Хельмут Нейман
Хельмут Нейман | |
---|---|
Рожденный | Франкфурт Am Main , Weimar Republic | 21 ноября 1921 г.
Умер | 21 апреля 1992 г. Франкфурт А.М. Мейн, Германия | (в возрасте 70 лет)
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Годы службы | 1939–1945 |
Классифицировать | Лейтант (второй лейтенант) |
Единица | JG 5 |
Команды | 14./jg 5 |
Сражения/войны | Вторая мировая война |
Награды | Крест рыцаря Железного креста |
Хельмут Нейман (21 ноября 1921 года - 21 апреля 1992 г.) был люфтваффе (Немецкие ВВС) борцом -борцом во время Второй мировой войны . Ему приписывают 62 воздушных побед, достигнутых в 162 боевых миссиях, в два отдельных случаях становясь « тузом в день ». Все, кроме двух его воздушных побед, были заявлены на восточном фронте .
Карьера
[ редактировать ]Нейман родился 21 ноября 1921 года во Франкфурте Am Main , в то время в провинции Гесс-Нассау в Республике Веймар . [ 1 ] После завершения полета, [ Примечание 1 ] Нейман завершил обучение пилота-истребителей с помощью Ergänzungs-Jagdgruppe West , дополнительного подразделения для пилотов-истребителей, базирующейся в Казоу , Франция. Затем он был отправлен в 7. Staffel (7 -я эскадрилья) Jagdgeschwader 5 (Wing 5–5th Fighter) 11 августа 1942 года в Киркенесе . [ 3 ] В то время 7-й сезон командовал Oberleutnant Hans-Curt Graf von Sponeck, сыном Ганса Графа фон Спонека и подчиненным III. Группа (3 -я группа) JG 5 во главе с капитаном Гюнтером Шольцем . [ 4 ] Два дня спустя он Crash приземлился на своем Messerschmitt BF 109 E-7 ( Werknummer 6033-Факционное число) в Киркенесе , чуть не разрушая самолет. [ 5 ]
4 апреля 1943 года в 13:10, 7. и 9. Staffel были зафиксированы, чтобы перехватить входящее советское образование Ильюшин IL-2 самолета , сопровождаемого Bell P-39 Airacobra и Curtiss P-40 Warhawk Fighters. На этой встрече Нейман утверждал, что один из бойцов P-39 сбил сбит, что не было подтверждено. [ 6 ] Во время этой воздушной помолвки его BF 109 F-4 ( Werknummer 8562) потерпел сбой двигателя, что привело к вынужденной посадке в Петамо. [ 7 ] 26 сентября Нейман был ранен в бою, когда его BF 109 G-6 ( Werknummer 15791) был поражен зенитной артиллерией во время поисковой и спасательной миссии к юго-востоку от Лизы Байт . Тем не менее, ему удалось уехать обратно в Петамо. [ 8 ] В поисках лейтента Фридриха Шумана, который пропал без вести , шрапнель из зенитной артиллерийской оболочки ударил его в горло. Сильно кровоточив, его нужно было вытащить, если его самолет. Почти умирая от потери крови, его речь оставалась нарушенной до конца его жизни, и Нейман был госпитализирован в течение шести месяцев. [ 9 ]
Лидер эскадрильи и конец войны
[ редактировать ]4 сентября 1944 года Финляндия внедрила прекращение огня, за которым следуют Советский Союз через день, фактически прекратив продолжение войны . Следовательно, iv. Группе из JG 5 было приказано переехать в северную Норвегию. В тот день, 14 лет. Стафтель переехал в аэродром Трондхейма-Вернеса и поместил под командование Неймана, заменив Оберлейтант Хорст Кейм. [ 10 ] 26 сентября Нейман одержал свою 50-ю воздушную победу, когда он сбил истребителя Yakovlev Yak-9 . [ 11 ]
13 января 1945 года Нейман выполнил свою последнюю боевую миссию с JG 5. Затем его перевели в Ergänzungs-Jagdgeschwader 2 для обучения конверсии в Jet Fighter Messerschmitt Me 262 . С этим подразделением он впервые пролетел на аэродрома Lechfeld в Lechfeld 28 января. Командование его прежнего 14. Staffel of JG 5 было передано Lautnant Hans Richter. [ 12 ] Нейман был награжден Крестом Рыцаря Железного Креста ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ) 12 марта 1945 года за 62 Aerial Acfories. [ 13 ]
Резюме карьеры
[ редактировать ]Анциальная победа претензий
[ редактировать ]Согласно Spick, Нейману было приписано 62 воздушных побед, заявленных в 162 боевых миссиях. [ 14 ] Мэтьюз и Форман, авторы Luftwaffe Aces - биографии и заявления о победе , исследовали Германский федеральный архив и обнаружили записи для 62 воздушных побед, заявленных в 162 боевых миссиях. Все, кроме двух его воздушных побед, были заявлены на восточном фронте . [ 15 ]
Претензии о победе были зарегистрированы до карт-ссылки (PQ = Planquadrat ), например, «PQ 37 OST RC-3». Карта сетки Люфтваффе ( Jägermeldenetz ) покрыла всю Европу, Западную Россию и Северную Африку и состояла из прямоугольников, размеясь 15 на 30 минут широты минут долготы , площадь около 360 миль (930 км. 2 ) Затем эти сектора подразделяли на 36 меньших единиц, чтобы получить площадь местоположения 3 км × 4 км (1,9 мили × 2,5 мили) размер. [ 16 ]
Хроника воздушных побед | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и The ♠ ( Ace Of Speads ) указывают на те воздушные победы, которые сделали Неймана « туз в день », термином, который назначает пилота-истребителя, который сбил пять или более самолетов за один день.
Это и? (восклицательный знак) указывает на несоответствия информации, перечисленные Prien, Stemmer, Rodeike, Balke, Bock, Mombek, Mathews и Foreman.
| |||||||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение |
- 7. Jagdschwader 5 Сезон - [ 17 ] Восточный фронт, восточная и северная Норвегия и Финляндия - 1 января - 31 декабря 1943 года | |||||||||
1 | 22 июля 1943 года | 23:02 | Ураган | PQ 37 OST RC-3, 15 км (9,3 мили) к западу от Пумманки [ 18 ] [ 19 ] | 6 | 23 августа 1943 года | 04:53 | P-39 | PQ 37 OST SE 3, к северу от Эйны Губа [ 20 ] 10 км (6,2 мили) к северу от Эйны [ 21 ] |
2 | 25 июля 1943 года | 02:55 | P-39 | PQ 37 OST QC-4 [ 18 ] 18 км (11 миль) к югу от Киберга [ 19 ] |
7 | 2 сентября 1943 года | 17:50 | P-40 | к северо -западу от Пумманки [ 20 ] 8 км (5,0 миль) к северо -западу от Пумманки [ 21 ] |
3 | 25 июля 1943 года | 02:58 | P-39 | PQ 37 OST QC-6 [ 18 ] 20 км (12 миль) к юго -востоку от Киберга [ 19 ] |
8 | 14 сентября 1943 года | 18:39 | P-39 | PQ 37 OST RC 46, к северо -западу от Петамо [ 20 ] 20 км (12 миль) к северо -западу от Петамо Байта [ 22 ] |
4 | 18 августа 1943 года | 12:43 | P-39 | К юго -востоку от собак, Губа [ 20 ] 4 км (2,5 миль) к юго -востоку от Эйны Губа [ 19 ] |
9 | 14 сентября 1943 года | 18:53 | P-40 | PQ 37 OST RC 93, к югу от Heinäsaari [ 23 ] 4 км (2,5 миль) к юго -западу от Heinäsaari [ 22 ] |
5 | 18 августа 1943 года | 14:45 | P-39 | К юго -востоку от собак, Губа [ 20 ] 8 км (5,0 миль) к юго -востоку от Эйны Губа [ 21 ] |
|||||
- 7. Jagdschwader 5 Сезон - [ 15 ] Восточный фронт и северная Норвегия и Финляндия - май - июль 1944 г. | |||||||||
10 | 11 мая 1944 года | 07:35 | Як-9 | PQ 37 OST QC-5/6 [ 24 ] 35 км (22 к северо-западу от Вайда-Губа [ 25 ] |
29♠ | 17 июня 1944 года | 21:35 | Бостон | PQ 37 OST RC-4/1 [ 26 ] 34 км (21 миль) к северо -востоку от Jaarnet [ 27 ] |
11 | 16 мая 1944 года | 19:15 | P-39 | PQ 37 OST QC-3/8 [ 24 ] 20 км (12 миль) к востоку от Киберга [ 25 ] |
30 | 27 июня 1944 года | 16:41 | Як-9 | PQ 37 OST SD-6/6 [ 26 ] 24 км (15 миль) к юго -востоку от Киркенеса [ 27 ] |
12 | 16 мая 1944 года | 19:40 | P-39 | PQ 37 OST QF-9/5 [ 24 ] 31 км (19 миль) к северо-северо-востоку от Кейп-Лазаря [ 25 ] |
31 | 27 июня 1944 года | 16:42 | P-40 | PQ 37 OST SD-8/4 [ 26 ] 18 км (11 миль) юго-юго-запад от Киркенеса [ 27 ] |
13 | 25 мая 1944 года | 21:47 | P-40 | Северо-северо-восток от Берлевага [ 24 ] 18 км (11 миль) к северо-северо-северо-востоку от Берлевага [ 28 ] |
32 | 27 июня 1944 года | 16:46 | Бостон | PQ 37 OST RB-4/5 [ 26 ] 21 км (13 миль) к северо -востоку от Киркенеса [ 27 ] |
14 | 25 мая 1944 года | 21:49 | Бостон | Северо-северо-восток от Берлевага [ 29 ] 29 км (18 миль) к северо-северо-северо-востоку от Берлевага [ 28 ] |
33♠ | 28 июня 1944 года | 00:01 | Бостон | PQ 37 OST SU-3/3 [ 30 ] 4 км (2,5 миль) к северо -западу от Киркенеса [ 31 ] |
15 | 25 мая 1944 года | 21:51 | P-39 | К северу от Берлевага [ 29 ] 16 км (9,9 мили) к северу от Берлевага [ 28 ] |
34♠ | 28 июня 1944 года | 00:03 | Бостон | PQ 37 OST SU-8/1 [ 30 ] 20 км (12 миль) к юго -западу от Киркенеса [ 31 ] |
16 | 26 мая 1944 года | 05:01 | P-40 | Северо-северо-восток от Хэмнингберга [ 29 ] 19 км (12 миль) к северо-северо-востоку от Хэмнингберга [ 28 ] |
35♠ | 28 июня 1944 года | 00:11 | P-40 | PQ 37 OST RD-9/6 [ 30 ] 13 км (8,1 миль) к северо -востоку от Иварне [ 31 ] |
17 | 26 мая 1944 года | 05:02 | P-39 | к северу от Хэмнингберга [ 29 ] 15 км (9,3 мили) к северо-северо-востоку от Хэмнингберга [ 28 ] |
36♠ | 28 июня 1944 года | 03:47 | P-40 | PQ 37 OST RD-7/4 [ 30 ] 6 км (3,7 миль) к северо-северо-востоку от Пецамо фьорд [ 31 ] |
18 | 26 мая 1944 года | 05:03 | IL-2 | к северо -востоку от Хэмнингберга [ 29 ] 12 км (7,5 миль) к северо-северо-востоку от Хэмнингберга [ 28 ] |
37♠ | 28 июня 1944 года | 03:48 | P-40 | PQ 37 OST SD-2/3 [ 30 ] 13 км (8,1 миль) к северо -востоку от Петамо фьорда [ 31 ] |
19 | 26 мая 1944 года | 05:07 | P-39 | к северо -востоку от Хэмнингберга [ 29 ] 26 км (16 миль) к северо-северо-востоку от Хэмнингберга [ 28 ] |
38♠ | 28 июня 1944 года | 03:59 | Як-9 | PQ 37 OST RC-8/9 [ 30 ] 12 км (7,5 миль) к северо -западу от Петамо фьорда [ 31 ] |
20 | 15 июня 1944 года | 02:42 | Як-9 | PQ 37 OST RD-6/8 [ 29 ] 8 км (5,0 миль) к северу от Пуманки [ 32 ] |
39 | 4 июля 1944 года | 03:47 | P-40 | PQ 37 OST NB-7/5 [ 30 ] 21 км (13 миль) к северо -востоку от Макура [ 31 ] |
21 | 15 июня 1944 года | 19:28 | P-40 | PQ 37 Cheese SD-2/3, к северо-востоку от Киркенеса [ 29 ] 8 км (5,0 миль) к юго -западу от Пуманки [ 32 ] |
40 | 4 июля 1944 года | 19:15 | Бостон | PQ 37 Покупка RA-2/5 [ 30 ] 22 км (14 миль) к северо -западу от Jaarnet [ 33 ] |
22♠ | 17 июня 1944 года | 07:48 | P-40 | PQ 37 OST PC-6/2 [ 29 ] 12 км (7,5 миль) к западу от Киберга [ 32 ] |
41 | 4 июля 1944 года | 19:19 | P-40 | PQ 37 OST SA-3/4 [ 30 ] 18 км (11 миль) к востоку от Киркенеса [ 33 ] |
23♠ | 17 июня 1944 года | 07:49 | P-40 | PQ 37 OST PC-9/3 [ 29 ] 18 км (11 миль) восток-северо-восток от Киберга [ 32 ] |
42 | 17 июля 1944 года | 18:54 | Як-9 | PQ 37 приобрести RA-4/1 [ 34 ] 21 км (13 миль) к северу от Киркенеса [ 33 ] |
24♠ | 17 июня 1944 года | 08:06 | Бостон | PQ 37 OST QC-2/7 [ 26 ] 20 км (12 миль) к югу от Киберга [ 27 ] |
43 | 17 июля 1944 года | 18:56 | Як-9 | PQ 37 Покупать RA-5/4 [ 34 ] 19 км (12 миль) к западу от Киркенеса [ 33 ] |
25♠ | 17 июня 1944 года | 08:10 | IL-2 | PQ 37 OST/QC-9/1 [ 26 ] 27 км (17 миль) к юго -западу от Киберга [ 27 ] |
44 | 17 июля 1944 года | 18:59 | Бостон | PQ 37 OST SB-4/9 [ 34 ] 27 км (17 миль) к юго -востоку от Киркенеса [ 35 ] |
26♠ | 17 июня 1944 года | 21:28 | P-40 | PQ 37 OST RB-6/5 [ 26 ] 38 км (24 мили) к северо -востоку от Киркенеса [ 27 ] |
45 | 28 июля 1944 года | 13:15 | P-39 | PQ 37 Купить RU-3/7 [ 34 ] 15 км (9,3 мили) к юго -востоку от Вадсё [ 36 ] |
27♠ | 17 июня 1944 года | 21:29 | P-39 | PQ 37 OST RB-5/3 [ 26 ] 35 км (22 миль) к северо -востоку от Киркенеса [ 27 ] |
46 | 28 июля 1944 года | 13:22 | IL-2 | PQ 37 Покупать RA-3/6 [ 34 ] 17 км (11 миль) к юго -востоку от Ekkerøya [ 36 ] |
28♠ | 17 июня 1944 года | 21:30 | P-40 | PQ 37 OST RB-7/8 [ 26 ] 15 км (9,3 мили) к северо -востоку от Jaarnet [ 27 ] |
47 | 28 июля 1944 года | 13:26 | P-39 | PQ 37 OST RC-5/4 [ 34 ] 16 км (9,9 мили) к северо -западу от острова Хейнасарет [ 36 ] |
- Стал III. Группа Jagdschwader 5 - [ 37 ] Восточный фронт - август 1944 г. | |||||||||
48 | 17 августа 1944 | 10:18 | На 2 | PQ 37 OST RB [ 38 ] 10 км (6,2 мили) к югу от Эккерёйя [ 36 ] |
49 | 23 августа 1944 года | 12:17? [ Примечание 2 ] | IL-2 | PQ 37 OST RQ [ 38 ] 5 км (3,1 миль) к юго -востоку от Эккерёйя [ 39 ] |
- 14. Jagdschwader 5 Сезон - [ 37 ] Восточный фронт - 6 сентября - 6 ноября 1944 года | |||||||||
50? [ Примечание 3 ] | 26 сентября 1944 года | 16:48 | Як-9 [ 40 ] | 40 км (25 миль) к востоку от Ekkerøya [ 37 ] | 56 | 8 октября 1944 года | 09:03 | P-39 | 35 км (22 миль) к юго -востоку от Петамо [ 40 ] [ 41 ] |
51? [ Примечание 3 ] | 27 сентября 1944 года | —
|
На 2 | Ekkerøya [ 40 ] 23 км (14 миль) |
57 | 9 октября 1944 года | 08:31 | P-39 | 27 км (17 миль) к юго -востоку от Петамо [ 40 ] [ 41 ] |
52? [ Примечание 3 ] | 27 сентября 1944 года | 11:41? [ Примечание 4 ] | P-39 [ 40 ] | 23 км (14 миль) к югу от Киберга [ 37 ] | 58 | 9 октября 1944 года | 08:34 | P-39 | 40 км (25 миль) к юго -востоку от Петамо [ 40 ] [ 41 ] |
53 | 27 сентября 1944 года | 11:43 | P-39 | 30 км (19 миль) к югу от Киберга [ 40 ] [ 39 ] | 59 | 9 октября 1944 года | 08:37 | Бостон | 40 км (25 миль) к юго -востоку от Петамо [ 40 ] [ 41 ] |
54 | 27 сентября 1944 года | 11:44 | Бостон | 40 км (25 миль) к востоку от Ekkerøya [ 40 ] [ 39 ] | 60 | 9 октября 1944 года | 14:47 | Бостон | 52 км (32 миль) к юго -востоку от Петамо [ 40 ] [ 41 ] |
55 | 29 сентября 1944 года | 15:27 | P-39 | 28 км (17 миль) [ 40 ] 26 км (16 миль) восток-юго-восток от Эккерёйя [ 41 ] |
Награды
[ редактировать ]- Iron Cross (1939) 2 и 1 -й класс [ 42 ]
- Немецкий крест в золоте 1 января 1945 года как лейтенант в 14./ Jagdgeschwader 5 [ 43 ]
- Крест рыцаря Железного креста 12 марта 1945 года в качестве лейтента и штата 14./ Jagdgeschwader 5 [ 44 ] [ 45 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Полетная тренировка в Луфтваффе проходила через уровни A1, A2 и B1, B2, называемых A/B Lething Training. Обучение включало теоретическую и практическую подготовку по аэробатики, навигации, дальних рейсам и приземлениям мертвых шагов. Курсы B включали высотные рейсы, рейсы инструмента, ночные посадки и обучение для обработки самолетов в трудных ситуациях. [ 2 ]
- ^ Согласно Момбеку, Мэтьюз и Форман заявили в 12:15. [ 39 ] [ 37 ]
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Это утверждение не лишено Момбеком. [ 39 ]
- ^ По словам Мэтьюса и Формана, претендовало в 11:40. [ 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Obermaier 1989 , p. 173.
- ^ Bergström, Antipov & Sundin 2003 , p. 17.
- ^ Mombeek 2003 , p. 250
- ^ Prien et al. 2006 , с. 470.
- ^ Prien et al. 2006 , с. 484.
- ^ Mombeek 2003 , p. 342.
- ^ Prien et al. 2012 , с. 316
- ^ Prien et al. 2012 , с. 318
- ^ MOMBEEK 2010 , с. 75
- ^ Mombeek 2011 , с. 73, 296.
- ^ Weal 2016 , с. 101.
- ^ MOMBEEK 2011 , с. 143.
- ^ Weal 2007 , p. 43
- ^ Spick 1996 , p. 240.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Мэтьюс и Форман 2015 , с. 909–910.
- ^ Planquadrat .
- ^ Мэтьюс и Форман 2015 , с. 909.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Prien et al. 2012 , с. 312
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Mombeek 2011 , с. 272
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и Prien et al. 2012 , с. 313
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Mombeek 2011 , с. 273
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Mombeek 2011 , с. 274
- ^ Prien et al. 2012 , с. 314
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Prien et al. 2022 , с. 144
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Mombeek 2011 , с. 283.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Prien et al. 2022 , с. 146
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Mombeek 2011 , с. 286
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин Mombeek 2011 , с. 284
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Prien et al. 2022 , с. 145.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Prien et al. 2022 , с. 147
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин Mombeek 2011 , с. 287
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Mombeek 2011 , с. 285
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Mombeek 2011 , с. 288
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон Prien et al. 2022 , с. 148.
- ^ MOMBEEK 2011 , с. 289
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Mombeek 2011 , с. 290.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон Мэтьюс и Форман 2015 , с. 910.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Prien et al. 2022 , с. 149
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и Mombeek 2011 , с. 291.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Prien et al. 2022 , с. 173.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон Mombeek 2011 , с. 292
- ^ Диксон 2023 , с. 208
- ^ Patzwall & Scherzer 2001 , p. 329.
- ^ Fellgiebel 2000 , p. 323.
- ^ Scherzer 2007 , p. 566.
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Христер [на шведском] ; Антипов, Влад; Sundin, Claes (2003). Graf & Grislawski - пара тузов . Гамильтон MT: Eagle Editions. ISBN 978-0-9721060-4-7 .
- Бергстрем, Христер [на шведском] . «Bergström Black Cross/Red Star сайт» . Определение Luftwaffe Planquadrat . Архивировано из оригинала 22 декабря 2018 года . Получено 15 августа 2024 года .
- Диксон, Джереми (2023). Дневные истребители Луфтваффе: Рыцарский кросс -держатели 1943–1945 гг . Барнсли: Книги из ручки и меча . ISBN 978-1-39903-073-1 .
- Fellgieblel, Walther-Peer [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители рыцарского креста Железного кросса 1939–1945 гг. - владельцы высшей награды Второй мировой войны во всех частях Вермахта [ носители Креста Рыцаря Железного креста 1939–1945 гг. Высшая награда Второй мировой войны всех филиалов Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2015). Азы Люфтваффе - биографии и заявления о победе - том 3 м - р . Уолтон на Темзе: Красный Кайт. ISBN 978-1-906592-20-2 .
- Момбек, Эрик (2003). Наши шахты желудков разработали этот jag-history 2 [ Fighenten и 5th Frethr Wing-Volunte 2 ]. Объекты, Белмиум: -tp, ASBL, La Probpes's Hovessring. ISBN 978-2-9600236-4-0 .
- Mombek, Eric (2010). Наши часы, чтобы ограничить 5-полосные джагсгиканводы 3 [ фигуры в Арктическом море-история 5-го истребителя крыла крыла-тома 3 ]. Объекты, Белмиум: -tp, ASBL, La Probpes's Hovessring. ISBN 978-2-930546-02-5 .
- Mombek, Eric (2011). Oumeber Hunter to рассказы об этом Jagdgianwoods 5-Tape 4 [ Figths в Арктическом море-история 5-го истребителя-вистул 4 ]. Объекты, Белмиум: -tp, ASBL, La Probpes's Hovessring. ISBN 978-2-930546-05-6 .
- Obermaier, Ernst (1989). Рыцарские перевозчики ВВС Jagpflieger 1939 - 1945 [ рыцарские носители истребителей Luftwaffe Force 1939 - 1945 ] (на немецком языке). Мейнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Patzwall, Klaus D.; Scherzer, Veit (2001). Немецкий кросс 1941 - 1945 г. История и владелец Том II [ Немецкий кросс 1941 - 1945 год и получатели Том 2 ] (на немецком языке). Нордерседт, Германия: Верлаг Клаус Д. Пацвалолл. ISBN 978-3-931533-45-8 .
- Пен, Джохен; Stemmer, Gerhard; Rodeike, Peter; Бок, Винфрид (2006). Пилотные ассоциации истребителей Немецких ВВС с 1934 по 1945 год - Часть 9/III - Летняя кампания 1942 года до поражения Сталинграда - с 1 -го 1942 года по 3,2.1943 [ Истребители Немецких ВВС с 1934 по 1945 год. /III - от летней кампании 1942 года до поражения в Сталинграде - 1 мая 1942 года по 3 февраля 1943 года ] (на немецком языке). Eutin, Германия: Pruve Printing. ISBN 978-3-923457-78-6 .
- Пен, Джохен; Stemmer, Gerhard; Rodeike, Peter; Бок, Винфрид (2012). Пилотные ассоциации истребителей Немецких ВВС с 1934 по 1945 год - Часть 12/I - развертывание на востоке - 4,2. до 31.12.1943 [ истребители Немецких ВВС с 1934 по 1945 год - Арт 12/I - действие на востоке - 4 февраля 1943 года ] (на немецком языке). Эутин, Германия: Бухверлаг Рогге. ISBN 978-3-942943-02-4 .
- Пен, Джохен; Stemmer, Gerhard; Balke, Ulf; Бок, Винфрид (2022). Пилотные ассоциации истребителей Немецких ВВС с 1934 по 1945 год - Часть 15/I - развертывание на востоке - 1.1. до 31.12.1944 [ истребители Немецких ВВС с 1934 по 1945 год - Арт 15/I - действие на востоке - 1 января 1944 г. ] (на немецком языке). Эутин, Германия: Бухверлаг Рогге. ISBN 978-3-942943-26-0 .
- Scherzer, Veit (2007). Рыцарный кросс 1939–1945 годы владельцы Knight Cross of the Iron Cross в 1939 году Хир, ВВС, ВМС, Ваффен-С.С., Вольксстурм и Германия союзников в соответствии с документами Федерального архива [ рыцарские носители 1939 года-1939– 1945 Владельцы Креста Рыцаря Железного креста 1939 года армией, ВВС, ВМС, Ваффен-С.С., Вольксстурмом и союзными силами с Германией в соответствии с документами Федерального архива ] (на немецком языке). Джена, Германия: военный издатель Шерцера. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Spick, Mike (1996). Люфтваффе -истребители . Нью -Йорк: Книги Айви . ISBN 978-0-8041-1696-1 .
- Weal, John (2007). Больше BF 109 тузов русского фронта . Самолеты тузов. Тол. 76. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84603-177-9 .
- Weal, John (2016). Арктика BF 109 и BF 110 Aces . Самолеты тузов. Тол. 124. Лондон, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-78200-798-2 .