Jump to content

Якоб Норц

Якоб Норц
Рожденный ( 1920-09-27 ) 27 сентября 1920 г.
Саульгруб , Бавария , Веймарская республика
Умер 16 сентября 1944 г. (1944-09-16) (23 года)
недалеко от Киркенеса , оккупированная немцами Норвегия.
Похороненный
German war cemetery at Pechenga
Верность  Нацистская Германия
Услуга/ ветвь ВВС
Лет службы 1939–1944
Классифицировать Лейтенант (младший лейтенант)
Единица ЮГ 5
Битвы/войны Вторая мировая война
Награды Рыцарский крест Железного креста

Якоб Норц (20 октября 1920 — 16 сентября 1944) — Люфтваффе лётчик-ас во время Второй мировой войны . На счету Норца 117 воздушных побед, то есть 117 воздушных боев, приведших к уничтожению самолетов противника, он становился « асом дня ». в семи отдельных случаях [ 1 ] Все его победы над советскими ВВС были одержаны в 332 боевых вылетах. Он также был награжден Рыцарским крестом Железного креста — высшей наградой в вооруженных силах и военизированных формированиях нацистской Германии во время Второй мировой войны. Норц погиб 16 сентября 1944 года при вынужденной посадке после боя с большой группой советских самолетов, атаковавших Киркенес .

Норц родился 20 октября 1920 года в Саульгрубе в Свободном государстве Бавария в составе Веймарской республики . В звании унтер-офицера (унтер-офицер) с конца 1941 года служил в I. Gruppe (1-я группа) Nachtjagdgeschwader 2 (NJG 2-2nd Night Fighter Wing Wing). [ Примечание 1 ] С этим подразделением он выполнял ночные истребительные вылеты против Англии и сопровождал конвои над Средиземным морем . Его ненадолго перевели дневным летчиком-истребителем в Jagdgeschwader 51 (JG 51–51-й истребительный авиаполк), действовавший на Восточном фронте в начале 1942 года. Вскоре после этого его направили в 11. Staffel (11-я эскадрилья) Jagdgeschwader 1 (JG) . 1—1-й истребительный авиаполк), который располагался в Норвегии. [ 2 ] эскадрилья была переименована в 8. Staffel Jagdgeschwader 21 марта 5 (JG 5–5-й истребительный авиаполк). [ 3 ] 20 апреля 8. Штаффель перебрался на аэродром в Петсамо (современная Печенга в Мурманской области , Россия) на Эйсмеерфронте (Ледяном морском фронте) — районе боевых действий, ближайшем к Северному Ледовитому океану . [ 4 ]

Война на Арктическом фронте

[ редактировать ]

Действуя на этом северном театре военных действий, Норц одержал свои первые пять воздушных побед к концу 1942 года. вручил ему Железный крест 1-го класса ( Eisernes Kreuz erster Klasse ) Генерал-полковник Ганс-Юрген Штумпф за его II степень. и III. Визит группы в Печенгу 19 июня. [ 5 ]

Зона деятельности.

После победного боя с двумя Ил-2 « Штурмовик » юго-западнее Эйны Губы 5 марта 1943 года он совершил вынужденную посадку своего Мессершмитта Bf 109 F-4 ( Werknummer 13108 — заводской номер) на замерзшее озеро на нейтральной полосе . [ 6 ] Он вернулся на удерживаемую немцами позицию после восьмичасовой прогулки по сильному снегу. Норц одержал свою 17-ю и 18-ю победу в воздухе 4 июня 1943 года.

14 сентября JG 5 совершил несколько вылетов из Печенги и Киркенеса для защиты немецкого конвоя. В 17:03 самолет Bf 109 G-2 заметил и сообщил о формировании противника, состоящем из Douglas A-20 Havoc , также известного как бомбардировщики Boston, Ил-2 штурмовиков , а также Bell P-39 Airacobra и Хоукер Харрикейн Истребители . В 18:15 9. Штаффель поднялся в воздух у Печенги, а 5. Штаффель у Свартнеса . Чуть позже в воздух взлетели еще Bf 109 из 4-го, 7-го и 5-го штабельских полков . Немцы перехватили советское соединение восточнее Эккерёя над Варангер-фьордом . В этом воздушном бою Норц заявил об уничтожении истребителя «Харрикейн». [ 7 ]

25 ноября, после десяти дней относительного затишья, советские ВВС провели скоординированную атаку на Титовку и аэродромы Хойбуктмоен в Киркенесе и Луостари возле Печенги . Титовку атакуют шестнадцать Ил-2 и шесть Curtiss P-40 Warhawk в сопровождении шести Яковлевов Як-1 и четырех Яковлевов Як-9 . Хойбуктмуэн был сбит двенадцатью Петляковами Пе-2 в сопровождении двенадцати Bell P-39 Airacobra и шести Як-9. [ 8 ] Аэродром Луостари нанесли удары шестнадцати Ил-2 и шести Р-40, прикрытых четырнадцатью Як-1 и шестью Харрикейнами. [ 9 ] В тот день Норц захватил два штурмовика Ил-2 , в результате чего на его счету 45 воздушных побед. [ 10 ]

17 марта 1944 года Норц стал « асом дня впервые », заявив, что сбил пять советских истребителей. Он был награжден Рыцарским крестом Железного креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ) 26 марта 1944 года после своей 74-й воздушной победы. В ходе воздушного боя 4 июля он заявил, что Як-9 , в результате чего их общее число достигло 91. сбито пять истребителей [ 11 ] 17 июля он стал 82-м пилотом Люфтваффе, достигшим столетней отметки. [ 12 ] В рамках расширения группы с трех эскадрилий в группе до четырех эскадрилий в группе Норца 8-я эскадрилья была переименована и стала 11-й эскадрильей JG 5. 15 августа [ 13 ] четыре бомбардировщика «Петляков» Пе-2 и Bell P-39 «Аэрокобра» , в результате чего его общее количество побед в воздухе достигло 116. Норц заявил, что 23 августа были уничтожены [ 14 ]

Уолтер Шук , друг Якоба Норца во время войны, стал свидетелем последнего полета Норца 16 сентября 1944 года. По словам Шука, Норц атаковал и сбил « Дуглас Бостон», но был поражен двигателем оборонительным огнем «Бостона». [ Примечание 2 ] Норц сообщил, что его каюта наполнилась дымом. Шак призвал Норца выпрыгнуть, но Норц решил лететь обратно на базу, чтобы избежать захвата русскими. Шак прервал дальнейший бой и сопроводил Норца обратно на базу. Норц, опьяненный дымом, сообщил, что его лифт заблокировался и он не смог дифферентировать самолет. Уже слишком низко, чтобы спастись, Норц предпринял попытку аварийной посадки в тундре . Bf 109 G-6 «желтая 8» ( Werknummer 412 199 — заводской номер) врезался в камень и распался, убив Норца. [ 15 ] [ 16 ] Похоронен с воинскими почестями на немецком военном кладбище в Печенге . [ 17 ]

Краткое изложение карьеры

[ редактировать ]

Заявления о воздушной победе

[ редактировать ]

По словам американского историка Дэвида Т. Забекки , Норцу на счету 117 воздушных побед. [ 18 ] Обермайер и Спик также перечисляют Норца, одержавшего 117 воздушных побед в 332 боевых вылетах, все из которых были одержаны на Восточном фронте. [ 2 ] [ 19 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги « Асы Люфтваффе — биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли записи о 104 заявлениях о победах в воздухе, все из которых заявлены на Восточном фронте. [ 20 ]

Заявления о победе были записаны по ссылке на карту (PQ = Planquadrat ), например «PQ 36 Ost 3079». Карта-сетка Люфтваффе ( Jägermeldenetz ) охватывала всю Европу, запад России и Северную Африку и состояла из прямоугольников размером 15 и 30 минут широты минут долготы , площадью около 360 квадратных миль (930 км2). 2 ). Затем эти сектора были разделены на 36 меньших частей, чтобы получить площадь локации размером 3 × 4 км (1,9 × 2,5 мили). [ 21 ]

Хроника воздушных побед
  Это и ♠ ( Пиковый туз ) обозначают те воздушные победы, которые сделали Норца « асом дня » - термин, обозначающий летчика-истребителя, сбившего пять или более самолетов за один день.
  Это и - (тире) указывают на неподтвержденные заявления о победе в воздухе, за которые Норц не получил должного признания.
  Это и ? (знак вопроса) указывает на несоответствия в информации, перечисленные Прином, Стеммером, Родейком, Балке, Боком, Момбиком, Мэтьюзом и Форманом.
Требовать Дата Время Тип Расположение Требовать Дата Время Тип Расположение
– 8-я Jagdgeschwader 5 эскадрилья [ 20 ]
Восточный фронт, северная Норвегия и Финляндия - 10 января - 31 декабря 1942 г.
1 15 мая 1942 г. 18:30 Ураган к югу от Ура-Губы [ 22 ] [ 23 ] 4 5 сентября 1942 г. 08:38 Ураган [ 24 ] PQ 36 Ост 3079 [ 25 ]
2 10 августа 1942 г. 18:48 Ураган [ 26 ] PQ 37 Ост 20854 [ 25 ] 5? [ Примечание 3 ] 29 октября 1942 г.
неизвестный [ 29 ]
3 2 сентября 1942 г. 11:18 И-61 ( МиГ-3 ) [ 24 ] PQ 36 Ост 3912 [ 25 ]
окрестности Кольской железной дороги
– 8-я Jagdgeschwader 5 эскадрилья [ 28 ]
Восточный фронт, северная Норвегия и Финляндия - 1 января - 31 декабря 1943 г.
6? [ Примечание 3 ] 24 января 1943 г.
ЛаГГ-3 [ 30 ] 26 4 июля 1943 г. 22:02 Он-2 [ 31 ] PQ 37 Ост 11739 [ 32 ]
7? [ Примечание 3 ] 5 февраля 1943 г.
ЛаГГ-3 [ 30 ] 27 4 июля 1943 г. 22:05 Бостон [ 31 ] PQ 37 Ост 1179 [ 32 ]
? [ Примечание 4 ] 28 февраля 1943 г. 16:03 П-40 [ 34 ] 28 12 июля 1943 г. 01:00 П-39 [ 31 ] PQ 37 Ост 11346 [ 32 ]
? [ Примечание 4 ] 28 февраля 1943 г. 16:06 Он-2 [ 34 ] 29 16 июля 1943 г. 00:55 П-39 [ 31 ] PQ 37 Ост 10668 [ 32 ]
8 1 марта 1943 г. 07:17? [ Примечание 5 ] Ил-2 [ 34 ] PQ 37 Ост 1067 [ 33 ]
vicinity of Pechenga
30 16 июля 1943 г. 01:05 П-39 [ 31 ] PQ 37 Ост 10283 [ 32 ]
9 5 марта 1943 г. 08:12 П-40 [ 34 ] PQ 37 Ост 1069 [ 33 ] 31 20 августа 1943 г. 11:30 Ураган [ 36 ] PQ 27 Ost RH 96, окрестности Альты [ 37 ]
10 5 марта 1943 г. 12:05 Ил-2 [ 34 ] PQ 37 Ост 1066 [ 33 ] 32 23 августа 1943 г. 04:56 Хэмпден [ 36 ] PQ 37 Ост SE 66 [ 37 ]
11 27 марта 1943 г. 14:30? [ Примечание 6 ] П-39 [ 38 ] PQ 37 Ост 3079 [ 33 ] 33 23 августа 1943 г. 04:58 Он-2 [ 36 ] PQ 37 Ост SE 63 [ 37 ]
12 30 марта 1943 г. 10:45 П-40 [ 38 ] PQ 36 Ост 3911 [ 33 ] 34 6 сентября 1943 г. 19:04 Бостон [ 36 ] PQ 37 Ост ОБ 7 [ 37 ]
13 22 мая 1943 г. 19:45 Ураган [ 39 ] PQ 37 Ост 2033 г. [ 40 ] 35 6 сентября 1943 г. 19:05 Бостон [ 36 ] PQ 37 Ост ОБ 8 [ 37 ]
14 22 мая 1943 г. 21:40 Ураган [ 39 ] PQ 37 Остаток 2019 г. [ 40 ] 36 6 сентября 1943 г. 19:07 Бостон [ 36 ] PQ 37 Ост OC 6 [ 37 ]
15 1 июня 1943 г. 03:46 П-39 [ 39 ] PQ 37 Ост 2036 г. [ 40 ] 37 14 сентября 1943 г. 18:45 Ураган [ 41 ] PQ 37 Ост RC 4 [ 37 ]
16 1 июня 1943 г. 03:49 П-39 [ 39 ] PQ 37 Ост 2049 [ 40 ] 38 20 сентября 1943 г. 16:05 Он-2 [ 41 ] PQ 37 Восток UH 71 [ 42 ]
17 5 июня 1943 г. 04:02 Ураган [ 39 ] PQ 37 Ост 2044 [ 40 ] 39 23 сентября 1943 г. 12:50 П-40 [ 41 ] PQ 37 Ост И [ 42 ]
18 5 июня 1943 г. 05:48 Ураган [ 39 ] PQ 37 Ост 3051 [ 40 ] 40 23 сентября 1943 г. 12:53 П-40 [ 41 ] PQ 37 Ост АГ [ 42 ]
19 19 июня 1943 г. 16:27 Ураган [ 43 ] PQ 37 Ост 20421 [ 40 ] 41 23 сентября 1943 г. 12:55 П-40 [ 41 ] PQ 37 Ост АГ [ 42 ]
20 27 июня 1943 г. 12:02 Ураган PQ 37 Ост 10299 [ 32 ]
2 км (1,2 мили) к востоку от Пумманки [ 43 ]
42 24 сентября 1943 г. 08:50 П-40 [ 44 ] PQ 37 Ост И [ 42 ]
21 27 июня 1943 г. 12:04 Ураган PQ 37 Ост 20177 [ 32 ]
6 км (3,7 миль) к северо-востоку от Пумманки [ 43 ]
43? [ Примечание 3 ] 24 сентября 1943 г. 08:55 П-39 PQ 37 Ост И [ 42 ]
22 29 июня 1943 г. 14:12 Он-2 PQ 37 Ост 11623 [ 32 ]
29 км (18 миль) к северо-востоку от Вардё [ 43 ]
44 24 сентября 1943 г. 09:00 П-40 [ 44 ] PQ 36 Ост АГ [ 42 ]
23 29 июня 1943 г. 14:13 Он-2 PQ 37 Ост 11489 [ 32 ]
30 км (19 миль) к северо-востоку от Вардё. [ 43 ]
45? [ Примечание 3 ] 24 сентября 1943 г. 09:20 Ураган PQ 36 Ост АГ [ 42 ]
24 29 июня 1943 г. 14:16 П-40 PQ 37 Ост 11495 [ 32 ]
35 км (22 мили) к северо-востоку от Вардё [ 43 ]
46? [ Примечание 3 ] 9 октября 1943 г.
Yak-7 Мурманск [ 42 ]
25 4 июля 1943 г. 22:01 Он-2 [ 31 ] PQ 37 Ост 11812 [ 32 ]
По словам Прина, Стеммера, Родейке и Бока, Норц одержал семь недокументированных воздушных побед в период с октября по ноябрь 1943 года. [ 45 ] Эти семь претензий не перечислены ни Момбеком, ни Мэтьюзом и Форманом. [ 46 ] [ 47 ]
54 6 ноября 1943 г. 12:17 Он-2 [ 48 ] PQ 37 Ost RF 74, 3 км (1,9 мили) к северо-западу от Субувки [ 45 ] 56 25 ноября 1943 г. 11:55 Ил-2 PQ 37 Ost UE 83, 40 км (25 миль) к востоку от аэродрома Печенга. [ 45 ]
40 km (25 mi) northwest of Pechenga airfield [ 48 ]
55 25 ноября 1943 г. 11:52 Ил-2 PQ 37 Ost TC 43, 5 км (3,1 мили) к востоку от аэродрома Печенга [ 45 ]
5 km (3.1 mi) northwest of Pechenga airfield [ 48 ]
– 8-я Jagdgeschwader 5 эскадрилья [ 49 ]
Восточный фронт, северная Норвегия и Финляндия - 1 января - июль 1944 г.
57 21 февраля 1944 г. 14:21 П-39 к западу от Мурмаши [ 50 ]
к западу от Мурманска [ 51 ]
82♠ 28 июня 1944 г. 00:05 П-39 к северо-востоку от Киркенеса [ 52 ] [ 53 ]
58 21 февраля 1944 г. 14:24 П-39 к западу от Мурмаши [ 50 ]
окрестности Мурманска [ 51 ]
83♠ 28 июня 1944 г. 00:13 П-39 к северу от Киркенеса [ 52 ] [ 53 ]
59? [ Примечание 3 ] 24 февраля 1944 г. 09:40 П-39 Озеро Туг [ 50 ] 84♠ 28 июня 1944 г. 00:20 П-39 к северо-востоку от Киркенеса [ 52 ] [ 53 ]
60 29 февраля 1944 г. 13:30 Yak-7 к северо-западу от Мурманска [ 50 ]
к юго-западу от Мурманска [ 54 ]
85♠ 28 июня 1944 г. 03:50 Yak-9 [ 53 ] PQ 37 Ост СК-2/3 [ 52 ]
61 29 февраля 1944 г. 13:36 Yak-7 к северо-западу от Мурманска [ 50 ] 86♠ 28 июня 1944 г. 03:58 Yak-9 [ 53 ] PQ 37 Ост RC-8/3 [ 52 ]
[ Примечание 7 ]
5 марта 1944 г. 13:35 Ил-2 к юго-западу от Мурманска [ 54 ] 87♠ 4 июля 1944 г. 18:59 Yak-9 [ 53 ] PQ 37 Закупка РА-4/6 [ 52 ]
62 5 марта 1944 г. 13:36 Ил-2 [ 54 ] к северу от Эккерёя [ 50 ] 88♠ 4 июля 1944 г. 19:09 Yak-9 [ 55 ] PQ 37 Ost RB-7/1, к северу от Таарнета [ 52 ]
63 13 марта 1944 г. 13:37 Yak-7 [ 54 ] к юго-востоку от Вайда-Губы [ 50 ] 89♠ 4 июля 1944 г. 19:15 Yak-9 [ 55 ] PQ 37 Ост СА-5/5 [ 52 ]
64? [ Примечание 3 ] 13 марта 1944 г. 13:39 Yak-7 west of Rybachy Peninsula [ 50 ] 90♠ 4 июля 1944 г. 19:26 Yak-9 [ 55 ] PQ 37 Восток СБ-1/9 [ 52 ]
65 13 марта 1944 г. 13:41 Yak-9 [ 54 ] к юго-востоку от Пумманки [ 50 ] 91♠ 4 июля 1944 г. 19:30 Yak-9 [ 55 ] PQ 37 Ost SB-1/2, восток-северо-восток от Киркенеса [ 52 ]
66♠ 17 марта 1944 г. 11:10 Ил-2 к северу от Хамнингберга [ 50 ] [ 54 ] 92 9 июля 1944 г. 20:50 П-40 [ 55 ] PQ 37 Ост QC-1/2 [ 52 ]
67♠ 17 марта 1944 г. 11:11 П-39 к северо-востоку от Хамнингберга [ 50 ] [ 54 ] 93 9 июля 1944 г. 20:51 П-40 [ 55 ] PQ 37 Ост QC-1/4 [ 52 ]
68♠ 17 марта 1944 г. 11:13 П-39 к юго-востоку от Хамнингберга [ 50 ]
к северо-востоку от Хамнингберга [ 54 ]
94 9 июля 1944 г. 20:53 П-40 [ 55 ] PQ 37 Ост QC-5/1 [ 52 ]
69♠ 17 марта 1944 г. 15:39 П-39 [ 56 ] northeast of Pechenga [ 57 ] 95 9 июля 1944 г. 20:57 П-40 [ 55 ] PQ 37 Ост QD-4/7 [ 52 ]
70♠ 17 марта 1944 г. 15:40 П-39 northeast of Pechenga [ 57 ]
north of Pechenga [ 56 ]
96♠ 17 июля 1944 г. 18:30 П-39 [ 55 ] PQ 37 Восток СБ-5/2 [ 58 ]
71 2 апреля 1944 г. 04:49 Yak-7 [ 56 ] PQ 37 Ост РД-9/6 [ 57 ] 97♠ 17 июля 1944 г. 18:33 П-39 [ 55 ] PQ 37 Восток СБ-1/5 [ 58 ]
72 2 апреля 1944 г. 04:51 Yak-7 [ 56 ] PQ 37 Ост РД-9/6 [ 57 ] 98♠ 17 июля 1944 г. 19:01 Бостон [ 59 ] PQ 37 Восток СБ-1/9 [ 58 ]
73 2 апреля 1944 г. 04:53 Yak-9 [ 56 ] PQ 37 Ост РД-8/3 [ 57 ] 99♠ 17 июля 1944 г. 19:03 Бостон [ 59 ] PQ 37 Восток СБ-3/1 [ 58 ]
74 7 апреля 1944 г. 10:31 Yak-9 [ 60 ] PQ 37 Ост СГ-8/7 [ 57 ] 100♠ 17 июля 1944 г. 19:12 Бостон окрестности Киркенеса [ 59 ]
75♠ 27 июня 1944 г. 16:46 Бостон к северу от Киркенеса [ 61 ] [ 62 ] 101 21 июля 1944 г. 05:25 П-40 [ 59 ] к юго-востоку от мыса Маркур [ 58 ]
76♠ 27 июня 1944 г. 16:46 Бостон к северу от Киркенеса [ 61 ] [ 62 ] 102 22 июля 1944 г. 12:35 П-40 [ 59 ] PQ 37 Ост РЭ-8/6 [ 58 ]
77♠ 27 июня 1944 г. 16:47 Бостон к северо-северо-востоку от Киркенеса [ 61 ] [ 53 ] 103 22 июля 1944 г. 12:41 П-40 [ 59 ] PQ 37 Ост РЭ-9/8 [ 58 ]
78♠ 27 июня 1944 г. 17:02 Yak-9 к юго-востоку от Киркенеса [ 61 ] [ 53 ] 104 22 июля 1944 г. 12:42 П-40 [ 59 ] PQ 37 Ост РЕ-3/7 [ 58 ]
79♠ 27 июня 1944 г. 17:10 Yak-9 к северо-западу от Киркенеса [ 61 ] [ 53 ] 105 28 июля 1944 г. 12:56 П-39 [ 63 ] PQ 37 Восток UC-3/1 [ 58 ]
80♠ 28 июня 1944 г. 00:01 П-39 к северо-востоку от Киркенеса [ 53 ] [ 52 ] 106 28 июля 1944 г. 12:59 П-39 [ 63 ] PQ 37 Восток UC-3/9 [ 58 ]
81♠ 28 июня 1944 г. 00:03 П-39 к западу от Киркенеса [ 53 ] [ 52 ]
- 11-я Jagdgeschwader 5 эскадрилья - [ 64 ]
Восточный фронт - 15 августа - 16 сентября 1944 г.
107♠ 17 августа 1944 г. 09:48 П-39 [ 63 ] PQ 37 Ост ТБ-7 [ 58 ] 113♠ 23 августа 1944 г. 12:39 Он-2 [ 65 ] PQ 37 Ост РД, к северу от Печенги. [ 66 ]
108♠ 17 августа 1944 г. 09:54 Бостон [ 63 ] PQ 37 Ост СА-1 [ 58 ] 114♠ 23 августа 1944 г. 12:40 Он-2 [ 65 ] PQ 37 Ост СД, к северо-западу от Печенги. [ 66 ]
109♠ 17 августа 1944 г. 09:55 Бостон [ 63 ] PQ 37 Купить РУ-9 [ 66 ] 115♠ 23 августа 1944 г. 12:40 Он-2 [ 65 ] PQ 37 Ост СД, к северо-западу от Печенги. [ 66 ]
110♠ 17 августа 1944 г. 09:56 Бостон [ 63 ] PQ 37 Купить РУ-9 [ 66 ] 116♠ 23 августа 1944 г. 16:38 П-39 [ 65 ] PQ 37 Ост ТЦ [ 66 ]
111♠ 17 августа 1944 г. 09:58 Бостон [ 63 ] PQ 37 Купить РУ-3 [ 66 ] 117 16 сентября 1944 г. 11:56 Бостон [ 65 ] PQ 37 Ост СА-2/8 [ 66 ]
окрестности Киркенеса
112♠ 23 августа 1944 г. 12:10 Он-2 [ 65 ] PQ 37 Ост РД, к северу от Печенги. [ 66 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Для объяснения обозначений подразделений Люфтваффе см. Организация Люфтваффе во время Второй мировой войны .
  2. По словам Обермайера после боя с Ил-2 « Штурмовик ». [ 2 ]
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Это утверждение не упоминается ни Момбеком, ни Мэтьюзом и Форманом. [ 27 ] [ 28 ]
  4. ^ Перейти обратно: а б Это утверждение не указано Прином, Стеммером, Родейке и Боком. [ 33 ]
  5. ^ По словам Момбека, Мэтьюз и Форман заявили в 07:07. [ 34 ] [ 35 ]
  6. По словам Момбека, Мэтьюз и Форман заявили в 14:27. [ 35 ] [ 38 ]
  7. ^ Это утверждение не указано Мэтьюзом и Форманом. [ 20 ]
  8. По словам Шерцера, пилота III./Jagdergeschwader 5 . [ 71 ]
  1. ^ Стеннман и Кескинен 2015 , стр. 24.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Обермайер 1989 , с. 175.
  3. ^ Момбек 2003 , с. 103.
  4. ^ Момбек 2003 , с. 169.
  5. ^ Момбек 2003 , с. 199.
  6. ^ Момбек 2011 , с. 227.
  7. ^ Момбек 2010 , с. 68.
  8. ^ Момбек 2010 , с. 91.
  9. ^ Момбек 2010 , с. 93.
  10. ^ Момбек 2010 , с. 95.
  11. ^ Уил 2016 , с. 97.
  12. ^ Обермайер 1989 , с. 243.
  13. ^ Прин и др. 2022 , стр. 117, 138.
  14. ^ Уил 2016 , с. 99.
  15. ^ Шук 2007 , стр. 171–172.
  16. ^ Прин и др. 2022 , с. 154.
  17. ^ Уил 2016 , с. 100.
  18. ^ Забецкий 2019 , стр. 330.
  19. ^ Спик 1996 , с. 231.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Мэтьюз и Форман, 2015 , стр. 920–922.
  21. ^ Планквадрат .
  22. ^ Момбек 2011 , с. 260.
  23. ^ Прин и др. 2006 , с. 475.
  24. ^ Перейти обратно: а б Момбек 2011 , с. 265.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Прин и др. 2006 , с. 480.
  26. ^ Момбек 2011 , с. 264.
  27. ^ Момбек 2011 , стр. 266–267, 274–275.
  28. ^ Перейти обратно: а б Мэтьюз и Форман, 2015 , стр. 920–921.
  29. ^ Прин и др. 2006 , с. 481.
  30. ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2012 , с. 309.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Момбек 2011 , с. 272.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Прин и др. 2012 , с. 312.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Прин и др. 2012 , с. 310.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Момбек 2011 , с. 268.
  35. ^ Перейти обратно: а б Мэтьюз и Форман, 2015 , с. 920.
  36. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Момбек 2011 , с. 273.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Прин и др. 2012 , с. 313.
  38. ^ Перейти обратно: а б с Момбек 2011 , с. 269.
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Момбек 2011 , с. 270.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Прин и др. 2012 , с. 311.
  41. ^ Перейти обратно: а б с д и Момбек 2011 , с. 274.
  42. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Прин и др. 2012 , с. 314.
  43. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Момбек 2011 , с. 271.
  44. ^ Перейти обратно: а б Момбек 2011 , с. 275.
  45. ^ Перейти обратно: а б с д Прин и др. 2012 , с. 315.
  46. ^ Момбек 2011 , стр. 275–276.
  47. ^ Мэтьюз и Форман 2015 , с. 921.
  48. ^ Перейти обратно: а б с Момбек 2011 , с. 276.
  49. ^ Мэтьюз и Форман 2015 , стр. 921–922.
  50. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Прин и др. 2022 , с. 142.
  51. ^ Перейти обратно: а б Момбек 2011 , с. 278.
  52. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Прин и др. 2022 , с. 147.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Момбек 2011 , с. 287.
  54. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Момбек 2011 , с. 279.
  55. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Момбек 2011 , с. 288.
  56. ^ Перейти обратно: а б с д и Момбек 2011 , с. 280.
  57. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Прин и др. 2022 , с. 143.
  58. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Прин и др. 2022 , с. 148.
  59. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Момбек 2011 , с. 289.
  60. ^ Момбек 2011 , с. 281.
  61. ^ Перейти обратно: а б с д и Прин и др. 2022 , с. 146.
  62. ^ Перейти обратно: а б Момбек 2011 , с. 286.
  63. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Момбек 2011 , с. 290.
  64. ^ Мэтьюз и Форман 2015 , с. 922.
  65. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Момбек 2011 , с. 291.
  66. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Прин и др. 2022 , с. 149.
  67. ^ Диксон 2023 , с. 84.
  68. ^ Патцвалл 2008 , с. 155.
  69. ^ Патцвалл и Шерцер 2001 , с. 333.
  70. ^ Фелльгибель 2000 , с. 326.
  71. ^ Шерцер 2007 , с. 572.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бергстрем, Кристер [на шведском языке] . «Веб-сайт Бергстрема Черного Креста / Красной Звезды» . Идентификация Планквадрата Люфтваффе . Архивировано из оригинала 22 декабря 2018 года . Проверено 2 декабря 2020 г.
  • Диксон, Джереми (2023). Дневные асы-истребители Люфтваффе: кавалеры Рыцарского креста 1943–1945 гг . Барнсли: Книги о пере и мече . ISBN  978-1-39903-073-1 .
  • Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 гг. — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех частей родов войск Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN  978-3-7909-0284-6 .
  • Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 3 M – R. Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN  978-1-906592-20-2 .
  • Момбик, Эрик (2003). Eismeerjäger — Zur Geschichte des Jagdgeschwaders 5 — Том 2 [ Истребители в Арктическом море — История 5-го истребительного авиаполка — Том 2 ]. Линкебек, Бельгия: ASBL, Ла Порт-д'Ув. ISBN  978-2-9600236-4-0 .
  • Момбик, Эрик (2010). Eismeerjäger — Zur Geschichte des Jagdgeschwaders 5 — Том 3 [ Истребители в Арктическом море — История 5-го истребительного авиаполка — Том 3 ]. Линкебек, Бельгия: ASBL, Ла Порт-д'Ув. ISBN  978-2-930546-02-5 .
  • Момбик, Эрик (2011). Eismeerjäger — Zur Geschichte des Jagdgeschwaders 5 — Том 4 [ Истребители в Арктическом море — История 5-го истребительного авиаполка — Том 4 ]. Линкебек, Бельгия: ASBL, Ла Порт-д'Ув. ISBN  978-2-930546-05-6 .
  • Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN  978-3-87341-065-7 .
  • Патцвалл, Клаус Д.; Шерцер, Вейт (2001). Немецкий крест 1941–1945 гг. История и владельцы, том II [ Немецкий крест 1941–1945 гг. История и получатели, том 2 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN  978-3-931533-45-8 .
  • Патцвалл, Клаус Д. (2008). за выдающиеся достижения в Почетный кубок воздушной войне (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN  978-3-931533-08-3 .
  • Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2006). Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. — Часть 9/III — От летней кампании 1942 г. до разгрома Сталинграда — 1 мая 1942 г. по 3 февраля 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС 1934–1945 гг. —Часть 9/III — От летней кампании 1942 года до поражения под Сталинградом — с 1 мая 1942 года по 3 февраля 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN  978-3-923457-78-6 .
  • Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2012). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 12/I. Операции на Востоке. 4.2. по 31 декабря 1943 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 г. — Часть 12/I — Действия на Востоке — с 4 февраля по 31 декабря 1943 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Buchverlag Rogge. ISBN  978-3-942943-02-4 .
  • Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Балке, Ульф; Бок, Винфрид (2022). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 годах. Часть 15/I. Операции на Востоке. 1.1. по 31 декабря 1944 г. [ Истребительные части ВВС Германии с 1934 по 1945 г. - Часть 15/I - Действия на Востоке - с 1 января по 31 декабря 1944 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Buchverlag Rogge. ISBN  978-3-942943-26-0 .
  • Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, ВВС, Кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзников. Войска с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN  978-3-938845-17-2 .
  • Шак, Уолтер (2007). Стрелять! От Ме 109 до Ме 262 Воспоминания о воздушных боях с Jagdgeschwader 5 и 7 [ Победа! От Me 109 до Me 262. Воспоминания о воздушных боях с истребительными авиаполками 5 и 7 ] (на немецком языке). Ахен, Германия: Издательство и книгораспространение Helios. ISBN  978-3-938208-44-1 .
  • Спик, Майк (1996). Истребители-асы Люфтваффе: Jadgflieger и их боевая тактика и техника . Нью-Йорк: Ivy Books . ISBN  978-0-8041-1696-1 .
  • Стеннман, Кари; Кескинен, Калеви (2015). Люфтваффе над Финляндией . Книги «Перо и меч» . ISBN  978-1-78438-155-4 .
  • Уил, Джон (2016). Арктические Bf 109 и Bf 110 Aces . Самолет асов. Том. 124. Лондон, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN  978-1-78200-798-2 .
  • Забекки, Дэвид Т. , изд. (2019). Немецкая военная машина во Второй мировой войне . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . ISBN  978-1-44-086918-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8cd1fa6f2f36d58e9015aa029e4af33c__1725849960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/3c/8cd1fa6f2f36d58e9015aa029e4af33c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jakob Norz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)