .
- Джексон, Джей Ти (2003). Падение Франции: нацистское вторжение 1940 года . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280300-9 .
- Мейсон, Фрэнсис (1969). Битва за Британию . Лондон: ISBN McWhirter Twins Ltd. 978-0-901928-00-9 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 4 S–Z . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-21-9 .
- Макки, Александр (1981). Великие тайны авиации . Dorset House Publishing Co Inc. Дорсет: ISBN 978-0-88029-218-4 .
- Михулек, Роберт (2002). Люфтваффе на войне/Асы Люфтваффе Западного фронта . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 978-1-85367-486-0 .
- Мусчиано, Уолтер (1982). Мессершмитт Асы . Нью-Йорк: Арх. ISBN 978-0-668-04887-3 .
- Неер, Флорида (1943). ВИК (по-немецки). Берлин - Херрлинген: Ханнс Аренс Верлаг.
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2001a). ВВС Германии с 1934 по 1945 год — Часть 2 — «Сидячая война» — с 1 сентября 1939 года по 9 мая 1941 года Истребительные части (9 мая 1940 года ) (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-59-5 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2001b). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. Часть 3. Действия в Дании и Норвегии 9.4. по 30 ноября 1940 г. — Поход на Запад, 10 мая. по 25 июня 1940 г. [ Ассоциация летчиков-истребителей немецких Люфтваффе с 1934 по 1945 г. Часть 3 - Назначения в Дании и Норвегии с 9 апреля по 30 ноября 1940 г. - Кампания на Западе с 10 мая по 25 июня 1940 г. ] (на немецком языке). Печать Струве. ISBN 978-3-923457-61-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2002). Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/I — Операции над Ла-Маншем и над Англией — 26 июня 1940 года по 21 июня 1941 года [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/ I — Действия у Ла-Манша и над Англией — с 26 июня 1940 г. по 21 июня 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-63-2 .
- Ринглстеттер, Герберт (2005). Хельмут Вик, Иллюстрированная биография аса Люфтваффе и командира Jagdgeschwader 2 во время битвы за Британию . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing . ISBN 978-0-7643-2217-4 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, ВВС, Кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзников. Войска с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Шорс, Кристофер; Форман, Джон; Эренгардт, Крис (1992). Молодые орлы: полный отчет о воздушной войне над Западной Европой и Скандинавией, сентябрь 1939 г. - август 1940 г. (1-е изд.). Лондон, Великобритания: Груб-стрит. ISBN 978-0-948817-42-7 .
- Спик, Майк (2011). Истребители-асы Люфтваффе: Jadgflieger и их боевая тактика и техника . Барнсли: Перо и меч. ISBN 978-1-84832-627-9 .
- Стокерт, Питер (2012) [1996]. Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 1 [ Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 1 ] (на немецком языке) (4-е изд.). Бад-Фридрихсхалль, Германия: Панорамный вид Фридрихсхалла. ISBN 978-3-9802222-7-3 .
- Томас, Франц (1998). Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 2: L – Z [ Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 2: L – Z ] (на немецком языке). Оснабрюк, Германия: Biblio-Verlag. ISBN 978-3-7648-2300-9 .
- Уил, Джон (1996). Bf 109D/E Aces 1939–41 . Самолеты асов. Том. 11. Лондон: Издательство Osprey . ISBN 978-1855324879 .
- Уил, Джон (2000). Ягдгешвадер 2 «Рихтгофен» . Авиационные элитные подразделения. Том. 1. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-046-9 .
- Уильямсон, Гордон ; Бужейро, Рамиро (2004). Лауреаты Рыцарского креста и дубовых листьев 1939–40 . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-641-6 .
- Уилсон, Джеймс (2007). Пропагандистские открытки Люфтваффе . Оксфорд, Великобритания: Книги о пере и мече . ISBN 978-18441549-13 .
- Отчеты Вермахта за 1939–1945 гг., Том 1, с 1 сентября 1939 г. по 31 декабря 1941 г. [ Отчеты Вермахта за 1939–1945 гг., Том 1, с 1 сентября 1939 г. по 31 декабря 1941 г. ] (на немецком языке). Мюнхен, Германия: Deutscher Taschenbuch Verlag GmbH & Co. KG. 1985. ISBN 978-3-423-05944-2 .
- 1915 рождений
- 1940 смертей
- Исчезновения военнослужащих с воздуха в действии
- Авиаторы погибли в результате сбития
- Военные из Мангейма
- Немецкие летающие асы времен Второй мировой войны
- Кавалеры Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями
- Персонал Люфтваффе погиб во Второй мировой войне
- Пропал без вести во время Второй мировой войны
- Люди из Великого герцогства Баден
- Члены Имперской трудовой службы